СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обществознанию 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана к учебнику Обществознание: 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе / [Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая и др.]. М.: Просвещение, 2014.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию 5 класс»

Пояснительная записка

I. Общая характеристика программы

Рабочая программа по обществознанию для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по обществознанию для 5–9 классов (М.: Просвещение, 2011. Серия «Стандарты второго поколения»), примерных базисных учебных планов и программы курса «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова. 5–9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных организаций» (М.: Просвещение, 2013). Программа составлена на основе федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательных учреждениях и учитывающих требования к результатам общего образования, представленные в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, предполагающие преемственность с примерными программами для начального общего образования.

Данная программа ориентирована на использование учебника Л.Н. Боголюбова «Обществознание: 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе» (М.: Просвещение, 2014), который обращен к младшему подростковому возрасту и посвящен актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Даются элементарные научные представления об обществе, о социальном окружении, Родине. Эти вопросы должны быть раскрыты через противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости. Основой содержания являются моральные и правовые нормы. Это создает условия для единства обучения и воспитания, что определяет нравственные ориентиры, формирует образцы достойного поведения.

В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер, что продиктовано проблемами социализации младших подростков. На этом этапе обеспечивается преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе. Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит учащихся в расширяющийся круг социальных институтов: от самых близких и эмоционально значимых (темы «Семья» и «Школа») через раскрытие важнейшей стороны человеческой жизни (в теме «Труд») до самого общественно значимого (тема «Родина»). Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними.

Авторы учебника раскрывают такое нравственное качество, как добродетель: мораль и добро. Помимо знаний важными содержательными компонентами курса являются социальные навыки, умения, совокупность моральных и гуманистических ценностей и т.д.

Данная программа по обществознанию предназначена для учащихся 5 класса основной общеобразовательной школы, которые изучают предмет в первом концентре обществоведческого образования в средней школе.

Структура рабочей программы включает пояснительную записку, тематическое планирование учебного материала, поурочное планирование, списки основной и дополнительной литературы, а также интернет–ресурсов.

Цели обучения:

• воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

• развитие личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте, повышение уровня ее духовно–нравственной, политической и правовой культуры, становление социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, углубление интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин, формирование способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю;

• освоение на уровне функциональной грамотности системы необходимых для социальной адаптации знаний об обществе, основных социальных ролях, о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде, сферах человеческой деятельности, способах регулирования общественных отношений, механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

• овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;

• формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско–общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейно–бытовых отношений;

• овладение учащимися умением получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные, освоение ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства.

Задачи обучения:

• приобретение основ обществоведческих знаний и умений;

• содействие в усвоении на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества;

• помощь при ориентировании в основных этических и правовых нормах;

• овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельности;

• освоение компетенций (учебно–познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно–смысловой, информационно–технологической).

Межпредметные связи:

История, 5 класс: формирование единой с историей системы понятий, структуры общественных связей.

Литература, 5 класс: общая с обществознанием ориентация целей на формирование у учеников образа мира через достижения человеческой культуры.

География, 5 класс: закономерности взаимодействия общества и природы, номенклатура географических названий.

Биология, 5 класс: представление о науке как об особом и самостоятельном способе познания мира человеческим обществом.

II. Место учебного предмета в учебном плане

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования и примерному учебному плану образовательного учреждения на изучение обществознания в 5–9 классах отводится 1 ч в учебную неделю, то есть 34 ч за учебный год, включая часы на промежуточный и итоговый контроль и 4 резервных часа на практические и тому подобные работы. Большинство тем программы 5 класса разбиты на 2 урока и предполагают выделение специальных уроков–практикумов, на которых учащиеся выполняют практические задания, развивают свои познавательные, коммуникативные умения, закрепляют на практике усвоенное содержание. Данная программа составлена в соответствии с таким распределением учебного времени.

III. Ценностные ориентиры

Факторы общественного характера оказывают определяющее воздействие на жизнь современного человека. Поэтому социализация личности, т.е. её интеграция в общество, протекающая наиболее активно в детские юношеские годы, расценивается как одна из ведущих целей среднего образования. Школьное обществоведческое образование выступает важнейшим средством социализации личности. Именно на уроках обществознания школьники получают представления и основы научных знаний об устройстве современного общества, о его различных социо культурных моделях, механизмах социальной регуляции, способах взаимодействия личности и общества, типичных социальны ролях человека в современных общественных условиях.

Существен вклад школьного обществознания в гражданское становление личности, в развитие её социально значимых черт. Оно приобщает учащихся к таким важным компонентам гражданской культуры, как научные представления об отношения между гражданами, а также между гражданином и государством оправдавшие себя в гражданских отношениях способы деятельности, практические умения, модели гражданского поведения одобряемые обществом; гражданские ценностные ориентиры, и прежде всего ценности, представленные в Конституции Российской Федерации; опыт самостоятельного решения много образных проблем, возникающих в частной и публичной жизни гражданина как субъекта гражданского общества. Всё это позволяет формировать компетентность гражданина.

Обществознание содержит значительный потенциал для столь востребованного в современном обществе нравственного воспитания подрастающих поколений. Только в этом учебном предмете нравственные нормы, внутренние и внешние условия их реализации являются непосредственным объектом изучения. Избежать опасного в нравственном просвещении ригоризма и дидактизма помогает заложенная в предмете установка на постоянное обращение к личному духовному, нравственному опыту, рефлексия его оснований.

Изучение обществознания играет существенную роль в формировании социальной компетентности молодёжи, включающей наряду со знаниями и с ценностными ориентирами также комплекс умений. Среди них – способность ориентироваться в постоянно нарастающем потоке информации, получать из неге необходимую информацию, использовать базовые операции для её обработки; умение применять полученные знания для решения не только учебных задач, но и реальных проблем собственного бытия в социуме, для осуществления в дальнейшем разноплановой деятельности во многих областях общественной жизни.

IV. Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию 5 класса

В результате освоения курса обществознания 5 класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.

Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:

• мотивированность и направленность ученика на активное и созидательное участие в общественной и государственной жизни, заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей Родины;

• наличие ценностных ориентиров, основанных на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на признании равноправия народов, на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания своей ответственности за судьбу страны.

Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

• самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;

• выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

• составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

• работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);

• в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.

Познавательные УУД:

• проводить наблюдение под руководством учителя;

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

• давать определения понятиям.

Коммуникативные УУД:

• самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);

• в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;

• учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

• понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;

• уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися иных позиций;

• оценивать свои учебные достижения, поведение, черты характера с учетом мнения других людей;

• определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.

Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений.

В области познавательной:

• относительно целостное представление об обществе и человеке, механизмах и регуляторах деятельности людей;

• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: философии, социологии, экономики, юриспруденции, психологии и культурологии.

В области ценностно–мотивационной:

• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;

• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

• понимание значения коммуникации в межличностном общении;

• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

В результате изучения курса обществознания учащиеся должны усвоить следующее.

Знать и понимать:

• социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;

• значение семьи, семейных отношений и семейных ценностей;

• закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;

• различные подходы к исследованию человека и общества;

• основные социальные институты и процессы;

• важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития.

Уметь:

• характеризовать основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы;

• сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;

• формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

• применять знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:

• совершенствования собственной познавательной деятельности;

• эффективного выполнения социальных ролей, сознательного взаимодействия с социальными институтами;

• ориентирования в актуальных общественных событиях и процессах, выработки собственной гражданской позиции;

• оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей;

• нравственной оценки социального поведения людей;

• предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

• осуществления взаимодействия с людьми с разными убеждениями, культурными ценностями и разным социальным положением.

V. Содержание программы

Организационный модуль (1 ч). Значение изучения общества для человека. Науки, изучающие развитие общества. Сферы жизни общества.

Человек (5 ч). Значение изучения общества для человека. Науки, изучающие развитие общества. Сферы жизни общества. Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек ― биологическое существо. Отличие человека от животного. Наследственность. Отрочество — особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность — показатель взрослости.

Семья (6 ч). Семья и семейные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Виды семьи. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы. Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства. Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни.

Школа (5 ч). Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования. Образование и самообразование. Учеба — основной труд школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться. Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс.

Труд (5 ч). Труд — основа жизни. Содержание и сложности труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд — условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство. Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве.

Родина (7 ч). Наша Родина — Россия. Российская Федерация. Субъекты Федерации. Многонациональное государство. Русский язык — государственный. Любовь к Родине. Что значит быть патриотом. Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва — столица России. Гражданин Отечества — достойный сын. Права граждан России. Обязанности граждан. Гражданственность. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения. Россия — многонациональное государство. Национальность человека. Народы России — одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения.

Итоговый модуль (6 ч). Личностный опыт ― социальный опыт. Значение курса в жизни каждого.

Возможные темы проектов. Возможен стенд, плакат, компьютерная презентация, учебное пособие, справочник, подборка материалов прессы и т. п.

1. Социальный портрет моего сверстника.

2. Знай свои права (пособие для подростка).

3. Защита правопорядка.

4. Молодой человек на рынке труда (как найти достойную работу?).

5. Бизнес (иллюстрированный словарь).

6. Как работает современный рынок.

7. Здоровый образ жизни.

8. Советы самому себе: как улучшить свою учебную деятельность.

9. Мой город — город для всех.

10. Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей.

11. Образовательная карта моего города (куда пойти учиться?).

12. Человек долга — кто он, каков он?

13. Свободное время школьника.

VI. Преобладающие формы контроля знаний, умений, навыков

Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются: текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная аттестация, которые позволяют:

• определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету (согласно учебному плану);

• установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;

• осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов.

1.Текущий контроль знаний ― проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные и контрольные работы, зачеты, тестирование и т.п. в рамках урока, терминологический диктант, тестовая работа, рабата с карточками.

Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную и т.п. работу выставляется в классный журнал к следующему уроку.

Формы и средства контроля

Текущий контроль знаний, умений и навыков осуществляется в форме проверочных работ, тестирования, фронтальных опросов, подготовки презентаций, рефератов, устных ответов.

Изучение разделов завершается повторительно–обобщающими уроками (в форме тестирования, работы с документами).

2. Промежуточный контроль знаний обучающихся

Промежуточный контроль знаний ― контроль результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании полугодия на основе результатов текущего контроля.

Промежуточный контроль проводится в соответствии с установленным годовым календарным учебным графиком.

Критерии оценивания.

Критерии

5 (ОТЛ.)

4 (ХОР.)

3 (УД.)

2 (НЕУД.)

1. Организация ответа (введение, основная часть, заключение)

Удачное использование правильной структуры ответа (введение - основная часть - заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить)

Использование структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов

Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или её определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя

Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы

2. Умение анализировать и делать выводы

Выводы опираются не основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и её элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями

Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются

Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются

Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий

3. Иллюстрация своих мыслей

Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу

Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия

4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала)

Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений

Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируются; факты отделяются от мнений

Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними

Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы

5. Работа с ключевыми понятиями

Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; чётко и полно определяются, правильное и понятное описание

Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются чётко, но не всегда полно; правильное и доступное описание

Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда чётко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно

Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания

6. Причинно-следственные связи

Умение переходить от частного к общему или от общего к частному; чёткая последовательность

Частичные нарушения причинно–следственных связей; небольшие логические неточности

Причинно–следственные связи проводятся редко; много нарушений в последовательности

Не может провести причинно–следственные связи даже при наводящих вопросах, постоянные нарушения последовательности


Критерии оценки устного ответа:

«5» ― глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика;

«4» ― твердое знание материала в пределах программных требований;

«3» ― неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений;

«2» ― наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно;

«1» ― отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко).

Критерии оценки работы на уроке:

«5» ― активное участие учащегося в процессе урока и безошибочное выполнение заданий;

«4» ― активное участие в процессе урока с допущением каких–либо ошибок в процессе выполнения задания;

«3» ― неуверенное участие в процессе урока и отсутствие самостоятельной активности;

«2» ― полное отсутствие активности;

Критерии оценки тестового задания:

«5» ― 75 – 100%;

«4» ― 60 – 74%;

«3» ― 50 – 59%;

«2» ― менее 50%;

Критерии оценки сообщения или проекта:

• глубокий, самостоятельный, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика, оценивается пятью баллами;

• привлечение дополнительного материала, неуверенный ответ ― четырьмя;

• выполнена работа в письменном виде, отсутствие ответа, при этом ответы на дополнительные вопросы ― тремя баллами;

• полное отсутствие работы ― отметка «2»;

Критерии выведения четвертных и годовых оценок:

Отметка «5» выводится при выполнении следующих требований:

– активная и правильная работа учащегося на уроке;

– выполнение дополнительных заданий в виде сообщений и проектов;

– высокий уровень знания базового материала;

Отметка «4» выводится при выполнении следующих требований:

– активная, но иногда с ошибками работа учащегося на уроке;

– выполнение дополнительных заданий по желанию;

– высокий уровень знания базового материала;

Отметка «3» выводится при выполнении следующих требований:

– отсутствие самостоятельной активности на уроке;

– отсутствие выполнения дополнительных заданий;

– низкий уровень знания базового материала.


VII. Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Кол – во часов

УУД

Домашнее задание

Дата проведения

план

факт

Iчетверть

1

Введение

1

Личностные: осознавать какое значение и смысл имеет для меня учение.

Познавательные: извлекать информацию из текста.

Коммуникативные: составлять целое из частей, работая в группах.

Регулятивные: составлять план своих действий.

с. 3 – 8

04.09


Глава I. Человек (5 ч).

2–3

Загадка человека

2

Личностные: высказывать свои предположения о том, зачем человек рождается и каковы ценности человеческой жизни.

Познавательные: проверять правильность своих выводов об отличиях человека и животного, рассматривая схему, раскрывать на конкретных примерах цели и ценность человеческой жизни, характеризовать и конкретизировать конкретными примерами биологическое и социальное в природе человека.

Коммуникативные: готовить коллективный ответ на вопрос: «Как на поведение живого существа влияют инстинкты?»

Регулятивные: составлять свой план текста.

§ 1

с. 10 – 15

11.09

18.09


4

Человек и наследственность

1

Личностные: высказывать свое мнение, что в этой истории можно считать правдой, а что – вымыслом.

Познавательные: определять незнакомые слова и находить их значение.

Коммуникативные: готовить проект по теме: «Кто на кого похож», подобрав фотографии внешне похожих людей и используя ресурсы Интернета.

Регулятивные: составлять план и выделять основные смысловые части текста.

§ 1

с. 12 – 15

25.09


5

Отрочество ― особая пора жизни

1

Личностные: сравнивать свои чувства, настроения, черты характера с тем, что происходит с твоими сверстниками.

Познавательные: описывать отрочество как особую пору жизни, самостоятельно составлять схему правил общения; приводить примеры, когда мечты и целеустремленность человека помогли ему достичь в жизни значительных успехов, используя дополнительные источники или опираясь на жизненный опыт близких знакомых; понимать смысл высказывания и приводить примеры из собственной жизни.

Коммуникативные: придумывать сценки из жизни «Общение взрослого и подростка», разделившись на группы.

Регулятивные: оценивать результатов работы.

§ 2

с. 15 – 18

02.10


6

Самостоятельность ― показатель взрослости

1

Личностные: высказывать свое мнение может ли самостоятельность быть отрицательным качеством.

Познавательные: заполнять таблицу на основе текста, выписывая цитаты и свои мысли; раскрывать на конкретных примерах значение самостоятельности как показателя взрослости

Коммуникативные: составлять в парах памятку – советы «Как всегда чувствовать себя хорошо».

Регулятивные: прогнозировать свой результат.

§ 2

с. 18 – 24

09.10


Глава II. Семья (6 ч).

7

Семья и семейные отношения

1

Личностные: составить свой кодекс семейных отношений.

Познавательные: объяснять значение слов, используя справочную литературу или материалы Интернета; выражать собственную точку зрения на значение семьи.

Коммуникативные: готовить совместные ответы на вопросы, работая в парах.

Регулятивные: вносить коррективы в план.

§ 3

с. 26 – 32

16.10


8

Семья и семейные ценности

1

Личностные: высказывать свое мнение.

Познавательные: извлекать и преобразовывать текущую информацию; исследовать несложные практические ситуации, связанные с отношениями в семье, типичными для разных стран и исторических периодов.

Коммуникативные: сравнивать двухпоколенные и трехпоколенные семьи, заполняя таблицу, работая в парах.

Регулятивные: составлять по плану рассказ о ценностях и традициях своей семьи.

§ 3

с. 26 – 32

23.10


9

Семейное хозяйство

1

Личностные: формировать свою позицию.

Познавательные: готовить рассказ о роли техники в быту; описывать собственные обязанности в ведении семейного хозяйства; характеризовать совместный труд членов семьи.

Коммуникативные: сравнивать домашнее хозяйство городского и сельского жителя, работая в группах.

Регулятивные: оценивать результаты работы.

§ 4

с. 33 – 37

30.10


II четверть

10

(1)

Как хозяйствовать по правилам?

1

Личностные: формулировать свои правила ведения домашнего хозяйства.

Познавательные: заполнять таблицу на основе текста, выписывая цитаты и свои мысли; устанавливать соответствие между понятиями и определениями.

Коммуникативные: выполнять проект «Экономия семейных ресурсов».

Регулятивные: контролировать что хотели бы получить и что получили.

§ 4

с. 37 – 39

06.11


11–12

(2–3)

Свободное время

2

Личностные: высказывать свое мнение.

Познавательные: определять основную мысль текста; приводить примеры из своего опыта, когда время летит очень быстро и тянется очень медленно.

Коммуникативные: исследовать несложные практические ситуации, связанные с проведением подростками свободного времени, работая в группах.

Регулятивные: составлять план своего рабочего дня и выполнять его; вносить коррективы в план.

§ 5

с. 40 – 48

13.11

20.11


13

(4)

Практикум по теме «Семья»

1

Личностные: высказывать свое мнение.

Познавательные: составлять вопросы к тексту, документу.

Коммуникативные: составлять коллективный портрет рачительного хозяина; подготавливать рассказ по группам.

Регулятивные: планировать свой режим для будничного дня и свои занятия во время каникул; проверять и оценивать результаты работы.


27.11


Глава III. Школа (5 ч).

14

(5)

Образование в жизни человека

1

Личностные: высказывать свое мнение, с каким настроением ходишь ты в школу.

Познавательные: исследовать несложные ситуации из жизни человека и общества, раскрывающие значимость образования в наше время и в прошлом; описывать ступени школьного образования.

Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Регулятивные: соотносить то, что известно и неизвестно, применяя метод незаконченных предложений.

§ 6

с. 50 – 54

04.12


15

(6)

Чему учит сегодня школа?

1

Личностные: высказывать свое мнение, что ты чувствуешь, когда после приложенных усилий добиваешься хорошего результата.

Познавательные: объяснять смысл пословиц о школе, заполнять схему «Чему можно научиться», извлекать информацию из текста.

Коммуникативные: выполнять проект «Наш класс».

Регулятивные: составлять личный алгоритм – «Учись учиться»; прогнозировать какой будет школа в будущем, написав сочинение.

§ 6

с. 54 – 58

11.12


16

(7)

Образование и самообразование

1

Личностные: выявлять мотив деятельности: зачем я учусь.

Познавательные: характеризовать учебу как основной труд школьника; выявлять позитивные результаты учения, опираясь на примеры из художественных произведений.

Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог.

Регулятивные: осознавать качество и уровень подготовки.

§ 7

с. 58 – 60

18.12


III четверть

17

(1)

Испокон веков книга растит человека

1

Личностные: высказывать свое мнение.

Познавательные: оценивать собственные умения учиться и возможности его развития; выявлять возможности практического применения полученных знаний в школе; характеризовать значение самообразования для человека, опираясь на конкретные примеры; составлять таблицу «Что общего и различного в образовании и самообразовании»; размышлять на тему «Хорошо учиться – это значит…», аргументируя фактами из своей жизни.

Коммуникативные: участвовать в коллективно обсуждении проблем.

Регулятивные: оценивать результаты работы.

§ 7

с. 60 – 64

15.01


18

(2)

Одноклассники, сверстники, друзья

1

Личностные: высказывать свое мнение.

Познавательные: использовать элементы причинно – следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями; иллюстрировать примерами значимость товарищеской поддержки сверстников для человека; описывать случай из своей жизни, который говорил бы о настоящем товариществе.

Коммуникативные: проводить игру по командам, продекламировав куплет любой известной песни о дружбе.

Регулятивные: оценивать собственные умения общаться с одноклассниками и друзьями, проверять и оценивать результаты работы.

§ 8

с. 64 – 72

22.01


19

(3)

Практикум по теме «Школа»

1

Личностные: высказывать свое мнение по жизненным ситуациям.

Познавательные: готовить рассказ на тему «Как учились раньше», опираясь на жизненный опыт родных.

Коммуникативные: готовить презентацию »О нас и нашем классе», распределяя задания в группах.

Регулятивные: оценивать результаты работы.


29.01


Глава IV. Труд (5 ч).

20

(4)

Труд – основа жизни

1

Личностные: высказывать свое мнение.

Познавательные: характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека; заполнять сравнительную таблицу «Труд свободного человека и труд рабов»; составлять синонимы со словом «Труд».

Коммуникативные: инсценировать труд раба, крепостного крестьянина и свободного человека; готовить в группах ответ на вопрос: кого называют людьми творческих профессий и приводить примеры людей таких профессий.

Регулятивные: различать материальное изделие и услугу по рисункам, заполняя таблицу; составлять свои правила труда.

§ 9

с. 74 – 77

05.02


21

(5)

Богатство и бедность

1

Личностные: высказывать свое мнение.

Познавательные: различать материальную и моральную оценку труда; заполнять схему «Источники богатства»; приводить примеры благотворительности и меценатства; определять собственное отношение к различным средствам достижения успеха в труде.

Коммуникативные: обсуждать с друзьями ситуацию, разделившись на группы.

Регулятивные: проверять и оценивать результаты работы.

§ 9

с. 77 – 81

12.02


22–23

(6–7)

Труд и творчество

2

Личностные: давать характеристику своей трудовой деятельности.

Познавательные: заполнять сравнительную таблицу «Труд животных и труд человека»; объяснять смысл пословиц о труде.

Коммуникативные: оформлять выставку на тему «Труд и красота».

Регулятивные: различать творчество и ремесло, рассматривая рисунки; проверять и оценивать результаты работы.

§ 10

с. 81 – 85

19.02

26.02


24

(8)

Творчество в науке и искусстве

1

Личностные: высказывать свое мнение, отвечая на вопросы.

Познавательные: извлекать информацию из текста; осознавать какое значение и смысл имеет труд.

Коммуникативные: готовить проект «Творчество в науке и искусстве».

Регулятивные: соотносить то, что известно и что неизвестно, применяя метод незаконченных предложений; проверять и оценивать результаты работы.

§ 10

с. 85 – 90

05.03


25

(9)

Практикум по теме «Труд»

1


12.03


Глава V. Родина (7 ч).

26

(10)

Наша Родина – Россия

1

Личностные: высказывать свое мнение, отвечая на вопросы.

Познавательные: объяснять смысл понятия субъект Российской Федерации; знать и называть статус субъекта РФ, в котором находится школа; характеризовать особенности России как многонационального государства; объяснять значение русского языка как государственного; отбирать информацию из источника; подбирать синонимы к слову «Родина».

Коммуникативные: распределять задания по группам

Регулятивные: осознавать качество и уровень усвоения.

§ 11

с. 92 – 98

19.03


IV четверть

27

(1)

Моя Родина ― Россия

1

Личностные: высказывать свое мнение, отвечая на вопросы.

Познавательные: извлекать информацию из текста, объяснять смысл пословиц, приводить примеры проявления патриотизма.

Коммуникативные: излагать мысли письменно своему сверстнику, живущему далеко от тебя, о своей малой родине.

Регулятивные: оценивать результаты работы.

§ 11

с. 92 – 98

02.04


28

(2)

Государственные символы России

1

Личностные: придумывать свой личный герб, нарисовав его и описав.

Познавательные: использовать дополнительные источники информации для создания коротких информационных материалов, посвященных государственным символам России; составлять собственные информационные материалы о Москве – столице России; извлекать информацию из текста.

Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог.

Регулятивные: проверять и оценивать результаты работы.

§ 12

с. 99 – 106

09.04


29

(3)

Гражданин России

1

Личностные: высказывать свое мнение по поводу участия в решении государственных дел в России таким же способом, как в Древних Афинах.

Познавательные: объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданин»; заполнять таблицу, используя словосочетания из приведенного ниже списка.

Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог.

Регулятивные: оценивать результаты работы.

§ 13

с. 107 – 112

16.04


30

(4)

Я ― гражданин России

1

Личностные: высказывать свое мнение, что ты можешь делать сейчас, чтобы быть гражданином своей страны.

Познавательные: отбирать информацию из источника; называть и иллюстрировать примерами основные права граждан РФ; называть основные обязанности граждан РФ; приводить примеры добросовестного выполнения гражданских обязанностей; приводить примеры и давать оценку проявлениям гражданственности, представленным в СМИ.

Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Регулятивные: оценивать результаты работы.

§ 13

с. 107 – 112

23.04


31

(5)

Мы ― многонациональный народ

1

Личностные: приведите конкретные примеры из своей жизни о том, люди каких национальностей находятся рядом с вами и как ты к ним относишься.

Познавательные: составлять и записывать свои вопросы к кроссворду; анализировать карту, о чем она тебе расскажет; извлекать информацию из текста; характеризовать и конкретизировать примерами этнические и национальные различия.

Коммуникативные: выполнять проект «Русский язык – язык межнационального общения», используя высказывания из книг и материалы из Интернета, подготовив плакат или компьютерную презентацию.

Регулятивные: соотносить то, что известно и неизвестно, используя метод незаконченных предложений.

§ 14

с. 112 – 114

07.05


32

(6)

Многонациональная культура России

1

Личностные: высказывать свое мнение, отвечая на вопросы.

Познавательные: заполнять таблицу, выписывая цитату из текста и свои мысли; показывать на конкретных примерах исторического прошлого и современной жизни российского общества проявление толерантного отношения к людям разных национальностей.

Коммуникативные: подбирать материал и готовить компьютерную презентацию на тему »Обычаи народов России», разделившись на группы.

Регулятивные: прогнозировать какой будет результат.

§ 14

с. 114 – 119

14.05


33

(7)

Практикум по теме «Родина»

1

Личностные: принимать личное участие в озеленении школьного двора, улиц села.

Познавательные: работать с учебником и дополнительной литературой.

Коммуникативные: готовить плакаты на тему «С чего начинается Родина», «Участие гражданина в делах государства», «Главные обязанности гражданина».

Регулятивные: осознавать качество и уровень подготовки и оценивать результаты работы.


21.05


34

(8)

Итоговое повторение

1


с. 120 – 123

28.05



VIII. Учебное и учебно–методическое обеспечение

Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Городецкая Н.И. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова. 5–9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. 2 изд., дораб. М.: Просвещение, 2013.

Обществознание: 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе / [Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая и др.]. М.: Просвещение, 2014.

Мультимедиа

Мультимедийное приложение к учебнику Л.Н. Боголюбова «Обществознание: 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе» (М.: Просвещение, 2014).


23


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!