Муниципальное общеобразовательное учреждение
Саргазинская средняя общеобразовательная школа
« Рассмотрено» « Согласовано» « Утверждаю»
Руководитель МО Заместитель директора школы поУВР Директор
---------------------- ------------------------ ---------------
Н.И.Ганиева И.Ю.Петрова Н.А Зайцева
Протокол № 1 Приказ №------от
« …..»------2012 г «----- ---------2012 г «------ ------ 2012 г
Рабочая программа
По предпрофильному курсу
«Подросток и закон»
8 класс
Учитель: Морозова С.А.
категория: высшая
2012- 2013 учебный год
Пояснительная записка
ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Преподавание курса « Я выбираю профессию»» в МОУ Саргазинская СОШ, в соответствии со следующими нормативными документами и инструктивно-методическими материалами:
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «24» декабря 2010г. № 2080 «Федеральный перечень учебников, рекомендованных министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год»;
Правдина О. В., Просвирнова О. Е., Мишина С. Е., Коротеева Т. В. Методическое пособие по воспитательной работе по курсу «Мой выбор». - М.: Ижица, 2003.
Программа составлена на основе элективного курса по обществознанию для 8-9 классов «Подросток и закон», автор – составитель С.Н.Степанько. – Волгоград, издательство «Учитель», - 2006 год. Издание допущено Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации.
Сегодня, когда происходят активные перемены в жизни общества, преобразуются прежние навыки, формы поведения, отношения к миру и людям, мы становимся свидетелями того, как нарастает недоверие к способности общества и отдельного человека оградить свою жизнь и строить отношения на разумной, справедливой и демократической основе. В настоящее время, когда многие ценности потеряли свой смысл, все больше распространяется правовой нигилизм, уход в себя, враждебность в отношениях между людьми. Но как ни парадоксально, с трудом возникающее новое общество требует установки на взаимодействие, сотрудничество, открытость к окружающим людям, требует защиты своих собственных прав и уважения прав других. Таким образом, сегодняшние условия предполагают новые основы социализации молодого человека, формирования его гражданственности и личного развития.
Дети являются самой незащищенной частью общества. Школа призвана защищать ребенка и дать ему навыки самозащиты, способствовать подготовке молодого человека к социальному диалогу и сотрудничеству на основе соблюдения человеческих прав и законов нашей страны.
Предлагаемый курс направлен на:
осознание учащимися необходимости изучения прав как одного из средств адаптации в условиях развития рыночного общества;
развитие умения учащихся исследовать актуальные политические, экономические, социальные, моральные и культурные проблемы.
формирование собственных норм и ценностей;
установление конструктивных отношений с окружающими.
Цель: воспитание современного цивилизованного человека, подготовленного к жизни в условиях новой России.
Задачи:
формирование правовой культуры и гражданской грамотности через изучение норм общественной жизни, законов, ее регулирующих; развитие у подростков социальной активности, желания участвовать в преобразованиях окружающей жизни;
профилактика девиантного поведения подростка посредством формирования твердого убеждения, что прав не существует без обязанностей;
формирование активной гражданской позиции и осознание приоритета прав личности.
Курс рассчитан на 35 часов.
Курс «Подросток и закон» позволяет учащимся оценить свои способности и дает возможность сделать осознанный выбор в жизни.
Курс расширяет знания учащихся и включает новые, не содержащиеся в базовых программах, позволяет осуществить практическую деятельность школьников в изучаемой области знаний.
Данной программой определена такая последовательность изучения знаний, которая позволяет за короткий срок достичь поставленной цели, так как осуществляется опора на уже известные знания и практико-ориентированную деятельность.
В результате ученик должен знать/понимать:
личность;
личность гражданина;
гражданская позиция;
правовая культура;
правовой нигилизм;
формальное и неформальное общение;
основные виды правонарушений против достоинства личности и формы ответственности;
ответственность за преступления;
групповые преступления несовершеннолетних;
механизмы борьбы государства и граждан с преступностью;
первоначальное представление об уголовном процессе;
законные пути защиты своих прав, себя и своих близких от преступных посягательств.
Используемая литература:
С.Н. Степанько Пособие по обществознанию 8-9 класс «Подросток и закон»,;-Волгоград «Учитель»,2006 г;
А.Н. Иоффе Методические материалы по гражданскому образованию.- М:Изд.дом «Новый учебник», 2003;
Р.Максудов, О.Антропов Знай свои права. Ты и милиция.: пособие для подростков и их родителей.- М.Дрофа, 1998.
Конституция РФ;
Уголовный кодекс РФ.
Уголовный процессуальный кодекс РФ.
Календарно-тематический план
№ п/п | | Название тем курса | Всего часов | В том числе | Форма контроля |
| дата | | | лекции | практич. Работа. экскурсии | |
1 | | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Раздел I. Человек и его мир | 18 ч. | | | |
1-2 | | Загадка и природа человека | 2 | 1 | 1 | Анализ высказывания практич. работа) |
3-4 | | Человек ищет смысл жизни | 2 | 1 | 1 | индивид. самост. работа |
5-6 | | Человек и общество | 2 | 1 | 1 | Практич. забота |
7-8 | | Социальные регуляторы поведения человека | 2 | 1 | 1 | Практич. задание |
9-10 | | Правовая культура и правовое поведение личности | 2 | 1 | 1 | Семинар |
11-12 | | Гражданин и государство | 2 | 1 | 1 | Практич. эабота |
13-14 | | Личность гражданина | 2 | 1 | 1 | Беседа |
15-16 | | Личность среди сверстников | 2 | 1 | 1 | Практич. задания |
17-18 | | Личность и закон | 2 | 1 | 1 | Тренинг |
Раздел П. Ответственность за правонарушение | 8 час. | | | |
19-20 | | Правонарушение и преступление | 2 | 1 | 1 | Составление схем |
21-22 | | Вина и ответственность | 2 | 1 | 1 | Практич. работа |
23-24 | | Групповые правонарушения несовершеннолетних | 2 | 1 | 1 | Практич. Работа Встреча с инспектором ИДН |
25-26 | | Правопорядок и милиция | 2 | 1 | 1 | Семинар Встречи с сотрудниками правоохранительных органов |
Раздел Ш. Защити себя сам | 9 час. | | | |
27-28 | | Я выбираю жизнь. Наркотики и закон | 2 | 2 | 1 | Составление рекламы беседы с сотрудниками Саргазинской участковой больницы |
29-30 | | Как не стать жертвой преступлений | 2 | 1 | 1 | Практич. работа Беседа с участковым |
31-3233 | | Если тебя задержала милиция | 3 | 1 | 1 | Семинар Встречи с сотрудниками правоохранительных органов |
34-35 | | Итоговое повторение | 2 | 1 | 1 | Контрольное тестирование Защита проекта «Подросток и закон» |