Пояснительная записка
Жизнь выдвигает на первый план проблемы укрепления физического, духовного и нравственного здоровья подрастающего поколения.
Чем больше подросток получает информации, приобретает практических навыков, чем серьезнее психологическая подготовка к всевозможным социальным и природным катаклизмам, тем выше его эмоционально-волевая устойчивость. Людей, обладающих ею, называют сильными. Сильные люди умеют распорядиться своими знаниями и опытом на пользу себе и окружающим, готовы прийти на помощь другим, решают проблемы гуманными, законными путями.
Программа кружка «Школа безопасности» ориентирована на создание у школьников правильного представления о личной безопасности, на расширение знаний и приобретение практических навыков поведения при попадании в экстремальные и чрезвычайные ситуации. В содержание курса «Школа безопасности» входят аспекты различных знаний из предметов естественнонаучного цикла и ОБЖ, которые систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные учащимися в процессе обучения в школе, и способствует у них цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности.
Цель:
- развитие у школьников качеств, обеспечивающих безопасную жизнедеятельность, через познание себя и других;
- формирование готовности школьников к отношениям в обществе и преодолению жизненных трудностей, проверка своих сил и возможностей, активное самовоспитание.
Задачи:
Воспитательные: воспитание у школьников ответственности за личную безопасность, ответственного отношения к личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества, государства.
Развивающие: развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих правильное поведение в экстремальных ситуациях; способствовать развитию лидерских качеств подростков; развитие умений работать в группе, коллективе;
Знания, умения и навыки: получение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях; формирование умений оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья, безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; выработка навыков правильного поведения в экстремальных ситуациях.
Программа рассчитана на учащихся 12-17 лет. Срок реализации дополнительной образовательной программы «Школа безопасности» один год.
Ожидаемый результат изучения курса.
В результате изучения курса «Школа безопасности» учащийся должен
• знать:
правила выживания в условиях автономии;
правила выживания при ЧС;
• уметь:
действовать при возникновении ЧС;
действовать в условиях автономии;
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:
для избегания попадания в стрессовые ситуации;
правильных действий при попадании в ЧС.
Учебно-тематический план
№ | Название темы | Общее кол-во часов | Теоретич. часть (час.) | Практич. часть (час.) |
1. | Вводное занятие. Инструктаж. | 1 | 1 | |
| Автономное существование | 21 | | |
2. | Понятие об автономном существовании человека | 1 | 1 | |
3 | План действия | 1 | 1 | |
4 | Сигналы бедствия | 3 | 2 | 2 |
5 | Жилище | 2 | 1 | 1 |
6 | Добывание огня | 3 | 1 | 2 |
7 | Добывание пищи и воды | 5 | 3 | 2 |
8 | Лечение заболеваний. Лекарственные растения | 6 | 3 | 3 |
| Пожарная безопасность | 5 | | |
9 | Пожар | 1 | 1 | |
10 | Средства пожаротушения | 3 | 2 | 1 |
11 | Природные пожары | 1 | 1 | |
| Чрезвычайные ситуации природного характера нашего региона | 4 | | |
12 | Действия при ЧС природного характера | 4 | 4 | |
| Психология поведения людей в экстремальных ситуациях | 4 | | |
13 | Психика человека в экстремальных ситуациях | 2 | 2 | |
14 | Саморегуляция | 2 | 2 | 1 |
| Топография | 30 | | |
15 | Понятие о топографии. Значение топографии в нар. хозяйстве и военном деле | 1 | 1 | |
16 | Топографические условные знаки | 1 | 1 | 2 |
17 | Рельеф местности и его изображение на картах | 1 | 1 | 2 |
| Топографические условные знаки Рельеф местности и его изображение на картах | | | |
18 | 3 | 1 | 2 |
19 | Топографические карты | 3 | 1 | 2 |
20 | Определение расстояний на местности и на карте | 3 | 1 | 2 |
21 | Азимут. Определение азимута на местности и на карте. Движение на местности по азимуту | 5 | 2 | 3 |
22 | Ориентирование на местности | 5 | 1 | 4 |
23. | Изготовление картосхем маршрута | 4 | 1 | 4 |
| Общая физическая подготовка | 5 | | |
24. | Бег по пересеченной местности | 2 | | 2 |
25. | Преодоление препятствий | 2 | | 2 |
26. | Силовые упражнения | 1 | | 1 |
| Всего | 70 | 34 | 38 |
Содержание программы
Структурно программа состоит из шести разделов.
Раздел 1: Автономное существование
Понятие об автономном существовании человека. Факторы выживания в условиях автономного существования. Обеспечение выживания в условиях автономного существования.
Оценка ситуации, принятие решения, разработка плана действия. Определение времени дня.
Подача сигналов бедствия.
Оборудование жилища.
Добывание огня и приготовление пищи без кухонной посуды. Питание в условиях автономного существования в различных регионах. Водообеспечение.
Профилактика возможных заболеваний с помощью лекарственных трав.
Раздел 2: Пожарная безопасность
Причины возникновения пожаров в бытовых условиях. Действия при возникновении пожара дома.
Подручные средства пожаротушения. Устройство и правила эксплуатации различных видов огнетушителей (пенный, углекислотный, порошковый).
Причины возникновения лесных пожаров, как их избежать. Действия при попадании в зону пожаров в природных условиях.
Раздел 3: Чрезвычайные ситуации природного характера нашего региона, действия в этих ситуациях
Описание опасных природных явлений, характерных для нашего региона, правила поведения при попадании в чрезвычайные ситуации природного характера.
Раздел 4: Психология поведения людей в экстремальных ситуациях
Влияние опасных факторов окружающей среды на психику человека. Условия возникновения стрессового состояния. Влияние стресса на поведение человека. Способы преодоления, стресса. Пути повышения психологической устойчивости человека к деятельности в условиях экстремальных ситуаций.
Психофизические основы саморегуляции. Основные приемы саморегуляции. Идеомоторная тренировка: сущность и содержание. Место идеомоторной тренировки при обучении правилам поведения в жизнеопасных ситуациях.
Волевая саморегуляция (самовнушение): сущность и содержание. Методика обучения приемам саморегуляции. Групповые и самостоятельные тренировки. Индивидуальные словесные формулы самовнушения.
Раздел 5: Топография
Понятие о топографии. Значение топографии в народном хозяйстве и в военном деле. Топографические условные знаки.
Рельеф местности и его изображение на картах. Приборы для ориентирования на местности.
Топографические карты. Определение расстояний на местности и на карте.
Азимут. Определение азимута на местности и на карте. Движение на местности по азимуту.
Ориентирование на местности. Составление картосхем маршрута
Раздел 6: Общая физическая подготовка
Бег по пересеченной местности.
Преодоление препятствий.
Силовые упражнения
Методическое обеспечение программы
Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения.
Для повышения интереса обучающихся к занятиям и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач на уроках рекомендуется применять разнообразные формы и методы их проведения.
Словесные методы создают у обучающихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели учитель использует: объяснение, рассказ, замечание, команды, указания.
Наглядные методы применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у обучающихся конкретные представления об изучаемых действиях.
Практические методы позволяют освоить практические навыки и умения.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.
Дидактические и демонстрационные материалы: для работы имеются учебные приборы и оборудование: компасы, штативы, цветные таблицы и карты.
Список литературы.
Волович, В. Г. Академия выживания / В. Г. Волович. - М.:Толк, 1995.
Волович, В. Г. Как выжить в экстремальной ситуации / В. Г. Волович. - М: Знание, 1990.
Гостюшин, А. В. Энциклопедия экстремальных ситуаций / А. В. Гостюшин. - М.: Зеркало, 1994.
Гражданская оборона / под ред. генерала армии А. Т. Алтунина. -М.: Воениздат, 1982.
Лифлянский, В. Г. и др. Лечебные свойства пищевых продуктов / В. Г. Лифлянский, В. В. Закревский, М. Н. Андронова.- М.: Терра, 1996.
Поляков, В. В. Безопасность человека в экстремальных ситуациях / В. В. Поляков, Е. А. Сербаринов. - М, 1992.
Правила поведения и действия населения при стихийных бедствиях, авариях, катастрофах. -М.: Воениздат, 1990.
Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. - М: ВИМИТ, 1993.
Справочник лекарственных растений. - М., 1999.
Справочные данные о чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и экологического происхождения. - Ч. 2. - М.: МЧС, 1995.
Чрезвычайные ситуации и защита от них / сост. А. Бондаренко. - М., 1998.