«Согласовано» Руководитель МО Учителей предметников Пименова Н.А.______ Протокол №___ от «____ 20_____г.» | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _______ /Горшкова О.В./ «_____» ______20______г | «Утверждаю» Директор МОУ «СОШ им. Героя Советского Союза Н.Г.Маркелова с.Красная Звезда Ртищевского района Саратовской области» ______ /Крюкова Т.А./ Приказ № _________ от «_____» ______ 20_____ г. |
Рабочая программа
учебного предмета
«Математика»
основного общего образования
11 класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № _____ от «____ « ____ 20____ г.
2022 – 2023 учебный год
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Изучение математики в старшей школе даёт возможность достижения обучающимися следующих результатов.
Личностные:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, проектной и других видах деятельности;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества;
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
Метапредметные:
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно- познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные:
сформированность представлений о математике как части мировой культуры и о месте математики в современной цивилизации, о способах описания на математическом языке явлений реального мира;
сформированность представлений о математических понятиях как о важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать
разные процессы и явления; понимание возможности аксиоматического построения математических теорий;
владение методами доказательств и алгоритмов решения; умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
владение стандартными приёмами решения рациональных и иррациональных, показательных, степенных, тригонометрических уравнений и неравенств, их систем; использование готовых компьютерных программ, в том числе для поиска пути решения и иллюстрации решения уравнений
и неравенств;
сформированность представлений об основных понятиях, идеях и методах математического анализа;
сформированность представлений о процессах и явлениях, имеющих вероятностный характер, о статистических закономерностях в реальном мире, об основных понятиях элементарной теории вероятностей; сформированность умений находить и оценивать вероятности наступления событий в простейших практических ситуациях и основные характеристики случайных величин;
владение навыками использования готовых компьютерных программ при решении задач.
Содержание тем учебного предмета
Функции и их графики
Элементарные функции. Область определения и область значения функции. Ограниченность функции. Четность, нечетность. Периодичность функции. Промежутки возрастания и убывания, знакопостоянства и нули функции.Исследование функций и построение их графиков элементарными методами. Основные способы преобразования графиков.
Предел функции и непрерывность
Понятие предела функции. Односторонние пределы, свойства пределов. Непрерывность функций в точке, на интервале. Непрерывность элементарных функций.
Обратные функции
Понятие обратной функции.
Производная
Понятие производной. Производная суммы, разности, произведения и частного двух функций. Производные элементарных функций. Производная сложной функции.
Применение производной
Максимум и минимум функции. Уравнение касательной. Приближённые вычисления. Возрастание и убывание функции. Производные высших порядков. Задачи на максимум и минимум. Построение графиков функций с применением производной.
Первообразная и интеграл
Понятие первоо6разной. Площадь криволинейной трапеции. Определённый интеграл. Формула Ньютона-Лейбница. Свойства определённых интегралов.
Равносильность уравнений и неравенств
Равносильные преобразования уравнений и неравенств.
Уравнения – следствия
Понятие уравнения – следствия. Возведение уравнения в чётную степень. Потенцирование логарифмических уравнений. Преобразования, приводящие к уравнению-следствию.
Равносильность уравнений и неравенств системам
Решение уравнений с помощью систем. Решение неравенств с помощью систем.
Равносильность уравнений на множествах
Возведение уравнения в чётную степень.
Равносильность неравенств на множествах
Нестрогие неравенства. Возведение неравенства в четную степень.
Метод промежутков для уравнений и неравенств
Уравнения и неравенства с модулями. Метод интервалов для непрерывных функций.
Использование свойств функций при решении уравнений и неравенств
Решения уравнений и неравенств с использованием свойств функций; область существования функций, неотрицательность функций, ограниченность функций, монотонность и эксремумы функций, свойств синуса и косинуса.
Системы уравнений с несколькими неизвестными
Равносильность систем. Система-следствие.Метод замены неизвестных.
Уравнения, неравенства и системы с параметрами
Решение уравнений, неравенств с параметрами, основные принципы решения.
Итоговое повторение
Логарифмы. Логарифмические уравнения и неравенства. Показательные уравнения и неравенства. Тригонометрические уравнения и неравенства. Иррациональные уравнения. Производная. Применение производной к исследованию функции. Элементы теории вероятности.
Календарно - тематическое планирование
№ урока | Тема | Дата |
| | План | Факт |
| Повторение. Корни, степени, логарифмы | | |
| Повторение. Тригонометрические формулы и функции | | |
| Повторение. Элементы теории вероятности | | |
| Входная контрольная работа | | |
| Анализ контрольной работы.Элементарные функции | | |
| Область определения и область изменения функции. Ограниченность функции | | |
| Четность, нечетность, периодичность функций | | |
| Промежутки возрастания, убывания, знакопостоянства и нули функции | | |
| Исследование функций и построение их графиков элементарными методами | | |
| Основные способы преобразования графиков | | |
| Контрольная работа по теме « Функции и их графики» | | |
| Анализ контрольной работы.Понятие предела функции | | |
| Понятие предела функции | | |
| Односторонние пределы | | |
| Свойства пределов функций | | |
| Понятие непрерывности функции | | |
| Непрерывность элементарных функций | | |
| Понятие обратной функции | | |
| Контрольная работа по теме «Предел функции и непрерывность», «Обратные функции» | | |
| Анализ контрольной работы. Понятие производной | | |
| Понятие производной | | |
| Производная суммы. Производная разности | | |
| Производная произведения и частного | | |
| Производные элементарных функций | | |
| Производная сложной функции | | |
| Контрольная работа по теме «Производная» | | |
| Анализ контрольной работы.Максимум и минимум функции | | |
| Уравнение касательной | | |
| Приближенные вычисления | | |
| Возрастание и убывание функции | | |
| Производные высших порядков | | |
| Задачи на максимум и минимум | | |
| Построение графиков функций с применением производных | | |
| Контрольная работа «Применение производной» | | |
| Анализ контрольной работы.Понятие первообразной | | |
| Площадь криволинейной трапеции | | |
| Определенный интеграл | | |
| Формула Ньютона — Лейбница | | |
| Свойства определенных интегралов | | |
| Контрольная работа «Первообразная и интеграл» | | |
| Анализ контрольной работы.Равносильные преобразования уравнений | | |
| Равносильные преобразования неравенств | | |
| Понятие уравнения-следствия | | |
| Возведение уравнения в четную степень | | |
| Потенцирование логарифмических уравнений | | |
| Другие преобразования, приводящие к уравнению-следствию | | |
| Применение нескольких преобразований, приводящих к уравнению-следствию | | |
| Основные понятия | | |
| Решение уравнений с помощью систем | | |
| Решение уравнений с помощью систем (продолжение) | | |
| Решение неравенств с помощью систем | | |
| Решение неравенств с помощью систем (продолжение) | | |
| Основные понятия | | |
| Возведение уравнения в четную степень | | |
| Контрольная работа «Решение уравнений и неравенств на множествах» | | |
| Анализ контрольной работы.Основные понятия | | |
| Возведение неравенства в четную степень | | |
| Уравнения с модулями | | |
| Неравенства с модулями | | |
| Метод интервалов для непрерывных функций | | |
| Равносильность систем | | |
| Система-следствие | | |
| Итоговая контрольная работа в формате ЕГЭ | | |
| Анализ контрольной работы.Метод замены неизвестных | | |
| Повторение. Функции и их графики | | |
| Повторение. Предел функции и непрерывность | | |
| Повторение. Производная. Применение производной. | | |
| Повторение. Равносильность уравнений и неравенств | | |
Геометрия
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты
у учащихся будут сформированы:
ответственное отношение к учению;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, сознательному отношению к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения;
способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
навыки сотрудничества в процессе учебной, учебно-исследовательской, общественной деятельности.
способность и готовность вести диалог с другими людьми в процессе совместной деятельности.
исследовательские умения, необходимые в освоении будущих творческих профессий;
у учащихся могут быть сформированы:
первоначальные представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических задач.
Метапредметные:
регулятивные
учащиеся научатся:
формулировать и удерживать учебную задачу;
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями реализации;
планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;
составлять план и последовательность действий;
осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебнойзадачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаруженияотклонений и отличий от эталона;
учащиеся получат возможность научиться:
определять последовательность промежуточных целей и соответствующихим действий с учётом конечного результата;
предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;
выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
коммуникативные
учащиеся научатся:
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Содержание программы
1. Многогранники.
Двугранный и многогранный углы. Линейный угол двугранного угла. Многогранники. Сечения многогранников. Призма. Прямая и правильная призмы. Параллелепипед. Пирамида. Усеченная пирамида. Правильная пирамида. Правильные многогранники.
2. Тела вращения.
Тела вращения: цилиндр, конус, шар. Сечения тел вращения. Касательная плоскость к шару. Вписанные и опи санные многогранники. Понятие тела и его поверхности в геометрии.
3. Объемы многогранников.
Понятие об объеме. Объемы многогранников: прямо угольного и наклонного параллелепипедов, призмы, пира миды. Равновеликие тела. Объемы подобных тел.
4. Объемы и поверхности тел вращения.
Объем цилиндра, конуса, шара. Объем шарового сегмен та и сектора.
Понятие площади поверхности. Площади боковых по верхностей цилиндра и конуса, площадь сферы.
5. Повторение курса геометрии.
Календарно - тематическое планирование
№ урока | Тема | Сроки проведения |
План | Факт |
1 | Повторение. Аксиомы стереометрии и их простейшие следствия | | |
2 | Повторение. Параллельность прямых и плоскостей | | |
3 | Повторение. Перпендикулярность прямых и плоскостей. | | |
4 | Повторение. Уравнение плоскости | | |
5 | Двугранный угол. | | |
6 | Трехгранный и многогранный углы. | | |
7 | Многогранник. | | |
8 | Призма. | | |
9 | Изображение призмы и построение ее сечений. | | |
10 | Изображение призмы и построение ее сечений. | | |
11 | Прямая призма. | | |
12 | Параллелепипед. | | |
13 | Прямоугольный параллелепипед. | | |
14 | Решение задач. | | |
15 | Контрольная работа по теме «Многогранники» | | |
16 | Анализ контрольной работы. Пирамида. | | |
17 | Построение пирамиды и ее плоских сечений. | | |
18 | Построение пирамиды и ее плоских сечений. | | |
19 | Усеченная пирамида. | | |
20 | Правильная пирамида. | | |
21 | Правильная пирамида. | | |
22 | Правильные многогранники. | | |
23 | Правильные многогранники. | | |
24 | Контрольная работа по теме «Пирамида» | | |
25 | Анализ контрольной работы.Цилиндр. Сечение цилиндра плоскостями. | | |
26 | Вписанная и описанная призмы. | | |
27 | Вписанная и описанная призмы. | | |
28 | Конус. Сечение конуса плоскостями. | | |
29 | Вписанная и описанная пирамиды. | | |
30 | Вписанная и описанная пирамиды. | | |
31 | Шар. Сечение шара плоскостью. | | |
32 | Симметрия шара. | | |
33 | Касательная плоскость к шару. | | |
34 | Касательная плоскость к шару. | | |
35 | Касательная плоскость к шару. | | |
36 | Вписанные и описанные многогранники. | | |
37 | Пересечение двух сфер. О понятии тела и его поверхности в геометрии. | | |
38 | Контрольная работа по теме «Тела вращения» | | |
39 | Анализ контрольной работы. Понятие объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда. | | |
40 | Объём наклонного параллелепипеда. | | |
41 | Объём призмы. | | |
42 | Объём призмы. | | |
43 | Равновеликие тела. Объём пирамиды | | |
44 | Равновеликие тела. Объём пирамиды | | |
45 | Объём усеченной пирамиды. | | |
46 | Объёмы подобных тел. | | |
47 | Контрольная работа «Объемы многогранников» | | |
48 | Анализ контрольной работы. Объём цилиндра. | | |
49 | Объём конуса. | | |
50 | Объём усеченного конуса. | | |
51 | Объём шара.. | | |
52 | Объём шарового сегмента и сектора | | |
53 | Площадь боковой поверхности цилиндра. | | |
54 | Площадь боковой поверхности цилиндра. | | |
55 | Площадь боковой поверхности конуса. | | |
56 | Контрольная работа по теме «Объемы и поверхности тел вращение» | | |
57 | Анализ контрольной работы. Площадь сферы. | | |
59 | Решение задач «Призма». | | |
60 | Решение задач «Призма». | | |
61 | Решение задач «Пирамида». | | |
62 | Решение задач «Пирамида». | | |
63 | Решение задач «Цилиндр». | | |
64 | Решение задач «Конус». | | |
65 | Решение задач «Шар». | | |
66 | Решение задач «Объёмы многогранников» | | |
67 | Решение задач «Объёмы и поверхности тел вращения». | | |
68 | Решение задач «Объёмы и поверхности тел вращения». | | |