СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса "Анализ художественного произведения" для 9 класса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа предназначена для подготовки учащихся 9 класса к ОГЭ по литературе

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса "Анализ художественного произведения" для 9 класса»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса

«Анализ художественного произведения» для 9 классов

на 2020 - 2021 учебный год

Составитель:

Козлов Василий Васильевич,

учитель русского языка и литературы


2020 г.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа ставит целью расширение и углубление знаний по теории литературы и развитие практических умений и навыков анализа художественных произведений

Тема курса выбрана с учетом литературоведческих интересов учащихся, откликнувшихся на анкетирование, а также на основе анализа наиболее встречающихся у них трудностей при анализе литературных произведений.

Программа не допускает учебных перегрузок для школьников, т.к. домашние задания предполагается совмещать с работами учащихся.

Программа курса «Анализ художественного произведения» составлена в соответствии с программой по литературе (авторы Коровина и др.) и на основании Единых требований к знаниям выпускников.

Данный курс имеет практико-ориентированную направленность, способствует становлению у учащихся учебной самостоятельности, развивает интерес к изучению литературы и способствует достижению в первую очередь предметных результатов, таких как:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;

  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания изведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

  • формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

  • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

  • понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Метапредметные результаты, на которые особо уделяется внимание в курсе освоения программы:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • смысловое чтение.

Личностные результаты, на которые особо уделяется внимание при освоении программы:

• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.



Место курса в учебном плане

Программа рассчитана на 15 часов (октябрь – май) , 0,5 часа в неделю.

При карантинных мероприятиях и особых чрезвычайных условиях (мороз, природные катаклизмы, чрезвычайные происшествия) предполагается дистанционное обучение.

Содержание курса

Литература как вид искусства. Специфика анализа литературного произведения.

Теоретические основы анализа художественного произведения. План анализа.

Художественные средства выразительности как элементы анализа.

Стилистические средства выразительности.

Фонетические особенности текста (звукопись).

Анализ прозаического отрывка (эпизода). Значение эпизода для понимания текста.

Анализ лирического произведения.

Анализ драматического произведения (эпизода).


Примерное тематическое планирование

Наименование темы

Кол-во часов

Литература как вид искусства. Специфика анализа литературного произведения.

1

Теоретические основы анализа художественного произведения

1

План анализа.

1

Художественные средства выразительности как элементы анализа.

1

Стилистические средства выразительности.

1

Фонетические особенности текста (звукопись).

1

Анализ прозаического отрывка (эпизода). Значение эпизода для понимания текста.

2

Анализ лирического произведения.

2

Анализ драматического произведения (эпизода).

2

Практические занятия по анализу художественного произведения

3




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


урока

Плановые сроки прохождения

Наименование тем

Кол-во часов

Формы контроля

1

Октябрь

Литература как вид искусства. Специфика анализа литературного произведения.

1

Конспект

2

Октябрь

Теоретические основы анализа художественного произведения

1

Составление словаря

3

Ноябрь

План анализа.

1

Составление плана, рассказ по плану

4

Ноябрь

Художественные средства выразительности как элементы анализа.

1

Частичный анализ

5

Декабрь

Стилистические средства выразительности.

1

Частичный анализ

6

Декабрь

Фонетические особенности текста (звукопись).

1

Частичный анализ

7-8

Январь

Анализ прозаического отрывка (эпизода). Значение эпизода для понимания текста.

2

Анализ эпизода

9-10

Февраль

Анализ лирического произведения.

2

Анализ стихотворения

11-12

Март

Анализ драматического произведения (эпизода).

2

Анализ драм.отрывка

13-15

Апрель-май

Практические занятия по анализу художественного произведения

3

Анализ произведения





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!