СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы математики» (подготовка к олимпиаде по математике в 9 классе)

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

Программа составлена на основе анализа содержания школьных олимпиад различных уровней, а также содержания рабочей программы по математике в средней школе и учёта индивидуальных особенностей учащихся.

В связи со спецификой, элективный курс проводится в лекционно-семинарской форме.

Основными целями проведения данного элективного курса являются: расширение математических знаний учащихся, создание мотивации к углублённому изучению математики, знакомство их со всевозможными нестандартными приёмами решения задач повышенного уровня сложности и задачами, нестандартно сформулированными, знакомство с дополнительной математической литературой, знакомство с понятиями, не входящими в обязательный школьный курс математики.

Программа элективного курса предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к математике, развитию логического и пространственного мышления, творческих навыков. В сочетании с активными методами обучения программа предусматривает выработку навыков  самостоятельного творческого  решения поставленных проблем, способствует развитию индивидуальных способностей учащихся.

Значительное место в данном элективном курсе уделяется самостоятельной математической и творческой деятельности учащихся: решению задач и примеров, проработке теоретического материала, чтению дополнительной литературы, знакомству с жизнью и научной деятельностью выдающихся математиков и т.д.

Программа является составной частью концепции эффективного обучения математике и предполагает ежегодную корректировку.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы математики» (подготовка к олимпиаде по математике в 9 классе)»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Светлинская средняя общеобразовательная школа №2»

Рассмотрено Утверждено

на заседании приказом директора

педагогического совета №

Протокол № 1 от « » августа 20 г.

от « » августа 20 года ________/У. К. Кугаева










Рабочая программа элективного курса


«Избранные вопросы математики»


(подготовка к олимпиаде по математике)





Рабочую программу составила

Учитель математики: Королева Е.И.

________________________________

Рассмотрена на ШМО учителей

________________________________

Протокол № _____ от ______________

Руководитель ШМО _______________









п. Светлый



Пояснительная записка

Программа составлена на основе анализа содержания школьных олимпиад различных уровней, а также содержания рабочей программы по математике в средней школе и учёта индивидуальных особенностей учащихся.

В связи со спецификой, элективный курс проводится в лекционно-семинарской форме.

Основными целями проведения данного элективного курса являются: расширение математических знаний учащихся, создание мотивации к углублённому изучению математики, знакомство их со всевозможными нестандартными приёмами решения задач повышенного уровня сложности и задачами, нестандартно сформулированными, знакомство с дополнительной математической литературой, знакомство с понятиями, не входящими в обязательный школьный курс математики.

Программа элективного курса предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к математике, развитию логического и пространственного мышления, творческих навыков. В сочетании с активными методами обучения программа предусматривает выработку навыков самостоятельного творческого решения поставленных проблем, способствует развитию индивидуальных способностей учащихся.

Значительное место в данном элективном курсе уделяется самостоятельной математической и творческой деятельности учащихся: решению задач и примеров, проработке теоретического материала, чтению дополнительной литературы, знакомству с жизнью и научной деятельностью выдающихся математиков и т.д.

Программа является составной частью концепции эффективного обучения математике и предполагает ежегодную корректировку.

Принципы построения элективного курса

Программа элективного курса построена в соответствии с учётом специфических особенностей рабочей программы по математике в 9 классе.

Основными принципами построения программы являются: систематизация, обобщение, расширение и углубление знаний и умений, приобретение новых знаний через различные формы организации учебной деятельности, интеллектуальное развитие учащихся через приобщение к различным формам и методам творческой и исследовательской деятельности, реализация межпредметных связей. Основным приоритетом является метод познания.

Основными видами занятий являются лекции-семинары.

Основная цель лекции: формирование теоретических знаний (совместная работа преподавателя и учащихся по разрешению поставленной проблемы, структурное представление рассматриваемой темы, работа по заданным алгоритмам и составлению новых).

Цель практических занятий – освоение методов решения задач с помощью приобретённых теоретических знаний и нахождения оптимальных способов достижения конечной цели, разработка алгоритма решения отдельных нестандартных задач.

Цель решения нестандартных задач – интеллектуальное развитие учащихся, раскрытие индивидуальных особенностей учащихся, формирование личности будущего специалиста.

Освоение содержания данного элективного курса осуществляется в процессе математической деятельности учащихся, которая предполагает использование приёмов и методов мышления: индукции и дедукции, обобщения и конкретизации, классификации и систематизации, абстрагирования и аналогии.

Требования к математической подготовке учащихся

Углублённое изучение математики предусматривает, прежде всего, более высокий уровень владения материалом, что отражено в изложенных ниже общих требованиях.

Учащиеся должны уметь:

  • точно и грамотно формулировать изученные теоретические положения и излагать собственные рассуждения при решении задач и доказательстве теорем;

  • правильно пользоваться математической терминологией и символикой;

  • правильно проводить логические рассуждения, формулировать утверждение, обратное данному, его контрпозиции и отрицания, приводить примеры и контрпримеры;

  • применять теоретические сведения для обоснования рассуждений в ходе решения задач;

  • применять изученные алгоритмы для решения соответствующих задач;

  • применять рациональные приёмы вычислений и тождественных преобразований;

  • использовать наиболее употребительные эвристические приёмы.


Знать/понимать:

  • существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;

  • существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;

  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;

  • как математически определённые функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;

  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;

  • вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;

  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;

  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.


Содержание

1. Функциональные уравнения (3 часа)

Понятие функционального уравнения. Примеры. Решение функциональных уравнений с использованием свойств функций, подстановок, а также разделения переменных.

2. Элементы комбинаторики (4 часа)

Правила суммы и произведения. Основные понятия комбинаторики: перестановки, размещения, сочетания. Вывод соответствующих формул. Решение типовых и олимпиадных комбинаторных задач.

3. Уравнения в целых числах (8 часов)

Основные факты, необходимые при решении уравнений в целых числах: свойства факториалов, свойства точных квадратов, формулы сокращённого умножения, малая теорема Ферма, Великая теорема Ферма. Диофантовы уравнения первой степени с двумя неизвестными: определение, условие существования решений, формулы нахождения решений, три способа нахождения частного решения. Задача Пифагора: постановка, геометрическая интерпретация и нахождение общего решения. Отработка навыков решения диофантовых уравнений тремя способами. Решение уравнений в целых числах: применение всевозможных изученных методов и их систематизация.

4. Выигрышные стратегии в играх (4 часа)

Решение олимпиадных задач, в которых необходимо определить выигрышную стратегию одного или двух игроков.

5. Планиметрические задачи (8 часов)

Решение олимпиадных планиметрических задач. Применение различных нестандартных приёмов: удвоение медианы треугольника, продолжение сторон трапеции и т.д. Дополнительные формулы для площадей фигур. Теорема Чевы-Менелая и её использование.

6. Метод математической индукции (4 часа)

Множество натуральных чисел. Принцип и метод математической индукции. Отработка навыков применения метода математической индукции при доказательстве различных утверждений.

7. Возвратные уравнения (4 часа)

Понятие возвратных уравнений. Примеры. Решение возвратных уравнений третьей и четвёртой степени.
















































Календарно-тематическое планирование

Кален.
сроки

Наименование тем и их
краткое содержание

Кол-во
часов

Вид
занятия

1.


Функциональные уравнения

3




Понятие функционального уравнения. Примеры. Решение функциональных уравнений с использованием свойств функций, подстановок, а также разделения переменных.




Лекция-семинар

2.


Элементы комбинаторики

4






Правила суммы и произведения. Основные понятия комбинаторики: перестановки, размещения, сочетания. Вывод соответствующих формул. Решение типовых и олимпиадных комбинаторных задач.






Лекция-семинар

3.


Уравнения в целых числах

8




Основные факты, необходимые при решении уравнений в целых числах: свойства факториалов, свойства точных квадратов, формулы сокращённого умножения, малая теорема Ферма, Великая теорема Ферма. Диофантовы уравнения первой степени с двумя неизвестными: определение, условие существования решений, формулы нахождения решений, три способа нахождения частного решения. Задача Пифагора: постановка, геометрическая интерпретация и нахождение общего решения. Отработка навыков решения диофантовых уравнений тремя способами. Решение уравнений в целых числах: применение всевозможных изученных методов и их систематизация.



Лекция-семинар


4.


Выигрышные стратегии в играх

4




Решение олимпиадных задач, в которых необходимо определить выигрышную стратегию одного или двух игроков.


Лекция-семинар

5.


Планиметрические задачи

8




Решение олимпиадных планиметрических задач. Применение различных нестандартных приёмов: удвоение медианы треугольника, продолжение сторон трапеции и т.д. Дополнительные формулы для площадей фигур. Теорема Чевы-Менелая и её использование.


Лекция-семинар

6.


Метод математической индукции

4




Множество натуральных чисел. Принцип и метод математической индукции. Отработка навыков применения метода математической индукции при доказательстве различных утверждений.


Лекция-семинар

7.


Возвратные уравнения

4




Понятие возвратных уравнений. Примеры. Решение возвратных уравнений третьей и четвёртой степени.


Лекция-семинар


Итого: 35 часов





































Литература

1. Алфутова Н.Б. Устинов А.В. Алгебра и теория чисел. Сборник задач для математических школ –М.: МЦНМО, 2009 – 336 с.

2. Бухштаб А.А. Теория чисел –М.: Просвещение, 1966 – 384 с.

3. Виноградов И.М. Основы теории чисел –СПб.: Лань, 2004 – 176 с.

4. Воробьёв Н.Н. Признаки делимости –М.: Наука, 1974 – 80 с., илл.

5. Гельфонд А.О. Решение уравнений в целых числах –М.: Наука, 1983 – 64 с., илл.

6. Калужнин Л.А. Основная теорема арифметики –М.: Наука, 1969 – 32 с., илл.

7. Оре О. Приглашение в теорию чисел –М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1980 – 128 с., илл.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!