СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса «Компьютерные технологии подготовки текстов»

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса «Компьютерные технологии подготовки текстов»»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ ТЕКСТОВ»

(5 класс)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В учебный план ГБОУ Школы №1506 курс «Компьютерные технологии подготовки текстов» входит в часть, формируемую участниками образовательных отношений, и является элективным для обучающихся 5 классов. Информатика является одним из опорных предметов основной школы. Она обеспечивает успешное изучение других дисциплин: физики, химии, математики и др. Знания, умения и навыки по информатике необходимы для подготовки школьников к жизни. В процессе обучения информатики проводится систематическая и целенаправленная работа по общему развитию обучающихся.

Основным разделом изучения данного курса является текстовый редактор офисного пакета. В данном разделе обучающиеся знакомятся со средствами программы, овладевают навыками работы с различными средствами данной программы.

Планируемые результаты освоения курса

В результате изучения курса «Компьютерные технологии подготовки текстов» по данной программе у обучающихся будут сформированы предметные знания, умения, навыки и представления, предусмотренные программой курса, а также личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия, как основа умения учиться.

Личностные результаты: освоения программы учебного курса «Компьютерные технологии подготовки текстов»

Гражданское воспитание: готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о информационных основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (выборы, опросы и пр.); 

Патриотическое воспитание: проявлением интереса к прошлому и настоящему российской информатики, ценностным отношением к достижениям российских ученых и российской IT-школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах.

Духовно-нравственное воспитание: готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного.

Эстетическое воспитание: способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию информационных объектов, задач, решений, рассуждений; умению видеть применение элементов информатики в искусстве.

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: готовностью применять знания информатики в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека.

Трудовое воспитание: установкой на активное участие в решении практических задач информационной направленности, осознанием важности образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений; осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей.

Экологическое воспитание: ориентацией на применение знаний, полученных на уроках информатики для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения.

Ценности научного познания: ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием информатики как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации; овладением языком информатики и информационной культурой как средством познания мира; овладением простейшими навыками исследовательской деятельности.

Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

  • готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

  • необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;

  • способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт.

Метапредметные результаты

Регулятивные

Определяет и формулирует цель деятельности, составляет план действий по решению проблемы

  • самостоятельно обнаруживает и формулирует учебную проблему, определяет цель учебной деятельности;

  • самостоятельно обнаруживает и формулирует проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;

  • выдвигает версии решения проблемы, осознает конечный результат, выбирает и находит самостоятельно средства достижения цели;

  • составляет (индивидуально или в группе) план решения проблемы;

  • подбирает к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;

  • работает по предложенному и самостоятельно составленному плану, использует наряду с основными и дополнительными средствами (справочная литература, сложные приборы, компьютер);

  • планирует свою индивидуальную образовательную траекторию.

Осуществляет действия по реализации плана:

  • работает по плану, сверяет свои действия с целью и, при необходимости, исправляет ошибки самостоятельно;

  • работает самостоятельно по составленному плану, сверяя с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).

Соотносит результат своей деятельности с целью и оценивает его:

  • в диалоге с учителем совершенствует самостоятельно выработанные критерии оценки;

  • свободно пользуется выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различает результат и способы действий;

  • самостоятельно осознает причины своего успеха или неуспеха и находит способы выхода из ситуации неуспеха;

  • умеет оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;

  • дает оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я?»), определяет направления своего развития («каким я хочу стать?», «что мне для этого надо сделать?»).

Познавательные

Извлекает информацию

  • самостоятельно предполагает, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов;

  • самостоятельно отбирает для решения предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски;

  • сопоставляет, отбирает информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски);

  • самостоятельно определяет, какие знания необходимо приобрести для решения жизненных (учебных межпредметных) задач;

  • ориентируется в своей системе знаний и определяет сферу своих жизненных интересов.

Ориентируется в своей системе знаний, делает предварительный отбор источников информации; добывает информацию:

  • самостоятельно отбирает для решения жизненных задач необходимые источники информации (словари, энциклопедии, справочники, электронные и интернет-ресурсы, СМИ);

  • самостоятельно ставит личностно-необходимые учебные и жизненные задачи и определяет, какие знания необходимо приобрести для их решения;

  • самостоятельно делает предварительный отбор источников информации для успешного продвижения по самостоятельно выбранной образовательной траектории;

  • сопоставляет, отбирает и проверяет информацию, полученную из различных источников, в том числе СМИ, для успешного продвижения по самостоятельно выбранной образовательной траектории.

Перерабатывает информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта:

  • анализирует, сравнивает, классифицирует и обобщает факты и явления;

  • выявляет причины и следствия простых явлений;

  • анализирует, сравнивает, классифицирует и обобщает понятия:

  • дает определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;

  • обобщает понятия;

  • осуществляет логическую операцию перехода от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом;

  • осуществляет сравнение, классификацию, самостоятельно выбирает основания и критерии для указанных логических операций;

  • создает модели с выделением существенных характеристик объекта и представлением их в пространственно-графической или знаково-символической форме.

Преобразовывает информацию из одного вида в другую и выбирает наиболее удобную для себя форму:

  • составляет тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.);

  • преобразовывает информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);

  • представляет информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков;

  • преобразовывает информацию из одного вида в другой и выбирает удобную для себя форму фиксации и представления информации;

  • представляет информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.

Владеет приемами осмысленного чтения:

  • вычитывает все уровни текстовой информации;

  • понимает позицию другого, различает в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты, гипотезы, аксиомы, теории;

  • самостоятельно использует различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания;

  • понимает систему взглядов и интересов человека;

  • владеет приемами гибкого чтения и рационального слушания, как средством самообразования.

Формирование ИКТ - компетенции:

  • умеет определять возможные источники необходимых сведений, производит поиск информации, анализирует и оценивает ее достоверность;

  • сам создает источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдает информационную гигиену и правила информационной безопасности;

  • использует компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей;

  • выбирает адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы или выступает в качестве заказчика новых программно-аппаратных средств и сервисов.

Коммуникативные:

Доносит свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи:

  • в дискуссии умеет выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

  • при необходимости корректно убедить других в правоте своей позиции

  • владеет устной и письменной речью на основе представления о тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, о типологии текстов и о речевых жанрах как разновидностях текста.

Понимает другие позиции (взгляды, интересы):

  • критично относится к своему мнению, с достоинством признает ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректирует его;

  • понимая позицию другого, различает в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты, гипотезы, аксиомы, теории;

  • понимает систему взглядов и интересов человека;

  • владеет приемами гибкого чтения и рационального слушания как средством самообразования;

Договаривается с людьми, согласует с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща:

  • самостоятельно организует учебное взаимодействие в группе (определяет общие цели, распределяет роли, договаривается друг с другом)

  • предвидит последствия коллективных решений;

  • понимает, в чем состоит суть общения; использует различные виды общения; умеет ориентироваться в ситуации общения, определяет коммуникативное намерение (свое и партнера), оценивает степень его реализации в общении;

  • умеет взглянуть на ситуацию с иной позиции и договаривается с людьми;

  • толерантно строит свои отношения с людьми иных позиций и интересов, находит компромисс.

Освоение учебного курса «Информатика в современном мире» на уровне основного общего образования должно обеспечивать достижение следующих предметных образовательных результатов:

Предметные результаты

Предметные результаты включают: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры;

  • формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;

  • развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе;

  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Результаты освоения курса «Компьютерные технологии подготовки текстов» в 5 классе

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.

Планируемые результаты сформулированы к каждому разделу учебной программы.

Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала, размещены в рубрике «Выпускник научится…». Они показывают, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускника. Эти результаты потенциально достигаемы большинством учащихся и выносятся на итоговую оценку как задания базового уровня (исполнительская компетентность) или задания повышенного уровня (зона ближайшего развития).

Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему, размещены в рубрике «Выпускник получит возможность научиться …». Эти результаты достигаются отдельными мотивированными и способными учащимися; они не отрабатываются со всеми группами учащихся в повседневной практике, но могут включаться в материалы итогового контроля.

Раздел 1. Информация вокруг нас

Выпускник научится:

  • понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;

  • приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;

  • приводить примеры древних и современных информационных носителей;

  • классифицировать информацию по способам ее восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;

  • кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;

Выпускник получит возможность:

  • сформировать представление об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;

  • сформировать представление о способах кодирования информации;

  • научиться преобразовывать информацию по заданным правилам и путем рассуждений;

  • научиться решать логические задачи на установление соответствия с использованием таблиц;

Раздел 2. Информационные технологии

Выпускник научится:

  • определять устройства компьютера (основные и подключаемые) и выполняемые ими функции;

  • запускать на выполнение программу, работать с ней, закрывать программу;

  • создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;

  • работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);

  • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;

  • применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках;

  • выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;

  • использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов;

  • создавать и форматировать списки;

  • создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;

  • создавать круговые и столбиковые диаграммы;

  • соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.

Выпускник получит возможность:

  • овладеть приемами квалифицированного клавиатурного письма;

  • научиться создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, диаграммы, рисунки;

  • научиться работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения);

  • научиться сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет материалы;



Содержание учебного предмета

Структура содержания общеобразовательного курса «Информатика в современном мире» в 5 классе основной школы может быть определена следующими укрупнёнными тематическими блоками (разделами):

  • Информация вокруг нас – 2 часа

  • Компьютер и устройства компьютера – 6 часов

  • Создание и обработка текстовых документов – 28 часов

Раздел 1. Информация вокруг нас

Информация и информатика. Как человек получает информацию. Виды информации по способу получения.

Код, кодирование информации. Способы кодирования информации. Кодирование текстовой информации.

Формы представления информации. Текст как форма представления информации.

Раздел 2. Компьютер и устройства компьютера

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места. Основные устройства компьютера, в том числе устройства для ввода информации (текста, звука, изображения) в компьютер.

Компьютерные объекты. Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов.

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.

Клавиатурный тренажер.

Раздел 3. Создание и обработка текстовых документов

Текстовый редактор. Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац. Приёмы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.). Создание и форматирование списков. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.

Виды и формы организации учебного процесса, технологии обучения.

Виды занятий

Формы организации деятельности учащихся на занятиях

Методы обучения:

-практикум;

-тестирование;

-работа с учебно-справочной литературой;

-эвристическая беседа;

-зачет.

- групповая;

- индивидуально-групповая;

-парная;

-коллективная.

-проблемный;

-эвристический;

-исследовательский.

Основной формой занятий является урок, который представляет собой по содержанию часть учебного курса «Информатика в современном мире» и имеет определенную дидактическую цель. Вся деятельность на занятии будет направлена на формирование ключевых компетенций, развитие личности учащегося, социализацию. Реализация элективного курса предусматривает использование приемов критического мышления, проблемного обучения, ИКТ-технологий. Основные виды аудиторной работы - лекция, практикум, видео-урок, урок-проект, урок-исследование.


п/п

Раздел

Тема

Кол-во часов, отводимых на освоение темы

Содержание/Характеристика основных видов деятельности учащихся

Форма реализации воспитательного потенциала темы

Электронные учебно­методические материалы

1

Информация вокруг нас Информация. Действия с информацией

2

• классифицировать информацию по способам ее восприятия человеком, по формам представления

• кодировать и декодировать текстовые сообщения, используя простейшие коды;

Использование воспитательных возможностей содержания темы через подбор соответствующих задач для решения

Электронные учебник и задачник

ЭОР МЭШ

https://uchebnik.mos.ru/player3/books/00000596.0.24/articles/0.1.0

https://uchebnik.mos.ru/player3/books/00000596.0.24/articles/0.5.0

2

Компьютер и устройства компьютера Компьютер – универсальная машина для работы с информацией.

6

• создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;

• систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;

• определять технические средства, с помощью которых может быть реализован ввод информации (текста, звука, изображения) в компьютер.

Практическая деятельность:

• выбирать и запускать нужную программу;

• работать с основными элементами пользовательского интерфейса:

• соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ

• вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры (приемы квалифицированного клавиатурного письма), мыши и других технических средств;


https://uchebnik.mos.ru/player3/books/00000596.0.24/articles/0.2.0


https://uchebnik.mos.ru/player3/books/00000596.0.24/articles/0.3.0


https://uchebnik.mos.ru/player3/books/00000596.0.24/articles/0.4.0

https://uchebnik.mos.ru/app_player/439162


https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7358614

3

Создание и обработка текстовых документов

Работа в текстовом редакторе.

28

• соотносить этапы (ввод, редактирование, форматирование) создания текстового документа и возможности текстового процессора по их реализации;

• определять инструменты текстового редактора для выполнения базовых операций по созданию текстовых документов.

• создавать несложные текстовые документы на родном и иностранном языках;

• выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;

• осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;

• оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;

• создавать таблицы и их редактировать: добавлять и объединять ячейки, строки

• создавать и обрабатывать графические объекты


https://uchebnik.mos.ru/player3/books/00000596.0.24/articles/0.8.0


https://uchebnik.mos.ru/player3/books/00000596.0.24/articles/0.21


https://uchebnik.mos.ru/player3/books/00000596.0.24/articles/0.19

https://uchebnik.mos.ru/player3/books/00000596.0.24/articles/0.18




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!