РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ ТЕКСТОВ»
(5 класс)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В учебный план ГБОУ Школы №1506 курс «Компьютерные технологии подготовки текстов» входит в часть, формируемую участниками образовательных отношений, и является элективным для обучающихся 5 классов. Информатика является одним из опорных предметов основной школы. Она обеспечивает успешное изучение других дисциплин: физики, химии, математики и др. Знания, умения и навыки по информатике необходимы для подготовки школьников к жизни. В процессе обучения информатики проводится систематическая и целенаправленная работа по общему развитию обучающихся.
Основным разделом изучения данного курса является текстовый редактор офисного пакета. В данном разделе обучающиеся знакомятся со средствами программы, овладевают навыками работы с различными средствами данной программы.
Планируемые результаты освоения курса
В результате изучения курса «Компьютерные технологии подготовки текстов» по данной программе у обучающихся будут сформированы предметные знания, умения, навыки и представления, предусмотренные программой курса, а также личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия, как основа умения учиться.
Личностные результаты: освоения программы учебного курса «Компьютерные технологии подготовки текстов»
Гражданское воспитание: готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о информационных основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (выборы, опросы и пр.);
Патриотическое воспитание: проявлением интереса к прошлому и настоящему российской информатики, ценностным отношением к достижениям российских ученых и российской IT-школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах.
Духовно-нравственное воспитание: готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного.
Эстетическое воспитание: способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию информационных объектов, задач, решений, рассуждений; умению видеть применение элементов информатики в искусстве.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: готовностью применять знания информатики в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Трудовое воспитание: установкой на активное участие в решении практических задач информационной направленности, осознанием важности образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений; осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей.
Экологическое воспитание: ориентацией на применение знаний, полученных на уроках информатики для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения.
Ценности научного познания: ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием информатики как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации; овладением языком информатики и информационной культурой как средством познания мира; овладением простейшими навыками исследовательской деятельности.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Определяет и формулирует цель деятельности, составляет план действий по решению проблемы
самостоятельно обнаруживает и формулирует учебную проблему, определяет цель учебной деятельности;
самостоятельно обнаруживает и формулирует проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;
выдвигает версии решения проблемы, осознает конечный результат, выбирает и находит самостоятельно средства достижения цели;
составляет (индивидуально или в группе) план решения проблемы;
подбирает к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;
работает по предложенному и самостоятельно составленному плану, использует наряду с основными и дополнительными средствами (справочная литература, сложные приборы, компьютер);
планирует свою индивидуальную образовательную траекторию.
Осуществляет действия по реализации плана:
работает по плану, сверяет свои действия с целью и, при необходимости, исправляет ошибки самостоятельно;
работает самостоятельно по составленному плану, сверяя с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).
Соотносит результат своей деятельности с целью и оценивает его:
в диалоге с учителем совершенствует самостоятельно выработанные критерии оценки;
свободно пользуется выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различает результат и способы действий;
самостоятельно осознает причины своего успеха или неуспеха и находит способы выхода из ситуации неуспеха;
умеет оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;
дает оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я?»), определяет направления своего развития («каким я хочу стать?», «что мне для этого надо сделать?»).
Познавательные
Извлекает информацию
самостоятельно предполагает, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов;
самостоятельно отбирает для решения предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски;
сопоставляет, отбирает информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски);
самостоятельно определяет, какие знания необходимо приобрести для решения жизненных (учебных межпредметных) задач;
ориентируется в своей системе знаний и определяет сферу своих жизненных интересов.
Ориентируется в своей системе знаний, делает предварительный отбор источников информации; добывает информацию:
самостоятельно отбирает для решения жизненных задач необходимые источники информации (словари, энциклопедии, справочники, электронные и интернет-ресурсы, СМИ);
самостоятельно ставит личностно-необходимые учебные и жизненные задачи и определяет, какие знания необходимо приобрести для их решения;
самостоятельно делает предварительный отбор источников информации для успешного продвижения по самостоятельно выбранной образовательной траектории;
сопоставляет, отбирает и проверяет информацию, полученную из различных источников, в том числе СМИ, для успешного продвижения по самостоятельно выбранной образовательной траектории.
Перерабатывает информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта:
анализирует, сравнивает, классифицирует и обобщает факты и явления;
выявляет причины и следствия простых явлений;
анализирует, сравнивает, классифицирует и обобщает понятия:
дает определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;
обобщает понятия;
осуществляет логическую операцию перехода от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом;
осуществляет сравнение, классификацию, самостоятельно выбирает основания и критерии для указанных логических операций;
создает модели с выделением существенных характеристик объекта и представлением их в пространственно-графической или знаково-символической форме.
Преобразовывает информацию из одного вида в другую и выбирает наиболее удобную для себя форму:
составляет тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.);
преобразовывает информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
представляет информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков;
преобразовывает информацию из одного вида в другой и выбирает удобную для себя форму фиксации и представления информации;
представляет информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.
Владеет приемами осмысленного чтения:
вычитывает все уровни текстовой информации;
понимает позицию другого, различает в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты, гипотезы, аксиомы, теории;
самостоятельно использует различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания;
понимает систему взглядов и интересов человека;
владеет приемами гибкого чтения и рационального слушания, как средством самообразования.
Формирование ИКТ - компетенции:
умеет определять возможные источники необходимых сведений, производит поиск информации, анализирует и оценивает ее достоверность;
сам создает источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдает информационную гигиену и правила информационной безопасности;
использует компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей;
выбирает адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы или выступает в качестве заказчика новых программно-аппаратных средств и сервисов.
Коммуникативные:
Доносит свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи:
в дискуссии умеет выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
при необходимости корректно убедить других в правоте своей позиции
владеет устной и письменной речью на основе представления о тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, о типологии текстов и о речевых жанрах как разновидностях текста.
Понимает другие позиции (взгляды, интересы):
критично относится к своему мнению, с достоинством признает ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректирует его;
понимая позицию другого, различает в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты, гипотезы, аксиомы, теории;
понимает систему взглядов и интересов человека;
владеет приемами гибкого чтения и рационального слушания как средством самообразования;
Договаривается с людьми, согласует с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща:
самостоятельно организует учебное взаимодействие в группе (определяет общие цели, распределяет роли, договаривается друг с другом)
предвидит последствия коллективных решений;
понимает, в чем состоит суть общения; использует различные виды общения; умеет ориентироваться в ситуации общения, определяет коммуникативное намерение (свое и партнера), оценивает степень его реализации в общении;
умеет взглянуть на ситуацию с иной позиции и договаривается с людьми;
толерантно строит свои отношения с людьми иных позиций и интересов, находит компромисс.
Освоение учебного курса «Информатика в современном мире» на уровне основного общего образования должно обеспечивать достижение следующих предметных образовательных результатов:
Предметные результаты
Предметные результаты включают: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
формирование информационной и алгоритмической культуры;
формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;
развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Результаты освоения курса «Компьютерные технологии подготовки текстов» в 5 классе
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.
Планируемые результаты сформулированы к каждому разделу учебной программы.
Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала, размещены в рубрике «Выпускник научится…». Они показывают, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускника. Эти результаты потенциально достигаемы большинством учащихся и выносятся на итоговую оценку как задания базового уровня (исполнительская компетентность) или задания повышенного уровня (зона ближайшего развития).
Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему, размещены в рубрике «Выпускник получит возможность научиться …». Эти результаты достигаются отдельными мотивированными и способными учащимися; они не отрабатываются со всеми группами учащихся в повседневной практике, но могут включаться в материалы итогового контроля.
Раздел 1. Информация вокруг нас
Выпускник научится:
понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;
приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
приводить примеры древних и современных информационных носителей;
классифицировать информацию по способам ее восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;
Выпускник получит возможность:
сформировать представление об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
сформировать представление о способах кодирования информации;
научиться преобразовывать информацию по заданным правилам и путем рассуждений;
научиться решать логические задачи на установление соответствия с использованием таблиц;
Раздел 2. Информационные технологии
Выпускник научится:
определять устройства компьютера (основные и подключаемые) и выполняемые ими функции;
запускать на выполнение программу, работать с ней, закрывать программу;
создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;
работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);
вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках;
выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;
использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов;
создавать и форматировать списки;
создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;
создавать круговые и столбиковые диаграммы;
соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.
Выпускник получит возможность:
овладеть приемами квалифицированного клавиатурного письма;
научиться создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, диаграммы, рисунки;
научиться работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения);
научиться сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет материалы;
Содержание учебного предмета
Структура содержания общеобразовательного курса «Информатика в современном мире» в 5 классе основной школы может быть определена следующими укрупнёнными тематическими блоками (разделами):
Информация вокруг нас – 2 часа
Компьютер и устройства компьютера – 6 часов
Создание и обработка текстовых документов – 28 часов
Раздел 1. Информация вокруг нас
Информация и информатика. Как человек получает информацию. Виды информации по способу получения.
Код, кодирование информации. Способы кодирования информации. Кодирование текстовой информации.
Формы представления информации. Текст как форма представления информации.
Раздел 2. Компьютер и устройства компьютера
Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места. Основные устройства компьютера, в том числе устройства для ввода информации (текста, звука, изображения) в компьютер.
Компьютерные объекты. Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов.
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.
Клавиатурный тренажер.
Раздел 3. Создание и обработка текстовых документов
Текстовый редактор. Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац. Приёмы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.). Создание и форматирование списков. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.
Виды и формы организации учебного процесса, технологии обучения.
Виды занятий | Формы организации деятельности учащихся на занятиях | Методы обучения: |
-практикум; -тестирование; -работа с учебно-справочной литературой; -эвристическая беседа; -зачет. | - групповая; - индивидуально-групповая; -парная; -коллективная. | -проблемный; -эвристический; -исследовательский. |
Основной формой занятий является урок, который представляет собой по содержанию часть учебного курса «Информатика в современном мире» и имеет определенную дидактическую цель. Вся деятельность на занятии будет направлена на формирование ключевых компетенций, развитие личности учащегося, социализацию. Реализация элективного курса предусматривает использование приемов критического мышления, проблемного обучения, ИКТ-технологий. Основные виды аудиторной работы - лекция, практикум, видео-урок, урок-проект, урок-исследование.
№ п/п | Раздел | Тема | Кол-во часов, отводимых на освоение темы | Содержание/Характеристика основных видов деятельности учащихся | Форма реализации воспитательного потенциала темы | Электронные учебнометодические материалы |
1 | Информация вокруг нас | Информация. Действия с информацией | 2 | • классифицировать информацию по способам ее восприятия человеком, по формам представления • кодировать и декодировать текстовые сообщения, используя простейшие коды; | Использование воспитательных возможностей содержания темы через подбор соответствующих задач для решения | Электронные учебник и задачник ЭОР МЭШ https://uchebnik.mos.ru/player3/books/00000596.0.24/articles/0.1.0 https://uchebnik.mos.ru/player3/books/00000596.0.24/articles/0.5.0 |
2 | Компьютер и устройства компьютера | Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. | 6 | • создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы; • систематизировать (упорядочивать) файлы и папки; • определять технические средства, с помощью которых может быть реализован ввод информации (текста, звука, изображения) в компьютер. Практическая деятельность: • выбирать и запускать нужную программу; • работать с основными элементами пользовательского интерфейса: • соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры (приемы квалифицированного клавиатурного письма), мыши и других технических средств; | | https://uchebnik.mos.ru/player3/books/00000596.0.24/articles/0.2.0 https://uchebnik.mos.ru/player3/books/00000596.0.24/articles/0.3.0 https://uchebnik.mos.ru/player3/books/00000596.0.24/articles/0.4.0 https://uchebnik.mos.ru/app_player/439162 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7358614 |
3 | Создание и обработка текстовых документов | Работа в текстовом редакторе. | 28 | • соотносить этапы (ввод, редактирование, форматирование) создания текстового документа и возможности текстового процессора по их реализации; • определять инструменты текстового редактора для выполнения базовых операций по созданию текстовых документов. • создавать несложные текстовые документы на родном и иностранном языках; • выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами; • осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора; • оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста; • создавать таблицы и их редактировать: добавлять и объединять ячейки, строки • создавать и обрабатывать графические объекты | | https://uchebnik.mos.ru/player3/books/00000596.0.24/articles/0.8.0 https://uchebnik.mos.ru/player3/books/00000596.0.24/articles/0.21 https://uchebnik.mos.ru/player3/books/00000596.0.24/articles/0.19 https://uchebnik.mos.ru/player3/books/00000596.0.24/articles/0.18 |