СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса "Патриоты Отечества - интеллектуальная безопасность"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как правильно читать тексты и как научиться читать "между строк".  Где и как искать нужную информацию, при этом грамотно ее воспринимать. Все это в нашем курсе  "Патриоты Отечества - интеллектуальная безопасность"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса "Патриоты Отечества - интеллектуальная безопасность"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Горковская средняя общеобразовательная школа



«Утверждаю»


Директор МБОУ Горковской СОШ


_________Табачкова Т.В.


Приказ № ________от


«____»_______20__г.

«Согласовано»


Председатель Методического Совета

__________ Ульянова Ю.И.


«____»____________20 г.

«Рассмотрено»


на заседании ШМО учителей общественных дисциплин

Протокол № ___ от

«____»________20 г.


Руководитель ШМО учителей общественных дисциплин

___________ Ковалева Л.С.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса «Патриоты Отечества - интеллектуальная безопасность»

(клуб)


10 класс


внеурочная деятельность,

реализующая патриотическое направление


на 2021 – 2022 учебный год




Литература: Логика. Учебник для средней школы СССР. С. Н. Виноградов, А. Ф. Кузьмин. - 1954 г.; Системный анализ. Учеб. для вузов/ А.В. Антоновю - М.: Высш.шк., 2004г.; Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.:Союз, 1997; Зиновкина М. К знаниям через творчество // Учитель. – 1999. - № 5; Зельцерман Б., Рогалева Н. Учись! Твори! Развивайся! - Рига: Эксперимент, 1997; Курышев В.А. ТРИ Зовый подход при решении задач // Школьные технологии. – 2003г.; Гин А. А. Приемы педагогической техники. — М.: «Вита-Пресс», 1999г.; Хоменко Н.Н. Теория решения изобретательских задач – ТРИЗ // Школьные технологии. – 2000. - № 5; Психология масс. Хрестоматия. - Самара. Издательский Дом «БАХРАХ», 1998 г.; Психология влияния - СПб. Здательство «Питер», 2000г.; Геращенко Л. Психология рекламы: учебное пособие. М.: АСТ: Астрель, 2006




Всего часов 34 часа


Количество часов в неделю 1 часа


Составитель: учитель,

Макарышкина Елена Владимировна


Горки-2

2021 год



Пояснительная записка


Данная рабочая программа составлена в соответствии с Основной образовательной программы МБОУ Горковской СОШ.

Рабочая программа реализуется через систему патриотического воспитания, направленную на обучение формам и методам интеллектуальной и информационной безопасности:

Логика. Учебник для средней школы СССР. С. Н. Виноградов, А. Ф. Кузьмин. - 1954 г.;

Системный анализ. Учеб. для вузов/ А.В. Антоновю - М.: Высш.шк., 2004г.;

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.:Союз, 1997;

Зиновкина М. К знаниям через творчество // Учитель. – 1999. - № 5; Зельцерман Б., Рогалева Н. Учись! Твори! Развивайся! - Рига: Эксперимент, 1997;

Курышев В.А. ТРИ Зовый подход при решении задач // Школьные технологии. – 2003г.;

Гин А. А. Приемы педагогической техники. — М.: «Вита-Пресс», 1999г.;

Хоменко Н.Н. Теория решения изобретательских задач – ТРИЗ // Школьные технологии. – 2000. - № 5;

Психология масс. Хрестоматия. - Самара. Издательский Дом «БАХРАХ», 1998 г.;

Психология влияния - СПб. Здательство «Питер», 2000г.; Геращенко Л. Психология рекламы: учебное пособие. М.: АСТ: Астрель, 2006

Сроки реализации: 34 учебные недели. В соответствии с учебным планом МБОУ Горковской СОШ на изучение курса в 2021-2022 учебном году отводится 34 часа в год, 1 час в неделю.

В современных условиях развития общества, науки и техники, в особенности в области цифровых коммуникаций, в системе патриотического воспитания подрастающего поколения на первый план выходит обучение школьников умениям грамотно обращения и использования огромными потоками информации, их фильтрации, анализа, на основании которого будут приниматься самостоятельные решения с возложением персональной ответственности за возникающие последствия.

Если всего лишь лет эдак 20 назад, для того чтобы внушить людям ту или иную идею, с подвигнуть их на какие-либо действия, их нужно было собрать в одном месте (митинг, собрание и т.п.), при этом нужно было обладать незаурядным ораторским талантом. Правда существовала «система слухов», которая предварительно готовила (подогревала) формирование общественного мнения, но это требовало значительных временных, людских и материальных ресурсов. Современные средства коммуникации в совокупности с социальными сетями с этими задачами справляются в кратчайшие сроки, с минимальными затратами, при этом люди, находящиеся за сотни километров друг от друга, даже не понимаю, что по сути собрали на какой-то виртуальной площади и из индивидов и личностей превратили в толпу, а если сказать без прикрас в «стадо», которое легко управляется и направляется «пастухом» туда куда нужно: за покупками в магазин, за кредитами в банк, на митинг, на акции протеста. При этом мы, как объекты воздействия, даже не понимаем, что стали жертвами психологической атаки со стороны невидимых нами «кукловодов», что на протяжении многих лет посредством социальных сетей, цифровых информационных ресурсов, нас отучают самостоятельно думать, анализировать и принимать самостоятельные ответственные решения.

Цели курса:

Патриотическое воспитание старших школьников и обучение их способам защиты и противодействия социально-психологическому воздействию посредством средств массовой коммуникации, что будет способствовать повышению у подростков гражданской ответственности, чувства гордости за свое Отечество, уровня самосознания, а также формированию навыков самостоятельной мыслительной деятельности, самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной ситуации.


Задачи курса:

- духовно-нравственное развитие и патриотическое воспитание подростков;

- обучить обучающихся самостоятельному поиску, всестороннему анализу информации;

- пробудить у обучающихся потребность в самостоятельной мыслительной работе;

- научить подростков способам психологической защиты;

- научить обучающихся основным формам и методам исследовательской работы;

- дать школьникам понимание основ формальной логики;

- научить подростков постановке и решению задач.


Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного курса.


Предметные результаты

В результате изучения учебного курса «Патриоты Отечества - интеллектуальная безопасность» в 10 классе:

обучающийся научится:

  • гражданской ответственности, разовьют чувство гордости за свое Отечество;

  • способам защиты и противодействия социально-психологическому воздействию посредством средств массовой коммуникации;

  • самостоятельному поиску, всестороннему анализу информации;

  • способам психологической защиты;

  • основам формальной логики

  • основным формам и методам исследовательской работы.

Обучающийся в 10 классе получат возможность научиться:

  • всесторонней оценке своей личности, пониманию ее психологических особенностей, умению соотносить личностные потребности с общественными;

  • самостоятельной мыслительной деятельности;

  • самоопределению в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной ситуации;

  • постановке и решению задач;

  • самостоятельной мыслительной работе

Личностные результаты:

    • воспитание у молодежи высокой гражданско-социальной активности, патриотизма, приверженности идеям интернационализма, противодействия идеологии экстремизма;

    • приобретение умений и навыков работы с информационными потоками с проведением их всестороннего анализа, который позволит избегать искаженного понимания истерический фактов и происходящих событий;

    • обучение формам и методам адекватного реагирования на попытки фальсификации исторических фактов и событий в ущерб интересам России;

    • развитие в молодежной среде ответственности, принципов коллективизма, системы нравственных установок личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей;

    • повышение интеллектуального, культурного, нравственного развития обучающихся;


Метапредметные результаты:

  • участие в реализации государственной молодежной политики Российской Федерации;

  • всестороннее развитие и совершенствование личности детей и подростков, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании;

  • повышение в обществе авторитета и престижа патриотического движения;

  • сохранение и приумножение патриотических традиций;

  • формирование у молодежи готовности и практической способности выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Отечества.

В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделять формированию действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Ведущим способом решения этой задачи является формирование способности к проектированию.

В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделять:

  • формированию действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества;

  • практическому освоению умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;

  • развитию речевой деятельности, приобретению опыта использования речевых средств регуляции умственной деятельности, приобретению опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.

В сфере развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделять:

  • практическому освоению обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности;

  • развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией;

  • практическому освоению методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярному обращению в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций.

Особенностью клуба является возможность для реализации межпредметных связей. Клуб «Патриоты Отечества - интеллектуальная безопасность» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках истории, обществознания, русского языка, математики, физики, химии, окружающего мира, музыки, изобразительного искусства, технологии.

В основе методики клуба ««Патриоты Отечества - интеллектуальная безопасность»» лежит проблемно – поисковый метод, обеспечивающий реализацию развивающих задач. При этом используются разнообразные формы обучения. Обучающиеся ведут наблюдения, выполняют практические работы, в том числе и исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги. Для решения задач клуба важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с ветеранами воин, людьми военных профессий, организация посильной практической деятельности. Занятия могут проходить не только в классе, но и на улице, музее.

В качестве дидактического материала могут быть использованы сборники задач по физике, математики, ТРИЗ, логике, видеофильмы, фотоматериалы и фотоальбомы. Целесообразно использование ИКТ и ресурсов Интернета..



Раздел 2. Содержание учебного курса


1. Способы и источники получения информации 5 часов

Телевидение и радио. 1 час

Интернет ресурсы 1 час.

Социальные сети 1 час

Мессенджеры 1 час

Реклама 1 час

2. Учись правильно мыслить (Основы формальной логики) 11 часов

Предмет и задачи науки логики. Логические приёмы. Понятие. Определение и деление понятия. Суждение. Преобразование суждений. Основные законы логического мышления. Дедуктивные умозаключения. Индуктивные умозаключения. Аналогия. Гипотеза. Доказательство. Решение задач.

3. Поиск, постановка и решение исследовательских задач. (ТРИЗ) 9 часов

Теоретическая часть.

Методы поиска решения исследовательских задач

Решение творческих задач (мозговая атака, обратная мозговая атака.

Решение исследовательских задач методом ИКР (воображение идеального конечно результата);1 час.

Решение исследовательских задач методом «маленьких человечков». Решение задач

4 . Формы и методы анализа информации 9 часов

Теоретическая часть:

Методика проверки достоверности информации

- анализ достоверности источника информации;

- сопоставление информации с информацией в альтернативных источниках;

- проверка полноты представленной информации.

Всесторонний анализ информации.

- изучение и анализ причин совершения события, а также причин необходимости распространения информации об этом;

- изучение и анализ исторических, политических, экономических, военных, социально-общественных и т.п. факторов, сопутствующих тому или иному событию, факту;

- изучение и анализ противоположных точек зрения;

- изучение и анализ содержания информации на основе имеющихся естественно-научных, социально-политических знаний;

- анализ правовых, экономических и т.д. последствий участия в распространении, реализации информации.

Практическая часть:

Анализ достоверности источников информации (по выбору обучающихся)

Практический анализ исторического события

Практический анализ событий, происходящий в нынешнее время.



Раздел 3. Учебно-тематическое планирование


Учебно-тематический план

№пп

Название темы

Количество часов по программе

Количество часов практической работы

Контрольные тесты и КР

Способы и источники получения информации

5

-


Учись правильно мыслить (Основы формальной логики)

11

4


Поиск, постановка и решение исследовательских задач. (ТРИЗ, системный анализ)

9

5


Формы и методы анализа информации

9

5



Итого:

34

13

























Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Горковская средняя общеобразовательная школа



«Утверждаю»


Директор МБОУ Горковской СОШ


_________Табачкова Т.В.


Приказ № ________от


«____»_______20__г.

«Согласовано»


Председатель Методического Совета

__________ Ульянова Ю.И.


«____»____________20 г.

«Рассмотрено»


на заседании ШМО учителей общественных дисциплин

Протокол № ___ от

«____»________20 г.


Руководитель ШМО учителей общественных дисциплин

___________ Ковалева Л.С.





Календарно-тематическое планирование

курса «Патриоты Отечества - интеллектуальная безопасность»

(клуб)


10 класс


внеурочная деятельность,

реализующая патриотическое направление


на 2021 – 2022 учебный год









Всего часов 34 часа


Количество часов в неделю 1 часа




Составитель: учитель,

Макарышкина Елена Владимировна


Горки-2

2021 год







КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Дата

Тема урока

Примечание

Фактическая

Планируемая

1. Способы и источники получения информации 5 часов



__.___.2021

Телевидение и радио.



__.___.2021

Интернет ресурсы



__.___.2021

Социальные сети.



__.___.2021

Мессенджеры



__.___.2021

Реклама


2. Учись правильно мыслить (Основы формальной логики) 11 часов


__.___.2021

Предмет и задачи науки логики. Логические приёмы.



__.___.2021

Понятие. Определение и деление понятия..



__.___.2021

Суждение. Преобразование суждений.



__.___.2021

Основные законы логического мышления.



__.___.2021

Дедуктивные умозаключения.



__.___.2021

Индуктивные умозаключения.



__.___.2021

Аналогия. Гипотеза. Доказательство



__.___.2021

Практическое занятие. Решение логических задач



__.___.2021

Практическое занятие. Решение логических задач



__.___.2021

Практическое занятие. Решение логических задач


1

__.___.2021

Практическое занятие. Решение логических задач


3. Поиск, постановка и решение исследовательских задач. (ТРИЗ,) 9 часов

2

__.___.2021

Методы поиска решения исследовательских задач


3

__.___.2021

Решение творческих задач (мозговая атака, обратная мозговая атака)


4

__.___.2021

Решение исследовательских задач методом ИКР (воображение идеального конечно результата)


5

__.___.2021

Решение исследовательских задач методом «маленьких человечков»


6

__.___.2021

Практическое занятие. Решение логических задач


7

__.___.2021

Практическое занятие. Решение логических задач


8

__.___.2021

Практическое занятие. Решение логических задач


9

__.___.2021

Практическое занятие. Решение логических задач


10

__.___.2021

Практическое занятие. Решение логических задач


4. Формы и методы анализа информации 9 часов

11

__.___.2021

Теоретическая часть:

Методика проверки достоверности информации


11

__.___.2021

Методика проверки достоверности информации


12

__.___.2021

Всесторонний анализ информации


13

__.___.2021

Всесторонний анализ информации


14

__.___.2021

Практическая часть: 3 часа

Анализ достоверности источников информации (по выбору обучающихся)


14

__.___.2021

Практический анализ исторического события

Объединенные темы

15

__.___.2021

Практический анализ исторического события

16

__.___.2021

Практический анализ событий, происходящий в нынешнее время


17

__.___.2021

Практический анализ событий, происходящий в нынешнее время




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!