2
Департамент образования г. Иркутска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Иркутска средняя общеобразовательная школа № 35
Занимательное программирование
Программа элективного курса для учащихся 9 классов
Составитель: Познярская Светлана Дмитриевна,
учитель информатики МБОУ г.Иркутска СОШ № 35
Иркутск
2021 - 2022
ПАСПОРТ
на программу элективного курса с организацией проектной деятельности
I. Раздел (заполняется автором программы).
а) Познярская Светлана Дмитриевна, муниципальное бюджетное общеобразовательное____ учреждение г. Иркутска средняя общеобразовательная школа № 35, м/р Первомайский, 34, тел. 36-71-77__________________
(фамилия, имя, отчество автора; учреждение, адрес, телефон)
б) Занимательное программирование, информатика; информатика и ИКТ, 34 часа_____________
(Название программы, образовательная область, предмет, кол-во часов)
в) 9 класс, элективный курс__________________________________________________________
(для каких классов предназначена программа, направленность программы: спецкурс, факультатив, др.)
г) _2021-2022 г., муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение__________
г. Иркутска__ средняя общеобразовательная школа № 35__________________________
д) Курс способствует развитию творческих способностей, логического мышления, углубления знаний в области алгоритмизации и программирования, расширению общего кругозора учащихся. Курс позволяет успешно готовиться к участию в олимпиадах, конкурсах. Кроме того, данный курс поможет учащимся, выбравшим предмет «Информатика» для сдачи экзамена по выбору, а также облегчит изучение других языков программирования.
(авторская оценка программы, на базе каких образовательных программ/ пособий составлена)
II. Раздел (заполняется администрацией образовательного учреждения).
________________________________________________________________________________________________________________
(оценка программы администрацией ОУ, ее востребованность в ОУ)
___________________________________________________________________
( авторская оценка программы, на базе каких образовательных программ/ пособий составлена)
Руководитель ОО: ______________ Т.В.Большедворская
Раздел (заполняется методической службой г. Иркутска)
Программа зарегистрирована в МБОУ г. Иркутска СОШ № 35 «____»_________2021 г.
Программа рассмотрена и согласована на заседании Методического Совета для использования в образовательной деятельности педагогическими работниками _______________ (конкретно указывается предметная область) протокол № _______от _______________
Руководитель МС Щекодько А.В. _________________ «____»_________2021 г.
Класс: 9 класс.
Количество часов в неделю – 1 час в неделю, всего – 34 учебных часа.
Образовательная область: «Информатика».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса предназначена для организации факультатива по трем направлениям развития личности: общеинтеллектуальное, общекультурное и социальное.
Информатика — это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.
Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией, изучение информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
Информатика имеет большое и всевозрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности, освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях. Они становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.
Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.
Каждая сфера деятельности человека: медицина, проектирование зданий, машин, образование, – не обходится без применения компьютерных технологий в современном мире. Соответственно, навыки программирования пользуются высоким спросом.
Но какова его роль и есть ли необходимость изучать программирование в рамках элективных или факультативных курсов?
Часто говорят, что в современных условиях развитого прикладного программного обеспечения изучение программирования потеряло свое значение как средство подготовки основной массы школьников к труду, профессиональной деятельности. С одной стороны, это действительно так, но, с другой стороны, изучение основ программирования связано с целым рядом умений и навыков (организация деятельности, планирование ее и т.д.), которые по праву носят общеинтеллектуальный характер и формирование которых - одна из приоритетных задач современной школы.
Очень велика роль изучения программирования для развития мышления школьников, формирования многих приемов умственной деятельности. Здесь роль информатики сродни роли математики в школьном образовании. Поэтому не использовать действительно большие возможности программирования, решения соответствующих задач для развития мышления школьников, формирования многих общеучебных, общеинтеллектуальных умений и навыков было бы, наверное, неправильно.
Факультативный курс является предметом по выбору. Курс рассчитан на 34 часа.
Курс условно разбит на два модуля. Первый модуль – это модуль, в котором изучаются основы языка Python, типы данных, базовые алгоритмические структуры (следование, ветвление, циклы). В основу первого модуля положена работа с простыми типами данных. Второй модуль полностью посвящен структурированным типам данных (массивы).
Учитывая все вышесказанное, можно выделить основную цель данного курса.
Цели и задачи курса
Освоение компьютера - современного инструмента познавательной и творческой деятельности.
Формирование интереса к изучению профессии, связанной с программированием.
Приобретение знаний и навыков алгоритмизации учащимися в ее структурном варианте.
Освоение всевозможных методов решения задач, реализуемых на языке Python.
Развитие алгоритмического мышления учащихся.
Формирование навыков грамотной разработки программ.
Углубление знаний, умений и навыков решения задач по программированию и алгоритмизации.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Личностные результаты реализации программы
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной и творческой деятельности.
Метапредметные результаты реализации программы
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач;
умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Состав учебно-методического комплекта
Учебно-методический комплект по факультативному курсу «Занимательное программирование» включает учебные пособия и практикум:
Марк Лутц. Изучаем Питон (4-е издание). Символ-плюс: М., 2017
Томас Кормен, Чарльз Лейзерсон, Рональд Ривест, Клиффорд Штайн. Алгоритмы: построение и анализ. Вильямс: М., 2017
Джеффри Фридл. Регулярные выражения (3-е издание). Символ-плюс: М., 2016 (главы из книги)
Также предполагается использование дополнительных пособий по программированию. На основе этих пособий разработан электронный учебник, который содержит: теоретический материал по всему курсу программирования; задачи с решениями (готовыми программами) для самостоятельного разбора; справочный материал; тестовые задания; задачи для самостоятельного решения.
Контроль знаний и умений. Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практикумов по каждому разделу курса. В течение изучения курса предполагается написание двух курсовых работ. Итоговый контроль реализуется в форме итогового практикума. Знания теоретического материала проверяются с помощью тестовых заданий.
Организация учебного процесса. В основу организации учебного процесса положена система лекционно-семинарских занятий. Данная система позволяет максимально приблизить учащихся к обучению в высших учебных заведениях. Поэтому учебный процесс можно организовать в двух взаимосвязанных и взаимодополняющих формах:
урочная форма, в которой учитель объясняет новый материал (лекции), консультирует учащихся в процессе решения задач, учащиеся сдают зачеты по теоретическому материалу и защищают практикумы по решению задач, курсовые проекты;
внеурочная форма, в которой учащиеся после занятий (дома или в компьютерном классе) самостоятельно выполняют компьютерные практикумы, курсовые работы.
Лекции. Представление учебного материала учащимся проводится в форме лекций. Каждая лекция – дидактическая единица, требующая примерно одинакового времени на изложение теоретического материала. Для лучшего восприятия материала - лекции сопровождаются демонстрацией презентаций.
Практикум по решению задач. Основной формой проведения занятий являются практикумы по решению задач. Организация личностно-ориентированных практикумов по решению задач, личностно-ориентированного контроля – это как раз то, что необходимо учащемуся для его уверенности, успешности в очень сложном разделе информатики. Эти две формы работы предполагают следующее:
Каждому ученику подбираются индивидуальные задачи (как правило, для тематического 2, для итогового до 5).
Подбор задач для каждого ученика необходимо выполнять исходя из их умственных способностей и психологического настроя к программированию.
Задачи каждому ученику выдаются адресно. Каждый ученик на разных практикумах имеет разный вариант – это тоже важный момент, ориентированный на личность учащегося.
Задачи для каждого ученика посильные, т.е. он заведомо уверен в своем успехе.
Курсовая работа. Данный вид работы проводится один раз в год. Цель курсовой работы – развитие самостоятельного, проектного мышления учащихся, подготовка их к участию в научно-практических конференциях. Учащимся предлагаются темы курсовых работ (задачи) они должны выполнить работу, которая будет содержать следующие разделы:
Название программы, сведения об авторе программы.
Формулировка решаемой задачи. Метод решения задачи. Принятые обозначения.
Описание алгоритма (в виде блок – схемы). Пояснения к алгоритму.
Текст программы.
Контрольный пример (проверка работы программы, тестирование программы).
Примерные темы курсовых работ
Тема 1. Числа Близнецы. Два нечетных простых числа, разнящиеся на два, называются Близнецами (5 и 7, 11 и 13, 17 и 19…). Составить программу, которая находит все числа Близнецы в интервале [2;1000]
Тема 2. Совершенные числа. Совершенным числом называется число, равное сумме всех делителей, меньших, чем оно само. Например, 28=1+2+4+7+14. Составить программу, которая находит все совершенные числа в интервале [1;10000].
Тема 3. Дружественные числа. Дружественными числами являются два натуральных числа, таких, что каждое из них равно сумме всех натуральных делителей другого, исключая само это другое число. Например, 220 и 284. Составить программу, которая находит все дружественные числа в интервале [1;10000].
Тема 4. Автоморфные числа. Автоморфным числом называется число, равное последним цифрам своего квадрата. Например, 52=25, 252=625. Составить программу, которая находит все автоморфные числа в интервале [m;n].
Тема 5. Пифагоровы числа. Пифагоровыми числами называются числа, для которых выполняется равенство a2+b2= c2. Например, 32+42= 52 следовательно числа 3,4,5 – пифагоровы. Составить программу, которая находит все пифагоровы числа, не превышающих 20.
Тема 6. Взаимно – простые числа. Числа, у которых НОД равен 1, называются взаимно - простыми. Найти все взаимно - простые числа на отрезке [1;100].
Тема 7. Счастливые троллейбусные билеты. Счастливый билет – это такой билет, в котором сумма трех первых цифр равна сумме трех последних цифр, например: №627294, 6+2+7=2+9+4. Составить программу для нахождения всех номеров счастливых билетов, таких, что из них можно извлечь квадратный корень.
Тема 8. Квадраты натуральных чисел. Составить программу, позволяющую напечатать квадрат натуральных чисел от 1 до n без операции умножения: 12=1, 22=1+3, 32=1+3+5, 42=1+3+5+7, 52=1+3+5+7+9 и т.д.
Тема 9. Натуральное число с максимальной суммой делителей. Найти натуральное число от 1 до N с максимальной суммой делителей.
Тема 10. Трехзначные числа. Найти трехзначные натуральные числа, равные сумме кубов своих цифр.
ПРОГРАММА КУРСА
Введение в Python. Данные. Типы данных
Алгоритмы линейной структуры
Алгоритмы разветвляющейся структуры
Перечислимый и интервальный типы данных
Циклы
Подпрограммы
Массивы
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема | Часы |
Основы программирования на языке Python. (17 ч.) |
| Введение. Принцип работы программ. Процесс разработки программы, отладка. | 1 |
| Введение в язык Python. Использование интерпретатора языка Python. | 1 |
| Основные понятия и синтаксические конструкции. Типы данных. | 1 |
| Переменная, значение, присваивание, оценка выражения. | 1 |
| Операторы. Арифметические операторы, логические операторы | 1 |
| Операции над строками. | 1 |
| Встроенные математические функции. Функции для работы со строками. | 1 |
| Условный оператор | 1 |
| Операторы цикла while | 1 |
| Операторы цикла for. Прерывание цикла. | 1 |
| Вложенные циклы. | 1 |
| Оформление блоков кода в Python. | 1 |
| Функции, аргументы, возвращаемые значения. | 1 |
| Модули и библиотеки в Python. | 1 |
| Чтение и запись файлов. | 1 |
| Работа со случайными числами и вероятностными распределениями. | 1 |
Автоматическая обработка данных с помощью языка Python (17 ч.) |
| Структуры данных. | 1 |
| Массивы, адресация элементов массива, функции для работы с массивами, срезы массивов. | 1 |
| Строка как массив. | 1 |
| Одномерный массив. | 1 |
| Способы задания массива в Python и функции для работы с ними. | 1 |
| Алгоритмы и их реализация на языке Python. | 1 |
| Разбор простых алгоритмов | 1 |
| Разбор простых алгоритмов | 1 |
| Разбор простых алгоритмов | 1 |
| Алгоритм Евклида | 1 |
| Задача сортировки массива. | 1 |
| Поиск элемента в массиве. | 1 |
| Эффективные алгоритмы | 1 |
| Выбор темы проекта. Работа над проектом | 1 |
| Работа над проектом | 1 |
| Работа над проектом | 1 |
| Защита курсового проекта. | |
ЛИТЕРАТУРА, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ПРИ НАПИСАНИИ ПРОГРАММЫ И РЕКОМЕНДУЕМАЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЯМ
Методика преподавания информатики: Учеб. Пособие для студ. Пед. вузов / М.П. Лапчик, И.Г. Семакин. Е.К. Хеннер; Под общей ред. М.П. Лапчик. - М.:-Издательский центр «Академия», 2001.
Информатика. Углубленный уровень: учебник для 10 класса: 2 ч. / К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин– М.: Бином. Лаборатория Знаний, 2016, 344 с.
С.О. Готовчикова, А.Б. Баяскаланов. Авторская программа факультативного курса «Программируем на языке PYTHON»
Марк Лутц. Изучаем Питон (4-е издание). Символ-плюс: М., 2017
Томас Кормен, Чарльз Лейзерсон, Рональд Ривест, Клиффорд Штайн. Алгоритмы: построение и анализ. Вильямс: М., 2017
Джеффри Фридл. Регулярные выражения (3-е издание). Символ-плюс: М., 2016 (главы из книги)