СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа Элективный курс по русскому языку «Русский язык в современной жизни» для учащихся 10 - 11 классов

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа "Элективный курс по  русскому языку «Русский язык в современной жизни» для учащихся 10 - 11 классов". Программа разработана на основе авторской программы элективного курса по русскому языку «Русское правописание: орфография и пунктуация» для учащихся 10 – 11 классов С.И.Львовой.- М.: Дрофа. 2015г.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа Элективный курс по русскому языку «Русский язык в современной жизни» для учащихся 10 - 11 классов»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТУЛЫ


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ № 41»




Рабочая программа

Элективный курс

по русскому языку

«Русский язык в современной жизни»

для учащихся 10 - 11 классов


Составитель

Кочеткова О.Е.

учитель русского языка и

литературы



Рассмотрена

на заседании методического совета ЦО

протокол № ____ от

«____»____________ 2017 г.


Принята

решением педагогического

совета ЦО

протокол № ____ от

«____»____________ 2017 г.


Утверждена

приказом № _____ от

«____»___________ 2017 г.

Директор МБОУ ЦО № 41

____________ Шульгина Г.В.

МП





Тула

2017






Программа разработана на основе авторской программы элективного курса по русскому языку «Русское правописание: орфография и пунктуация» для учащихся 10 – 11 классов С.И.Львовой.- М.: Дрофа. 2015г.

Основная цель данного курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры устной и письменной речи. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и способность пользоваться ими, но и умение применять их, учитывая речевую ситуацию и необходимость как можно точнее передать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Именно поэтому программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения в целом, особенностям письменного общения, а также специфическим элементам речевого этикета, использующимися в письменной речи.

Особенностью данной системы обучения является опора на языковое чутье учащихся, целенаправленное развитие лингвистической интуиции. В связи с этим основными направлениями направлениями в работе становятся, во-первых, усиленное внимание к семантической стороне анализируемого явления (слова, предложения), что обеспечивает безошибочное применения того или иного правила без искажения смысла высказывания. Во-вторых, опора на этимологический анализ при обучении орфографии, который держится на языковом чутье и удовлетворяет естественную потребность каждого человека разгадать тайну рождения слова, понять его истоки. Эта «этимологическая рефлексия» (Г.О.Винокур) становится надежным помощником в процессе формирования системы правописных умений и навыков. И, наконец, важнейшим направлением в обучении становится систематизация и обобщение знаний в области правописания и формирование умения ориентироваться в орфографии пунктуации, учитывая их системность, логику, существующую взаимосвязь между различными элементами (принципы написания, правила, группы и варианты орфограмм, пунктограмм и т.п.)

Программа дает представление о том, как нужно распределить материал по темам, какую последовательность изучения правил избрать, чтобы в результате обучения у старшеклассников укрепились в целесообразности системы русского правописания, в его мотивированности, логичности (несмотря на некоторые нарушения общих орфографических и пунктуационных закономерностей).

На этой базе формируется умение ориентироваться в многообразных явлениях письма, правильно выбирать из десятков правил именно то, что соответствует данной орфограмме и пунктограмме. Такое умение значительно облегчает задачу усвоения самих правил, так как заставляет в разных орфографических (пунктуационных) фактах видеть общие и отличительные свойства, вооружает системой обобщающих правил, которые поглощают несколько частных, заставляют глубже осмыслить полученные ранее сведения из разных областей лингвистики и умело пользоваться этой информацией при выборе правильного написания.

Для того чтобы полностью воплотить идею систематизации знаний и совершенствования на этой основе соответствующих умений, предлагается изолированное изучение каждой части русского правописания: орфография – 10-й класс, пунктуация – 11-й класс. Такой подход, разумеется, не исключает, а, напротив, предусматривает попутное повторение важных пунктуационных правил при рассмотрении орфографической системы, а в процессе обучения пунктуации – совершенствование орфографических умений.


Общая характеристика учебного кура.

Для достижения основных целей курса необходимо пользоваться наиболее эффективными приемами, которые помогают реализовать указанные направления в обучении. Это пежде всего работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации; семантический анализ высказывания и поиск адекватных языковых средств для выражения смысла средствами письма; работа с разнообразными лингвистическими словарями (в том числе и этимологическим, который в краткой и лаконичной форме дает информацию не только о происхождении слова, но и объясняет, мотивирует его написание). Того, значительными обучающими возможностями обладает такой прием, как орфографический анализ структурно-семантических схем слова или морфемно- словообразовательных моделей. Такой анализ развивает языковую догадку, способность предвидеть орфографические затруднения, вызванные морфемной особенностью того словообразовательного образца, которому соответствует данное слово и десятки других слов этой группы.

Чтобы добиться хороших результатов, необходимо также иметь в виду, что успешность обучения орфографии во многом зависит от общего уровня речевого развития старшеклассника и прежде всего от владения видами речевой деятельности: осмысленным и точным пониманием чужого высказывания (аудирование, чтение); свободным и правильным выражением собственных мыслей в устной и письменной речи (говорение, письмо) с учетом разных ситуаций общения и в соответствии с нормами литературного языка. Русское правописание может быть освоено в процессе совершенствования, обогащения всего строя речи старшеклассника, в результате овладения всеми видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи.

Коммуникативно-деятельный подход к совершенствованию правописных умений инавыков способствует активному развитию грамотности в широком смысле этого слова – функциональной грамотности, то есть способности извлекать, понимать, передавать, эффективно использовать полученную разными способами текстовую информацию ( в том числе и представленную в виде правила правописания), а также связно, полно, последовательно, логично, выразительно излагать мысли в соответствии с определенной коммуникативной задачей и нормативными требованиями к речевому высказыванию.


Описание места учебного курса в учебном плане

Количество часов: всего – 69, 10 класс – 35, 11 класс – 34

В неделю - 1 час


Содержание учебного курса

10 класс (35 часов)

Особенности письменного общения (2 ч)

Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка.

Возникновение и развитие письма как средства общения.

Орфография (32 ч)

Орфография как система правил правописания (2 ч)

Орфография и пунктуация как разделы русского правописания.

Орфографическое правило как разновидность учебно-научного текста. Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них.

Правописание морфем (18 ч)

Система правил, связанных с правописанием морфем. Принцип единообразного написания морфем – ведущий принцип русского правописания (морфематический).

Правописание корней.

Правописание приставок.

Правописание суффиксов.

Правописание окончаний.

Правописание согласных на стыке морфем.

Взаимосвязь значения. Морфемного строения и написания слова. Орфографический анализ морфемно–словообразовательных моделей слов.

Правописание ь после шипящих в словах разных частей речи.

Прием морфемной записи слов и его практическая значимость.

Слитные, дефисные и раздельные написания (10 ч)

Система правил данного раздела правописания. Роль смыслового и грамматического анализа слова при выборе правильного написания.

Орфограммы. Связанные с различением на письме служебного слова и морфемы.

Образование и написание сложных слов.

Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи.

Написание строчных и прописных букв (2 ч)

Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы.

11 класс (34 ч)

Речевой этикет в письменном общении (2 ч)

Речевой этикет как правила речевого общения.

Речевой этикет в частной и деловой переписке, в том числе при виртуальном общении.

Пунктуация (32 ч)

Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания (3 ч)

Принципы русской пунктуации.

Основные функции пунктуационных знаков.

Разделы русской пунктуации.

Знаки препинания в конце предложения (1 ч)

Знаки препинания внутри простого предложения (13)

Знаки препинания между членами предложения.

Знаки препинания между однородными членами предложения.

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами.

Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения.

Пунктуационное выделение междометий, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных слов.

Знаки препинания между частями сложного предложения (8 ч)

Виды сложных предложений.

Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.

Употребление знаков препинания между частями сложноподчиненного предложения.

Употребление знаков препинания между частями бессоюзного сложного предложения.

Выбор знаков препинания внутри сложной синтаксической конструкции.

Знаки препинания при передаче чужой речи (3 ч)

Знаки препинания при прямой и косвенной речи.

Оформление на письме прямой речи и диалога.

Разные способы оформления на письме цитат.

Знаки препинания в связном тексте (4 ч)

Связный текст как синтаксическая единица.

Роль контекста в выборе пунктуационного знака.

Авторские знаки препинания.

Абзац как пунктуационный знак.


Тематическое распределение количества часов в 10 классе


№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

1

Особенности письменного общения

2

2

Орфография как система правил правописания

2

3

Правописание морфем

18

4

Слитные, дефисные и раздельные написания

10

5

Написание строчных и прописных букв

2

всего


35

Тематическое распределение количества часов в 11 классе


№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

1

Речевой этикет

2

2

Пунктуация

32

всего


34














































Утверждено

Директор ЦО № 41

________Шульгина Г.В.

Приказ № _____ от

«____» _________ 2017 г.

Согласовано

с заместителем директора

по УВР


_______ Васина Н.Н.

Рассмотрено

на заседании МС


Протокол № ____ от

«____ »_________ 2017 г.




Календарно-тематический план

Русский язык

Элективный курс

«Русский язык в современной жизни»



Класс - 10


Годовое количество часов –35


Количество часов в неделю – 1


Контрольные работы – 1


Контрольные сочинения – нет


Контрольные изложения – нет


Практические работы – нет


Лабораторные работы – нет








Учебный год – 2017-2018 г.г.


ФИО учителя – Кочеткова О.Е.




г. Тула


2017г.






Интернет- ресурсы :

  1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8

  2. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/

  3. http://rus/1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page

  4. http://www.openclass.ru/














































Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана


класс

Реквизиты программы

УМК обучающихся

УМК учителя


10

федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. № 03-1263);

авторская программа «Русское правописание:орфография и пунктуация» язык 5-9 класс» под редакцией С.И.Львовой


  1. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. –М.: Просвещение, 1990. – 253с.;

  2. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М.: Просвещение, 1998. -300с.;

  3. Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.


1«Русское правописание: орфография и пунктуация» для учащихся 10 – 11 классов С.И.Львова. – М.: Дрофа

2Львова С.И. Орфография Этимология на службе орфографии. Пособие для учителя.- М., 2010

3Разумовская М.М. Методика изучения орфографии. – М., 2011.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!