СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа факультативного курса "Трудные случаи русской орфографии"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Факультативный курс « Трудные случаи русской орфографии» направлен на развитие интереса обучающихся к русскому языку, его прошлому, на пробуждение желания изучать историю своего языка в современном его состоянии.

В процессе факультативных занятий обучающиеся узнают, как пишутся наименования географических мест, событий, явлений и предметов, с помощью каких суффиксов  и приставок образуются новые слова.

Обучающиеся в доступной для них форме знакомятся с учебной лабораторий учёных лингвистов, со способами и путями их поисков решения «загадок» слова. В то же время программа открывает возможность привлечения учеников к самостоятельной творческой работе, к подготовке сообщений по выбранной ими теме.

Эта деятельность стимулирует обучающихся к работе со словарями, справочниками, что оказывает положительное воздействие на повышение грамотности обучающихся.

Факультативный курс опирается на основную программу по русскому языку, а именно на  сведения по лексике, морфемике, словообразованию, орфографии.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультативного курса "Трудные случаи русской орфографии"»




Рабочая программа факультативного курса

« Трудные случаи русской орфографии»

8 класс


Составила: Захарова Татьяна Евгеньевна


Пояснительная записка


Ученик – не сосуд,

который нужно наполнить

а факел, который нужно зажечь.

К.Д.Ушинский.


Рабочая программа по факультативному курсу «Трудные случаи орфографии» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), на основе примерной Программы основного общего образования по русскому языку, авторской Программы по учебному предмету «Русский язык» к УМК Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др., а также в соответствии с методическим письмом «О преподавании русского языка и литературы» в 2018-2019 учебном году».

Факультативный курс « Трудные случаи русской орфографии» направлен на развитие интереса обучающихся к русскому языку, его прошлому, на пробуждение желания изучать историю своего языка в современном его состоянии.

В процессе факультативных занятий обучающиеся узнают, как пишутся наименования географических мест, событий, явлений и предметов, с помощью каких суффиксов и приставок образуются новые слова.

Обучающиеся в доступной для них форме знакомятся с учебной лабораторий учёных лингвистов, со способами и путями их поисков решения «загадок» слова. В то же время программа открывает возможность привлечения учеников к самостоятельной творческой работе, к подготовке сообщений по выбранной ими теме.

Эта деятельность стимулирует обучающихся к работе со словарями, справочниками, что оказывает положительное воздействие на повышение грамотности обучающихся.

Факультативный курс опирается на основную программу по русскому языку, а именно на сведения по лексике, морфемике, словообразованию, орфографии.

На занятиях по этому факультативу учитель организует работу так, чтобы школьники выступали с сообщениями о той или иной орфоэпической норме русского языка, учитель проводит беседы, орфографический анализ текста, работу со словарями.

Занятия факультатива имеют следующий подход:

1.Теоретическая часть (повторение правил, повторение  трудных случаев правописания, исключений из правил).

2..Практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих закрепить знания орфографических правил, приобрести устойчивые навыки, составление схем-таблиц, решение тестов).

Курс факультатива для восьмиклассников направлен на прочное повторение изученных в 5-7 классах орфограмм; он является подготовительным этапом в повторении орфографии перед будущим экзаменом по русскому языку и позволяет органично заполнить «пробел» в работе с орфографией, учитывая специфику курса русского языка в 8 классе (изучение синтаксиса).

Цель курса: создать условия для овладения русским языком как средством общения, подготовить учащихся к итоговой аттестации;

поддержка и развитие учащихся с высоким уровнем мотивации к учению и изучению русского языка.


Задачи курса:

1.Обобщение и  систематизация знаний о языке, создание прочной, надежной базы знаний по орфографии.

2.Формирование орфографических навыков по курсу орфографии за 5-7 классы;

3.Развитие навыка самоконтроля на письме.

4.Умение находить и исправлять орфографические ошибки.

5.Повторение исключений из правил, систематизация знаний о них.


Формы организации занятий:

- практические занятия

- самостоятельная работа (тестовый материал)

- работа с теоретическим материалом.

Формы работы:

- групповые, индивидуальные, парные

Виды деятельности

работа с тестами ВПР и ГИА; 

различные виды грамматического разбора; 

работа с таблицами, схемами, алгоритмами; 

создание таблиц, схем, алгоритмов; 

обсуждение, диалог; 

написание и редактирование сочинений-рассуждений; 

самостоятельная работа с учебной, справочной литературой; 

самостоятельное выполнение контрольных тестовых заданий. 

Основные формы работы:

- создание проблемной ситуации;

- работа с тестами;

- различные виды грамматического разбора;

- самостоятельное выполнение тестовых заданий;

-составление своих заданий


Занятия данного курса ориентированы на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения экзамена учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.

Предполагаемые результаты

- развитие познавательного интереса к учебе,

- повышение успеваемости по курсу русского языка

В результате изучения дисциплины обучаемый научится :

  • Применять правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;

  • Видеть условия, от которых зависит написание;

  • Соблюдать норму, действующую при данных условиях;

  • Определять последовательность обнаружения изучаемой орфограммы;

  • Применять приёмы разграничения схожих написаний.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • правильно писать слова с орфограммами, обусловленными морфологическим и традиционным принципами написания;

  • правильно писать сложные слова,

  • правильно употреблять прописную букву в собственных наименованиях и в прилагательных, образованных от собственных имен;

  • правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях имен существительных,

  • правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях прилагательных,

  • правильно писать слова с орфограммами в окончаниях и суффиксах глаголов;

  • правильно писать слова с орфограммами в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;

  • правильно писать не с разными частями речи;

  • находить в предложении слова на изучаемую орфограмму, объяснять её выбор;

  • ориентироваться в различении применения правил на безударную гласную в корне слова, проверяемую ударением и слова с чередующимися гласными;

  • применять на письме правила написания приставок (на з- с-, пре- и при-);

  • отличать приставку не- от частицы не в разных частях речи;

  • различать способы слитного и дефисного написания самостоятельных и служебных частей речи;

  • строить объяснения в соответствии с коммуникативным заданием;

  • создавать связное высказывание, отличающееся стройностью и последовательностью мысли, а также содержащее собственное мнение.

Личностные и метапредметные результаты освоения факультативного курса

Личностные

1)понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевомусамосовер-шенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные

1) владение всеми видами речевой деятельности;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы 
коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем;
3) овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.


Содержание программы (34 часа)

Морфологический принцип русской орфографии. Преодоление орфографических ошибок.

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные.

Чередующиеся гласные а – о в корнях (мак- - мок-, плав—плов-, равн—ровн-,скак—скоч-, твар—твор)

Двойные согласные в корне и на стыке приставки и корня.

Правописание собственных имён ( лиц, географических названий, исторических событий и дат календарных периодов и торжеств; название документов, памятников, предметов, и произведений искусства).

Правописание приставок (на з- с-, пре- и при-).

Суффиксы имён существительных и прилагательных.

Сложные слова без соединительной гласной.

Дефисное и слитное написание сложных существительных.

Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.

Правописание числительного пол- в составе сложного слова.

Правописание суффиксов глаголов ( -ова, -ева, -ыва-, ива-, ва-).

Правописание нн и н в причастиях и отглагольных прилагательных.

Слитное и дефисное написание наречий.

Слитное и раздельное написание союзов.

Правописание не с существительными, прилагательными, глаголами, наречиями.

Правописание ни.

Дефисное написание междометий и звукоподражательных слов.

Правописание иностранных слов.

Календарно- тематическое планирование


№п/п

Тема занятия

Дата проведения

Введение. Морфологический принцип русской орфографии. Преодоление орфографических ошибок.


Проверяемые безударные гласные.


Непроверяемые безударные гласные.


Чередующиеся гласные а – о (мак- - мок-, плав—плов-, равн—ровн-.)


Чередующиеся гласные а – о (скак—скоч-, твар—твор-).


Двойные согласные в корне и на стыке приставки и корня.


Правописание собственных имён ( лиц, географических названий, исторических событий и дат).


Правописание собственных имён(календарных периодов и торжеств; название документов, памятников, предметов, и произведений искусства).


Правописание приставок (на з-, с-).


Правописание приставок пре- и при-.


Суффиксы имён существительных и прилагательных.



Сложные слова без соединительной гласной.


Сложные слова без соединительной гласной.


Дефисное написание сложных существительных.


Слитное написание сложных существительных.


Слитное написание сложных прилагательных.


Дефисное написание сложных прилагательных.


Правописание числительного пол- в составе сложного слова.


Правописание суффиксов глаголов ( -ова, -ева, -ыва-, ива-, ва-).


Правописание нн и н в причастиях и отглагольных прилагательных.


Правописание нн и н в причастиях и отглагольных прилагательных.


Слитное написание наречий.


Слитное написание наречий.


Дефисное написание наречий.


Слитное и раздельное написание союзов.


Правописание не с существительными.


Правописание не с прилагательными.


Правописание не с глаголами.


Правописание не с наречиями.


Правописание ни.


Дефисное написание междометий и звукоподражательных слов.


Правописание иностранных слов.


Правописание иностранных слов


Выявление орфографической зоркости у обучающихся.



Перечень учебно — методических средств обучения

Литература


  1. Аванесов, Р. И. Русское литературное произношение. - М., 1984.

  2. Голуб, И. Б., Розенталь, Д. Э. Секреты хорошей речи. - М.: Международные отношения, 1993.

  3. Голуб, И. Б. Статьи об основах красноречия // Народное образование. - № 3, 7, 8. - 2000; № 1-2001.

  4. Розенталь Д.Э., Справочник по правописанию и литературной правке.- М.: Айрис.Рольф., 1996.

Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб, М.



























































4.А.Теленкова, Современный русский язык, М.:Айрис-пресс,1997.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!