Рабочая программа факультативного курса
« Трудные случаи русской орфографии»
8 класс
Составила: Захарова Татьяна Евгеньевна
Пояснительная записка
Ученик – не сосуд,
который нужно наполнить
а факел, который нужно зажечь.
К.Д.Ушинский.
Рабочая программа по факультативному курсу «Трудные случаи орфографии» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), на основе примерной Программы основного общего образования по русскому языку, авторской Программы по учебному предмету «Русский язык» к УМК Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др., а также в соответствии с методическим письмом «О преподавании русского языка и литературы» в 2018-2019 учебном году».
Факультативный курс « Трудные случаи русской орфографии» направлен на развитие интереса обучающихся к русскому языку, его прошлому, на пробуждение желания изучать историю своего языка в современном его состоянии.
В процессе факультативных занятий обучающиеся узнают, как пишутся наименования географических мест, событий, явлений и предметов, с помощью каких суффиксов и приставок образуются новые слова.
Обучающиеся в доступной для них форме знакомятся с учебной лабораторий учёных лингвистов, со способами и путями их поисков решения «загадок» слова. В то же время программа открывает возможность привлечения учеников к самостоятельной творческой работе, к подготовке сообщений по выбранной ими теме.
Эта деятельность стимулирует обучающихся к работе со словарями, справочниками, что оказывает положительное воздействие на повышение грамотности обучающихся.
Факультативный курс опирается на основную программу по русскому языку, а именно на сведения по лексике, морфемике, словообразованию, орфографии.
На занятиях по этому факультативу учитель организует работу так, чтобы школьники выступали с сообщениями о той или иной орфоэпической норме русского языка, учитель проводит беседы, орфографический анализ текста, работу со словарями.
Занятия факультатива имеют следующий подход:
1.Теоретическая часть (повторение правил, повторение трудных случаев правописания, исключений из правил).
2..Практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих закрепить знания орфографических правил, приобрести устойчивые навыки, составление схем-таблиц, решение тестов).
Курс факультатива для восьмиклассников направлен на прочное повторение изученных в 5-7 классах орфограмм; он является подготовительным этапом в повторении орфографии перед будущим экзаменом по русскому языку и позволяет органично заполнить «пробел» в работе с орфографией, учитывая специфику курса русского языка в 8 классе (изучение синтаксиса).
Цель курса: создать условия для овладения русским языком как средством общения, подготовить учащихся к итоговой аттестации;
поддержка и развитие учащихся с высоким уровнем мотивации к учению и изучению русского языка.
Задачи курса:
1.Обобщение и систематизация знаний о языке, создание прочной, надежной базы знаний по орфографии.
2.Формирование орфографических навыков по курсу орфографии за 5-7 классы;
3.Развитие навыка самоконтроля на письме.
4.Умение находить и исправлять орфографические ошибки.
5.Повторение исключений из правил, систематизация знаний о них.
Формы организации занятий:
- практические занятия
- самостоятельная работа (тестовый материал)
- работа с теоретическим материалом.
Формы работы:
- групповые, индивидуальные, парные
Виды деятельности
работа с тестами ВПР и ГИА;
различные виды грамматического разбора;
работа с таблицами, схемами, алгоритмами;
создание таблиц, схем, алгоритмов;
обсуждение, диалог;
написание и редактирование сочинений-рассуждений;
самостоятельная работа с учебной, справочной литературой;
самостоятельное выполнение контрольных тестовых заданий.
Основные формы работы:
- создание проблемной ситуации;
- работа с тестами;
- различные виды грамматического разбора;
- самостоятельное выполнение тестовых заданий;
-составление своих заданий
Занятия данного курса ориентированы на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения экзамена учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.
Предполагаемые результаты
- развитие познавательного интереса к учебе,
- повышение успеваемости по курсу русского языка
В результате изучения дисциплины обучаемый научится :
Применять правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;
Видеть условия, от которых зависит написание;
Соблюдать норму, действующую при данных условиях;
Определять последовательность обнаружения изучаемой орфограммы;
Применять приёмы разграничения схожих написаний.
Обучающийся получит возможность научиться:
правильно писать слова с орфограммами, обусловленными морфологическим и традиционным принципами написания;
правильно писать сложные слова,
правильно употреблять прописную букву в собственных наименованиях и в прилагательных, образованных от собственных имен;
правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях имен существительных,
правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях прилагательных,
правильно писать слова с орфограммами в окончаниях и суффиксах глаголов;
правильно писать слова с орфограммами в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;
правильно писать не с разными частями речи;
находить в предложении слова на изучаемую орфограмму, объяснять её выбор;
ориентироваться в различении применения правил на безударную гласную в корне слова, проверяемую ударением и слова с чередующимися гласными;
применять на письме правила написания приставок (на з- с-, пре- и при-);
отличать приставку не- от частицы не в разных частях речи;
различать способы слитного и дефисного написания самостоятельных и служебных частей речи;
строить объяснения в соответствии с коммуникативным заданием;
создавать связное высказывание, отличающееся стройностью и последовательностью мысли, а также содержащее собственное мнение.
Личностные и метапредметные результаты освоения факультативного курса
Личностные
1)понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевомусамосовер-шенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные
1) владение всеми видами речевой деятельности;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы
коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем;
3) овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Содержание программы (34 часа)
Морфологический принцип русской орфографии. Преодоление орфографических ошибок.
Проверяемые и непроверяемые безударные гласные.
Чередующиеся гласные а – о в корнях (мак- - мок-, плав—плов-, равн—ровн-,скак—скоч-, твар—твор)
Двойные согласные в корне и на стыке приставки и корня.
Правописание собственных имён ( лиц, географических названий, исторических событий и дат календарных периодов и торжеств; название документов, памятников, предметов, и произведений искусства).
Правописание приставок (на з- с-, пре- и при-).
Суффиксы имён существительных и прилагательных.
Сложные слова без соединительной гласной.
Дефисное и слитное написание сложных существительных.
Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.
Правописание числительного пол- в составе сложного слова.
Правописание суффиксов глаголов ( -ова, -ева, -ыва-, ива-, ва-).
Правописание нн и н в причастиях и отглагольных прилагательных.
Слитное и дефисное написание наречий.
Слитное и раздельное написание союзов.
Правописание не с существительными, прилагательными, глаголами, наречиями.
Правописание ни.
Дефисное написание междометий и звукоподражательных слов.
Правописание иностранных слов.
Календарно- тематическое планирование
№п/п | Тема занятия | Дата проведения |
| Введение. Морфологический принцип русской орфографии. Преодоление орфографических ошибок. | |
| Проверяемые безударные гласные. | |
| Непроверяемые безударные гласные. | |
| Чередующиеся гласные а – о (мак- - мок-, плав—плов-, равн—ровн-.) | |
| Чередующиеся гласные а – о (скак—скоч-, твар—твор-). | |
| Двойные согласные в корне и на стыке приставки и корня. | |
| Правописание собственных имён ( лиц, географических названий, исторических событий и дат). | |
| Правописание собственных имён(календарных периодов и торжеств; название документов, памятников, предметов, и произведений искусства). | |
| Правописание приставок (на з-, с-). | |
| Правописание приставок пре- и при-. | |
| Суффиксы имён существительных и прилагательных. | |
| Сложные слова без соединительной гласной. | |
| Сложные слова без соединительной гласной. | |
| Дефисное написание сложных существительных. | |
| Слитное написание сложных существительных. | |
| Слитное написание сложных прилагательных. | |
| Дефисное написание сложных прилагательных. | |
| Правописание числительного пол- в составе сложного слова. | |
| Правописание суффиксов глаголов ( -ова, -ева, -ыва-, ива-, ва-). | |
| Правописание нн и н в причастиях и отглагольных прилагательных. | |
| Правописание нн и н в причастиях и отглагольных прилагательных. | |
| Слитное написание наречий. | |
| Слитное написание наречий. | |
| Дефисное написание наречий. | |
| Слитное и раздельное написание союзов. | |
| Правописание не с существительными. | |
| Правописание не с прилагательными. | |
| Правописание не с глаголами. | |
| Правописание не с наречиями. | |
| Правописание ни. | |
| Дефисное написание междометий и звукоподражательных слов. | |
| Правописание иностранных слов. | |
| Правописание иностранных слов | |
| Выявление орфографической зоркости у обучающихся. | |
Перечень учебно — методических средств обучения
Литература
Аванесов, Р. И. Русское литературное произношение. - М., 1984.
Голуб, И. Б., Розенталь, Д. Э. Секреты хорошей речи. - М.: Международные отношения, 1993.
Голуб, И. Б. Статьи об основах красноречия // Народное образование. - № 3, 7, 8. - 2000; № 1-2001.
Розенталь Д.Э., Справочник по правописанию и литературной правке.- М.: Айрис.Рольф., 1996.
Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб, М.
4.А.Теленкова, Современный русский язык, М.:Айрис-пресс,1997.