СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Индивидуальные коррекционные занятия по литературе" (5-6 классы)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Индивидуальные коррекционные занятия по литературе" (5-6 классы)»

Приложение к АООП ООО

МОУ «СОШ №42» г. Магнитогорска















Адаптированная рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Индивидуальные коррекционные занятия по литературе»

(срок реализации - 2 года)












Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности 5-6 классов для детей с задержкой психического развития составлена на основе адаптированной основной образовательной программы основного общего образования для детей с задержкой психического развития МОУ «СОШ № 42» города Магнитогорска.

Общие особенности психического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья можно структурировать следующим образом:

  • недостаточная сформированность учебно-познавательных мотивов, познавательных интересов;

  • несформированность универсальных учебных действий или их предпосылок, организующих деятельность обучающихся по решению учебно-познавательных и учебно-практических задач;

  • трудности в использовании символических, графических средств в процессе учебно-познавательной и учебно-практической деятельности;

  • недостаточная сформированность произвольности поведения и деятельности;

  • низкая самостоятельность обучающихся в процессе учебной деятельности, потребность в постоянной направляющей, стимулирующей, организующей помощи на разных этапах деятельности;

  • затруднения в адекватной оценке процесса и результатов собственной деятельности;

  • повышенная истощаемость психических функций или инертность с психических процессов, трудности в переключаемости;

  • трудности в воспроизведении усвоенного материала;

  • низкая скорость выполнения задач, связанных с переработкой сенсорной информации;

  • отставание в развитии словесно-логического мышления.

  1. Планируемые результаты освоения обучающимися курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

  • устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

  • осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

  • ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;

  • эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;

  • потребность в самовыражении через слово.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

  • самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

  • самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

  • владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

  • уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

  • оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы.

Предметные результаты:

  • адекватное восприятие воспринятых на слух прочитанных произведений в объеме программы;

  • знание изученных текстов;

  • обогащение навыков анализа литературного произведения (умение охарактеризовать героев, оценить их место в сюжете, роль изобразительных средств в раскрытии идейно-художественного содержания);

  • знание основных теоретических понятий, связанных с героем (литературный герой, имя героя, поступки и характер, речевая характеристика, отношения с другими героями, авторская оценка).



  1. Содержание курса внеурочной деятельности

5 класс

Раздел 1. Введение

Книга – твой друг!

Раздел 2. Из мифологии

Античный миф. Гомер. «Одиссея».

Раздел 3. Из устного народного творчества

Загадки. Пословицы. Поговорки. Сказки народов России.

Раздел 4. Из древнерусской литературы

О литературе Древней Руси. Из «Повести временных лет».

Раздел 5. Из басен народов мира

Эзоп. «Ворона и лисица». «Лисица и виноград». Жан де Лафонтен. «Лисица и виноград». Русская басня в XX веке.

Раздел 6. Из русской литературы XIX века

Ритм. Стихотворная и прозаическая речь. Эпитет. Литературные сказки. Рифма. И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе. «Два богача». И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе. «Воробей». И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык». Строфа. Сюжет и фабула. А.П. Чехов. «Пересолил». А.П. Чехов. «Злоумышленник». Юмор. Деталь. Диалог.

Раздел 7. Из русской литературы XX века

Л.А. Андреев. «Петька на даче». А.И. Куприн. «Золотой петух». А.А. Блок. «Летний вечер», «Полный месяц встал над лугом...» С.А. Есенин. «Ты запой мне ту песню, что прежде...» Н.Н. Носов. «Три охотника». Е.И. Носов. «Как патефон петуха от смерти спас».

Раздел 8. Писатели XX века о родной природе

В.Г. Распутин. «Век живи – век люби».

Раздел 9. Из зарубежной литературы

Жозеф Рони Старший. «Борьба за огонь». Астрид Линдгрен. «Приключения Эмиля из Лённеберги».

Раздел 10. Обобщающее занятие за 5 класс. Контроль знаний

Итоговое занятие.

6 класс

Раздел 1. Герой в мире художественного слова

Герой в мире художественного слова.

Раздел 2. Далёкое прошлое человечества

Былины – богатырский эпос русского народа. «На заставе богатырской». А.Н. Островский «Снегурочка».

Раздел 3. Литература XIX века

Баллада. В. А. Жуковский. Баллада «Лесной царь». С. Т. Аксаков. «Детские годы Багрова-внука». Герой литературного произведения как читатель. С. Т. Аксаков «Буран». Пейзаж. Мир природы вокруг нас. И. А. Крылов. «Два мальчика». «Волк и ягнёнок». В.Ф. Одоевский. «Отрывки из журнала Маши». М. Ю. Лермонтов. «Панорама Москвы» Речевая характеристика литературных героев. Н. А. Некрасов «Школьник». Ф. М. Достоевский. «Мальчики». (Из романа «Братья Карамазовы»). Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы». Герой и сюжет художественного произведения. Теренс Хэнбери Уайт. «Свеча на ветру». Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Оскар Уайльд. «Кентервильское привидение».

Раздел 4. Литература XX века

А. Т. Аверченко. «Смерть африканского охотника». М. Горький. «Детство». А. С. Грин. «Гнев отца». К. Г. Паустовский. «Повесть о жизни». Читатель-подросток и мир вокруг. О герое произведения – читателе. Ф. А. Искандер. «Детство Чика».

Раздел 5. Родная природа в стихах русских поэтов

И. А. Бунин. «Детство». «Первый соловей». К. Д. Бальмонт. «Золотая рыбка». Б. Л. Пастернак. «Июль».

Раздел 6. Великая отечественная война в литературе

К. М. Симонов. «Сын артиллериста». Песни о Великой Отечественной войне. М. Лисянский. «Моя Москва».

Раздел 7. Подведём итоги

Итоговое занятие.

Формы организации: дискуссия, работа в парах, проект, собрание, конкурсы, групповая, мозговой штурм, лекция, конференция, парная работа, индивидуальная работа.

Виды деятельности: игровая, познавательная, сюжетно-ролевые игры.

  1. Тематическое планирование

5 класс

Количество часов в неделю: 1 час


раздела

Название раздела

Количество часов

Формы текущего контроля

Коррекция

Введение в курс внеурочной деятельности «Индивидуальные коррекционные занятия по литературе»

1


Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления в начале учебного года. Развитие и совершенствование грамматического оформления связной речи.

Из мифологии

2


Из устного народного творчества

4

проверочная работа

Развитие и совершенствование умений и навыков связного высказывания. Развитие концентрации внимания. Формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных

Из древнерусской литературы

2


Из басен народов мира

3


Из русской литературы XIX века

12

проверочная работа

Отбор языковых средств, необходимых для построения высказывания.

Развитие умения сравнивать, обобщать, анализировать, рассуждать, делать умозаключения.

Из русской литературы XX века.

6


Развитие полноценной речевой деятельности;

развитие восприятия и понимания речи;

развитие экспрессивной речи;

развитие артикуляционной и мелкой моторики

Писатели XX века о родной природе.

1


9.

Из зарубежной литературы.

2


10.


Обобщающее занятие за 5 класс. Контроль знаний.

1

Тестирование

Приложение 1


Итого

34





6 класс

Количество часов в неделю: 1 час

раздела

Название раздела

Количество часов

Формы текущего контроля

Коррекция

1.

Герой в мире художественного слова.

1


Уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса

2.

Далёкое прошлое человечества.

3


3.

Литература XIX века.

17

Проверочная работа

Уточнение значений используемых синтаксических конструкций. Развитие и совершенствование умений и навыков связного высказывания. Развитие концентрации внимания. Развитие полноценной речевой деятельности;

развитие восприятия и понимания речи;

развитие экспрессивной речи

4.

Литература XX века.

6


5.

Родная природа в стихах русских поэтов.

3


6.

Великая Отечественная война в литературе.

3


7.

Подведём итоги.

1

Тестирование Приложение 2



Итого

34





























Приложение 1

Контрольно-измерительные материалы по курсу внеурочной деятельности «Индивидуальные коррекционные занятия по литературе»

Итоговый контроль по курсу

5 класс

Цель контроля: определить степень сформированности основных компетенций, оценить качество подготовки обучающихся с ОВЗ по основным темам, изучаемым в 5 классе по курсу «Индивидуальные коррекционные занятия по литературе».

Форма: тестирование.

Задания теста:

«Из мифологии»

1.Образное определение предмета или явления, выраженное преимущественно именем прилагательным – это:

А) метафора;

Б) эпитет;

В) олицетворение.

«Из устного народного творчества»

  1. Какой из перечисленных жанров не является фольклорным?

А) басня;

Б) загадка;

В) частушка.

«Из древнерусской литературы»

  1. Кто является автором «Повести временных лет»?

А) Нестор;

Б) Владимир;

В) Олег.

«Из басен народов мира»

  1. Изображение отвлечённых понятий или свойств через конкретный образ (например, лиса – хитрость, заяц – трусость и т.д.) – это:

А) эпитет;

Б) олицетворение;

В) аллегория.

«Из русской литературы XIX века»

  1. Как правильно называется сказка А.С. Пушкина?

А) «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»;

Б) «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»;

В) «Сказка о спящей царевне».

  1. Созвучные окончания стихотворных строк – это:

А) строфа;

Б) ритм;

В) рифма.

7.Тема повести И.С. Тургенева «Муму»:

А) осуждение крепостного права, калечащего судьбы людей;

Б) противопоставление крепостников и крепостных;

В) судьба Герасима.

8. Жанр произведений А.П. Чехова «Злоумышленник» и «Пересолил»:

А) повесть;

Б) сказка;

В) рассказ.

«Из русской литературы ХХ века»

9. Как звали дедушку главного героя рассказа А.П. Платонова «Цветок на земле»?

А) Тит;

Б) Афоня;

В) Володя.

10.Что спасло от смерти петуха в рассказе Е.И. Носова?

А) граммофон;

Б) патефон;

В) гармонь.


Критерии оценивания

Заданий выполнено (%)

Оценка

100 - 50

Курс освоен

Менее 50

Курс не освоен


Ответы

№ задания

Ответ

Максимальное количество баллов

1.

Б

1

2.

А

1

3.

А

1

4.

В

1

5.

Б

1

6.

В

1

7.

В

1

8.

В

1

9.

А

1

10.

Б

1

Итого:


10 баллов























Приложение 2

Контрольно-измерительные материалы по курсу внеурочной деятельности «Индивидуальные коррекционные занятия по литературе»

Итоговый контроль по курсу


6 класс

Цель контроля: определить степень сформированности основных компетенций, оценить качество подготовки обучающихся с ОВЗ по основным темам, изучаемым в 6 классе по курсу «Индивидуальные коррекционные занятия по литературе».

Форма: тестирование.

Задания теста:

1. Чем герой рассказа А. Т. Аверченко «Смерть африканского охотника» пытался спастись от «прозы жизни»?

А) Купался в море

Б) Помогал отцу в торговых делах

В) Играл с мальчишками в подвижные игры

Г) Мечтал

2. Какой художественный прием использует М. Горький в предложении «…дедушка сел на кровать, пощупал мне голову холодной, как лед, рукою»?

А) гиперболу

Б) оксюморон

В) сравнение

Г) эпитет

3. Как называлась любимая книга Тома, героя рассказа А. Грина «Гнев отца»?

А) «Пираты Карибского моря»

Б) «Береговые пираты»

В) «Остров сокровищ»

Г) «Таинственный остров»

4. О ком идет речь в приведенных строках?

«Скоро сам узнаешь в школе,

Как архангельский мужик

По своей и Божьей воле

Стал разумен и велик.

А) О Некрасове

Б) О Ломоносове

В) О Пушкине

Г) О Тургеневе

5. Почему Тёме из повести Гарина-Михайловского «Детство Тёмы» хотелось идти в гимназию?

А) Нравилось учиться

Б) Испытывал удовольствие от общения с Ивановым

В) Дома было скучно

Г) От нечего делать

6. Как в произведении называется изображение внешности персонажа?

А) характеристика

Б) биография

В) портрет

Г) описание

7. Кому из писателей принадлежат слова «…Истоки будущих увлечений нужно искать в детстве»?

А) М. Твену

Б) Ж. Верну

В) О. Уайльду

8. Как в художественном произведении называется персонаж, действующее лицо, любой участник событий?

А) герой

Б) антипод

В) автор

9. Кто автор стихотворения «Золотая рыбка»?

А) А. С. Пушкин

Б) К. Д. Бальмонт

В) А. А. Блок

10. В каком полку служили майоры Деев и Петров из произведения К. Симонова?

А) в танковом

Б) в пехотном

В) в артиллерийском







Критерии оценивания

Заданий выполнено (%)

Оценка

100 - 50

Курс освоен

Менее 50

Курс не освоен



Ответы

№ задания

Ответ

Максимальное количество балов

1.

Г

1

2.

В

1

3.

Б

1

4.

Б

1

5.

Б

1

6.

В

1

7.

Б

1

8.

А

1

9.

Б

1

10.

В

1

Итого:


10 баллов











14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!