Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Петелинская средняя общеобразовательная школа»
СОГЛАСОВАНА на заседании педагогического совета Протокол № ____ от «_____»___________ 2018г. | СОГЛАСОВАНА заместителем директора по УВР ________________________ Н.И.Кошикова | УТВЕРЖДЕНА приказом от«_____» ___________2018 г. №___________________ ________________Н.Ю.Вахрушева | УТВЕРЖДЕНА приказом от«_____» ___________20__ г. №___________________ ________________Н.Ю.Вахрушева |
Рабочая программа
по литературе
основного общего образования,
уровень изучения базовый
класс 5
на 2018-2019 учебный год_
Количество часов в неделю 3, всего за год 102
Составитель рабочей программы Терентьева Татьяна Владимировна
учитель русского языка и литературы
Квалификационная категория первая
Год составления_2018 г._
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для обучающихся 5 класса составлена на основе требований ФГОС основного общего образования, Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями от 29.12.2014 г., 31.12.2015г.), примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 года № 1/15), основной образовательной программы основного общего образования МАОУ Петелинской СОШ; авторской программы В.Я. Коровиной. -Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-9 класс (базовый уровень). 11-е изд., доработанное и дополненное – М.: Просвещение, 2014).
Основные задачи реализации содержания учебного предмета:
1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка на основе изучения выдающихся произведений российской и мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Учебник:
В.Я. Коровина. Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2015.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Выпускник научится:
осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;
восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);
обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
развитие способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;
овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Конкретизируя эти общие результаты, обозначим наиболее важные предметные умения, формируемые у обучающихся в результате освоения программы по литературе основной школы (в скобках указаны классы, когда эти умения стоит активно формировать; в этих классах можно уже проводить контроль сформированности этих умений):
определять тему и основную мысль произведения (5–6 кл.);
владеть различными видами пересказа (5–6 кл.), пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу (6–7 кл.);
характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики (5–6 кл.); оценивать систему персонажей (6–7 кл.);
находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции (5–7 кл.);
определять родо-жанровую специфику художественного произведения (5–9 кл.);
Выпускник получит возможность научиться:
выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними (5–7 кл.).
выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения (в каждом классе – на своем уровне);
пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (в каждом классе – умение пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих классах) как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;
собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии (в каждом классе – на своем уровне);
выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения (в каждом классе – на своем уровне);
выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты
произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению (5-9 класс);
ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой (5–9 кл.); пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете (5–9 кл.) (в каждом классе – на своем уровне).
При планировании предметных результатов освоения программы следует учитывать, что формирование различных умений, навыков, компетенций происходит у разных обучающихся с разной скоростью и в разной степени и не заканчивается в школе.
При оценке предметных результатов обучения литературе следует учитывать несколько основных уровней сформированности читательской культуры.
I уровень определяется наивно-реалистическим восприятием литературно-художественного произведения как истории из реальной жизни (сферы так называемой «первичной действительности»). Понимание текста на этом уровне осуществляется на основе буквальной «распаковки» смыслов; к художественному миру произведения читатель подходит с житейских позиций. Такое эмоциональное непосредственное восприятие, создает основу для формирования осмысленного и глубокого чтения, но с точки зрения эстетической еще не является достаточным. Оно характеризуется способностями читателя воспроизводить содержание литературного произведения, отвечая на тестовые вопросы (устно, письменно) типа «Что? Кто? Где? Когда? Какой?», кратко выражать/определять свое эмоциональное отношение к событиям и героям – качества последних только называются/перечисляются; способность к обобщениям проявляется слабо.
К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей I уровня, относятся акцентно-смысловое чтение; воспроизведение элементов содержания произведения в устной и письменной форме (изложение, действие по действия по заданному алгоритму с инструкцией); формулировка вопросов; составление системы вопросов и ответы на них (устные, письменные).
Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:
выразительно прочтите следующий фрагмент;
определите, какие события в произведении являются центральными;
определите, где и когда происходят описываемые события;
опишите, каким вам представляется герой произведения, прокомментируйте слова героя;
выделите в тексте наиболее непонятные (загадочные, удивительные и т. п.) для вас места;
ответьте на поставленный учителем/автором учебника вопрос;
определите, выделите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.
позиции.
Личностные результаты:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России-и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Содержание учебного предмета.
Введение (2 часа).
Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.
Устное народное творчество (9 часов).
Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.
Русские народные сказки.
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы.. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.
«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.
Сказки «Журавль и цапля», «Солдатская шинель».
Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.
Из древнерусской литературы (3 часа).
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.
Теория литературы. Летопись.
Из русской литературы XVIII века (1 час)
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.
Из литературы XIX века (44 часа).
Русские басни.
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.
Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).
Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.
«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Теория литературы. Баллада (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.
«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.
Антоний Погорельский. Краткий рассказ о писателе.
«Черная курица, или Подземные жители». Фантастическое и достоверно – реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание.
Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.
«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
Теория литературы. Фантастика. Юмор.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.
«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу.
«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Эпитет.
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ и писателе.
«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.
Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Теория литературы. Сравнение. Сюжет.
Д.В.Григорович. «Гуттаперчевый мальчик»
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ и писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Теория литературы. Юмор.
Поэты XIX века о Родине и родной природе.
Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной», «Весенние воды»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». выразительное чтение стихотворений.
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
Из литературы XX века (33 часа).
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.
«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.
Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.
Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Синий май. Зоревая теплынь…» - поэтическое изображение родной природы. Своеобразие языка есенинской лирики.
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросоветсность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.
«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.
«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. художественные особенности пьесы-сказки.
Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.
Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
Произведения о Родине и родной природе.
И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки о обобщенный образ России.
Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Теория литературы. Юмор.
Ю.Ч.Ким. Теория литературы. Стихотворения-песни. Песни-шутки. Песни-фантазии.
Из зарубежной литературы (10 часов).
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.
«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Теория литературы. Баллада.
Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Э.По. Золотой жук. Книги о приключениях
Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.
«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.
Э.Т.А.Гофман «Щелкунчик». Нравственные уроки сказки.
Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
Содержание по разделам
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов | Из них развитие речи |
1. | Введение | 2 | 1 |
2. | Устное народное творчество | 9 | 3 |
3. | Древнерусская литература | 3 | |
4. | Из русской литературы 18 века | 1 | |
5. | Из русской литературы 19 века | 44 | 7 |
6. | Из литературы 20 века | 33 | 9 |
7. | Из зарубежной литературы | 10 | 1 |
| | 102 | 21 |
Региональный компонент:
1 | Из славянской мифологии. Миф о сотворении земли. | Ненецкий миф о сотворении мира. |
2 | «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная сказка героического содержания. | Пересказывать узловые сцены и эпизоды, строить рассказ о герое. Региональный компонент П.Ершов. |
3 | А.С. Пушкин. Детские и лицейские годы жизни поэта. | Пушкин и декабристы. |
4 | А.А. Фет. Природа и человек в стихотворении «Весенний дождь». | Находить средства художественной выразительности. Раиса Лыкосова «Просека». |
5 | Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. | Знакомство с тюменской лирикой о родной природе. |
6 | И.Бунин «Косцы». Человек и природа в рассказе. | Юрий Вэлла. «Сегодня утром дождь» |
7 | К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб» - сказка о труде и взаимной выручке. | Давать оценку поступкам. В. Крапивин. «Мальчик со шпагой». |
8 | В.П.Астафьев Автобиографический рассказ «Васюткино озеро». | К.Лагунов «Тайна чёрного озера» |
9 | Поэты о Великой Отечественной войне. Патриотические подвиги детей в годы В.О. войны. | Ю.Друнина в Ялуторовске. |
10 | В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини. | Уметь выделять ключевые эпизоды, раскрывать композицию, выделять проблемы. Проведение литературной параллели Владислав Крапивин. «Мушкетер и Фея». |
Календарно-тематическое планирование
№ урока по порядку | | Тема раздела | Тема урока |
план | факт |
1 | 04.09. | | Введение-2ч | Введение. Писатели о роли книг в жизни человека и общества. |
2 | Уплотнение | | РР- 1ч | В.ч. «Книга, о которой хочется рассказать». |
3 | | | Устное народное творчество | Устное народное творчество. Малые жанры фольклора. |
4 | | | РР-3ч, из них сочинение-1 | Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. |
5 | | | | «Царевна-лягушка» - встреча с волшебной сказкой. Народная мораль в сказке «Царевна-лягушка»: добро побеждает зло. |
6 | | | | Р.Р. Обучение художественному пересказу сказки «Царевна-лягушка». |
7 | | | | Иван-Царевич – победитель житейских невзгод. Животные – помощники. Победа добра над злом. Поэтика волшебной сказки. Постоянные эпитеты, повторы. |
8 | | | | «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная сказка героического содержания. |
9 | | | | Сказки «Журавль и цапля», «Солдатская шинель». Сказочники. |
10 | Корректировка | | | Урок внеклассного чтения по русским народным сказкам. |
11 | | | | Р.р.Подготовка к домашнему сочинению. «Мой любимый герой русской народной сказки». |
| | | Древнерусская литература | |
12 | | | | Летописание. «Повесть временных лет как литературный памятник. |
13 | | | | Древнерусская литература. |
14 | | | | Подвиги героев во имя мира на родной земле в летописном рассказе «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». |
| | | Литература 18 века | |
15 | | | | Литература 18 века. Научные истины в поэтической форме в стихотворении М.В. Ломоносова. Стихотворение «Случились вместе два астронома в пиру…» |
| | | Литература 19 века- | |
16 | | | РР-9ч. Из них сочинний-2 | Литература 19 века. Осмеяние лести, глупости, жадности, неблагодарности в баснях И.А. Крылова. Басни «Волк на псарне»,«Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». |
17 | | | Контрольная работа-2 | Понятие о басне. Басни И.А.Крылова. |
18 | | | | Урок внеклассного чтения. Викторина по басням И.А.Крылова. Конкурс инсценированной басни. |
19 | | | | Контрольная работа по теме «Древнерусская литература и литература 18 века » |
20 | | | | В.А.Жуковский: детство и начало творчества. Жуковский – сказочник. «Спящая царевна». |
21 | | | | В.А.Жуковский. «Спящая царевна». Герои литературной сказки. |
22 | | | | В.А.Жуковский. «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады. |
23 | | | | А.С. Пушкин. Детские и лицейские годы жизни поэта. Стихотворение «Няне» -поэтизация образа няни. |
24 | | | | Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок |
25 | | | | Противостояние добрых и злых сил в сказке «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». |
26 | | | | Литературная сказка. Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма. Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна (мачеха и падчерица) |
27 | | | | А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Помощники царевны. Богатыри, Соколко. Народная мораль, нравственность: красота внешняя и внутренняя, гармоничность положительных героев. |
28 | | | | Р.р.Обучение характеристике героев сказки Пушкина. |
29 | | | | Урок внеклассного чтения по сказкам Пушкина. |
30 | | | | Р.р. Сочинение «Эту сказку я придумал». |
31 | | | | Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. |
32 | | | | А.Погорельский «Чёрная курица». Нравоучительное содержание сказки. |
33 | | | | В.М. Гаршин «Attalea Princeps». Сказка о гордой и сильной пальме. |
34 | | | | М.Ю. Лермонтов «Бородино». Значение рассказчика-солдата в поэтическом повествовании. |
35 | | | | Тема патриотизма в стихотворении «Бородино». |
36 | | | | Н.В. Гоголь. «Заколдованное место». Реальность и фантастика в произведениях. |
37 | | | | Урок внеклассного чтения. Моя любимая повесть из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». |
38 | | | | Н.А. Некрасов. «На Волге»- раздумья поэта о судьбе народа. |
39 | | | | Н.А.Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…» (отрывок из поэмы «Мороз, красный нос») Поэтический образ русской женщины. |
40 | | | | Н.А.Некрасов «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей. |
41 | | | | Контрольная работа по теме «Русские писатели» |
42 | | | | И.С. Тургенев. Рассказ о писателе. «Муму». История создания рассказа. |
43 | | | | «Муму». Герасим и Муму – счастливый год. |
44 | | | | Духовные и нравственные качества Герасима. |
45 | | | | «Муму». Непримиримое отношение писателя к угнетению людей. |
46 | | | | Немота главного героя – символ немого протеста крепостных крестьян. |
47 | | | | Р.р. Тургенев – мастер портрета и пейзажа. Понятие о литературном герое. Подготовка к домашнему сочинению. |
48 | | | | А.А. Фет. Природа и человек в стихотворении «Весенний дождь». |
49 | | | | Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. |
50 | | | | Р.р. Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Обучение сравнительной характеристике героев: Жилин и Костылин – два разных характера, две разных судьбы |
51 | | | | Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. |
52 | | | | Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Краткость и выразительность языка рассказа. Рассказ, сюжет, композиция, идея произведения. |
53 | | | | Д.В.Григорович. «Гуттаперчевый мальчик» (внеклассное чтение) |
54 | | | | А.П. Чехов. «Хирургия». Осмеяние глупости и невежества героев рассказа. |
55 | | | | Рассказы Антоши Чехонте. |
56 | | | | Р.р. Речь персонажей как средство их характеристики в рассказах А.П. Чехова. |
57 | | | | Ф.И. Тютчев. Картины русской природы в лирике поэта. Стихотворения «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной», «Весенние воды» |
58 | | | | Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. Стихотворения А.Н.Плещеев«Весна»,И.С.Никитин «Утро», А.Н.Майков «Ласточки»,И.С.Никитин «Зимняя ночь в деревне», И.З.Суриков «Зима» |
59 | | | | Контрольная работа по теме «Русская литература 19 века» |
60 | | | Литература ХХ века | И.Бунин «Косцы». Человек и природа в рассказе. |
61 | | | РР- 9ч, из них сочинений-3ч. | В.Г.Короленко «В дурном обществе». Доброта и сострадание героев повести. |
62 | | | Контрольная работа-1 | В.Г.Короленко «В дурном обществе» Отец и сын. Взаимопонимание – основа отношений в семье. |
63 | | | | В.Г.Короленко «В дурном обществе» глава «Кукла» - кульминация повести. Простота и выразительность языка повести. |
64 | | | | Р.р. В.Г.Короленко «В дурном обществе» Путь Васи к правде и добру. Подготовка к сочинению. |
65 | | | | Р.р. Сочинение по повести Короленко. |
66 | | | | С.А. Есенин. Образ родного дома в стихах Есенина. Стихотворение «Низкий дом с голубыми ставнями» |
67 | | | | Поэтическое изображение родной природы в стихотворении «Я покинул родимый дом». |
68 | | | | Р.р. Самостоятельная творческая работа «Картинка из моего детства». |
69 | | | | П.П. Бажов. «Медной горы хозяйка». Народное представление о положительном герое. |
70 | | | | П.П. Бажов. Образ хозяйки Медной горы. |
71 | | | | Урок внеклассного чтения П.П. Бажов. «Уральские сказы». |
72 | | | | К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб» - сказка о труде и взаимной выручке. |
73 | | | | К.Г. Паустовский «Заячьи лапы». Природа и человек в произведениях. |
74 | | | | РР.Сравнения и эпитеты в сказках К.Г.Паустовского «Теплый хлеб» и «Заячьи лапы». |
75 | | | | Урок внеклассного чтения по рассказам К.Г.Паустовского. |
76 | | | | С.Я. Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». |
77 | | | | Положительные и отрицательные герои в сказке «Двенадцать месяцев». |
78 | | | | Роды и жанры литературы. Герои пьесы-сказки С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев», победа добра над злом. |
79 | | | | А.П. Платонов. «Никита». Быль и фантастика. |
80 | | | | А.П. Платонов. «Никита». Душевный мир главного героя. |
81 | | | | В.П.Астафьев. Автобиографический рассказ «Васюткино озеро». |
82 | | | | В.П.Астафьев «Васюткино озеро». Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя |
83 | | | | В.П.Астафьев «Васюткино озеро». Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций. |
84 | | | | Р.Р. Сочинение «Какие поступки сверстников вызывают мое восхищение (негодование)?» (По произведениям Короленко, Паустовского, Платонова, Астафьева) |
85 | | | | Поэты о Великой Отечественной войне. Ю. Друнина в Ялуторовске. Патриотические подвиги детей в годы В.О. войны. Стихотворения К.М. Симонова «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовского «Рассказ танкиста». |
86 | | | | Урок внеклассного чтения К.М.Симонов «Сын артиллериста». Великая Отечественная война в жизни моей семьи. |
87 | | | | Р.р. Обучение умению анализировать стихотворные произведения о войне. |
88 | | | | Русские поэты 20 века о Родине и родной природе. Стихотворение Н. Рубцова «Родная деревня» |
89 | | | | Русские поэты 20 века о Родине и родной природе Стихотворения И.Бунина «Помню долгий зимний вечер…»; А. Прокофьева «Аленушка»; Д.Кедрина «Аленушка»; Дон Аминадо «Города и годы». |
90 | | | | Писатели улыбаются. Образы детей в рассказе Саши Чёрного «Кавказский пленник». |
91 | | | | Ю.Ч.Ким. Стихотворения-песни, песни-шутки, песни-фантазии. |
92 | | | | Контрольная работа на тему «Русская литература 20 века» |
| | | Из зарубежной литературы | |
93 | | | РР-1 ч. | Р.Л. Стивенсон Баллада «Вересковый мёд». |
94 | | | | Д.Дефо «Робинзон Крузо» — произведение о силе человеческого духа. |
95 | | | | Э.По. Тайна «Золотого жука» (по рассказу Э.По «Золотой жук») |
96 | | | | X. К. А н д е р с е н. Слово о писателе. «Снежная королева» |
97 | | | | Реальное и фантастическое в сказке «Снежная королева». |
98 | | | | В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини |
99 | | | | Р.Р. Сочинение «Бесстрашная Герда» |
100 | | | | Э.Т.А.Гофман «Щелкунчик». Нравственные уроки сказки. |
101 | | | | Ж. Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном |
102 | | | | М.Твен и Д.Лондон: нравственное взросление героев рассказа. |
Лист корректировки рабочей программы
Класс | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
| | | | | |
| | | | | |