№ | Название раздела (темы) | Планируемые результаты |
личностные | предметные | метапредметные |
1. | Социальная сущность личности. Человек в социальном измерении | мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества; заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны; | Ученик научится: характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека. приводить примеры основных видов деятельности человека. раскрывать смысл понятий «личность», «индивидуальность». оценивать собственные практические умения, поступки, качества. Ученик получит возможность научиться: выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека. оценивать роль деятельности в жизни общества и человека. оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью. | Регулятивные: выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства для достижения цели; составлять план решения проблемы Познавательные: применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов и компьютера. анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений; овладеть различными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия). следовании этическим нормам и правилам ведения диалога. Коммуникативные: самостоятельно организовывать и планировать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.); полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; |
2. | Социальная сущность личности. Ближайшее социальное окружение. Человек среди людей | осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. | Ученик научится: описывать межличностные отношения. описывать взаимодействие и сотрудничество людей в обществе. характеризовать большие и малые, формальные и неформальные группы. оценивать собственные отношения с людьми. иллюстрировать с помощью примеров различные цели и средства общения. оценивать собственное умение общаться. описывать сущность и причины возникновения конфликтов. характеризовать варианты поведения в конфликтных ситуациях. обобщать знания учащихся о межличностных отношениях, многообразии групп, значении общения. Ученик получит возможность научиться: использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов. моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека, делать выводы. | Регулятивные: определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности; систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности; осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований; Познавательные: выполнять познавательные и практические задания в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике: 1)использование элементов причинно-следственного анализа. 2)использование реальных связей и несложных зависимостей. Коммуникативные: в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы; учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его; выделять главную мысль в тексте параграфа (смысловое чтение). |
3. | Социальные нормы. Регулирование поведения людей в обществе. Нравственные основы жизни. | развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам | Ученик научится: различать отдельные виды социальных норм; критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями; раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества; Ученик получит возможность научиться: использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека; оценивать социальную значимость здорового образа жизни; | Регулятивные: оценивать продукт своей деятельности по заданным или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности; обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов; Познавательные: поиск и извлечение нужной информации по заданной теме, в адаптированных источниках различного типа; перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; подкрепление изученных положений конкретными примерами; оценка своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения. Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность), в электронных приложениях; выделять главную мысль в тексте параграфа (смысловое чтение). |
№ | Название раздела (темы) | Планируемые результаты |
личностные | предметные | метапредметные |
1. | Социальные нормы. Регулирование поведения людей в обществе. Человек и природа | освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления | Ученик научится: раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека; различать отдельные виды социальных норм; характеризовать основные нормы морали; критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями; раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества; сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности; демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека. проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса. на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное поведение; Ученик получит возможность научиться: использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека; оценивать социальную значимость здорового образа жизни; осознанно содействовать защите природы; | Регулятивные: наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки; соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы; Познавательные: применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов и компьютера. анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений; Коммуникативные: самостоятельно организовывать и планировать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.); полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы; |
2 | Экономика и социальные отношения. Человек в экономических отношениях. | мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества; заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны; | Ученик научится: различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности; раскрывать факторы, влияющие на производительность труда; характеризовать функции денег и их роль в экономике; раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства; формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности; характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха Ученик получит возможность научиться: решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека; грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях; сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет. | Регулятивные: выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства для решения достижения цели; составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования); Познавательные: перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; подкрепление изученных положений конкретными примерами; систематизировать, сопоставлять, информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах; Коммуникативные: учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его; добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность), в электронных приложениях; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм). |
№ | Название раздела (темы) | Планируемые результаты |
личностные | предметные | метапредметные |
1. | Современное общество. Общество – «большой дом» человечества. Личность и общество. | заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны; ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; | Ученик научится: демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека; распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ; характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса; различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни; выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества; характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса; на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное поведение; раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность; конкретизировать примерами опасность международного терроризма. Ученик получит возможность научиться: наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни; выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития; осознанно содействовать защите природы. | Регулятивные: ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; составлять план решения проблемы Познавательные: собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивая ее достоверность; работать с материалами на электронных носителях; использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач; Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе; определять свою роль в учебной группе, оценивать вклад всех участников в учебный результат; |
2. | Культурно-информационная среда общественной жизни. Человек в меняющемся обществе. Сфера духовной культуры | Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию; способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества | Ученик научится: характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры; описывать явления духовной культуры; объяснять причины возрастания роли науки в современном мире; оценивать роль образования в современном обществе; различать уровни общего образования в России; находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа; описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним; объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях; учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности; раскрывать роль религии в современном обществе; характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры. Ученик получит возможность научиться: описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры; характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях; критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода. | Регулятивные: планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию. работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата; Познавательные: определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать; с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения; логически строить рассуждения, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно); применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач; представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений, в том числе с использованием наглядных средств, а так же в виде письменных работ; Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе; определять свою роль в учебной группе, оценивать вклад всех участников в учебный результат; |
3. | Экономика и социальные отношения. Мир экономики. Экономика. | заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны; ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; | Ученик научится: объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов; различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности; раскрывать факторы, влияющие на производительность труда; характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах; характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции; объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета государства; называть и конкретизировать примерами виды налогов; раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства; анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы; формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха. Ученик получит возможность научиться: выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики; анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя; решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека; грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях; | Регулятивные: обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов; фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов. Познавательные: выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике; искать нужную информацию по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; подкреплять изученные положения конкретными примерами; Коммуникативные: планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы; выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания; |
4. | Мир социальных отношений. Социальная сфера | сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. | Ученик научится: описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы; объяснять взаимодействие социальных общностей и групп; характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства; выделять параметры, определяющие социальный статус личности; приводить примеры предписанных и достигаемых статусов; описывать основные социальные роли подростка; конкретизировать примерами процесс социальной мобильности; характеризовать межнациональные отношения в современном мире; объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения; объяснять причины отклоняющегося поведения; Ученик получит возможность научиться: раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма; выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи; формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности; | Регулятивные: самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха; ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности; Познавательные: объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. Коммуникативные: анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам; давать оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде. |
№ | Название раздела (темы) | Планируемые результаты |
личностные | предметные | метапредметные |
1. | Политика. Культура. Политическая жизнь общества. Политика | сформированность представлений в становлении гражданского общества и российской государственности; | Ученик научится: объяснять роль политики в жизни общества; различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами; давать характеристику формам государственно-территориального устройства; различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки; раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии; называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах; характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни. Ученик получит возможность научиться: осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства; соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы. | Регулятивные: определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения; описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса; Познавательные: производить поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в источниках разного типа, критически оценивая ее достоверность; работать с материалами на электронных носителях; объяснять явления социальной действительности с опорой на ключевые понятия об основных социальных объектах; находить нужную социальную информацию, адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия, преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать) имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями; давать оценку общественным явлениям с позиции одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе; выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания; организовывать взаимодействие в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения; планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы; |
2. | Регулирование поведения людей в обществе. Право. | отношение к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремление к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признание равноправия народов, единства разнообразных культур; | Ученик научится: раскрывать особенности возникновения правоспособности и дееспособности у физических и юридических лиц; называть основные виды и признаки правонарушений, основные правоохранительные органы РФ; рассказывать о различных видах правоотношений, выделяя их характерные признаки; объяснять взаимосвязь прав и обязанностей граждан в нашей стране; рассказывать о защите прав человека в России. характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию; объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ; раскрывать достижения российского народа; объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»; называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ; осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства; характеризовать конституционные обязанности гражданина. Ученик получит возможность научиться: классифицировать права и свободы (приводить примеры различных групп прав); раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних; аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире; использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ. | Регулятивные: сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов. Познавательные: использовать полученные знания для реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач; представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений, в том числе с использованием наглядных средств, а так же в виде письменных работ; объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив. Коммуникативные: организовывать взаимодействие в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения; понимать побудительную роль мотивов в деятельности человека, определять место ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества; применять нравственные и правовые нормы к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни. |
3. | Основы российского законодательства. Право. | отношение к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремление к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признание равноправия народов, единства разнообразных культур; | Ученик научится: характеризовать систему российского законодательства; раскрывать смысл права на труд; объяснять роль трудового договора; разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях; характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей; характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений; конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них; характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних; раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование; анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления; исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей; находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом. Ученик получит возможность научиться: на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку; оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие; осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами. | Регулятивные: принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность; самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха; Познавательные: применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач; представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений, в том числе с использованием наглядных средств, а так же в виде письменных работ; объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив. Коммуникативные: организовывать взаимодействие в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения; понимать побудительную роль мотивов в деятельности человека, определять место ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества; применять нравственные и правовые нормы к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни. |
№ | Название раздела (темы) | Содержание учебного предмета, курса | Количество часов | Количество контрольных работ |
| Введение | | 1 | |
| Социальная сущность личности. Человек в социальном измерении | Интересы и потребности. Самооценка. Здоровый образ жизни. Безопасность жизни. Деятельность и поведение. Мотивы деятельности. Виды деятельности. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Как человек познаёт мир и самого себя. Образование и самообразование. Социальное становление человека: как усваиваются социальные нормы. Социальные «параметры личности». Положение личности в обществе: от чего оно зависит. Статус. Типичные социальные роли. | 12 | 1 |
| Социальная сущность личности. Ближайшее социальное окружение | Человек в малой группе. Ученический коллектив, группа сверстников. Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты и пути их разрешения. | 10 | 1 |
| Социальные нормы. Регулирование поведения людей в обществе. Нравственные основы жизни. | Общественное сознание и ценности. Гражданственность и патриотизм. Мораль, её основные принципы. Добро и зло. Законы и правила нравственности. Моральные нормы и моральный выбор. Нравственные чувства и самоконтроль. Влияние моральных устоев на развитие общества и человека. | 8 | 1 |
| Повторение | | 3 | 1 |
| Итого: | | 34 | 4 |
Тематическое планирование уроков обществознания в 6 классе составлено с учетом авторской программы /Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова. 5—9 классы : пособие для учителей общеобразовательных организаций [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]. —М. : Просвещение, 2014 г./, где на изучение обществознания отводится 1 час в неделю или 35 часов в год (из них 2 часа резервные). По учебному плану ГБОУ СОШ им.М.П. Крыгина с.Кабановка на изучение обществознания в 6 классе отводится 1 час в неделю или 34 часа в год. Уменьшение учебного времени на изучение обществознания на 1 час произошло за счет 1 часа резервного времени, оставшийся 1 час резервного времени используются для повторения, обобщения и контроля знаний в конце учебного года.
Тематическое планирование уроков обществознания в 7 классе составлено с учетом авторской программы /Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова. 5—9 классы : пособие для учителей общеобразовательных организаций [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]. —М. : Просвещение, 2014 г./, где на изучение обществознания отводится 1 час в неделю или 35 часов в год (из них 3 часа резервные). По учебному плану ГБОУ СОШ им.М.П. Крыгина с.Кабановка на изучение обществознания в 7 классе отводится 1 час в неделю или 34 часа в год. Уменьшение учебного времени на изучение обществознания на 1 час произошло за счет 1 часа резервного времени, остальные 2 часа резервного времени используются для повторения, обобщения и контроля знаний в конце учебного года.
№ | Название раздела (темы) | Содержание учебного предмета, курса | Количество часов | Количество контрольных работ |
| Введение | | 1 | |
| Современное общество. Общество – «большой дом» человечества. Личность и общество. | Что связывает людей в общество. Устойчивость и изменчивость в развитии общества. Основные типы обществ. Общественный прогресс. Сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Российское общество в начале XXI в. Ресурсы и возможности развития нашей страны: какие задачи стоят перед отечественной экономикой. | 6 | 1 |
| Современное общество. Культурно-информационная среда общественной жизни. Человек в меняющемся обществе. Сфера духовной культуры | Духовные ценности российского народа. Культурные достижения народов России: как их сохранить и приумножить. Место России среди других государств мира. Информация и способы её распространения. Средства массовой информации. Интернет. Культура, её многообразие и формы. Культурные различия. Диалог культур как черта современного мира. Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Мировые религии. Веротерпимость. Культура Российской Федерации. Образование и наука. Искусство. Возрождение религиозной жизни в нашей стране. Можно ли предвидеть будущее? Как приспособиться к быстрым переменам? Непрерывное образование. Образование и карьера. Мир современных профессий. Образ жизни и здоровье. Мода и спорт. Будущее создаётся молодыми. | 8 | 1 |
| Экономика и социальные отношения. Мир экономики. Экономика. | Экономика и её роль в жизни общества. Экономические ресурсы и потребности. Товары и услуги. Цикличность экономического развития. Современное производство. Факторы производства. Новые технологии и их возможности. Предприятия и их современные формы. Типы экономических систем. Собственность и её формы. Рыночное регулирование экономики: возможности и границы. Виды рынков. Законы рыночной экономики. Инфляция. Роль банков в экономике. Роль государства в рыночной экономике. Государственный бюджет. Налоги. Занятость и безработица: какие профессии востребованы на рынке труда в начале XXI в. Причины безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. Особенности экономического развития России. Предприниматель. Этика предпринимательства. Права потребителя. | 13 | 1 |
| Мир социальных отношений. Социальная сфера | Социальная неоднородность общества: причины и проявления. Общество как взаимодействие индивидов и групп. Многообразие социальных общностей и групп в обществе. Изменения социальной структуры общества с переходом постиндустриальное общество. Влияние экономики на социальный состав общества. Историзм понятий «социальная справедливость» и «равенство». Средний класс и его место в современном обществе. Нации и межнациональные отношения. Характеристика межнациональных отношений в современной России. Понятие толерантности. | 5 | 1 |
5. | Повторение | | 1 | 1 |
| Итого: | | 34 | 5 |
Тематическое планирование уроков обществознания в 8 классе составлено с учетом авторской программы /Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова. 5—9 классы : пособие для учителей общеобразовательных организаций [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]. —М. : Просвещение, 2014 г./, где на изучение обществознания отводится 1 час в неделю или 35 часов в год (из них 1 час резервный). По учебному плану ГБОУ СОШ им.М.П. Крыгина с.Кабановка на изучение обществознания в 8 классе отводится 1 час в неделю или 34 часа в год. Уменьшение учебного времени на изучение обществознания на 1 час произошло за счет 1 часа резервного времени.
№ | Название раздела (темы) | Содержание учебного предмета, курса | Количество часов | Количество контрольных работ |
1. | Введение | | 1 | |
2. | Политика. Культура. Политическая жизнь общества. Политика. | Власть. Властные отношения. Политика. Внутренняя и внешняя политика. Сущность государства. Суверенитет. Государственное управление. Формы государства. Функции государства. Наше государство — Российская Федерация. Государственное устройство России. Гражданство Российской Федерации. Политический режим. Демократия. Парламентаризм. Республика. Выборы и избирательные системы. Политические партии. Правовое государство. Верховенство права. Разделение властей. Гражданское общество и правовое государство. Местное самоуправление. Органы власти Российской Федерации. Органы законодательной власти. Органы исполнительной власти. Правоохранительные органы. Судебная система. Межгосударственные отношения. Международные политические организации. Войны и вооружённые конфликты. Национальная безопасность. Сепаратизм. Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов. Глобализация и её противоречия. Человек и политика. Политические события и судьбы людей. Гражданская активность. Патриотизм. | 9 | 1 |
3. | Регулирование поведения людей в обществе. Право. | Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Нормы права. Понятие прав, свобод и обязанностей. Дееспособность и правоспособность человека. Правоотношения, субъекты права. Конституция Российской Федерации — Основной закон государства. Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина. Личные (гражданские) права, социально-экономические и культурные права, политические права и свободы российских граждан. Как защищаются права человека в России. Конституционные обязанности российского гражданина. | 10 | 1 |
4. | Основы российского законодательства. Право. | Гражданские правоотношения. Гражданско-правовые споры. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без родителей. Трудовые правоотношения. Права, обязанности и ответственность работника и работодателя. Особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях. Административные правоотношения. Административное правонарушение. Преступление и наказание. Правовая ответственность несовершеннолетних. Правоохранительные органы. Судебная система. . | 10 | 1 |
4. | Повторение | | 4 | 1 |
| Итого: | | 34 | 4 |
Тематическое планирование уроков обществознания в 9 классе составлено с учетом авторской программы /Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова. 5—9 классы : пособие для учителей общеобразовательных организаций [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]. —М. : Просвещение, 2014 г./, где на изучение обществознания отводится 1 час в неделю или 35 часов в год (из них 6 часов резервные). По учебному плану ГБОУ СОШ им.М.П. Крыгина с.Кабановка на изучение обществознания в 9 классе отводится 1 час в неделю или 34 часа в год. Уменьшение учебного времени на изучение обществознания на 1 час произошло за счет 1 часа резервного времени, остальные 5 часов резервного времени распределены следующим образом: 2 часа добавлено к изучению раздела «Право», 3 часа используются для повторения, обобщения и контроля знаний в конце учебного года.