г. Кондопога
2017 г.
Рабочая программа по чтению составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. – Сб.1. – 232с.
Предлагаемая программа ориентирована на учебник для 5 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Малышева З.Ф. Чтение. Учебник для 5 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2017. – 255 с.: ил.
В процессе изучения чтения в 5 классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана. Это способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.
В школе для детей с ограниченными возможностями здоровья в старших классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.
Специальная задача коррекции речи и мышления умственно отсталых школьников является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.
- читать осознанно, правильно, выразительно, целыми словами вслух; читать «про себя», выполняя задания учителя;
- пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты – самостоятельно.
- наизусть 6-8 стихотворений.
- читать правильно, целыми словами вслух; читать «про себя», выполняя задания учителя;
- отвечать на вопросы учителя.
- наизусть 3-5 стихотворений.
Рассказы, статьи, стихотворения о прошлом нашего народа, о его героизме в труде и ратных подвигах; о политических событиях в жизни страны; о труде людей, их отношении к Родине, друг к другу; о родной природе и бережном к ней отношении, о жизни животных.
Правильное, осознанное чтение вслух целыми словами с соблюдением норм литературного произношения. Работа над беглостью и выразительностью чтения: темп и соответствующая содержанию и смыслу текста интонация (паузы, логическое ударение, тон голоса), «драматизация» (чтение по ролям).
Чтение «про себя» с выполнением заданий.
Выделение с помощью учителя главной мысли художественного произведения, выявление отношения к поступкам действующих лиц. Выбор слов и выражений, характеризующих героев, события, картины природы. Нахождение в тексте непонятных слов и выражений, пользование подстрочным словарём.
Ответы на вопросы к тексту.
Деление текста на части с помощью учителя. Озаглавливание частей текста и составление с помощью учителя плана в форме повествовательных и вопросительных предложений.
Пересказ по плану. Использование при пересказе слов и оборотов речи из текста. Передача содержания иллюстраций к произведению по вопросам учителя.
Самостоятельное чтение несложных рассказов с выполнением различных заданий учителя: найди ответ на поставленный вопрос, подготовиться к пересказу, выразительному чтению.
Заучивание наизусть стихотворений.
№ п/п | № п/п в разделе | Кол-во часов | Тема урока | Стр. | Коррекционная работа |
Устное народное творчество 2ч |
1 | 1 | 1 | Считалки. Заклички-приговорки. Потешки. | 3-5 | Развивать устную связную речь, через работу над закличками, приговорками. Коррекция умения рассказывать считалки, потешки |
2 | 2 | 1 | Пословицы и поговорки. Загадки | 5-8 | Развивать память, внимание, мышление. Заучивать пословицы, поговорки, загадки |
Сказки 10 ч. |
3 | 1 | 1 | «Никита Кожемяка» (Русская сказка) «Как наказали медведя» (тофаларская сказка) | 11-15 | Коррекция правильного произношения, грамматического строя речи. |
4 | 2 | 1 | «Золотые руки» (Башкирская сказка) | 15-18 | Коррекция правильного произношения, грамматического строя речи. |
5 | 3 | 1 | «Морозко» (Русская сказка) | 18-23 | Развивать умения пересказывать отрывки из текста. |
6 | 4 | 1 | «Два Мороза» (Русская сказка) «Три дочери» (Татарская сказка) | 24-28 | Коррекция недостатков монологической и диалогической форм устной речи. |
7-8 | 5-6 | 2 | А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» | 29-39 | Развивать умение устанавливать несложные причинно-следственные, временные связи между отдельными фактами и явлениями на материале художественных текстов. |
9-10 | 7-8 | 2 | По Д. Мамину-Сибиряку «Серая Шейка» | 41-50 |
11 | 9 | 1 | Обобщающий урок по теме « УНТ. Сказки» | 51-52 | Развивать познавательную деятельность |
Картины родной природы 7 ч. |
12 | 1 | 1 | Лето. 4 ч. Г. Скребицкий «Июнь» И. Суриков «Ярко солнце светит…» | 53-55 | Соблюдение пунктуации. Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности. |
13-14 | 2-3 | 2 | А. Платонов «Июльская гроза» (отрывки) | 55-61 | Развивать связную речь. |
15 | 4 | 1 | А. Прокофьев «Берёзка» Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к закату…» | 61-62 | Расширять словарный запас. Коррегировать навык чтения целыми словами, без ошибок, выразительно. |
16 | 5 | 1 | Осень. 3 ч. По Г. Скребицкому «Сентябрь» По И. Соколову-Микитову «Золотая осень» | 64-67 | Коррекция правильного произношения, грамматического строя речи. |
17 | 6 | 1 | К. Бальмонт «Осень» По Г. Скребицкому «Добро пожаловать!» | 68-71 | Коррегировать навык чтения целыми словами, без ошибок, выразительно. |
18 | 7 | 1 | По В. Астафьеву «Осенние грусти…» И. Бунин «Первый снег» Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Лето. Осень.» | 72-74, 63 | Коррегировать навык чтения целыми словами, без ошибок, выразительно. |
О друзьях-товарищах 6 ч. |
19 | 1 | 1 | Ю. Яковлев «Колючка» | 75-79 | Коррекция недостатков монологической и диалогической форм устной речи. |
20 | 2 | 1 | Ю. Яковлев «Рыцарь Вася» | 80-82 |
21 | 3 | 1 | Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (отрывок) | 83-87 | Развивать умение пересказывать рассказ по вопросам, самостоятельно. |
22 | 4 | 1 | В. Медведев «Фосфорический» мальчик» | 88-91 |
23 | 5 | 1 | Л. Воронкова «Дорогой подарок» | 92-96 | Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. Развивать познавательную деятельность |
24 | 6 | 1 | Я. Аким «Твой друг» Обобщающий урок по теме «О друзьях-товарищах» | 96-98 |
Басни И. Крылова 2 ч. |
25 | 1 | 1 | И. Крылов «Ворона и Лисица» И. Крылов «Щука и Кот» | 99-102 | Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности. |
26 | 2 | 1 | И. Крылов «Квартет» Обобщающий урок по теме «Басни И. Крылова» | 102-104 | Коррекция правильного произношения, грамматического строя речи. |
Спешите делать добро. 7 ч. |
27 | 1 | 1 | Н. Хмелик «Будущий олимпиец» О. Бондарчук «Слепой домик» | 105-109 | Развивать связную речь через пересказ. |
28-29 | 2-3 | 2 | В. Осеева «Бабка» | 110-117 | Развивать связную речь через пересказ. |
30-31 | 4-5 | 2 | А. Платонов «Сухой хлеб» | 118-124 |
32 | 6 | 1 | В. Распутин «Люся» (отрывок из повести «Последний срок») | 124-127 | Развивать умение пересказывать рассказ по вопросам, самостоятельно. |
33 | 7 | 1 | В. Брюсов «Труд» Р. Рождественский «Огромное небо» Обобщающий урок по теме «Спешите делать добро» | 127-130 | Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности |
Картины родной природы. 9 ч. |
34 | 1 | 1 | Зима. 3 ч. Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…» Г. Скребицкий «Декабрь» К. Бальмонт «К зиме» | 131-134 | Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности. |
35 | 2 | 1 | Г. Скребицкий «Всяк по-своему» | 134-137 | Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. |
36 | 3 | 1 | С. Есенин «Поёт зима – аукает…» С. Есенин «Берёза» А. Пушкин «Зимняя дорога» | 137-139 | Развивать связную речь через заучивание. |
37 | 4 | 1 | Весна. 6 ч. Г. Скребицкий «Март» А. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает…» Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы» (отрывки) | 141-144 | Развивать связную речь. Расширять словарный запас. Развивать артикуляционный аппарат. |
38 | 5 | 1 | Г. Скребицкий «Весна - красна» Г. Скребицкий «Грачи прилетели» | 145-148 | Развивать внимание, воображение, память через различные виды заданий |
39 | 6 | 1 | Г. Скребицкий «Заветный кораблик» Г. Скребицкий «В весеннем лесу» | 148-151 | Совершенствовать словесную систему мышления. |
40 | 7 | 1 | А. Толстой «Весенние ручьи» (отрывки из повести «Детство Никиты») А. Пушкин «Гонимы вешними лучами…» А. Блок «Ворона» | 152-155 | Развивать внимание, воображение, память. через различные виды заданий. Совершенствовать словесную систему мышления. |
41 | 8 | 1 | Е. Серова «Подснежник» И. Соколов – Микитов «Весна» И. Бунин «Крупный дождь в лесу зелёном…» С. Есенин «Черёмуха» Я. Аким «Весна, Весною, о весне» | 156-160 | Развивать внимание, воображение, память. через различные виды заданий. Совершенствовать словесную систему мышления. Развивать связную речь через заучивание |
42 | 9 | 1 | Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Зима. Весна» | 161-162, 140 | Развивать познавательную деятельность |
О животных. 10 ч. |
43-44 | 1-2 | 2 | Н. Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка» (отрывки из повести «Детство Тёмы») | 163-169 | Отрабатывать технику чтения, формировать навыки грамотного осознанного чтения. |
45-46 | 3-4 | 2 | А. Толстой «Желтухин» (отрывки из повести «Детство Никиты») | 169-175 | Развивать связную речь через пересказ. |
47 | 5 | 1 | К. Паустовский «Кот Ворюга» | 176-179 | Развивать зрительное восприятие, память. |
48-49 | 6-7 | 2 | Б. Житков «Про обезьянку» | 180-186 | Развивать адекватную самооценку, навыки самостоятельной работы. |
50 | 8 | 1 | Э. Асадов «Дачники» | 187-189 |
51 | 9 | 1 | Ф. Абрамов «Из рассказов Олёны Даниловны» С. Михалков «Будь человеком» | 189-193 | Расширять словарный запас. |
52 | 10 | 1 | Обобщающий урок по теме «О животных» | 193-194 | Развивать познавательную деятельность |
Из прошлого нашего народа. 9 ч. |
53-54 | 1-2 | 2 | По О. Тихомирову «На поле Куликовом. Москва собирает войско» По О. Тихомирову «На поле Куликовом. Куликовская битва» По О. Тихомирову «На поле Куликовом. Слава героям» | 195-200 | Отрабатывать технику чтения, формировать навыки грамотного осознанного чтения. Развитие волевых качеств, познавательных интересов. |
55-56 | 3-4 | 2 | По С. Алексееву «Рассказы о войне 1812 года. Бородино. Ключи Конец похода» Н. Некрасов «…И снится ей жаркое лето…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос») | 201-207 | Отрабатывать технику чтения, формировать навыки грамотного осознанного чтения. Развивать диалогическую речь. |
57-59 | 5-7 | 3 | А. Куприн «Белый пудель» (отрывок) | 207-216 | Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. |
60 | 8 | 1 | По Л. Жарикову «Снега, поднимитесь метелью!» | 217-221 | Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности. |
61 | 9 | 1 | Ю Коринец «У могилы неизвестного солдата» Обобщающий урок по теме «Из прошлого нашего народа» | 222-223 | Развитие волевых качеств, познавательных интересов. |
Из произведений зарубежных писателей 9 ч. |
62-63 | 1-2 | 2 | В.Гюго «Гаврош» (отрывки) | 224-229 | Развивать связную речь. |
64-66 | 3-5 | 3 | М. Твен «Приключения Тома Сойера» (отрывки) | 229-238 | Развитие волевых качеств, познавательных интересов. |
67-68 | 6-7 | 2 | С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» | 239-247 | Отрабатывать технику чтения, формировать навыки грамотного осознанного чтения. Развивать познавательную деятельность |
69 | 8 | 1 | Г.Х. Андерсен «Русалочка» (отрывки) Обобщающий урок по теме «Из произведений зарубежных писателей» | 247-252 |
70 | 9 | 1 | Урок-путешествие «По страницам любимых книг» | | Развивать познавательную деятельность |