СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по элективным курсам "Информационные технологии в современном мире"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по элективным курсам "Информационные технологии в современном мире"»

10




Пояснительная записка

Рабочая программа по элективному курсу в 10-11 классах разработана на основе следующих документов:

1. Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования по информатике, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03. 2004 года № 1089.

2. Программы по информатике для 10 и 11 класса (профильный уровень); автор: Семакин И. Г. , Хеннер Е.К., Шейн Т.Ю. (Методическое пособие для учителей. / М.: БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2018).

3. Программы по информатике для 10 и 11 класса (базовый уровень); автор: Семакин И. Г. , Хеннер Е.К., Шейн Т.Ю. (Методическое пособие для учителей. / М.: БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2018).

Выбор данной программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что ее содержание направлено на формирование универсальных учебных действий (УУД) для среднего общего образования. В ней учитываются возрастные и психологические особенности кадет, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.

Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал.

Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д)

В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации обучающихся.

Элективный курс «Информационные технологии в современном мире» основан на повторении, систематизации и углублении знаний, полученных ранее.

Целью предлагаемой программы является обучение приёмам самостоятельной деятельности и творческому подходу к любой проблеме.

Данный курс имеет прикладное и общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления обучающихся, систематизации знаний при подготовке к выпускным экзаменам. Используются различные формы организации занятий, такие как лекция и семинар, групповая, индивидуальная деятельность обучающихся.

Слушателями этого курса могут быть обучающиеся различного профиля обучения.

Цели курса:

  • Расширение и углубление знаний, полученных при изучении курса информатики.

  • Закрепление теоретических знаний; развитие практических навыков и умений. Умение применять полученные навыки при решении нестандартных задач в других дисциплинах.

  • Совершенствование математической культуры и творческих способностей кадет.

Задачи курса:

  • Реализация индивидуализации обучения; удовлетворение образовательных потребностей школьников по информатике. Формирование устойчивого интереса обучающихся к предмету.

  • Подготовка к обучению в ВУЗе.

  • Обеспечение усвоения обучающимися наиболее общих приемов и способов решения задач.

  • Развитие умений самостоятельно анализировать и решать задачи по образцу и в незнакомой ситуации.

  • Формирование и развитие аналитического и логического мышления.

  • Развитие коммуникативных и общеучебных навыков работы в группе, самостоятельной работы, умений вести дискуссию, аргументировать ответы.

Место предмета в базисном учебном плане

Элективный курс «Информационные технологии в современном мире» рассчитан на 136 часов по 2 часа в неделю в течение учебного года.

Описание форм и методов контроля достижения планируемых результатов.


Проверка знаний, умений и навыков обучающихся является важным элементом процесса обучения и воспитания, ею определяется результативность, эффективность обучения.

Контроль знаний кадет открывает большие возможности для совершенствования процесса обучения, поскольку проверка как действенное средство борьбы за прочные и осознанные знания обучающихся позволяет лучше изучить кадет, их индивидуальные особенности.

Наиболее точно и качественно оценивать знания обучающихся позволяет разнообразие видов и форм контроля.

Как ни в каком другом учебном предмете в информатике необходимо различать теоретические знания с практическими навыками работы. В качестве основных (традиционных) методов проверки теоретических знаний можно использовать устный опрос, письменную проверку, тестирование; для оценивания практических навыков – практическую работу.

Все чаще на уроках информатики используются такие нетрадиционные формы контроля как рефераты, конкурсные проекты, дидактические игры.

В качестве итогового контроля может служить проект, отражающий как теоретические знания обучающихся, так и уровень прикладных навыков работы с различными программными продуктами.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

ПО ИНФОРМАТИКЕ «Информационные технологии в окружающем мире».


Изучение элективного курса в 10, 11 классах направлено на достижение следующих результатов:

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

10 класс

1) наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества

1) владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы

2) понимание роли информационных процессов в современном мире

2) владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи

3) ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения

3) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

4) развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды

4) владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д.,


5) способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества

5) ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков

6) готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ


7) способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности


8) способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ


11 класс

1) наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества

1) владение общепредметными понятиями «интерфейс», «символьная величина», «модель», «литер» и др.

2) понимание роли информационных процессов в современном мире


2) владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы

3) владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации

3) владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи

4) ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения

4) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

5) развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды

5) владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д.,


6) способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества

6) ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков

7) готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ


8) способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности


9) способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ



Предметные результаты

В результате изучения элективного курса «Информационные технологии в современном мире» на уровне среднего общего образования:

Выпускник на базовом уровне научится:

определять информационный объем графических и звуковых данных при заданных условиях дискретизации;

строить логическое выражение по заданной таблице истинности; решать несложные логические уравнения;

находить оптимальный путь во взвешенном графе;

определять результат выполнения алгоритма при заданных исходных данных; узнавать изученные алгоритмы обработки чисел и числовых последовательностей; создавать на их основе несложные программы анализа данных; читать и понимать несложные программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня;

выполнять пошагово (с использованием компьютера или вручную) несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных;

создавать на алгоритмическом языке программы для решения типовых задач базового уровня из различных предметных областей с использованием основных алгоритмических конструкций;

использовать готовые прикладные компьютерные программы в соответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации;

понимать и использовать основные понятия, связанные со сложностью вычислений (время работы, размер используемой памяти);

использовать компьютерно-математические модели для анализа соответствующих объектов и процессов, в том числе оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов, а также интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов; представлять результаты математического моделирования в наглядном виде, готовить полученные данные для публикации;

аргументировать выбор программного обеспечения и технических средств ИКТ для решения профессиональных и учебных задач, используя знания о принципах построения персонального компьютера и классификации его программного обеспечения;

использовать электронные таблицы для выполнения учебных заданий из различных предметных областей;

использовать табличные (реляционные) базы данных, в частности составлять запросы в базах данных (в том числе вычисляемые запросы), выполнять сортировку и поиск записей в БД; описывать базы данных и средства доступа к ним; наполнять разработанную базу данных;

создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные материалы с использованием возможностей современных программных средств;

применять антивирусные программы для обеспечения стабильной работы технических средств ИКТ;

соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе за персональным компьютером в соответствии с нормами действующих СанПиН.


Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

выполнять эквивалентные преобразования логических выражений, используя законы алгебры логики, в том числе и при составлении поисковых запросов;

переводить заданное натуральное число из двоичной записи в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно; сравнивать, складывать и вычитать числа, записанные в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;

использовать знания о графах, деревьях и списках при описании реальных объектов и процессов;

строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование сообщений, используя условие Фано; использовать знания о кодах, которые позволяют обнаруживать ошибки при передаче данных, а также о помехоустойчивых кодах;

понимать важность дискретизации данных; использовать знания о постановках задач поиска и сортировки; их роли при решении задач анализа данных;

использовать навыки и опыт разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ; использовать основные управляющие конструкции последовательного программирования и библиотеки прикладных программ; выполнять созданные программы;

разрабатывать и использовать компьютерно-математические модели; оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов; интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов; анализировать готовые модели на предмет соответствия реальному объекту или процессу;

применять базы данных и справочные системы при решении задач, возникающих в ходе учебной деятельности и вне ее; создавать учебные многотабличные базы данных;

классифицировать программное обеспечение в соответствии с кругом выполняемых задач;

понимать основные принципы устройства современного компьютера и мобильных электронных устройств; использовать правила безопасной и экономичной работы с компьютерами и мобильными устройствами;

понимать общие принципы разработки и функционирования интернет- приложений; создавать веб-страницы; использовать принципы обеспечения информационной безопасности, способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ;

критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет.


Описание учебно-методического комплекта


Содержание элективного курса

10 класс


1.Информационное моделирование (8 час.)

Понятие модели. Типы и формы представления. Информационная модель, виды, формализация. Этапы построение компьютерной модели (системный анализ, построение математической модели, отладка, тестирования, анализ результата). Решение практической задачи

2.Этапы решения задач на ЭВМ (11 часов.)

Среда программирования Borland Pascal 7.0, среда, интерфейс, настройка среды по опциям. Разработка, отладка (трансляция, компиляция) и исполнение программ. Создание exe-файла. Решение практической задачи.


3.Работа с текстовыми файлами (10 час.)

Способы ввода информации в тело программы. Структура текстового файла. Ввод информации из текстового файла. Вывод информации в текстовой файл. Алгоритм решения практической задачи с использованием текстовых файлов - «Алгоритм решения квадратного уравнения».


4.Символьные величины (8 час.)

Понятие символьной величины (литер, строка). Представление в памяти компьютера, структурированные типы данных. Строковые процедуры и функции. Обработка символьных величин (копирование, удаление, вставка, сортировка, сцепление, сравнение). Решение практических задач.

5. Алгоритмизация (21 час.)

Типовые алгоритмы обработки массивов. Понятие массива, виды, описание. Решение задач с использованием дополнительного массива «флажок». Три задачи – один алгоритм. Разработка правильной стратегии. Симметричная стратегия в игровых задачах. Способы представления решения задач: табличный, графический, логические рассуждения. Интеллектуальные игры в информатике.

6. Системы счисления (10 ч.)

Позиционный принцип в системах счисления. Двоичная, 8-я, 16-я системы счисления. Переводы и связь между системами счисления. Разработка алгоритмом перевода для компьютера. Разработка алгоритма решения практической задачи и реализация его на компьютере. Повторение.


Содержание элективного курса

11 класс


1. Технологии поиска и хранения информации (2 ч.)

Фильтры. Запросы.

2. Информационные и коммуникационные технологии (16 ч.)

Файловые системы. Обработка графической информации. Цифровое кодирование звука. Обработка информации в электронных таблицах. Базы данных. Телекоммуникационные технологии. Решение заданий по теме «Информационные и коммуникационные технологии».

3. Основы логики (6 ч.)

Построение таблиц истинности логических выражений. Запросы для поисковых систем с использованием логических выражений. Преобразование логических выражений. Логические уравнения.

4. Технологии программирования (10 ч.)

Обработка массивов и матриц. Анализ программы с циклами и условными операторами. Анализ программ с циклами и подпрограммами. Оператор присваивания и ветвления. Перебор вариантов, построение дерева. Исправление ошибок в программе. Алгоритмы обработки массивов. Выигрышная стратегия. Программирование

5. Тренинг по вариантам (34 ч.)

Решение заданий  базового и повышенного уровней сложности разных типов. Решение заданий высокого уровня сложности части. Решение задач разного уровня сложности.






































Учебно-тематическое планирование

10 класс


Тема урока

Количество

часов

Сроки


План

Факт

1 взвод

2 взвод

Раздел 1 «Информационное моделирование» - 8 ч.

1

Информационное моделирование

2

1 неделя



2

Понятие модели. Информационная модель.

2

2 неделя



3

Этапы построение компьютерной модели.

2

3 неделя



4

Решение практической задачи на компьютере.

2

4 неделя



Раздел 2 «Этапы решения задач на ЭВМ» - 11 ч.

5

Этапы решения задач на ЭВМ

3

5-6 неделя



6

Среда программирования Pascal, среда, интерфейс, настройка среды по опциям.

3

6-7 неделя



7

Разработка, отладка (трансляция, компиляция) и исполнение программ.

3

8-9 неделя



8

Решение практической задачи.

2

9-10 неделя



Раздел 3 «Работа с текстовыми файлами» – 10 ч.

9

Работа с текстовыми файлами

2

10-11 неделя



10

Способы ввода информации в тело программы.

2

11-12 неделя



11

Структура текстового файла.

2

12-13 неделя



12

Ввод информации из текстового файла. Вывод информации в текстовый файл.

2

13-14 неделя



13

Алгоритм решения практической задачи с использованием текстовых файлов.

2

14-15 неделя



Раздел 4 «Символьные величины» - 8 ч.

14

Символьные величины. Обработка символьных величин (копирование, удаление, вставка, сортировка, сцепление, сравнение).

2

15-16 неделя



15

Решение практических задач

2

16-17 неделя



16

Базовые формулы и задачи

2

17-18 неделя



17

Решение практических задач.

2

18-19 неделя



Раздел 5 «Алгоритмизация» - 21 ч.

18

Типовые алгоритмы обработки массивов

2

19-20 неделя



19

Понятие массива, виды, описание

2

20-21 неделя



20

Решение практических задач.

2

21-22 неделя



21

Методы решения задач.

3

22-23 неделя



22

Решение задач с использованием дополнительного массива «флажок».

2

24 неделя



23

Три задачи – один алгоритм.

2

25 неделя



24

Разработка правильной стратегии

2

26 неделя



25

Симметричная стратегия в игровых задачах.

2

27 неделя



26

Способы представления решения задач: табличный, графический, логические рассуждения.

2

28 неделя



27

Интеллектуальные игры в информатике.

2

29 неделя



Раздел 6 «Системы счисления» - 10 ч.

28

Системы счисления

2

30 неделя



29

Позиционный принцип в системах счисления. Двоичная, 8-я, 16-я системы счисления. Переводы и связь между системами счисления.


2

31 неделя



30

Разработка алгоритмом перевода для компьютера.

2

32 неделя



31

Разработка алгоритма решения практической задачи и реализация его на компьютере.

2

33 неделя



32

Повторение

2

34 неделя





УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

11 класс



Тема урока

Количество

часов

Сроки


План

Факт

1 взвод

2 взвод

Раздел 1 «Технологии поиска и хранения информации» - 2 ч.

1

Фильтры

1

1 неделя



2

Запросы

1

1 неделя



Раздел 2 «Информационные и коммуникационные технологии» - 16 ч.

3

Файловые системы

2

2 неделя



4

Обработка графической информации

2

3 неделя



5

Цифровое кодирование звука

2

4 неделя



6

Обработка информации в электронных таблицах

4

5-6 неделя



7

Базы данных

2

7 неделя



8

Телекоммуникационные технологии

2

8 неделя



9

Решение заданий по теме «Информационные и коммуникационные технологии»

2

9 неделя



Раздел 3 «Основы логики» - 6 ч.

10

Построение таблиц истинности логических выражений.

1

10 неделя



11

Запросы для поисковых систем с использованием логических выражений.

1

10 неделя



12

Преобразование логических выражений

2

11 неделя



13

Логические уравнения

2

12 неделя



Раздел 4 «Технологии программирования» - 10 ч.

14

Обработка массивов и матриц 

1

13 неделя



15

Анализ программы с циклами и условными операторами

1

13 неделя



16

Анализ программ с циклами и подпрограммами

1

14 неделя



17

Оператор присваивания и ветвления. Перебор вариантов, построение дерева 

1

14 неделя



18

Исправление ошибок в программе

1

15 неделя



19

Алгоритмы обработки массивов 

1

15 неделя



20

Выигрышная стратегия

2

16 неделя



21

Программирование

2

17 неделя



Раздел 5 «Тренинг по вариантам» - 34 ч.

22

Решение заданий  базового и повышенного уровней сложности разных типов.

4

18-19 неделя



23

Решение заданий высокого уровня сложности части.

4

20-21 неделя



24

Решать задач разного уровня сложности.

26

22-34 неделя






Разработчик: учитель информатики __________________ М.Н.Хлебушкина



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!