СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по информатике 10 класс

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике 10 класс»

Пояснительная записка


Рабочая учебная программа по информатике и ИКТ для 10 класса составлена на основе:

  • Федерального закона от 29 декабря 2012г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федерального компонента государственных образовательных стандарта БИНОМ в начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 5 марта 2004г. № 1089;

  • Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 г.);

  • примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ (утверждена приказом Минобразования Рос­сии от 09.03.04. № 1312);

  • примерной учебной программы по предмету «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов (базовый уровень) (автор: Семакин И.Г.) рекомендованная Минобрнауки России (Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие /Сост. М.Н. Бородин. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015);

  • учебного плана Сопычевской средней общеобразовательной школы на 2019 – 2020 учебный год.

Согласно Федеральному Базисному Учебному Плану (2004г.) на изучение информатики и ИКТ на базовом уровне в 10 классах отводится 35 часов учебного времени (1 урок в неделю). Добавлен еще 1 час в неделю (35 часов) из компонента ОУ. Всего 70 часов (2 часа в неделю).

Изучение курса обеспечивается учебно-методическим комплексом, выпускаемым издательством «БИНОМ. Лаборатория знаний» , включающим в себя:

  1. Информатика. Базовый уровень: учебник для 10 класса / И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер, Т. Ю. Шеина. – 7-е изд., стереотип. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017. -264 с.

  2. Информатика. 10-11 классы. Базовый уровень: Методическое пособие / И. Г. Семакин. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. – 64 с.


Основные содержательные линии

Основные содержательные линии общеобразовательного курса базового уровня для старшей школы расширяют и углубляют следующие содержательные линии курса информатики в основной школе:

  • линию информации и информационных процессов;

  • линию моделирования и формализации;

  • линию информационных технологий;

  • линию компьютерных коммуникаций;

  • линию социальной информатики.


Цели изучения курса:

Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

  • достижение большинством учащихся повышенного (продуктивного) уровня освоения учебного материала;


Задачи изучения курса:

  • Мировоззренченская задача: раскрытие роли информации и информационных процессов в природных, социальных и технических системах; понимание назначения информационного моделирования в научном познании мира; получение представления о социальных последствиях процесса информатизации общества.

  • Углубление теоретической подготовки: более глубокие знания в области представления различных видов информации, научных основ передачи, обработки, поиска, защиты информации, информационного моделирования.

  • Расширение технологической подготовки: освоение новых возможностей аппаратных и программных средств ИКТ. Приближение степени владения этими средствами к профессиональному уровню.

  • Приобретение опыта комплексного использования теоретических знаний (из области информатики и других предметов) и средств ИКТ в реализации прикладных проектов, связанных с учебной и практической деятельностью.

Учебно-тематический план (2 ч в неделю, 70 ч в год)

Название темы

Количество часов

общее

теория

практика

1

Введение. Структура информатики

1

1

0

2

Информация

15

9

6

3

Информационные процессы

14

7

7

4

Программирование обработки информации

35

18

17

5

Резерв

5




Итого:

70

35

30

Количество контрольных и практических работ

Полугодие

Количество работ

контрольных

практических

I полугодие

2

13

II полугодие

1

17

Итого:

3

30


Тематика контрольных и практических работ


Тема контрольной (практической) работы


Дата

проведения


Кол-во часов


Практическая работа № 1.1 «Шифрование данных».


1

Практическая работа № 1.2 «Измерение информации».


1

Практическая работа № 1.3 «Представление чисел».


1

Практическая работа № 1.4 «Представление текстов. Сжатие текстов».


1

Практическая работа № 1.5 «Представление изображения и звука».


1

Контрольная работа №1 «Информация».


1

Практическая работа № 2.1 «Управление алгоритмическим исполнителем».


2

Практическая работа № 2.2 «Автоматическая обработка данных».


2

Практическая работа № 2.3 «Выбор конфигурации компьютера».


2

Практическая работа № 2.4 «Настройка BIOS».


1

Тест по теме «Информационные процессы».


1

Практическая работа № 3.1 «Программирование линейных алгоритмов».


1

Практическая работа № 3.2 «Программирование логических выражений».


1

Практическая работа № 3.3 «Программирование ветвящихся алгоритмов».


1

Практическая работа № 3.4 «Программирование циклических алгоритмов».


3

Практическая работа № 3.5 «Программирование с использованием подпрограмм».


2

Практическая работа № 3.6 «Программирование обработки одномерных массивов»


2

Практическая работа № 3.7 «Программирование обработки двумерных массивов».


3

Практическая работа № 3.8 «Программирование обработки строк символов»


2

Практическая работа № 3.9 Программирование обработки записей»


2

Практическая контрольная работа №3 «Программирование обработки информации»


1


































Содержание тем учебного предмета


1.Введение. Структура информатики – 1 час

Теоретическая информатика. Средства информатизации. Информационные технологии. Социальная информатика. ТБ в кабинете информатики.


2. Информация – 15 часов

Письменность и кодирование информации. Схема передачи информации. Цели и способы кодирования. Языки представления информации. Шифрование и дешифрование. История технических способов кодирования информации.

Измерение информации. Объем информации. Алфавит. Мощность алфавита. Бит. Единицы измерения информации. Информационный вес символа. Информационный объем текста. Двоичный код. Таблица степеней двойки.

Неопределенность знания и количество информации. Клод Шеннон. «Главная формула» информатики. Формула Хартли. Главные правила представления данных в компьютере. Представление чисел. Целые числа в компьютере. Дополнительный код. Формат представления целых чисел со знаком и без знака. Вещественные числа в компьютере. Формат с плавающей запятой. Формат с фиксированной запятой. Мантисса. Порядок. Цифровые технологии. Текстовая информация. Графическая информация. Дискретное представление изображения. Дискретное представление цвета. Глубина цвета. Растровая и векторная графика. Звуковая информация. Оцифровка звука. Звуковая карта. Частота дискретизации. Разрядность дискретизации. Редакторы звука.


3. Информационные процессы– 14 часов

Носитель. Использование бумажных носителей информации. Использование магнитных носителей информации. НЖМД. Оптические диски и флеш-память. CD. Флеш-карты. Модель передачи информации К. Шеннона. Теория связи. Пропускная способность канала и скорость передачи информации. Шум, защита от шума. Теория кодирования. Помехоустойчивое кодирование. Варианты обработки информации. Модель обработки информации. Об алгоритмах. алгоритмические машины и свойства алгоритмов.

Программа. Язык программирования. Эмиль Пост. Машина Поста. Система команд машины Поста. Программа для машины Поста. Программа игры Баше. Архитектура ЭВМ. Однопроцессорная архитектура ЭВМ. Джон фон Нейман. Использование периферийных процессоров. Операционная система. Архитектура персонального компьютера.


4. Программирование обработки информации - 35 часов

Алгоритмы и величины. Этапы решения задачи на компьютере. Понятие алгоритма. Данные и величины. Структура алгоритмов. Базовые алгоритмические структуры. Следование. Ветвление. Цикл. Комбинации базовых структур. Паскаль – язык структурного программирования. История Паскаля. Структура программы на Паскале. Элементы языка Паскаль и типы данных. Алфавит. Служебные слова. Идентификаторы. Комментарии. Концепция типов данных в Паскале.

Типы пользователя. Арифметические операции. Бинарные арифметические операции. Стандартные функции и процедуры. Арифметические выражения. Присваивание. Оператор присваивания. Ввод и вывод данных. Ввод с клавиатуры. Вывод на экран.

Линейная программа. Высказывание. Логические величины. Логическая константа. Логическая переменная. Логическое выражение. Логические операции: конъюнкция, дизъюнкция, отрицание. Логическая формула. Логические выражения на Паскале. Программирование ветвлений. Условный оператор. Оператор выбора. Постановка задачи и формализация. Анализ математической задачи. Построение алгоритма. Программирование. Тестирование программы.

Программирование циклов. Цикл с предусловием. Цикл с постусловием. Циклы с заданным числом повторений. Вложенные циклы. Итерационные циклы. Циклы с заданным числом повторений. Цель работы: Вычислить значение суммы или произведения числовой последовательности. Итерационные циклы.

Вспомогательные алгоритмы. Подпрограммы. Процедуры. Функции. Процедуры в Паскале. Область действия описания. Модифицированный алгоритм Евклида.

Массив. Регулярный тип. Описание массивов. Одномерный массив. Многомерный массив. Действия над массивом как единым целым. Заполнение массива. Выбор максимального элемента. Сортировка массива. Датчик случайных чисел.

Символьный тип данных. Функция Ord (x).Функция Chr (x).принцип последовательного кодирования алфавитов. Строковый тип данных. Строка. Строковая константа. Строковая переменная. Операция сцепления. Операция отношения. Функции и процедуры. Примеры программ обработки строк.


Резерв – 5 часов






































Требования к уровню подготовки обучающихся.


В результате изучения курса – «Информатика 10-11»:

Учащиеся должны знать:

  • в чем состоят цели и задачи изучения курса в 10-11 классах;

  • из каких частей состоит предметная область информатики.


Информация. Представление информации

Учащиеся должны знать:

  • три философские концепции информации;

  • понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации;

  • что такое язык представления информации; какие бывают языки;

  • понятия «кодирование» и «декодирование» информации;

  • примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо;

  • понятия «шифрование», «дешифрование».

Измерение информации.

Учащиеся должны знать:

  • сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации;

  • связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении равновероятности символов);

  • связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб;

  • сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации;

  • определение бита с позиции содержания сообщения.

Учащиеся должны уметь:

  • решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с алфавитной т.з. (в приближении равной вероятности символов);

  • решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении);

  • выполнять пересчет количества информации в разные единицы.

Процессы хранения и передачи информации

Учащиеся должны знать:

  • историю развития носителей информации;

  • современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики;

  • модель К. Шеннона передачи информации по техническим каналам связи;

  • основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность;

  • понятие «шум» и способы защиты от шума.

Учащиеся должны уметь:

  • сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам;

  • рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи;

Обработка информации

Учащиеся должны знать:

  • основные типы задач обработки информации;

  • понятие исполнителя обработки информации;

  • понятие алгоритма обработки информации;

  • что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов;

  • определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной;

  • устройство и систему команд алгоритмической машины Поста .

Учащиеся должны уметь:

  • составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста.

Поиск данных

Учащиеся должны знать:

  • что такое «набор данных», «ключ поиска» и «критерий поиска»;

  • что такое «структура данных»; какие бывают структуры;

  • алгоритм последовательного поиска;

  • алгоритм поиска половинным делением;

  • что такое блочный поиск;

  • как осуществляется поиск в иерархической структуре данных.

Учащиеся должны уметь:

  • осуществлять поиск данных в структурированных списках, словарях, справочниках, энциклопедиях;

  • осуществлять поиск в иерархической файловой структуре компьютера.

Защита информации

Учащиеся должны знать:

  • какая информация требует защиты;

  • виды угроз для числовой информации;

  • физические способы защиты информации;

  • программные средства защиты информации;

  • что такое криптография;

  • что такое цифровая подпись и цифровой сертификат.

Учащиеся должны уметь:

  • применять меры защиты личной информации на ПК;

  • применять простейшие криптографические шифры (в учебном режиме).

Дискретные модели данных в компьютере

Учащиеся должны знать:

  • основные принципы представления данных в памяти компьютера;

  • представление целых чисел;

  • диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком;

  • принципы представления вещественных чисел;

  • представление текста;

  • представление изображения; цветовые модели;

  • в чем различие растровой и векторной графики;

  • дискретное (цифровое) представление звука.

Учащиеся должны уметь:

  • получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера;

  • вычислять размет цветовой палитры по значению битовой глубины цвета.

Алгоритм – модель деятельности

Учащиеся должны знать:

  • понятие алгоритмической модели;

  • способы описания алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;

  • что такое трассировка алгоритма.

Учащиеся должны уметь:

  • строить алгоритмы управления учебными исполнителями;

  • осуществлять трассировку алгоритма работы с величинами путем заполнения трассировочной таблицы.

Программирование обработки информации

Учащиеся должны знать:

  • систему типов данных в Паскале, операторы ввода и вывода, правила записи арифметических выражений на Паскале, оператор присваивания, структуру программы на Паскале;

  • правила описания массивов на Паскале, правила организации ввода и вывода значений массива, правила программной обработки массивов;

  • понятия вспомогательного алгоритма и подпрограммы, правила описания и использования подпрограмм-функций, правила описания и использования подпрограмм-процедур.

Учащиеся должны уметь:

  • составлять программы линейных вычислительных алгоритмов на Паскале;

  • разрабатывать и отлаживать типовые программы, обрабатывающие числовые данные;

  • разрабатывать и отлаживать простейшие программы, реализующие основные алгоритмические конструкции;

  • разрабатывать и отлаживать типовые программы, реализующие основные методы и алгоритмы обработки массивов: заполнение массива, поиск и подсчет элементов, нахождение максимального и минимального значений, сортировки массива и др.;

  • программировать циклы, выделять подзадачи и описывать вспомогательные алгоритмы;

  • описывать функции и процедуры на Паскале, записывать в программах обращения к функциям и процедурам;

  • тестировать и отлаживать программы на языке Паскаль.
































Список литературы



  1. Информатика. Базовый уровень: учебник для 10 класса / И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер, Т. Ю. Шеина. – 7-е изд., стереотип. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017. -264 с.

  2. Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие /Сост. М.Н. Бородин. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015

  3. Информатика. 10-11 классы. Базовый уровень: Методическое пособие / И. Г. Семакин. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. – 64 с.

  4. Информатика. 10-11 класс. Базовый уровень. Примерная рабочая программа / И. Г. Семакин. – 2-е изд., перераб. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018. – 80 с. : ил.


































Тематическое планирование 10 класс


урока

Наименование разделов и тем

Дата

Домашнее задание

Тип урока

по плану

факт

1

Инструкция по технике безопасности. Структура информатики.



Введение

Урок- лекция с элементами беседы

Информация – 15 часов

2

Понятие информации.



§1, вопросы и задания

Урок усвоения новых знаний

3

Представление информации, языки, кодирование.



§2, вопросы и задания

Урок усвоения новых знаний

4

Практическая работа № 1.1 «Шифрование данных».




Урок комплексного применения знаний

5

Измерение информации. Алфавитный подход.



§3

Урок усвоения новых знаний

6

Измерение информации. Содержательный подход.



§4

Урок усвоения новых знаний

7

Решение задач по теме «Алфавитный и содержательный подход к измерению информации».



§3, задание 11

§4, задание 9

Урок закрепления знаний

8

Практическая работа № 1.2 «Измерение информации».




Урок комплексного применения знаний

9

Представление целых чисел.



§5 стр. 34-38

Урок усвоения новых знаний

10

Представление вещественных чисел.



§5 стр. 38-42

Урок усвоения новых знаний

11

Практическая работа № 1.3 «Представление чисел».




Урок комплексного применения знаний

12

Представление текстов в компьютере.



§6 стр. 43-45

Урок усвоения новых знаний

13

Практическая работа № 1.4 «Представление текстов. Сжатие текстов».




Урок комплексного применения знаний

14

Представление изображения и звука в компьютере.



§6 стр. 45-49

Урок усвоения новых знаний

15

Практическая работа № 1.5 «Представление изображения и звука».




Урок комплексного применения знаний

16

Контрольная работа №1 «Информация».




Урок проверки и контроля, знаний, умений и навыков

Информационные процессы – 14 часов

17

Хранение и передача информации.



§7,8

Урок усвоения новых знаний

18

Обработка информации и алгоритмы.



§9

Урок усвоения новых знаний

19-20

Практическая работа № 2.1 «Управление алгоритмическим исполнителем».




Урок комплексного применения знаний

21-22

Автоматическая обработка информации. Машина Поста.



§10

Урок повторения и обобщения.

23-24

Практическая работа № 2.2 «Автоматическая обработка информации».




Урок комплексного применения знаний

25-26

Информационные процессы в компьютере.



§11

Комбинированный урок

27-28

Практическая работа № 2.3 «Выбор конфигурации компьютера».




Урок комплексного применения знаний

29

Практическая работа № 2.4 «Настройка BIOS».




Урок комплексного применения знаний

30

Тест по теме «Информационные процессы».




Урок проверки и контроля, знаний, умений и навыков

Программирование обработки информации - 35 часов

31

Алгоритмы и величины. Структура алгоритмов.



§ 12 - 13

Урок усвоения новых знаний

32

Паскаль-язык структурного программирования.



§ 14

Урок усвоения новых знаний

33

Элементы языка Паскаль и типы данных.



§ 15

Урок усвоения новых знаний

34

Операции, функции, выражения. Оператор присваивания, ввод и вывод данных.



§ 16 - 17

Урок усвоения новых знаний

35

Практическая работа № 3.1 «Программирование линейных алгоритмов».




Урок комплексного применения знаний

36

Логические величины, операции, выражения.



§ 18

Урок усвоения новых знаний

37

Практическая работа № 3.2 «Программирование логических выражений».




Урок комплексного применения знаний

38

Программирование ветвлений. Пример поэтапной разработки программы решения задачи.



§ 19 - 20

Урок усвоения новых знаний

39

Практическая работа № 3.3 «Программирование ветвящихся алгоритмов»




Урок комплексного применения знаний

40

Программирование циклов.



§ 21

Урок усвоения новых знаний

41

Вложенные и итерационные циклы.



§ 22


42-44

Практическая работа № 3.4 «Программирование циклических алгоритмов».




Урок комплексного применения знаний

45

Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы.



§ 23

Урок усвоения новых знаний

46-47

Практическая работа № 3.5 «Программирование с использованием подпрограмм».




Урок комплексного применения знаний

48

Массивы.



§ 24

Урок усвоения новых знаний

49-50

Типовые задачи обработки массивов.



§ 26

Урок усвоения новых знаний

51-52

Практическая работа № 3.6 «Программирование обработки одномерных массивов»




Урок комплексного применения знаний

53

Организация ввода-вывода с использованием файлов



§ 25


54-56

Практическая работа № 3.7 «Программирование обработки двумерных массивов».




Урок комплексного применения знаний

57

Символьный тип данных.



§ 27

Урок усвоения новых знаний

58

Строки символов.



§ 28

Урок усвоения новых знаний

59-60

Практическая работа № 3.8 «Программирование обработки строк символов»




Урок комплексного применения знаний

61-62

Комбинированный тип данных.



§ 29

Урок усвоения новых знаний

63-64

Практическая работа № 3.9 «Программирование обработки записей»




Урок комплексного применения знаний

65

Практическая контрольная работа №3 «Программирование обработки информации»




Урок проверки и контроля, знаний, умений и навыков

Резерв – 5 часов.


11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!