СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по информатике 7 класс по учебнику Л.Л.Босовой

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике 7 класс по учебнику Л.Л.Босовой»



Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Информатика» для 7-9 класса основной школы составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС OOO) утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897, на основании следующих нормативных документов:

  • Примерная основная образовательная программа основного общего образования. (http://fgosreestr.ru/; Реестр примерных основных общеобразовательных программ. Учебный предмет Информатика. Одобрена решением от 08.04.2015, протокол №1/15 (в редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020)

  • Авторская программа Босовой Л.Л. и Босовой А.Ю. (7-9 классы).

  • Федеральный перечень учебников на 2021-2022 учебный год, утверждённый Приказом Минпросвещения России № 254 от 20 мая 2020 г. с изменениями от 23.12.2020 (утверждены приказом Минпросвещения России № 766).

  • Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ гимназии №44 им. Деева В.Н. г. Ульяновска

  • Согласно учебному (общеобразовательному) плану МБОУ гимназии №44 им. Деева В.Н. г. Ульяновска на изучение учебного предмета «Информатика» в 7-9 классе отводится 34 часа в год, по 1 часу в неделю.

В основу рабочей программы положена авторская методика Босовой Л.Л. и Босовой А.Ю., которыми разработаны учебники, рекомендуемые к использованию при реализации обязательной части основной образовательной программы.


Табл.1 Выдержка из приказа Минпросвещения России № 345 от 28 декабря 2018 г.

1.2.4.4.

Информатика (учебный предмет)

1.2.4.4.1.1

Босова Л.Л., Босова А.Ю.

Информатика: учебник для 7 класса

7

БИНОМ. Лаборатория знаний

http://lbz.ru/books/576/7398/

1.2.4.4.1.2

Босова Л.Л., Босова А.Ю.

Информатика: учебник для 8 класса

8

БИНОМ. Лаборатория знаний

http://lbz.ru/books/576/7399/

1.2.4.4.1.3

Босова Л.Л., Босова А.Ю.

Информатика: учебник для 9 класса

9

БИНОМ. Лаборатория знаний

http://lbz.ru/books/576/7400/


Полученные умения и навыки в области информационных технологий будут способствовать в определении дальнейшей информационной активности детей не только в учебной деятельности, но и в дальнейшей социализации ребенка, вхождении его в информационное общество.



Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Информатика»

Планируемые результаты освоения обучающимися основ­ной образовательной программы основного общего образова­ния уточняют и конкретизируют общее понимание личност­ных, метапредметных и предметных результатов как с пози­ции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.

Планируемые результаты сформулированы к каждому раз­делу учебной программы.

Планируемые результаты, характеризующие систему учеб­ных действий в отношении опорного учебного материала, раз­мещены в рубрике «Выпускник научится...». Они показывают, какой уровень освоения опорного учебного материала ожида­ется от выпускника. Эти результаты потенциально достигаемы большинством учащихся и выносятся на итоговую оценку как задания базового уровня (исполнительская компетентность) или задания повышенного уровня (зона ближайшего разви­тия).

Планируемые результаты, характеризующие систему учеб­ных действий в отношении знаний, умений, навыков, расши­ряющих и углубляющих опорную систему, размещены в руб­рике «Выпускник получит возможность». Эти результаты достигаются отдельными мотивированными и способными учащимися; они не отрабатываются со всеми группами уча­щихся в повседневной практике, но могут включаться в мате­риалы итогового контроля.

Раздел 1. Введение в информатику

Выпускник научится:

  • декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования;

  • оперировать единицами измерения количества информа­ции;

  • оценивать количественные параметры информацион­ных объектов и процессов (объем памяти, необходимый для хранения информации; время передачи информации и др.);

  • записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;

  • составлять логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения; строить таблицы истинности;

  • анализировать информационные модели (таблицы, графи­ки, диаграммы, схемы и др.);

  • перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (ви­зуализацию) числовой информации;

  • выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма) в соответствии с поставленной зада­чей;

  • строить простые информационные модели объектов и про­цессов из различных предметных областей с использовани­ем типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул и пр.), оценивать адекватность построенной модели объек­ту-оригиналу и целям моделирования.

Выпускник получит возможность:

  • углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных по­нятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;

  • научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения;

  • научиться оценивать информационный объем сообщения, записанного символами произвольного алфавита;

  • переводить небольшие десятичные числа из восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную си­стему счисления;

  • познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с двоичным кодированием тек­стов, графических изображений, звука;

  • научиться решать логические задачи с использованием та­блиц истинности;

  • научиться решать логические задачи путем составления логических выражений и их преобразования с использова­нием основных свойств логических операций;

  • сформировать представление о моделировании как методе научного познания; о компьютерных моделях и их исполь­зовании для исследования объектов окружающего мира;

  • познакомиться с примерами использования графов и дере­вьев при описании реальных объектов и процессов;

  • научиться строить математическую модель задачи — вы­делять исходные данные и результаты, выявлять соотно­шения между ними.



Раздел 2. Алгоритмы и начала программирования

Выпускник научится:

  • понимать смысл понятия «алгоритм» и широту сферы его применения; анализировать предлагаемые последователь­ности команд на предмет наличия у них таких свойств ал­горитма как дискретность, детерминированность, понят­ность, результативность, массовость;

  • оперировать алгоритмическими конструкциями «следова­ние», «ветвление», «цикл» (подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую той или иной ситуации; переходить от записи алгоритмической конструкции на алгоритмическом языке к блок-схеме и обратно);

  • понимать термины «исполнитель», «формальный испол­нитель», «среда исполнителя», «система команд исполни­теля» и др.; понимать ограничения, накладываемые сре­дой исполнителя и системой команд, на круг задач, решае­мых исполнителем;

  • исполнять линейный алгоритм для формального исполни­теля с заданной системой команд;

  • составлять линейные алгоритмы, число команд в которых не превышает заданное;

  • ученик научится исполнять записанный на естественном языке алгоритм, обрабатывающий цепочки символов;

  • исполнять линейные алгоритмы, записанные на алгорит­мическом языке;

  • исполнять алгоритмы с ветвлениями, записанные на алго­ритмическом языке;

  • понимать правила записи и выполнения алгоритмов, со­держащих цикл с параметром или цикл с условием продол­жения работы;

  • определять значения переменных после исполнения про­стейших циклических алгоритмов, записанных на алго­ритмическом языке;

  • разрабатывать и записывать на языке программирования короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмиче­ские конструкции.


Выпускник получит возможность научиться:

  • исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторе­ния, для формального исполнителя с заданной системой команд;

  • составлять все возможные алгоритмы фиксированной дли­ны для формального исполнителя с заданной системой ко­манд;

  • определять количество линейных алгоритмов, обеспечива­ющих решение поставленной задачи, которые могут быть составлены для формального исполнителя с заданной си­стемой команд;

  • подсчитывать количество тех или иных символов в цепоч­ке символов, являющейся результатом работы алгоритма;

  • по данному алгоритму определять, для решения какой за­дачи он предназначен;

  • исполнять записанные на алгоритмическом языке цикли­ческие алгоритмы обработки одномерного массива чисел (суммирование всех элементов массива; суммирование элементов массива с определёнными индексами; суммиро­вание элементов массива, с заданными свойствами; опре­деление количества элементов массива с заданными свой­ствами; поиск наибольшего/наименьшего элементов мас­сива и др.);

  • разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические кон­струкции;

  • разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные алгоритмы, содержащие базовые алгоритми­ческие конструкции.


Раздел 3. Информационные и коммуникационные технологии

Выпускник научится:

  • называть функции и характеристики основных устройств компьютера;

  • описывать виды и состав программного обеспечения совре­менных компьютеров;

  • подбирать программное обеспечение, соответствующее ре­шаемой задаче;

  • оперировать объектами файловой системы;

  • применять основные правила создания текстовых доку­ментов;

  • использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании текстовых документов;

  • использовать основные приемы обработки информации в электронных таблицах;

  • работать с формулами;

  • визуализировать соотношения между числовыми величи­нами;

  • осуществлять поиск информации в готовой базе данных;

  • основам организации и функционирования компьютерных сетей;

  • составлять запросы для поиска информации в Интернете;

  • использовать основные приемы создания презентаций в ре­дакторах презентаций.


Выпускник получит возможность:

  • научиться систематизировать знания о принципах органи­зации файловой системы, основных возможностях графи­ческого интерфейса и правилах организации индивидуаль­ного информационного пространства;

  • научиться систематизировать знания о назначении и функ­циях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятель­ности с применение средств информационных технологий;

  • научиться проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы;

  • расширить представления о компьютерных сетях распро­странения и обмена информацией, об использовании ин­формационных ресурсов общества с соблюдением соответ­ствующих правовых и этических норм, требований инфор­мационной безопасности;

  • научиться оценивать возможное количество результатов поиска информации в Интернете, полученных по тем или иным запросам;

  • познакомиться с подходами к оценке достоверности инфор­мации (оценка надежности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.);

  • закрепить представления о требованиях техники безопас­ности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при ра­боте со средствами информационных и коммуникацион­ных технологий;

  • сформировать понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей, технических и экономических ограничений.

В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен знать и понимать:

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

  • единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;

  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

  • программный принцип работы компьютера;

  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь:

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;

  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

  • создавать информационные объекты, в том числе:

  • структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления;

  • проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

  • создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

  • создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

  • создавать записи в базе данных;

  • создавать презентации на основе шаблонов;

  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);

  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

Содержание программы «Информатика»

Основное содержание (105 час)


7 класс (30 час)

  1. Информация и информационные процессы (8 час)

    1. Инструктаж по технике безопасности. Информация и её свойства

    2. Информационные процессы. Всемирная паутина

    3. Представление информации. Двоичное кодирование

    4. Измерение информации. Самостоятельная работа «Информация и информационные процессы»

  2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации (6час)

    1. Основные компоненты компьютера и их функции. Персональный компьютер

    2. Программное обеспечение компьютера. Файлы и файловые структуры

    3. Пользовательский интерфейс. Самостоятельная работа « Компьютер как универсальное устройство обработки информации»

  3. Обработка графической информации (4 час)

    1. Формирование изображения на экране монитора. Компьютерная графика

    2. Создание графических изображений. Самостоятельная работа « Обработка графической информации»

  4. Обработка текстовой информации (8 час)

    1. Текстовые документы и технологии их создания. Создание текстовых документов на компьютере

    2. Форматирование текста

    3. Визуализация информации в текстовых документах

    4. Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода. Оценка количественных параметров текстовых документов

  5. Мультимедиа (4 час)

    1. Технология мультимедиа. Компьютерные презентации

    2. Создание мультимедийной презентации. Обобщение и систематизация основных понятий главы «Мультимедиа»


8 класс (35 час)

  1. Математические основы информатики (10 час)

    1. Системы счисления

      1. Двоичная, восьмеричная, шестнадцатеричная системы счисления. Правило перевода в систему счисления с основанием q

      2. Двоичная арифметика. «Компьютерные» системы счисления

    2. Представление чисел в компьютере

      1. Представление целых и вещественных чисел (1 час)

    3. Элементы алгебры логики

      1. Высказывание, логические операции (1 час)

      2. Построение таблиц истинности для логических выражений. Свойства логических операций

      3. Решение логических задач. Логические элементы. Самостоятельная работа «Математические основы информатики»


  1. Основы алгоритмизации (12 час)

    1. Алгоритмы и исполнители

      1. Понятие алгоритма. Исполнитель алгоритма

      2. Свойства алгоритма. Возможность автоматизации деятельности человека

    2. Способы записи алгоритмов

      1. Словесные способы записи алгоритма. Блок-схемы. Алгоритмические языки

    3. Объекты алгоритмов

      1. Величины. Выражения. Команда присваивания. Табличные величины

    4. Основные алгоритмические конструкции

      1. Следование. Ветвление.

      2. Повторение. Самостоятельная работа «Основы алгоритмизации»


  1. Начала программирования (13 час)

    1. Общие сведения о языке программирования Паскаль

      1. Алфавит и словарь языка. Типы данных, используемые в языке Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Оператор присваивания (1 час)

    2. Организация ввода и вывода данных

      1. Вывод данных. Первая программа на языке Паскаль. Ввод данных с клавиатуры (1 час)

    3. Программирование линейных алгоритмов

      1. Числовые типы данных. Целочисленный тип данных (1 час)

      2. Символьный и строковый типы данных. Логический тип данных (1 час)

    4. Программирование разветвляющихся алгоритмов

      1. Условный оператор. Составной оператор (1 час)

      2. Многообразие способов записи ветвлений (1 час)

    5. Программирование циклических алгоритмов

      1. Программирование циклов с заданным условием

      2. Программирование циклов с заданным числом повторений

      3. Различные варианты программирования циклического алгоритма

    6. Обобщение пройденного материала. Контрольная работа «Основы алгоритмизации. Начала программирования»


9 класс (33 час)

  1. Моделирование и формализация (8 час)

    1. Моделирование как метод познания

      1. Этапы построения модели. Классификация информационных моделей (1 час)

    2. Знаковые модели

      1. Словесные, математические, компьютерные математические модели (1 час)

    3. Графические информационные модели

      1. Многообразие и использование графических информационных моделей (1 час)

    4. Табличные информационные модели

      1. Представление данных в табличной форме. Использование таблиц при решении задач (1 час)

    5. База данных как модель предметной области

      1. Информационные системы и базы данных. Реляционные базы данных (1 час)

    6. Система управления базами данных

      1. Интерфейс СУБД. Создание базы данных (1 час)

      2. Запросы на выборку данных (1 час)

    7. Обобщение пройденного материала. Самостоятельная работа «Моделирование и формализация» (1 час)

  2. Алгоритмизация и программирование (9 час)

    1. Решение задач на компьютере

      1. Этапы решения задачи на компьютере. Задача о пути торможения автомобиля (1 час)

    2. Одномерные массивы целых чисел

      1. Описание массива. Заполнение массива (1 час)

      2. Вывод массива. Вычисление суммы элементов массива (1 час)

      3. Последовательный поиск в массиве. Сортировка массива (1 час)

    3. Конструирование алгоритмов

      1. Последовательное построение алгоритма. Разработка алгоритма для исполнителя Робот (1 час)

      2. Вспомогательные алгоритмы (1 час)

    4. Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль

      1. Процедуры. Функции (1 час)

    5. Алгоритмы управления

      1. Управление. Обратная связь (1 час)

    6. Обобщение пройденного материала. Самостоятельная работа «Алгоритмизация и программирование» (1 час)

  3. Обработка числовой информации в электронных таблицах (11 час)

    1. Электронные таблицы

      1. Интерфейс, данные, основные режимы работы электронных таблиц (2 часа)

    2. Организация вычислений в электронных таблицах

      1. Встроенные функции (2 часа)

      2. Логические функции (2 часа)

    3. Средства анализа и визуализации данных

      1. Сортировка и поиск данных (2 часа)

      2. Построение диаграмм (2 часа)

    4. Обобщение пройденного материала. Самостоятельная работа «Обработка числовой информации в электронных таблицах» (1 час)

  4. Коммуникационные технологии (5 час)

    1. Локальные и глобальные компьютерные сети

    2. Всемирная компьютерная сеть Интернет

    3. Информационные ресурсы и сервисы Интернета

    4. Создание web-сайта (2 часа)

  5. Резерв (7 час)




Литература для учителя
  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование. Часть II. Среднее (полное) общее образование. – М. 2004.- 266с.

  2. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования./Министерство образования Российской Федерации. - М.- 2004 - 12 с.

  3. Информатика. Программа для основной школы: 5-6 классы. 7-9 классы / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний , 2013. – 88 с.

  4. Примерные программы по учебным предметам. Информатика. 7-9 классы (проект). – М.: Просвещение, 2011. - 32с. – (Стандарты второго поколения).

Литература для ученика:
  1. Информатика : учебник для 7 класса / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – 2-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний , 2014. – 160 с.

  2. Информатика : учебник для 8 класса / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – 2-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний , 2014. – 160 с.

  3. Информатика : учебник для 9 класса / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – 2-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний , 2014. – 184 с.

  4. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний , 2014. – 160 с.

  5. Информатика: рабочая тетрадь для 8 класса / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний , 2014. – 160 с.

  6. Информатика: рабочая тетрадь для 9 класса / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний , 2014. – 176 с.

Дополнительные источники:
  1. Приказ Минобразования России от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 31.01.2012) "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=423105 – Заглавие с экрана. Дата доступа: 08.04.2015.

  2. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 29.12.2014) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 N 19644) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_175229/ © КонсультантПлюс, 1992-2015 – Заглавие с экрана. Дата доступа: 08.04.2015.

Материально-техническое обеспечение

Для проведения занятий используется компьютерный класс:

  • 11 компьютеров с лицензионным программным обеспечением (ОС Windows7 и офисный пакет);

  • Интерактивное оборудование: доска и проектор;

  • МФУ (черно-белый) – 1 шт;

  • Устройства ввода и вывода звуковой информации;

  • Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети;

  • Графические планшеты.


Программные средства
  • Операционная система ОС Windows7 и офисный пакет;

  • Антивирусная программа Kaspersky;

  • Программа-архиватор 7-zip;

  • Графический редактор CorelDRAW X6;

  • Графический редактор Adobe Photoshop Elements 13;

  • Система программирования Pascal ABC;

  • Система Исполнители Полякова К.Ю.;

  • Браузер Chrome.

Microsoft Office – офисный пакет приложений, созданных корпорацией Microsoft для операционных систем Microsoft Windows и Apple Mac OS X. В состав этого пакета входит программное обеспечение для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др.

Microsoft Office содержит:

  • Microsoft Office Word – текстовый процессор;

  • Microsoft Office Excel – табличный процессор;

  • Microsoft Office Outlook (не Outlook Express) – персональный коммуникатор;

  • Microsoft Office PowerPoint – приложение для подготовки и демонстрации презентаций;

  • Microsoft Office Access – систему управления базами данных;

  • Microsoft Office InfoPath – приложение для сбора данных и управления ими;

  • Microsoft Office Publisher – приложение для подготовки публикаций;

  • Microsoft Office Visio – приложение для работы с деловой графикой;

  • Microsoft Office Project – приложение для управления проектами;

  • Microsoft Office OneNote – приложение для записи заметок и управления ими.


Календарно-тематическое планирование

7 класс (35 час.)

урока

Тема урока

Содержание

Дата
проведения

Планируемые
результаты

Форма контроля

Педагог.

средства

Домашнее задание

предметные

метапредметные

личностные

Тема «Информация и информационные процессы» (8 час.)

1

Инструктаж ТБ. Информация и её свойства

(2 час.)

Цели изучения курса. Техника безопасности и организация рабочего места. Информация. Виды информации. Свойства информации. Субъективные характеристики информации, зави­сящие от личности получателя информации и обстоятельств получения информации: «важность», «до­стоверность», «актуальность», «своевременность» и т.п.


1, 2, 4, 5

1, 2, 3, 4, 5

1, 2, 3, 4, 5, 6, 9

учительский;
самоконтроль

презентация «Введение-7-класс», 7-1-1, рабочая тетрадь

Введе­ние, §1.1

2

Информационные процессы. Всемирная паутина

(2 час.)

Информационные процессы. Основные виды информационных процессов: сбор, хранение, пе­редача и обработка информации. Примеры информационных процессов в системах различной природы; их роль в современ­ном мире.

Обработка информации. Обработка, связанная с получе­нием новой информации. Обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая содержание информации. Хранение информации. Носители информации (бумажные, магнитные, оптические, флэш-память). Качественные и коли­чественные характеристики современных носителей информа­ции. Хранилища информации. Передача информации. Источник, информационный канал, приемник информации. Локальные и глобальные компьютерные сети. Интернет. Сете­вое хранение информации. Информационные ресурсы компью­терных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, ком­пьютерные энциклопедии и справочники. Поиск информации в Интернете. Поисковые машины, запросы по одному и нескольким признакам.


учительский;
самоконтроль;

взаимный контроль

презентация 7-1-2, 7-1-3, рабочая тетрадь

§1.2, §1.3

3

Представление информации. Дискретная форма

(2 час.)

Представление информации. Формы представления инфор­мации. Знак и знаковые системы. Язык как способ представления информации: естест­венные и формальные языки. Кодирование информации. Исторические примеры кодиро­вания. Универсальность дискретного (цифрового, в том числе двоичного) кодирования.

Алфавит, мощность алфавита. Двоичный алфавит. Двоичный код. Разрядность двоичного кода. Связь разрядности двоичного кода и количества кодовых комбинаций.


учительский;
самоконтроль;

взаимный контроль

презентация 7-1-4, 7-1-5, рабочая тетрадь

§1.4, §1.5

4

Измерение информации. С/р «Информация и информационные процессы»

(2 час.)

Алфавитный подход к измерению информации. Информационный вес символа произвольного алфавита. Информационный объем сообщения. Единицы измерения информации. Бит и байт.

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Информация и информационные процессы». Проверочная работа


учительский;
самоконтроль

презентация 7-1-6, рабочая тетрадь

§1.6

Тема «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией» (8 час.)

5

Компоненты компьютера. Персональный компьютер

(2 час.)

Компьютер как универсальное устройство обработки информации. Основные компоненты персонального компьютера (процес­сор, оперативная и долговременная память, устройства ввода и вывода информации), их функции и основные характеристи­ки


1, 3, 4

1, 3, 4, 5,7

5, 6, 7, 8, 9

учительский;
самоконтроль

презентация 7-2-1, 7-2-2, рабочая тетрадь

§2.1, §2.2

6

ПО компьютера. Системы программирования

(2 час.)

Программный принцип работы компьютера. Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспече­ние, системы программирования. Правовые нормы использо­вания программного обеспечения. Компьютерные вирусы. Антивирусная про­филактика. Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ.


учительский;
самоконтроль;

взаимный контроль

презентация 7-2-3, рабочая тетрадь

§2.3

7

Файлы и файловые структуры. Пользовательский интерфейс

(2 час.)

Файл. Каталог (директория). Файловая система.

Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню). Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, орга­низация их семейств.


учительский;
самоконтроль;

взаимный контроль

презентация 7-2-4, 7-2-5, рабочая тетрадь

§2.4, §2.5

8

Компьютер и информация. С/р «Компьютер и информация»

(2 час.)

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией». Проверочная работа


учительский;
самоконтроль



Тема «Обработка графической информации» (4 час.)

9

Формирование изображения. Компьютерная графика

(2 час.)

Графическая информация. Формирование изображения на экране монитора. Компьютерное представление цвета. Ком­пьютерная графика (растровая, векторная). Форматы графических файлов.


1, 4, 5

1, 3, 4, 5, 6, 7

4, 5, 6, 7, 8, 9

учительский;
самоконтроль;

взаимный контроль

презентация 7-3-1, 7-3-2, рабочая тетрадь

§3.1, §3.2

10

Создание изображений.С/р «Обработка графической информации»

(2 час.)

Интерфейс графи­ческих редакторов. Приемы работы в растровом графическом редакторе. Особенности создания изображений в векторных графических редакторах. Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка графической информации». Проверочная работа


учительский;
самоконтроль


презентация 7-3-3, рабочая тетрадь

§3.3

Тема «Обработка текстовой информации» (8 час.)

11

Текстовые документы. Создание документов

(2 час.)

Обработка текстов. Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Технологии создания текстовых документов. Создание и редактирование текстовых документов на компьютере (вставка, удаление и за­мена символов, работа с фрагментами текстов, проверка право­писания, расстановка переносов). Сохранение документа в различных текстовых форматах.


1, 4, 5

2, 3, 4, 5, 6, 7

4, 5, 6, 7, 8, 9

учительский;
самоконтроль;

взаимный контроль

презентация 7-4-1, 7-4-2, рабочая тетрадь

§4.1, §4.2

12

Форматирование текста

(2 час.)

Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный ин­тервал). Стилевое форматирование. Форматиро­вание страниц документа.


учительский;
взаимный контроль

презентация 7-4-3, рабочая тетрадь

§4.3

13

Визуализация информации. Распознавание текста

(2 час.)

Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Гипертекст. Создание ссылок: сноски, оглавления, предметные указатели.

Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода. Ориентация, размеры страницы, ве­личина полей. Нумерация страниц. Колонтитулы.


учительский;
самоконтроль;

взаимный контроль

презентация 7-4-4, 7-4-5, рабочая тетрадь

§4.4, §4.5

14

Количественные параметры. С/р «Обработка текстовой информации»

(2 час.)

Компьютерное представление текстовой информации. Ко­довые таблицы. Американский стандартный код для обме­на информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Юникод. Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка текстовой информации». Проверочная работа


учительский;
самоконтроль


презентация 7-4-6, рабочая тетрадь

§4.6

Тема «Мультимедиа» (4 час.)

15

Технология мультимедиа. Компьютерные презентации

(2 час.)

Мультимедиа. Понятие технологии мультимедиа и области ее применения. Звук и видео как составляющие мультимедиа. Компьютерные презентации. Звуковая и видео информация.


1, 4

2, 3, 4, 5, 6, 7

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

учительский;
самоконтроль;
взаимный контроль

презентация 7-5-1, 7-5-2, рабочая тетрадь

§5.1, §5.2

16

Создание презентации. С/р «Мультимедиа»

(2 час.)

Создание мультимедийной презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Обобщение и систематизация основных понятий главы «Мультимедиа». Проверочная работа


учительский;
самоконтроль


презентация 7-5-2, рабочая тетрадь

§5.2

Итоговое повторение (3 час.)

17

Итоговое тестирование. Анализ работы

(2 час.)

Основные понятия курса. Итоговое тестирование





учительский;
самоконтроль

рабочая тетрадь


18

Резерв (1 час.)











8 класс (35 час.)

урока

Тема урока

Содержание

Дата
проведения

Планируемые
результаты

Форма контроля

Педагог.

средства

Домашнее задание

предметные

метапредметные

личностные

Тема «Математические основы информатики» (12 час.)

1

Инструктаж ТБ. Системы счисления (СС)

(2 час.)

Цели изучения курса. Техника безопасности и организация рабочего места. Система счисления, цифра, алфавит, основание, развёрнутая форма записи числа, свёрнутая форма записи числа Понятие о непозиционных и позиционных системах счис­ления.


1, 2

1, 2, 3, 4, 5

2, 3, 7

учительский;
самоконтроль

презентации «Введение_8 класс»,

8-1-1,

рабочая тетрадь

Введе­ние, §1.1

2

Системы счисления. Системы счисления

(2 час.)

Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 256. Перевод небольших целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика.


учительский;
самоконтроль;

взаимный контроль

презентация 8-1-2, рабочая тетрадь

§1.1

3

Перевод в СС с основанием q. Целые и вещественные числа

(2 час.)

Представление чисел в компьютере. Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q. Представление целых чисел. Представление вещественных чисел.


учительский;
самоконтроль;

взаимный контроль

презентация 8-1-2, рабочая тетрадь

§1.2

4

Логические операции. Таблицы истинности

(2 час.)

Логика высказываний (элементы алгебры логики). Логиче­ские значения, операции (логическое отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения, таблицы ис­тинности. Построение таблиц истинности для логических выражений.


учительский;
самоконтроль;

взаимный контроль

презентация 8-1-3, рабочая тетрадь

§1.3

5

Логические операции. Решение логических задач

(2 час.)

Свойства логических операций (законы алгебры логики). Решение логических задач. Логические элементы


учительский;
самоконтроль;

взаимный контроль

презентация 8-1-3, рабочая тетрадь

§1.3

6

Математические основы информатики. С/р «Математические основы информатики»

(2 час.)

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Математические основы информатики». Проверочная работа


учительский;
самоконтроль

рабочая тетрадь


Тема «Основы алгоритмизации» (10 час.)

7

Алгоритмы и исполнители. Способы записи алгоритмов

(2 час.)

Понятие алгоритма как формального описания последова­тельности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов. Понятие исполнителя. Неформальные и формальные испол­нители. Учебные исполнители как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд.

Непосредственное и программное управление ис­полнителем.


1, 2, 3

1, 2, 3, 4, 5, 7

3, 6, 7, 8

учительский;
самоконтроль

презентации 8-2-1, 8-2-2, рабочая тетрадь

§2.1, §2.2

8

Объекты алгоритмов. «Следование»

(2 час.)

Объекты алгоритмов. Величины. Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещест­венные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Знакомство с табличными величинами (массива­ми). Выражения, виды выражений. Команда присваивания. Алгоритмическая конструкция «следование». Линейные алгоритмы.


учительский;
самоконтроль;

взаимный контроль

презентации 8-2-3, 8-2-4-1, рабочая тетрадь

§2.3, §2.4

9

«Ветвление». Формы ветвления

(2 час.)

Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий. Алгоритмическая конструкция «ветвление». Полная форма ветвления. Сокращенная форма ветвления. Алгоритм работы с величинами – план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов.


учительский;
самоконтроль;

взаимный контроль

презентация
8-2-4-2, рабочая тетрадь

§2.4

10

«Повторение». Цикл с заданным условием

(2 час.)

Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий. Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием продолжения работы. Цикл с заданным условием окончания работы


учительский;
самоконтроль;

взаимный контроль

презентация
8-2-4-3, рабочая тетрадь

§2.4

11

Цикл с числом повторений. С/р «Основы алгоритмизации»

(2 час.)

Цикл с заданным числом повторений. Обобщение и систематизация основных понятий темы «Основы алгоритмизации». Проверочная работа


учительский;
самоконтроль

презентация
8-2-4-3, рабочая тетрадь

§2.4

Тема «Начала программирования» (10 час.)

12

Паскаль. Ввод и вывод данных

(2 час.)

Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на алгоритмиче­ском языке. Общие сведения о языке программирования Паскаль. Алфавит и словарь языка. Типы данных, используемые в языке Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Оператор присваивания. Организация ввода и вывода данных. Ввод данных с клавиатуры.


1, 2, 3, 4

1, 2, 3, 4, 5, 7

2, 3, 6, 7, 8

учительский;
самоконтроль;

взаимный контроль

презентации 8-3-1, 8-3-2, рабочая тетрадь

§3.1, §3.2

13

Линейные алгоритмы. Условный оператор

(2 час.)

Числовые типы данных. Целочисленный тип данных. Символьный и строковый тип данных. Логический тип данных. Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор.


учительский;
самоконтроль;

взаимный контроль

презентации 8-3-3, 8-3-4, рабочая тетрадь

§3.3, §3.4

14

Составной оператор. Ветвления и циклы

(2 час.)

Программирование разветвляющихся алгоритмов. Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений. Программирование циклов с заданным условием продолжения работы


учительский;
самоконтроль;

взаимный контроль

презентация 8-3-4, рабочая тетрадь

§3.4, §3.5

15

Циклы с условием. Циклы с числом повторений

(2 час.)

Программирование циклов с заданным условием окончания работы. Программирование циклов с заданным числом повторений.


учительский;
самоконтроль;

взаимный контроль

презентация 8-3-5, рабочая тетрадь

§3.5

16

Варианты циклического алгоритма. С/р «Начала программирования»

(2 час.)

Различные варианты программирования цикличе­ского алгоритма. Обобщение и систематизация основных понятий темы «Начала программирования». Проверочная работа.


учительский;
самоконтроль

презентация 8-3-5, рабочая тетрадь

§3.5

Итоговое повторение (3 час.)

17

Итоговое тестирование. Анализ работы

(2 час.)

Основные понятия курса. Итоговое тестирование





учительский;
самоконтроль

рабочая тетрадь


18

Резерв (1 час.)











9 класс (35 час.)

урока

Тема урока

Содержание

Дата
проведения

Планируемые
результаты

Форма контроля

Педагог.

средства

Домашнее задание

предметные

метапредметные

личностные

Тема «Моделирование и формализация» (8 час.)

1

Инструктаж ТБ. Моделирование. Знаковые модели

(2 час.)

Цели изучения курса. Техника безопасности и организация рабочего места. Модели и моделирование. Понятия натурной и информа­ционной моделей объекта (предмета, процесса или явления). Модели в математике, физике, литературе, биологии и т. д. Использование моделей в практической деятельности. Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, гра­фик, диаграмма, формула, чертеж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования. Знаковые модели.


1, 2

1, 2, 3, 4, 5

2, 3, 7

учительский;
самоконтроль

презентация «Введение_9 класс»,

9-1-1,
9-1-2,

рабочая тетрадь

Введе­ние, §1.1, §1.2

2

Графические модели. Табличные модели

(2 час.)

Многообразие графических информационных моделей. Графы, деревья, списки и их применение при моделирова­нии природных и общественных процессов и явлений. Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении научно-технических за­дач. Представление о цикле компьютерного моделирования: построение математической модели, ее программная реализа­ция, проведение компьютерного эксперимента, анализ его ре­зультатов, уточнение модели.


учительский;
самоконтроль;

взаимный контроль

презентации 9-1-3,
9-1-4, рабочая тетрадь

§1.3, §1.4

3

Базы данных (БД). Управление базами данных
(2 час.)

Информационные системы и базы данных. Реляционные базы данных. Основные понятия, типы дан­ных, системы управления базами данных и принципы рабо­ты с ними. Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка данных.


учительский;
самоконтроль;

взаимный контроль

презентации 9-1-5,
9-1-6, рабочая тетрадь

§1.5, §1.6

4

Создание запросов. С/р «Моделирование и формализация»
(2 час.)

Создание базы данных. Запросы на выборку данных. Обобщение и систематизация основных понятий темы «Моделирование и формализация». Проверочная работа


учительский;
самоконтроль


рабочая тетрадь

§1.6

Тема «Алгоритмизация и программирование» (10 час.)

5

Решение задач

(2 час.)

Этапы решения задач на компьютере: постановка задачи, формализация, алгоритмизация, программирование, компьютерный эксперимент. Примеры решения задач на компьютере. Задача о пути торможения автомобиля.


1, 2, 3

1, 2, 3, 4, 5, 7

3, 6, 7, 8

учительский;
самоконтроль

презентация 9-2-1, рабочая тетрадь

§2.1

6

Одномерные массивы. Вычисление суммы

(2 час.)

Одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение, вывод массива. Вычисление суммы элементов массива Примеры составления соответствующих алгоритмов и записи программ на языке Паскаль.


учительский;
самоконтроль;

взаимный контроль

презентация 9-2-2, рабочая тетрадь

§2.2

7

Поиск в массиве. Сортировка массива

(2 час.)

Последовательный поиск в массиве. Сортировка массива. Примеры составления соответствующих алгоритмов и записи программ на языке Паскаль.


учительский;
самоконтроль;

взаимный контроль

презентация 9-2-2, рабочая тетрадь

§2.2

8

Конструирование алгоритмов. Вспомогательные алгоритмы

(2 час.)

Конструирование алгоритмов. Последовательное построение алгоритма. Разработка алгоритма методом последовательного уточнения для исполнителя Робот. Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль. Процедуры. Функции


учительский;
самоконтроль;

взаимный контроль

презентации
9-2-3,
9-2-4, рабочая тетрадь

§2.3, 2.4

9

Алгоритмы управления. С/р «Алгоритмизация и программирование»

(2 час.)

Алгоритмы управления. Управление. Обратная связь.

Обобщение и системати­зация основных понятий темы «Алгоритмизация и программирование». Проверочная работа.


учительский;
самоконтроль

презентация 9-2-5, рабочая тетрадь

§2.5

Тема «Обработка числовой информации» (10 час.)

10

Электронные таблицы (ЭТ). Основные режимы

(2 час.)

Электронные (динамические) таблицы. Интерфейс электронных таблиц. Строка меню. Панель инструментов. Рабочая область. Данные в ячейках таблицы. Основные режимы работы с электронной таблицей.


1, 2, 3, 4

1, 2, 3, 4, 5, 7

2, 3, 6, 7, 8

учительский;
самоконтроль


презентация 9-3-1, рабочая тетрадь

§3.1

11

Организация вычислений. Ссылки

(2 час.)

Организация вычислений. Использование формул. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Примеры вычислений в электронных таблицах.


учительский;
самоконтроль;

взаимный контроль

презентация 9-3-2, рабочая тетрадь

§3.2

12

Встроенные функции. Логические функции

(2 час.)

Выполнение расчетов. Встроенные функции. Логические функции. Примеры использования функций в электронных таблицах.


учительский;
самоконтроль;

взаимный контроль

презентация 9-3-2, рабочая тетрадь

§3.2

13

Работа с данными. Диаграммы и графики

(2 час.)

Средства анализа и визуализации данных. Сортировка и поиск данных. Построение диаграмм и графиков. Виды диаграмм и графиков. Примеры использования средств анализа и визуализации данных в электронных таблицах.


учительский;
самоконтроль;

взаимный контроль

презентация 9-3-3, рабочая тетрадь

§3.3

14

Обработка числовой информации в ЭТ. С/р «Обработка числовой информации в ЭТ»

(2 час.)

Обобщение и систематизация основных понятий главы «Обработка числовой информации в элек­тронных таблицах». Проверочная работа


учительский;
самоконтроль

рабочая тетрадь


Тема «Коммуникационные технологии» (4 час.)

15

Компьютерные сети. Сеть Интернет

(2 час.)

Коммуникационные технологии. Локальные и глобальные компьютерные сети. Интернет. Браузеры. Локальные и глобальные компьютерные сети. Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера. Доменная система имен. Протоколы передачи данных.





учительский;
самоконтроль;

взаимный контроль

презентации 9-4-1, 9-4-2,
рабочая тетрадь

§4.1, §4.2

16

Информационные ресурсы. С/р «Коммуникационные технологии»

(2 час.)

Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компью­терных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, ком­пьютерные энциклопедии и справочники. Поиск информации в файловой системе, базе данных, Интернете. Средства поиска информации. Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет. Технологии создания сайта. Содержание и структура сайта. Оформление сайта. Размещение сайта в Интернете.

Обобщение и систематизация основных понятий главы «Коммуникационные технологии». Проверочная работа





учительский;
самоконтроль

презентации 9-4-3, 9-4-4,
рабочая тетрадь

§4.3, §4.4

Итоговое повторение (3 час.)

17

Итоговое тестирование. Анализ работы

(2 час.)

Основные понятия курса. Итоговое тестирование





учительский;
самоконтроль

рабочая тетрадь


18

Резерв (1 час.)













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!