СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по информатике 9 класс

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по информатике 9 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике 9 класс»

Черемшанская средняя общеобразовательная школа имени Сергея Павлова

филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Тюменцевской средней

общеобразовательной школы Тюменцевского района Алтайского края



Принята на заседании педагогического совета

«_____»_________20 г.

Утверждаю

Директор школы__________(Т.Ф.Калужина)

Приказ №____ от «____»_________20 г.







Рабочая программа

по информатике

для 9 класса







Составитель: Рем Ирина Дмитриевна,

учитель информатики











с. Черемшанка

2020



  1. Пояснительная записка

1.1. Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа.



Рабочая программа составлена на основе:

  • Авторской программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. ,М.Н. Бородин– 2-е изд., – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897.



1.2. Общие цели учебного предмета

Цели:

  • освоение системы знаний, отражающих вклад информатики в формирование целостной научной картины мира и составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях;

  • формирование понимания роли информационных процессов в биологических, социальных и технических системах; освоение методов и средств автоматизации информационных процессов с помощью ИКТ;

  • формирование представлений о важности информационных процессов в развитии личности, государства, общества;

  • осознание интегрирующей роли информатики в системе учебных дисциплин; умение использовать понятия и методы информатики для объяснения фактов, явлений и процессов в различных предметных областях;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и средств коммуникаций в учебной и практической деятельности;

  • овладение умениями создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.


1.3. Описание места учебного предмета в учебном плане.

Предмет информатика изучается с 7 класса по 9. Учебный план составляет 140 часов. В том числе в 9 классе 35 часов из расчета 1 час в неделю.


1.4. УМК.

УМК для учителя:


Программа

Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. ,М.Н. Бородин– 2-е изд., – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

Учебник

Семакин И. Г. ,Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019

Рабочая тетрадь

Информатика и ИКТ: задачник – практикум в 2-х т. /Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннрера. – М.: БИНОМ.

Лаборатория знаний, 2014

Методическое пособие

Семакин И. Г., Шеина Т. Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019



Содержание УМК для учащихся


Учебник

Семакин И. Г. ,Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019















  1. Планируемые результаты образования.



Личностные образовательные результаты:

п риобретение опыта использования электронных средств в учебной и практической деятельности; освоение типичных ситуаций по настройке и

управлению персональных средств ИКТ, включая цифровую бытовую технику;

повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ; рассуждения об изменении в жизни людей и о новых профессиях, появившихся с изобретением компьютера; организация индивидуальной информационной среды, в том числе с помощью типовых программных средств.

Метапредметные образовательные результаты:

получение опыта использования методов и средств информатики для исследования и создания различных графических объектов;

умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную

безопасность;

владение основными общеучебными умениями информационного характера: анализа ситуации, планирования деятельности и др.; умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности при выполнении учебных проектов; умение решать задачи из разных сфер человеческой деятельности с применением методов информатики и средств ИКТ.

Предметные образовательные результаты:

в сфере познавательной деятельности:

  • оценивание числовых параметров информационных процессов (объема памяти, необходимого для хранения информации, скорости обработки и передачи информации и пр.);

  • построение простейших функциональных схем основных устройств компьютера;

  • решение задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий; в сфере ценностно-ориентационной деятельности:

  • оценка информации, в том числе получаемой из средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью; следование нормам жизни и труда в условиях информационной цивилизации;

  • юридические аспекты и проблемы использования ИКТ в учебном процессе, трудовой деятельности; в сфере коммуникативной деятельности:

  • получение представления о возможностях получения и передачи информации с помощью электронных средств связи, о важнейших характеристиках каналов связи;

  • соблюдение норм этикета, российских и международных законов при передаче информации по телекоммуникационным каналам.

в сфере трудовой деятельности:

  • понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей и технических и экономических ограничений;

  • рациональное использование технических средств информационных технологий для решения задач учебного процесса (компьютер, сканер, графическая панель, принтер, цифровой проектор, диктофон и др.), усовершенствование навыков, полученных в начальной школе и в младших классах основной школы;

  • знакомство с основными программными средствами персонального компьютера – инструментами деятельности (интерфейс, круг решаемых задач, система команд, система отказов);

  • умение тестировать используемое оборудование и программные средства;

  • использование диалоговой компьютерной программы управления файлами для определения свойств, создания, копирования, переименования, удаления файлов и каталогов;

  • приближенное определение пропускной способности используемого канала связи путем прямых измерений и экспериментов;

  • создание и редактирование рисунков, чертежей, слайдов презентаций, усовершенствование навыков, полученных в начальной школе и в младших классах основной школы;

  • использование инструментов презентационной графики при подготовке и проведении устных сообщений.

в сфере эстетической деятельности:

  • знакомство с эстетически-значимыми компьютерными моделями из различных образовательных областей и средствами их создания.

в сфере охраны здоровья:

  • соблюдение требований безопасности и гигиены в работе с компьютером и другими средствами информационных технологий.



Предметные результаты, формирующиеся при изучении курса «Информатика» согласно требованиям ФГОС.

1. Формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств.

    1. Формирование информационной и алгоритмической культуры.

    2. Формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации.

    3. Развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств.

2. Формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойства.

    1. Формирование представления о понятии информации и ее свойствах.

    2. Формирование представления о понятии алгоритма и его свойствах.

    3. Формирование представления о понятии модели и ее свойствах.

3. Развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами – линейной, условной и циклической.

    1. Развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя.

    2. Формирование знаний об алгоритмических конструкциях; знакомство с основными алгоритмическими структурами – линейной, условной и циклической.

    3. Формирование знаний о логических значениях и операциях.

    4. Знакомство с одним из языков программирования.

      1. Формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.

      2. Формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.











  1. Содержание учебного предмета, курса.


Наименование темы

(раздела) программы

Краткая характеристика содержания предмета

1

Управление и алгоритмы.

Кибернетика. Кибернетическая модель управления.

Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнения, система команд исполнителя, режимы работы.

Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.

Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).

2

Программное управление работой компьютера.

Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных.

Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке «Паскаль». Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурированный тип данных - массив. Способы описания и обработки массивов.

Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка, формализация, алгоритмизация, кодирование, откладка, тестирование.

Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке «Паскаль»; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.

3

Информационные технологии и общество.

Предыстория информационных технологий. История чисел и системы счисления. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие о информационном обществе. Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы в информационной сфере.









4.Тематическое поурочное планирование.


№ п/п

Название разделов и тем уроков

Кол-во

часов

Управление и алгоритмы (12 часов).

1

Кибернетическая модель управления. Управление без обратной связи и с обратной связью.

1

2

Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда, система команд, режимы работы. Лабораторная работа «Работа с учебным исполнителем алгоритмов».

1

3

Графический учебный исполнитель. Работа с учебным исполнителем алгоритмов: построение линейных алгоритмов. Практическая работа «Составление линейных алгоритмов».

1

4

Вспомогательные алгоритмы. Метод последовательной детализации и сборочный метод.

1

5

Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов. Лабораторная работа «Использование вспомогательных алгоритмов при решении задач».

1

6

Язык блок-схем. Использование циклов с предусловием.

1

7

Разработка циклических алгоритмов. Лабораторная работа «Составление циклических алгоритмов управления исполнителем».

1

8

Ветвления. Использование двухшаговой детализации.

1

9

Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма. Использование ветвлений. Практическая работа «Составление ветвящихся алгоритмов управления исполнителем».

1

10

Практическая работа «Составление алгоритмов со сложной структурой».

1

11

Зачетное задание по алгоритмизации.

1

12

Тест по теме «управление и алгоритмы».

1

Введение в программирование (19 часов).

13

Понятие о программировании. Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, основные типы, присваивание, ввод и вывод данных.

1

14

Линейные вычислительные алгоритмы.

1

15

Построение блок-схем линейных вычислительных алгоритмов (на учебной программе).

1

16

Возникновение и назначение языка Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Операторы ввода, вывода, присваивания.

1

17

Работа с готовыми программами на языке Паскаль: отладка, выполнение, тестирование. Программирование на Паскале линейных алгоритмов. Практическая работа «Разработка линейных программ».

1

18

Разработка программы на языке Паскаль с использованием оператора ветвления и логических операций. Лабораторная работа «Разработка программ с ветвлениями».

1

19

Циклы на языке Паскаль. Практическая работа «Разработка программ с циклами».

1

20

Разработка программ с использованием цикла с предусловием.

1

21

Сочетание циклов и ветвлений. Алгоритм Евклида. Использование алгоритма Евклида при решении задач. Лабораторная работа «Разработка программ для алгоритма Евклида».

1

22

Одномерные массивы в Паскале.

1

23

Разработка программ обработки одномерных массивов. Лабораторная работа «Обработка массивов на Паскале».

1

24

Понятие случайного числа. Датчик случайных чисел в Паскале. Поиск чисел в массиве.

1

25

Разработка программы поиска числа в случайно сформированном массиве.

1

26

Поиск наибольшего и наименьшего элементов массива. Составление программы на Паскале поиска минимального и максимального элементов.

1

27

Сортировка массива. Составление программы на Паскале сортировки массива. Практическая работа «Обработка массивов на Паскале».

1

28

Практическая работа «Разработка программ с ветвлениями».

1

29

Практическая работа «Разработка программ с ветвлениями».

1

30

Практическая работа «Разработка программ с ветвлениями».

1

31

Тест по теме «Программное управление работой компьютера».

1

Информационные технологии и общество (3 часа).

32

Предыстория информатики. История ЭВМ, программного обеспечения и ИКТ.

1

33

Социальная информатика: информационные ресурсы, информационное общество.

1

34

Итоговое тестирование по курсу 9 класса.

1


















  1. Лист внесения изменений

п/п

Дата

Характер изменений

Реквизиты документа, которым закреплено изменение

Подпись сотрудника, внесшего изменения


















































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!