Черемшанская средняя общеобразовательная школа имени Сергея Павлова
филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Тюменцевской средней
общеобразовательной школы Тюменцевского района Алтайского края
Принята на заседании педагогического совета «_____»_________20 г. | Утверждаю Директор школы__________(Т.Ф.Калужина) Приказ №____ от «____»_________20 г. |
Рабочая программа
по информатике
для 9 класса
Составитель: Рем Ирина Дмитриевна,
учитель информатики
с. Черемшанка
2020
Пояснительная записка
1.1. Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа.
Рабочая программа составлена на основе:
Авторской программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. ,М.Н. Бородин– 2-е изд., – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897.
1.2. Общие цели учебного предмета
Цели:
освоение системы знаний, отражающих вклад информатики в формирование целостной научной картины мира и составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях;
формирование понимания роли информационных процессов в биологических, социальных и технических системах; освоение методов и средств автоматизации информационных процессов с помощью ИКТ;
формирование представлений о важности информационных процессов в развитии личности, государства, общества;
осознание интегрирующей роли информатики в системе учебных дисциплин; умение использовать понятия и методы информатики для объяснения фактов, явлений и процессов в различных предметных областях;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и средств коммуникаций в учебной и практической деятельности;
овладение умениями создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
1.3. Описание места учебного предмета в учебном плане.
Предмет информатика изучается с 7 класса по 9. Учебный план составляет 140 часов. В том числе в 9 классе 35 часов из расчета 1 час в неделю.
1.4. УМК.
УМК для учителя:
Программа | Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. ,М.Н. Бородин– 2-е изд., – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. |
Учебник | Семакин И. Г. ,Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019 |
Рабочая тетрадь | Информатика и ИКТ: задачник – практикум в 2-х т. /Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннрера. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014 |
Методическое пособие | Семакин И. Г., Шеина Т. Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019 |
Содержание УМК для учащихся
Учебник | Семакин И. Г. ,Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019 |
Планируемые результаты образования.
Личностные образовательные результаты:
п
риобретение опыта использования электронных средств в учебной и практической деятельности; освоение типичных ситуаций по настройке и
управлению персональных средств ИКТ, включая цифровую бытовую технику;
повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ; рассуждения об изменении в жизни людей и о новых профессиях, появившихся с изобретением компьютера; организация индивидуальной информационной среды, в том числе с помощью типовых программных средств.
Метапредметные образовательные результаты:
получение опыта использования методов и средств информатики для исследования и создания различных графических объектов;
умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную
безопасность;
владение основными общеучебными умениями информационного характера: анализа ситуации, планирования деятельности и др.; умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности при выполнении учебных проектов; умение решать задачи из разных сфер человеческой деятельности с применением методов информатики и средств ИКТ.
Предметные образовательные результаты:
в сфере познавательной деятельности:
оценивание числовых параметров информационных процессов (объема памяти, необходимого для хранения информации, скорости обработки и передачи информации и пр.);
построение простейших функциональных схем основных устройств компьютера;
решение задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий; в сфере ценностно-ориентационной деятельности:
оценка информации, в том числе получаемой из средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью; следование нормам жизни и труда в условиях информационной цивилизации;
юридические аспекты и проблемы использования ИКТ в учебном процессе, трудовой деятельности; в сфере коммуникативной деятельности:
получение представления о возможностях получения и передачи информации с помощью электронных средств связи, о важнейших характеристиках каналов связи;
соблюдение норм этикета, российских и международных законов при передаче информации по телекоммуникационным каналам.
в сфере трудовой деятельности:
понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей и технических и экономических ограничений;
рациональное использование технических средств информационных технологий для решения задач учебного процесса (компьютер, сканер, графическая панель, принтер, цифровой проектор, диктофон и др.), усовершенствование навыков, полученных в начальной школе и в младших классах основной школы;
знакомство с основными программными средствами персонального компьютера – инструментами деятельности (интерфейс, круг решаемых задач, система команд, система отказов);
умение тестировать используемое оборудование и программные средства;
использование диалоговой компьютерной программы управления файлами для определения свойств, создания, копирования, переименования, удаления файлов и каталогов;
приближенное определение пропускной способности используемого канала связи путем прямых измерений и экспериментов;
создание и редактирование рисунков, чертежей, слайдов презентаций, усовершенствование навыков, полученных в начальной школе и в младших классах основной школы;
использование инструментов презентационной графики при подготовке и проведении устных сообщений.
в сфере эстетической деятельности:
знакомство с эстетически-значимыми компьютерными моделями из различных образовательных областей и средствами их создания.
в сфере охраны здоровья:
соблюдение требований безопасности и гигиены в работе с компьютером и другими средствами информационных технологий.
Предметные результаты, формирующиеся при изучении курса «Информатика» согласно требованиям ФГОС.
1. Формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств.
Формирование информационной и алгоритмической культуры.
Формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации.
Развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств.
2. Формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойства.
Формирование представления о понятии информации и ее свойствах.
Формирование представления о понятии алгоритма и его свойствах.
Формирование представления о понятии модели и ее свойствах.
3. Развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами – линейной, условной и циклической.
Развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя.
Формирование знаний об алгоритмических конструкциях; знакомство с основными алгоритмическими структурами – линейной, условной и циклической.
Формирование знаний о логических значениях и операциях.
Знакомство с одним из языков программирования.
Формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.
Формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Содержание учебного предмета, курса.
№ | Наименование темы (раздела) программы | Краткая характеристика содержания предмета |
1 | Управление и алгоритмы. | Кибернетика. Кибернетическая модель управления. Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнения, система команд исполнителя, режимы работы. Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации. Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм). |
2 | Программное управление работой компьютера. | Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных. Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке «Паскаль». Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурированный тип данных - массив. Способы описания и обработки массивов. Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка, формализация, алгоритмизация, кодирование, откладка, тестирование. Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке «Паскаль»; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов. |
3 | Информационные технологии и общество. | Предыстория информационных технологий. История чисел и системы счисления. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие о информационном обществе. Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы в информационной сфере. |
4.Тематическое поурочное планирование.
№ п/п | Название разделов и тем уроков | Кол-во часов |
Управление и алгоритмы (12 часов). |
1 | Кибернетическая модель управления. Управление без обратной связи и с обратной связью. | 1 |
2 | Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда, система команд, режимы работы. Лабораторная работа «Работа с учебным исполнителем алгоритмов». | 1 |
3 | Графический учебный исполнитель. Работа с учебным исполнителем алгоритмов: построение линейных алгоритмов. Практическая работа «Составление линейных алгоритмов». | 1 |
4 | Вспомогательные алгоритмы. Метод последовательной детализации и сборочный метод. | 1 |
5 | Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов. Лабораторная работа «Использование вспомогательных алгоритмов при решении задач». | 1 |
6 | Язык блок-схем. Использование циклов с предусловием. | 1 |
7 | Разработка циклических алгоритмов. Лабораторная работа «Составление циклических алгоритмов управления исполнителем». | 1 |
8 | Ветвления. Использование двухшаговой детализации. | 1 |
9 | Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма. Использование ветвлений. Практическая работа «Составление ветвящихся алгоритмов управления исполнителем». | 1 |
10 | Практическая работа «Составление алгоритмов со сложной структурой». | 1 |
11 | Зачетное задание по алгоритмизации. | 1 |
12 | Тест по теме «управление и алгоритмы». | 1 |
Введение в программирование (19 часов). |
13 | Понятие о программировании. Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, основные типы, присваивание, ввод и вывод данных. | 1 |
14 | Линейные вычислительные алгоритмы. | 1 |
15 | Построение блок-схем линейных вычислительных алгоритмов (на учебной программе). | 1 |
16 | Возникновение и назначение языка Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Операторы ввода, вывода, присваивания. | 1 |
17 | Работа с готовыми программами на языке Паскаль: отладка, выполнение, тестирование. Программирование на Паскале линейных алгоритмов. Практическая работа «Разработка линейных программ». | 1 |
18 | Разработка программы на языке Паскаль с использованием оператора ветвления и логических операций. Лабораторная работа «Разработка программ с ветвлениями». | 1 |
19 | Циклы на языке Паскаль. Практическая работа «Разработка программ с циклами». | 1 |
20 | Разработка программ с использованием цикла с предусловием. | 1 |
21 | Сочетание циклов и ветвлений. Алгоритм Евклида. Использование алгоритма Евклида при решении задач. Лабораторная работа «Разработка программ для алгоритма Евклида». | 1 |
22 | Одномерные массивы в Паскале. | 1 |
23 | Разработка программ обработки одномерных массивов. Лабораторная работа «Обработка массивов на Паскале». | 1 |
24 | Понятие случайного числа. Датчик случайных чисел в Паскале. Поиск чисел в массиве. | 1 |
25 | Разработка программы поиска числа в случайно сформированном массиве. | 1 |
26 | Поиск наибольшего и наименьшего элементов массива. Составление программы на Паскале поиска минимального и максимального элементов. | 1 |
27 | Сортировка массива. Составление программы на Паскале сортировки массива. Практическая работа «Обработка массивов на Паскале». | 1 |
28 | Практическая работа «Разработка программ с ветвлениями». | 1 |
29 | Практическая работа «Разработка программ с ветвлениями». | 1 |
30 | Практическая работа «Разработка программ с ветвлениями». | 1 |
31 | Тест по теме «Программное управление работой компьютера». | 1 |
Информационные технологии и общество (3 часа). |
32 | Предыстория информатики. История ЭВМ, программного обеспечения и ИКТ. | 1 |
33 | Социальная информатика: информационные ресурсы, информационное общество. | 1 |
34 | Итоговое тестирование по курсу 9 класса. | 1 |
Лист внесения изменений
№ п/п | Дата | Характер изменений | Реквизиты документа, которым закреплено изменение | Подпись сотрудника, внесшего изменения |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |