Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Торопецкого района
Скворцовская средняя общеобразовательная школа
Рекомендована Согласована. Утверждена.
педагогическим Зам.директора по УВР: Директор школы:
советом ___________________ ____________________
Протокол №____ от /Быкова Н.П./ /Новикова Г.А./
«___»_____________2020 г. Приказ № ____ от
«___»____________2020 г.
Рабочая учебная программа
по информатике
9 класс
Срок реализации программы: 1 год
Учитель: Гречухина Н.А.
2020/2021 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике составлена на основе ФГОС ООО Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ ТР Скворцовская СОШ.
В ней учитываются основные идеи положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования.
Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учётом метапредметных и предметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Основные задачи программы:
систематизировать подходы к изучению предмета;
сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс общего образования.
Описание места учебного предмета в учебном плане школы
На изучение информатики для 9 класса по учебному плану МБОУ ТР Скворцовская СОШ в 2019-2020 уч. году отводится - 34 часа (1 час в неделю).
В том числе 3 контрольные работы.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные (по элементам системы знаний)
Развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях, умение применять информационные технологии.
Формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств, формирование начальных экспертных навыков.
Метапредметные.
Владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.; владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
Владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиа сообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Личностные.
Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности.
Развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды; способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества.
Содержание учебного предмета
9 класс (34 часа)
Введение. Инструктаж по ТБ - 1 час.
Управление и алгоритмы – 11 час.
Кибернетика. Кибернетическая модель управления.
Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя, система команд исполнителя, режимы работы.
Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.
Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).
Введение в программирование – 15 час.
Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных.
Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурированный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов.
Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка задачи, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.
Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.
Информационные технологии и общество 6 часов.
Предыстория информационных технологий. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы информационной безопасности, этические и правовые нормы в информационной сфере.
5. Резерв 1 час.
IV. Тематическое планирование.
№ п/п | Раздел программы, тема урока. | Количество часов |
1 | Введение. Инструктаж по ТБ. | 1 |
Раздел 1. Управление и алгоритмы. | 11 |
2 | Техника безопасности. Управление и кибернетика. Управление с обратной связью. | 1 |
3 | Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда, система команд, режимы работы. | 1 |
4 | Графический учебный исполнитель. Работа с учебным исполнителем алгоритмов. Пр.р.№1 Построение линейных алгоритмов. | 1 |
5 | Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы. | 1 |
6 | Циклические алгоритмы. | 1 |
7 | Язык блок-схем. Использование циклов с предусловием. | 1 |
8 | Пр. р. №2 Разработка циклических алгоритмов. | 1 |
9 | Ветвление и последовательная детализация алгоритма. | 1 |
10 | Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма. Использование ветвлений. | 1 |
11 | Зачётное задание по алгоритмизации. | 1 |
12 | Тест по теме «Управление и алгоритмы» | 1 |
Раздел 2. Введение в программирование. | 15 |
13 | Понятие о программировании. Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, основные типы, присваивание, ввод и вывод данных. | 1 |
14 | Линейные вычислительные алгоритмы. Пр. р. №3: Построение блок-схем линейных вычислительных алгоритмов (на учебной программе) | 1 |
15 | Знакомство с языком Паскаль. | 1 |
16-17 | Алгоритмы с ветвящейся структурой. Пр.р. № 4 «Работа с готовыми программами на языке Паскаль» | 2 |
18 | Программирование ветвлений на Паскале. | 1 |
19 | Программирование диалога с компьютером. | 1 |
20 | Программирование циклов. | 1 |
21 | Алгоритм Евклида. Пр. р. №5: Использование алгоритма Евклида при решении задач. | 1 |
22 | Таблицы и массивы. Практическая работа № 6 «Разработка программ обработки одномерных массивов». | 1 |
23 | Массивы в Паскале. | 1 |
24 | Одна задача обработки массива. | 1 |
25 | Поиск наибольшего и наименьшего элементов массива Пр. р. №8: Составление программы на Паскале поиска минимального и максимального элементов. | 1 |
26 | Сортировка массива. Пр. р. № 9: Составление программы на Паскале сортировки массива. | 1 |
27 | Тест по теме «Программное управление работой компьютера» | 1 |
Раздел 7. Информационные технологии и общество. | 6 |
28 | Предыстория информатики. История ЭВМ и ИКТ, программного обеспечения и ИКТ. | 1 |
29 | Информационные ресурсы современного общества. Проблемы формирования информационного общества. | 1 |
30 | Итоговое тестирование по курсу 9 класса | 1 |
31 | Информационная безопасность. | 1 |
32-33 | Итоговое повторение. | 2 |
34 | Резервный урок | 1 |