СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по истории 11 класс по учебнику О.В. Волобуева, В.А., Андреева И.Л., Ляшенко Л.М. и др.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа  «История России  10-11 классы. Углубленный уровень» авторов О.В. Волобуева, В.А., Андреева И.Л., Ляшенко Л.М. и др. и адресована  обучающимся  11 класса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории 11 класс по учебнику О.В. Волобуева, В.А., Андреева И.Л., Ляшенко Л.М. и др.»

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Икшинская средняя общеобразовательная школа

«Утверждаю»

Директор МОУ «Икшинская СОШ»

_____________ / Чунихина Е.А./

от «30» августа 2020 г.

















Рабочая программа

по истории

11 А класс









Составитель: Гусев А.Н.













Срок реализации: 2021-2022 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по истории разработана в соответствии с ФЗ № 273 РФ «Об образовании», Федеральным государ­ственным образовательным стандартом среднего общего обра­зования, на основе Основной образовательной программы среднего общего образования МОУ Икшинская средняя общеобразовательная школа, авторской программы авторской программы «История России 10-11 классы. Углубленный уровень» авторов О.В. Волобуева, В.А., Андреева И.Л., Ляшенко Л.М. и др. и адресована обучающимся 11 А класса.

На изучение всеобщей истории в 11 А классе, в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком школы, отведено 120 часов. Программа рассчитана на 2 учебных часа в неделю.

Цели изучения:

воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок,

развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически анализировать полученную историко-социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности

освоение систематизированных знаний об истории человечества и элементов философско-исторических и методологических знаний об историческом процессе; подготовка учащихся к продолжению образования в области гуманитарных дисциплин;

овладение умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач;

формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.

Особенностью курса истории, изучаемого на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне, является его непосредственная связь с задачами профилизации образования и организацией довузовской подготовки учащихся. В связи с этим предполагается не только объемное наращивание содержания курса истории, но и, прежде всего, формирование более высоких требований к уровню подготовки учащихся, развитие у них умений и навыков, личностных качеств, необходимых для успешного продолжения обучения в высшей школе. Одновременно профильная модель исторического образования решает те же воспитательные задачи, которые являются главенствующими на базовом уровне. Изучение истории должно быть направлено на более глубокое ознакомление учащихся с социокультурным опытом человечества, исторически сложившимися мировоззренческими системами, ролью России во всемирно-историческом процессе, формирование у учащихся способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Важнейшими  личностными  результатами   изучения   истории   в 11 классе являются: 

  • формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

  • осознание своей гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

  • готовность к служению Отечеству, его защите;

  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а так же раз личных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

  • сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

  • толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;

  • совершенствование навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; формирование эстетического отношения к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

  • нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

  • осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

  • сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

  • ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.


Метапредметные результаты изучения истории выражаются в следующих качествах:

  • умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

  • умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

  • умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

  • умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно - следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

  • владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

  • владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и не знания, новых познавательных задач и средств их достижения.

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

  • работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;

  • формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

  • планирования и регуляции своей деятельности;

  • владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.



Предметные результаты:

  • сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;

  • владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;

  • сформированность представлений о России в разные исторические периоды на основе знаний в области обществознания, истории, географии, культурологи и пр.;

  • сформированность знаний о месте и роли России как неотъемлемой части мира в контексте мирового развития, как определяющего компонента формирования российской идентичности;

  • сформированность взгляда на современный мир с точки зрения интересов России, понимания ее прошлого и настоящего;

  • сформированность представлений о единстве и многообразии многонационального российского народа; понимание толерантности и мультикультурализма в мире;

  • сформированность умений использования широкого спектра социально-экономической информации для анализа и оценки конкретных ситуаций прошлого и настоящего;

  • сформированность умений сравнительного анализа исторических событий, происходивших в один исторический период в разных социокультурных общностях, и аналогичных исторических процессов, протекавших в различные хронологические периоды;

  • сформированность способности отличать интерпретации прошлого, основанные на фактическом материале, от заведомых искажений, не имеющих документального подтверждения;

  • сформированность представлений об особенностях современного глобального общества, информационной политике и механизмах создания образа исторической и современной России в мире;

  • сформированность умений реконструкции и интерпретации прошлого России на основе источников, владение умениями синтеза разнообразной исторической информации для комплексного анализа и моделирования на ее основе вариантов дальнейшего развития России;

  • сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;

  • владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;

  • сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.

Ученики на базовом уровне научатся:

  • использовать комплекс знаний об основных этапах, ключевых событиях истории многонационального Российского государства и человечества в целом;

  • использовать понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа, межпредметные связи для осмысления, раскрытия сущности, причинно-следственных связей и значения событий, процессов и явлений прошлого и современности;

  • раскрывать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса и роль многих поколений россиян во взаимодействии с другими государствами и народами во всех сферах, в том числе в современном глобальном мире;

  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты;

  • выделять причинно-следственные связи и исторические предпосылки современного положения РФ на международной арене;

  • сравнивать историческое развитие России и других стран, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности их исторического развития;

  • излагать круг дискуссионных, «трудных» вопросов истории и существующие в науке их современные версии и трактовки;

  • раскрывать историко-культурное многообразие народов России, содержание основополагающих общероссийских символов, культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок;

  • применять элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, обстоятельства и цели его создания, позиций авторов и др.), излагать выявленную информацию, раскрывая ее познавательную ценность;

  • использовать навыки проектной деятельности, умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике в условиях открытого информационного общества;

  • характеризовать важнейшие достижения культуры и систему ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

  • составлять собственное суждение об историческом наследии народов России и мира;

  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

  • уважительно относиться к историко-культурному наследию народов России и мира;

  • знать и сопоставлять между собой различные варианты развития народов мира;

  • знать историю возникновения и развития основных философских, экономических, политико-правовых течений в мире, особенности их реализации в России.



Ученики на базовом уровне получат возможность:

  • владеть системными историческими знаниями, служащими основой для понимания места и роли России в мировой истории, для соотнесения (синхронизации) событий и процессов всемирной, национальной и региональной/локальной истории;

  • применять приемы самостоятельного поиска и критического анализа историко-социальной информации, ее систематизации и представления в различных знаковых системах;

  • использовать принципы структурно-функционального, временнóго и пространственного анализа при работе с источниками, интерпретировать и сравнивать содержащуюся в них информацию с целью реконструкции фрагментов исторической действительности, аргументации выводов, вынесения оценочных суждений;

  • анализировать и сопоставлять как научные, так и вненаучные версии и оценки исторического прошлого, отличать интерпретации, основанные на фактическом материале, от заведомых искажений, фальсификации;

  • раскрывать сущность дискуссионных, «трудных» вопросов истории России, определять и аргументировать свое отношение к различным версиям, оценкам исторических событий и деятельности личностей на основе представлений о достижениях историографии;

  • целенаправленно применять элементы методологических знаний об историческом процессе, начальные историографические умения в познавательной, проектной, учебно-исследовательской деятельности, социальной практике, поликультурном общении, общественных обсуждениях и т.д.;

  • применять приемы самообразования в области общественно-научного (социально-гуманитарного) познания для дальнейшего получения профессионального образования;

  • использовать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

  • выявлять, понимать и прогнозировать развитие политических приоритетов России с учетом ее исторического опыта.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (68 ч.)

Раздел I. История России в IX-XVII вв. (ч.)

Введение. Периодизация российской истории. Общие особенности хозяйственного, политического и социокультурного развития России. 11 Территория нашей страны в глубокой древности. Заселение территории нашей страны человеком. Климатические изменения в древности. Каменный век. Неолитическая революция. Ареалы древнейшего земледелия и скотоводства. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество. Кочевники евразийских степей. Первобытные верования и искусство. Миграции народов. Скифы и сарматы. Финно-угры.Балты. Античные города-государства Северного Причерноморья. Связи между народами, их взаимовлияние. Создание Древнерусского государства. Центры зарождения восточнославянской государственности. Варяги и их роль в становлении Древнерусского государства. Происхождение термина «русь». Легендарное призвание Рюрика. Начало династии Рюриковичей. Поход Олега на Киев. Формирование территории государства. Дань и полюдье. Отношения с Византийской империей. Русь при первых князьях. Правление князя Игоря. Княгиня Ольга. Введение уроков и погостов. Крещение княгини. Походы князя Святослава. Падение Хазарского каганата. Борьба с печенегами. Отношения Руси с Византией. Правление князя Владимира. Русь при потомках Святослава. Начало правления князя Владимира. Религиозная реформа. Укрепление границ государства. Принятие христианства. Поход на Корсунь. Крещение жителей Руси. Киевская митрополия. Значение принятия христианства. Расцвет Руси при Ярославе Мудром. Борьба за власть между сыновьями князя Владимира. Гибель Бориса и Глеба. Княжение Ярослава Мудрого. Правда Ярослава — первый письменный свод законов Древнерусского государства. Победа над печенегами. Реконструкция Киева. Поставление Илариона митрополитом. Русь в социальн политическом контексте Евразии. Внешняя политика и международные связи: отношения с Византией, странами Центральной, Западной и Северной Европы. Русь при Ярославичах и Владимире Мономахе. Общая характеристика развития Руси в 1054—1132 гг. Княжеские усобицы. Раздел земель Древнерусского государства между сыновьями Ярослава Мудрого. Борьба в эпоху Ярославичей. Развитие законодательства. Народные восстания и половецкая угроза. Владимир Мономах: политик и писатель. Устав Владимира Мономаха. Дипломатические контакты. Княжеские съезды. Общерусская борьба с половцами. Заключительный период единства Руси в годы правления князя Мстислава, сына Владимира Мономаха. Общество и хозяйство Древней Руси. Социальная лестница Древней Руси. Лествичный порядок наследования престола. Городское население: купцы и ремесленники. Мир свободной крестьянской общины. Традиции общинной жизни. Занятия и образ жизни сельских жителей. Княжеское хозяйство. Вотчина как форма землевладения. Категории свободного и зависимого населения. Споры о социально-политическом строе Древней Руси. Политическая раздробленность Руси. Причины раздробленности. Значение периода раздробленности. Формирование системы земель — самостоятельных государств. Место и роль различных земель в раздробленном древнерусском мире. Роль Русской православной церкви в сохранении единства. Киевская и Галицко-Волынская земли. Особенности политического развития. Ярослав Осмомысл. Роман Мстиславич. Владимиро-Суздальское княжество. Особенности географического положения и природных условий северо-востока русских земель. Занятия населения. Колонизация края. Миграция населения с юга Руси. Юрий Долгорукий. Обособление Ростово-Суздальской земли. Новые города, первое упоминание в летописи о Москве. Борьба за Киев. Правление Андрея Боголюбского. Перенос столицы княжества во Владимир. Укрепление города, сооружение храмов. Икона Богоматери Владимирской. Заговор против Андрея Боголюбского. Княжение Всеволода Большое Гнездо. 12 Господин Великий Новгород. Территория и население Русского Севера. Новгородская земля: природные условия, хозяйство, внешние связи. Государственная самостоятельность Новгородской земли. Политическое устройство Новгорода. Вечевое собрание. Главные должностные лица вечевой республики. Боярские кланы в системе государства. Роль князей в Новгороде. Культура Древней Руси IX — начала XIII в. Письменность. Распространение грамотности. Искусство книги. «Остромирово Евангелие». Появление древнерусской литературы. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона. Первые русские жития. Произведения летописного жанра. Нестор. «Повесть временных лет». «Моление» Даниила Заточника. «Слово о полку Игореве». Архитектура. Начало храмового строительства: церковь Богородицы (Десятинная), София Киевская, София Новгородская. Нашествие монголов на Русь. Складывание государства у монголов. Провозглашение Темучина Чингисханом. Возникновение Монгольской империи. Монгольская армия. Завоевания Чингисхана и его потомков. Поход 1223 г. Битва на Калке. Улус Джучи. Походы Батыя в Восточную Европу. Поход на Северо-Восточную Русь. Разорение русских земель, гибель Юрия Всеволодовича. Нашествие монголов на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. Причины поражения Руси. Борьба Руси с западными захватчиками. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Ливонский орден. Борьба литовских племен с рыцарями. Русь и Орден крестоносцев. Действия русских князей в Прибалтике. Походы шведов на Русь. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Борьба Новгорода с Ливонским орденом. Ледовое побоище. Владимирская Русь под властью Золотой Орды. Последствия Батыева нашествия. Система зависимости русских земель от ордынских ханов. Хан Батый и князья Ярослав Всеволодович, Александр Ярославич. Политика князей в отношении Орды. Даниил Галицкий. Перепись населения. Баскаки. Ордынский выход. Борьба против ордынского владычества. Возвышение Москвы. Центры объединения Руси. Начало самостоятельности Московского княжества. Династия московских князей. Даниил Александрович, Юрий Данилович. Соперничество между Тверью и Москвой за великое княжение владимирское. Иван Калита. Перемещение духовного центра Руси из Киева в Москву. Митрополит Петр. Тверское восстание 1327 г. Правление Дмитрия Донского. Ослабление Золотой Орды. Укрепление позиций Москвы при наследниках Ивана Калиты. Митрополит Алексий. Дмитрий Донской. Подчинение Твери Москве. Борьба за власть в Орде. Начало вооруженной борьбы с Ордой. Битва на Воже. Сергий Радонежский. Куликовская битва и ее историческое значение. Нашествие Тохтамыша. Северо-Восточная Русь в конце XIV — первой половине XV в. Правление Василия I. Едигеева рать. Междоусобная война князей московского дома. Юрий Звенигородский и его сыновья. Победа Василия II. Закрепление первенствующего положения московских князей. СевероВосточная Русь при Василии Тѐмном. Флорентийская уния и автокефалия Русской православной церкви. Образование единого Российского государства. Объединение Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. Иван III. Битва на р. Шелони. Ликвидация самостоятельности Великого Новгорода. Присоединение Твери. Создание единого Русского государства. Василий III. Внешняя политика Ивана III и Василия III. Поход хана Ахмата, «стояние на Угре». Ликвидация зависимости от Золотой Орды. Войны с Литвой. Расширение международных связей. Отношения с Западной Европой. Политическое устройство Руси при Иване III и Василии III. Укрепление власти московского государя. Новая государственная символика. Формирование аппарата управления единого государства. Государев дворец, Боярская 13 дума, Казна. Территориальное деление и местные органы власти. Кормления. Местничество. Принятие Судебника. Юрьев день. Поместная система и служилые люди. Хозяйство и общество России во второй половине XV — начале XVI в. Особенности хозяйственного развития. Переход к трехполью. Социальная лестница: боярство, помещики, духовенство, купцы, крестьянство, посадские люди. Категории крестьян. Русская культура XIII—XV вв. Фольклор и литература. Сергий Радонежский. Летописание. Местные летописи и общерусские своды. Литература. Жития. Епифаний Премудрый. Памятники Куликовского цикла. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Общественная мысль. Спор иосифлян и нестяжателей. Возрождение каменного зодчества. Памятники Новгорода. Белокаменный Кремль в Москве. Московский Кремль при Иване III. Укрепления из красного кирпича. Кремлевские соборы. Аристотель Фиораванти и другие строители Кремля. Изобразительное искусство. Феофан Грек. Андрей Рублев. Дионисий. Начало правления Ивана IV. Регентство Елены Глинской. Унификация денежной системы. Начало губной реформы. Градостроительство. Период боярского правления. Борьба за власть между боярскими кланами Шуйских, Бельских и Глинских. Детство Ивана IV. На пути к централизации. Венчание Ивана IV на царство. Московское восстание 1547 г. Реформы Ивана Грозного. Избранная рада. Необходимость реформ. Влияние священника Сильвестра на молодого царя. Начало работы Земских соборов. Сословнопредставительная монархия. Осуществление серии государственных преобразований. Судебник 1550 г. Создание правовой базы для расширения реформ. Земская реформа, формирование органов местного самоуправления. Отмена кормлений. Реформа центрального управления. Система приказов. Военная реформа. Создание стрелецких полков. Уложение о службе. Стоглав. Канонизация святых. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение включения Среднего и Нижнего Поволжья в состав России. Ливонская война и опричнина. Ливонская война: причины и характер. Ликвидация Ливонского ордена. Князь А. Курбский, его переписка с царем — интересный исторический источник. Опричнина, дискуссия о ее причинах и характере. Опричный террор. Расправа с Андреем Старицким. Позиция митрополита Филиппа, его гибель. Разгром Новгорода и Пскова. Московские казни 1570 г. Результаты и последствия опричнины. Войны с Крымским ханством. Набег Девлет-Гирея 1571 г. и сожжение Москвы. Битва при Молодях. Завершение Ливонской войны. Ям-Запольское и Плюсское перемирия. Россия в конце XVI в. Введение заповедных лет. Поход Ермака Тимофеевича на Сибирское ханство. Начало присоединения к России Западной Сибири. Царь Федор Иванович и Борис Годунов. Борьба бояр за власть. Победа в войне со Швецией, восстановление позиций России в Прибалтике. Продолжение закрепощения крестьянства, указ об урочных летах. Учреждение патриаршества. Гибель царевича Дмитрия. Избрание Бориса Годунова на царство. Начало Смуты. Голод 1601—1603 гг. и обострение социально-экономического кризиса. Причины Смуты. Лжедмитрий I: пребываниев Речи Посполитой, поход на Москву. Конец династии Годуновых. Приход Лжедмитрия I к власти и его политика. Женитьба самозванца на Марине Мнишек. Поляки в Москве. Восстание 1606 г. и убийство самозванца. «Боярский царь» Василий Шуйский. Крестоцеловальная запись. Политика Василия Шуйского. Восстание Болотникова. Апогей Смуты. Лжедмитрий II. Вторжение на территорию России польско-литовских отрядов. Тушинский лагерь. Оборона Троице-Сергиева монастыря. Договор России со Швецией. Поход войска М. В. Скопина-Шуйского. Открытое вступление в войну против 14 России Речи Посполитой. Оборона Смоленска. Свержение царя Василия Шуйского. Семибоярщина. Договор об избрании на русский престол польского королевича Владислава. Подъем национально-освободительного движения. Патриарх Гермоген. Первое ополчение. Создание Второго ополчения. К. Минин и Д. Пожарский. «Совет всей земли». Поход на Москву. Освобождение столицы в 1612 г. Земский собор 1613 г. Избрание на царство Михаила Романова. Столбовский мир со Швецией, утрата выхода к Балтийскому морю. Поход польского королевича Владислава на Москву. Заключение Деулинского перемирия с Речью Посполитой. Итоги и последствия Смутного времени. Правление Михаила Романова. Царская власть и патриарх Филарет. Преодоление «великого московского разорения». Преобразования в армии. Создание полков нового (иноземного) строя. Смоленская война и строительство засечных черт. Поляновский мир. Требования сословий, нарастание общественного недовольства. Рождение Алексея Михайловича. На пути к абсолютной монархии. Государственный строй России: от сословнопредставительной монархии к абсолютной. Соборное уложение 1649 г. Постепенный отказ от созыва Земских соборов. Изменение положения Боярской думы. Закрепление социального статуса царя в Соборном уложении. Приказная система и местное управление. Приказы отраслевые и территориальные. Создание приказа Тайных дел. Реформа вооруженных сил. Правление Федора Алексеевича. Отмена местничества. Европейский вариант модернизации страны. Хозяйственное развитие страны. Территория и население. Землепроходцы. Освоение новых территорий. Государево тягло. Категории крестьянства. Ярмарки. Начало формирования всероссийского рынка. Восстановление и рост сельского хозяйства. Ремесленное производство. Первые мануфактуры. А. Виниус. Торговля с европейскими странами, Прибалтикой, Востоком. Торговый и Новоторговый уставы. Протекционистская политика государства. Социальный строй и социальные выступления XVII в. «Век устроения» и «бунташный век». Соляной бунт и его последствия. Псковско-Новгородское восстание. Медный бунт. Восстание Степана Разина. Церковный раскол и дело патриарха Никона. Патриарх Никон. Предпосылки преобразований. Церковная реформа: изменения в книгах и обрядах. Конфликт между царем Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном. Осуждение Никона. Раскол в церкви. Протопоп Аввакум, формирование религиозной традиции старообрядчества. Соловецкое восстание. Внешняя политика первых Романовых. Основные задачи и направления внешней политики. Гетман Богдан Хмельницкий. Переяславская рада. Воссоединение Украины с Россией. Русско-польская война 1654—1667 гг. Война со Швецией, Кардисский мир. Завершение войны с Речью Посполитой, Андрусовское перемирие. Южное направление внешней политики. «Азовское сидение». Русско-турецкая война. Бахчисарайский договор. Русская культура XVI—XVII вв. Публицистика. Иван Пересветов, Федор Карпов. Переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским. Великие Четьи-Минеи. Начало книгопечатания. Иван Федоров. Обмирщение культуры. Новые литературные жанры. Житие протопопа Аввакума. Симеон Полоцкий. Сатирическая литература. Новое в архитектуре. Шатровый стиль. Церковь Вознесения в Коломенском, собор Покрова Богородицы на Рву. Дивное узорочье. Нарышкинское барокко. Изобразительное искусство. Парсунная живопись. Иконопись. Симон Ушаков. Развитие образования. Учебные книги Василия Бурцова, Кариона Истомина. Школы при Заиконоспасском монастыре и Печатном дворе. Славяно-греко-латинская академия.


Раздел II. История России в XVIII- начале XX вв. (ч.)

Россия накануне Петровских реформ. Нарышкины и Милославские. Стрелецкий бунт 1682 г. Провозглашение царями Ивана и Петра. Обучение и воспитание Петра. Немецкая слобода. Потешное войско. Царевна Софья Алексеевна. Регентство Софьи. В. В. Голицын. 15 Вечный мир с Речью Посполитой. Присоединение России к антиосманской коалиции. Крымские походы. Отстранение царевны Софьи от власти. Начало самостоятельного правления Петра I. Азовские походы. Строительство кораблей. Великое посольство и его значение. Создание Северного союза. Северная война и Ништадтский мир. Неудачи в начале войны и их преодоление. Преобразования в армии. Мобилизация экономики для ведения войны. Первые успехи русских войск. Основание Петербурга. Измена И. С. Мазепы. Битва со шведами при деревне Лесной. Б. П. Шереметев, А. Д. Меншиков. Победа русской армии в генеральном сражении под Полтавой. Прутский поход. Потеря Азова. Борьба за гегемонию на Балтике. Победы русского флота у мыса Гангут и острова Гренгам. Ништадтский мир и его последствия. Провозглашение России империей. Преобразование государственного аппарата. Цели и характер Петровских реформ. Государственно-административные преобразования. Военная и судебная реформы. Учреждение Сената и коллегий. Усиление централизации и бюрократизации управления. Генеральный регламент. Санкт-Петербург — новая столица. Реформы местного управления (бурмистры и Ратуша), городская и губернская (областная) реформы. Церковная реформа и Синод. Социально-экономическая политика Петра I. Экономическая политика. Строительство заводов, мануфактур, верфей. Создание базы металлургической индустрии на Урале. Принципы меркантилизма и протекционизма. Развитие торговли. Таможенный тариф 1724 г. Введение подушной подати. Перепись податного населения. Народный протест. Восстание в Астрахани. Восстание Кондратия Булавина. Новшества в жизни людей. Идеология реформ. Федор Салтыков. Иван Посошков. Создание школ и специальных учебных заведений. Развитие науки. Открытие Академии наук в Санкт-Петербурге. Перемены в образе жизни дворянства. Ассамблеи, балы, фейерверки, светские государственные праздники. «Европейский» стиль в одежде, развлечениях, питании. Изменения в положении женщин. Итоги, последствия и значение петровских преобразований. Начало эпохи дворцовых переворотов. Общая характеристика эпохи. Причины нестабильности политического строя. Борьба за власть. Роль гвардии и дворянства в государственной жизни. Фаворитизм. Возведение на престол Екатерины I. Создание Верховного тайного совета. Император Петр II. Борьба царедворцев за влияние на императора. Крушение политической карьеры А. Д. Меншикова. Правление Анны Иоанновны. Неудавшаяся попытка ограничения самодержавия. Кондиции верховников. Приход к власти Анны Иоанновны. Упразднение Верховного тайного совета. Внутренняя политика. Кабинет министров. «Бироновщина». Роль Э. Бирона, А. И. Остермана, А. П. Волынского, Б. Х. Миниха в политической жизни страны. Шляхетский корпус. Ограничение дворянской службы 25 годами. Отмена указа о единонаследии. Усиление крепостнического гнета. Время Елизаветы Петровны. Иван Антонович и Анна Леопольдовна. Борьба за власть после кончины Анны Иоанновны. Воцарение Елизаветы Петровны. Личность и образ жизни новой императрицы. А. Г. Разумовский, И. И. Шувалов. Расширение дворянских привилегий. Экономическая и финансовая политика. Деятельность П. И. Шувалова. Создание Дворянского и Купеческого банков. Ликвидация внутренних таможен. Распространение монополий в промышленности и внешней торговле. Перемены в культуре. Внешняя политика России в середине XVIII в. Борьба за польское наследство. Русскотурецкая война 1735—1739 гг. Европейское направление внешней политики. Война со Швецией 1741—1743 гг. Заключение мира в Або. Россия в международных конфликтах 1740—1750-х гг. Участие в Семилетней войне. Победы русских войск под командованием С. Ф. Апраксина, П. А. Румянцева, П. С. Салтыкова. Прекращение боевых действий Петром III. 16 Царствование Петра III и начало эпохи Екатерины II. Внутриполитические мероприятия Петра III. Переворот 1762 г. Начало «Екатерининского века». «Просвещенный абсолютизм», его особенности в России. Начало преобразований. Реформа Сената. Секуляризация церковных земель. Работа Уложенной комиссии. «Наказ» императрицы для депутатов Уложенной комиссии. Деятельность комиссии и итоги ее работы. Внутренняя политика Екатерины II. Отношение императрицы к крепостному праву. Восстание Емельяна Пугачева. Территория, охваченная движением. Успехи войск Пугачева. Осада Оренбурга. Поражение под Казанью. Разгром восставших. Казнь Пугачева. Губернская реформа. Система управления в губерниях. Рост городов, благоустройство губернских центров. Жалованные грамоты дворянству и городам. Положение сословий. Дворянство — «первенствующее сословие» империи. Привлечение представителей сословий к местному управлению. Создание дворянских обществ в губерниях и уездах. Расширение привилегий гильдейского купечества в налоговой сфере и городском управлении. Присоединение Крыма и Северного Причерноморья. Организация управления Новороссией. Строительство новых городов и портов. Основание Севастополя, Одессы и других городов. Г. А. Потемкин. Наступление на свободомыслие. А. Н. Радищев. Н. И. Новиков. Внешняя политика России в 1762—1796 гг. Внешняя политика России второй половины XVIII в., ее основные задачи. Борьба России за выход к Черному морю. Войны с Османской империей. П. А. Румянцев, А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков, победы российских войск под их руководством. Создание Черноморского флота. Георгиевский трактат. Русско-шведская война. Участие России в разделах Речи Посполитой. Вхождение в состав России украинских и белорусских земель. Присоединение Литвы и Курляндии. Борьба Польши за национальную независимость. Отношение России к революционной Франции. Заключение союза Россией, Англией и Австрией. Царствование Павла I. Личность императора. Внутренняя политика Павла I. Усиление бюрократического и полицейского характера государства и личной власти императора. Указ о престолонаследии 1797 г. Политика Павла I по отношению к дворянству, взаимоотношение со столичной знатью. Ограничение дворянских привилегий. Указ о трехдневной барщине. Первые внешнеполитические шаги Павла I. Участие России в антифранцузской коалиции. Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова. «Наука побеждать» А. В. Суворова. Действия флота под командованием Ф. Ф. Ушакова. Резкое изменение внешнеполитического курса: разрыв с Англией, сближение с Францией. Причины заговора против Павла I. Последний дворцовый переворот 11 марта 1801 г. Культура России в середине — конце XVIII в. Система образования. Основные педагогические идеи. Создание системы начального, среднего и высшего образования. Основание Академии художеств, Смольного института благородных девиц. Сословные учебные заведения. Московский университет — первый российский университет. Изобретатели И. И. Ползунов и И. П. Кулибин. М. В. Ломоносов и его роль в становлении отечественной науки и образования. Литература: от классицизма к сентиментализму. Общественные идеи в произведениях А. П. Сумарокова, Г. Р. Державина, Д. И. Фонвизина. Рождение русского театра. Ф. Г. Волков. Русская архитектура XVIII в. Барокко в архитектуре Москвы и Петербурга. Шедевры Б. Растрелли. Переход к классицизму, создание архитектурных ансамблей в стиле классицизма в обеих столицах. В. И. Баженов, М. Ф. Казаков. Изобразительное искусство в России: мастера и произведения. Расцвет жанра парадного портрета в середине XVIII в. Новые веяния в изобразительном искусстве в конце столетия. Историческая живопись. Скульптурные произведения. Территория и население страны в начале XIX в. Административное и политическое устройство. Положение основных сословий. Разночинцы. Тенденции в развитии хозяйства: отходничество, промыслы, новшества в дворянских хозяйствах. 17 Внутренняя политика Александра I. Император АлександрI как личность и государственный деятель. Негласный комитет и «молодые друзья» императора. Проекты либеральных реформ. Первые шаги нового царствования. Реформы государственного управления. М. М. Сперанский. Создание министерств и Государственного совета. Указ о вольных хлебопашцах. Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике. Польская конституция 1815 г. Уставная грамота Российской империи Н. Н. Новосильцева и ее судьба. Крестьянский вопрос. Проекты отмены крепостного права. Отмена крепостного права в Прибалтике. А. А. Аракчеев. Военные поселения. Отказ императора от проведения реформ. Итоги царствования Александра I. Внешняя политика Александра I. Отношения с Османской империей и Персией. Присоединение Грузии. Война с Ираном, присоединение Северного Азербайджана. Война с Турцией, присоединение Бессарабии. Причины конфликта России с Францией. Война 1805—1807 гг. Тильзитский мир. Участие России в континентальной блокаде. Война со Швецией, присоединение Финляндии. Накануне Отечественной войны 1812 г. Вторжение «Великой армии». М. Б. Барклай де Толли, П. И. Багратион. Смоленское сражение. М. И. Кутузов. Бородинская битва. Совет в Филях. Народная война. Тарутинский маневр русской армии. Заключительный период войны. Победа над Наполеоном. Заграничный поход русской армии. Венский конгресс и его решения. Священный союз. Возрастание роли России в международной политике после победы над Наполеоном и Венского конгресса. Общественное движение в первой четверти XIX в. Становление общественного движения в России. Консерваторы. Н. М. Карамзин. «Записка о древней и новой России». Главные направления консервативной мысли. Дворянская оппозиция самодержавию. Причины возникновения тайных обществ. Тайные организации: «Союз спасения», «Союз благоденствия», Северное общество. Н. М. Муравьев. «Конституция». Южное общество. П. И. Пестель. «Русская правда». Взгляды членов тайных обществ на будущее страны. Кончина Александра I,междуцарствие. План выступления членов Северного общества. Восстание 14 декабря 1825 г. Срыв плана восстания. Выступление Черниговского полка. Итоги и последствия движения декабристов. Внутренняя политика Николая I. Реформаторские и консервативные тенденции в политике Николая I. Главные характеристики николаевского режима. Официальная идеология: православие, самодержавие, народность. С. С. Уваров. Формирование профессиональной бюрократии. Централизация управления. Создание III отделения императорской канцелярии. А. Х. Бенкендорф. Корпус жандармов. Кодификация законов. М. М. Сперанский. Полное собрание и Свод законов Российской империи. Сословная политика. Указ об обязанных крестьянах.Реформа государственных крестьян П. Д. Киселева. Финансовая реформа Е. Ф. Канкрина. Итоги внутренней политики Николая I. Внешняя политика Николая I. Крымская война. Восточный вопрос во внешней политике России. Расширение империи русско-иранская и русскотурецкая войны. Ункяр-Искелесийский мирный договор. Кавказская война. Россия и Западная Европа: особенности взаимного восприятия. Россия и революции 1848—1849 гг. в Европе. Распад Венской системы в Европе. Крымская война. Синопское сражение. П. С. Нахимов. Героическая оборона Севастополя. В. А. Корнилов, В. И. Истомин. Парижский мир 1856 г. Общественное движение во второй четверти ХIХ в. Общественное движение после декабристов. «Философическое письмо» П. Я. Чаадаева. Либеральное течение общественной мысли.Россия и Европа как центральный пункт общественных дебатов. Западники и славянофилы. Зарождение революционного движения. Кружки М. В. Буташевича-Петрашевского и Н. А. Спешнева. А. И. Герцен. Теория русского (общинного) социализма. Экономическое развитие России в 1801—1855 гг. Рост сельскохозяйственного производства, товарности сельского хозяйства. Использование передовых методов 18 ведения хозяйства. Кризис крепостнической системы. Начало промышленного переворота в 1830-х гг. Развитие фабричного производства. Формирование буржуазии и пролетариата. Новые промышленные центры. Расширение внутреннего рынка, рост ярмарочной торговли. Россия в системе международных экономических связей. Порты, торговые пути. Появление пароходов и железных дорог. Финансовая система. Стабилизация денежного обращения в 1830-х гг. Быт основных слоев населения. Жизнь дворянства: в сельской усадьбе и в городе. Чиновничество и разночинцы. Купечество. Духовенство. Крестьянство и работный люд. Просвещение и наука в первой половине XIX в. Изменения в системе образования. Новые университеты. Университетские уставы. Царскосельский лицей. Развитие науки и техники. Ученые-естествоиспытатели, изобретатели. Развитие исторической мысли. «История государства Российского» Н. М. Карамзина. С. М. Соловьев. Естественные науки. Экономическая мысль. Исследование территории и природных ресурсов России. Географические экспедиции. Кругосветные плавания русских моряков. Открытие Антарктиды. «Золотой» век русской культуры. Русская журналистика. Издание «Современника» и «Отечественных записок». В. Г. Белинский. Основные черты литературных стилей, наиболее характерные произведения. Основные направления в художественной культуре: сентиментализм, романтизм, классицизм, реализм. В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, К. Ф. Рылеев, Н. В. Гоголь, А. Н. Островский и др. Ампир в архитектуре как стиль империи. А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, К. И. Росси, О. И. Бове. Рождение русско-византийского стиля. Расцвет академической живописи. К. П. Брюллов. Переход к реализму. П. А. Федотов. Творчество скульпторов. Формирование русской музыкальной школы. М. И. Глинка. Драматургия и театральное искусство. М. С. Щепкин. Вступление на престол Александра II. Отмена крепостного права. Александр II. Причины Великих реформ. Предпосылки отмены крепостного права. Подготовка Крестьянской реформы. Главный комитет. Редакционные комиссии. Я. И. Ростовцев, Н. А. Милютин. Деятельность дворянских губернских комитетов. Манифест об отмене крепостного права. «Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости». Условия освобождения крестьян. Мировые посредники. Уставные грамоты. Временнообязанные. Значение отмены крепостного права. Великие реформы 1860—1870-х гг. Реформы 1860-1870-х гг. — движение к правовому государству и гражданскому обществу. Утверждение начал всесословности в правовом строе страны. Земская и городская реформы. Становление общественного самоуправления. Судебная реформа и развитие правового сознания. Введение института присяжных заседателей. Военная реформа. Д. А. Милютин. Устав о всеобщей воинской повинности. Реформы в сфере образования и цензуры. Значение Великих реформ. Внешняя политика в 60—70-е гг. XIX в. Присоединение Средней Азии. Россия на Дальнем Востоке. Пекинский договор с Китаем. Продажа Аляски Соединенным Штатам Америки. Россия и Балканы. Отказ от условий Парижского мира. «Союз трех императоров». Русско-турецкая война 1877—1878 гг. Штурм Плевны. Оборона Шипки. М. Д. Скобелев, И. В. Гурко, М. Т. Лорис-Меликов. Сан-Стефанский мир. Решения Берлинского конгресса. Общественное движение 1860-х — начала 1870-х гг. Консервативный лагерь: М. Н. Катков, К. П. Победоносцев. Положение либералов после Крестьянской реформы. Идеология и практика революционного лагеря. Отношение А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского к ситуации в России. Народничество. «Земля и воля». Прокламация «Молодая Россия». «Народная расправа» С. Г. Нечаева. Три направления в народничестве. Пропаганда революционных идей. П. Л. Лавров. Русский анархизм. М. А. Бакунин как вождь «бунтарского» направления. П. Н. Ткачев и тактика заговора и политического переворота. «Хождение в народ» и его провал. «Земля и воля» 1870-х гг. и ее распад на 19 «Народную волю» и «Черный передел». Террор народовольцев. Покушения на Александра II. Правление Александра III. «Контрреформы». Александр III: между либералами и консерваторами. Политика консервативной стабилизации. Манифест о незыблемости самодержавия. К. П. Победоносцев. «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия». «Контрреформы». Ограничение общественной самодеятельности. Пересмотр положений судебной реформы. Местное самоуправление и самодержавие. Учреждение института земских начальников. Положение о земских учреждениях. Фабричное законодательство. Упрочение статуса великой державы. Н. К. Гирс. Россия на Балканах. Европейское направление внешней политики. Отношения с Болгарией. Проблемы в отношениях с Германией. Курс на сближение с Францией. Русскофранцузская военная конвенция. Общественное движение в России в 1880-х — начале 1890-х гг. Консерваторы как защитники самодержавия и сторонники контрреформ. Либералы и эволюционный путь развития общества. Идея созыва Земского собора. Народники. «Террористическая фракция ―Народной воли‖». Н. К. Михайловский. Теория малых дел. Распространение марксизма. Г. В. Плеханов. Группа «Освобождение труда». Социально-экономическое развитие пореформенной России. Изменения в социальной структуре. Традиции и новации в жизни пореформенной деревни. Отработки. Развитие капитализма в сельском хозяйстве. Процесс расслоения крестьянства. Приспособление помещиков к новым условиям хозяйствования. Завершение промышленного переворота в России. Новые отрасли промышленности и экономические районы. Индустриализация и урбанизация. Железные дороги и их роль в экономической и социальной модернизации. Торговля и финансы пореформенной России. Иностранный капитал в России. Население России во второй половине XIX в. Сельский и городской быт. Дворянство: традиции и новации в образе жизни этого сословия. Технический прогресс и его проявления в городах. Горожане. Купечество. Быт промышленных рабочих. Образ жизни крестьян — наиболее многочисленной части населения. Большой разрыв между бытовыми условиями и культурой в городе и в деревне. Культура России второй половины XIX в. Совершенствование образовательной системы, отмена сословных ограничений.Начальные народные училища, мужские и Реальные училища. Усиление государственного контроля за системой образования. Циркуляр «о кухаркиных детях». Достижения российской науки. Становление национальной научнойшколы и ее вклад в мировое научное знание. И. И. Мечников, А . М. Бутлеров, Д. И. Менделеев. Историки С. М. Соловьев и В. О. Ключевский. Творчество русских писателей как отражение общественных процессов. Реалистическое направление в живописи. Бунт в Академии художеств. Передвижники. В. Г. Перов, И. Н. Крамской, И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. А. Серов, М. А. Врубель. Расцвет музыкальной культуры. Новаторство композиторов — членов «Могучей кучки». П. И. Чайковский. Скульптура. Театральное искусство. Россия на рубеже XIX—XX вв.: территория, население, общество. Административнотерриториальное деление. Численность населения. Этнический и конфессиональный состав населения. Социальная структура: сословия и классы. Экономика России на рубеже веков: достижения и противоречия. Необходимость модернизации. Индустриальное развитие страны. С. Ю. Витте. Винная монополия. Денежная реформа. Ускоренное железнодорожное строительство. Иностранный капитал. Монополии и банки. Рабочее движение. Состояние аграрного сектора. Самодержавие и оппозиция в начале XX в. «Охранять начала самодержавия». Нарастание оппозиционных настроений в стране. Создание РСДРП. Большевики и меньшевики. Неонародничество. Возникновение партии социалистов-революционеров (ПСР), или эсеров. Либеральная оппозиция. П. Н. Милюков. «Союз освобождения». Русско-японская война 1904-1905 гг. Подвиг крейсера «Варяг». С. О. Макаров. Оборона 20 Порт-Артура. Крупнейшие сухопутные сражения. Цусимское сражение. Портсмутский мир. Первая российская революция (1905—1907). «Кровавое воскресенье» 9 января 1905 г. Г. А. Гапон. Расстрел демонстрантов. Нарастание революции. Создание Совета уполномоченных в ходе стачки в Иваново-Вознесенске. Восстание на броненосце «Потемкин». Втягивание в революционную борьбу крестьянства и интеллигенции. Всероссийская октябрьская политическая стачка. Манифест 17 октября 1905 г. Государственная дума — новый орган власти. Продолжение революционных выступлений. Декабрьское вооруженное восстание 1905 г. в Москве. Основные государственные законы 23 апреля 1906 г. Новая система органов государственной власти. Права и обязанности граждан. Формирование многопартийной системы. Создание либеральных партий: кадетов, октябристов. А. И. Гучков. Тактика либералов. Правомонархические партии. В. М. Пуришкевич. Национальные партии и организации. Избирательная кампания в I Государственную думу. Деятельность I и II Государственной думы. «Третьеиюньский переворот». Завершение революции, ее итоги. Россия в 1907—1914 гг.: накануне Первой мировой войны. Россия после революции 1905—1907 гг. III и IV Государственная дума. Идейно-политический спектр. Уроки революции: политическая стабилизация и социальные преобразования. П. А. Столыпин: программа реформ, масштаб и результаты. Экономический подъем. Формирование основ гражданского общества. Незавершенная модернизация. Нарастание социальных противоречий в стране. Новый подъем общественного движения. Повседневная жизнь горожан и крестьян. Стремительная урбанизация. Бурное градостроительство. А. В. Щусев. Ф. О. Шехтель. Городская архитектура. Жизнь городского населения. Изменения в жизни села. Просвещение и наука на рубеже XIX—XX вв. Развитие народного просвещения: попытка преодоления разрыва между образованным обществом и народом. Демократизация среднего и высшего образования. Народные университеты. Развитие есте ственно-научной мысли. В. И. Вернадский. К. Э. Циолковский. И. П. Павлов. Полярные экспедиции. А. В. Колчак. Г. Я. Седов. Достижения гуманитарных наук. В. О. Ключевский. А. А. Шахматов. Культура Серебряного века. Реалистическое направление в литературе и искусстве. Л. Н. Толстой. А. П. Чехов. С. Т. Коненков. А. С. Голубкина. К. С. Станиславский. Обращение к народному творчеству. Новые явления в художественной культуре. Символизм — поэты А. Блок, В. Брюсов, А. Белый; художники А. Н. Бенуа, К. А. Сомов, И. Я. Билибин и др. С. П. Дягилев и «Мир искусства». Футуризм — поэты В. В. Маяковский, В. Хлебников, И. Северянин; художники П. П. Кончаловский, Р. Р. Фальк (группа «Бубновый валет»), М. Ф. Ларионов, Н. С. Гончарова, К. С. Малевич (группа «Ослиный хвост»). Абстрактная (беспредметная) живопись К. С. Малевича. Драматический театр: традиции и новаторство. Система К. С. Станиславского в Московском Художественном театре. Зарождение отечественного киноискусства. Вера Холодная. Иван Мозжухин. Вокальная школа Большого театра — тенор Л. В. Собинов и сопрано А. В. Нежданова. Ф. И. Шаляпин —всемирно известный бас. Отечественный балет — А. Павлова, В. Нежинский, М. Кшесинская, Т. Карсавина и др. «Русские сезоны» С. П. Дягилева в Париже.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



урока

Наименование разделов и тем

Плановые сроки прохождения темы

Фактические сроки прохождения темы и/или коррекция

Раздел I.История Древнего мира и Средневековья (31 ч.).

Введение. Периодизация российской истории.



Заселение территории нашей страны человеком.



Территория нашей страны в в глубокой древности древности



Восточные славяне в древности



Создание Древнерусского государства



Теории образования Древнерусского государства.
Этноним «Русь»



Русь при первых князьях



Правление князя Владимира



Расцвет Руси при Ярославе Мудром



Русь при Ярославичах и Владимире Мономахе



Общество и хозяйство Древней Руси



Владимиро-Суздальское княжество



Господин Великий Новгород



Русские княжества периода Феодальной раздробленности



Культура Древней Руси IX— начала XIII в. (литература, устное народное творчество)



Культура Древней Руси IX— начала XIII в. (изобразительное искусство, архитектура)



Повторительно-обобщающий урок по теме «История России в IX-XIII веке»



Урок контроля знаний по теме «История России в IX-XIII веке»



Нашествие монголов на Русь



Борьба Руси с западными захватчиками



Владимирская Русь под властью Золотой Орды



Возвышение Москвы



Правление Дмитрия Донского



Северо-Восточная Русь в конце XIV — первой половине XV в.



Внешняя политика Ивана III и Василия III



Хозяйство иобщество Россииво второй половине XV — начале XVI в.



Русская культура XIII—XV вв. (литература, устное народное творчество)



Русская культура XIII—XV вв. (изобразительное искусство, архитектура)



Повторительно-обобщающий урок по теме «История России в XIV-XV веке»



Урок контроля знаний по теме «История России в XIV-XV веке»



Начало правления Ивана IV



Реформы Ивана Грозного



Ливонская война



Опричнина



Россия в конце XVI в.



Повторительно-обобщающий урок по теме История России в XVI в.»



Причины Смутного времени



Начало Смуты



Апогей Смуты



Правление Михаила Романова



На пути к абсолютной монархии



Хозяйственное развитие страны



Социальный строй в XVII в.



Социальные выступления в XVII в.
«Бунташный век»



Церковный раскол и дело патриарха Никона



Внешняя политика первых Романовых



Русская культура XVI—XVII вв. (литература, устное народное творчество)



Русская культура XVI—XVII вв. (изобразительное искусство)



Русская культура XVI—XVII (архитектура)



Повторительно-обобщающий урок по теме «История России в XVI Iвеке»



Урок контроля знаний по теме «История России в XVII веке»



Россия накануне Петровских реформ



Предпосылки Петровских реформ



Северная война и Ништадтский мир



Gреобразования государственного аппарата



Социально-экономическая политика Петра I



Социально-экономическая политика Петра I



Итоги Петровских реформ. Цена реформ



Эпоха дворцовых переворотов (Екатерина I, Петр II)



Эпоха дворцовых переворотов (Анна Иоанновна)



Эпоха дворцовых переворотов



Царствование Петра III и начало эпохи Екатерины II



Внешняя политика России в середине XVIII в.



Царствование Петра III и начало эпохи Екатерины II



Внутренняя политика Екатерины II



Внешняя политика России в 1762—1796 гг.( восточное направление)



Внешняя политика России в 1762—1796 гг. (западное направление)



Царствование Павла I



Культура России в середине — конце XVIII в (литература)




Культура России в середине — конце XVIII в. (живопись)




Культура России в середине — конце XVIII в (архитектура)




Повторительно-обобщающий урок по теме «История России в XVIII веке»



Урок контроля знаний по теме «История России в XVIII веке»



Территория и население страны в начале XIX в.



Территория и население страны в начале XIX в.



Внешняя политика Александра I



Общественное движение в первой четверти XIX в.



Внутренняя политика Николая I



Внешняя политика Николая I. Крымская война



Общественное движение во второй чет- верти XIX в.



ЭкономическоеразвитиеРоссиив 1801— 1855 гг.



Быт основных слоев населения



Просвещение и наука в первой половине XIX в.



«Золотой» век русской культуры (литература)



«Золотой» век русской культуры (живопись)




«Золотой» век русской культуры (архитектура)




Вступление на престол Александра II. Отмена крепостного права



Внешняя политика в 60—70-егг.XIXв.



Общественноедвижение1860-х— начала 1870-х гг.



Правление Александра III. «Контрреформы»



Общественное движение вРоссии в 1880-х — начале 1890-х гг.



Социально-экономическое развитие пореформенной России



Население России во второй половине XIX в. Сельский и городской быт



Культура России второй половины XIX в. (литература)




Культура России второй половины XIX в. (живопись)




Культура России второй половины XIX в. (архитектура)




Повторительно-обобщающий урок по теме «История России в XIX веке»



Урок контроля знаний по теме «История России в XIX веке»



Россия на рубеже XIX—XX вв.: территория, население, общество



Экономика России на рубеже веков: достижения и противоречия



Экономика России на рубеже веков: достижения и противоречия. Споры в исторической историографии



Самодержавие и оппозиция в начале XX в.



Первая российская революция (1905— 1907)



Россия в 1907—1914 гг.: накануне Первой мировой войны



Столыпинские реформы (аграрная реформа)



Столыпинские реформы (военная, образовательная,судебная)



Столыпинские реформы: успех или провал?



Просвещение и наука на рубеже XIX— XX вв.



Просвещение и наука на рубеже XIX— XX вв.



Культура Серебряного века (литература)



Культура Серебряного века (живопись)



Культура Серебряного века (архитектура)



Повторительно-обобщающий урок по теме «История России в начале XX века»



Урок контроля знаний по теме «История России в начале века»



Итоговое повторение по курсу «История»



Урок контроля знаний по курсу «История»



Итоговое повторение по курсу «История»



Итоговое повторение по курсу «История»



Итоговое повторение по курсу «История»



Итоговое повторение по курсу «История»





СОГЛАСОВАНО. Протокол заседания ШМО учителей гуманитарного цикла №_____

«28» августа 2020 г. Председатель ШМО _______/Иванова А.А./


СОГЛАСОВАНО

«29» августа 2020 г. Зам. директора по УВР _______/Хомякова И.Е./








ГРАФИК КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ


Тема контрольной работы

Плановые сроки


Фактические сроки


1

Урок контроля знаний по теме «История России в IX-XIII веке»




2

Урок контроля знаний по теме «История России в XIV-XV веке»




3

Урок контроля знаний по теме «История России в XVII веке»




4

Урок контроля знаний по теме «История России в XVIII веке




5

Урок контроля знаний по теме «История России в XIX веке»




6

Урок контроля знаний по теме «История России в начале века»




7

Урок контроля знаний по курсу «История»










































Лист регистрации изменений


№ п/п

Дата изменения

Причина изменения

Корректирующие действия




























































































































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!