СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по истории. 9 класс.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа составлена в соответствии с ФГОС 000, на основании авторских программ М.В.Пономарёва, С.В. Тырина «Всеобщая история. Новая история» и И.Л. Андреева, О.В. Волобуева, Л.М. Ляшенко «История России», учебников 8 класса Бурина С.Н., Митрофанова А.А, Пономарёва М.В. «Всеобщая история. История Нового времени» и Ляшенко Л.М., Волобуева О.В, Симоновой Е.В «История России XIX - начало  XX векa» 9класс.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории. 9 класс.»


МБОУ ”ИСАДСКАЯ СОШ”


«Рассмотрено»

на заседании педагогического совета. Протокол № 1 от

«З0» августа 2019г.


«Проверено»

Заместитель директора по УВР - Ларкина Л. В.

«З0» августа 2019г.



____________________


«Утверждаю»

Директор

Шаров Н. В.

«З0» августа 2019г.


__________________




Рабочая программа


по истории для 9 класса


Срок реализации с 01.09.2019 по 31.05.2020г.

2 часа в неделю - всего 70 часов



Программа составлена в соответствии с ФГОС 000, на основании авторских программ М.В.Пономарёва, С.В. Тырина «Всеобщая история. Новая история» и И.Л. Андреева, О.В. Волобуева, Л.М. Ляшенко «История России», учебников 8 класса Бурина С.Н., Митрофанова А.А, Пономарёва М.В. «Всеобщая история. История Нового времени» и Ляшенко Л.М., Волобуева О.В, Симоновой Е.В «История России XIX - начало XX векa»


Учитель истории и обществознания

первой квалификационной категории

Устименко Т. Н.


с. Исады

2019 – 2020 учебный год


Пояснительная записка

к рабочей программе по Истории. XIX век.

Рабочая про грамма создана на основе:

      • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897);

      • Примерной программы по истории для 5-9 классов;

      • авторской программы по истории для 8 классов ( «Новая история»: под редакцией М.В. Пономарёв, С.В. Тырин; издательство «Дрофа»

      • Историко-культурного стандарта.

Интегративная цель изучения курса новейшей истории состоит в овладении учащимися основами знаний и конкретными представлениями об историческом пути, как нашей страны, так и мира в целом, социальном, духовном опыте и создании на этой основе условий для формирования целостного духовного мира личности, освоения ею выработанных в ходе исторического развития ценностей, социализации и социальной адаптации.

Данная цель реализуется в процессе решения следующих задач:

  • усвоение наиболее актуальных, общественно и личностно значимых знаний и обобщенных представлений об основных этапах, явлениях, процессах, тенденциях новейшей истории, позволяющих школьнику успешно ориентироваться в социальной реальности, взаимодействовать с социальной средой, приобрести опыт самоопределения по отношению к ней;

  • усвоение основных понятий и терминов исторической науки, совершенствование умений и навыков работы с разнообразными источниками информации;

  • формирование на основе личностно-эмоционального осмысления новейшей истории уважительного отношения к предшествующим поколениями, готовности к конструктивному восприятию иных, отличного от собственного, мнений, к диалогу, позитивному разрешению возникающих конфликтов;

  • обогащение опыта применения исторических знаний для анализа современного положения, формирования способов адаптации к социальной среде, включения учащихся в жизнь общества.

Материалы истории Симбирского края включаются в федеральные программы по истории с учетом хронологических и закономерных связей. Принцип интеграции регионального компонента с общим курсом истории в основной школе создает методические возможности для наилучшего решения задачи – формирования системы знаний путем повторения основных понятий. Кроме того, выявление особенностей исторического развития родного края, понимание их взаимосвязи с историей Отечества и мира способствует достижению основной цели исторического образования – овладению совокупностью знаний об историческом пути и опыте народов России и человечества.

Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса

В результате изучения истории ученик должен знать/понимать:

  • основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

  • изученные виды исторических источников;

уметь:

  • соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;

  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

  • высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;

  • объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

  • использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.


К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся:

• российская гражданская идентичность, патриотизм, любовь и уважение к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, прошлое многонационального народа России;

• осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и своего края в контексте общемирового культурного наследия;

• усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, гуманистических традиций и ценностей современной цивилизации, уважение прав и свобод человека;

• осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

• понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность как норма осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира.

Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующем:

• способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации;

• умение работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями (определение и ограничение понятий, становление причинно-следственных и родовидовых связей и др.);

• использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях и ресурсов сети Интернет;

• способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

• готовность к коллективной работе, к сотрудничеству с соучениками, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;

• умение работать в группе, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами, продуктивно разрешать конфликт на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.

Предметные результаты освоения курса отечественной истории предполагают, что у учащегося сформированы:

• целостные представления о месте и роли России в мировой истории;

• базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития России с древности до настоящего времени;

• способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий российской истории;

• способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого России;

• умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;

• умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;

• уважение к отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов России; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны.

В результате изучения курса ученик научится:

• локализовать во времени основные этапы отечественной истории Нового времени, соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;

• использовать историческую карту как источник информации о границах России в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений — походов, завоеваний, колонизаций и др.;

• анализировать информацию различных источников по отечественной истории Нового времени;

• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной истории периода Нового времени;

• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной истории Нового времени;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;

• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной истории периода Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействия между народами и др.);

• сопоставлять развитие России и других стран в Новое время; сравнивать исторические ситуации и события;

• давать оценку событиям и личностям отечественной истории периода Нового времени.

Учение получит возможность научиться:

• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России в Новое время;

• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиции автора и др.);9

• сравнивать развитие России и других стран в Новое время; объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;

• применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

МОДУЛЬ 1

РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В XIX — НАЧАЛЕ XX ВЕКА

Россия на пути к реформам (первая половина XIX в.) Александровская эпоха: государственный либерализм

Проекты либеральных реформ Александра I. Внешние и внутренние факторы. Негласный комитет и «молодые друзья» императора. Реформы государственного управления. М. М. Сперанский.

Эпоха 1812 г. Война России с Францией 1805—1807 гг. Тильзитский мир. Война со Швецией 1809 г. и присоединение Финляндии. Война с Турцией и Бухарестский мир 1812 г. Отечественная война 1812 г. — важнейшее событие российской и мировой истории XIX в. Венский конгресс и его решения. Священный союз. Возрастание роли России после победы над Наполеоном и Венского конгресса.

27Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике. Польская конституция 1815 г. Военные поселения. Дворянская оппозиция самодержавию. Тайные организации: Союз спасения, Союз благоденствия, Северное и Южное общества. Восстание декабристов 14 декабря 1825 г.

Николаевское самодержавие: государственный консерватизм

Реформаторские и консервативные тенденции в политике Николая I. Экономическая политика в условиях политической консервации. Государственная регламентация общественной жизни. Централизация управления, политическая полиция, кодификация законов, цензура, попечительство об образовании. Крестьянский вопрос. Реформа государственных крестьян П. Д. Киселева 1837—1841 гг. Официальная идеология: православие, самодержавие, народность. Формирование профессиональной бюрократии. Прогрессивное чиновничество: у истоков либерального реформаторства. Расширение империи: русско-иранская и русско-турецкая войны. Россия и Западная Европа: особенности взаимного восприятия. «Священный союз». Россия и революции в Европе. «Восточный вопрос». Распад Венской системы в Европе. Крымская война. Героическая оборона Севастополя. Парижский мир 1856 г.

Крепостнический социум. Деревня и город

Сословная структура российского общества. Крепостное хозяйство. Помещик и крестьянин, конфликты и сотрудничество. Промышленный переворот и его особенности в России. Начало железнодорожного строительства. Москва и Санкт-Петербург: спор двух столиц. Города как административные, торговые и промышленные центры. Городское самоуправление.

Культурное пространство

Национальные корни отечественной культуры и западные влияния. Государственная политика в области культуры. Основные стили в художественной культуре: романтизм, классицизм, реализм. Ампир как стиль империи. Культ гражданственности. «Золотой век» русской литературы. Формирование русской музыкальной школы. Театр, живопись, архитектура. Развитие науки и техники. Географические экспедиции. Открытие Антарктиды. Деятельность Русского географического общества. Школы и университеты. Народная культура. Культура повседневности: обретение комфорта. Жизнь в городе и в усадьбе. Российская культура как часть европейской культуры.

Пространство империи: этнокультурный облик страны

Народы России в первой половине XIX в. Многообразие культур и религий Российской империи. Православная церковь и основные конфессии (католичество, протестантство, ислам, иудаизм, буддизм). Взаимодействие народов. Особенности административного управления на окраинах империи. Царство Польское. Польское восстание 1830—1831 гг. Присоединение Грузии и Закавказья. Кавказская война. Движение Шамиля.

Формирование гражданского правосознания. Основные течения общественной мысли

Западное просвещение и образованное меньшинство: кризис традиционного мировосприятия. «Золотой век» дворянской культуры. Идея служения как основа дворянской идентичности. Эволюция дворянской оппозиционности. Формирование генерации просвещенных людей: от свободы для немногих к свободе для всех. Появление научных и литературных обществ, тайных политических организаций. Распространение либеральных идей. Декабристы — дворянские революционеры. Культура и этика декабристов. Общественная жизнь в 1830—1850-е годы. Роль литературы, печати, университетов в формировании независимого общественного мнения. Общественная мысль: официальная идеология, славянофилы и западники, зарождение социалистической мысли. Складывание теории русского социализма. А. И. Герцен. Влияние немецкой философии и французского социализма на русскую общественную мысль. Россия и Европа как центральный пункт общественных дебатов.

Россия в эпоху реформ (вторая половина XIX в.) Преобразования Александра II: социальная и правовая модернизация

Реформы 1860—1870-х годов — движение к правовому государству и гражданскому обществу. Крестьянская реформа 1861 г. и ее последствия. Крестьянская община. Земская и городская реформы. Становление общественного самоуправления. Судебная реформа и развитие правового сознания. Военные реформы. Утверждение начал всесословности в правовом строе страны. Конституционный вопрос. Многовекторность внешней политики империи. Завершение Кавказской войны. Присоединение Средней Азии. Россия и Балканы. Русско-турецкая война 1877—1878 гг. Россия на Дальнем

Востоке. Основание Хабаровска.

«Народное самодержавие» Александра III

Идеология самобытного развития России. Государственный национализм. Реформы и «контрреформы». Политика консервативной стабилизации. Ограничение общественной самодеятельности. Местное самоуправление и самодержавие. Независимость суда и администрация. Права университетов и власть попечителей. Печать и цензура. Экономическая модернизация через государственное вмешательство в экономику. Форсированное развитие промышленности. Финансовая политика. Консервация аграрных отношений. Пространство империи. Основные сферы и направления внешнеполитических интересов. Упрочение статуса великой державы. Освоение государственной территории.

Пореформенный социум. Сельское хозяйство и промышленность

Традиции и новации в жизни пореформенной деревни. Общинное землевладение и крестьянское хозяйство. Взаимозависимость помещичьего и крестьянского хозяйств. Помещичье «оскудение». Социальные типы крестьян и помещиков. Дворяне-предприниматели. Индустриализация и урбанизация. Железные дороги и их роль в экономической и социальной модернизации. Миграция сельского населения в города. Рабочий вопрос и его особенности

в России. Государственные, общественные и частнопредпринимательские способы его решения.

Культурное пространство

Культура и быт народов России во второй половине XIX в. Развитие городской культуры. Технический прогресс и перемены в повседневной жизни. Развитие транспорта, связи. Рост образования и распространение грамотности. Появление массовой печати. Роль печатного слова в формировании общественного мнения. Народная, элитарная и массовая культура. Российская культура XIX в. как часть мировой культуры. Становление национальной научной школы и ее вклад в мировое научное знание. Достижения российской науки. Создание Российского исторического общества. Общественная значимость художественной культуры. Литература, живопись, музыка, театр. Архитектура и градостроительство.

Этнокультурный облик империи

Основные регионы Российской империи и их роль в жизни страны. Поляки. Евреи. Армяне. Татары и другие народы Урала и Поволжья. Кавказские народы. Народы Средней Азии. Народы Сибири и Дальнего Востока. Народы Российской империи во второй половине XIX в. Правовое положение различных этносов и конфессий. Процессы национального и религиозного возрождения у народов Российской империи. Национальная политика самодержавия: между учетом своеобразия и стремлением к унификации. Укрепление автономии Финляндии. Польское восстание 1863 г. Еврейский вопрос. Национальные движения народов России. Взаимодействие национальных культур и народов.

30Формирование гражданского общества и основные направления общественных движений

Общественная жизнь в 1860—1890-х годах. Рост общественной самодеятельности. Расширение публичной сферы (общественное самоуправление, печать, образование, суд). Феномен интеллигенции. Общественные организации. Благотворительность. Студенческое движение. Рабочее движение. Женское движение. Идейные течения и общественное движение. Влияние позитивизма, дарвинизма, марксизма и других направлений европейской общественной мысли. Консервативная мысль. Национализм. Либерализм и его особенности в России. Русский социализм. Русский анархизм. Формы политической оппозиции: земское движение, революционное подполье и эмиграция. Народничество и его эволюция. Народнические кружки: идеология

и практика. Большое общество пропаганды. «Хождение в народ». «Земля и воля» и ее раскол. «Черный передел» и «Народная воля». Политический терроризм. Распространение марксизма и формирование социал-демократии. Группа «Освобождение труда». «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». I съезд РСДРП.

Кризис империи в начале ХХ века На пороге нового века: динамика и противоречия развития

Экономический рост. Промышленное развитие. Новая география экономики. Урбанизация и облик городов. Новониколаевск (Новосибирск) — пример нового транспортного и промышленного центра. Отечественный и иностранный капитал, его роль в индустриализации страны. Россия — мировой экспортер хлеба. Аграрный вопрос. Демография, социальная стратификация. Разложение сословных структур. Формирование новых социальных страт. Буржуазия. Рабочие: социальная характеристика и борьба за права. Средние городские слои. Типы сельского землевладения и хозяйства. Помещики и крестьяне. Положение женщины в обществе. Церковь в условиях кризиса имперской идеологии. Распространение светской этики и культуры. Имперский центр и регионы. Национальная политика, этнические элиты и национально-культурные движения. Россия в системе международных отношений. Политика на Дальнем Востоке. Русско-японская война 1904—1905 гг. Оборона Порт-Артура. Цусимское сражение.

Первая российская революция 1905—1907 годов. Начало парламентаризма

Николай II и его окружение. Деятельность В. К. Плеве на посту министра внутренних дел. Оппозиционное либеральное движение. «Союз освобождения». «Банкетная кампания». Предпосылки Первой российской революции. Формы социальных протестов. Борьба профессиональных революционеров

с государством. Политический терроризм. «Кровавое воскресенье» 9 января 1905 г. Выступления рабочих, крестьян, средних городских слоев, солдат и матросов. «Булыгинская конституция». Всероссийская октябрьская политическая стачка. Манифест 17 октября 1905 г. Формирование многопартийной системы. Политические партии, массовые движения и их лидеры. Неонароднические партии и организации (социалисты-революционеры). Социал-демократия: большевики и меньшевики. Либеральные партии (кадеты, октябристы). Национальные партии. Правомонархические партии в борьбе с революцией. Советы и профсоюзы. Декабрьское вооруженное восстание 1905 г. в Москве. Особенности революционных выступлений в 1906—1907 гг.

Избирательный закон 11 декабря 1905 г. Избирательная кампания в I Государственную думу. Основные государственные законы 23 апреля 1906 г. Деятельность I и II Государственной думы: итоги и уроки.

Общество и власть после революции

Уроки революции: политическая стабилизация и социальные преобразования. П. А. Столыпин: программа системных реформ, масштаб и результаты. Незавершенность преобразований и нарастание социальных противоречий. III и IV Государственная дума. Идейно-политический спектр. Общественный и социальный подъем. Национальные партии и фракции в Государственной думе. Обострение международной обстановки. Блоковая система и участие в ней России. Россия в преддверии мировой катастрофы.

«Серебряный век» российской культуры

Новые явления в художественной литературе и искусстве. Мировоззренческие ценности и стиль жизни. Литература на чала XX в. Живопись. «Мир искусства». Архитектура. Скульптура. Драматический театр: традиции и новаторство. Музыка. «Русские сезоны» в Париже. Зарождение российского кинематографа. Развитие народного просвещения: попытка преодоления разрыва между образованным обществом и народом. Открытия российских ученых. Достижения гуманитарных наук. Формирование русской философской школы. Вклад России начала XX в. в мировую культуру.

Региональный компонент

Наш регион в XIX в.

32МОДУЛЬ 2МММ

МОДУЛЬ 2

НОВАЯ ИСТОРИЯ. XIX В.

Введение. Понятия индустриальное и традиционное общество. От традиционного общества к обществу индустриальному. Модернизация – процесс разрушения традиционного общества. Основные черты индустриального общества: господство товарного производства и рыночных отношений, конкуренция, быстрая техническая модернизация. Завершение промышленного переворота.

Тема 1. Французская революция XVIII века и Наполеоновская эпоха 6 ч.

Основные идеи эпохи Просвещения и их реализация в ходе Великой французской революции. Вопрос о целях и средствах в общественном прогрессе. Причины революции, абсолютизм во Франции. Политика Людовика 16-го. Начальный этап революции. Развитие революции. Требования буржуазии и санкюлотов. Казнь короля. Якобинская диктатура. Директория. Окончание революции. Наполеон Бонапарт ( 1799–1815 гг.), судьба и особенности личности. Империя Наполеона во Франции (1804 г.), Гражданский кодекс. Наполеоновские войны в Европе: причины, основные события (1805, 1812, 1815 гг.), последствия: утрата национальной независимости и уничтожение преград на пути перехода от аграрного к индустриальному обществу в Европе.

Тема2 : Европа в XIX – начале ХХ в..

Венский конгресс 1815 г.: противоречия между великими державами, установление новых границ и правил международных отношений Нового времени. Реставрация дореволюционных монархий и Священный Союз. Варианты перехода от аграрного к индустриальному обществу в Европе: парламентские реформы и рабочее чартистское движение в Англии, революции в континентальной Европе. Восточный вопрос международных европейских отношений. Европейские революции 1848–1849 гг.: причины, основные события в разных странах, результаты. Национальные идеи и образование единых государств в Германии (1871 г.) и Италии (1861 г.): причины, основные события и результаты (Итальянское королевство и Германская империя). Роль О. фон Бисмарка (особенности личности и политических взглядов). Роль Д. Гарибальди. Борьба народов Юго-Восточной Европы за

независимость от Османской империи и образование национальных государств. Ускорение модернизации и формирование индустриального общества в ведущих европейских странах. Социальный реформизм во второй половине XIX в.: расширение избирательных прав, появление профсоюзов рабочих и рост их влияния. Рост общественных противоречий: парламентская борьба в Англии, Парижская коммуна, социал-демократическая партия Германии.


Тема 3: Страны Америки в конце XVIII - начале XX века

США в XIX в. модернизация, отмена рабства и сохранение республики. Увеличение территории США. «Земельная лихорадка». Особенности промышленного переворота и экономическое развитие в первой половине XIX в. С. Маккормик. Идеал американского общества – фермер, «человек, у которого нет хозяина». Плантационное рабовладельческое хозяйство на Юге. Положение рабов-негров. Движение протеста. Аболиционизм. Восстание Джона Брауна. Нарастание конфликта между Севером и Югом. Авраам Линкольн - президент, сохранивший целостность государства. Мятеж Юга. Гражданская война. Отмена рабства. Закон о гомстедах. Победа северян.

США: империализм и вступление в мировую политику. Особенности экономического развития страны после гражданской войны. «Фермер чувствует себя покинутым». Господство трестов. Президентская республика. Структура американского общества. Нерешенные социальные проблемы. АФТ. Теодор Рузвельт и политика реформ. Доктрина Монро. Агрессивная внешняя политика США.

Латинская Америка. Национально-освободительная борьба народов Латинской Америки. С. Боливар. Образование и развитие независимых государств. «Век каудильо». Экономическое развитие. «Латиноамериканский плавильный котел».

Тема 4: Азия и Африка в XIX- начале XX века

Япония. Кризис традиционализма. Насильственное «открытие» Японии европейскими державами. Революция Мэйдзи. Эпоха модернизации. Первые реформы. Новые черты экономического развития. Особенности политического устройства. Изменения в образе жизни общества. Поворот к национализму. Колониальная политика.

Китай. Насильственное «открытие» Китая. Движение тайпинов – попытка воплотить утопию в жизнь. Раздел Китая на сферы влияния. Курс на модернизацию страны не состоялся. Восстание 1899-1900 гг. Превращение Китая в полуколонию индустриальных держав.

Индия. Особенности колониального режима в Индии. Насильственное разрушение традиционного общества. Восстание 1857-1859 гг. Аграрное перенаселение страны, голод и эпидемии. ИНК: «умеренные» и «крайние». Балгангадхар Тилак.

Африка. Традиционное общество на африканском континенте. Занятия населения. Культы и религии. Раздел Африки европейскими державами. Независимые государства. Либерия и Эфиопия. Борьба Эфиопии за независимость. Особенности колонизации Южной Африки. Создание ЮАС. Европейская колонизация Африки. Восстание гереро и готтентотов.

Тема 5: Международные отношения в конце XIX- начале XX в.

Отсутствие системы европейского равновесия в XIX в. Начало распада Османской империи. Политическая карта мира к началу XX в. Нарастание противоречий между великими державами и основные узлы противоречий. Тройственный союз. Франко-русский союз. Англо-германское соперничество. Антанта. Первые империалистические войны. Балканские войны – пролог Первой мировой войны. Пацифистское движение. II Интернационал






КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема урока

Элементы содержания

Виды деятельности учащихся

Д/з

Дата


план

факт

Введение


Первая половина XIX в. Вторая

половина XIX в. Начало ХХ в.


Актуализировать знания по курсу истории России XVIII в. Планировать деятельность по изучению истории России XIX — начала ХХ в. Характеризовать источники по российской истории XIX — начала ХХ в. Характеризовать территорию и геополити-ческое положение Российской империи к началу XIX в. (используя историческую карту) Рассказывать о положении отдельных слоев населения империи

С. 3—11



Социально-экономическое развитие Российской империи первой половине XIX века

Развитие сельского хозяйства России в первой половине XIX в.


Кризис крепостнической системы, его особенности и проявления. Попытки преодоления кризиса


Подтверждать с помощью конкретных фактов тезис о кризисе крепостнической системы в первой половине XIX в. Характеризовать функции сельской общины и объяснять ее значение в жизни крестьян Объяснять причины неудачи попыток преодоления кризиса крепостнической системы Уметь обосновать выбор вариантов ответа на главный вопрос урока

§1



Развитие промышленности, транспорта и торговли России в первой половине XIX в.


Влияние крепостного права на развитие промышленности. Начало промышленного переворота, его последствия. Внутренняя и внешняя торговля, финансовая система


Характеризовать развитие промышленности России в первой половине XIX в. (в том числе в сравнении с западноевропейскими странами) Использовать историческую карту для характеристики промышленного развития России Давать определение понятия промышленный переворот, Рассказывать о начале промышлен-ного переворота и его последствиях Объяснять связь между социальным расслоением крестьянства и развитием в России капитализма

§2



Российская империя в царствование Александра I

Внутренняя

и внешняя

политика России в 1801—1811 гг.


Личность нового императора.

«Негласный комитет». Реформы

М. М. Сперанского. Причины

свертывания реформ. Внешняя политика в 1801—1811 гг. Тильзитский мир 1807 г. и его последствия


Называть характерные, существенные черты внутренней поли-тики Александра I в начале XIX в. Давать определения понятий: министерство, вольные хлебопашцы, Государственный совет, либеральные реформы Обосновывать оценку деятельности М. М. Сперанского Начать составление характеристики (исторического портрета) Александра I Характеризовать основные цели и задачи внешней политики России в начале XIX в. Обосновывать оценку роли России в европейской политике в начале XIX в. Объяснять причины и последствия участия России в антифранцузских коали-циях Характеризовать Тильзитский мир, указывая его положи-тельные и отрицательные последствия для России Показывать на исторической карте территориальные приобретения России по итогам войн со Швецией, Турцией, Ираном Систематизировать данные о войнах России (в форме таблицы)

§3



Отечественная

война 1812 г.


Начало войны. Планы и силы сторон. Рост сопротивления русских войск. Назначение М. И. Кутузова главнокомандующим. Бородинское сражение. Оставле-ние Москвы. Тарутинский маневр. Патриотический подъем. Герои войны. Партизанское движение. Гибель «Великой армии». Заграничный поход русской армии

Рассказывать об основных событиях войны 1812 г., называть и характеризовать ее этапы используя историческую карту) Готовить сообщение об одном из участников Отечественной

войны 1812 г. (по выбору) (используя научнопопулярную литературу, материалы интернет-сайта «1812 год»: http://www.museum. ru/museum/1812/index.html и др.) Объяснять, в чем заключались непосредственные последствия Отечественной войны 1812 г. для российского общества Объяснять причины победы России над Наполеоном

§4



Внешняя и внутренняя политика России в 1815—1825 гг

Россия на Венском конгрессе. Роль и место России в Священном союзе. Отказ от преобразований. Усиление политической реакции в начале 820-х годов. Основные итоги внутренней

политики Александра I


Обосновывать оценку роли России в европейской политике в 1815—1825 гг. Показывать на исторической карте территориаль-ные приобретения России по решениям Венского Конгресса Характеризовать деятельность Священного союза и роль России в этой организации Давать определение понятия военные посе-ления Называть либеральные и консервативные меры Александра I, возможные причины изменения внутриполитического курса Завершить составление характеристики (исторического портрета) Александра I

§5



Общественная жизнь в России в первой четверти XIX в.



Консервативная общественная мысль. Идеология декабристов. 8

Тайные общества, их деятельность и эволюция


Характеризовать взгляды Н. М. Карамзина на прошлое и настоящее России Давать определения понятий: консерватизм, декабризм, радикализм, либерализм; Раскрывать предпосылки и цели движения декабристов Составлять биографическую справку об участнике декабристского движения (по выбору) (используя научно-популярную литературу, материалы интернет-сайта «Виртуальный музей декабристов»: http://decemb. hobby.ru/ и др.)

§6



Восстание декабристов и его значение


Северное и Южное общества. Конституционные проекты. Междуцарствие. Восстание 14 декабря 1825 г. в Санкт-Петер-бурге. Восстание Черниговского полка. Историческое значение и последствия восстания декабристов

Анализировать программные документы декабристов, сравнивать их основные положения, определяя общее и различия Характеризовать цели выступления декабристов Раскрывать причины неудачи восстания декабристов Излагать оценки движения декабристов, определять свое отношение к декабристам и аргументировать оценку их деятельности

§7



Российская империя в царствование Николая I. 1825—1855 гг.

Охранительный курс

Николая I во внутренней политике

Личность императора Николая I. Централизация управления, насаждение военной дисциплины, патернализм. Идеология режима.

Охранительные мероприятия. Кодификация законодательства.

Борьба с вольнодумством

Составлять характеристику (исторический портрет) Николая I Характеризовать основные положения официальной идеологии («уваровскую триаду») Рассказывать о преобразованиях в облас-ти государственного управления, осуществленных во второй чет-верти XIX в., оценивать их последствия Давать определения понятий: кодификация законов, жандармерия Давать оценку деятельности М. М. Сперанского, С. С. Уварова, А. Х. Бенкендорфа

§8



Политика правительства

в социально-экономической сфере

Поддержка дворянства. Крестьянский

вопрос. Реформа управления государственными крестьянами. Денежная реформа

Характеризовать социальную политику Николая I, сравнивать ее с социальной политикой Петра I и Екатерины II, выявляя сходство и различия Давать оценку деятельности Е. Ф. Канкрина и П. Д. Киселева Объяснять причины отказа Николая I отменить крепостное право

§ 9



Россия в «европейском

оркестре» в 1826—1856 гг. Крымская война


Основные направления внешней политики. Восточный вопрос. Кавказская война. Россия и революционное движение в Европе.

Крымская война. Парижский мир

1856 г.

Характеризовать основные направления внешней политики России во второй четверти XIX в. Рассказывать о военных кампаниях — войнах с Ираном и Турцией, Кавказской войне (используя историческую карту) Давать определения понятий: мюридизм, имамат Объяснять причины Крымской войны Рас-сказывать о Крымской войне, характеризовать ее итоги (исполь-зуя историческую карту) Составлять характеристику защитников Севастополя Объяснять причины поражения России в Крымской войне

§10



Общественно-

политическая жизнь России 1830—1840-х гг.


«Философическое письмо» П. Я. Чаадаева и его значение. Запад-ничество. Славянофильство. Проникновение социалистичес-ких идей в Россию. Петрашевцы. А. И. Герцен и Н. П. Огарев. Теория русского (общинного) социализма»

Давать определения понятий: западники, славянофилы Сопоставлять взгляды западников и славянофилов на пути развития России, выявлять различия и общие черты Раскрывать историческое значение либеральных кружков 1830— 1840-х годов Объяснять причины начала проникновения социалистических идей в Россию Раскрывать основные положения

«русского (общинного) социализма» А. И. Герцена Составлять характеристику (исторический портрет) А. И. Герцена

§ 11



Российская культура первой половины XIX века

Просвещение и наука


Правительственная политика в сфере просвещения. Развитие образования, его сословный характер. Научные открытия. Русские первооткрыватели и путешественники.

Характеризовать достижения отечественной науки рассматриваемого периода Готовить сообщение о представителе российской науки первой половины XIX в. (по выбору) (используя научно-популярную литературу и интернет-ресурсы) Рассказывать о русских первооткрывателях и путешественниках рассматриваемого периода

§12



Литература как главное действующее лицо российской культуры


Сентиментализм. Романтизм. Утверждение реализма. Журналы и журналисты. Роль «толстых» журналов в общественной жизни


Характеризовать особенности сентиментализма и романтизма как художественных стилей и методов. Объяснять причины важной роли русской литературы и журналистики в общественной жизни России Готовить сообщение о деятеле русской литературы и журналистики первой половины XIX в. (по выбору) (используя научно-популярную литературу и интернет-ресурсы)

§13



Архитектура, живопись, музыка, театр


Архитектура. Ансамблевая за-стройка городов. Классицизм и ампир. Переход к эклектике. Рус-ско-византийский стиль. Класси-цизм, романтизм и реализм в жи-вописи. Развитие скульптуры. Становление русской националь-ной музыкальной школы. Рус-ское театральное искусство.

Литература и художественная культура народов России

Характеризовать достижения отечественной художественной культуры рассматриваемого периода Составлять описание памятников культуры первой половины XIX в, выявляя их художественные особенности и достоинства Готовить сообщение о представителе художественной культу-

ры первой половины XIX в., его творчестве (по выбору) (используя научно-популярную литературу и интернет-ресурсы) Проводить поиск информации

о культуре края в рассматриваемый период, представлять ее в устном сообщении и т. д.

§14



Повторение и контроль


Итоги уроков 1—15


Систематизировать исторический материал по изученной теме Характеризовать общие черты и особенности развития культуры России и государств Западной Европы в первой половине XIХ в. Выполнять контрольные тестовые задания по истории культуры России первой половины XIХ в. (по образцу ОГЭ) Решать предлагаемые проблемные задачи по теме Подводить итоги проектной деятельности




Эпоха Великих реформ

Отмена крепостного права


Личность Александра II. Необходимость и предпосылки реформы. Подготовка крестьянской реформы. Основные положения

Крестьянской реформы, ее значение


Характеризовать социально-экономическую ситуацию середины XIX в., предпосылки и причины отмены крепостного права Начать составление характеристики (исторического портрета) Александра II Систематизировать материал по подготовке отмены крепостного права (в форме хронологической таблицы) Называть основные положения крестьянской реформы Давать определения понятий: временнообязанные крестьяне, выкупные платежи, отрезки, мировые посредники . Приводить оценки характера и значения реформы 1861 г., высказывать и обосновывать свою оценку

§15



Реформы 1860—1870-х

годов


Судебная реформа. Создание местного самоуправления. Реформы в области просвещения. Цензурные правила. Военная реформа. «Конституция» М. Т. Лорис-Меликова. Значение реформ. Незавершенность реформ

Давать определения понятий: мировой суд, земства, городские управы, адвокатура Приводить оценки характера и значения реформ 1860—1870-х годов Называть основные положения реформ местного самоуправления, судебной, военной, в сфере просвещения Характеризовать политическую деятельность М. Т. Лорис-Меликова Давать оценку реформ Александра II, обосновывать/опровергать правомерность использования наименования «великие» применительно к этим реформам

§16



Внешняя политика

Александра II


Основные направления. А. М. Горчаков. Европейская политика России. Русско-турецкая война 1877—1878 гг. Политика России

в Средней Азии. Дальневосточная политика. Итоги царствования

Александра II


Характеризовать основные цели и направления внешней полити-ки России во второй половине XIX в. Объяснять отношение рос-сийского общества к освободительной борьбе балканских народов в 1870-е годы Рассказывать о русско-турецкой войне 1877—1878 гг., характеризовать ее итоги (используя историческую карту) Объяснять причины победы России в войне Сравнивать условия Сан-Стефанского мира и решения Берлинского конгресса Показывать на карте территории, включенные в состав Российской империи во второй половине XIX в.

§17



Либеральный и революционный

общественно-политические лагери в 1860—1870-е годы

Особенности российского либерализма середины 1850—

1860-х годов. Либералы и власть.

Революционно-демократическое движение. Экстремисты

Раскрывать существенные черты идеологии либерализма (с привлечением сведений из всеобщей истории) Характеризовать особенности российского либерализма Объяснять, в чем заключалась эволюция революционного движенив конце 1850-х — 1860-е годы

§18



Направления в народничестве

§19



Российская империя в царствование Александра III

Внутренняя политика Александра III


Личность Александра III. Начало

нового царствования. К. П. Побе-доносцев. Политика в отношении крестьянства и рабочих. Полити-ка в области просвещения и печа-ти. Укрепление позиций дворян-ства. Наступление на местное самоуправление

Составлять характеристику (исторический портрет) Александра III Характеризовать внутреннюю политику Александра III, выделять обстоятельства, оказавшие на нее решающее воздействие Излагать различные оценки деятельности Александра III, высказывать и аргументировать свою оценку Сравнивать внутреннюю политику Александра II и Александра III, Николая I и Александра III

§20



Внешняя политика

Александра III


Особенности внешней политики Александра III. Ослабление рос-сийского влияния на Балканах. Российско-германские противо-речия. Сближение России и Франции

Характеризовать основные направления внешней политики Александра III Сравнивать внешнюю политику Александра II и Александра III Раскрывать причины осложнения российско-германских отношений и формирования российско-французского союза

§21



Массовое и революционное движение в 1880-х —

начале 1890-х годов


Консерватизм. М. Н. Катков и его взгляды. Либералы в 1870—1880-е годы. Разногласия в либераль-ном лагере. Изменения в либе-ральном движении после 1881 г. Кризис революционного народ-ничества. Либеральное народни-чество. Рабочее движение. Мо-розовская стачка. Распростране-ние марксизма в России. Группа «Освобождение труда». Револю-ционный и «легальный» марксизм

Характеризовать взгляды консерваторов и либералов 1870—1880-х годов, сравнивать их, выявляя общие черты и различия Объяснять эволюцию взглядов ведущих представителей либерального и консервативного лагерей Объяснять причины роста рабочего движения в России Сравнивать народничество и марксизм, выявляя общие черты и различия Объяснять причины распространения марксизма в России Составлять характеристику

(исторический портрет) Г. В. Плеханова (используя материалы «Фонда Плеханова»: http://www.plekhanovfound.ru/library/index.html и другие информационные ресурсы)

§22



Религиозная политика

в России в XIX в.


Светская власть и Церковь. Религиозная политика Александра I, Николая I, Александра II и Александра III


Характеризовать взаимоотношения Русской православной церкви с государством в XIX в. Сравнивать церковную и религиозную политику четырех российских императоров, выявляя черты сход-ства и различия Объяснять падение авторитета Русской право-славной церкви среди интеллигенции во второй половине XIX в.

§23



Социально-экономическое развитие России во второй половине XIX века

Развитие сельского

хозяйства


Пути развития капитализма в деревне. Расслоение крестьян-ства. Помещичьи хозяйства в новых условиях. Отработочная система. Успехи и трудности в развитии сельского хозяйства

Характеризовать развитие сельского хозяйства России в пореформенные десятилетия (используя историческую карту) Объяснять, что мешало развитию сельского хозяйства Сравнивать различные пути развития капитализма в сельском хозяйстве, выявляя их преимущества и недостатки

§24



Промышленность, банковское дело, торговля,

транспорт


Рост промышленного производ-ства, его особенности. Железно-дорожное строительство. При-влечение иностранного капитала. Протекционизм. Государствен-ный банк и коммерческие банки. Развитие торговли

Характеризовать промышленное развитие России в первые пореформенные десятилетия (используя историческую карту) Объяснять причины промышленного подъема Раскрывать цели, содержание и результаты экономических реформ последней трети XIX в. Давать общую характеристику экономической политики Александра III Характеризовать экономическую политику И. А. Вышнеградского и С. Ю. Витте

§25



Повседневная жизнь

Основных слоев населения страны в XIX в.


Жизнь крестьян. Изменения в деревенской жизни. Дворянство до и после освобождения кресть-ян. Быт духовенства. Жизнь и быт городских верхов и низов

Рассказывать об условиях жизни населения края (города, села) в конце XIX в. (используя материалы краеведческих музеев, сохранившиеся исторические памятники) Сравнивать условия жизни различных слоев населения

§26



Просвещение

и наука

Развитие системы образования.

Правительственная политика в сфере образования. Книгоиздание и развитие

Периодической печати. Успехи естественных наук. Географы и путешественники. Языкознание

и фольклористика. Историческая

наука. Русское историческое общество


Сравнивать развитие образования в первой и во второй половине XIX в. Характеризовать правительственную политику в сфере образования; сравнивать деятельность А. В. Головнина и Д. А. Толстого на посту министра народного просвещения Готовить сообщения об особенностях обучения в классических гимназиях, реальных училищах, духовных семинариях и учебных заведениях других типов (используя мемуарные и другие источники) Харак-теризовать достижения отечественной науки рассматриваемого периода Готовить сообщение о представителе российской науки второй половины XIX в. (по выбору) (используя научно-популяр-ную литературу и интернет-ресурсы) Высказывать оценку вклада российских ученых XIX в. в мировую науку

§27



Периодическая печать

и литература


Либеральная и консервативная

публицистика. Реализм в литера-туре. Мировое значение русской литературы второй половины XIX в.

Характеризовать достижения русских писателей второй половины XIX в. Готовить сообщение о творчестве известного писателя второй половины XIX в. (по выбору) Высказывать оценку вклада русских писателей второй половины XIX в. в мировую культуру

§28



Новые течения в архитектуре, живописи,

театральном искусстве,

музыке

Значение деятельности пере-движников. «Новая эра русской скульптуры». Особенности раз-вития архитектуры. «Могучая кучка» и П. И. Чайковский. Рус-ский драматический театр.

Характеризовать достижения российских деятелей культуры второй половины XIX в. Готовить сообщение о творчестве известного художника, скульптора, зодчего, композитора, актера второй половины XIX в. (по выбору) Высказывать оценку вклада деятелей русской культуры второй

половины XIX в. в мировую культуру

§29



Россия в конце XIX — начале ХХ века

Экономическое

Развитие России


Россия в мировой системе. Индустриализация. Роль государства в экономике России. Финансы. Иностранный капитал. Развитие сельского хозяйства



Характеризовать особенности процесса модернизации в России в сравнении с развитыми странами Запада Давать характеристику экономического развития России в начале XX в. (используя историческую карту) Объяснять причины сравнительно высоких темпов развития промышленности России и отставания сельского хозяйства, связь экономического развития и обострения социальных противоречий

§30



Социальные, религиозные и национальные отношения в империи


Территория и население. Религиозный состав населения. Национальный вопрос. Положение крестьянства и рабочих. Особенности дворянства и предпринимательских слоев. Нарастание общественных противоречий


Выявлять и объяснять особенности территориальной и демогра-фической структуры Российской империи в начале ХХ в. Выяв-лять и представлять в наглядной форме особенности религиозно-го и национального состава населения; объяснять падение автори-тета Русской православной церкви и обострение этноконфес-сиональных противоречий в начале ХХ в. Обосновывать /опро-вергать точку зрения о колониальном характере Российской импе-рии Характеризовать положение, образ жизни основных соци-альных групп в России в начале XX в. (в том числе на материале истории края) Выявлять причины роста недовольства крестьян и рабочих Раскрывать сущность аграрного и рабочего вопросов Сравнивать положение основных слоев русского общества с положением рабочих, крестьян, предпринимателей в развитых странах Запада

§31



Государство и общество

на рубеже веков


Николай II и самодержавная государственность. Нарастание оппозиционных настроений. Борьба революционеров против

самодержавия. Внешняя политика России в начале ХХ в. Русско- японская война. Взаимоотношения власти и общества

Характеризовать особенности государственного строя империи и ее бюрократического аппарата Начать составление характерис-тики (исторического портрета) Николая II Выявлять общее и особенное в деятельности оппозиционных общественных сил в России Характеризовать причины русско-японской войны, планы сторон; рассказывать о ходе боевых действий, об условиях Порт-смутского мира (используя историческую карту) Готовить сооб-щение / презентацию об одном из сражений русско-японской вой-ны (используя интернет-ресурсы и другие источники информа-ции) Раскрывать причины, по которым война не пользовалась популярностью в русском обществе Объяснять причины поражения России в войне

§32



Государство и общество

на рубеже веков


§33



1905 год — революция

и самодержавие


Начало революции и ее особен-ности. Развитие революционного процесса. Советы депутатов. Восстание на броненосце «По-темкин». Всероссийская полити-ческая стачка. Манифест 17 ок-тября 1905 г. Восприятие Мани-феста русским обществом. Де-кабрьские восстания

Рассказывать о ключевых событиях 1905 г., их участниках, о причинах и последствиях Излагать оценки значения отдельных событий и революции в целом, приводимые в учебнике; формулировать и аргументировать свою оценку Анализировать текст Манифеста 17 октября, обосновывать его значение в истории России Продолжать составление характеристики (исторического портрета) Николая II

§34



Начало многопартийности


Революционные партии. Либе-ральные партии и организации. Правомонархические партии. Национальные партии и органи-зации социал-демократов и эсе-ров; большевиков и меньшеви-ков; кадетов и октябристов, выяв-ляя сходство и различия между ними

Систематизировать материал о создании и деятельности политических партий в России в начале ХХ в. (в форме таблицы) Сравнивать черносотенцев, либералов и радикалов Составлять характеристики (исторические портреты) лидеров политических партий (по выбору) Высказывать свое отношение к политическим партиям начала ХХ в. и аргументировать его

§35



Завершающий период

революции


Основные государственные законы 1906 г. Развитие революции в 1906—1907 гг. I и II Государственная дума


Сравнивать состав и деятельность I и II Государственной думы, объяснять причины различий Начать систематизировать информацию о деятельности Государственной думы (в форме таблицы) Характеризовать изменения в законодательстве и политическом строе России, произошедшие в ходе революции 1905—1907 гг., и оценивать эти изменения Объяснять, почему Первая российская революция не привела к падению царизма

§36



Общество и власть

после Первой российской революции


Правительственная программа

П. А. Столыпина. Личность реформатора. Аграрная реформа: цели, основные мероприятия, итоги и значение. Сопротивление реформе. Новый избирательный закон. III Госу-

дарственная дума. IV Государственная дума. Нарастание социальных противоречий


Давать определения понятий: отруб, хутор, переселенческая политика Излагать основные положения аграрной реформы П. А. Столыпина, оценивать ее итоги и значение Составлять характе-ристику (исторический портрет) П. А. Столыпина (используя учебник и дополнительную информацию) Характеризовать отно-шение различных политических сил к реформаторской деятель-ности П. А. Столыпина Давать оценку аграрной реформы и ее последствий, подтверждая все конкретными фактами Сравнивать состав и деятельность различных созывов Государственной думы, объяснять причины различий Продолжать систематизировать информацию о деятельности Государственной думы Система-тизировать и обобщать информацию о событиях прошлого, предоставляемую СМИ (используя материалы сайта «Газетные “старости”»: http://starosti.ru/)

§37



«Серебряный век» русской культуры

Особенности развития образования и науки. Развитие литературы. Поэзия

«Серебряного века». Изобразительное искусство. Архитектура. Скульптура.

Драматический театр. Музыка и исполнительское искусство. Русский балет. Первые шаги российского кинематографа. Развитие спорта


Характеризовать основные стили и течения в российской лите-ратуре и искусстве начала XX в., называть выдающихся предста-вителей культуры и их достижения Представлять биографичес-кую информацию, обзор творчества известных деятелей российс-кой культуры (используя справочные и изобразительные материа-лы) Составлять описание произведений и памятников культуры рассматриваемого периода (в том числе находящихся в крае и т. д.), давать оценку их художественных достоинств и т. д. Соби-рать информацию о культурной жизни своего края, города в нача-ле XX в., представлять ее в устном сообщении / презентации Готовить сообщение / презентацию об особенностях развития в рассматриваемый период сферы духовной жизни

§38-39



Повторение

и контроль


Итоги уроков 17—40


Систематизировать исторический материал по изученной теме Характеризовать общие черты и особенности развития России и государств Западной Европы в начале ХХ в. Выполнять конт-рольные тестовые задания по истории России начала ХХ в. (по образцу ОГЭ) Решать предлагаемые проблемные задачи по теме Подводить итоги проектной деятельности




Тема: Французская революция XVIII века и Наполеоновская эпоха.

Начальный этап революции

Франция в середине XVIII в.: социально-экономическое и политическое развитие. Людовик XVI. Созыв Генеральных Штатов. Учредительное собрание. 14 июля 1789г. Революция охватывает всю страну

Раскрывать значение понятий: революция, нотабли, сословия, Генеральные штаты, санкюлоты, террор, жирондисты, фельяны, интервенция, монтаньяры. Знать хронологию событий начального этапа революции. Уметь составлять хронологическую таблицу. Соотносить общие исторические процессы, выявлять существенные черты исторических событий по заданному признаку. Отвечать на проблемные вопросы.

§1



Развитие революции.

Декларация прав человека и гражданина. Конституция 1791 г. Начало революционных войн. Свержение монархии. Провозгла-шение республики. Якобинский клуб. Казнь Людовика XVI.

§2



Взлет и спад революции.

Контрреволюционные мятежи. Якобинская диктатура. Раскол в среде якобинцев. Причины падения якобинской дик­татуры. От Конвента к Директории

Раскрывать значение понятий: диктатура, Революционный календарь. Высказывать суждение, почему жирондисты не сумели удержаться у власти. Анализировать деятельность Комитета общественного спасения. Находить причины падения якобинской диктатуры. Соотносить общие исторические процессы, выявлять существенные черты исторических событийно заданному признаку.

§3



Период Директории и Консульства.

Термидорианский переворот. Войны Директории. Н.Бонапарт. Военные успехи Франции. Государственный переворот

Раскрывать значение понятий: консул, консульство кодекс. Знать хронологию событий. Давать характеристику исторической личности по предложенному плану (Нельсон, Бонапарт). Высказывать суждение, что отличало внутреннюю политику Бонапарта в период Консульства.

§4



Наполеоновская империя.

От Франции революционной к Франции буржуазной. Внутренняя политика консульства: «успокоение, порядок, законность». «Революционер на троне». Завоевательные войны консульства и империи. Наполеон – законодатель.

Осознавать причины эволюции Франции от республики к империи, приводить примеры противоречивости политики Наполеона, направленную на укрепление основ буржуазного общества и на утверждение во Франции новой династии и знати. Уметь оценивать роль личности в истории. Делать вывод о том, что наполеоновские войны являются бедствием для народов Европы и одновременно выступают катализатором, который ускоряет процесс пробуждения национального самосознания, осознают, что война- трагедия, формируется негативное отношение к любым попыткам порабощения народов. Высказывать суждение, почему только в 1813-1815 гг. войска европейских государств сумели переломить ход войны с Наполеоном.

§5



Тема 2. Европа в XIX – начале ХХ в..

Международные отношения в первой половине XIX века.

Основные решения Венского конгресса. Священный Союз и его роль в международной политике. Призрак «русской угрозы».

Понимать и осознавать, что в политической и духовной жизни Европы происходит усиление реакции и консерватизма, осмысливать деятельность Священного союза, как компромиссного органа, созданного монархами Европы с целью защиты своих интересов. Высказывать суждение, что не позволило Священному союзу стать гарантом мира и стабильности в Европе.

§6



Англия в к. XVIII в. - первой половине XIX в.

Эволюционный путь развития. Успехи промышленного переворота. Реформистское движение, развитие общественной мысли в Англии

Раскрывать определение понятий: парламент, гражданское общество, хартия, чартизм, «мастерская мира», утопия, утопический социализм, пролетариат. Объяснять цели и результат чартистского движения, называть и показывать на карте основные направления внешней политики, уметь работать с историческим документом. Высказывать суждение о том, почему гражданское общество начало складываться в Англии раньше, чем в других странах. Высказывать суждения: что позволяло Англии удерживать ведущее место в мировой торговле и с чем связано снижение ее темпов экономического развития. Называть страны, которые сначала догоняли, а потом опередили Англию.

§7



Англия во второй половине XIX - начале XX в

Отношения буржуазии и пролетариата. Падение темпов экономики. Внутренняя политика Англии

§8



Франция 1815-1848гг

Монархия Бурбонов. Июльская революция. Рост социальных противоречий. Революция 1848г.

Раскрывать определение понятий: облигация,»король эмигрантов», «Панама». Определять характер политического устройства, объяснять причины политического кризиса, объяснять причины европейских революций, умение устанавливать причинно-следственные связи.

§9



Европейские революции 1848-1849 г.г.

Революция 1848 г. во Франции. Революция в Германии, в Австрии, в Венгрии

Систематизировать материал о европейских революциях 1848—1849 гг. в форме таблицы

§10



Общественная мысль и общественные движения в ХIХ в.

Утопические и радикальные течения. Возникновение научного коммунизма. I Интернационал

Анализировать особенности идейных течений Запада в 19 веке, называть представителей различных течений и давать характеристику их учениям, определять и осознавать связь между обновлением основ жизни общества и появлением новых идеологий.

§11



Франция во второй половине XIX - начале XX в.

После поражения. От свободной конкуренции к монополисти-ческому капитализму. Борьба за республику. Третья республика. Коррупция государственного аппарата. «Дело Дрейфуса» Рабочее и социалистическое движение. Создание колониальной империи.

Характеризовать идейные позиции социалистического течения в Европе первой половины XIX в.; объяснять причины распространения социалистических идей, возникновения рабочего движения; раскрывать значение понятий «радикализм»,

«анархизм», «социалисты-утописты», «коммунизм», «оппозиция»

§12



Объединение Италии.

Конституционная монархия. Экономическое развитие страны. Роль государства в процессе индустриализации. Плата за отсталость страны – эмиграция. Движение протеста в стране. Колониальные авантюры и рост националистических настроений

Раскрывают значения понятий: карбонарий, амнистия. Знать хронологию событий. Уметь определять причины объединения Италии, осмыслять закономерность создания национальных государств, определять способы объединения Италии. Характеризовать роль различных политических сил. Давать оценку исторических личностей (Гарибальди, Кавур).

§13



Объединение Германии

«Расширенная Пруссия». Модернизация в экономике. Монополистический капитализм. «Железный канцлер» борется с оппозицией. Внешняя политика: от «нового курса» к «мировой политике». Империя готовится к большой войне.

Раскрывать значение понятия: оккупация. Находить и формулировать причины объединения Германии. Доказывать закономерность создания национальных государств, определять способы объединения Германии, определять роль различных политических сил. Работать с исторической картой.

§14




Тема 3: Страны Америки в конце XVIII - начале XX века . 3 часа

США в конце XYIII- пер. половине XIX века. Гражданская война в США.

«Земельная лихорадка». Особенности промышленного переворота. Американский идеал – «человек, у которого нет хозяина». Плантационное хозяйство на Юге. Применение труда черных рабов. Аболиционизм. А. Линкольн. Гражданская война и отмена рабства. Значение Гражданской войны.

Характеризовать внутреннюю и внешнюю политику США после завоевания независимости; раскрывать противоречия, которые привели к Гражданской войне 1861—1865 гг. в США; составлять политический портрет (характеристику) Авраама Линкольна, давать оценку проведенных им преобразований; систематизировать материал об основных событиях и итогах Гражданской войны в США в форме таблицы; объяснять значение понятий и терминов «плантационное хозяйство», «иммиграция», «доктрина Монро», «аболиционизм», «конфедерация

§15



США в 1865-1914 гг.

Причины успешного развития хозяйства. Фермер чувствует себя покинутым. Господство трестов. Финансовая олигархия. Президентская республика. Проблемы индейцев, негров, рабочих. АФТ

Характеризовать внутреннее и международное положение США после завершения Гражданской войны; объяснять причины быстрого экономического развития США во второй половине XIX в.; раскрывать значение понятий и терминов «Реконструкция», «массовое производство», «штрейкбрехер», «политика изоляционизма

§16



Начало крушения колониализма в Латинской Америке..

Время освободителей. Симон Боливар. Итоги и значение освободительных войн. Век каудильо. Медленное развитие экономики. Латиноамериканский «плавильный котел».

Характеризовать колониальный режим, установленный в странах Латинской Америки европейскими метрополиями; называть важнейшие события и руководителей борьбы народов Латинской Америки за независимость; объяснять причины, которые способствовали освобождению народов Латинской Америки

от колониальной зависимости; раскрывать значение понятий и терминов «креол», «хунта»

§17-18



Тема 4. Тема: Азия и Африка в XIX- начале XX века. 5 ч.

Кризис Османской империи.

Султан Селим III и попытки реформ. Начало распада Османской империи. Нарастание кризиса империи. Турция в 1877—1914 гг.

Систематизировать материал об основных проявлениях политического и экономического кризиса Османской империи в течение XIX в. в форме таблицы или тезисов; раскрывать процесс распада Османской империи, используя текст и историческую карту учебника

§19



Страны Центральной Азии.

Иран. Закабаление Индии. Рост антиколониального движения. Афганистан

Называть крупнейшие события борьбы народов Центральной Азии против колониальной экспансии европейских держав; объяснять значение понятий и терминов «интервенция», «сипаи», «Индийский национальный конгресс»

§20



Китай

Первая «опиумная» война. Тайпинское восстание. Закабаление Китая и подъем национального движения. Борьба с иноземным влиянием и революция 1911—1912 гг.

Объяснять причины и последствия «опиумных» войн Англии и Китая; сравнивать процесс и результаты подчинения европейскими державами Индии и Китая, находить сходства и различия

§21



Япония

Насильственное «открытие» Японии. Начало эры «просвещенного правления». Реформы Мейдзи. Новые черты и особенности экономического развития. Изменения в образе жизни общества. Агрессивная внешняя политика

Называть последствия «закрытости» Японии для ее внутриполитического положения; характеризовать «реформы Мэйдзи» и их результаты для модернизации Японии;

раскрывать значение понятий и терминов «сёгунат», «“открытие” Японии», «реформы Мэйдзи»

§22




Африка в конце XVIII - начале XX века.

Таинственный континент. Культы и религии Африки. Раздел Африки. Цветок из европейских садов на афри-канской почве. Эфиопия – страна, отстоявшая само-стоятельность. Европейская колонизация. Восстание гереро и готтентотов.

Излагать основные события борьбы ряда государств Африки за свою самостоятельность, объяснять причины, почему эта борьба заканчивалась неудачей; показывать на карте колониальные владения европейских держав в Африке

§23



Тема 5 : Международные отношения в конце XIX- начале XX в. 3 часа

Формирование противоборствующих лагерей.

Начало распада Османской империи. Завершение раздела мира. Противоречия между великими державами и создание военных блоков. Первые войны за передел территорий: испано-американская и англо-бурская

Объяснять, в чем состояли интересы европейских держав в ключевых событиях международных отношений XIX в.; высказывать и аргументировать суждения о неизбежности крупного военного конфликта между союзами, которые сложились в Европе к концу XIX в.; привлекать материал из курса отечественной истории для характеристики внешней политики России в рассматриваемый период; называть европейские государства, в союзы, и их цели участия в них

§24



Нарастание международных противоречий

Балканский «кипящий котел». Пацифистское движение. Второй Интернационал против войн и политики гонки вооружения

Раскрывать факты, которые характеризовали обострение международных отношений накануне мировой войны; объяснять причины формирования и противостояния военно-политических союзов — Тройственного союза и Антанты

§25



На пороге войны.

Империалистическая стадия капитализма. Новые черты в социальной политике ведущих держав. Социал-демократия и укрепление ее роли в обществе

Называть и раскрывать основные признаки империалистической стадии капитализма, сформировавшейся на рубеже XIX—XX вв.;

характеризовать развитие социал-демократического движения в европейских странах в конце XIX в.; объяснять, почему радикализм принял наиболее крайние формы именно в России;

раскрывать значение понятий и терминов «империализм», «монополия», «финансовый капитал», «колониальный раздел мира», «реформизм», «социал-дмократия»

§26



Тема 6. Материальная и художественная культура конца XYIII- начала XX века. 3 часа

Мир человека индустриальной цивилизации

Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность. Новые условия быта. Изменения моды, новые развлечения. Наука в XIX в. :математика, физика, химия, биология, медицина. Искусство в поисках новой картины мира. Развитие живописи, музыки, архитектуры.

Раскрывать влияние научных открытий и изобретений на перемены в сознании европейцев; характеризовать проявления гражданского общества в странах Запада; объяснять понятия и термины «социальная мобильность», «иммиграция», «миграция», «эволюционная теория», «теория психоанализа» Объяснять особенности художественной культуры конца XVIII — начала XX в. по сравнению с культурой предшествующего периода; представлять характеристику творчества мастеров рассматриваемого периода в форме презентаций, докладов, сообщений и др.; раскрывать значение понятий и терминов «романтизм», «реализм», «натурализм», «эклектика», «модерн», «импрессионизм»;

§27



Художественная

культура конца XYIII- начала XX века

§28



КР






Резерв








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!