СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по истории 9 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории 9 класс»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Ундинская средняя общеобразовательная школа»

Утверждаю:



Рабочая программа

Наименование учебного предмета_________История_________________________________________________________________________

Класс___9______________________________________________________________________________________________________________

Уровень общего образования базовый

Учитель ________Ушакова Анна Сергеевна _________________________________________________________________________________

Срок реализации программы, учебный год_________2023-2024 учебный год______________________________________________________

Количество часов по учебному плану: всего 68 часов в год; в неделю 2 часа

Планирование составлено на основе примерной программы и соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования

Учебник для 9 класса основной школы «Новейшая история» авторы О.С.Сорока-Цюпа, А.О.Сорока-Цюпа, 2013 год и учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений «История Росcии» автора Н.М.Арсентьева, под ред. Торкунова, 2021 год. Допущено Министерством просвещения РФ

(название, автор, год издания, кем рекомендовано)




Пояснительная записка

Рабочая программа 9 класса составлена на основе:

ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 - ФЗ

Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории (Приказ Министерства образования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. №1089);

Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;

Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 г № 1577 "О внесении изменений в федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержденный приказам Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897

Рабочая программа и тематическое планирование учеб­ного курса «История России» разработаны на основе Фе­дерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, а также Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и Историко-культурного стандарта

Место в учебном плане

Согласно учебному плану и расписанию МКОУ « Ундинская СОШ» на 2023 – 2024 учебный год курс истории в 9 классе рассчитан на 68 часов

(2 раза в неделю). На изучение Всеобщей истории отводится 23 часа, на изучение Истории России – 45 часов.

        Программа ориентирована на использование УМК:

Новейшая история

* учебник О.С. Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа Всеобщая история. Новейшая история для 9 кл. общеобразоват. учреждений, М, Просвещение, 2013;

* Всеобщая история. Новейшая история зарубежных стран XX-начало XXI века. 9 класс: Поурочные планы. С.В.Парецкова, И.И. Варакина, Волгоград, 2008 г.

* рабочая тетрадь к учебнику А.О. Сороко-Цюпа, Новейшая история зарубежных стран XX-начало XXI века. 9 класс, 2ч Просвещение, 2009;

История России:

* «История Росcии» автора Н.М.Арсентьева, под ред. Торкунова, 2021 год

Формами текущего и итогового контроля являются контрольные срезы, тестовые формы контроля, выполнение практических работ,  работа по источникам, контрольные работы в форме тестов по типу ГИА.

Общая характеристика учебного предмета - истории

Цели и задачи изучения истории в школе на ступени основного общего образования формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком социальном контексте. Главная цель изучения истории в современной школе — образование,   развитие и воспитание личности школьника, способного к  самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.

Задачи изучения истории в основной школе:

- формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

- овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

- развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

- формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

Планируемые результаты освоения содержания курса по истории.

Предполагается, что результатом изучения истории в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

Личностные результаты изучения истории в основной школе можно определить как следующие убеждения и качества:

· осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

· освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

· осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

· понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:

· способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

· владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

· способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

· готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты изучения истории учащимися 9 классов включают:

· овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

· способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

· умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

· расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

· готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

1. Знание хронологии, работа с хронологией:

· указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

· соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

· характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

· группировать (классифицировать) факты по различным признакам.

3. Работа с историческими источниками:

· читать историческую карту с опорой на легенду;

· проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);

· сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.

4. Описание (реконструкция):

· рассказывать (устно или письменно) об исторических  событиях, их участниках;

· характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;

· на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.

5. Анализ, объяснение:

· различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);

· соотносить единичные исторические факты и общие   явления;

· называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

· раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

· сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

· излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

6. Работа с версиями, оценками:

· приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

· определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

· применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

· использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

· способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

Содержание учебного предмета.

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (23 ч.)

Новейшая история. Первая половина ХХ века.

Мир к началу ХХ в. Новейшая история: понятие, периодизация.

Мир в 1900—1914 гг.

Страны Европы и США в 1900— 1914 гг.: технический прогресс, экономическое развитие. Урбанизация, миграция. Положение основных групп населения. Социальные движения. Социальные и политические реформы; Д. Ллойд Джордж.

Страны Азии и Латинской Америки в 1900—1917 гг.: традиционные общественные отношения и проблемы модернизации. Подъем освободительных движений в колониальных и зависимых странах. Революции первых десятилетий ХХ в. в странах Азии (Турция, Иран, Китай). Мексиканская революция 1910—1917 гг. Руководители освободительной борьбы (Сунь Ятсен, Э. Сапата, Ф. Вилья).

Первая мировая война (1914—1918)

Причины, участники, театры военных действий и ключевые события Первой мировой Войны. Западный и Восточный фронт. Человек на фронте и в тылу. Итоги и последствия войны.

Мир в 1918—1939 гг.

От войны к миру. Крушение империй и образование новых государств в Европе. Парижская мирная конференция. Создание Лиги Наций. Урегулирование на Дальнем Востоке и на Тихом океане. Версальско— Вашингтонская система.

Революционные события 19 18- начала 1920—х гг. в Европе. Революция в Германии: причины, участники, итоги. Раскол социал—демократического движения. Установление авторитарных режимов в ряде европейских стран в начале 1920—х гг. Приход фашистов к власти в Италии; Б. Муссолини.

Страны Европы и США в 924 - 1939 гг. Экономическое развитие: от процветания к кризису 1929— 1933 гг. Опыт социальных компромиссов: первые лейбористские правительства в Великобритании. Великая депрессия. «Новый курс» Ф. Д. Рузвельта.

Утверждение авторитарных и тоталитарных режимов в 1930—гг. в странах Центральной и Восточной Европы. Приход нацистов к власти в Германии: А. Гитлер. Внутренняя и внешняя политика гитлеровского режима.

Создание и победа Народного фронта во Франции. Революция и приход к власти правительства—Народного фронта в Испании. Гражданская война 1936- 939 гг. в Испании.

Страны Азии в I920—1930—е гг. Опыт модернизации в Турции; М. КемальАтатюрк. Революция 1920—х гг. в Китае. Движение народов Индии против колониального гнета: М. К. Ганди.

Развитие культуры в первой трети ХХ в. Социальные потрясения начала ХХ в. и духовная культура. Отход от традиций — классического искусства. Модернизм. Авангардизм. Течения в литературе и искусстве 1920- 1930—х гг. Тоталитаризм и культура. Деятели культуры; творчество и судьбы.

Международные отношения в 1920— 1930—е гг. Л и га Наций и ее деятельность в 1920—е гг. Обострение международных отношений в 1930—е гг. Ось Берлин—Рим-Токио». Агрессия на Дальнем Востоке, в Европе. Политика невмешательства и умиротворения. Дипломатические переговоры 939 г. их результаты.

Вторая мировая война (1939—1945)

Причины и начало войны. Этапы, театры боевых действий, основные участники войны. Установление «нового порядка» на оккупированных территориях; геноцид, Холокост. Движение Сопротивления, его руководители и герои. Создание и деятельность антигитлеровской коалиции. Главные события войны в Европе, на Тихом океане, в Северной Африке. Конференции руководителей СССР, США и Великобритании. Капитуляция Германий. Завершение войны на Дальнем Востоке. Итоги и уроки войны.

Новейшая история. Вторая половине ХХ — начале ХХI в.

Изменения на политической карте мира после Второй мировой войны. Отношения между державами-победительницами. Формирование биполярного мира. Начало «холодной войны».

Новые явления в экономике и социальной жизни послевоенного мира. Научно-техническая революция второй половины ХХ в. Переход от индустриального общества к постиндустриальному, информационному обществу. Эволюция социальной структуры общества.

Соединенные Штаты Америки во второй половине ХХ — начале ХХ1 в. Путь к лидерству. Политическое развитие: демократы и республиканцы у власти, президенты США. Социальные движения, борьба против расовой дискриминации. Внешняя политика.

Страны Западной Европы во второй половине ХХ — начале ХХI в. Экономическое развитие, «государство благосостояния». Внутренняя и внешняя политика консерваторов и социалистов. Политические лидеры. Социальные выступления. Эволюция католической церкви. Установление демократических режимов в 1970-е гг. в Португалий, Испании, Греции. Европейская интеграция: цели, этапы, результаты.

Страны Восточной Европы во второй половине ХХ — начале ХХI в. Революции середины 1940—х гг. Социалистический эксперимент: достижения и противоречия. События конца 1980-х — начала 1990-х гг., падение коммунистических режимов. Политические и экономические преобразования 1990-х гг. Социальные отношения, Внешнеполитические позиции восточноевропейских государств. Проблемы интеграции в единой Европе.

Страны Азии л Африки во второй половине ХХ — начале ХХ1 в. Япония: от поражения к лидерству: научно-технический прогресс и традиции; внешняя политика. Освобождение стран Азии и Африки и крушение колониальной системы во второй половине ХХ в.: этапы, основные движущие силы и лидеры освободительной борьбы. Проблемы модернизации и выбор путей развития (Китай, Индия, «новые индустриальные страны», страны Юго-Западной Азии и Северной Африки). Место государств Азии и Африки в современном мире.

Страны Латинской Америки во второй половине ХХ - начале ХХ1в. Экономические отношения (неравномерность развития стран региона, проблемы модернизации). Политические режимы: демократия и диктатура. Реформизм и революции как пути преодоления социально – экономических противоречий. Роль лидеров и народных масс в Новейшей истории региона.

Культура зарубежных стран во второй половине ХХ - начале ХХ1 в. Новый виток научно- технического прогресса. Информационная революция. Развитие средств коммуникации и массовой информации. Изменения в образе жизни людей. Многообразие стилей и течений в художественной культуре второй половины ХХ - начале ХХ1 в. Массовая культура. Расширение контактов и взаимовлияний в мировой культуре.

Международные отношения во второй половине ХХ - начале ХХ1 в. Расстановка сил в Европе и мире в первые послевоенные годы. «Холодная война», гонка вооружений, региональные конфликты. Движение за мир и разоружение. Хельсинский процесс. Новое политическое мышление в международных отношениях. Изменение ситуации в Европе и мире в конце 1980 –х – начале 1990 гг. Распад биполярной системы ООН, ее роль в современном мире.

Основное содержание и противоречия современной эпохи. Глобальные проблемы человечества. Мировое сообщество в начале ХХ1 в.

История России XIX век (45 часов)

. Тема 1. Россия в  первой половине XIX  в.

        Россия на  рубеже  веков.  Территория. Население. Сословия. Экономический строй. Политический  строй.

         Внутренняя политика в 1801 -1806 гг. Переворот 11  марта 1801 г. и  первые  преобразования. Александр 1. Проект Ф.Лагарпа. «Негласный  комитет». Указ о  вольных  хлебопашцах. Реформа  народного  просвещения. Аграрная  реформа  в  Прибалтике. Реформы  М.М.Сперанского. Личность реформатора. «Введение  к  уложению  государственных  законов» Учреждение  Государственного  совета. Экономические  реформы. Отставка    Сперанского:  причины и следствия.

         Внешняя  политика 1801-1812 гг.  Международное положение России в начале века.   Основные  цели  и направления внешней  политики. Россия  в   третьей и  четвертой  антифранцузских  коалициях. Войны России  с  Турцией  и  Ираном. Расширение  Российского  присутствия  на Кавказе. Тильзитский  мир  1807г. и  его  последствия. Присоединение  к России Финляндии. Разрыв  русско-французского   союза.

         Отечественная  война  1812 г. Начало  войны. Планы и  силы  сторон. Смоленское  сражение. Назначение М.И.Кутузова главнокомандующим. Бородинское  сражение  и  его  значение. Тарутинский  маневр. Партизанское  движение. Гибель «Великой  армии» Наполеона. Освобождение  России  от  захватчиков.

         Заграничный  поход  русской  армии. Внешняя  политика России в 1813-1825 гг. Начало заграничного  похода, его  цели. «Битва  народов» под  Лейпцигом. Разгром  Наполеона. Россия  на  Венском  конгрессе. Роль и  место  России  в  Священном  Союзе. Восточный вопрос  во  внешней  политике  Александра 1. Россия  и  Америка. Россия – мировая  держава.

         Внутренняя  политика в 1814-1825 гг.  Причины изменения  внутриполитического  курса  Александра  1. Польская Конституция. «Уставная грамота Российской  империи» Н.Н.Новосильцева. Усиление политической  реакции в начале 20-х гг. Основные  итоги  внутренней  политики  Александра 1.

         Социально-экономическое  развитие. Экономический  кризис 1812-1815 гг.  Аграрный  проект  А.А.Аракчеева.  Проект  крестьянской  реформы Д.А.Гурьева. Развитие  промышленности  и  торговли.

         Общественные  движения. Предпосылки возникновения  и  идейные основы  общественных  движений. Тайные  масонские  организации. Союз  Спасения. Союз благоденствия. Южное  и  Северное  общества. Программные  проекты  П.И.Пестеля и Н.М.Муравьева.  Власть и  общественные  движения.

         Династический  кризис  1825 г. Восстание декабристов. Смерть  Александра  1 и  династический  кризис. Восстание  14  декабря  1825 г. и  его  значение. Восстание  Черниговского  полка  на  Украине. Историческое значение  и  последствия  восстания  декабристов.

         Внутренняя  политика  Николая 1.  Укрепление  роли  государственного аппарата. Усиление  социальной  базы  самодержавия. Попытки решения  крестьянского  вопроса. Ужесточение  контроля  над обществом (полицейский надзор, цензура). Централизация и  бюрократизация  государственного  управления. Свод  Законов  Российской  империи. Русская  православная  церковь и государство. Усиление борьбы с революционными настроениями. III отделение царской канцелярии.

         Социально-экономическое  развитие. Противоречия хозяйственного  развития. Кризис  феодально-крепостнической   системы. Начало  промышленного  переворота. Первые  железные дороги. Новые  явления в промышленности, сельском хозяйстве и торговле. Финансовая  реформа Е.Ф.Канкрина. Реформа управления государственными крестьянами  П.Д.Киселева. Рост городов.

         Внешняя политика в 1826-1849 гг.  Участие  России  в  подавлении  революционных движений  в  европейских  странах. Русско-иранская  война  1826-1828гг. Русско-турецкая война 1828-1829 гг.          Обострение русско-английских противоречий. Россия и Центральная Азия. Восточный  вопрос во  внешней  политике.

         Народы России. Национальная  политика  самодержавия. Польский  вопрос. Кавказская  война. Мюридизм. Имамат. Движение  Шамиля.

         Общественные  движения  30-50-х гг. Особенности  общественного  движения 30-50-х гг. Консервативное  движение. Теория «официальной  народности»  С.С. Уварова. Либеральное  движение. Западники. Т.Н.Грановский. С.М.Соловьев. Славянофилы. И.С. и К.С.Аксаковы, И.В. и П.В.Киреевские. Революционное движение. А.И.Герцен и Н.П.Огарев. Теория «общественного    социализма».

          Крымская  война 1853-1856 гг.   Обострение  восточного  вопроса. Цели, силы  и планы  сторон. Основные  этапы  войны. Оборона  Севастополя. П.С. Нахимов, В.А. Корнилов. Кавказский  фронт. Парижский  мир  1856г.  Итоги войны.

         Развитие  образования в первой половине XIX в.,  его  сословный  характер.

         Научные открытия. Открытия  в биологии И.А. Двигубского, И.Е.Дядьковского, К.М.Бэра,  Н.И.Пирогов и  развитие  военно-полевой  хирургии.  Пулковская  обсерватория.  Математические  открытия М.В.Остроградского и Н.И.Лобачевского.  Вклад в развитие  физики Б.С.Якоби и Э.Х. Ленца.  А.А.Воскресенский, Н.Н.Зинин и  развитие  органической  химии.

         Русские  первооткрыватели  и  путешественники. Кругосветные  экспедиции И.Ф.Крузенштерна и  Ю.Ф. Лисянского, Ф.Ф.Беллинсгаузена и М.П.Лазарева. Открытие  Антарктиды. Дальневосточные экспедиции            Г.И. Невельского и Е.В.Путятина. Русское  географическое  общество. 

         Особенности  и  основные  стили в художественной   культуре (романтизм, классицизм, реализм).

         Литература. В.А.Жуковский.  К.Ф.Рылеев. А.И.Одоевский. Золотой  век  русской  поэзии. А.С.Пушкин. М.Ю.Лермонтов. Критический реализм. Н.В.Гоголь. И.С.Тургенев. Д.В.Григорович. Драматургические произведения А.Н.Островского.

         Театр.  П.С.Мочалов. М.С.Щепкин. А.Е.Мартынов.

         Музыка. Становление русской национальной музыкальной школы. А.Е.Варламов. А.А.Алябьев. М.И.Глинка. А.С.Даргомыжский.

         Живопись. К.П.Брюлов. О.А.Кипренский. В.А.Тропинин. А.А.Иванов. П.А.Федотов. А.Г.Венецианов.

         Архитектура. Русский ампир. Ансамблевая застройка городов. А.Д.Захаров. (здание Адмиралтейства). А.Н.Воронихин (Казанский собор). К.И.России (Русский музей, ансамбль Дворцовой площади). О.И.Бове (Триумфальные ворота в Москве, реконструкция Театральной и Красной площадей). Русско-византийский стиль. К.А.Тон (храм Христа Спасителя, Большой Кремлевский дворец, Оружейная палата).

         Культура  народов  Российской империи. Взаимное обогащение культур.

  Повторение и обобщение. Россия на пороге перемен. (1 час.)

Тема 2.Россия во второй половине XIX в.

 Отмена  крепостного  права.  Социально-экономическое   развитие  страны  к началу  60-х годов XIX в. Настроения  в обществе. Личность Александра  II. Начало его правления Александра  II. Смягчение  политического  режима. Предпосылки и причины отмены  крепостного  права. Подготовка   крестьянской  реформы. Великий  князь Константин Николаевич. Основные  положения  крестьянской  реформы  1861 г. Значение  отмены   крепостного  права.

         Либеральные  реформы  60-70-х гг.  Земская  и городская  реформы. Создание  местного самоуправления. Судебная   реформа. Военные   реформы. Реформы  в  области  образования. Цензурные  правила. Значение реформ.  Незавершенность  реформ. Борьба  консервативной  и либеральной группировок  в  правительстве на  рубеже  70-80-х гг. «Конституция» М.Т.Лорис-Меликова.

         Национальный  вопрос  в царствование  Александра  II. Польское  восстание  1863г.  Рост национального  самосознания  на  Украине  и  в  Белоруссии. Усиление  русификаторской   политики. Расширение  автономии  Финляндии. Еврейский  вопрос. «Культурническая русификация» народ Поволжья.

         Социально-экономическое развитие  страны после отмены  крепостного права.  Перестройка  сельскохозяйственного  и промышленного  производства. Реорганизация  финансово-кредитной  системы. «Железнодорожная горячка». Завершение  промышленного  переворота и  его  последствия. Начало  индустриализации.  Формирование  буржуазии. Рост  пролетариата.

         Общественное движение. Особенности  российского  либерализма  середины 50-х – начала 60-х гг. Тверской  адрес  1862 г. Разногласия в либеральном  движении. Земский  конституционализм. Консерваторы и реформы М.Н.Катков. Причины  роста революционного  движения в пореформенный  период. Н.Г.Чернышевский. Теория революционного народничества: М.А.Бакунин, П.Л.Лавров, П.Н.Ткачев. Народнические организации второй  половины  1860 - начала 1870-х гг. С.Г.Нечаев и «нечаевщина». «Хождение в народ», «Земля и воля». Первые рабочие организации. Раскол «Земли и воли». «Народная воля». Убийство Александра  II.

         Внешняя политика Александра  II. Основные  направления  внешней  политики  России  в  1860-1870 гг. А.М.Горчаков. Европейская  политика  России. Завершение  Кавказской  войны. Политика  России  в  Средней  Азии. Дальневосточная  политика. Продажа Аляски.

         Русско-турецкая  война 1877-1878  гг., причины, ход военных действий, итоги. М.Д.Скобелев. И.В.Гурко. Роль России в освобождении балканских народов от османского ига.

         Внутренняя политика  Александра  III. Личность Александра  III. Начало нового царствования. К.П. Победоносцев. Попытки  решения крестьянского вопроса. Начало  рабочего законодательства. Усиление репрессивной  политики. Политика в области просвещения и печати Укрепление позиций   дворянства. Национальная  и религиозная политика Александра  III.

         Экономическое развитие  страны  в 80-90-е гг. Общая  характеристика экономической  политики Александра  III.  Деятельность Н.Х. Бунге. Экономическая  политика  И.А. Вышнеградского  Начало государственной  деятельности   С.Ю. Витте. Золотое  десятилетие  русской  промышленности. Состояние сельского хозяйства.

         Положение основных  слоев  российского  общества. Социальная  структура  пореформенного  общества.

         Размывание  дворянского  сословия. Дворянское предпринимательство. Социальный облик российской  буржуазии. Меценатство и  благотворительность. Положение и роль духовенства. Разночинная интеллигенция. Крестьянская  община. Ускорение  процесса расслоения  русского  крестьянства. Изменения в образе жизни пореформенного крестьянства.  Казачество.  Особенности  российского пролетариата.

         Общественное движение в 80-90-х гг.  Кризис  революционного  народничества. Изменения  в либеральном  движении. Усиление   позиций  консерваторов. Распространение  марксизма в России.

         Внешняя политика  Александра  III. Приоритеты и  основные направления  внешней  политики  Александра  III. Ослабление  российского влияния на Балканах.  Поиск  союзников в Европе. Сближение  России и Франции. Азиатская политика  России.

         Развитие  образования и науки во второй половине XIX в. Подъем российской демократической культуры. Просвещение во  второй половине XIX века. Школьная реформа. Развитие  естественных и общественных наук. Успехи физико-математических, прикладных, химических наук. Географы и путешественники. Сельскохозяйственная  наука. Историческая  наука.

         Литература и журналистика. Критический  реализм в литературе. Развитие  российской  журналистики. Революционно-демократическая  литература.

         Искусство. Общественно-политическое значение  деятельности  передвижников.  «Могучая  кучка» и П.И.Чайковский, их значение для развития русской и зарубежной музыки. Русская  опера.  Мировой значение  русской  музыки. Успехи  музыкального  образования.  Русский  драматический  театр и его значение в развитии культуры и общественной жизни.

         Развитие и взаимосвязь культур народов России. Роль русской культуры в развитии мировой культуры.

         Быт: новые черты в жизни города и деревни. Рост населения. Урбанизация. Изменение облика городов. Развитие связи и городского транспорта. Жизнь и быт городских «верхов». Жизнь и быт городских «окраин». Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни.

        Итоговое повторение  и обобщение Россия и мир на пороге XX в.               











Календарно-тематическое планирование 9 класс «Новейшая история»

п/п

Раздел.

Тема урока.

Кол-во часов

Домашнее задание

 

Раздел 1. Новейшая история. Первая половина XX в.

13

 

1 -

2

Индустриальное общество в начале XX векна.

Политическое развитие стран в начале XX века.


1


§ 1,2 вопр.

§ 3, вопр.

3 -

4

«Новый империализм». Происхождение Первой мировой войны.

Первая мировая война. 1914 - 1918 гг. Версальско-Вашингтонская система.

1


§ 4,5 вопр.

§ 6, вопр.

5

Последствия войны: революции и распад империй.

1

§ 7, вопр.

6

Капиталистический мир в 20-е годы. США и страны Европы.

1

§ 8, вопр.

7 -

8

Мировой экономический кризис 1929-1933 годов. Пути выхода.

США: «Новый курс» Ф. Рузвельта.

1


§ 9, вопр.

§ 10, вопр.

9

Демократические страны Европы в 1930-е годы. Великобритания, Франция.

1

§ 11, вопр.

10

Тоталитарные режимы в 30- е годы. Италия, Германия, Испания.

1

§12, 13, вопр.

11

Восток в первой половине XX века.

1

§14, вопр.

12

Латинская Америка в первой половине ХХ века.

1

§ 15, вопр.

13

Культура и искусство первой половины 20 века.

1

§ 16, вопр.

14

Международные отношения в 30-е годы.

1

§ 17, вопр.

15

Вторая мировая война 1939-1945 годов.

1

§ 18, вопр.

16

Контрольная работа «Новейшая история. Первая половина 20 века.»

1


 

Раздел 2. Новейшая история. Вторая половина XX- начало XXI в.

10

 

17

Послевоенное мирное урегулирование. Начало «Холодной войны».

1

§ 19, вопр.

18

Завершение эпохи индустриального общества. Становление информационного общества.

1

§ 20 - 21, вопр.

19

Политическое развитие мира во второй половине XX века. Гражданское общество. Социальные движения.

1

§ 22,23 вопр.

20

Страны Западной Европы и США во второй половине XX века.

1

§ 24- 27, вопр.

21

Страны Восточной Европы.

1

§ 28, 29 вопр.

22

Страны Азии, Африки и Латинской Америки в современном мире.

1

§ 30, 31 вопр.

23

Международные отношения. Глобализация в конце XX- начале XXI века.

1

§ 32, 34, вопр.

24

Культура периода новейшей истории.

1

§ 33, вопросы

25

Повторение

1

1-33

26

Итоговая контрольная работа по курсу Новейшая история.

1


Итого: 23 часа

Календарно-тематическое планирование курса истории России (45 часов)

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Планируемые результаты

Характеристика основных видов деятельности ученика

Д/З

Дата

предметные

метапредметные УУД

Личностные УУД

1

2

3

4

5

6

7

8

9

История России (XIX – начало XX вв.) 57 часов.

Тема I. Россия в эпоху правления Александра I (12 часов)

1

Россия и мир на рубеже

XVIII—XIX веков


1

Научатся определять термины: аграрная революция, промышленная революция, демографическая революция, крепостническая система хозяйства

Получат возможность научиться: называть основные даты, события, достижения указанного времени, показывать значимые события на карте.


Регулятивные: принимают и сохра­няют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с по­ставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутрен­нем плане.

Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения познавательных задач.

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудни­честве при выработке общего реше­ния в совместной деятельности


Проявляют устой­чивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач

Характеризовать территорию и геополитическое положение Российской империи к началу XIX в. (используя историческую карту). Рассказывать о политическом строе Российской империи, развитии экономики, положении отдельных слоёв населения.

§1



2

Александр I: начало правления.

Реформы М. М. Сперанского


1

Научатся определять термины: Комитет министров, Государственный совет, Государственная дума

Получат возможность научиться: называть основные даты, события, достижения указанного времени, показывать значимые события на карте.


Регулятивные: принимают и сохра­няют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с по­ставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутрен­нем плане.

Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения познавательных задач.

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудни­честве при выработке общего реше­ния в совместной деятельности


Проявляют устой­чивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач

Называть характерные, существенные черты внутренней политики Александра I в начале XIX в. Приводить и обосновывать оценку деятельности российских реформаторов начала XIX в.

§2



3- 4

Внешняя политика

Александра I

в 1801—1812 годах.

Отечественная война 1812 г.

1


Научатся определять термины: антифранцузская коалиция

Получат возможность научиться: называть основные даты, события, достижения указанного времени, показывать значимые события на карте.


Регулятивные: принимают и сохра­няют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с по­ставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутрен­нем плане.

Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения познавательных задач.

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудни­честве при выработке общего реше­ния в совместной деятельности


Проявляют устой­чивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач

Характеризовать основные цели внешней политики России в начале XIX в. Объяснять причины участия России в антифранцузских коалициях.


§3,

§4



Научатся определять термины: Отечественная война

Получат возможность научиться: называть основные даты, события, достижения указанного времени, показывать значимые события на карте.


Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с постав­ленной задачей и условиями её реа­лизации, оценивают правильность выполнения действия.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении про­блем, проявляют активность во вза­имодействии для решения коммуни­кативных и познавательных задач

Проявляют устой­чивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач

Рассказывать, используя историческую карту, об основных событиях войны 1812 г. Подготовить сообщение об одном из участников Отечественной войны 1812 г. (по выбору). Объяснять, в чём заключались последствия Отечественной войны 1812 г. для российского общества.



5

Заграничные походы русской армии. Внешняя политика

Александра I в 1813—1825 годах.


1

Научатся определять термины: Венский конгресс, Священный союз

Получат возможность научиться: называть основные даты, события, достижения указанного времени, показывать значимые события на карте.


Регулятивные: принимают и сохра­няют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с по­ставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутрен­нем плане.

Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения познавательных задач.

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудни­честве при выработке общего реше­ния в совместной деятельности


Проявляют устой­чивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач

Приводить и обосновывать оценку роли России в европейской политике в первой четверти XIX в.


§5



6

Либеральные и охранительные тенденции во внутренней

политике Александра I в 1815—1825 годы.


1

Научатся определять термины: «польский эксперимент»

Получат возможность научиться: называть основные даты, события, достижения указанного времени, показывать значимые события на карте.


Регулятивные: принимают и сохра­няют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с по­ставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутрен­нем плане.

Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения познавательных задач.

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудни­честве при выработке общего реше­ния в совместной деятельности


Проявляют устой­чивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач

Называть либеральные и консервативные меры Александра I.

Объяснять причины изменения внутриполитического курса Александра I.


§6



7

Национальная политика Александра I

1

Получат возможность научиться: называть основные даты, события, достижения указанного времени, показывать значимые события на карте

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с постав­ленной задачей и условиями её реа­лизации, оценивают правильность выполнения действия.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении про­блем, проявляют активность во вза­имодействии для решения коммуни­кативных и познавательных задач

Проявляют доб­рожелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию, как по­нимание чувств других людей и сопережива­ние им


Характеризовать национальную и религиозную политику России при Александре I. Объяснять последствия проводимой политики.


С.44-48


8

Социально-экономическое

развитие страны в первой четверти XIX века.



1

Научатся определять термины: военные поселения, аракчеевщина

Получат возможность научиться: называть основные даты, события, достижения указанного времени, показывать значимые события на карте.


Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с постав­ленной задачей и условиями её реа­лизации, оценивают правильность выполнения действия.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении про­блем, проявляют активность во вза­имодействии для решения коммуни­кативных и познавательных задач

Проявляют доб­рожелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию, как по­нимание чувств других людей и сопережива­ние им


Давать характеристику экономической деятельности Александра I.

Называть капиталистические тенденции в развитии России

Объяснять причины отмены крепостного права в Прибалтике.




§7



9

Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов

















1

Научатся определять термины: автономия, идеолог, маневр, манифест,

Получат возможность научиться: называть основные даты, события, достижения указанного времени, показывать значимые события на карте.


Регулятивные: принимают и сохра­няют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с по­ставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутрен­нем плане.

Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения познавательных задач.

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудни­честве при выработке общего реше­ния в совместной деятельности


Проявляют доб­рожелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию, как по­нимание чувств других людей и сопережива­ние им


Раскрывать предпосылки и цели движения декабристов. Анализировать программные документы декабристов, сравнивать их основные положения, определяя общее и различия. Составлять биографическую справку, сообщение об участнике декабристского движения (по выбору) на основе научно-популярной литературы. Излагать оценку движения декабристов. Определять и аргументировать своё отношение к ним и оценку их деятельности

§8-9



10

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в первой четверти XIX века»


1

Получат возможность называть основные даты, события, достижения указанного времени, показывать значимые события на карте.


Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера

Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию

Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.

Выражают адекватное понимание причин успеха/не успеха учебной деятельности

Систематизировать и обобщать исторический материал. Высказывать и аргументировать суждения о сущности и значении основных событий и процессов отечественной истории первой половины XIX в., давать оценку её деятелей. Характеризовать место и роль России в европейской и миро вой истории первой половины XIX в.



§1-9


Тема II. Правление Николая I ( 10 часов)

11

Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I

.


1

Научатся определять термины: кодификация законов, корпус жандармов

Получат возможность научиться: называть основные даты, события, достижения указанного времени, показывать значимые события на карте.


Регулятивные: принимают и сохра­няют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с по­ставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутрен­нем плане.

Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения познавательных задач.

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудни­честве при выработке общего реше­ния в совместной деятельности


Проявляют устой­чивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач

Рассказывать о преобразованиях в области государственного управления, осуществлённых во второй четверти XIX в. Оценивать их последствия. . Давать характеристику (составлять исторический портрет) Николая I.


§10


12

Социально-экономическое

развитие страны во второй четверти XIX века


1

Научатся определять термины: промышленный переворот, протекционизм, экономическая отсталость

Получат возможность научиться: называть основные даты, события, достижения указанного времени, показывать значимые события на карте.


Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с постав­ленной задачей и условиями её реа­лизации, оценивают правильность выполнения действия.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении про­блем, проявляют активность во вза­имодействии для решения коммуни­кативных и познавательных задач

Проявляют устой­чивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач

Характеризовать социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в. (в том числе в сравнении с западно-европейскими странами). Рассказывать о начале промышленного переворота, используя историческую карту. Давать оценку деятельности М.М. Сперанского, П.Д. Киселёва, Е.Ф. Канкрина.


§11


13

Общественное движение при Николае I

1

Научатся определять термины: западники, славянофилы, теория официальной народности, утопический социализм. Получат возможность научиться: называть основные даты, события, достижения указанного времени,

Регулятивные: принимают и сохра­няют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с по­ставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутрен­нем плане.

Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения познавательных задач.

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудни­честве при выработке общего реше­ния в совместной деятельности


Проявляют доб­рожелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию, как по­нимание чувств других людей и сопережива­ние им


Характеризовать основные положения теории официальной народности. Сопоставлять взгляды западни ков и славянофилов на пути развития России, выявлять различия и общие черты.


§12


14

Национальная и религиозная политика Николая I.Этнокультурный облик страны

1

Получат возможность научиться: называть основные даты, события, достижения указанного времени, показывать значимые события на карте

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с постав­ленной задачей и условиями её реа­лизации, оценивают правильность выполнения действия.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении про­блем, проявляют активность во вза­имодействии для решения коммуни­кативных и познавательных задач

Проявляют доб­рожелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию, как по­нимание чувств других людей и сопережива­ние им


Характеризовать национальную и религиозную политику России при Николая I. Объяснять последствия проводимой политики.


Стр. 80-86


15

Внешняя политика Николая I. Кавказская война 1817-1864 годов.


1

Научатся определять термины: мюридизм

Получат возможность научиться: называть основные даты, события, достижения указанного времени,

Регулятивные: принимают и сохра­няют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с по­ставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутрен­нем плане.

Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения познавательных задач.

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудни­честве при выработке общего реше­ния в совместной деятельности


Проявляют доб­рожелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию, как по­нимание чувств других людей и сопережива­ние им


Характеризовать основные на правления внешней политики России во второй четверти XIX в. Рассказывать, используя историческую карту, о военных кампаниях — войнах с Перси ей и Турцией, Кавказской войне, характеризовать их итоги. Составлять характеристики за щитников Севастополя.

Показывать на карте территориальный рост Российской империи в первой половине XIX в. Рассказывать о положении на родов Российской империи, национальной политике власти


§13-14


16

Крымская война 1853—1856 годов.

1

Получат возможность научиться: называть основные даты, события, указанного времени, показывать значимые события на карте.


Регулятивные: принимают и сохра­няют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с по­ставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутрен­нем плане.

Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения познавательных задач.

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудни­честве при выработке общего реше­ния в совместной деятельности


Проявляют устой­чивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач

Рассказывать, используя историческую карту, об основных событиях войны 1853–1856 гг. Подготовить сообщение об одном из участников Крымской войны (по выбору). Объяснять, в чём заключались последствия Крымской войны для российского общества.

§13-14


17-

18

Наука и образование. Художественная культура в первой половине XIX века

1


Научатся определять термины: Русское географическое общество



Получат возможность научиться: называть достижения науки и образования указанного времени,

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с постав­ленной задачей и условиями её реа­лизации, оценивают правильность выполнения действия.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении про­блем, проявляют активность во вза­имодействии для решения коммуни­кативных и познавательных задач

Осмысливают гу­манистические традиции и цен­ности современ­ного общества


Характеризовать достижения отечественной науки рассматриваемого периода.. Подготовить сообщение о представителе культуры первой половины XIX в., его творчестве (по выбору).

Проводить поиск информации о развитии науки края в рассматриваемый период, представлять её в устном сообщении, эссе и т. д.


§15,

§16


Научатся определять термины

Получат возможность научиться: называть достижения художественной культуры указанного времени

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с постав­ленной задачей и условиями её реа­лизации, оценивают правильность выполнения действия.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении про­блем, проявляют активность во вза­имодействии для решения коммуни­кативных и познавательных задач

Осмысливают гу­манистические традиции и цен­ности современ­ного общества


Характеризовать достижения отечественной культуры рассматриваемого периода. Составлять описание памятников культуры первой половины XIX в. (в том числе находящихся в городе, крае), выявляя их художественные особенности и достоинства. Подготовить сообщение о представителе культуры первой половины XIX в., его творчестве (по выбору).

Проводить поиск информации о культуре края в рассматриваемый период, представлять её в устном сообщении, эссе и т. д.



19

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия во второй четверти XIX века»


1


Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера

Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию

Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.

Выражают адекватное понимание причин успеха/не успеха учебной деятельности

Систематизировать и обобщать исторический материал. Высказывать и аргументировать суждения о сущности и значении основных событий и процессов отечественной истории первой половины XIX в., давать оценку её деятелей. Характеризовать место и роль России в европейской и миро вой истории первой половины XIX в.



§10-16


Тема III «Россия в правление Александра II (10 часов)

20

Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России


1

Научатся определять термины: индустриализация промышленный переворот,

Получат возможность научиться: называть основные даты, события, достижения указанного времени, показывать значимые события на карте.


Регулятивные: принимают и сохра­няют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с по­ставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутрен­нем плане.

Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения познавательных задач.

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудни­честве при выработке общего реше­ния в совместной деятельности


Проявляют устой­чивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач

Характеризовать причины и предпосылки отмены крепостного права и проведения либеральных реформ в России

§ 17


21

Александр II: начало

правления. Крестьянская реформа 1861года


1

Научатся определять термины: редакционные комиссии, временно-обязанные крестьяне, выкупные платежи, отрезки, мировые посредники.



Получат возможность научиться: называть основные даты, события, достижения указанного времени, показывать значимые события на карте.


Регулятивные: принимают и сохра­няют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с по­ставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутрен­нем плане.

Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения познавательных задач.

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудни­честве при выработке общего реше­ния в совместной деятельности


Проявляют устой­чивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач

Называть основные положения крестьянской реформы высказывать и обосновывать свою оценку. Высказывать суждения о значении крестьянской реформы 1861 гг. для дальнейшего развития страны


§ 18


22

Реформы 1860—1870-х годов:

социальная и правовая модернизация


1

Научатся определять термины: земства, городские управы, мировой суд. Получат возможность научиться: называть основные даты, события, достижения указанного времени, показывать значимые события на карте.


Регулятивные: принимают и сохра­няют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с по­ставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутрен­нем плане.

Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения познавательных задач.

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудни­честве при выработке общего реше­ния в совместной деятельности


Осмысливают гу­манистические традиции и цен­ности современ­ного общества

Приводить оценки характера и значения реформ 1860–1870_х гг., излагаемые в учебной литературе, высказывать и обосновывать свою оценку. Высказывать суждения о значении реформ 1860-1870-х гг. для дальнейшего развития страны


§ 19


23

Социально-экономическое

развитие страны в пореформенный период


1

Научатся определять термины: промышленный подъем

Получат возможность научиться: называть основные даты, события, достижения указанного времени, показывать значимые события на карте

Регулятивные: принимают и сохра­няют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с по­ставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутрен­нем плане.

Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения познавательных задач.

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудни­честве при выработке общего реше­ния в совместной деятельности


Проявляют устой­чивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач

Характеризовать экономическое развитие России в пореформенные десятилетия на основе информации исторической карты. Раскрывать, в чём заключались изменения в социальной структуре российского общества в последней трети XIX в. Рассказывать об экономическом состоянии России, положении основных слоёв населения пореформенной России, используя информацию учебника, документальные и изобразительные материалы по истории края (устное сообщение, эссе и др.).


§ 20


24

Общественное движение

при Александре II и политика правительства


1

Научатся определять термины: нигилизм, народничество

Получат возможность научиться: называть основные даты, события, достижения указанного времени, показывать значимые события на карте

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с постав­ленной задачей и условиями её реа­лизации, оценивают правильность выполнения действия.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении про­блем, проявляют активность во вза­имодействии для решения коммуни­кативных и познавательных задач

Проявляют доб­рожелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию, как по­нимание чувств других людей и сопережива­ние им


Раскрывать существенные черты идеологии консерватизма, либерализма, радикального общественного движения. Объяснять, в чём заключалась эволюция народнического движения в 1870–1880е гг. Давать характеристики участников народнического движения на основе материалов учебника и дополнительной литературы. Объяснять, в чём заключалась эволюция народнического движения в 1870–1880е гг. Давать характеристики участников народнического движения на основе материалов учебника и дополнительной литературы. Излагать оценку значения народнического движения, высказывать своё отношение к ним.


§ 21-22


25

Национальная и религиозная политика Александра II.Национальный вопрос в России и в Европе

1

Получат возможность научиться: называть основные даты, события, достижения указанного времени, показывать значимые события на карте

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с постав­ленной задачей и условиями её реа­лизации, оценивают правильность выполнения действия.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении про­блем, проявляют активность во вза­имодействии для решения коммуни­кативных и познавательных задач

Проявляют доб­рожелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию, как по­нимание чувств других людей и сопережива­ние им


Характеризовать национальную и религиозную политику России при Александре II. Объяснять последствия проводимой политики.


§23


26

Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877-1878 годов


1

Получат возможность научиться: называть основные даты, события, указанного времени, показывать значимые события на карте

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с постав­ленной задачей и условиями её реа­лизации, оценивают правильность выполнения действия.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении про­блем, проявляют активность во вза­имодействии для решения коммуни­кативных и познавательных задач

Проявляют устой­чивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач

Характеризовать внешнюю политику Александра II. Рассказывать, используя историческую карту, о наиболее значительных военных кампаниях. Характеризовать отношение российского общества к освободительной борьбе балканских народов в 1870е гг. Показывать на карте территории, включённые в состав Российской империи во второй половине XIX в.


§ 24


27

Контрольная работа по теме «Россия в правление Александра II»

1

Получат возможность называть основные даты, события, достижения указанного времени, показывать значимые события на карте

Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера

Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию

Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.

Выражают адекватное понимание причин успеха/не успеха учебной деятельности

Систематизировать исторический ма­териал по изученному периоду.

Характеризовать общие черты и осо­бенности развития России в эпоху Великих реформ

Высказывать суждения о значении реформ 1860-1870-х гг. для дальнейшего развития страны

Выполнять тестовые контрольные за­дания по истории России по об­разцу ГИА (в упрощённом варианте)


Контр/тест


Тема IV «Россия в правление Александра III.

Социально-экономическое развитие страны в конце XIX – начале XX века»(12 часов)

28

Александр III: особенности внутренней политики


1

Научатся определять термины: контрреформы, земские начальники, фабричные инспекции

Получат возможность научиться: называть основные даты, события, достижения указанного времени, показывать значимые события на карте

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с постав­ленной задачей и условиями её реа­лизации, оценивают правильность выполнения действия.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении про­блем, проявляют активность во вза­имодействии для решения коммуни­кативных и познавательных задач

Проявляют устой­чивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач

Характеризовать внутреннюю политику Александра III, причины контрреформ Излагать оценки деятельности императора Александра III, приводимые в учебной литера туре, высказывать и аргументировать свою оценку.


§ 25


29

Перемены в экономике и социальном строе.


1

Научатся определять термины: Трансиб, специализация. Обыватели, расслоение крестьянства, буржуа, пролетариат

Получат возможность научиться: называть основные даты, события, достижения указанного времени,

Регулятивные: принимают и сохра­няют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с по­ставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутрен­нем плане.

Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения познавательных задач.

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудни­честве при выработке общего реше­ния в совместной деятельности


Проявляют устой­чивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач

Раскрывать цели, содержание и результаты экономических реформ последней трети XIX в. Систематизировать и обобщать исторический материал. Высказывать и аргументировать суждения о сущности и значении основных событий и процессов отечественной истории XIX в., давать оценку её деятелей. Характеризовать место и роль России в европейской и мировой истории XIX в.


§ 26


30

Общественное движение при Александре III



1

Научатся определять термины: народничество, марксизм

Получат возможность научиться: называть основные даты, события, достижения указанного времени, показывать значимые события на карте

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с постав­ленной задачей и условиями её реа­лизации, оценивают правильность выполнения действия.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении про­блем, проявляют активность во вза­имодействии для решения коммуни­кативных и познавательных задач

Проявляют доб­рожелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию, как по­нимание чувств других людей и сопережива­ние им


Излагать оценки значения общественного движения Высказывать своё отношение к ним

Систематизировать и обобщать исторический материал

§ 27


31

Национальная и религиозная политика Александра III

1

Получат возможность научиться: называть основные даты, события, достижения указанного времени, показывать значимые события на карте

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с постав­ленной задачей и условиями её реа­лизации, оценивают правильность выполнения действия.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении про­блем, проявляют активность во вза­имодействии для решения коммуни­кативных и познавательных задач

Проявляют доб­рожелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию, как по­нимание чувств других людей и сопережива­ние им


Характеризовать национальную и религиозную политику России при Александре III Объяснять последствия проводимой политики.


§ 28


32

Внешняя политика Александра III.


1

Научатся определять термины: Тройственный союз

Получат возможность научиться: называть основные даты, события, достижения указанного времени, показывать значимые события на карте

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с постав­ленной задачей и условиями её реа­лизации, оценивают правильность выполнения действия.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении про­блем, проявляют активность во вза­имодействии для решения коммуни­кативных и познавательных задач

Проявляют устой­чивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач

Характеризовать основные цели и направления внешней политики России во второй половине XIX в. Рассказывать, используя историческую карту, о наиболее значительных военных кампаниях.


§ 29


33

Культурное пространство империи во второй половине XIX века: достижения науки и образования

1

Получат возможность научиться: называть достижения науки указанного времени

Регулятивные: адекватно воспри­нимают предложения и оценку учи­телей, товарищей, родителей и дру­гих людей.

Познавательные: выбирают наибо­лее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Коммуникативные: договаривают­ся о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Осмысливают гу­манистические традиции и цен­ности современ­ного общества

Характеризовать основные достижения российской науки и образования второй половине XIX века-начала XX в., называть выдающихся представителей науки и их достижения. . Представлять биографическую информацию, обзор творчества известных деятелей российской науки (с использованием справочных и изобразительных материалов). Собирать информацию о культурной жизни своего края, города в начале XX в., представлять её в устном сообщении (эссе, презентации с использованием изобразительных материалов).


§ 30


34

Культурное пространство империи во второй половине XIX века: русская литература

1

Научатся определять термины: критический реализм,

Получат возможность научиться: называть достижения литературы указанного времени

Регулятивные: адекватно воспри­нимают предложения и оценку учи­телей, товарищей, родителей и дру­гих людей.

Познавательные: выбирают наибо­лее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Коммуникативные: договаривают­ся о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Осмысливают гу­манистические традиции и цен­ности современ­ного общества

Характеризовать основные стили и течения в российской литературе второй половине XIX века-начала XX в., называть выдающихся представителей культуры и их достижения. Составлять описание произведений рассматриваемого периода давать оценку их художественных достоинств и т. Представлять биографическую информацию, обзор творчества известных деятелей российской культуры (с использованием справочных и изобразительных материалов). Собирать информацию о культурной жизни своего края, города в начале XX в., представлять её в устном сообщении (эссе, презентации с использованием изобразительных материалов).


§ 31


35

Культурное пространство империи во второй половине XIX века: художественная культура

1

Научатся определять : передвижники, эклектика, неорусский стиль

Получат возможность научиться: называть достижения искусства указанного времени

Регулятивные: адекватно воспри­нимают предложения и оценку учи­телей, товарищей, родителей и дру­гих людей.

Познавательные: выбирают наибо­лее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Коммуникативные: договаривают­ся о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Осмысливают гу­манистические традиции и цен­ности современ­ного общества

Характеризовать основные стили и течения в российском искусстве второй половине XIX века-начала XX в., называть выдающихся представителей культуры и их достижения. Составлять описание памятников рассматриваемого периода (в том числе находящихся в городе, крае и т. д.), давать оценку их художественных достоинств и т. Представлять биографическую информацию, обзор творчества известных деятелей российской культуры (с использованием справочных и изобразительных материалов). Собирать информацию о культурной жизни своего края, города в начале XX в., представлять её в устном сообщении (эссе, презентации с использованием изобразительных материалов).


§ 32


36

Повседневная жизнь разных слоев населения в XIX веке

1

Получат возможность научиться: называть основные даты, события, достижения указанного времени

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с постав­ленной задачей и условиями её реа­лизации, оценивают правильность выполнения действия.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении про­блем, проявляют активность во вза­имодействии для решения коммуни­кативных и познавательных задач

Проявляют доб­рожелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию, как по­нимание чувств других людей и сопережива­ние им


Описывать быт различных слоёв насе­ления, опираясь на иллюстрации учебника, материалы, найденные в Интернете, на непосредственные наблюдения (с использованием регионального материала).

Рассказывать о нравах и быте русского общества XIX вв., используя информацию из источников


Стр.54-60


37

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия во второй половине

XIX века»

1

Получат возможность называть основные даты, события, достижения указанного времени, показывать значимые события на карте

Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера

Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к ко5динации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию

Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.

Выражают адекватное понимание причин успеха/не успеха учебной деятельности

Систематизировать исторический ма­териал по изученному периоду.

Характеризовать общие черты и осо­бенности развития России в 1880-1890-е гг.

Высказывать суждения о значении произошедших изменений для дальнейшего развития страны

Выполнять тестовые контрольные за­дания по истории России по об­разцу ГИА (в упрощённом варианте)


§ 25-32


Тема V. «Кризис империи в начале XX века» (13 часов)

38

Россия и мир на рубеже XIX—XX века: динамика и противоречия развития


1

Научатся определять термины: реформизм, технологическая революция, урбанизация

Получат возможность научиться: называть основные даты, события, достижения указанного времени, показывать значимые события на карте

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с постав­ленной задачей и условиями её реа­лизации, оценивают правильность выполнения действия.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении про­блем, проявляют активность во вза­имодействии для решения коммуни­кативных и познавательных задач

Проявляют доб­рожелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию, как по­нимание чувств других людей и сопережива­ние им


Давать характеристику геополитического положения и экономического развития России в начале XX в., используя информацию исторической карты. Характеризовать положение, образ жизни различных сословий и социальных групп в России в начале XX в. (в том числе на материале истории края).

§ 33


39

Социально-экономическое

развитие страны на рубеже XIX— XX века


1

Научатся определять термины: картели, синдикаты, тресты, государственный монополистический капитализм

Получат возможность научиться: называть основные даты, события, достижения указанного времени, показывать значимые события на карте

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с постав­ленной задачей и условиями её реа­лизации, оценивают правильность выполнения действия.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении про­блем, проявляют активность во вза­имодействии для решения коммуни­кативных и познавательных задач

Проявляют устой­чивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач

Сравнивать темпы и характер экономической модернизации в России и других странах. Объяснять, в чём заключались особенности модернизации в России в начале XX в. Раскрывать сущность аграрного вопроса в России в начале XX в.

§ 34


40

Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894—1904 годы


1

Научатся определять термины: радикализм, полицейский социализм, РСДРП, большевики, меньшевики, ПСР(эсеры)

Получат возможность научиться: называть основные даты, события, достижения указанного времени, показывать значимые события на карте

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с постав­ленной задачей и условиями её реа­лизации, оценивают правильность выполнения действия.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении про­блем, проявляют активность во вза­имодействии для решения коммуни­кативных и познавательных задач

Проявляют устой­чивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач

Объяснять, в чём заключалась необходимость политических реформ в России в начале XX в. Раскрывать содержание и давать оценку планов и опыта реформ в России в начале XX в. Давать характеристику императора Николая II. Объяснять причины радикализации общественного движения в России в начале XX в. Систематизировать материал об основных политических течениях в России в начале XX в., характеризовать их определяющие черты.

§ 35


41

Внешняя политика Николая II. Русско-японская война 1904-1905 годов.


1

Научатся определять термины: «большая азиатская программа»



Получат возможность научиться: называть основные даты, события, достижения указанного времени, показывать значимые события на карте

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с постав­ленной задачей и условиями её реа­лизации, оценивают правильность выполнения действия.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении про­блем, проявляют активность во вза­имодействии для решения коммуни­кативных и познавательных задач

Проявляют устой­чивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач

Характеризовать основные направления внешней политики России, причины русско-японской войны, планы сторон. Рассказывать о ходе боевых действий, используя историческую карту. Излагать условия Портсмутского мира и разъяснять его значение на основе информации учебника и исторических документов. Раскрывать воздействие войны на общественную жизнь России.


§ 36


42

Первая российская революция и политические реформы

1905—1907 годов


1

Научатся определять термины: Государственная дума, кадеты, октябристы, социал-демократы

Получат возможность научиться: называть основные даты, события, достижения указанного времени, показывать значимые события на карте

Регулятивные: адекватно воспри­нимают предложения и оценку учи­телей, товарищей, родителей и дру­гих людей.

Познавательные: выбирают наибо­лее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Коммуникативные: договаривают­ся о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Проявляют устой­чивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач

Раскрывать причины и характер российской революции 1905–1907 гг. Рассказывать об основных событиях революции 1905–1907 гг. и их участниках.. Характеризовать обстоятельства формирования политических партий и становления парламентаризма в России. Излагать оценки значения отдельных событий и революции в целом, приводимые в учебной литературе, формулировать и аргументировать свою оценку.


§ 37


43

Социально-экономические

реформы П. А. Столыпина


1

Научатся определять термины: отруб, хутор, переселенческая политика

Получат возможность научиться: называть основные даты, события, достижения указанного времени, показывать значимые события на карте

Регулятивные: адекватно воспри­нимают предложения и оценку учи­телей, товарищей, родителей и дру­гих людей.

Познавательные: выбирают наибо­лее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Коммуникативные: договаривают­ся о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Проявляют устой­чивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач

Излагать основные положения аграрной реформы П.А. Столыпина, давать оценку её итогов и значения.. Составлять характеристику (исторический портрет) П.А. Столыпина, используя материал учебника и дополнительную информацию.


§ 38


44

Политическое развитие

страны в 1907—1914 годы.


1

Научатся определять термины: избирательный закон, курия, революционный подъем

Получат возможность научиться: называть основные даты, события, достижения указанного времени, показывать значимые события на карте

Регулятивные: адекватно воспри­нимают предложения и оценку учи­телей, товарищей, родителей и дру­гих людей.

Познавательные: выбирают наибо­лее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Коммуникативные: договаривают­ся о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Проявляют устой­чивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач

Раскрывать основную сущность и последствия изменений в политической и общественной жизни России после революции 1905 г.


§ 39


45

Серебряный век русской культуры

1

Научатся определять термины: символизм, декаданс, реализм, акмеизм, футуризм

Регулятивные: адекватно воспри­нимают предложения и оценку учи­телей, товарищей, родителей и дру­гих людей.

Познавательные: выбирают наибо­лее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Коммуникативные: договаривают­ся о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Осмысливают гу­манистические традиции и цен­ности современ­ного общества

Характеризовать основные стили и течения в российской литературе и искусстве второй половине XIX века-начала XX в., называть выдающихся представителей культуры и их достижения. Составлять описание произведений и памятников культуры рассматриваемого периода (в том числе находящихся в городе, крае и т. д.), давать оценку их художественных достоинств и т. Представлять биографическую информацию, обзор творчества известных деятелей российской культуры (с использованием справочных и изобразительных материалов). Собирать информацию о культурной жизни своего края, города в начале XX в., представлять её в устном сообщении (эссе, презентации с использованием изобразительных материалов).


§ 40


46

Итоговая контрольная работа.

1


Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера

Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию

Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.

Выражают адекватное понимание причин успеха/не успеха учебной деятельности

Систематизировать исторический ма­териал по изученному периоду.

Характеризовать общие черты и осо­бенности развития России XIX – начале XX века

Высказывать суждения о значении изменений XIX в. для дальнейшего развития страны

Выполнять тестовые контрольные за­дания по истории России по об­разцу ГИА (в упрощённом варианте)




47

Повторение.

1







Итого: 45 часов истории России

+ 23 часа Новой истории

Итого:68 часов

Всего контрольных работ: 4


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!