г. Москва
2018 г.
Рабочая программа по литературе под редакцией В. Ф. Чертова для 9 класса (102 часа).
Авторы: В Ф. Чертов. Л А. Трубина, Н. А. Ипполитова, И. В. Мамонова Под редакцией В. Ф. Чертова
В основе рабочей программы по литературе для 5-9 классов — фундаментальное ядро содержания общего образования и требования к результатам основного общего образования. представленные в Федеральном государственном образовательном стандарт. В ней учтены основные положения Программы развития и формировании универсальных учебных действий для общего образования.
Рабочая программа включает шесть разделов: "Пояснительную записку" с требованиями к результатам обучения: "Содержание курса"; "Примерное тематическое планирование основного содержания курса Литература. 5-9 классы" с определением основных видов учебной деятельности школьников; "Рекомендации по материально-техническому оснащению учебного предмета", "Рекомендуемые информационные ресурсы в сети Интернет" и "Объекты образовательных экскурсий". Учебный процесс по рабочей программе обеспечивается линией УМК по литературе для 5-9 классов коллектива авторов под редакцией В Ф. Чертова, выпускаемых издательством "Просвещение".
Предлагаемая программа по литературе для основной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего среднего образования, требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения, и Примерной программы по литературе для основной школы. В ней также учитываются главные идеи и положении Программы развития и формирования
универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с примерными программами для начального общего образования.
В программе предусмотрено развитие всех основных видов деятельности обучаемых, представленных в программах для начального общего образования. Однако содержание программы для основной школы имеет особенности, обусловленные,
во-первых, предметным содержанием системы общего среднего образования, во-вторых, психологическими и возрастными особенностями обучаемых. Программа включает шесть разделов: "Пояснительную записку" с требованиями к результатам обучения; содержание курса с перечнем разделов и указанием минимального числа часов, отводимых на их изучение; примерное тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности школьников: рекомендации по оснащению учебного процесса; рекомендуемые информационные ресурсы в сети Интернет; перечень образовательных экскурсий.
В программе дается общая характеристика курса литературы, его места в базисном учебном плане. Особое внимание уделяется целям изучения курса литературы, его вкладу в решение образовательных и воспитательных педагогических задач в системе основного общего образования, а также результатам освоения программы по литературе на ступени основного общего образования.
Цели и образовательные результаты представлены на нескольких уровнях - метапредметном, личностном и предметном. В свою очередь, предметные результаты обозначены в соответствии с основными сферами человеческой деятельности:
познавательной, ценностно-ориентационной, трудовой, физической, эстетической.
Раздел "Содержание курса" включает перечень изучаемого содержания с распределением по классам и указанием количества часов в каждом классе.
В разделе "Примерное тематическое планирование основного содержания курса "Литература. 5-9 классы" представлены темы курса с указанием количества учебных часов, отводимых на изучение каждой темы, дана характеристика основного содержания тем и основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий).
Примерная программа также включает рекомендации по материально-техническому оснащению учебного процесса, по использованию ресурсов Интернета, а также перечень объектов образовательных экскурсий.
Как часть образовательной области "Филология" учебный предмет "Литература" тесно связан с предметом "Русский язык". Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков, без которых невозможна социализация личности, раскрытие её потенциальных возможностей. Уместно вспомнить здесь известные слова Н. М. Карамзина: "Авторы помогают согражданам лучше мыслить и говорить". Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью. Специфика учебного предмета "Литература" определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство. Предлагаемая программа литературного образования может использоваться как в обычных общеобразовательных учреждениях, так и в классах с углубленным изучением литературы, гимназиях и лицеях гуманитарного профиля.
Составители программы не стремились идти по уже привычному пути экстенсивного развития литературного образования. сопровождающегося простым увеличением числа изучаемых произведений и сведений по теории и истории литературы.
В программе реализуется деятельностный подход, предполагающий овладение конкретными умениями и навыками, связанными с чтением, анализом и интерпретацией художественного текста, а также практическое их использование в процессе создания собственных устных и письменных речевых высказываний, исследовательских и творческих работ, в различных сферах коммуникации и ситуациях общения.
На каждом этапе школьного курса литературы, помимо круга детально и разносторонне изучаемых литературных произведений, определяется также перечень основных видов деятельности. связанных с чтением, анализом и интерпретацией художественного текста, развитием устной и письменной речи учащихся, и необходимых теоретико-литературных и эстетических категорий и понятий. В центре внимания при этом оказывается не столько овладение учащимися современным филологическим метаязыком (что, безусловно, может быть полезным для старшеклассников, уже избравших для себя гуманитарную сферу деятельности), сколько выработка умений и навыков практического анализа литературного произведения и их использование в разных сферах деятельности. Отбор литературного материала и определение приёмов работы с ним осуществлялись в соответствии с требованиями нормативных документов, направляющих и регламентирующих деятельность учителя, а также с учётом возрастных особенностей и читательских предпочтений учащихся. Особо важной задачей изучения литературы авторы программы считают формирование у учащихся устойчивого интереса не только к чтению и непосредственному восприятию литературных произведений (задача сама по себе весьма актуальная в настоящее время), но и к постижению их художественной специфики на основе филологического анализа (целостного или в заданном аспекте), а также к высказыванию собственных оценок и суждений по поводу прочитанного, представлению интерпретаций литературного произведения. Одним из непременных
условий успешного осуществления самых разнообразных видов учебной деятельности является осознание учащимися осваиваемых ими на уроках литературы знаний и умений, личностно и общественно значимых и практически применимых в повседневной жизни.
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
- умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
- овладении умениями самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов;
- умении работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, произведений древнерусской литературы, литературы XVIII века, произведений русских писателей XIX -XX веков, произведений литературы народов России и зарубежной литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять сто принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции и изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа):
- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие:
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; умение вести диалог;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений;
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы, формирование эстетическою вкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в IX классе в объеме 102 часов.
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Формы и вид деятельности обучающихся | Результат |
1 | Художественный мир литературной эпохи, направления Художественный мир литературной эпохи, направления | 1 | Усвоение новых знаний и формирование умений и навыков | Знать: теоретико-литературные понятия |
2 | Античная литература. Общая характеристика | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Знать основные направления античной литературы |
3 | Древнегреческая литература. «Прометей прикованный» Эсхила | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Знать направления древнегреческой литературы, уметь находить особенности древнегреческой трагедии |
4 | Древнегреческая лирика | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Уметь определять древнегреческую лирику. Особенности ее, |
5 | Римская литература. Поэзия Горация, Катулла и Овидия. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Знать значение римской литературы, уметь отличать ее от других родов литературы |
6 | Литература средних веков. Литература средних веков и Данте Алигьери | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Уметь анализировать и составить представление о «Божественной комедии». |
7 | «Божественная комедия» Данте Алигьери. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Знать идейное содержание и проблематику произведения, |
8 | Древнерусская литература. Своеобразие литературы Древней Руси | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Знать тематику и проблематику произведений древнерусской литературы, иметь представление о литературе Древней Руси, |
9 | Сюжет и композиция «Слово о полку Игореве» | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Знать особенности и композицию произведения, уметь увидеть особенности, |
10 | Образы русских князей в «Слове о полку Игореве» | 1 | Урок – анализ художественного произведения | Уметь дать общую характеристику образов русских князей в произведении, |
11 | Сочинение о «Слове о полку Игореве» | 1 | Урок закрепления знаний | Уметь составлять план, подбирать цитаты, писать сочинение по предложенному плану. |
12 | Практикум. Работа над рефератом на литературную тему | 1 | Ознакомления с новым видом работы | уметь писать реферат на литературную тему |
13 | Литература эпохи Возрождения. Гуманисты эпохи Возрождения. | 1 | Усвоение новых знаний и формирование умений и навыков | Уметь анализировать прослушанный материал |
14 | Трагедия Уильяма Шекспира «Гамлет» | 1 | Усвоение новых знаний и формирование умений и навыков | Знать: краткие сведения о жизни Шекспира, сюжет и содержание трагедии Уметь: анализировать текст трагедии, характеризовать героев и их поступки |
15 | Образ Гамлета | 1 | Усвоение новых знаний и формирование умений и навыков | Знать: теоретико-литературные понятия «трагедия», «конфликт», «сюжет». Уметь: выразительно читать и анализировать текст трагедии |
16 | Зарубежная литература 17-18 веков. Направления в зарубежной литературе 17-18 веков. | 1 | Усвоение новых знаний и формирование умений и навыков | Знать: основные направления в зарубежной литературе 17-18 веков. Классицизм в других видах искусства. |
17 | Трагедия И.В.Гете «Фауст» | 1 | Усвоение новых знаний и формирование умений и навыков | Знать: об эпохе Просвещения, о жизни и творчестве Гете, Уметь: выразительно читать текст по ролям и анализировать эпизоды, характеризовать героев. |
18 | Образ Фауста | 1 | Усвоение новых знаний и формирование умений и навыков | Знать: об эпохе Просвещения, о жизни и творчестве Гете Уметь: определять значение художественных приемов. |
19 | Жанр оды в мировой литературе. Оды Пиндара и Ф. Малерба. | 1 | Усвоение новых знаний и формирование умений и навыков | Знать: жанровые особенности оды, основные сведения о жизни и творчестве Пиндара и Малерба. |
20 | Ода в русской поэзии. | 1 | Усвоение новых знаний и формирование умений и навыков | Знать: ода как жанр лирической поэзии, особенности поэзии М.В.Ломоносова, |
21 | Русская литература 18 века. Своеобразие русской литературы 18 века. | 1 | Усвоение новых знаний и формирование умений и навыков | Знать: историю развития русской литературы, определения и термины «классицизм», «сентиментализм». Знать основные черты классицизма как литературного направления. Уметь сопоставлять исторические факты и литературные традиции |
22 | Русская сатирическая литература 18 века. | 1 | Усвоение новых знаний и формирование умений и навыков | Трагическое и комическое. Виды комического (юмор, сатира, сарказм). Идеал. Сатирическая журналистика (журналы Н. И. Новикова, И. А. Крылова). |
23 | Г.Р.Державин. Поэзия Г.Р.Державина. | 1 | Усвоение новых знаний и формирование умений и навыков | Основные темы и проблемы поэзии. Темы природы, дружбы, любви, поэта и поэзии |
24 | Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р.Державина. | 1 | Урок – анализ художественного произведения | Знать, какую роль отводит поэту и поэзии. Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст. |
25 | Зарубежная литература первой половины 19 века. Художественный мир романтизма. | 1 | Усвоение новых знаний и формирование умений и навыков | |
26 | Э.Т.А.Гофман. Новелла «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер». | 1 | Урок – анализ художественного произведения | Уметь выразительно читать текст, анализировать его с точки зрения принадлежности к литературному направлению, с точки зрения жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств. |
27 | Поэзия Дж. Г. Байрона. | 1 | Урок – анализ художественного произведения | Уметь выразительно читать текст, анализировать его с точки зрения принадлежности к литературному направлению, с точки зрения жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств. |
28 | Поэзия Э.А.По | 1 | Урок – анализ художественного произведения | Уметь выразительно читать текст, анализировать его с точки зрения принадлежности к литературному направлению, с точки зрения жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств. |
29 | Русская литература первой половины 19 века. Своеобразие русской литературы первой половины 19 века. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Знать общую характеристику русской литературы, отличительные черты романтизма, центральные темы русской литературы. Знать основные черты романтизма как литературного направления теоретико-литературные понятия элегия, баллада, лирический герой. Уметь давать развернутый ответ на вопрос. |
30 | В.А.Жуковский. Художественный мир поэзии В.А.Жуковского. Стихотворение «Невыразимое». | 1 | Урок – анализ художественного произведения | Уметь выразительно читать стихотворение, анализировать его с точки зрения принадлежности к романтизму, с точки зрения жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств. |
31 | Элегия «Море» | 1 | Урок – анализ художественного произведения | Уметь выразительно читать стихотворение, анализировать его с точки зрения принадлежности к романтизму, с точки зрения жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств. |
32 | Практикум. Комплексный анализ лирического стихотворения | 1 | Урок закрепления знаний | Работа над сочинением |
33 | А.С.Грибоедов Жизнь и творчество А.С. Грибоедова | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Знать основные этапы жизненного и творческого пути А.С. Грибоедова. Уметь создавать хронологическую канву прочитанного. |
34 | Основной конфликт и развитие действия в комедии «Горе от ума». | 1 | Урок – анализ художественного произведения | Знать особенности комедии как жанра, теоретико-литературные понятия экспозиция, завязка, конфликт. Уметь выразительно читать произведение, отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста, выявлять внешний конфликт, черты классицизма и реализма, видеть афористичность речи, определять стих комедии. |
35 | Этапы развития действия и кульминация, их своеобразие. | 1 | Урок – анализ художественного произведения | Знать особенности комедии как жанра, теоретико-литературные понятия экспозиция, завязка, конфликт. Уметь выразительно читать произведение, отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста, выявлять внешний конфликт, черты классицизма и реализма, видеть афористичность речи, определять стих комедии. |
36 | Особенности финала и смысл названия комедии «Горе от ума». Проблема ума, глупости и безумия. | 1 | Урок – анализ художественного произведения | Знать особенности комедии как жанра, теоретико-литературные понятия экспозиция, завязка, конфликт. Уметь выразительно читать произведение, отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста, выявлять внешний конфликт, черты классицизма и реализма, видеть афористичность речи, определять стих комедии. |
37 | Своеобразие жанра «Горе от ума». Образ Чацкого. | 1 | Урок – анализ художественного произведения | Знать текст комедии, определение развязки действия, открытого финала. Уметь давать характеристику персонажа, в том числе речевую, отбирать материал о персонажах пьесы, подбирать цитаты |
38 | Авторская позиция и способы ее выражения в драматическом произведении – комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». | 1 | Урок – анализ художественного произведения | Знать понятия проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт. Уметь определять проблематику пьесы, идейное содержание, внутренний конфликт, давать характеристику персонажей, в том числе речевую |
39 | Образ Софии, Молчалина, Фамусова. Роль второстепенных и внесценических персонажей в комедии. | 1 | Урок – анализ художественного произведения | Знать понятия проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт. Уметь определять проблематику пьесы, идейное содержание, внутренний конфликт, давать характеристику персонажей, в том числе речевую |
40 | Черты реализма, классицизма и романтизма в «Горе от ума». Проблема человека и среды. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Уметь выразительно читать стихотворение, анализировать его с точки зрения принадлежности к романтизму, с точки зрения жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств. |
41 | Язык комедии «Горе от ума». Подготовка к сочинению. | 1 | Урок закрепления знаний | Уметь выразительно читать стихотворение, анализировать его с точки зрения принадлежности к романтизму, с точки зрения жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств. |
42 | А.С.Пушкин. Биография и творчество А.С.Пушкина. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Знать основные этапы жизненного и творческого пути А.С.Пушкина, основные черты реализма как литературного направления. Уметь создавать презентацию информационного проекта. |
43 | Эволюция темы свободы в лирике А.С.Пушкина. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Знать: свобода в лирике поэта как политический, философский, нравственный идеал. Основы стихосложения. Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств. |
44 | Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. | 1 | Урок – анализ художественного произведения | Знать взгляды поэта на назначение поэта и поэзии. Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств. |
45 | Своеобразие любовной лирики А.С.Пушкина. | 1 | Урок – анализ художественного произведения | Знать адресаты пушкинской любовной и дружеской лирики, историю создания стихотворений. Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции, , изобразительно-выразительных средств. |
46 | Тема памяти в лирике А.С.Пушкина. | 1 | Урок – анализ художественного произведения | Знать взгляды поэта на назначение поэта и поэзии. Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств. |
47 | Жанровое своеобразие пушкинской лирики. Целостный анализ одного из поздних стихотворений А.С.Пушкина. | 1 | Урок – анализ художественного произведения | Уметь составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный Знать философские и христианские мотивы в лирике поэта. Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции, изобразитель-но-выразительных средств |
48 | Резервный урок. | 1 | | |
49 | Роман в стихах «Евгений Онегин» «Собранье пестрых глав». Творческая история романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Знать теоретико-литературные определения, жанровые особенности стихотворного романа, композицию онегинской строфы. Уметь выделять смысловые части текста |
50 | Онегин и столичное дворянское общество | 1 | Урок – анализ художественного произведения | Знать содержание 1-5 гл. романа, понимать, что такое тип «лишний человек». Уметь давать характеристику герою, высказывать собственные суждения о прочитанном |
51 | Онегин и поместное дворянское общество | 1 | Урок – анализ художественного произведения | Знать содержание глав, какое воплощение нашел тип лишнего человека в литературе |
52 | Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. | 1 | Урок – анализ художественного произведения | Знать содержание глав романа, понимать типическое и индивидуальное в героях. Уметь давать характеристику литературному герою. |
53 | Татьяна и Ольга Ларины. Татьяна – нравственный идеал Пушкина | 1 | Урок – анализ художественного произведения | Знать авторское отношение к героиням, оценку Татьяны Белинским. Уметь давать характеристику героя произведения |
54 | «Бегут. Меняясь, наши лета, меняя все, меняя нас». Татьяна и Онегин | 1 | Урок – анализ художественного произведения | Знать текст художественного произведения. Уметь логично в соответствии с планом изложить материал, соблюдая композицию сочинения |
55 | Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни». | 1 | Урок – анализ художественного произведения | Знать идею произведения, лирические отступления в романе, авторскую позицию. Уметь различать образ автора и героя |
56 | РР Подготовка к сочинению по роману. | 1 | Усвоение новых знаний и формирование умений и навыков | Знать и уметь, как написать сочинение |
57 | РР Анализ сочинений | 1 | Усвоение новых знаний и формирование умений и навыков | Уметь отредактировать сочинение. |
58 | РР Практикум. Лирические отступления в эпических произведениях. | 1 | Усвоение новых знаний и формирование умений и навыков | Знать идею произведения, лирические отступления в романе, авторскую позицию. |
59 | «Моцарт и Сольери» - проблема «гения и злодейства» | 1 | Урок – анализ художественного произведения | Знать содержание трагедии, уметь определять основную проблему: талант, труд. Вдохновение Уметь писать рассуждать по поднятым в произведении проблема. |
60 | Поэты пушкинской поры. К.Н.Батюшков. | 1 | Урок – анализ художественного произведения | Уметь выразительно читать стихотворение, анализировать его с точки зрения принадлежности к романтизму, с точки зрения жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств. |
61 | Е.А.Баратынский | 1 | Урок – анализ художественного произведения | Уметь выразительно читать стихотворение, анализировать его с точки зрения принадлежности к романтизму, с точки зрения жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств. |
62 | П.А.Вяземский | 1 | Урок – анализ художественного произведения | Уметь выразительно читать стихотворение, анализировать его с точки зрения принадлежности к романтизму, с точки зрения жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств. |
63 | Д.В.Давыдов | 1 | Урок – анализ художественного произведения | Уметь выразительно читать стихотворение, анализировать его с точки зрения принадлежности к романтизму, с точки зрения жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств. |
64 | Резервный урок | 1 | | |
65 | М.Ю.Лермонтов (9ч.) Лирика М.Ю.Лермонтова. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова. | 1 | Усвоение новых знаний и формирование умений и навыков | Знать основные факты жизни и творческого пути поэта, основные тропы, уметь находить их в тексте |
66 | Образ поэта – пророка в творчестве М.Ю. Лермонтова. | 1 | Урок – анализ художественного произведения | Знать основные мотивы лирики поэта. Уметь анализировать стихотворения по вопросам. |
67 | Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова и послания к ним. | 1 | Урок – анализ художественного произведения | Знать адресатов любовной лирики. Уметь анализировать текст на.лексическом уровне |
68 | Эпоха безвременья в лирике поэта. | 1 | Урок – анализ художественного произведения | Знать основные признаки эпохи. Уметь выделять смысловые части текста |
69 | Роман «Герой нашего времени». Обзор содержания. Сложность композиции. Первый психологический роман. | 1 | Урок – анализ художественного произведения | Знать понятия роман, психологический роман, содержание романа. Уметь характеризовать особенности сюжета и композиции |
70 | Печорин как представитель «портрета поколения». | 1 | Урок – анализ художественного произведения | Знать текст повести «Бэла». Уметь сопоставлять эпизоды романа и характеризовать персонажей |
71 | «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. Печорин в системе образов романа. | 1 | Урок – анализ художественного произведения | Знать содержание«Журнала Печорина». Уметь представлять психологический портрет героя в системе образов. |
72 | Романтизм и реализм романа. | 1 | Урок – анализ художественного произведения | Знать понятия реализм и романтизм, оценку романа «Герой нашего времени» В.Г.Белинским Уметь выявлять элементы реализма и романтизма в романе, сопоставлять их. |
73 | Контрольная работа по лирике М.Ю Лермонтова, роману «Герой нашего времени» | 1 | Урок контроля | |
74 | Практикум. Композиция литературного произведения. | 1 | Урок – анализ художественного произведения | Уметь выразительно читать стихотворение, анализировать его с точки зрения принадлежности к романтизму, с точки зрения жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств. |
75 | Жанр элегии в мировой литературе Н.А.Некрасов | 1 | Урок – анализ художественного произведения | Уметь выразительно читать стихотворение, анализировать его с точки зрения принадлежности к романтизму, с точки зрения жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств. |
76 | Т.Грей | 1 | Урок – анализ художественного произведения | Уметь выразительно читать стихотворение, анализировать его с точки зрения принадлежности к романтизму, с точки зрения жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств. |
77 | Н.В.Гоголь ( 3+1р.р. ) Н.В.Гоголь. Страницы жизни и творчества. Проблематика и поэтика первых сборников «Вечера …», «Миргород». | 1 | Урок – анализ художественного произведения | Знать страницы жизни и творчества, проблематика и поэтика первых сборников «Вечера …», «Миргород». Гоголя Уметь выделять главное. |
78 | Поэма «Мёртвые души». Замысел, история создания. Особенности жанра и композиции. Обзор содержания. Смысл названия. | 1 | Урок – анализ художественного произведения | Знать историю создания поэмы, композиционные особенности, жанровое своеобразие. Уметь воспринимать художественное произведение в контексте эпох. |
79 | Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа. «Мёртвые» и «живые» души. Образ автора. | 1 | Урок – анализ художественного произведения | Знать содержание поэмы, представителей помещичьей Руси Манилов, Коробочка, Собакевич и Чичиков. Уметь анализировать эпизод, характеризовать образ города, персонажей поэмы, определять позицию автора. |
80 | РР Подготовка к сочинению. | 1 | Усвоение новых знаний и формирование умений и навыков | Знать текст произведения, лирические отступления в нем, понятиие чичиковщина Понимать роль главного героя в системе образов. Уметь характеризовать Чичикова и других героев в системе образов, использовать в характеристике критические замечания литературоведов. |
81 | РР Анализ сочинений | 1 | Усвоение новых знаний и формирование умений и навыков | Знать текст произведения, лирические отступления в нем, понятиие чичиковщина. Понимать роль главного героя в системе образов. Уметь характеризовать Чичикова и других героев в системе образов, использовать в характеристике |
82 | Н.В.Гоголь «Шинель» | 1 | Урок – анализ художественного произведения | |
83 | Резервный урок | 1 | | |
84 | Практикум. Анализ вставного текста в художественном произведении. | 1 | Урок – анализ художественного произведения | Обобщение знаний о вставных текстах и их связи с сюжетом произведения. Закрепление навыка выделения вставных текстов (сказок, песен, легенд, повестей, писем, стихотворений и др.). Примерный план анализа вставного текста в эпическом произведении. |
85 | Жизнь души в произведениях РЛ 19 века. И.С.Тургенев. Певцы. | 1 | Усвоение новых знаний и формирование умений и навыков | Знать содержание произведений, проблемы, которые поднимают в них авторы. Уметь создавать письменное сочинение |
86 | И.С.Тургенев. Певцы. | 1 | Урок – анализ художественного произведения | Знать содержание произведений, проблемы, которые поднимают в них авторы. Уметь создавать письменное сочинение |
87 | Ф.М.Достоевский. Бедные люди. | 1 | Урок – анализ художественного произведения | Знать содержание произведений, проблемы, которые поднимают в них авторы. Уметь создавать письменное сочинение |
88 | Ф.М.Достоевский. Бедные люди. | 1 | Урок – анализ художественного произведения | Знать содержание произведений, проблемы, которые поднимают в них авторы. Уметь создавать письменное сочинение |
89 | Практикум. Характеристика художественного мира произведения | 1 | Усвоение новых знаний и формирование умений и навыков | Обобщение знаний о художественном мире литературного произведения. Художественный мир литературного произведения и художественный мир литературного направления. Доминанты художественного мира писателя. Примерный план характеристики художественного мира литературного произведения (на материале ранее изученных произведений А. С. Пушкина. М. Ю. Лермонтова. Н. В. Гоголя). |
90 | Резервный урок | 1 | | |
91 | РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА "ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XX ВЕКА" | 1 | Усвоение новых знаний и формирование умений и навыков | Знать содержание произведений, проблемы, которые поднимают в них авторы. Уметь создавать письменное сочинение |
92 | Л. А. Андреев. Рассказ "Город". | 1 | Урок – анализ художественного произведения | Знать содержание произведений, проблемы, которые поднимают в них авторы. Уметь создавать письменное сочинение |
93 | В. В. Набоков. Рассказ "Рождество". | 1 | Урок – анализ художественного произведения | Знать содержание произведений, проблемы, которые поднимают в них авторы. Уметь создавать письменное сочинение |
94 | Ф. К. Сологуб. Рассказ -Маленький человек". | 1 | Урок – анализ художественного произведения | Знать содержание произведений, проблемы, которые поднимают в них авторы. Уметь создавать письменное сочинение |
95 | Резервный урок | 1 | | |
96 | "ТРАДИЦИЯ СМЕХОВОЙ КУЛЬТУРЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ" (обзор) Д. Хармс. "Елизавета Бам". | 1 | Усвоение новых знаний и формирование умений и навыков | Знать содержание произведений, проблемы, которые поднимают в них авторы. Уметь создавать письменное сочинение |
97 | Тэффи. "Взамен политики". | 1 | Урок – анализ художественного произведения | Знать содержание произведений, проблемы, которые поднимают в них авторы. Уметь создавать письменное сочинение |
98 | A. Аверченко. "Корибу". | | Урок – анализ художественного произведения | Знать содержание произведений, проблемы, которые поднимают в них авторы. Уметь создавать письменное сочинение |
99 | B. М. Шукшин. "Ораторский приём". | 1 | Урок – анализ художественного произведения | Знать содержание произведений, проблемы, которые поднимают в них авторы. Уметь создавать письменное сочинение |
100 | Ф. А. Искандер. | 1 | Урок – анализ художественного произведения | Знать содержание произведений, проблемы, которые поднимают в них авторы. Уметь создавать письменное сочинение |
101 | Итоговый урок | 1 | | |
102 | Резервный урок | 1 | | |
1.Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией В.Ф.Чертова .Москва Просвещение 2014 год.
2.Поурочные разработки по литературе . 9 класс под редакцией В.Ф.Чертова. Москва «Просвещение», 2014 год.
3. Литература. Рабочие программы. 5-9 классы под редакцией В.Ф.Чертова. Москва «Просвещение» 2011
4. Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах.- 2-е изд., испр.-М.:Рольф, 2001.
5. Качурин, М. Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы. – М., 1988.
7. Обернихина, Т. А. и др. Литература и искусство Древней Руси на уроках в школе. – М. : Владос, 2001.
8. Современная русская литература. Элективный курс : учебное пособие для учащихся 10–11 классов общеобразовательных учреждений / под ред. проф. Б. А. Ланина. – М.,2006.
9. Минералов, Ю. И. История русской литературы. 90-е годы ХХ века. – М. : Владос, 2002.
10. Нефагина, Г. Л. Русская проза конца ХХ века. – М. : Флинта, 2005.
1. АРМ учителя, проектор
2. ЭОР:
www.gramota.ru Справочно-инормационный интернет- портал «Русский язык».
www.slovari.ru Электронные словари.