Гаврюсевой Н.Н.
Рабочая программа по математике разработана на основе ФГОС НОО, учебной программы на 2018/2019 учебный год и требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Нивнянской СОШ с учётом
Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.
Математические знания и представления о числах, величинах, геометрических фигурах лежат в основе формирования общей картины мира и познания законов его развития. Именно эти знания и представления необходимы для целостного восприятия объектов и явлений природы, многочисленных памятников культуры, сокровищ искусства
№ | Содержание материала | Планируемые результаты | Кол -во часов |
1 | Повторение. Числа от 1 до 1000. Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2 - 4 действия. Письменные приемы вычислений. | Выпускник научится: Называть последовательность чисел в пределах 1000; объяснять, как образуется каждая следующая счётная единица. Называть разряды и классы. Вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия. Понимать правила порядка выпол Выполнять письменное умножение и деление многозначного числа на однозначное по алгоритму Читать и строить столбчатые диаграммы Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее Пользоваться вычислительными навыками, решать составные задачи | 14 |
2 | Числа больше 1000. Нумерация Новая счетная единица - тысяча. Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д. Чтение, запись и сравнение многозначных чисел. Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз. | Выпускник научится: Называть новую счётную единицу – тысячу. Называть разряды, которые составляют первый класс, второй класс Читать и записывать числа в пределах миллиона Увеличивать (уменьшать) числа в 10, 100, 1000 раз Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера, составлять задачи | 12 |
3 | Числа больше 1000. Величины Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними. Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними. Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними. Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности. | Выпускник научится: Называть единицы длины. Сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах Называть единицы площади. Использовать приобретенные знания для сравнения и упорядочения объектов по разным признакам: длине, площади Использовать приём измерения площади фигуры с помощью палетки Понимать понятие «масса», называть единицы массы. Сравнивать величины по их числовым значениям Называть единицы времени: минута, час, сутки, неделя, месяц, год. Определять соотношения между ними. Определять время по часам (в часах и минутах), сравнивать величины по их числовым значениям Решать задачи на определение начала, продолжительности и конца события Использовать таблицу единиц времени. Сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее | 15 |
4 | Числа больше 1000. Сложение и вычитание Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания. Решение уравнений вида: х + 312 = 654 + 79, 729 - х = 217 + 163, х - 137 = 500 -140. Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное - в остальных случаях. Сложение и вычитание значений величин. | Выпускник научится: Объяснять приёмы письменного сложения и вычитания чисел и выполнять эти действия с числами в пределах 1 000 000 Использовать приёмы сложения и вычитания чисел, запись которых оканчивается нулями Использовать правило нахождения неизвестного слагаемого,уменьшаемого и неизвестного вычитаемого. Вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия (со скобками и без них) Находить несколько долей целого Решать задачи арифметическим способом. Сравнивать площади фигур Анализировать результаты выполненной работы, оценивать их и делать выводы | 11 |
5 | Числа больше 1000. Умножение и деление Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): Задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы проверки умножения и деления. Решение уравнений вида 6 × х = 429 + 120, х - 18 = 270- 50, 360 : х – 630 : 7 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий. Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000. Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное, числа в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления). Умножение и деление значений величин на однозначное число. Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.). | Выпускник научится: Выполнять письменное умножение многозначного числа на однозначное Выполнять деление многозначного числа на однозначное с объяснением Применять полученные знания для решения задач Делить многозначное число на однозначное, делать проверку Решать задачи с величинами: скорость, время, расстояние. Называть единицы скорости. Понимать взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием Выполнять письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями Решать задачи на одновременное встречное движение, развивать навык устного счёта; развивать внимание, творческое мышление Применять приём письменного деления многозначного числа на 10, 100, 1 000 с остатком Объяснять, почему при умножении на трёхзначное число, в записи которого есть нуль, записывают только два неполных произведения Объяснять алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное, когда цифра в частном находится методом подбора Использовать приёмы сложения и вычитания, умножения и деления чисел, которые больше 1 000 | 78 |
6 | Итоговое повторение Повторение изученных тем за год. | Выпускник научится: Называть числа натурального ряда которые больше 1 000. Читать и записывать числа, которые больше 1 000, используя правило, по которому составлена числовая последовательность. Решать числовые выражения и уравнения Применять полученные знания для решения задач. Записывать и решать задачи изученных видов | 5 |
Содержание тем по учебному предмету «Математика» в рабочей программе не изменено и соответствует авторской программе М.И. Моро «Математика».
№ п\п | Наименование тем | Кол-во часов по теме | Дата | Дата |
| Раздел 1. Числа от 1 до 1000. Повторение | 14 | план | факт |
1 | Нумерация. Счёт предметов. Разряды | 1 | 3.09 | |
2 | Числовые выражения. Порядок выполнения действий | 1 | 4 | |
3 | Нахождение суммы нескольких слагаемых | 1 | 5 | |
4 | Вычитание вида 903 - 547 | 1 | 6 | |
5 | Умножение трехзначного числа на однозначное | 1 | 10 | |
6 | Свойства умножения | 1 | 11 | |
7, 8 | Деление. Приёмы письменного деления | 2 | 12, 13 | |
9 | Деление вида 285 : 3 | 1 | 17 | |
10 | Деление вида 324 : 3 С.р. по теме «Числа от 1 до 1000. Повторение» | 1 | 18 | |
11 | Диаграммы. Чтение и составление столбчатых диаграмм | 1 | 19 | |
12 | Входная контрольная работа | 1 | 20 | |
13 | Анализ контрольной работы. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | 1 | 24 | |
14 | Странички для любознательных | 1 | 25 | |
| Раздел 2. Числа, которые больше 1000. Нумерация | 12 | | |
15 | Новая счётная единица – тысяча. Класс единиц и класс тысяч | 1 | 26 | |
16 | Чтение многозначных чисел | 1 | 27 | |
17 | Запись многозначных чисел | 1 | 01.10 | |
18 | Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых | 1 | 02.10 | |
19 | Сравнение многозначных чисел | 1 | 3 | |
20 | Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз | 1 | 4 | |
21 | Выделение в числе общего количества единиц любого разряда | 1 | 8 | |
22 | Класс миллионов, класс миллиардов | 1 | 9 | |
23 | Проект: «Математика вокруг нас». Создание математического справочника «Наш город (село)» | 1 | 10 | |
24 | Контрольная работа по теме «Числа, которые больше 1000. Нумерация» | 1 | 11 | |
25 | Анализ контрольной работы. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» | 1 | 15 | |
26 | Закрепление изученного | 1 | 16 | |
| Раздел 3. Числа, которые больше 1000. Величины | 15 | | |
27 | Единица длины - километр | 1 | 17 | |
28 | Таблица единиц длины | 1 | 18 | |
29 | Единицы площади: квадратный километр, квадратный миллиметр | 1 | 22 | |
30 | Таблица единиц площади | 1 | 23 | |
31 | Контрольная работа за I четверть | 1 | 24 | |
32 | Анализ результатов контрольной работы. Определение площади с помощью палетки | 1 | 25 | |
33 | Единицы массы: центнер, тонна. Таблица единиц массы | 1 | 29 | |
34 | Время. Единицы времени | 1 | 30 | |
35 | 24-часовое исчисление времени суток | 1 | 31 | |
36 | Задачи на определение начала, продолжительности и конца события | 1 | 8.11 | |
37 | Единицы времени: секунда, век | 1 | 12.11 | |
38 | Таблица единиц времени | 1 | 13 | |
39 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». С.р. по теме «Величины» | 1 | 14 | |
40 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» | 1 | 15 | |
41 | Странички для любознательных | 1 | 19 | |
42 | Контрольная работа по теме «Величины» | 1 | 20 | |
| Раздел 4. Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание | 11 | | |
43 | Анализ результатов контрольной работы. Устные и письменные приемы вычислений | 1 | 21 | |
44 | Вычитание с переходом через несколько разрядов | 1 | 22 | |
45 | Нахождение неизвестного слагаемого | 1 | 26 | |
46 | Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого | 1 | 27 | |
47 | Нахождение нескольких долей целого | 1 | 28 | |
48 | Задачи на нахождение нескольких долей целого | 1 | 29 | |
49 | Задачи разных видов | 1 | 3.12 | |
50 | Сложение и вычитание значений величин | 1 | 4.12 | |
51 | Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме Проверочная работа по теме «Сложение и вычитание» | 1 | 5 | |
52 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | 1 | 6 | |
53 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» | 1 | 10 | |
| Раздел 5. Числа, которые больше 1000. Умножение и деление | 78 | | |
54 | Умножение и его свойства. Умножение на 0 и 1 | | 11 | |
55 | Административная контрольная работа за первое полугодие | 1 | 12 | |
56, 57 | Анализ результатов контрольной работы. Письменные приемы умножения | 2 | 13,17 | |
58 | Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями | 1 | 18 | |
59 | Нахождение неизвестного множителя, делимого, делителя | 1 | 19 | |
60 | Деление | 1 | 20 | |
61, 62 | Деление многозначного числа на однозначное | 2 | 24,25 | |
63 | Задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, выраженных в косвенной форме | 1 | 26 | |
64, 65 | Деление многозначного числа на однозначное (в записи частного нули) | 2 | 27 | |
66 | Задачи на пропорциональное деление | 1 | | |
67 | Закрепление. Краткая запись деления столбиком | 1 | | |
68, 69 | Закрепление знаний о действиях с многозначными числами | 2 | | |
70 | Закрепление знаний о действиях с многозначными числами. С.р. по теме «Умножение и деление» | 1 | | |
71, 72 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | 2 | | |
73 | Задачи изученных видов | 1 | | |
74 | Контрольная работа по теме «Умножение и деление на однозначное число» | 1 | | |
75 | Анализ результатов контрольной работы. Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием | 1 | | |
76-78 | Задачи с величинами: скорость, время, расстояние | 3 | | |
79 | Умножение числа на произведение | 1 | | |
80, 81 | Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями | 2 | | |
82 | Письменные приемы умножения двух чисел, оканчивающихся нулями | 1 | | |
83 | Задачи на одновременное встречное движение | 1 | | |
84 | Перестановка и группировка множителей | 1 | | |
85, 86 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» | 2 | | |
87 | Проект: «Математика вокруг нас». Составление сборника математических задач и заданий | 1 | | |
88, 89 | Деление числа на произведение | 2 | | |
90 | Деление с остатком на 10, 100, 1000 | 1 | | |
91 | Задачи на нахождение четвёртого пропорционального способом отношений | 1 | | |
92-95 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями Проверочная работа по теме «Умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями» | 4 | | |
| |
| |
| |
96 | Задачи на одновременное движение в противоположных направлениях | 1 | | |
97 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» | 1 | | |
98 | Контрольная работа за III четверть | 1 | | |
99 | Анализ результатов контрольной работы. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» | 1 | | |
100 | Анализ результатов. Странички для любознательных | 1 | | |
101 | Умножение числа на сумму | 1 | | |
102 | Алгоритм письменного умножения многозначного числа на двузначное число | 1 | | |
103 | Письменное умножение многозначного числа на двузначное | 1 | | |
104 | Задачи на нахождение неизвестного по двум разностям | 1 | | |
105, 106 | Письменное умножение многозначного числа на трехзначное | 2 | | |
107 | Умножение на двузначное и трехзначное число. Закрепление | 1 | | |
108 | Умножение на двузначное и трехзначное число. Закрепление. С.р. по теме «Умножение на двузначное и трехзначное число» | 1 | | |
109 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» | 1 | | |
110 | Контрольная работа по теме «Умножение и деление двузначное и трехзначное число» | 1 | | |
111 | Анализ результатов контрольной работы. Странички для любознательных | 1 | | |
112 | Письменное деление на двузначное число | 1 | | |
113 | Письменное деление с остатком на двузначное число | 1 | | |
114 | Алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное | 1 | | |
115-117 | Письменное деление на двузначное число | 3 | | |
118 | Письменное деление на двузначное число. С.р. по теме «Письменное деление на двузначное число» | 1 | | |
119 | Закрепление изученного. Задачи на нахождение неизвестного по двум разностям | 1 | | |
120, 121 | Письменное деление на двузначное число. Закрепление изученного | 2 | | |
122 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» | 1 | | |
123 | Проверочная работа по теме «Деление на двузначное число» | 1 | | |
124 | Анализ результатов. Письменное деление на трехзначное число | 1 | | |
125, 126 | Письменное деление на трехзначное число | 2 | | |
127 | Административная итоговая контрольная работа за 4 класс | 1 | | |
128 | Анализ результатов контрольной работы. Письменное деление на трехзначное число | 1 | | |
129 | Деление с остатком | 1 | | |
130 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» | 1 | | |
131 | Проверочная работа по теме «Деление на трехзначное число» | 1 | | |
| Раздел 6. Итоговое повторение | 5 | | |
132 | Анализ результатов. Нумерация | 1 | | |
133 | Выражения и уравнения. Порядок выполнения действий | 1 | | |
134 | Арифметические действия: сложение и вычитание, умножение и деление | 1 | | |
135 | Величины | 1 | | |
136 | Геометрические фигуры | 1 | | |