Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты: 1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами;идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
1.2.4. Метапредметные результаты
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.
Межпредметные понятия
Условием формирования межпредметных понятий, таких как «система», «факт», «закономерность», «феномен», «анализ», «синтез» «функция», «материал», «процесс», является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности. В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как в средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создания образа «потребного будущего».
При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
заполнять и/или дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности. В процессе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные задаче средства, принимать решения, в том числе в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способности к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, анализу результатов поиска и выбору наиболее приемлемого решения.
Перечень ключевых межпредметных понятий определяется в ходе разработки основной образовательной программы основного общего образования образовательной организации в зависимости от материально-технического оснащения, используемых методов работы и образовательных технологий.
В соответствии с ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Регулятивные УУД
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
определять совместно с педагогом критерии оценки планируемых образовательных результатов;
идентифицировать препятствия, возникающие при достижении собственных запланированных образовательных результатов;
выдвигать версии преодоления препятствий, формулировать гипотезы, в отдельных случаях — прогнозировать конечный результат;
ставить цель и формулировать задачи собственной образовательной деятельности с учетом выявленных затруднений и существующих возможностей;
обосновывать выбранные подходы и средства, используемые для достижения образовательных результатов.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (определять целевые ориентиры, формулировать адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
составлять план решения проблемы (описывать жизненный цикл выполнения проекта,алгоритм проведения исследования);
определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде алгоритма решения практических задач;
планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
различать результаты и способы действий при достижении результатов;
определять совместно с педагогом критерии достижения планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии достижения планируемых результатов и оценки своей деятельности;
отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
оценивать свою деятельность, анализируя и аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
находить необходимые и достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации;
работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик/показателей результата;
устанавливать связь между полученными характеристиками результата и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик результата;
соотносить свои действия с целью обучения.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств;
оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы о причинах ее успешности/эффективности или неуспешности/неэффективности, находить способы выхода из критической ситуации;
принимать решение в учебной ситуации и оценивать возможные последствия принятого решения;
определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
Познавательные УУД
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
выделять общий признак или отличие двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство или отличия;
объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
различать/выделять явление из общего ряда других явлений;
выделять причинно-следственные связи наблюдаемых явлений или событий, выявлять причины возникновения наблюдаемых явлений или событий;
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом их общие признаки и различия;
излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности;
выявлять и называть причины события, явления, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое и наоборот;
строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) с точки зрения решения проблемной ситуации, достижения поставленной цели и/или на основе заданных критериев оценки продукта/результата.
Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
резюмировать главную идею текста;
преобразовывать текст, меняя его модальность (выражение отношения к содержанию текста, целевую установку речи), интерпретировать текст (художественный и нехудожественный — учебный, научно-популярный, информационный);
критически оценивать содержание и форму текста.
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
определять свое отношение к окружающей среде, к собственной среде обитания;
анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
проводить причинный и вероятностный анализ различных экологических ситуаций;
прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на другой фактор;
распространять экологические знания и участвовать в практических мероприятиях по защите окружающей среды.
Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей, справочников, открытых источников информации и электронных поисковых систем. Обучающийся сможет:
определять необходимые ключевые поисковые слова и формировать корректные поисковые запросы;
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, базами знаний, справочниками;
формировать множественную выборку из различных источников информации для объективизации результатов поиска;
соотносить полученные результаты поиска с задачами и целями своей деятельности.
Коммуникативные УУД
Умение организовывать учебное сотрудничество с педагогом и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
определять возможные роли в совместной деятельности;
играть определенную роль в совместной деятельности;
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи мнение (точку зрения), доказательства (аргументы);
определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль;
критически относиться к собственному мнению, уметьпризнавать ошибочность своего мнения (если оно ошибочно) и корректировать его;
предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
выделять общую точку зрения в дискуссии;
договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
организовывать эффективное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать и использовать речевые средства;
представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
создавать письменные тексты различных типов с использованием необходимых речевых средств;
использовать средства логической связи для выделения смысловых блоков своего выступления;
использовать вербальные и невербальные средства в соответствии с коммуникативной задачей;
оценивать эффективность коммуникации после ее завершения.
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ). Обучающийся сможет:
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
использовать для передачи своих мыслей естественные и формальные языки в соответствии с условиями коммуникации;
оперировать данными при решении задачи;
выбирать адекватные задаче инструменты и использовать компьютерные технологии для решения учебных задач, в том числе для: вычисления, написания писем, сочинений, докладов, рефератов, создания презентаций и др.;
использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
создавать цифровые ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предметные результаты
Человек. Деятельность человека
Выпускник научится:
использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы;
характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста;
в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;
характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;
приводить примеры основных видов деятельности человека;
выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:
выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека;
оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;
оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью;
использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов;
моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека, делать выводы.
Общество
Выпускник научится:
демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека;
распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;
характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;
различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;
выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;
характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса;
на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное поведение;
раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;
конкретизировать примерами опасность международного терроризма.
Выпускник получит возможность научиться:
наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;
выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития;
осознанно содействовать защите природы.
Социальные нормы
Выпускник научится:
раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;
различать отдельные виды социальных норм;
характеризовать основные нормы морали;
критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;
раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества;
характеризовать специфику норм права;
сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;
раскрывать сущность процесса социализации личности;
объяснять причины отклоняющегося поведения;
описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;
оценивать социальную значимость здорового образа жизни.
Сфера духовной культуры
Выпускник научится:
характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры;
описывать явления духовной культуры;
объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;
оценивать роль образования в современном обществе;
различать уровни общего образования в России;
находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;
описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним;
объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;
учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности;
раскрывать роль религии в современном обществе;
характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.
Выпускник получит возможность научиться:
описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;
характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;
критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода.
Социальная сфера
Выпускник научится:
описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы;
объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;
выделять параметры, определяющие социальный статус личности;
приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;
описывать основные социальные роли подростка;
конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;
характеризовать межнациональные отношения в современном мире;
объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;
характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе;
раскрывать основные роли членов семьи;
характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни;
выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:
раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;
выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи;
выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов;выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;
формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;
использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов;
находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа.
Политическая сфера жизни общества
Выпускник научится:
объяснять роль политики в жизни общества;
различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;
давать характеристику формам государственно-территориального устройства;
различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;
раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;
называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;
характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;
Гражданин и государство
Выпускник научится:
характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;
объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;
раскрывать достижения российского народа;
объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ;
осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;
характеризовать конституционные обязанности гражданина.
Выпускник получит возможность научиться:
аргументированно обосновыватьвлияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире;
использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.
Основы российского законодательства
Выпускник научится:
характеризовать систему российского законодательства;
раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;
характеризовать гражданские правоотношения;
раскрывать смысл права на труд;
объяснять роль трудового договора;
разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;
характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;
характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;
конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;
характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;
анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;
исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;
находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.
Выпускник получит возможность научиться:
на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;
осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами.
Экономика
Выпускник научится:
объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;
характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах;
характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;
объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета государства;
называть и конкретизировать примерами виды налогов;
характеризовать функции денег и их роль в экономике;
раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;
формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;
раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;
использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;
обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.
Выпускник получит возможность научиться:
анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;
выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;
анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя;
решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;
грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.
Содержание учебного предмета
Человек. Деятельность человека
Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и животного.Индивид, индивидуальность, личность. Основные возрастные периоды жизни человека. Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста. Способности и потребности человека.Особые потребности людей с ограниченными возможностями. Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение. Познание человеком мира и самого себя. Общение. Роль деятельности в жизни человека и общества. Человек в малой группе. Межличностные отношения. Личные и деловые отношения. Лидерство. Межличностные конфликты и способы их разрешения.
Общество
Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь общества и природы. Развитие общества. Общественный прогресс. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие. Типы обществ. Усиление взаимосвязей стран и народов. Глобальные проблемы современности. Опасность международного терроризма. Экологический кризис и пути его разрешения. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь.Современное российское общество, особенности его развития.
Социальные нормы
Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные нравы, традиции и обычаи. Как усваиваются социальные нормы. Общественные ценности. Гражданственность и патриотизм. Уважение социального многообразия.Мораль, ее основные принципы. Нравственность. Моральные нормы и нравственный выбор. Роль морали в жизни человека и общества. Золотое правило нравственности. Гуманизм. Добро и зло. Долг. Совесть. Моральная ответственность. Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Право и мораль: общее и различия. Социализация личности. Особенности социализации в подростковом возрасте. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальный контроль. Социальная значимость здорового образа жизни.
Сфера духовной культуры
Культура, ее многообразие и основные формы. Наука в жизни современного общества. Научно-технический прогресс в современном обществе. Развитие науки в России.Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система образования в Российской Федерации. Уровни общего образования. Государственная итоговая аттестация. Самообразование.Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Свобода совести. Искусство как элемент духовной культуры общества. Влияние искусства на развитие личности.
Социальная сфера жизни общества
Социальная структура общества. Социальные общности и группы. Социальный статус личности. Социальные роли. Основные социальные роли в подростковом возрасте. Социальная мобильность. Семья и семейные отношения. Функции семьи. Семейные ценности и традиции. Основные роли членов семьи. Досуг семьи. Социальные конфликты и пути их разрешения. Этнос и нация. Национальное самосознание. Отношения между нациями. Россия – многонациональное государство. Социальная политика Российского государства.
Политическая сфера жизни общества
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство, его существенные признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя политика государства. Формы правления. Формы государственно-территориального устройства. Политический режим. Демократия, ее основные признаки и ценности. Выборы и референдумы. Разделение властей. Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Гражданское общество. Правовое государство. Местное самоуправление. Межгосударственные отношения. Межгосударственные конфликты и способы их разрешения.
Гражданин и государство
Наше государство – Российская Федерация. Конституция Российской Федерации – основной закон государства. Конституционные основы государственного строя Российской Федерации. Государственные символы России. Россия – федеративное государство. Субъекты федерации.Органы государственной власти и управления в Российской Федерации. Президент Российской Федерации, его основные функции. Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Правоохранительные органы. Гражданство Российской Федерации. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Способы взаимодействия с властью посредством электронного правительства.Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ.Основные международные документы о правах человека и правах ребенка.
Основы российского законодательства
Система российского законодательства. Источники права. Нормативный правовой акт. Правоотношения. Правоспособность и дееспособность. Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и функции юридической ответственности. Презумпция невиновности. Гражданские правоотношения. Основные виды гражданско-правовых договоров. Право собственности. Права потребителей, защита прав потребителей. Способы защиты гражданских прав. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека. Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности административно-правовых отношений. Административные правонарушения. Виды административного наказания. Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений. Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний. Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Права ребенка и их защита. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. Правовое регулирование в сфере образования. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.
Экономика
Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Производство ‑ основа экономики. Распределение. Обмен. Потребление. Факторы производства. Производительность труда. Разделение труда и специализация. Собственность. Торговля и ее формы. Реклама. Деньги и их функции. Инфляция, ее последствия. Типы экономических систем. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль. Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок труда. Каким должен быть современный работник. Выбор профессии. Заработная плата и стимулирование труда. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги: система налогов, функции, налоговые системы разных эпох.
Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности.Инвестиции в реальные и финансовые активы. Пенсионное обеспечение. Налогообложение граждан. Защита от финансовых махинаций. Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения. Инфляция.
Календарно-тематическое планирование 6 А класс
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата проведения |
По плану | Фактическое проведение |
| Раздел 1. Человек, деятельность человека. Человек в социальном измерении |
1 | Общество как форма жизнедеятельности людей. Вводный урок | 1 | 8.09 | |
2 | Индивид, индивидуальность, личность. Человек- личность | 1 | 15.09 | |
3 | Индивид, индивидуальность, личность. Качества сильной личности. | 1 | 22.09 | |
4 | Биологическое и социальное в человеке. Человек познает мир | 1 | 29.09 | |
5 | Понятие деятельности. Человек и его деятельность | 1 | 6.10 | |
6 | Многообразие видов деятельности | 1 | 13.10 | |
7 | Способности и потребности человека. Способности | 1 | 20.10 | |
8 | Способности и потребности человека. Потребности | 1 | 27.10 | |
9 | Особые потребности людей с ограниченными возможностями. Индивидуальный характер потребностей | 1 | 10.11 | |
10 | Роль деятельности в жизни человека и общества. На пути к жизненному успеху | 1 | 17.11 | |
11 | Роль деятельности в жизни человека и общества. Проблема выбора профессии | 1 | 24.11 | |
12 | Практические задания по теме «Роль деятельности в жизни человека » | 1 | 1.12 | |
13 | Обобщающий урок «Человек как личность и субъект деятельности».Контрольная работа. | 1 | 8.12 | |
Глава 2. Социальная сфера. Человек среди людей | |
14 | Межличностные отношения | 1 | 15.12 | |
15 | Межличностные отношения. Сотрудничество и соперничество. Контрольная работа за I полугодие | 1 | 22.12 | |
16 | Социальные общности и группы. Группы большие и малые | 1 | 12.01 | |
17 | Человек в малой группе. Группы формальные и неформальные | 1 | 19.01 | |
18 | Общение. Форма отношения человека к окружающему миру | 1 | 26.01 | |
19 | Общение: виды и формы | 1 | 2.02 | |
20 | Конфликты в межличностных отношениях | 1 | 9.02 | |
21 | Конфликты. Конструктивное разрешение конфликтов | 1 | 16.02 | |
22 | Практические задания по теме «Человек среди людей» | 1 | 22.02 | |
23 | Обобщающий урок по теме «Человек в малой группе». Контрольная работа. | 1 | 2.03 | |
Глава З.Социальные нормы. Нравственные основы жизни | |
24 | Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Человек славен добрыми делами. | 1 | 9.03 | |
25 | Мораль. Золотое правило нравственности. | 1 | 16.03 | |
26 | Долг, совесть. Будь смелым | 1 | 23.03 | |
27 | Мораль, ее основные принципы. Добро и зло. | 1 | 6.04 | |
28 | Гуманизм. Человек и человечность | 1 | 13.04 | |
29 | Гуманизм в современной жизни | 1 | 20.04 | |
30 | ВПР | 1 | 27.04 | |
31 | Урок обобщения и контроля знаний «Как усваиваются социальные нормы». | 1 | 4.05 | |
32 | Итоговое тестирование в рамках промежуточной аттестации. | 1 | 11.05 | |
33 | Человек в социальном измерении | 1 | 18.05 | |
34 | Итоговый урок «Человек и общество» | 1 | 25.05 | |
Календарно-тематическое планирование 6 Б класс
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата проведения |
По плану | Фактическое проведение |
| Раздел 1. Человек, деятельность человека. Человек в социальном измерении |
1 | Общество как форма жизнедеятельности людей. Вводный урок | 1 | 3.09 | |
2 | Индивид, индивидуальность, личность. Человек- личность | 1 | 10.09 | |
3 | Индивид, индивидуальность, личность. Качества сильной личности. | 1 | 17.09 | |
4 | Биологическое и социальное в человеке. Человек познает мир | 1 | 24.09 | |
5 | Понятие деятельности. Человек и его деятельность | 1 | 1.10 | |
6 | Многообразие видов деятельности | 1 | 8.10 | |
7 | Способности и потребности человека. Способности | 1 | 15.10 | |
8 | Способности и потребности человека. Потребности | 1 | 22.10 | |
9 | Особые потребности людей с ограниченными возможностями. Индивидуальный характер потребностей | 1 | 29.10 | |
10 | Роль деятельности в жизни человека и общества. На пути к жизненному успеху | 1 | 12.11 | |
11 | Роль деятельности в жизни человека и общества. Проблема выбора профессии | 1 | 19.11 | |
12 | Практические задания по теме «Роль деятельности в жизни человека » | 1 | 26.11 | |
13 | Обобщающий урок «Человек как личность и субъект деятельности».Контрольная работа. | 1 | 3.12 | |
Глава 2. Социальная сфера. Человек среди людей | |
14 | Межличностные отношения | 1 | 10.12 | |
15 | Межличностные отношения. Сотрудничество и соперничество. Контрольная работа за I полугодие | 1 | 17.12 | |
16 | Социальные общности и группы. Группы большие и малые | 1 | 24.12 | |
17 | Человек в малой группе. Группы формальные и неформальные | 1 | 14.01 | |
18 | Общение. Форма отношения человека к окружающему миру | 1 | 21.01 | |
19 | Общение: виды и формы | 1 | 28.01 | |
20 | Конфликты в межличностных отношениях | 1 | 4.02 | |
21 | Конфликты. Конструктивное разрешение конфликтов | 1 | 11.02 | |
22 | Практические задания по теме «Человек среди людей» | 1 | 18.02 | |
23 | Обобщающий урок по теме «Человек в малой группе». Контрольная работа. | 1 | | |
Глава З.Социальные нормы. Нравственные основы жизни | |
24 | Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Человек славен добрыми делами. | 1 | 25.02 | |
25 | Мораль. Золотое правило нравственности. | 1 | 4.03 | |
26 | Долг, совесть. Будь смелым | 1 | 11.03 | |
27 | Мораль, ее основные принципы. Добро и зло. | 1 | 18.03 | |
28 | Гуманизм. Человек и человечность | 1 | 25.03 | |
29 | Гуманизм в современной жизни | 1 | 8.04 | |
30 | ВПР | 1 | 15.04 | |
31 | Урок обобщения и контроля знаний «Как усваиваются социальные нормы». | 1 | 22.04 | |
32 | Итоговое тестирование в рамках промежуточной аттестации. | 1 | 29.04 | |
33 | Человек в социальном измерении | 1 | 13.05 | |
34 | Итоговый урок «Человек и общество» | 1 | 27.05 | |
Календарно-тематическое планирование 7 класс
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата проведения |
По плану | Фактическое проведение |
I.Социальные нормы. Гражданин и государство. Регулирование поведения людей в обществе |
1 | Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные нравы, традиции и обычаи. Как усваиваются социальные нормы. Что значит жить по правилам. | 1 | 2.09 | |
2 | Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Уважение социального многообразия. Мораль, ее основные принципы. Учимся общаться в Интернете. | 1 | 9.09 | |
3 | Гражданство Российской Федерации. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации.. | 1 | 16.09 | |
4 | Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Основные международные документы о правах человека и правах ребенка. | 1 | 23.09 | |
II.Основы Российского законодательства. Регулирование поведения людей в обществе |
5 | Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Почему важно соблюдать законы | 1 | 30.09 | |
6 | Система российского законодательства. Источники права. Учимся читать и уважать закон. | 1 | 7.10 | |
7 | Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Защита Отечества. | 1 | 14.10 | |
8 | Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Учимся быть мужественным. | 1 | 21.10 | |
9 | Как усваиваются социальные нормы. Для чего нужна дисциплина. | 1 | 28.10 | |
10 | Как усваиваются социальные нормы. Учимся быть дисциплинированными. | 1 | 11.11 | |
11 | Признаки и виды правонарушений. Административные правонарушения. Виды административного наказания. Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений. Виновен- отвечай. | 1 | 18.11 | |
12 | Понятие, виды и функции юридической ответственности. Необходимая оборона. Презумпция невиновности. Учимся уважать закон. | 1 | 25.11 | |
13 | Судебная система Российской Федерации. Правоохранительные органы. Кто стоит на страже закона. | 1 | 2.12 | |
14 | Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Учимся защищать свои права. Контрольная работа за 1 полугодие | 1 | 9.12 | |
III.Экономика. Человек в экономических отношениях. |
15 | Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Экономика и ее основные участники. | 1 | 16.12 | |
16 | Товары и услуги. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Учимся принимать рациональное решение. | 1 | 23.12 | |
17 | Рынок труда. Каким должен быть современный работник. Выбор профессии. Заработная плата и стимулирование труда. Производительность труда. Мастерство работника. | 1 | 13.01 | |
18 | Разделение труда и специализация. Учимся секретам профессионального успеха. | 1 | 20.01 | |
19 | Производство - основа экономики. Распределение. Обмен. Потребление. | 1 | 27.01 | |
20 | Факторы производства. Учимся прогнозировать успешность своего дела. | 1 | 3.02 | |
21 | Рынок и рыночный механизм. Виды рынков. Рынок капиталов. Предпринимательская деятельность. | 1 | 10.02 | |
22 | Издержки, выручка, прибыль. Собственность. Учимся создавать свой бизнес. | 1 | 17.02 | |
23 | Торговля и ее формы. Реклама. | 1 | 24.02 | |
24 | Деньги и их функции. | 1 | 3.03 | |
25 | Инфляция, ее последствия. Сбережения. | 1 | 10.03 | |
26 | Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания | 1 | 17.03 | |
27 | Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. | 1 | 24.03 | |
28 | Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план. | 1 | 7.04 | |
IV. Человек. Общество. Основы российского законодательства. Человек и природа | |
29 | Познание человеком мира и самого себя. Взаимосвязь общества и природы. | 1 | 14.04 | |
30 | Глобальные проблемы современности. Экологический кризис и пути его разрешения. Охранять природу - значит охранять жизнь | 1 | 21.04 | |
31 | Административные правонарушения. Виды административного наказания. Закон на страже природы. | 1 | 28.04 | |
32 | Итоговое тестирование в рамках промежуточной аттестации. | 1 | 5.05 | |
33 | Итоговое повторение «Основы Российского законодательства» | 1 | 12.05 | |
34 | Итоговое повторение «Человек и экономика» | 1 | 26.05 | |
Календарно-тематического планирование 8 класс
№п/п | Тема урока | Основные элементы содержания | Кол-во часов | Дата план | Дата факт |
1 | Биологическое и социальное в человеке. | Черты сходства и различий человека и животного. Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение. Познание человеком мира и самого себя. Общение. Роль деятельности в | 1 | 2.09 | |
2 | Взаимосвязь общества и природы. | | 1 | 9.09 | |
3 | Общество как форма жизнедеятельности людей | Основные сферы жизнидеятельности общества и ихвзаимодействие.Типыобществ. | 1 | 16.09 | |
4 | Развитиеобщества. Общественный прогресс. | Усиление взаимосвязей стран и народов. Глобальные проблемы современности.Опасность международного терроризма. Экологический кризис и пути его разрешения. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Современное российское | 1 | 23.09 | |
5 | Индивид, индивидуальность, личность. | Основные возрастные периоды жизни человека. Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста. Способности и потребности человека. Особые потребности людей с ограниченными возможностями. | 1 | 30.09 | |
6 | Контрольнаяработа «Человек. Деятельность человека. Общество» | | 1 | 7.10 | |
7 | Культура, ее многообразие. | | 1 | 14.10 | |
8 | Культура, ее основные формы. | Искусство как элемент духовной культуры общества. Влияние искусства на развитие личности. | 1 | 21.10 | |
9 | Мораль, ее основные принципы. | Нравственность. Моральные нормы и нравственный выбор. Роль морали в жизни человека и общества. Золотое правило нравственности. Гуманизм. Добро и зло. | 1 | 28.10 | |
10 | Долг. Совесть. Моральная ответственность. | | 1 | 11.11 | |
11 | Образование,егозначимостьвусловияхинформационного общества. Система Государственная итоговая аттестация. Самообразование | | 1 | 18.11 | |
12 | Наука в жизни современного общества. Научно технический прогресс в современном обществе. Развитие науки в России. | | 1 | 25.11 | |
13 | Религия как форма культуры. Мировые религии. | Роль религии в жизни общества. Свобода совести. | 1 | 2.12 | |
14 | «Сфера духовной культуры». Урок обобщения и проверки знаний. | | 1 | 9.12 | |
15 | Социальная структура общества. Социальные общности и группы. | | 1 | 16.12 | |
16 | Социальный статус личности. | Социальные роли. Основные социальные роли в подростковом возрасте. Социальная мобильность. Семья семейные отношения. Функции семьи. Семейные ценности и традиции. Основные роли членов семьи. Досуг семьи. | 1 | 23.12 | |
17 | Этнос и нация.Национальное самосознание . | Отношения между нациями. Россия многонациональное государство. Социальная политика Российского государства. | 1 | 13.01 | |
18 | Социальные конфликты и пути их разрешения. Социализация личности. Особенности социализации в подростковом возрасте | Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальный контроль. Социальная значимость здорового образа | 1 | 20.01 | |
19 | «Социальная сфера жизни общества». Контрольная работа. | | 1 | 27.01 | |
20 | Понятие экономики. | Роль экономики в жизни общества Товары и услуги. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. | 1 | 3.02 | |
21 | Типы экономических систем. | | 1 | 10.02 | |
22 | Собственность. | | 1 | 17.02 | |
23 | Пробное ОГЭ предметы по выбору | | 1 | 24.02 | |
24 | Производство - основа экономики. Распределение. Обмен. Потребление. Факторы производства. | | 1 | 3.03 | |
25 | Предпринимательская деятельность. Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги, банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг | | 1 | 10.03 | |
27 | Страховые услуги: страхование жизни, здоровья,имущества, ответственности. | Инвестиции в реальныеифинансовые активы. Пенсионное обеспечение. Налогообложение граждан. Защита от финансовых махинаций. Экономические функции домохозяйства. | 1 | 17.03 | |
28 | Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. | Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения. Инфляция, ее последствия. | 1 | 24.03 | |
29 | Рынок труда. Каким должен быть современный работник. | Выбор профессии. Заработная плата и стимулирование труда. | 1 | 7.04 | |
30 | Торговля и ее формы. Реклама. Деньги и их функции. | | 1 | 14.04 | |
31 | Повторение «Экономика» | | 1 | 21.04 | |
32 | Промежуточная аттестация | | 1 | 28.04 | |
33 | Повторение раздела «Общество и человек» культуры» | | 1 | 5.05 | |
34 | Повторение раздела «Сфера духовной культуры» | | 1 | 19.05 | |
Календарно-тематическое планирование по обществознанию 9 класс
№п/п | Тема урока | Основные элементы содержания | Кол-во часов | Дата план | Дата факт |
1 | Власть и политика. Роль политики в жизни общества | | 1 | 8.09 | |
2 | Государство, его существенные признаки. | Функции государства. Внутренняя и внешняя политика государства. | 1 | 15.09 | |
3 | Формы правления. Формы государственно территориального устройства. | | 1 | 22.09 | |
4 | Политический режим. Демократия, ее основные признаки и ценности. | | 1 | 29.09 | |
5 | Правовое государство. Разделение властей. | | 1 | 6.10 | |
6 | Гражданское общество. Местное самоуправление. | | 1 | 13.10 | |
7 | Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма. | Выборы и референдумы. | 1 | 20.10 | |
8 | Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. | | 1 | 27.10 | |
9 | Межгосударственные отношения. Межгосударственные конфликты и способы их разрешения. | | 1 | 10.11 | |
10 | "Политическая сфера".Обобщающий урок поразделу. | | 1 | 17.11 | |
11 | Система российского законодательства. Источники права. Нормативный правовой акт. | | 1 | 24.11 | |
12 | Правоотношения. Правоспособность и дееспособность. | | 1 | 1.12 | |
13 | Признаки и виды правонарушений. | Понятие, виды и функции юридической ответственности. Презумпция невиновности. | 1 | 8.12 | |
14 | Контрольная работа за 1 полугодие. | | 1 | 15.12 | |
15 | Правоохранительные органы. Судебная система РФ. | | 1 | 22.12 | |
16 | Наше государство -Российская Федерация . | Конституция Российской Федерации - основной закон государства. Конституционные основы государственного строя Российской Федерации. Государственные символы России. | | 12.01 | |
17 | Россия - федеративное государство. | Субъекты федерации. Органы государственной власти и управления в РФ. Президент РФ, его основные функции. Федеральное Собрание РФ. Правительство РФ. | 1 | 19.01 | |
18 | Гражданство Российской Федерации. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской | | 1 | 26.01 | |
19 | Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. | | 1 | 2.02 | |
20 | Гражданские правоотношения. Основные виды гражданско-правовых договоров. Право собственности. | | 1 | 9.02 | |
21 | Права потребителей, защита прав потребителей. Способы защиты | | 1 | 16.02 | |
22 | Право на труд и трудовые правоотношения. | Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека. | 1 | 2.03 | |
23 | Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и родителей. | Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей. | 1 | 9.03 | |
24 | Административные правонарушения. Виды административного наказания. | | 1 | 16.03 | |
25 | Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений. Необходимая оборона | | 1 | 23.03 | |
26 | Особенности уголовной ответственности и наказания | | 1 | 6.04 | |
27 | Социальные права. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. | | 1 | 13.04 | |
28 | Основные международные документы о правах человека и правах ребенка. | | 1 | 20.04 | |
29 | Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. | | 1 | 27.03 | |
30 | Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система образования в Российской Федерации. | Уровнио бщего образования. Государственная итоговая аттестация. | 1 | 4.05 | |
31 | Повторении «Право». | | 1 | 11.05 | |
32 | Промежуточная аттестация | | 1 | 13.05 | |
33 | Повторение тем «Политическая сфера», «Правовое государство» | | 1 | 16.05 | |
34 | Повторение «Общество, человек». | | 1 | 19.05 | |
30