Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Ундинская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа по обществознанию для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень).
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Программа рассчитана на 34 учебных часа, из расчёта 1 час в неделю.
развитие личности в ответственный период социального взросления человека, её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе политической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основах социальных ролях, характерных для подросткового возраста;
формирование опыта применения полученных знаний для решений типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
формировать аналитическое мышление школьника, способность самостоятельно разбираться в существе вопроса, подготовиться к будущей профессиональной деятельности;
воспитать социально активную личность, имеющую гуманистическое мировоззрение и способную отстаивать демократические идеалы и защищать патриотическую позицию.
- сущность общества как формы совместной деятельности людей.
- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявляя их общие черты и различия;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- первичного анализа и использования социальной информации.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля | Д/З |
1 | Политика и власть | 1 | Вводный урок. Изучение нового материла. | Что такое политика? Политическая власть. Роль политики в жизни общества. Политическая жизнь и средства массовой информации. | Знать термины «политика», «средства массовой информации». Знать основные положения по теме. | Работа с текстом, документами, мнениями, фактами. | §1 |
2 | Государство | 1 | Комбинированный урок | Происхождение государства. Признаки государства. Формы государства. Гражданство. | Знать основные положения по теме. Знать термины «государство», «гражданство». Знать признаки государства, его формы. | Работа с текстом, документами, мнениями, фактами. Ответы на вопросы | §2 |
3 | Политические режимы | 2 | Комбинированный урок | Тоталитарный режим. Авторитарный режим. Демократия | Знать основные положения по теме. Знать термины «тоталитаризм», «авторитаризм», «демократия», «референдум» | Работа с текстом, документами, мнениями, фактами. Заполнение таблицы. | §3 |
4 | Правовое государство | 2 | Ознакомление с новым материалом | Понятие правового государства. Соединение силы и справедливости. Власть в правовом государстве. Признаки правового государства. | Знать основные положения по теме; понятие «правовое государство»; признаки правового государства. | Работа с текстом, документами, мнениями, фактами. Работа со схемами. | §4 |
5 | Гражданское общество и государство | 1 | Изучение нового материала | Что такое гражданское общество? Местное самоуправление. Общественная палата. | Знать основные положения по теме. Знать термин «гражданское общество». Что такое «общественная палата», ее задачи. | Работа с текстом, документами, мнениями, фактами. | §5 |
6 | Участие граждан в политической жизни | 2 | Изучение нового материала | Выборы, референдумы. Право на равный доступ к государственной службе. Обращения в органы власти. Другие пути влияния на власть. Значение свободы слова. Опасность политического экстремизма. | Знать основные положения по теме. Знать значение свободы слова, опасность политического экстремизма. | Работа с текстом, документами, мнениями | §6 |
7 | Политические партии и движения | 1 | Комбинированный урок | Общественно-политические движения. Политические партии. | Знать основные положения по теме. Знать термин «многопартийность». Знать общественно-политические движения, политические партии. | Работа с текстом, документами, мнениями | §7 |
8 | Гражданин - человек, имеющий права | 1 | Обобщение и систематизация знаний | | | Тестирование, работа с учебником | §1-7 |
9 | Контрольная работа «Политика» | 1 | Проверка знаний и умений | | | | |
10 | Роль права в жизни человека, общества и государства. | 1 | Изучение нового материала | В чем смысл понятия «право»? Мера свободы, справедливости и ответственности. Норма права. Закон. Система законодательства. Право и закон. | Знать основные положения по теме. Знать термины «право», «закон». Знать меры свободы, справедливости и ответственности, нормы права, систему законодательства. | Работа с текстом, документами, мнениями. Работа со схемой. | §8 |
11 | Правоотношения и субъекты права. | 2 | Ознакомление с новым материалом | Сущность и особенности правоотношения. Субъекты правоотношения. | Знать основные положения по теме. Знать термин «правоотношение»; субъекты правоотношения | Работа с текстом, документами, мнениями, фактами | §9 |
12 | Правонарушения и юридическая ответственность. | 1 | Изучение нового материала | Правонарушение и его признаки. Виды правонарушений. Юридическая ответственность. Виды юридической ответственности. Презумпция невиновности. | Знать основные положения по теме. Знать термины «правонарушение», «противоправность», «презумпция невиновности». Знать признаки правонарушения, виды правонарушений, виды юридической ответственности. | Работа с текстом, документами, мнениями, фактами | §10 |
13 | Правоохранительные органы | 1 | Комбинированный урок | Полиция. Суд. Прокуратура. Адвокатура. Нотариат. | Знать основные положения по теме. Знать понятия «Прокуратура», «Нотариат» и т.д. | Работа с текстом, документами, мнениями, фактами. Анализ таблицы. решение задач. | §11 |
14 | Конституция РФ | 1 | Применение знаний и умений | Этапы развития конституции. Законы высшей юридической силы. Основные задачи Конституции. | Знать основные положения по теме. Знать термин «конституция». Знать этапы развития конституции, ее основные задачи. | Работа с текстом, документами, мнениями, фактами. Доклады «История конституции России»,«Конституция РФ- главный закон страны». | §12 |
15 | Основы конституционного строя | 1 | Применение знаний и умений | Что такое конституционный строй? Основы государства. Основные принципы. | Знать основные положения по теме. Знать термин «конституционный строй». Знать основы государства, основные принципы. | Работа с текстом, документами, мнениями, фактами. Доклад «Основы конституционного строя | §13 |
16 | Права и свободы человека и гражданина | 2 | Изучение нового материала | Что такое права человека? Международные правовые документы. Идеал современного права или юридический документ? Права и свободы человека и гражданина РФ. Юридические гарантии и система защиты прав человека. Права ребенка. | Знать основные положения по теме. Знать, что такое права человека, международные правовые документы | Работа с текстом, документами, мнениями, фактами. Работа со схемой. | §14,15 |
17 | Гражданские правоотношения | 1 | Изучение нового материала | Сущность гражданского права. Особенности гражданских правоотношений. Виды договоров и гражданская дееспособность несовершеннолетних. Защита прав потребителя. | Знать основные положения по теме. Знать сущность гражданского права, особенности гражданских правоотношений, виды договоров и т. д. | Работа с текстом, документами, мнениями, фактами. Заполнение таблицы «Материальные и нематериальные блага» | §16 |
18 | Право на труд. Трудовые правоотношения | 1 | Изучение нового материала | Право на труд. Трудовые отношения. | Знать основные положения по теме. | Работа с текстом, документами, мнениями, фактами. Творческая работа. | §17 |
19 | Семейные правоотношения | 1 | Изучение нового материала | Юридические понятия семьи и брака. Условия и порядок заключения брака. Сущность и особенности семейных правоотношений. Правоотношения супругов. Правоотношения родителей и детей. | Знать определения «семья», «брак», «семейные правоотношения». Знать юридические понятия семьи и брака, условия и порядок заключения брака и т.д. | Работа с текстом, документами, мнениями, фактами. Работа со схемой. Решение задач. | §18 |
20 | Административные правоотношения | 1 | Ознакомление с новым материалом | Административное право. Понятия и черты административного правоотношения. Административное правонарушение. | | Работа с текстом, документами, мнениями, фактами. Работа по схеме. | §19 |
21 | Уголовно-правовые отношения | 1 | Ознакомление с новым материалом | Особенности уголовного права и уголовно-правовых отношений. Понятие преступления. Уголовное наказание и ответственность несовершеннолетних. | Знать основные положения по теме. Знать определения «уголовное право», «преступление», «необходимая оборона», | Работа с текстом, документами, мнениями, фактами. Работа по схеме | §20 |
22 | Социальные права | 1 | Изучение нового материала | Конституция России о социальных правах. Роль государства в обеспечении социальных прав. Право на жилище. Право на социальное обеспечение. Здоровье под охраной закона. | Знать основные положения по теме. Знать определения «ипотека», «ипотечный кредит», «пенсионный фонд» | Работа с текстом, документами, мнениями, фактами. Решение задач. | §21 |
23 | Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов | 1 | Изучение нового материала | Международное гуманитарное право. Значение международного гуманитарного права. | Знать основные положения по теме. Знать, что такое международное гуманитарное право и зачем оно нужно? | Работа с текстом, документами, мнениями, фактами. | §22 |
24 | Правовое регулирование отношений в сфере образования | 1 | Ознакомление с новым материалом | Право на образование. Итоговая аттестация. Права, обязанности и ответственность обучающихся. | Знать основные положения по теме. Знать права на образование. Знать права, обязанности и ответственность обучающихся. | Работа с текстом, документами, мнениями, фактами | §23 |
25 | Повторительно-обобщающий урок «Социально-политическая и духовная жизнь» | 1 | Обобщение и систематизация знаний | | | Практикум | Стр.199 |
26 | Контрольная работа «Право в жизни человека» | 1 | Обобщение и систематизация знаний | | | Тестирование в виде ОГЭ | §8-23 |
27 | Итоговое повторение пройденного курса | 1 | Контроль знаний и умений. | | | Работа по карточкам, тестирование. | §1-23 |
28 | Годовая контрольная работа | 1 | | | | Тестирование | §1-23 |
29 | Повторение | 1 | | | | | |
30 | Итого | 34 | | | | | |