СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Русский язык" 7 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа ориентирована на использование УМК по русскому языку под редакцией Разумовской М.М.

В состав УМК входит учебник Русский язык. 7 класс: учебник/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015.

Программа рассчитана на 136 ч., 4 часа в неделю

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Русский язык" 7 класс»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к рабочей программе по русскому языку, 7 класс


Программа разработана в соответствии с:

- Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ;

- Приказом Министерства образования и науки российской Федерации:

от 17.12. 2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

  • Основной образовательной программой основного общего образования ОУ

Рабочая программа ориентирована на использование УМК по русскому языку под редакцией Разумовской М.М.

В состав УМК входит учебник Русский язык. 7 класс: учебник/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015.

Программа рассчитана на 136 ч., 4 часа в неделю



Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты


    -  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

    - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

    - формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

    - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

    -  освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и  общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

    -  развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

    - формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

    -  формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

    Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

    Регулятивные УУД:

    - самостоятельно с учителем формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

    - самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

    - самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

    - работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

    - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

    Познавательные УУД:

    - самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

    - пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

    - извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

    - владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

    - перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

    - излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

    - пользоваться словарями, справочниками;

    - осуществлять анализ и синтез;

    - устанавливать причинно-следственные связи;

    - строить рассуждения.

    Коммуникативные УУД:

    -учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

    - самостоятельно уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

    - уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

    - уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

    - уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

    - уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

    - осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

    - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

    -оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

    - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

    - высказывать и обосновывать свою точку зрения;

    -слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

    - выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

    -договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

    - задавать вопросы.



Предметные результаты 

Выпускник научится:


- характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;

- определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;

оценивать использование основных изобразительных средств языка.

- проводить фонетический анализ слова;

- соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;

- извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.

- делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;

- различать изученные способы словообразования;

- анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;

- применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.

- проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;

- группировать слова по тематическим группам;

- подбирать к словам синонимы, антонимы;

- опознавать фразеологические обороты;

- соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;

- использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;

- опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение);

- пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности

- анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;

- употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

- применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;

- распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.

- использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;

- применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.

- объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);

- обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

- приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;

- уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.


Выпускник получит возможность научиться:

 -выразительно читать прозаические и поэтические тексты;

извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.

- характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;

- опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;

- извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;

- опознавать омонимы разных видов;

- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

- опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;

- употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

- применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;

- распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.

- использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;

- приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;

Содержание учебного предмета

О языке (1ч)

Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка.

Речь (6 ч)

Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для разных типов и стилей речи.

Текст. Прямой и обратный (экспрессивный) порядок слов в предложениях текста; средства связи предложений — наречия и предложно-падежные сочетания со значением места и времени, союзы и, да, а, но, же.

Стили  речи: публицистический стиль (сфера употребления, задача речи, характерные языковые средства). Характерные композиционные формы: заметка в газету, рекламное сообщение.

Типы речи: строение типового фрагмента текста с описанием состояния человека, рассуждения-размышления.

Язык. Правописание. Культура речи Закрепление и углубление изученного в 6 классе (14ч)

Звуковая сторона речи: звуки речи, словесное и логическое ударение, интонация.

Словообразование знаменательных частей речи. Правописание: орфография и пунктуация. Лексическая система языка. Грамматика: морфология и синтаксис.

Глагол, его спрягаемые формы. Правописание личных окончаний глагола. Причастие и деепричастие. Правописание суффиксов глагола и причастия. Не с глаголами, причастиями, деепричастиями. Выдающиеся лингвисты: Д. Н. Ушаков.

Морфология. Орфография (32ч)

Наречие (40 ч)

Наречие как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении.

Степени сравнения наречий: положительная, сравнительная, превосходная.

Правописание не и ни в наречиях; не с наречиями на -о (-е); о и а в конце наречий; ъ после шипящих в конце наречий; употребление дефиса, н—нн в наречиях; слитное и раздельное написание наречных слов.

Разряды наречий по значению: определительные и обстоятельственные. Слова категории состояния (слова состояния).

Наречие в художественном тексте (наблюдение и анализ). Синонимия наречий при характеристике действия, признака.

Свободное владение орфографическим, толковым, орфоэпическим, этимологическим словарями для получения необходимой справки.

Выдающиеся лингвисты: А. Н. Гвоздев.

Культура речиПравильное произношение употребительных наречий.

Использование местоименных наречий как средства связи предложений в тексте.



Служебные части речи. Предлог (9ч)

Общее понятие о предлогах. Разряды предлогов: простые, сложные и составные; непроизводные и производные. Правописание предлогов.

Культура речи. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний (отзыв о книге, рецензия на книгу и т. д.), существительных с предлогами благодаря, согласно, вопреки. Правильное произношение предлогов.

Союз (12 ч)       

Общее понятие о союзе.

Разряды союзов: сочинительные и подчинительные. Употребление союзов в простом и сложном предложениях.

Правописание союзов типа зато, чтобы, также, тоже, соотносимых с формами других частей речи.

Союзы как средство связи членов предложения и средство связи предложений.

Культура речиПравильное произношение союзов.

Частица (9 ч)

Общее понятие о частице.

Разряды частиц: формообразующие и модальные (отрицательные, вопросительные, выделительные, усилительные идр.).

Правописание частиц не и ни с различными частями речи и в составе предложения.

Культура речи. Употребление частиц в соответствии со смыслом высказывания и стилем речи. Правильное произношение частиц.

Наблюдение за использованием частиц как средством выразительности речи.

Междометия и звукоподражательные слова (6 ч)

Общее понятие о междометиях и звукоподражательных словах. Междометия, обслуживающие сферу эмоций, сферу волеизъявления, сферу речевого этикета.

Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями.

Культура речиПравильное произношение и употребление междометий и звукоподражательных слов. Трудные случаи разграничения языковых явлений. Семантико-грамматический анализ внешне сходных явлений языка: по прежнему — по-прежнему, ввиду — в виду, стекло (гл.) — стекло (сущ.), что (мест.) — что (союз), обежать обижать и т. п

Повторение и обобщение изученного (7 ч)

Применение знаний по фонетике, морфемике, словообразованию, морфологии в практике правописания. Орфографический анализ слова и пунктуационный анализ предложения.


















Тематическое планирование


№ п/п


Тема урока

Количество уроков

Дата проведения

План

Факт

1


Изменяется ли язык с течением времени.


1



Повторение изученного в 5-6 классах (14ч)

2


Что мы знаем о стилях речи

1



3


Что мы знаем о типах речи

1



4,5,6


Фонетика и орфоэпия.

3



7


Входная диагностическая работа

1



8,9,10,11,12,13


Словообразование знаменательных частей речи.


6




14


Текст. Способы и средства связи предложений в тексте

1



15


Контрольная работа№2

Обучающее изложение по рассказу Ю. Казакова «Арктур-гончий пёс»


1




Правописание :орфография и пунктуация (32 ч)

16


О роли чтения. Орфография и пунктуация.

1



17.18


Правила употребления некоторых букв

2



19


Правила: О и Ё после шипящих и Ц в корне слова, суффиксе и окончании

1



20.21


Правила правописания приставок. Орфографический и пунктуационный разбор.

2



22,23,24


Обозначение на письме гласных и согласных звуков в составе морфем

3



25,26,27


Правила написания

гласных в суффиксах прилагательных, глаголов, причастий.

3




28


Контрольная работа № 3. Диктант с грамматико-орфографическими заданиями

1



29,30



Правописание окончаний

2



31,32,33,34,35,36


Слитно-дефисно-раздельное написание слов

6



37.38


Словарное богатство русского языка.


2



39,40,41


Грамматика: морфология и синтаксис.

3



42


Контрольная работа № 4. Диктант с грамматико-орфографическими заданиями

1



43


Стили речи. Публицистический стиль речи.

1



44


Публицистический стиль речи

1



45


Заметка в газету

1



46


Контрольная работа №5. Заметка в газету

1



47


Анализ сочинения

1




Наречие (40 ч)

48,49,50


Какие слова являются наречиями.

3



51


Как отличить наречие от созвучных форм других частей речи.

1



52,53,54


Разряды наречий по значению.

3



55,56,57,58


Степени сравнения наречий.

4



59,60,61,62


Словообразование наречий.

4



63


Контрольная работа №6 по теме «Наречие»

1



64,65,66


Правописание наречий, образованных от имен существительных.

3







67


Правила написания

гласных в суффиксах прилагательных, глаголов, причастий.

1



68.69


Правило Н и НН в наречиях. Повторение правила написания Н и НН в прилагательных.

2



70


Буквы о,е в конце наречий после шипящих

1



71


Рассуждение-размышление.

1




72


Контрольная работа №7. Сочинение-рассуждение публицистического стиля по данному началу (тезису). Анализ сочинения

1



73


Правописание наречий

1



74.75


Дефис в наречиях.

повторение: дефис в местоимениях

2



76


Не и ни в отрицательных наречиях и местоимениях.

1



77


Обобщенное правило употребления ь после шипящих в конце слов разных частей речи.

1



78.79


Употребление наречий в речи

2



80.81


Произношение наречий.

2



82


Повторение и обобщение по теме «Наречие».


1



83


Контрольная работа №8. Диктант с грамматико-орфографическими заданиями

1



84.85


Описание состояния человека

2



86.87


Контрольная работа №9. Сочинение-воспоминание «Как я в первый раз…». Анализ сочинения

2







Служебные части речи. Предлог( 9 ч). Речь

88


Предлог как часть речи.

Разряды предлогов.

1



89,90



Правописание предлогов.

2



91


Употребление предлогов в речи

1



92.93


Текст. Порядок слов в спокойной монологической речи.

2




94.95


Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи

2






96


Контрольная работа№10

Изложение текста «Поговорим о бабушках»


1






Союзы (12 ч)

97.98


Союз как часть речи. Разряды союзов.

2



99,100



Правописание союзов.

2



101,102,103


Употребление союзов в простых и сложных предложениях.

3



104


Контрольная работа №11. Диктант с грамматико-орфографическими заданиями

1



105


Описание внешности человека

1



106


Описание предмета

1



107,108



Описание внешности человека

2




Частицы (9ч)

109


Частица как часть речи. Разряды частиц.

1



110,111,112


Правописание частиц.

3



113



Контрольная работа №12. Диктант с грамматико-орфографическими заданиями

1



114,115



Употребление частиц в речи.

2



116,117



Произношение предлогов, союзов и частиц

2




Междометия и звукоподражательные слова (6 ч)


118,119



Междометие.

2



120


Звукоподражательные слова.

1



121,122,123


Омонимия слов разных частей речи

3




Речь (6 ч)

124,125



Характеристика человека

2



126,127



Сжатое изложение по тексту К . Чуковского

«О Чехове».

2







128


Повторение изученного по теме «Характеристика человека»

1







129


Сочинение «Знакомьтесь, - это я!» «Что за человек мой друг (подруга, сестра..)

1




Обобщающее повторение (7 ч)

130


Повторение изученного. Русские лингвисты, о которых говорилось в течение года

1



131


Контрольная работа № 13— диктант и анализ ошибок

1



132,133,134,135,136


Повторение и закрепление изученного

5





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!