ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к рабочей программе по русскому языку, 7 класс
Программа разработана в соответствии с:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ;
- Приказом Министерства образования и науки российской Федерации:
от 17.12. 2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Рабочая программа ориентирована на использование УМК по русскому языку под редакцией Разумовской М.М.
В состав УМК входит учебник Русский язык. 7 класс: учебник/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015.
Программа рассчитана на 136 ч., 4 часа в неделю
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- самостоятельно с учителем формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
- самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
- самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
- владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- самостоятельно уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
-оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
-слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Предметные результаты
Выпускник научится:
- характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;
- определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;
- оценивать использование основных изобразительных средств языка.
- проводить фонетический анализ слова;
- соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;
- извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
- делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
- различать изученные способы словообразования;
- анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
- применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.
- проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;
- группировать слова по тематическим группам;
- подбирать к словам синонимы, антонимы;
- опознавать фразеологические обороты;
- соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
- использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;
- опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение);
- пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности
- анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
- употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
- применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;
- распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.
- использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;
- применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.
- объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
- обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
- приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
- уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
-выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
- извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
- характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;
- опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;
- извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;
- опознавать омонимы разных видов;
- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
- опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
- употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
- применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;
- распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.
- использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;
- приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
Содержание учебного предмета
О языке (1ч)
Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка.
Речь (6 ч)
Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для разных типов и стилей речи.
Текст. Прямой и обратный (экспрессивный) порядок слов в предложениях текста; средства связи предложений — наречия и предложно-падежные сочетания со значением места и времени, союзы и, да, а, но, же.
Стили речи: публицистический стиль (сфера употребления, задача речи, характерные языковые средства). Характерные композиционные формы: заметка в газету, рекламное сообщение.
Типы речи: строение типового фрагмента текста с описанием состояния человека, рассуждения-размышления.
Язык. Правописание. Культура речи Закрепление и углубление изученного в 6 классе (14ч)
Звуковая сторона речи: звуки речи, словесное и логическое ударение, интонация.
Словообразование знаменательных частей речи. Правописание: орфография и пунктуация. Лексическая система языка. Грамматика: морфология и синтаксис.
Глагол, его спрягаемые формы. Правописание личных окончаний глагола. Причастие и деепричастие. Правописание суффиксов глагола и причастия. Не с глаголами, причастиями, деепричастиями. Выдающиеся лингвисты: Д. Н. Ушаков.
Морфология. Орфография (32ч)
Наречие (40 ч)
Наречие как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении.
Степени сравнения наречий: положительная, сравнительная, превосходная.
Правописание не и ни в наречиях; не с наречиями на -о (-е); о и а в конце наречий; ъ после шипящих в конце наречий; употребление дефиса, н—нн в наречиях; слитное и раздельное написание наречных слов.
Разряды наречий по значению: определительные и обстоятельственные. Слова категории состояния (слова состояния).
Наречие в художественном тексте (наблюдение и анализ). Синонимия наречий при характеристике действия, признака.
Свободное владение орфографическим, толковым, орфоэпическим, этимологическим словарями для получения необходимой справки.
Выдающиеся лингвисты: А. Н. Гвоздев.
Культура речи. Правильное произношение употребительных наречий.
Использование местоименных наречий как средства связи предложений в тексте.
Служебные части речи. Предлог (9ч)
Общее понятие о предлогах. Разряды предлогов: простые, сложные и составные; непроизводные и производные. Правописание предлогов.
Культура речи. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний (отзыв о книге, рецензия на книгу и т. д.), существительных с предлогами благодаря, согласно, вопреки. Правильное произношение предлогов.
Союз (12 ч)
Общее понятие о союзе.
Разряды союзов: сочинительные и подчинительные. Употребление союзов в простом и сложном предложениях.
Правописание союзов типа зато, чтобы, также, тоже, соотносимых с формами других частей речи.
Союзы как средство связи членов предложения и средство связи предложений.
Культура речи. Правильное произношение союзов.
Частица (9 ч)
Общее понятие о частице.
Разряды частиц: формообразующие и модальные (отрицательные, вопросительные, выделительные, усилительные идр.).
Правописание частиц не и ни с различными частями речи и в составе предложения.
Культура речи. Употребление частиц в соответствии со смыслом высказывания и стилем речи. Правильное произношение частиц.
Наблюдение за использованием частиц как средством выразительности речи.
Междометия и звукоподражательные слова (6 ч)
Общее понятие о междометиях и звукоподражательных словах. Междометия, обслуживающие сферу эмоций, сферу волеизъявления, сферу речевого этикета.
Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями.
Культура речи. Правильное произношение и употребление междометий и звукоподражательных слов. Трудные случаи разграничения языковых явлений. Семантико-грамматический анализ внешне сходных явлений языка: по прежнему — по-прежнему, ввиду — в виду, стекло (гл.) — стекло (сущ.), что (мест.) — что (союз), обежать —обижать и т. п
Повторение и обобщение изученного (7 ч)
Применение знаний по фонетике, морфемике, словообразованию, морфологии в практике правописания. Орфографический анализ слова и пунктуационный анализ предложения.
Тематическое планирование
№ п/п | | Тема урока | Количество уроков | Дата проведения |
План | Факт |
1 | | Изменяется ли язык с течением времени. | 1 | |
Повторение изученного в 5-6 классах (14ч) |
2 | | Что мы знаем о стилях речи | 1 | | |
3 | | Что мы знаем о типах речи | 1 | | |
4,5,6 | | Фонетика и орфоэпия. | 3 | | |
7 | | Входная диагностическая работа | 1 | | |
8,9,10,11,12,13 | | Словообразование знаменательных частей речи. | 6 | | |
14 | | Текст. Способы и средства связи предложений в тексте | 1 | | |
15 | | Контрольная работа№2 Обучающее изложение по рассказу Ю. Казакова «Арктур-гончий пёс» | 1 | | |
Правописание :орфография и пунктуация (32 ч) |
16 | | О роли чтения. Орфография и пунктуация. | 1 | | |
17.18 | | Правила употребления некоторых букв | 2 | | |
19 | | Правила: О и Ё после шипящих и Ц в корне слова, суффиксе и окончании | 1 | | |
20.21 | | Правила правописания приставок. Орфографический и пунктуационный разбор. | 2 | | |
22,23,24 | | Обозначение на письме гласных и согласных звуков в составе морфем | 3 | | |
25,26,27 | | Правила написания гласных в суффиксах прилагательных, глаголов, причастий. | 3 | | |
28 | | Контрольная работа № 3. Диктант с грамматико-орфографическими заданиями | 1 | | |
29,30 | | Правописание окончаний | 2 | | |
31,32,33,34,35,36 | | Слитно-дефисно-раздельное написание слов | 6 | | |
37.38 | | Словарное богатство русского языка. | 2 | | |
39,40,41 | | Грамматика: морфология и синтаксис. | 3 | | |
42 | | Контрольная работа № 4. Диктант с грамматико-орфографическими заданиями | 1 | | |
43 | | Стили речи. Публицистический стиль речи. | 1 | | |
44 | | Публицистический стиль речи | 1 | | |
45 | | Заметка в газету | 1 | | |
46 | | Контрольная работа №5. Заметка в газету | 1 | | |
47 | | Анализ сочинения | 1 | | |
Наречие (40 ч) |
48,49,50 | | Какие слова являются наречиями. | 3 | | |
51 | | Как отличить наречие от созвучных форм других частей речи. | 1 | | |
52,53,54 | | Разряды наречий по значению. | 3 | | |
55,56,57,58 | | Степени сравнения наречий. | 4 | | |
59,60,61,62 | | Словообразование наречий. | 4 | | |
63 | | Контрольная работа №6 по теме «Наречие» | 1 | | |
64,65,66 | | Правописание наречий, образованных от имен существительных. | 3 | | |
67 | | Правила написания гласных в суффиксах прилагательных, глаголов, причастий. | 1 | | |
68.69 | | Правило Н и НН в наречиях. Повторение правила написания Н и НН в прилагательных. | 2 | | |
70 | | Буквы о,е в конце наречий после шипящих | 1 | | |
71 | | Рассуждение-размышление. | 1 | | |
72 | | Контрольная работа №7. Сочинение-рассуждение публицистического стиля по данному началу (тезису). Анализ сочинения | 1 | | |
73 | | Правописание наречий | 1 | | |
74.75 | | Дефис в наречиях. повторение: дефис в местоимениях | 2 | | |
76 | | Не и ни в отрицательных наречиях и местоимениях. | 1 | | |
77 | | Обобщенное правило употребления ь после шипящих в конце слов разных частей речи. | 1 | | |
78.79 | | Употребление наречий в речи | 2 | | |
80.81 | | Произношение наречий. | 2 | | |
82 | | Повторение и обобщение по теме «Наречие». | 1 | | |
83 | | Контрольная работа №8. Диктант с грамматико-орфографическими заданиями | 1 | | |
84.85 | | Описание состояния человека | 2 | | |
86.87 | | Контрольная работа №9. Сочинение-воспоминание «Как я в первый раз…». Анализ сочинения | 2 | | |
Служебные части речи. Предлог( 9 ч). Речь |
88 | | Предлог как часть речи. Разряды предлогов. | 1 | | |
89,90 | | Правописание предлогов. | 2 | | |
91 | | Употребление предлогов в речи | 1 | | |
92.93 | | Текст. Порядок слов в спокойной монологической речи. | 2 | | |
94.95 | | Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи | 2 | | |
96 | | Контрольная работа№10 Изложение текста «Поговорим о бабушках» | 1 | | |
Союзы (12 ч) |
97.98 | | Союз как часть речи. Разряды союзов. | 2 | | |
99,100 | | Правописание союзов. | 2 | | |
101,102,103 | | Употребление союзов в простых и сложных предложениях. | 3 | | |
104 | | Контрольная работа №11. Диктант с грамматико-орфографическими заданиями | 1 | | |
105 | | Описание внешности человека | 1 | | |
106 | | Описание предмета | 1 | | |
107,108 | | Описание внешности человека | 2 | | |
Частицы (9ч) |
109 | | Частица как часть речи. Разряды частиц. | 1 | | |
110,111,112 | | Правописание частиц. | 3 | | |
113 | | Контрольная работа №12. Диктант с грамматико-орфографическими заданиями | 1 | | |
114,115 | | Употребление частиц в речи. | 2 | | |
116,117 | | Произношение предлогов, союзов и частиц | 2 | | |
Междометия и звукоподражательные слова (6 ч) |
118,119 | | Междометие. | 2 | | |
120 | | Звукоподражательные слова. | 1 | | |
121,122,123 | | Омонимия слов разных частей речи | 3 | | |
Речь (6 ч) |
124,125 | | Характеристика человека | 2 | | |
126,127 | | Сжатое изложение по тексту К . Чуковского «О Чехове». | 2 | | |
128 | | Повторение изученного по теме «Характеристика человека» | 1 | | |
129 | | Сочинение «Знакомьтесь, - это я!» «Что за человек мой друг (подруга, сестра..) | 1 | | |
Обобщающее повторение (7 ч) |
130 | | Повторение изученного. Русские лингвисты, о которых говорилось в течение года | 1 | | |
131 | | Контрольная работа № 13— диктант и анализ ошибок | 1 | | |
132,133,134,135,136 | | Повторение и закрепление изученного | 5 | | |