МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7»
г. Улан – Удэ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по развитию познавательных способностей
Класс: 1 -г Количество часов в год – 33 часов
Учитель: Сечина Татьяна Васильевна Категория –I Стаж работы – 29
Рабочая программа по развитию познавательных способностей составлена на основании Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «СОШ№7», в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, учебным планом МАОУ «СОШ №7» и обеспечена учебником О.А.Холодова «Юным умникам и умницам»
Рабочая программа принята на заседании МЦ_______ « » сентября 2022 года Руководитель МЦ Нечаева Л.В. | Согласована МС « » сентября 2022 года Зам. директора по НМР__________________Гармаева Л.А. Зам. директора по УВР ________________ Касторнова Е.Ф. |
Развитие познавательных
способностей
I.Планируемые результаты
Рабочая программа по развитию познавательных способностей составлена на основании Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «СОШ№7», в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, учебным планом МАОУ «СОШ №7», ис учетом рабочей программы воспитания, в рамках модуля «Школьный урок» обеспечена учебником О. А. Холодова «Юным умникам и умницам»
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения
Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, наблюдение, воображение, память, мышление. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при правильно организованной работе, т.е. результат даёт системная работа, что повлечёт за собой расширение познавательных возможностей детей.
Данный курс формирует общеучебные умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях, создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, вызывает у них чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.
В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии, они многому научатся и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам. Всё это означает, что у кого-то возникает интерес к учёбе, а у кого-то закрепляется.
При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.
Цели и задачи.
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Личностных результатов:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметныхрезультатов :
Регулятивные УУД:
Учиться отличать, верно, выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находитьответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметных результатов:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
II Содержание учебного предмета
№ п/п | Тема раздела | Часы | Содержание программного материала |
1 | Задания на развитие внимания | 3ч | Выявлениеуровняразвитиявнимания, восприятия, воображения, памятиимышления. Развитиеконцентрациивнимания. Тренировкавнимания. |
2 | Задания, развивающие память | 3ч | Тренировкаслуховойпамяти. Тренировказрительнойпамяти. Развитиеаналитическихспособностей. Совершенствованиемыслительныхопераций. |
3 | Задания на развитие и совершенствование воображения | 1ч | Совершенствование воображения. |
4 | Задания, развивающие мышление | 1ч | Развитие логического мышления. |
5 | Задания на развитие внимания | 2ч | Развитиеконцентрациивнимания. Тренировкавнимания. |
6 | Задания, развивающие память | 3ч | Развитиеслуховойпамяти. Тренировказрительнойпамяти. Совершенствованиемыслительныхопераций. |
7 | Задания на развитие и совершенствование воображения | 1ч | Совершенствование воображения. Рисуем по образцу |
8 | Задания, развивающие мышление | 1ч | Развитие логического мышления. |
9 | Задания на развитие внимания | 1ч | Тренировка внимания. |
10 | Задания, развивающие память | 3ч | Тренировкаслуховойпамяти. Тренировказрительнойпамяти. Развитиеаналитическихспособностей |
11 | Задания на развитие и совершенствование воображения | 1ч | Совершенствование воображения. Рисуем по образцу |
12 | Задания, развивающие мышление | 1ч | Развитие логического мышления. |
13 | Задания на развитие внимания | 2ч | Развитиеконцентрациивнимания. Тренировкавнимания. |
14 | Задания, развивающие память | 2ч | Тренировкаслуховойпамяти. Тренировказрительнойпамяти |
15 | Задания на развитие и совершенствование воображения | 1ч | Совершенствование воображения |
16 | Задания, развивающие мышление | 1ч | Развитие логического мышления |
17 | Задания на развитие внимания | 2ч | Развитиеконцентрациивнимания Тренировкавнимания |
18 | Задания, развивающие память | 2ч | Тренировкаслуховойпамяти Тренировказрительнойпамяти |
19 | Задания на развитие и совершенствование воображения | 2ч | Развитиеаналитическихспособностей Развитиелогическогомышления |
| Задания, развивающие мышление | 1ч | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года |
| Итого | 33ч | |
III.Тематическое планирование занятий спецкурса
"Информатика. Логика. Математика"
1 класс
Раздел | Кол-во часов | Темы | Кол-во часов | Формируемые УУД | Личностные результаты |
Задания на развитие внимания | 3ч | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. | 1 | Регулятивные УУД: Учиться отличать, верно, выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Познавательные УУД: Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Добывать новые знания: находитьответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). | Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить |
| | Развитие концентрации внимания. | 1 |
| | Тренировка внимания. | 1 |
Задания, развивающие память | 3ч | Тренировка слуховой памяти. | 1 |
| | Тренировка зрительной памяти. | 1 |
| | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. | 1 |
Задания на развитие и совершенствование воображения | 1ч | Совершенствование воображения. | 1 |
Задания, развивающие мышление | 1ч | Развитие логического мышления. | 1 |
Задания на развитие внимания | 2ч | Развитие концентрации внимания. | 1 |
| | Тренировка внимания. | 1 |
Задания, развивающие память | 2ч | Развитие слуховой памяти. | 1 |
| | Тренировка зрительной памяти. | 1 |
Задания на развитие и совершенствование воображения | 1ч | Совершенствование воображения. Рисуем по образцу | 1 |
Задания, развивающие мышление | 1ч | Развитие логического мышления. | 1 |
Задания на развитие внимания | 1ч | Тренировка внимания. | 1 |
Задания, развивающие память | 3ч | Тренировка слуховой памяти. | 1 |
| | Тренировка зрительной памяти. | 1 |
| | Развитие аналитических способностей | 1 |
Задания на развитие и совершенствование воображения | 1ч | Совершенствование воображения. Рисуем по образцу | 1 |
Задания, развивающие мышление | 1ч | Развитие логического мышления. | 1 |
Задания на развитие внимания | 2ч | Развитие концентрации внимания. | 1 |
| | Тренировка внимания. | 1 |
Задания, развивающие память | 2ч | Тренировка слуховой памяти. | 1 |
| | Тренировка зрительной памяти | 1 |
Задания на развитие и совершенствование воображения | 1ч | Совершенствование воображения | 1 |
Задания, развивающие мышление | 1ч | Развитие логического мышления | 1 |
Задания на развитие внимания | 2ч | Развитие концентрации внимания | 1 |
| | Тренировка внимания | 1 |
Задания, развивающие память | 2ч | Тренировка слуховой памяти | 1 |
| | Тренировка зрительной памяти | 1 |
Задания на развитие и совершенствование воображения | 2ч | Развитие аналитических способностей | 1 |
| | Развитие логического мышления | 1 |
Задания, развивающие мышление | 1ч | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года | 1 |