СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 8 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 8 класс»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КРЮКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА







УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ Крюковской СОШ

Приказ от 30.08.2021 № 181-ОД

_______________ Г.А. Молчанова








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку_

(учебный предмет, курс)






Уровень общего образования (класс)

основное общее образование 8 класс________________

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)


Количество часов 103 (3 часа в неделю)

Учитель Николаева Светлана Сергеевна

(ФИО)

Программа разработана на основе

Рабочей программы к линии УМК М.М. Разумовской, С.И. Львовой, В.И. Капинос, В.В. Львова и др. Русский язык. 5—9 классы —

М. : Дрофа, 2019. — 218, [2] с. — (Российский учебник).

(примерная программа/программы, издательство, год издания)






Ростовская область, Куйбышевский район, х. Крюково

2021 год

Планируемые результаты освоения учебного предмета

«Русский язык» 8 класс


Личностные результаты освоения русского языка:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.


Метапредметные результаты освоения русского языка:

Формирование основных видов речевой деятельности

Слушание

Владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным) учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи.

Адекватно понимать прослушанные учебно-научные, художественные, публицистические тексты различных функционально-смысловых типов речи:

▪формулировать устно и письменно тему и главную мысль прослушанного текста;

▪формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;

▪подробно и сжато передавать в устной и письменной форме содержание прослушанного текста.

Владеть навыками информационной переработки прослушанного текста:

▪составлять план текста (простой, сложный; назывной, вопросный, тезисный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме; передавать содержание текста с изменением лица рассказчика;

▪выделять главную и второстепенную информацию в прослушанном тексте;

▪представлять содержание прослушанного учебно-научного текста в виде таблицы, схемы.

Письменно передавать содержание прослушанных текстов различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение).

Рекомендуемый объём текста для прослушивания (для написания подробного изложения) — 250—350 слов. Рекомендуемый объём текста для прослушивания (для написания сжатого изложения) — 140—160 слов.

Чтение

Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым.

Адекватно понимать содержание прочитанных учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение):

▪устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста;

▪формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;

▪подробно и сжато передавать в устной и письменной форме содержание прочитанных учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи.

Владеть навыками информационной переработки прочитанного текста:

▪составлять план прочитанного текста (простой, сложный; назывной, вопросный, тезисный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме;

▪выделять главную и второстепенную информацию в прочитанном тексте;

▪представлять содержание учебно-научного текста в виде таблицы, схемы.

Рекомендуемый объём текста, предлагаемого обучающимся для чтения, — 350—400 слов.

Говорение

Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст.

Создавать устные монологические высказывания на основе наблюдений, личных впечатлений, чтения учебно-научной, художественной и научно-популярной литературы: монолог-сообщение, монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование.

Вести устный репортаж о школьной жизни (например, с урока или большой перемены), об открытии (посещении) памятника истории и культуры, о каком-либо интересном событии, спортивном мероприятии.

Выступать с научным сообщением.

Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации.

Участвовать в диалоге на лингвистические (в рамках изученного) и бытовые темы.

Владеть различными видами диалога: побуждение к действию, обмен мнениями (участие в дискуссии).

Участвовать в диалоге — запросе информации (умение ставить и задавать вопрос; умение уместно использовать разнообразные реплики-стимулы; умение запросить дополнительную информацию); в диалоге — сообщении информации (умение построить информативно значимый текст; умение логически мыслить и правильно реализовывать свой замысел; умение привлечь и удержать внимание, правильно обратиться к собеседнику).

Соблюдать в устной речи нормы современного русского литературного языка. Соблюдать в устной речи правила речевого этикета.

Рекомендуемый объём текста для устного пересказа — 130— 140 слов. Рекомендуемый объём монологического высказывания — не менее 80 слов. Рекомендуемый объём диалогического высказывания — не менее 5 реплик (диалог — запрос информации, диалог — сообщение информации).

Письмо

Создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение: рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение, рассуждение-размышление) с опорой на жизненный и читательский опыт; тексты с опорой на произведения искусства.

Создавать тексты публицистических жанров (интервью, репортаж, заметка) о школьной жизни, об открытии памятника истории и культуры, посещении музея, о каком-либо интересном событии, спортивном мероприятии; писать сочинения о человеке (литературном герое, знакомом, о себе), писать статью в школьную или местную газету.

Оформлять деловые бумаги (расписка, доверенность).

Осуществлять адекватный выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом.

Редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы, добиваясь полного соответствия отбора содержания и языковых средств коммуникативной задаче; в процессе редактирования повышать выразительность речи, уместно используя характерные для публицистики средства языка: выразительную газетную лексику и фразеологию, экспрессивный синтаксис (именительный темы, риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответную форму изложения, ряды однородных членов с парным соединением, многосоюзие, перечислительные ряды со значением градации, контрастные сопоставления и противопоставления, двойное отрицание и другие экспрессивные конструкции); сопоставлять исходный и отредактированный тексты.

Соблюдать на письме нормы современного русского литературного языка, правила речевого этикета. Рекомендуемый объём текста для письма по памяти — 35— 40 слов. Словарный диктант должен включать 30—35 слов.

Объём диктанта на основе связного текста должен составлять 120—150 слов. Количество проверяемых орфограмм — 24; количество проверяемых пунктограмм — 4—5; количество слов с непроверяемыми орфограммами — не более 10. При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи. Рекомендуемый объём классного сочинения — 2,0—3,0 страницы, но необходимо иметь в виду стиль и жанр сочинения, характер темы. Рекомендуемый объём сочинения-миниатюры — 7—8 или более предложений, но допускается также объём, составляющий 5—6 предложений сложной структуры, если этот объём позволяет раскрыть тему (выразить главную мысль). Рекомендуемый объём текста для списывания — 110—120 слов.


Освоение основных разделов науки о языке


Фонетика, орфоэпия, графика

Распознавать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава; правильно произносить употребительные слова с учётом вариантов произношения; свободно пользоваться орфоэпическим словарём; проводить фонетический и орфоэпический анализ слов; использовать знания по фонетике, орфоэпии и графике в практике произношения и правописания слов.


Морфемика и словообразование

Распознавать морфемы; опознавать основные способы словообразования (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение разных видов; сращение, переход слова одной части речи в другую); опираться на словообразовательный анализ при определении лексического значения, морфемного строения и написания слов разных частей речи; проводить морфемный и словообразовательный анализ слова; применять знания по морфемике и словообразованию при выполнении различных видов языкового анализа и в практике правописания.


Лексикология и фразеология

Объяснять лексическое значение слова разными способами (использование толкового словаря; подбор однокоренных слов; подбор синонимов и антонимов; определение значения слова по контексту и др.), разъяснять значение слов социальной тематики, правильно их употреблять; распознавать однозначные и многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, прямое и переносное значение слова; распознавать тропы (метафору, олицетворение, эпитет, гиперболу, литоту); характеризовать слово с точки зрения сферы его употребления, происхождения, активного и пассивного запаса и стилистической окраски; объяснять значение фразеологизмов, пословиц и поговорок, афоризмов, крылатых слов; свободно пользоваться лексическими словарями разных видов; проводить лексический анализ слова; применять знания по лексикологии и фразеологии при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике.


Морфология

Распознавать имена существительные, имена прилагательные, имена числительные, местоимения, наречия, слова категории состояния, глаголы, причастия, деепричастия, предлоги, союзы, частицы, междометия, звукоподражательные слова в речи; проводить морфологический анализ имён существительных, имён прилагательных, имён числительных, местоимений, наречий, слов категории состояния, глаголов, причастий, деепричастий, предлогов, союзов, частиц, междометий; применять знания по морфологии при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике.


Орфография

Распознавать изученные орфограммы; верно писать слова на изученные правила, а также слова с непроверяемыми и трудно-проверяемыми орфограммами; свободно пользоваться орфографическим словарём; проводить орфографический анализ слова; применять знания по орфографии в практике правописания.


Синтаксис и пунктуация

Распознавать основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (именные, глагольные, наречные); распознавать типы подчинительной связи слов в словосочетании (согласование, управление, примыкание); правильно строить и употреблять словосочетания изученных видов; распознавать простые неосложнённые предложения, в том числе предложения с неоднородными определениями; простые предложения, осложнённые однородными членами, включая предложения с обобщающим словом при однородных членах, осложнённые обособленными членами, обращением, вводными и вставными конструкциями, междометиями; сложные предложения; конструкции с чужой речью; распознавать предложения по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные), по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные), по количеству грамматических основ, по наличию главных членов, по наличию второстепенных членов, предложения полные и неполные; распознавать односоставные предложения (назывные, определённо-личные, неопределённо-личные, безличные); распознавать морфологические средства выражения подлежащего, сказуемого (простого глагольного, составного глагольного, составного именного), второстепенных членов предложения (определения, приложения, дополнения, обстоятельства); употреблять односоставные предложения в речи с учётом их специфики и стилистических свойств; уместно употреблять предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями; правильно строить и употреблять предложения с обособленными членами; правильно использовать в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной; интонационно правильно произносить и выразительно читать простые предложения изученных синтаксических конструкций; проводить синтаксический и пунктуационный анализ предложений; применять знания по синтаксису и пунктуации при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике.


Текст

Анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам (наличие темы, главной мысли, грамматической связи предложений, цельности и относительной законченности); указывать способы и средства связи предложений в тексте; анализировать текст с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу речи; находить в молодёжных газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему и основную мысль, оценивать в этом контексте заголовок; находить в тексте статьи, репортажа, портретного очерка фрагменты, представляющие собой повествование, разные виды рассуждения и описания, определять их роль в данном жанре; находить характерные для публицистического стиля языковые и речевые средства воздействия на читателя; проводить разнонаправленный речеведческий анализ текста: содержательно-композиционный, стилистический, типологический; анализ выразительных средств (фонетических, словообразовательных, лексических, морфологических); использовать знание основных признаков текста и особенностей функционально-смысловых типов речи в практике его создания; использовать способы информационной переработки прочитанного или прослушанного текста, виды и приёмы чтения в практике осмысления и создания собственного текста.


Функциональные разновидности языка

Распознавать тексты разных функциональных разновидностей языка; анализировать тексты разных стилей и жанров (рассказ, заявление расписка, инструкция, словарная статья, научное сообщение, реферат, доклад на научную тему, интервью, репортаж, заметка); применять знания о функциональных разновидностях языка при выполнении различных видов анализа и в речевой практике.


Предметные результаты освоения русского языка:

1) представление об основных функциях языка; о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функциональносмысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их при-

знаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка; основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; многоаспектный анализ текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.


Направленность процесса обучения на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов потребовала усиления коммуникативно-деятельностной составляющей курса. В связи с этим развиваются следующие аспекты работы, обеспечивающие овладение в процессе обучения:

1) языком науки и в связи с этим — формирование навыков чтения текстов лингвистического содержания, а также способности строить рассуждения на лингвистическую тему;

2) метапредметными умениями и навыками и универсальными учебными действиями, предполагающими формирование и развитие умений обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы и т. п.;

3) функциональной грамотностью, способностью применять разные виды деятельности, чтобы самостоятельно получать новые знания и применять их в учебной, учебнопроектной деятельности;

4) умениями использовать информационно-коммуникационные технологии в процессе изучения русского языка в школе.

Усиление направленности курса на достижение личностных результатов обучения предполагает формирование таких важных качеств личности ребёнка, как ответственность, способность к самообразованию, к проявлению самостоятельности в процессе обучения, потребности регулярно обращаться к словарно-справочной литературе, интернет-справочникам для разрешения возникающих при обучении трудностей, способность к самооценке, развитие познавательных интересов и способностей учащихся.

Учебники, реализующие данную программу, характеризуются направленностью на всестороннее развитие личности средствами предмета: развитие мышления и речи учащихся, их эмоционально-волевой сферы, логического мышления. Материалы учебников направлены на то, чтобы ученики могли понять роль языка в жизни людей, осознать богатство русского языка.

На этой основе воспитывается любовь к родному языку, стремление к самообразованию, к овладению языковой, коммуникативной компетенциями, необходимыми для успешной учебной и трудовой деятельности.


Общие учебные умения, навыки и виды деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации предметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

1) коммуникативные УУД (умение строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми в устной форме; адекватно и целенаправленно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме в письменном виде; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.);

2) познавательные УУД (умение осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели, определять основную и второстепенную информацию, перерабатывать и систематизировать ее; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет, делать ссылки, предъявлять информацию разными способами; формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис и др.);

3) регулятивные УУД (умение ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.);

4) личностные УУД (умение осуществлять гражданскую идентификацию личности; осмысливать ценностные ориентиры и установки; оценивать нравственно-этическую составляющую поведения человека).




Содержание учебного предмета

«Русский язык» 8 класс


Общие сведения о языке

Русский язык в кругу других славянских языков.

Русский речевой этикет. Понятие о национальной обусловленности норм речевого этикета.

Роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка.

Выдающиеся лингвисты: И. И. Срезневский.


ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Речь. Речевое общение. Текст

Систематизация сведений о тексте, типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для различных функциональных разновидностей языка.

Выдающиеся лингвисты: В. И. Чернышёв.

Характеристика разговорной речи. Основные жанры разговорной речи: беседа, спор. Нормы речевого этикета в разговорной речи. Использование мимики, жестов в разговорной речи.

Характеристика официально-делового стиля речи. Основные жанры официально-делового стиля речи. Жанры деловых документов: расписка, доверенность. Употребление языковых средств в официально-деловых текстах.

Характеристика научного стиля речи. Основные жанры научного стиля речи: реферат, доклад на научную тему. Употребление языковых средств в научных текстах.

Основные жанры публицистики: репортаж, портретный очерк, проблемная статья. Особенности их строения: коммуникативная задача, содержательно-композиционные особенности жанра, типологическая структура текста, характерные языковые и речевые средства.

Высказывания, ориентированные на жанр репортажа: репортаж-повествование о событии (посещении театра, экскурсии, походе); репортаж — описание памятника истории или культуры (родного города, посёлка, улицы, музея).

Высказывание, ориентированное на жанр портретного очерка (рассказ об интересном человеке).

Высказывание, ориентированное на жанр проблемной статьи «Хочу и надо — как их примирить?».

Сочетание различных стилей в тексте.


Синтаксис и пунктуация

Синтаксис как раздел грамматики

Синтаксис и пунктуация как разделы лингвистики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса


Словосочетание как единица синтаксиса

Понятие о словосочетании. Строение словосочетания: главное и зависимое слова. Типы подчинительной связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Значение словосочетания.

Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные, наречные.

Лексическая сочетаемость слов в словосочетании. Грамматическая синонимия словосочетаний. Использование синонимичных по значению словосочетаний в речи.

Культура речи. Нормы построения словосочетаний с предлогами благодаря, согласно, вопреки и др. Нормы построения словосочетаний с именами числительными обоих (обеих), с несклоняемыми именами существительными, со сложносокращёнными словами. Нормы употребления предлогов из—в, с—на в составе словосочетаний.


Предложение как единица синтаксиса

Понятие о предложении. Основные признаки предложения.

Отличия предложения от словосочетания.

Средства оформления предложения в устной и письменной речи.

Порядок слов в простом предложении. Инверсия.

Интонация простого предложения и её элементы. Логическое ударение и порядок слов как средство повышения точности и выразительности речи.

Культура речи. Нормы построения простого предложения.

Употребление простых предложений в тексте.


Основные виды предложений

Виды предложений по цели высказывания: предложения повествовательные, побудительные, вопросительные; их интонационные и смысловые особенности.

Виды предложений по эмоциональной окраске: предложения восклицательные и невосклицательные; их интонационные и смысловые особенности.

Виды предложений по количеству грамматических основ: предложения простые и сложные.

Виды предложений по наличию главных членов: предложения односоставные и двусоставные.

Виды предложений по наличию второстепенных членов: предложения распространённые и нераспространённые.

Предложения полные и неполные.

Культура речи. Употребление вопросительных слов и частиц в вопросительных предложениях как средства точной формулировки мысли и воздействия на собеседника.

Употребление языковых форм выражения побуждения в побудительных предложениях. Использование в речи способов выражения разных смысловых оттенков побуждения. Использование речевых этикетных формул смягчения приказа.

Использование риторического восклицания как экспрессивно-стилистического средства.

Использование вопросно-ответной формы как средства выразительности в текстах публицистического стиля.

Употребление неполных предложений в диалогической речи, соблюдение в устной речи интонации неполного предложения.


Простое двусоставное предложение


Грамматическая основа простого предложения

Грамматическая основа предложения (обобщение).

Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.

Подлежащее как главный член предложения. Способы выражения подлежащего.

Сказуемое как главный член предложения. Виды сказуемого: сказуемое простое глагольное, составное глагольное, составное именное.

Способы выражения простого глагольного сказуемого.

Способы выражения составного глагольного сказуемого.

Составное именное сказуемое. Способы выражения именной части. Глаголы в роли связки. Нулевая связка в составном именном сказуемом.

Культура речи. Тире между подлежащим и сказуемым. Нормы согласования сказуемого с подлежащим, выраженным словосочетанием, сложносокращёнными словами, словами большинство — меньшинство, количественными сочетаниями.

Синонимика составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте.


Второстепенные члены предложения

Второстепенные члены предложения, их виды.

Определение как второстепенный член предложения. Способы выражения определений. Определения согласованные и несогласованные.

Приложение как особый вид определения. Способы выражения приложения. Приложения согласованные и несогласованные.

Дополнение как второстепенный член предложения. Способы выражения дополнения. Дополнения прямые и косвенные.

Обстоятельство как второстепенный член предложения. Способы выражения обстоятельства. Виды обстоятельств: места, времени, причины, цели, образа и способа действия, меры, уступки, условия, сравнения.

Культура речи. Нормы пунктуационного оформления приложения.

Обстоятельства времени как средство связи предложений в повествовательных текстах; их синонимика.

Обстоятельства места как средство связи предложений в описательных и повествовательных текстах; их синонимика.


Односоставные предложения

Односоставные предложения, их грамматические признаки.

Виды односоставных предложений. Особенности интонации простого односоставного предложения.

Назывное предложение. Основные признаки назывного предложения.

Определённо-личное предложение. Основные признаки определённо-личного предложения.

Неопределённо-личное предложение. Основные признаки неопределённо-личного предложения.

Безличное предложение. Основные признаки безличного предложения.

Грамматические различия односоставных предложений и двусоставных неполных предложений.

Культура речи. Синтаксическая синонимия односоставных и двусоставных предложений. Употребление односоставных предложений в речи.

Наблюдение за использованием в художественном тексте односоставных предложений.


Неполные предложения

Понятие о неполных предложениях. Особенности интонации простого неполного предложения.

Культура речи. Наблюдение за использованием неполных предложений в разговорной (в диалоге) и в книжной речи.


Простое осложнённое предложение


Предложения с однородными членами

Однородные члены предложения, их признаки, средства связи. Интонационные особенности предложений с однородными членами.

Союзная и бессоюзная связь однородных членов предложения.

Однородные и неоднородные определения. Предложения с обобщающими словами при однородных членах.

Культура речи. Нормы согласования однородных подлежащих со сказуемым.

Нормы согласования однородных сказуемых с подлежащим.

Нормы построения предложений с однородными членами, связанными двойными союзами не только…, но и…; как…, так и… и др.

Нормы постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, связанными попарно; с помощью повторяющихся союзов, двойных составных союзов.

Нормы постановки знаков препинания в простом и сложном предложении с союзом и.

Нормы постановки знаков препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах.

Нормы постановки знаков препинания в предложениях с однородными и неоднородными определениями.

Уместное употребление в речи разных типов сочетаний однородных членов (попарное соединение, с повторяющимися или составными союзами).

Наблюдение за использованием предложений с однородными членами в текстах разных типов речи и функциональных разновидностей языка.


Предложения с вводными и вставными конструкциями, обращениями и междометиями

Вводные конструкции: слова, словосочетания и предложения.

Группы вводных конструкций по значению.

Омонимия членов предложения и вводных слов, словосочетаний и предложений. Вставные конструкции. Способы выражения вставных конструкций.

Обращение. Распространённое и нераспространённое обращение. Способы выражения обращения. Основные функции обращения.

Предложения с междометиями и словами да, нет. Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений со словами да, нет.

Культура речи. Правильное произношение сочетаний русских имён и отчеств, использующихся в роли обращения. Неуместное употребление вводных слов и выражений книжного характера в разговорной речи.

Нормы построения предложений с вводными и вставными конструкциями, обращениями, междометиями.

Нормы обособления вводных и вставных конструкций, обращений и междометий.

Употребление предложений с вводными и вставными конструкциями, обращениями и междометиями в речи.

Наблюдение за использованием обращений в разных стилях речи, а также в художественных текстах как средством характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему.

Синонимика вводных слов, стилистические различия между ними. Вводные слова как средство связи предложений в тексте.


Предложения с обособленными членами

Обособление. Виды обособленных членов предложения. Особенности интонации предложений с обособленными и уточняющими членами.

Обособление согласованных определений.

Обособление приложений.

Обособление обстоятельств, дополнений.

Культура речи. Нормы обособления согласованных определений, приложений, дополнений, обстоятельств, уточняющих членов, пояснительных и присоединительных конструкций.

Нормы постановки знаков препинания в предложениях со сравнительным оборотом.

Правильное построение предложений с обособленными определениями и обстоятельствами.

Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения и сопоставимых с ними синтаксических конструкций (обособленных определений и составных сказуемых, обособленных обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами, и простых сказуемых). Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами, как средство связи предложений в тексте.


Прямая и косвенная речь

Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь.

Строение предложений с прямой речью. Знаки препинания при прямой речи.

Цитата как способ передачи чужой речи. Выделение цитаты знаками препинания. Диалог. Интонация предложений с прямой речью. Интонационное своеобразие диалога.

Культура речи. Замена прямой речи косвенной.

Стилистические возможности разных способов передачи чужой речи.


РЕЗЕРВНЫЕ УРОКИ




Формы организации учебных занятий

1. Фронтальная (словесная и наглядная передача учебной (проектно-корректирующей) информации одновременно всем учащимся, обмен информацией между учителем и детьми).

2. Групповая (организация парной работы или выполнение дифференцированных заданий группой школьников (с помощью учебника, карточек, классной доски).

3. Индивидуальная (работа с учебником, выполнение самостоятельных и контрольных заданий, устный ответ у доски, индивидуальное сообщение новой для класса информации).

4. Коллективная (частичная или полная передача организации учебного занятия учащимся класса).

5.Дистанционная (взаимодействие учителя, ученика и родителей дистанционно, в случае необходимости, с помощью мессенджеров, электронных образовательных платформ).


Способы проведения учебных занятий в зависимости от типа урока урок изучения нового материала, урок обучения умениям и навыкам, урок практического применения знаний, урок обобщения и закрепления полученных знаний и навыков, урок контроля и проверки знаний, коррекционный урок, комбинированный урок; лекция, дискуссия, расспрос, заочное путешествие, ролевая игра, викторина, контрольная работа, самостоятельная работа, тестовая работа, практикум, зачет, конференция, заочная экскурсия, групповая работа, парная работа.


Основные виды учебной деятельности

- оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

- взаиморецензирование;

- анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

- разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);

- лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

- разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др;

- аудирование;

- информационная переработка устного и письменного текста:

- составление плана текста;

- пересказ текста по плану;

- пересказ текста с использованием цитат;

- переложение текста;

- продолжение текста;

- составление тезисов;

- редактирование;

- оставление учащимися авторского текста в различных жанрах( подготовка реферата, доклада, написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа и т.д);

- создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения;

- участие в дискуссии;

-создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;

- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;

-работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации ( в том числе представленных в электронном виде),

- конспектирование.


Основные виды деятельности в период реализации образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения: самостоятельное ознакомление с новым материалом, решение лингвистических загадок, тестирование онлайн, создание текстов (устно и письменно), работа над проектом, работа на специализированных интернет-площадках, просмотр видеолекций (уроков).







Календарно-тематическое планирование


урока

Дата урока

Тема урока

Кол-во часов

I четверть

Общие сведения о языке (1 час)

1

01.09.

Русский язык в семье славянских языков

1

Речь. Правописание

(повторение и обобщение изученного в 5—7 классах)

(11 часов)

2

03.09.

Разновидности речи. Стили речи

1

3, 4

06.09.,

08.09.

Буквы н и нн в суффиксах имён прилагательных, причастий и наречий

2

5

10.09.

Слитное и раздельное написание не с разными частями речи

1

6

13.09.

Слитное и раздельное написание не и ни с местоимениями и наречиями

1

7

15.09.

Употребление в тексте частицы ни

1

8

17.09.

Подготовка к ОГЭ. Текст, его тема и основная мысль.

1

9

20.09.

Диагностическая контрольная работа

1

10

22.09.

Употребление дефиса

1

11

24.09.

Слитное, дефисное и раздельное написание наречий и соотносимых с ними словоформ других частей речи

1

12

27.09.

Контрольная работа № 1 по теме «Речь. Правописание». Диктант с грамматическим заданием

1

Речь (повторение) (2часа)

13

29.09.

Типы речи. Способы и средства связи предложений в тексте

1

14

01.10.

Подготовка к ОГЭ. Анализ текста.

1

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса (7 часов)

15

04.10.

Словосочетание

1

16

06.10.

Виды словосочетаний по характеру выражения главного слова

1

17

08.10.

Виды связи в словосочетании

1

18

11.10.

Синтаксический разбор словосочетаний

1

19, 20

13.10.,

15.10.

Предложение и его типы

2

21

18.10.

Подготовка к ОГЭ. Способы сжатия текста

1

Простое предложение. Двусоставное предложение.

Главные и второстепенные члены предложения (14 часов)

22

20.10.

Интонация простого предложения

1

23

22.10.

Главные члены предложения, их функция. Подлежащее и способы его выражения. Сказуемое и способы его выражения

1

24

25.10.

Глагольное сказуемое

1

25

27.10.

Составное именное сказуемое

1

26

29.10.

Тире между подлежащим и сказуемым

1

II четверть

27

08.11.

Правильное согласование главных членов предложения

1

28

10.11.

Подготовка к ОГЭ. Способы сжатия текста

1

29

12.11.

Второстепенные члены предложения, их функции. Определение

1

30

15.11.

Дополнение

1

31

17.11.

Обстоятельство

1

32

19.11.

Порядок слов в предложении

1

33

22.11.

Контрольная работа № 2 по теме «Простое предложение. Двусоставное предложение. Главные и второстепенные члены предложения». Диктант с дополнительными заданиями

1

34

24.11.

Анализ диктанта

1

35

26.11.

Подготовка к ОГЭ. Понятие о тексте. Признаки текста.

1

Речь. Жанры публицистики. Репортаж (5 часов)

36

29.11.

Репортаж

1

37

01.12.

Репортаж-повествование. Репортаж-описание.

1

38

03.12.

Контрольная работа № 3 по теме «Речь. Жанры публицистики. Репортаж». Сочинение в жанре репортажа

1

39

06.12.

Анализ сочинения

1

40

08.12.

Подготовка к ОГЭ. Тема. Основная мысль. Проблема.

1

Односоставное простое предложение (8 часов)

41

10.12.

Виды односоставных предложений

1

42

13.12.

Определённо-личное предложение

1

43

15.12.

Неопределённо-личное предложение

1

44

17.12.

Обобщённо-личное предложение

1

45

20.12.

Безличное предложение

1

46

22.12.

Контрольная работа №4 по теме «Односоставное простое предложение». Изложение

1

47

24.12.

Назывное предложение

1

48

27.12.

Подготовка к ОГЭ. Заголовок текста. План текста, опорные слова.

1

Неполное предложение (3 часа)

49

29.12.

Понятие неполного предложения.

Оформление неполных предложений на письме

1

III четверть

50

12.01.

Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения»

1

51

14.01.

Подготовка к ОГЭ. Работа с текстом.

1

Речь. Жанры публицистики (продолжение) (2 часа)

52

17.01.

Статья

1

53

19.01.

Контрольная работа № 5 по теме «Речь. Жанры публицистики». Изложение с дополнительным заданием: закончить текст, сделав вывод

1

Простое осложнённое предложение

Предложения с однородными членами (11 часов)

54, 55

21.01.,

24.01.

Понятие об однородности членов предложения

2

56, 57

26.01.,

28.01.

Средства связи между однородными членами предложения

2

58

31.01.

Однородные и неоднородные определения

1

59

02.02.

Р.Р. Сочинение с грамматическим заданием по картине К.П. Брюллова «Всадница»

1

60, 61

04.02.,

07.02.

Обобщающие слова при однородных членах предложения

2

62

09.02.

Обобщающий урок по теме «Предложения с однородными членами»

1

63

11.02.

Контрольная работа № 6 по теме «Предложения с однородными членами». Диктант

1

64

14.02.

Подготовка к ОГЭ. Сочинение- рассуждение

1

Предложения с обращениями, вводными и

вставными конструкциями, междометиями (11 часов)

65, 66

16.02.,

18.02.

Обращение

2

67

21.02.

Предложения с вводными конструкциями

1

68

25.02.

Вводные конструкции

1

69

28.02.

Вводные слова и омонимичные конструкции

1

70

02.03.

Вставные конструкции, нет

1

71

04.03.

Предложения с междометиями и словами ДА

1

72

05.03.

Подготовка к ОГЭ. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

1

73

09.03.

Обобщающий урок по теме «Предложения с обращениями, вводными и вставными конструкциями, междометиями»

1

74

11.03.

Контрольная работа № 7 по теме «Предложения с обращениями, вводными и вставными конструкциями, междометиями». Диктант

1

75

14.03.

Анализ диктанта

1

Предложения с обособленными членами (15 часов)

76

16.03.

Понятие об обособлении второстепенных членов предложения

1

77

18.03.

Подготовка к ОГЭ. Сочинение-рассуждение. Практикум

1

78-80

21.03.,

23.03.,

25.03.

Обособленные определения и приложения

3

IV четверть

81

04.04.

Обособленные определения и приложения

1

82

06.04.

Р.Р. Изложение

1

83

08.04.

Обособленные обстоятельства

1

84

11.04.

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями

1

85, 86

13.04.,

15.04.

Уточняющие члены предложения

2

87

18.04.

Обобщающий урок по теме «Предложения с обособленными членами»

1

88

20.04.

Подготовка к ОГЭ. Сочинение – рассуждение на тему, связанную с анализом теста.

1

89

22.04.

Контрольная работа № 8 по теме «Предложения с обособленными членами». Диктант

1

90

25.04.

Анализ диктанта

1

Речь. Жанры публицистики (продолжение) (2часа)

91

27.04.

Портретный очерк

1

92

29.04.

Контрольная работа № 9 по теме «Речь. Жанры публицистики». Сочинение в жанре портретного очерка.

1

Прямая и косвенная речь (11 часов)

95

04.05.

Прямая речь и её оформление

1

96

06.05.

Диалог

1

97

11.05.

Косвенная речь. Замена прямой речи косвенной

1

93

13.05.

Цитаты и их обозначение

1

94

16.05.

Контрольная работа № 10 по теме «Прямая и косвенная речь». Итоговый диктант

1

98

18.05.

Анализ диктанта

1

99

20.05.

Подготовка к ОГЭ. Сочинение-рассуждение. Практикум

1

100, 101

23.05.,

25.05.

Творческая мастерская - «Мы делаем газету»

2

102

27.05.

Подготовка к ОГЭ. Сочинение – рассуждение на тему, связанную с анализом теста (толкование значения слова).

1

103

30.05.

Подготовка к ОГЭ. Сочинение-рассуждение. Практикум

1




«Рассмотрено»

Протокол заседания ШМО

Учителей-предметников

МБОУ Крюковской СОШ

№ 1 26.08.2021

________________ Е.В. Сараева


«Согласовано»

Заместитель директора по УР____________________ Н.В. Литвинова

от 27.08. 2021





23



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!