МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КРЮКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
| | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Крюковской СОШ Приказ от 30.08.2021 № 181-ОД _______________ Г.А. Молчанова |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку_
(учебный предмет, курс)
Уровень общего образования (класс)
основное общее образование 8 класс________________
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов 103 (3 часа в неделю)
Учитель Николаева Светлана Сергеевна
(ФИО)
Программа разработана на основе
Рабочей программы к линии УМК М.М. Разумовской, С.И. Львовой, В.И. Капинос, В.В. Львова и др. Русский язык. 5—9 классы —
М. : Дрофа, 2019. — 218, [2] с. — (Российский учебник).
(примерная программа/программы, издательство, год издания)
Ростовская область, Куйбышевский район, х. Крюково
2021 год
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Русский язык» 8 класс
Личностные результаты освоения русского языка:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты освоения русского языка:
Формирование основных видов речевой деятельности
Слушание
Владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным) учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи.
Адекватно понимать прослушанные учебно-научные, художественные, публицистические тексты различных функционально-смысловых типов речи:
▪формулировать устно и письменно тему и главную мысль прослушанного текста;
▪формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;
▪подробно и сжато передавать в устной и письменной форме содержание прослушанного текста.
Владеть навыками информационной переработки прослушанного текста:
▪составлять план текста (простой, сложный; назывной, вопросный, тезисный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме; передавать содержание текста с изменением лица рассказчика;
▪выделять главную и второстепенную информацию в прослушанном тексте;
▪представлять содержание прослушанного учебно-научного текста в виде таблицы, схемы.
Письменно передавать содержание прослушанных текстов различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение).
Рекомендуемый объём текста для прослушивания (для написания подробного изложения) — 250—350 слов. Рекомендуемый объём текста для прослушивания (для написания сжатого изложения) — 140—160 слов.
Чтение
Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым.
Адекватно понимать содержание прочитанных учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение):
▪устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста;
▪формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;
▪подробно и сжато передавать в устной и письменной форме содержание прочитанных учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи.
Владеть навыками информационной переработки прочитанного текста:
▪составлять план прочитанного текста (простой, сложный; назывной, вопросный, тезисный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме;
▪выделять главную и второстепенную информацию в прочитанном тексте;
▪представлять содержание учебно-научного текста в виде таблицы, схемы.
Рекомендуемый объём текста, предлагаемого обучающимся для чтения, — 350—400 слов.
Говорение
Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст.
Создавать устные монологические высказывания на основе наблюдений, личных впечатлений, чтения учебно-научной, художественной и научно-популярной литературы: монолог-сообщение, монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование.
Вести устный репортаж о школьной жизни (например, с урока или большой перемены), об открытии (посещении) памятника истории и культуры, о каком-либо интересном событии, спортивном мероприятии.
Выступать с научным сообщением.
Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации.
Участвовать в диалоге на лингвистические (в рамках изученного) и бытовые темы.
Владеть различными видами диалога: побуждение к действию, обмен мнениями (участие в дискуссии).
Участвовать в диалоге — запросе информации (умение ставить и задавать вопрос; умение уместно использовать разнообразные реплики-стимулы; умение запросить дополнительную информацию); в диалоге — сообщении информации (умение построить информативно значимый текст; умение логически мыслить и правильно реализовывать свой замысел; умение привлечь и удержать внимание, правильно обратиться к собеседнику).
Соблюдать в устной речи нормы современного русского литературного языка. Соблюдать в устной речи правила речевого этикета.
Рекомендуемый объём текста для устного пересказа — 130— 140 слов. Рекомендуемый объём монологического высказывания — не менее 80 слов. Рекомендуемый объём диалогического высказывания — не менее 5 реплик (диалог — запрос информации, диалог — сообщение информации).
Письмо
Создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение: рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение, рассуждение-размышление) с опорой на жизненный и читательский опыт; тексты с опорой на произведения искусства.
Создавать тексты публицистических жанров (интервью, репортаж, заметка) о школьной жизни, об открытии памятника истории и культуры, посещении музея, о каком-либо интересном событии, спортивном мероприятии; писать сочинения о человеке (литературном герое, знакомом, о себе), писать статью в школьную или местную газету.
Оформлять деловые бумаги (расписка, доверенность).
Осуществлять адекватный выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом.
Редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы, добиваясь полного соответствия отбора содержания и языковых средств коммуникативной задаче; в процессе редактирования повышать выразительность речи, уместно используя характерные для публицистики средства языка: выразительную газетную лексику и фразеологию, экспрессивный синтаксис (именительный темы, риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответную форму изложения, ряды однородных членов с парным соединением, многосоюзие, перечислительные ряды со значением градации, контрастные сопоставления и противопоставления, двойное отрицание и другие экспрессивные конструкции); сопоставлять исходный и отредактированный тексты.
Соблюдать на письме нормы современного русского литературного языка, правила речевого этикета. Рекомендуемый объём текста для письма по памяти — 35— 40 слов. Словарный диктант должен включать 30—35 слов.
Объём диктанта на основе связного текста должен составлять 120—150 слов. Количество проверяемых орфограмм — 24; количество проверяемых пунктограмм — 4—5; количество слов с непроверяемыми орфограммами — не более 10. При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи. Рекомендуемый объём классного сочинения — 2,0—3,0 страницы, но необходимо иметь в виду стиль и жанр сочинения, характер темы. Рекомендуемый объём сочинения-миниатюры — 7—8 или более предложений, но допускается также объём, составляющий 5—6 предложений сложной структуры, если этот объём позволяет раскрыть тему (выразить главную мысль). Рекомендуемый объём текста для списывания — 110—120 слов.
Освоение основных разделов науки о языке
Фонетика, орфоэпия, графика
Распознавать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава; правильно произносить употребительные слова с учётом вариантов произношения; свободно пользоваться орфоэпическим словарём; проводить фонетический и орфоэпический анализ слов; использовать знания по фонетике, орфоэпии и графике в практике произношения и правописания слов.
Морфемика и словообразование
Распознавать морфемы; опознавать основные способы словообразования (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение разных видов; сращение, переход слова одной части речи в другую); опираться на словообразовательный анализ при определении лексического значения, морфемного строения и написания слов разных частей речи; проводить морфемный и словообразовательный анализ слова; применять знания по морфемике и словообразованию при выполнении различных видов языкового анализа и в практике правописания.
Лексикология и фразеология
Объяснять лексическое значение слова разными способами (использование толкового словаря; подбор однокоренных слов; подбор синонимов и антонимов; определение значения слова по контексту и др.), разъяснять значение слов социальной тематики, правильно их употреблять; распознавать однозначные и многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, прямое и переносное значение слова; распознавать тропы (метафору, олицетворение, эпитет, гиперболу, литоту); характеризовать слово с точки зрения сферы его употребления, происхождения, активного и пассивного запаса и стилистической окраски; объяснять значение фразеологизмов, пословиц и поговорок, афоризмов, крылатых слов; свободно пользоваться лексическими словарями разных видов; проводить лексический анализ слова; применять знания по лексикологии и фразеологии при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике.
Морфология
Распознавать имена существительные, имена прилагательные, имена числительные, местоимения, наречия, слова категории состояния, глаголы, причастия, деепричастия, предлоги, союзы, частицы, междометия, звукоподражательные слова в речи; проводить морфологический анализ имён существительных, имён прилагательных, имён числительных, местоимений, наречий, слов категории состояния, глаголов, причастий, деепричастий, предлогов, союзов, частиц, междометий; применять знания по морфологии при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике.
Орфография
Распознавать изученные орфограммы; верно писать слова на изученные правила, а также слова с непроверяемыми и трудно-проверяемыми орфограммами; свободно пользоваться орфографическим словарём; проводить орфографический анализ слова; применять знания по орфографии в практике правописания.
Синтаксис и пунктуация
Распознавать основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (именные, глагольные, наречные); распознавать типы подчинительной связи слов в словосочетании (согласование, управление, примыкание); правильно строить и употреблять словосочетания изученных видов; распознавать простые неосложнённые предложения, в том числе предложения с неоднородными определениями; простые предложения, осложнённые однородными членами, включая предложения с обобщающим словом при однородных членах, осложнённые обособленными членами, обращением, вводными и вставными конструкциями, междометиями; сложные предложения; конструкции с чужой речью; распознавать предложения по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные), по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные), по количеству грамматических основ, по наличию главных членов, по наличию второстепенных членов, предложения полные и неполные; распознавать односоставные предложения (назывные, определённо-личные, неопределённо-личные, безличные); распознавать морфологические средства выражения подлежащего, сказуемого (простого глагольного, составного глагольного, составного именного), второстепенных членов предложения (определения, приложения, дополнения, обстоятельства); употреблять односоставные предложения в речи с учётом их специфики и стилистических свойств; уместно употреблять предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями; правильно строить и употреблять предложения с обособленными членами; правильно использовать в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной; интонационно правильно произносить и выразительно читать простые предложения изученных синтаксических конструкций; проводить синтаксический и пунктуационный анализ предложений; применять знания по синтаксису и пунктуации при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике.
Текст
Анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам (наличие темы, главной мысли, грамматической связи предложений, цельности и относительной законченности); указывать способы и средства связи предложений в тексте; анализировать текст с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу речи; находить в молодёжных газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему и основную мысль, оценивать в этом контексте заголовок; находить в тексте статьи, репортажа, портретного очерка фрагменты, представляющие собой повествование, разные виды рассуждения и описания, определять их роль в данном жанре; находить характерные для публицистического стиля языковые и речевые средства воздействия на читателя; проводить разнонаправленный речеведческий анализ текста: содержательно-композиционный, стилистический, типологический; анализ выразительных средств (фонетических, словообразовательных, лексических, морфологических); использовать знание основных признаков текста и особенностей функционально-смысловых типов речи в практике его создания; использовать способы информационной переработки прочитанного или прослушанного текста, виды и приёмы чтения в практике осмысления и создания собственного текста.
Функциональные разновидности языка
Распознавать тексты разных функциональных разновидностей языка; анализировать тексты разных стилей и жанров (рассказ, заявление расписка, инструкция, словарная статья, научное сообщение, реферат, доклад на научную тему, интервью, репортаж, заметка); применять знания о функциональных разновидностях языка при выполнении различных видов анализа и в речевой практике.
Предметные результаты освоения русского языка:
1) представление об основных функциях языка; о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функциональносмысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их при-
знаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка; основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; многоаспектный анализ текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Направленность процесса обучения на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов потребовала усиления коммуникативно-деятельностной составляющей курса. В связи с этим развиваются следующие аспекты работы, обеспечивающие овладение в процессе обучения:
1) языком науки и в связи с этим — формирование навыков чтения текстов лингвистического содержания, а также способности строить рассуждения на лингвистическую тему;
2) метапредметными умениями и навыками и универсальными учебными действиями, предполагающими формирование и развитие умений обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы и т. п.;
3) функциональной грамотностью, способностью применять разные виды деятельности, чтобы самостоятельно получать новые знания и применять их в учебной, учебнопроектной деятельности;
4) умениями использовать информационно-коммуникационные технологии в процессе изучения русского языка в школе.
Усиление направленности курса на достижение личностных результатов обучения предполагает формирование таких важных качеств личности ребёнка, как ответственность, способность к самообразованию, к проявлению самостоятельности в процессе обучения, потребности регулярно обращаться к словарно-справочной литературе, интернет-справочникам для разрешения возникающих при обучении трудностей, способность к самооценке, развитие познавательных интересов и способностей учащихся.
Учебники, реализующие данную программу, характеризуются направленностью на всестороннее развитие личности средствами предмета: развитие мышления и речи учащихся, их эмоционально-волевой сферы, логического мышления. Материалы учебников направлены на то, чтобы ученики могли понять роль языка в жизни людей, осознать богатство русского языка.
На этой основе воспитывается любовь к родному языку, стремление к самообразованию, к овладению языковой, коммуникативной компетенциями, необходимыми для успешной учебной и трудовой деятельности.
Общие учебные умения, навыки и виды деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации предметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
1) коммуникативные УУД (умение строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми в устной форме; адекватно и целенаправленно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме в письменном виде; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.);
2) познавательные УУД (умение осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели, определять основную и второстепенную информацию, перерабатывать и систематизировать ее; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет, делать ссылки, предъявлять информацию разными способами; формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис и др.);
3) регулятивные УУД (умение ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.);
4) личностные УУД (умение осуществлять гражданскую идентификацию личности; осмысливать ценностные ориентиры и установки; оценивать нравственно-этическую составляющую поведения человека).
Содержание учебного предмета
«Русский язык» 8 класс
Общие сведения о языке
Русский язык в кругу других славянских языков.
Русский речевой этикет. Понятие о национальной обусловленности норм речевого этикета.
Роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка.
Выдающиеся лингвисты: И. И. Срезневский.
ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Речь. Речевое общение. Текст
Систематизация сведений о тексте, типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для различных функциональных разновидностей языка.
Выдающиеся лингвисты: В. И. Чернышёв.
Характеристика разговорной речи. Основные жанры разговорной речи: беседа, спор. Нормы речевого этикета в разговорной речи. Использование мимики, жестов в разговорной речи.
Характеристика официально-делового стиля речи. Основные жанры официально-делового стиля речи. Жанры деловых документов: расписка, доверенность. Употребление языковых средств в официально-деловых текстах.
Характеристика научного стиля речи. Основные жанры научного стиля речи: реферат, доклад на научную тему. Употребление языковых средств в научных текстах.
Основные жанры публицистики: репортаж, портретный очерк, проблемная статья. Особенности их строения: коммуникативная задача, содержательно-композиционные особенности жанра, типологическая структура текста, характерные языковые и речевые средства.
Высказывания, ориентированные на жанр репортажа: репортаж-повествование о событии (посещении театра, экскурсии, походе); репортаж — описание памятника истории или культуры (родного города, посёлка, улицы, музея).
Высказывание, ориентированное на жанр портретного очерка (рассказ об интересном человеке).
Высказывание, ориентированное на жанр проблемной статьи «Хочу и надо — как их примирить?».
Сочетание различных стилей в тексте.
Синтаксис и пунктуация
Синтаксис как раздел грамматики
Синтаксис и пунктуация как разделы лингвистики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса
Словосочетание как единица синтаксиса
Понятие о словосочетании. Строение словосочетания: главное и зависимое слова. Типы подчинительной связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Значение словосочетания.
Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные, наречные.
Лексическая сочетаемость слов в словосочетании. Грамматическая синонимия словосочетаний. Использование синонимичных по значению словосочетаний в речи.
Культура речи. Нормы построения словосочетаний с предлогами благодаря, согласно, вопреки и др. Нормы построения словосочетаний с именами числительными обоих (обеих), с несклоняемыми именами существительными, со сложносокращёнными словами. Нормы употребления предлогов из—в, с—на в составе словосочетаний.
Предложение как единица синтаксиса
Понятие о предложении. Основные признаки предложения.
Отличия предложения от словосочетания.
Средства оформления предложения в устной и письменной речи.
Порядок слов в простом предложении. Инверсия.
Интонация простого предложения и её элементы. Логическое ударение и порядок слов как средство повышения точности и выразительности речи.
Культура речи. Нормы построения простого предложения.
Употребление простых предложений в тексте.
Основные виды предложений
Виды предложений по цели высказывания: предложения повествовательные, побудительные, вопросительные; их интонационные и смысловые особенности.
Виды предложений по эмоциональной окраске: предложения восклицательные и невосклицательные; их интонационные и смысловые особенности.
Виды предложений по количеству грамматических основ: предложения простые и сложные.
Виды предложений по наличию главных членов: предложения односоставные и двусоставные.
Виды предложений по наличию второстепенных членов: предложения распространённые и нераспространённые.
Предложения полные и неполные.
Культура речи. Употребление вопросительных слов и частиц в вопросительных предложениях как средства точной формулировки мысли и воздействия на собеседника.
Употребление языковых форм выражения побуждения в побудительных предложениях. Использование в речи способов выражения разных смысловых оттенков побуждения. Использование речевых этикетных формул смягчения приказа.
Использование риторического восклицания как экспрессивно-стилистического средства.
Использование вопросно-ответной формы как средства выразительности в текстах публицистического стиля.
Употребление неполных предложений в диалогической речи, соблюдение в устной речи интонации неполного предложения.
Простое двусоставное предложение
Грамматическая основа простого предложения
Грамматическая основа предложения (обобщение).
Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.
Подлежащее как главный член предложения. Способы выражения подлежащего.
Сказуемое как главный член предложения. Виды сказуемого: сказуемое простое глагольное, составное глагольное, составное именное.
Способы выражения простого глагольного сказуемого.
Способы выражения составного глагольного сказуемого.
Составное именное сказуемое. Способы выражения именной части. Глаголы в роли связки. Нулевая связка в составном именном сказуемом.
Культура речи. Тире между подлежащим и сказуемым. Нормы согласования сказуемого с подлежащим, выраженным словосочетанием, сложносокращёнными словами, словами большинство — меньшинство, количественными сочетаниями.
Синонимика составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте.
Второстепенные члены предложения
Второстепенные члены предложения, их виды.
Определение как второстепенный член предложения. Способы выражения определений. Определения согласованные и несогласованные.
Приложение как особый вид определения. Способы выражения приложения. Приложения согласованные и несогласованные.
Дополнение как второстепенный член предложения. Способы выражения дополнения. Дополнения прямые и косвенные.
Обстоятельство как второстепенный член предложения. Способы выражения обстоятельства. Виды обстоятельств: места, времени, причины, цели, образа и способа действия, меры, уступки, условия, сравнения.
Культура речи. Нормы пунктуационного оформления приложения.
Обстоятельства времени как средство связи предложений в повествовательных текстах; их синонимика.
Обстоятельства места как средство связи предложений в описательных и повествовательных текстах; их синонимика.
Односоставные предложения
Односоставные предложения, их грамматические признаки.
Виды односоставных предложений. Особенности интонации простого односоставного предложения.
Назывное предложение. Основные признаки назывного предложения.
Определённо-личное предложение. Основные признаки определённо-личного предложения.
Неопределённо-личное предложение. Основные признаки неопределённо-личного предложения.
Безличное предложение. Основные признаки безличного предложения.
Грамматические различия односоставных предложений и двусоставных неполных предложений.
Культура речи. Синтаксическая синонимия односоставных и двусоставных предложений. Употребление односоставных предложений в речи.
Наблюдение за использованием в художественном тексте односоставных предложений.
Неполные предложения
Понятие о неполных предложениях. Особенности интонации простого неполного предложения.
Культура речи. Наблюдение за использованием неполных предложений в разговорной (в диалоге) и в книжной речи.
Простое осложнённое предложение
Предложения с однородными членами
Однородные члены предложения, их признаки, средства связи. Интонационные особенности предложений с однородными членами.
Союзная и бессоюзная связь однородных членов предложения.
Однородные и неоднородные определения. Предложения с обобщающими словами при однородных членах.
Культура речи. Нормы согласования однородных подлежащих со сказуемым.
Нормы согласования однородных сказуемых с подлежащим.
Нормы построения предложений с однородными членами, связанными двойными союзами не только…, но и…; как…, так и… и др.
Нормы постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, связанными попарно; с помощью повторяющихся союзов, двойных составных союзов.
Нормы постановки знаков препинания в простом и сложном предложении с союзом и.
Нормы постановки знаков препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах.
Нормы постановки знаков препинания в предложениях с однородными и неоднородными определениями.
Уместное употребление в речи разных типов сочетаний однородных членов (попарное соединение, с повторяющимися или составными союзами).
Наблюдение за использованием предложений с однородными членами в текстах разных типов речи и функциональных разновидностей языка.
Предложения с вводными и вставными конструкциями, обращениями и междометиями
Вводные конструкции: слова, словосочетания и предложения.
Группы вводных конструкций по значению.
Омонимия членов предложения и вводных слов, словосочетаний и предложений. Вставные конструкции. Способы выражения вставных конструкций.
Обращение. Распространённое и нераспространённое обращение. Способы выражения обращения. Основные функции обращения.
Предложения с междометиями и словами да, нет. Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений со словами да, нет.
Культура речи. Правильное произношение сочетаний русских имён и отчеств, использующихся в роли обращения. Неуместное употребление вводных слов и выражений книжного характера в разговорной речи.
Нормы построения предложений с вводными и вставными конструкциями, обращениями, междометиями.
Нормы обособления вводных и вставных конструкций, обращений и междометий.
Употребление предложений с вводными и вставными конструкциями, обращениями и междометиями в речи.
Наблюдение за использованием обращений в разных стилях речи, а также в художественных текстах как средством характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему.
Синонимика вводных слов, стилистические различия между ними. Вводные слова как средство связи предложений в тексте.
Предложения с обособленными членами
Обособление. Виды обособленных членов предложения. Особенности интонации предложений с обособленными и уточняющими членами.
Обособление согласованных определений.
Обособление приложений.
Обособление обстоятельств, дополнений.
Культура речи. Нормы обособления согласованных определений, приложений, дополнений, обстоятельств, уточняющих членов, пояснительных и присоединительных конструкций.
Нормы постановки знаков препинания в предложениях со сравнительным оборотом.
Правильное построение предложений с обособленными определениями и обстоятельствами.
Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения и сопоставимых с ними синтаксических конструкций (обособленных определений и составных сказуемых, обособленных обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами, и простых сказуемых). Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами, как средство связи предложений в тексте.
Прямая и косвенная речь
Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь.
Строение предложений с прямой речью. Знаки препинания при прямой речи.
Цитата как способ передачи чужой речи. Выделение цитаты знаками препинания. Диалог. Интонация предложений с прямой речью. Интонационное своеобразие диалога.
Культура речи. Замена прямой речи косвенной.
Стилистические возможности разных способов передачи чужой речи.
РЕЗЕРВНЫЕ УРОКИ
Формы организации учебных занятий
1. Фронтальная (словесная и наглядная передача учебной (проектно-корректирующей) информации одновременно всем учащимся, обмен информацией между учителем и детьми).
2. Групповая (организация парной работы или выполнение дифференцированных заданий группой школьников (с помощью учебника, карточек, классной доски).
3. Индивидуальная (работа с учебником, выполнение самостоятельных и контрольных заданий, устный ответ у доски, индивидуальное сообщение новой для класса информации).
4. Коллективная (частичная или полная передача организации учебного занятия учащимся класса).
5.Дистанционная (взаимодействие учителя, ученика и родителей дистанционно, в случае необходимости, с помощью мессенджеров, электронных образовательных платформ).
Способы проведения учебных занятий в зависимости от типа урока урок изучения нового материала, урок обучения умениям и навыкам, урок практического применения знаний, урок обобщения и закрепления полученных знаний и навыков, урок контроля и проверки знаний, коррекционный урок, комбинированный урок; лекция, дискуссия, расспрос, заочное путешествие, ролевая игра, викторина, контрольная работа, самостоятельная работа, тестовая работа, практикум, зачет, конференция, заочная экскурсия, групповая работа, парная работа.
Основные виды учебной деятельности
- оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- взаиморецензирование;
- анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
- лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
- разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др;
- аудирование;
- информационная переработка устного и письменного текста:
- составление плана текста;
- пересказ текста по плану;
- пересказ текста с использованием цитат;
- переложение текста;
- продолжение текста;
- составление тезисов;
- редактирование;
- оставление учащимися авторского текста в различных жанрах( подготовка реферата, доклада, написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа и т.д);
- создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения;
- участие в дискуссии;
-создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;
- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;
-работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации ( в том числе представленных в электронном виде),
- конспектирование.
Основные виды деятельности в период реализации образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения: самостоятельное ознакомление с новым материалом, решение лингвистических загадок, тестирование онлайн, создание текстов (устно и письменно), работа над проектом, работа на специализированных интернет-площадках, просмотр видеолекций (уроков).
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Дата урока | Тема урока | Кол-во часов |
I четверть |
Общие сведения о языке (1 час) |
1 | 01.09. | Русский язык в семье славянских языков | 1 |
Речь. Правописание (повторение и обобщение изученного в 5—7 классах) (11 часов) |
2 | 03.09. | Разновидности речи. Стили речи | 1 |
3, 4 | 06.09., 08.09. | Буквы н и нн в суффиксах имён прилагательных, причастий и наречий | 2 |
5 | 10.09. | Слитное и раздельное написание не с разными частями речи | 1 |
6 | 13.09. | Слитное и раздельное написание не и ни с местоимениями и наречиями | 1 |
7 | 15.09. | Употребление в тексте частицы ни | 1 |
8 | 17.09. | Подготовка к ОГЭ. Текст, его тема и основная мысль. | 1 |
9 | 20.09. | Диагностическая контрольная работа | 1 |
10 | 22.09. | Употребление дефиса | 1 |
11 | 24.09. | Слитное, дефисное и раздельное написание наречий и соотносимых с ними словоформ других частей речи | 1 |
12 | 27.09. | Контрольная работа № 1 по теме «Речь. Правописание». Диктант с грамматическим заданием | 1 |
Речь (повторение) (2часа) |
13 | 29.09. | Типы речи. Способы и средства связи предложений в тексте | 1 |
14 | 01.10. | Подготовка к ОГЭ. Анализ текста. | 1 |
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ |
Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса (7 часов) |
15 | 04.10. | Словосочетание | 1 |
16 | 06.10. | Виды словосочетаний по характеру выражения главного слова | 1 |
17 | 08.10. | Виды связи в словосочетании | 1 |
18 | 11.10. | Синтаксический разбор словосочетаний | 1 |
19, 20 | 13.10., 15.10. | Предложение и его типы | 2 |
21 | 18.10. | Подготовка к ОГЭ. Способы сжатия текста | 1 |
Простое предложение. Двусоставное предложение. Главные и второстепенные члены предложения (14 часов) |
22 | 20.10. | Интонация простого предложения | 1 |
23 | 22.10. | Главные члены предложения, их функция. Подлежащее и способы его выражения. Сказуемое и способы его выражения | 1 |
24 | 25.10. | Глагольное сказуемое | 1 |
25 | 27.10. | Составное именное сказуемое | 1 |
26 | 29.10. | Тире между подлежащим и сказуемым | 1 |
II четверть |
27 | 08.11. | Правильное согласование главных членов предложения | 1 |
28 | 10.11. | Подготовка к ОГЭ. Способы сжатия текста | 1 |
29 | 12.11. | Второстепенные члены предложения, их функции. Определение | 1 |
30 | 15.11. | Дополнение | 1 |
31 | 17.11. | Обстоятельство | 1 |
32 | 19.11. | Порядок слов в предложении | 1 |
33 | 22.11. | Контрольная работа № 2 по теме «Простое предложение. Двусоставное предложение. Главные и второстепенные члены предложения». Диктант с дополнительными заданиями | 1 |
34 | 24.11. | Анализ диктанта | 1 |
35 | 26.11. | Подготовка к ОГЭ. Понятие о тексте. Признаки текста. | 1 |
Речь. Жанры публицистики. Репортаж (5 часов) |
36 | 29.11. | Репортаж | 1 |
37 | 01.12. | Репортаж-повествование. Репортаж-описание. | 1 |
38 | 03.12. | Контрольная работа № 3 по теме «Речь. Жанры публицистики. Репортаж». Сочинение в жанре репортажа | 1 |
39 | 06.12. | Анализ сочинения | 1 |
40 | 08.12. | Подготовка к ОГЭ. Тема. Основная мысль. Проблема. | 1 |
Односоставное простое предложение (8 часов) |
41 | 10.12. | Виды односоставных предложений | 1 |
42 | 13.12. | Определённо-личное предложение | 1 |
43 | 15.12. | Неопределённо-личное предложение | 1 |
44 | 17.12. | Обобщённо-личное предложение | 1 |
45 | 20.12. | Безличное предложение | 1 |
46 | 22.12. | Контрольная работа №4 по теме «Односоставное простое предложение». Изложение | 1 |
47 | 24.12. | Назывное предложение | 1 |
48 | 27.12. | Подготовка к ОГЭ. Заголовок текста. План текста, опорные слова. | 1 |
Неполное предложение (3 часа) |
49 | 29.12. | Понятие неполного предложения. Оформление неполных предложений на письме | 1 |
III четверть |
50 | 12.01. | Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» | 1 |
51 | 14.01. | Подготовка к ОГЭ. Работа с текстом. | 1 |
Речь. Жанры публицистики (продолжение) (2 часа) |
52 | 17.01. | Статья | 1 |
53 | 19.01. | Контрольная работа № 5 по теме «Речь. Жанры публицистики». Изложение с дополнительным заданием: закончить текст, сделав вывод | 1 |
Простое осложнённое предложение Предложения с однородными членами (11 часов) |
54, 55 | 21.01., 24.01. | Понятие об однородности членов предложения | 2 |
56, 57 | 26.01., 28.01. | Средства связи между однородными членами предложения | 2 |
58 | 31.01. | Однородные и неоднородные определения | 1 |
59 | 02.02. | Р.Р. Сочинение с грамматическим заданием по картине К.П. Брюллова «Всадница» | 1 |
60, 61 | 04.02., 07.02. | Обобщающие слова при однородных членах предложения | 2 |
62 | 09.02. | Обобщающий урок по теме «Предложения с однородными членами» | 1 |
63 | 11.02. | Контрольная работа № 6 по теме «Предложения с однородными членами». Диктант | 1 |
64 | 14.02. | Подготовка к ОГЭ. Сочинение- рассуждение | 1 |
Предложения с обращениями, вводными и вставными конструкциями, междометиями (11 часов) |
65, 66 | 16.02., 18.02. | Обращение | 2 |
67 | 21.02. | Предложения с вводными конструкциями | 1 |
68 | 25.02. | Вводные конструкции | 1 |
69 | 28.02. | Вводные слова и омонимичные конструкции | 1 |
70 | 02.03. | Вставные конструкции, нет | 1 |
71 | 04.03. | Предложения с междометиями и словами ДА | 1 |
72 | 05.03. | Подготовка к ОГЭ. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему | 1 |
73 | 09.03. | Обобщающий урок по теме «Предложения с обращениями, вводными и вставными конструкциями, междометиями» | 1 |
74 | 11.03. | Контрольная работа № 7 по теме «Предложения с обращениями, вводными и вставными конструкциями, междометиями». Диктант | 1 |
75 | 14.03. | Анализ диктанта | 1 |
Предложения с обособленными членами (15 часов) |
76 | 16.03. | Понятие об обособлении второстепенных членов предложения | 1 |
77 | 18.03. | Подготовка к ОГЭ. Сочинение-рассуждение. Практикум | 1 |
78-80 | 21.03., 23.03., 25.03. | Обособленные определения и приложения | 3 |
IV четверть |
81 | 04.04. | Обособленные определения и приложения | 1 |
82 | 06.04. | Р.Р. Изложение | 1 |
83 | 08.04. | Обособленные обстоятельства | 1 |
84 | 11.04. | Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями | 1 |
85, 86 | 13.04., 15.04. | Уточняющие члены предложения | 2 |
87 | 18.04. | Обобщающий урок по теме «Предложения с обособленными членами» | 1 |
88 | 20.04. | Подготовка к ОГЭ. Сочинение – рассуждение на тему, связанную с анализом теста. | 1 |
89 | 22.04. | Контрольная работа № 8 по теме «Предложения с обособленными членами». Диктант | 1 |
90 | 25.04. | Анализ диктанта | 1 |
Речь. Жанры публицистики (продолжение) (2часа) |
91 | 27.04. | Портретный очерк | 1 |
92 | 29.04. | Контрольная работа № 9 по теме «Речь. Жанры публицистики». Сочинение в жанре портретного очерка. | 1 |
Прямая и косвенная речь (11 часов) |
95 | 04.05. | Прямая речь и её оформление | 1 |
96 | 06.05. | Диалог | 1 |
97 | 11.05. | Косвенная речь. Замена прямой речи косвенной | 1 |
93 | 13.05. | Цитаты и их обозначение | 1 |
94 | 16.05. | Контрольная работа № 10 по теме «Прямая и косвенная речь». Итоговый диктант | 1 |
98 | 18.05. | Анализ диктанта | 1 |
99 | 20.05. | Подготовка к ОГЭ. Сочинение-рассуждение. Практикум | 1 |
100, 101 | 23.05., 25.05. | Творческая мастерская - «Мы делаем газету» | 2 |
102 | 27.05. | Подготовка к ОГЭ. Сочинение – рассуждение на тему, связанную с анализом теста (толкование значения слова). | 1 |
103 | 30.05. | Подготовка к ОГЭ. Сочинение-рассуждение. Практикум | 1 |
«Рассмотрено» Протокол заседания ШМО Учителей-предметников МБОУ Крюковской СОШ № 1 26.08.2021 ________________ Е.В. Сараева | «Согласовано» Заместитель директора по УР____________________ Н.В. Литвинова от 27.08. 2021 |
23