СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку для детей с ОВЗ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана для детей с ОВЗ

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку для детей с ОВЗ»













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «Русский язык»

адаптированная для детей с задержкой психического развития




Уровень общего образования, класс: основное общее образование, 8 класс


Количество часов – 102 часа

Учитель –














Программа составлена на основе:

Русский язык. Сборник рабочих программ. 5—9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / [составители М.М. Разумовская – М.: Дрофа, 2012].








I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана для

  • с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) образования, утвержденный приказом Минобразования России от 5.03.2004г. № 1089 (с изменениями приказ от 7.06.2017г. №506);

  • учебным планом СОШ на 2022-2023 учебный год;

  • Положением о рабочей программе учебных предметов, курсов СОШ

  • Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена на основе авторской программы: Русский язык. Сборник рабочих программ. 5—9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / / [составители М.М. Разумовская – М.: Дрофа, 2012].


 Изучение русского языка в 8 классе направлено на достижение следующих целей:


- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

- развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;

- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения;

стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.


Задачи обучения:

- вооружить учащихся знаниями базовой науки;


- организовать деятельность обучающихся в данной сфере познания;

- формировать у учащихся научно-лингвистическое мировоззрение;

- привить учащимся опыт решения лингвистических вопросов;

- формировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки;

- обогащать словарный запас и грамматический строй речи учащихся;

- обучать школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

        Так   как  в классе  обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья  (задержкой психического развития), для которых характерны недостаточность внимания, памяти, логического мышления, пространственной ориентировки, быстрая утомляемость, что  отрицательно влияет на усвоение определённого материала, то внесены изменения в характеристику деятельности учащихся с ОВЗ (ЗПР).

Коррекционные задачи:

  • Выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ

  • Осуществление индивидуальной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ

  • Помощь детям с ОВЗ в освоении образовательной программы основного общего образования и интеграции в образовательном учреждении

  • Оказание методической помощи родителям и педагогам, осуществляющим учебно-воспитательную функцию детей с ОВЗ

  • Отслеживание динамики развития детей с ОВЗ

Основные направления коррекционной работы:

  • развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

  • развитие навыков каллиграфии;

  • развитие фонетико-фонематических представлений;

  • формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

  • развитие высших психических функций;

  • развитие речи, владение техникой речи;

  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; личностно-ориентированные; технологии разноуровневого и дифференцированного подхода.

Методы.

а) общепедагогические методы:

  • словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;

  • наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;

  • практические – упражнения

б) специальные методы коррекционно-развивающего обучения (По Е.Д.  Худенко):

  • задания по степени нарастающей трудности;

  • метод самостоятельной обработки информации;

  • специальные коррекционные упражнения;

  • задания с опорой на несколько анализаторов;

  • включение в уроки современных реалий;

  • развёрнутая словесная оценка;

  • призы, поощрения.

Виды работ обучающихся:

  • Основной формой организации процесса обучения математике является урок. Ведущей формой работы учителя с обучающимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Организация самостоятельных работ должна быть обязательным требованием к каждому уроку математики. Самостоятельно выполненная обучающимся работа должна быть проверена учителем, допущенные ошибки выявлены и исправлены, установлена причина этих ошибок, проведена работа над ошибками.




II. Общая характеристика учебного предмета « Русский язык »


8 класс нацелен на освоение систематического курса синтаксиса и соответствующих правил пунктуации, синтаксис простого предложения представлен в нём с позиции структурно – семантического подхода, поддерживаемого многими современными учёными – лингвистами. Единицами синтаксиса, предложенными для изучения, являются словосочетание, простое предложение; текст как макросинтаксическая единица рассматривается в разделе «Речь». В программе уделяется внимание интонационной стороне речи как важному проявлению предложения, значительное место отведено работе по формированию и совершенствованию пунктуационных умений и навыков. В курсе предусмотрена целенаправленная работа по речевому развитию и в рамках чисто языковых тем, и в рамках раздела «Речь». В частности, продолжается изучение тем по орфоэпии на базе синтаксиса простого предложения. Намечено систематическое повторение изучаемого материала.

Курс также включает региональный компонент, позволяющий анализировать окружающую языковую среду с точки зрения разграничения в ней нормативного литературного языка и диалектной речи. Кроме того, региональный компонент формирует умение:

- отличать диалектные единицы фонетического, лексического, словообразовательного, морфологического, синтаксического уровней от литературных;

- находить в собственной речи и речи других учащихся акцентологические, орфоэпические, словообразовательные,

грамматические, лексические ошибки, вызванные влиянием донских говоров, и исправлять их.





III. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Русский язык»:

Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России, основа формирования гражданской идентичности в поликультурном обществе.

Русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Он формирует и объединяет нацию, связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры. Изучение русского языка и владение им - могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной канал социализации личности, приобщения её к культурно-историческому опыту человечества.

Как средство познания действительности русский родной язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.


IV. Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане




В соответствии с учебным планом школы учебный предмет русский язык рассчитан на 102 часа в год - 3 часа в неделю.



V. Планируемые результаты освоения учебного предмета « Русский язык» 8 класс и система их оценки.


В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социо-культурным опытом.

Личностные учебные действия

Личностные учебные действия представлены следующими умениями: осознавать себя как гражданина России, имеющего определенные права и обязанности; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; осознанно относиться к выбору профессии; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.

Предметные результаты обучающиеся должны ЗНАТЬ /УМЕТЬ:

 понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов; древнерусской литературы, литературы 18 века, русских писателей 19-20 веков, литературы народов России и зарубежной литературы;

 понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

 умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

 определять в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно — выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно — художественного содержания произведения; владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

 приобщение к духовно — нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно — нравственными ценностями других народов;

 формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценке;

 понимание авторской позиции и своѐ отношение к ней;

 восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

 умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

 написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы;

 понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса.


Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.

Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.

Учащиеся должны усвоить следующие базовые представления:

Минимальный уровень:

принимать участие в обсуждении фактического материала высказывания, необходимого для раскрытия его темы и основной мысли; оформлять все изученные виды деловых бумаг с опорой на представленный образец;

знать отличительные грамматические признаки основных частей слова;

производить разбор слова с опорой на представленный образец, схему, вопросы учителя; иметь представления о грамматических разрядах слов;

различать части речи по вопросу и значению; составлять различные конструкции предложений с опорой на представленный образец;

использовать на письме орфографические правила после предварительного разбора текста на основе готового или коллективного составленного алгоритма;

писать небольшие по объему изложения повествовательного и описательного характера (50-55 слов) после предварительного обсуждения (отработки) всех компонентов текста;

составлять и писать небольшие по объему сочинения (до 50 слов) повествовательного и описательного характера на основе наблюдений, практической деятельности, опорным словам и предложенному плану после предварительной отработки содержания и языкового оформления.

Достаточный уровень:

знать значимые части слова и их существенные признаки; меть разбирать слова по составу с использованием опорных схем;

образовывать слова с новым значением с использованием приставок и суффиксов; дифференцировать слова, относящиеся к различным частям речи по существенным признакам; определять некоторые грамматические признаки у изученных частей речи по опорной схеме или вопросам учителя;

составлять простые распространенные и 19 сложные предложения по схеме, опорным словам, на предложенную тему и т. Д.;

отбирать факты, необходимые для раскрытия темы и основной мысли высказывания; определять цель своего высказывания, выбирать тип текста в соответствии с его целью; определять стиль своего высказывания и отбирать необходимые языковые средства, уместные в данном стиле речи (с помощью учителя); находить и решать орографические задачи; писать изложения повествовательных и описательных текстов с элементами рассуждения после предварительного разбора (до 100 слов); оформлять все виды изученных деловых бумаг;

писать сочинения-повествования с элементами описания и рассуждения после предварительного коллективного разбора темы, основной мысли, структуры высказывания и выбора необходимых языковых средств (80-90 слов).

Оценка письменных работ

К классным и домашним письменным работам обучающего характера относятся упражнения, выполняемые в целях тренировки по учебнику, по карточкам, по заданиям учителя, предупредительные, объяснительные и иные диктанты неконтрольного характера, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д. Контрольные работы состоят из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и могут быть комбинированными (контрольные списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктант и грамматический разбор и т.д.) При проведении контрольных диктантов или списывания с грамматическим заданием объём текста следует уменьшить. Основные виды контрольных в V- IX классах – диктанты. Для грамматического разбора следует использовать задания на опознания орфограмм, определение частей слова, частей речи и членов предложения, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих. Текст диктанта может быть связным или состоять из отдельных предложений. Следует избегать включения в него слов на правила, которые ещё не изучались. По содержанию и конструкции предложений тексты должны быть понятными учащимся вспомогательной школы. Контрольные диктанты должны содержать по 2-3 орфограммы на каждое правило. Примерный объём текстов контрольных работ в 7-9 кл – 75-80 слов. Учету подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы. При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один бал, если это не связано с нарушением моторики у детей. Дети, которые занимаются с логопедом, не освобождаются от написания контрольных диктантов в классе. Оцениваются такие работы в зависимости от индивидуальных успехов учащихся. При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:

Оценка «5»: работа без ошибок

Оценка «4»: работа с 1-2 ошибками

Оценка «3»: работа с 3-5 ошибками

Оценка «2»: работа 6-8 ошибками

Оценка «1»: работа с большим количеством ошибок, чем допустимо при оценке «2».

В письменных работах не учитываются одно-два исправления или одна пунктуационная ошибка. Наличие трёх исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует одной пунктуационной ошибке. Ошибке на не пройдённые правила правописания также не учитываются.

За одну ошибку в диктанте считается: - повторение ошибок в одной и том же слове (например, в слове «лыжи» дважды написано на конце Ы). Если же подобная ошибка на это правило встречается в другом слове, она учитывается; - две негрубые ошибки; повторение в слове одной и той же буквы; не дописывание слов; пропуск одной части слова при переносе; повторное написание одного и того же слова в предложении.

Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать индивидуально для каждого ученика.

Специфическими для них ошибками являются замена согласных, искажение звукобуквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, недописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова).

При выставлении оценки все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.

При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормами: Оценка «5»: осознанное усвоение грамматических понятий, правил в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает исправления самостоятельно. Оценка «4»: усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя и допускает 2-3 ошибки. Оценка «3»: недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4-5 ошибок или не справляется с одним из заданий. Оценка «2»: плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий. Оценка «1» ставится, если ученик не смог правильно выполнить ни одного задания.

Таким образом, оценка по русскому языку выставляется за диктант и грамматическое задание (4/5) Изложения и сочинения

Изложения и сочинения по АООП для обучающихся с умственной отсталостью, могут быть только обучающего характера. При подготовке к проведению изложения учитель должен тщательно отобрать материал, учитывая тему рассказа, его объём, трудности синтаксических конструкций, словаря и орфографии. С классом также должна быть проведена подготовительная работа.

На самом уроке трудные в отношении орфографии слова следует выписать на доске; учащимся разрешается пользоваться орфографическим словарём, обращаться к учителю. в VIII – IX классах – 70-100 слов. Изложения дети пишут по готовому плану или составленному коллективно под руководством учителя, VIII – IX классах допускается самостоятельное составление планов учащимися.

При проверке изложений и сочинений выводится одна оценка. Оценка «5»: правильное, полное, последовательное изложение авторского текста (темы) без ошибок в построении предложений, употреблении слов; допускается одна-две орфографические ошибки. Оценка «4»: изложение (сочинение), написанное без искажений авторского текста (темы), с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного смысла, допускаются тричетыре орфографические ошибки. Оценка «3»: изложение (сочинение), написанное с отступлениями от авторского текста (темы), с направляющей помощью педагога, с двумя-тремя ошибками в построении предложений и употреблении слов, влияющих на понимании смысла, с пятью-шестью орфографическими ошибками. Оценка «2»: изложение (сочинение), в котором имеются значительные отступления от авторского текста (тема не раскрыта), имеются более четырех ошибок в построении предложений и употреблении слов, более шести орфографических ошибок. Оценка «1» ставится, если ученик не справился с написанием изложения или сочинения. Допущенные немногочисленные исправления не учитываются при оценке изложения или сочинения

Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообще­ние на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:

1) полнота и правильность ответа;

2) степень осознанности, понима­ния изученного;

3) языковое оформление ответа.

Оценка «5». Ученик

1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4»

Ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3»

Ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2»

Ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка«1»

Ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ, но также и за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл).

Оценка диктантов

Диктант – одна из основных форм проверки ор­фографической и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связ­ные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков.

Итоговые диктантыпроводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.







VI.Содержание учебного предмета «Русский язык» -8



Функции русского языка в современном мире (1 ч)

Повторение пройденного в 5 - 7 классах (10 ч + 3 ч)

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

Словосочетание (3 ч)

1.        Повторение пройденного о словосочетании в V классе. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).

2.        Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.

Простое предложение (3+2 ч)

1.        Повторение пройденного о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.

Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.

2.        Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.

Простые двусоставные предложения

Главные члены предложения (10+2ч)

1.        Повторение пройденного материала о подлежащем. Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.

Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.

2.        Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.

Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.

3.        Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.

Второстепенные члены предложения (6 +3ч)

1.        Повторение изученного материала о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное).

Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.

2.         Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.

3.         Ораторская речь, ее особенности. Публичное выступление об истории своего края.

Простые односоставные предложения (13 +2ч)

I. Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).

Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.

II. Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами.

Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.

III. Рассказ на свободную тему.

Р.К.: Специфика использования страдательных оборотов в односоставных предложениях.

Неполные предложения (2ч)

Понятие о неполных предложениях.

Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.

Однородные члены предложения (12+3ч)

I. Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях.

Вариативность постановки знаков препинания.

II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.

III. Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера).

Обращение, вводные слова и междометия (12+2ч)

I. Повторение изученного материала об обращении.

Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания.

Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий.

II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.

III. Публичное выступление на общественно значимую тему.

Обособленные члены предложения (22+4ч)

I. Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.

Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.

II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.

III. Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.

Прямая и косвенная речь (8+2ч)

I. Повторение изученного материала о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.

Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании.

Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.

II. Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.

III. Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.

Повторение и систематизация пройденного в 8 классе (8+2ч)


























VII. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

Наименование раздела

Общее кол-во часов

Характеристика основных видов учебной деятельности

1

Повторение орфографии и морфологии.

8

Составлять устное высказывание на тему «Русский язык в семье славянских языков».

опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать слова разных частей речи, выделять общее и частное, сопоставляя изученные части речи, употреблять их в речи. Опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать данные группы слов, употреблять их в речи.

2

Словосочетание.

5

Понимать роль словосочетания; различать словосочетания и предложения. Вычленять словосочетания из предложения. Моделировать словосочетания всех видов, выделять их из предложений, определять тип связи.

3

Двусоставное предложение.

20

Моделировать словосочетания всех видов, выделять их из предложений, определять тип связи. Находить и характеризовать сказуемое в предложении. Определять морфологические  способы выражения простого глагольного сказуемого. Пояснять функцию главных членов. Находить и характеризовать подлежащее в предложении.

4

Односоставные предложения.

14

Находить определенно-личные предложения в тексте; использовать определенно-личные предложения в различных стилях речи; заменять двусоставные предложения аналогичными односоставными определенно-личными. Находить безличные предложения в тексте по значению и структурным особенностям; употреблять безличные предложения для передачи состояния природы и окружающей среды; использовать синонимическую замену безличных предложений двусоставными. Правильно строить предложения с однородными членами, расставлять знаки препинания при однородных членах, делать синтаксический и пунктуационный разбор, уместно использовать предложения с однородными членами  в тексте

5

Предложения с однородными членами.

13

6

Предложения с обращениями и вводными конструкциями.

12

Находить в предложении обращение, употреблять его с учетом речевой ситуации; правильно ставить знаки препинания. Выражать определенные отношения к высказываниям с помощью вводных конструкций; правильно ставить знаки препинания при вводных словах.

7

Предложения с обособленными членами.

18

Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; правильно ставить знаки препинания; выделять интонационно обособленные члены. выявлять условия обособления; правильно обособлять интонационно и на письме; проводить синонимическую замену обособленных членов, производить синтаксический и пунктуационный разборы; находить в тексте, графически обозначать условия обособления.

8

Прямая и косвенная речь.

6

Определять способ передачи чужой речи, находить подобные предложения в тексте, объяснять знаки препинания, конструировать предложения, подбирать синонимичные конструкции. Конструировать предложения, подбирать синонимичные конструкции.

9

Повторение изученного в 8 классе.

6

Применять изученный материал при решении грамматических задач; осуществлять самоконтроль; находить в работе грамматические ошибки, различать части речи, определять их морфологические и синтаксические признаки, соблюдать морфологические нормы.



102


Календарно-тематическое планирование по русскому языку – 8В


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Даты изучения темы

план.


факт.

Повторение орфографии и морфологии.

1



Русский язык в семье славянских языков.

1



Буквы н –нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий.

1



Слитное и раздельное написание не и ни с разными частями речи.

1



Стартовый контроль.




Употребление в речи частицы ни.

1



Употребление дефиса.

1



Написание наречий и соотносимых с ними словоформ других частей речи.

1



Р.р. Повторение. Речь и ее разновидности. Текст. Стили речи.

1



Словосочетание.

1



Словосочетание как единица синтаксиса.

1



Виды словосочетаний по характеру выражения главного слова.

1



Виды связи слов в словосочетании.

1



Виды связи слов в словосочетании. Синтаксический разбор словосочетаний.

1



Употребление словосочетаний в речи. Нормы сочетания слов.

1



Двусоставное предложение.

1



Предложение и его типы. Интонация простого предложения.

1



Главные члены предложения. Подлежащее.  

1



Способы выражения сказуемого. Простое глагольное и составное глагольное сказуемые.

1



Составное именное сказуемое.

1



Р.р. Подготовка к изложению по тексту Б. Емельянова  «Как я покупал собаку».

1



Р.р. Изложение «Как я покупал собаку».

1



Тире между подлежащим и сказуемым.

1



Согласование главных членов предложения.

1



Р.р. Повторение. Типы речи. Способы и средства связи предложений в тексте.

1



Второстепенные члены предложения. Определение.

1



Определения согласованные и несогласованные.

1



Приложения.

1



Дополнение.

1



Обстоятельство.

1



Обстоятельства, выраженные сравнительным оборотом.

1



Порядок слов в предложении.

1



Контрольный диктант по теме «Двусоставные предложения».

1



Р.р. Репортаж как жанр публицистики.

1



Р.р. Репортаж-повествование.

1



Односоставные предложения.

1



Виды односоставных предложений.

1



Определенно-личные предложения.

1



Р.р. Изложение с творческим заданием.

1



Неопределенно-личные предложения.

1



Обобщенно-личные предложения.

1



Безличные предложения.

1



Назывные предложения.

1



Назывные и неполные предложения.

1



Знаки препинания в неполных предложениях.

1



Односоставные предложения и их употребление в речи.

1



Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения».

1



Контрольная работа по теме «Односоставные предложения».

1



Предложения с однородными членами.

1



Понятие об однородности членов предложения.

2



Пунктуация при однородных членах предложения.

1



Знаки препинания при бессоюзной и союзной связи.

2



Средства связи между однородными членами предложения. Знаки препинания при различных союзах.

1



Определения однородные и неоднородные.

1



Различие однородных и неоднородных определений.

1



Р.р. Изложение «Легенда о Байкале».

1



Обобщающие слова при однородных членах предложения.

1



Р.р. Статья в газету. Понятие о жанре, строение текста.

1



Обобщающий урок по теме «Однородные члены предложения».

1



Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения».

1



Предложения с обращениями и вводными конструкциями.

1



Обращение.

1



Обращение.

1



Предложение с вводными конструкциями.

1



Вводные конструкции.

1



Вводные слова и омонимичные конструкции.

1



Вводные конструкции и знаки препинания при них (обобщение).

1



Предложения с вставными конструкциями.

1



Предложения с междометиями и словами да, нет.

1



Р.р.  Изложение с творческим заданием «Что значит быть воспитанным?»

1



Обобщающий урок по теме «Обращение и вводные конструкции».

1



Контрольный диктант по теме «Обращение и вводные конструкции».

1



Предложения с обособленными членами.

1



Понятие об обособлении. Обособление определений.

1



Обособление определений и приложений.

1



Обособление одиночных и несогласованных определений.

1



Обособление определений.

1



Р.р. Портретный очерк.

1



Р.р. Сочинение по картине Б.М. Кустодиева «Портрет Ф.И. Шаляпина».

1



Обособление приложений.

1



Обобщающий урок по теме «Обособление определений и приложений».

1



Контрольный диктант по теме «Обособление определений и приложений».

1



Обособление обстоятельств.

1



Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями.

1



Промежуточный годовой контроль.

1



Уточняющие члены предложения.

1



Контрольный диктант по теме «Обособленные члены предложения».

1



Прямая и косвенная речь.

1



Способы передачи чужой речи. Прямая речь.

1



Знаки препинания при прямой речи.

1



Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

1



Диалог.

1



Употребление косвенной речи.

1



Цитаты и их оформление на письме.

1



Повторение изученного в 8 классе.

1



Повторение по теме «Главные и второстепенные члены предложения».

1



Повторение по теме «Однородные члены и вводные конструкции».

1



Повторение по теме «Обособленные члены предложения».

1



Состав слова и словообразование.

1



Грамматика: морфология и синтаксис.

1



Орфография. Пунктуация.

1



Систематизация изученного материала.

1








ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ


Формы промежуточного годовой контроля – проверочная работа.

Форма промежуточного полугодового контроля – нет.

Программой предусмотрено проведение:

п/п

Тема контрольной работы

Дата

план.

факт.

5

Стартовый контроль.




22

Р.р. Изложение «Как я покупал собаку».



33

Контрольный диктант по теме «Двусоставные предложения».



39

Р.р. Изложение с творческим заданием.



48

Контрольная работа по теме «Односоставные предложения».



56

Р.р. Изложение «Легенда о Байкале».



60

Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения».



70

Р.р.  Изложение с творческим заданием «Что значит быть воспитанным?»



72

Контрольный диктант по теме «Обращение и вводные конструкции».



79

Р.р. Сочинение по картине Б.М. Кустодиева «Портрет Ф.И. Шаляпина».



82

Контрольный диктант по теме «Обособление определений и приложений».



85

Промежуточный годовой контроль.




87

Контрольный диктант по теме «Обособленные члены предложения».

























VIII. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса


Учебник:

  1. Русский язык 8 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. – М., 2012.

2.Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 8 класс. – М.: ТЦ «Сфера», 2000.

3. Компьютерные и информационно-коммуникативные средства:

http://www.gramota.ru — Грамота.Ру (справочно-информационный интернет-портал «Русский язык»).

http://www.rus.1september.ru — электронная версия газеты «Русский язык». Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка».



4. Технические средства:

- компьютер, экран.


































Лист корректировки рабочей программы



Дата

Внесенные изменения и дополнения

Основание

Роспись учителя

Согласовано (роспись зам.директора)






















































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!