Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 134 »
«Рассмотрено» На заседании ШМО Гуманитарного цикла Протокол № 1 От « » 2021 г. Руководитель | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ____________________________ От « » 2021 г. | «Утверждаю» Директор МАОУ «СОШ №134» ___________________ Ростовщикова Ольга Анатольевна Приказ № От « » 2021 г |
Рабочая программа по русскому языку 5 класса МАОУ «СОШ №134» г.Перми.
2021-2022 учебный год
Наименование учебного предмета Русский язык
Класс 5 А, В
Уровень общего образования базовый
Учитель Шаймухаметова А. А.
Срок реализации программы, 2021 – 2022 учебный год
Количество часов по учебному плану всего 165 часов в год, в неделю 5часов
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Русский язык» разработана в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования от 31.05.2021 №285, на основе примерной Программы основного общего образования по русскому языку и Программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебнику для 5 класса общеобразовательной школы авторов М.М. Разумовской, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львова (М.: Дрофа, 2015), основной образовательной программой основного общего образования МОАУ «СОШ №134» г. Перми. Отличительной особенностью учебно-методического комплекса по русскому языку под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта является ярко выраженная речевая направленность, диктующая необходимость заниматься речью на каждом уроке. Теория приближена к потребностям практики и вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как на систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.
Цели обучения:
Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения новых знаний в разных сферах человеческой деятельности;
Развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения, готовности и способности к речевому взаимодействию, потребности в речевом самосовершенствовании;
Освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в разных сферах и ситуациях общения, о стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка речевого этикета, обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
Формирование умений анализировать, опознавать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
Применение полученных знаний и умений в речевой практике.
Реализация указанных целей достигается в процессе формирования и развития следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической, культуроведческой.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами изучения предмета «Русский язык» являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы сети «Интернет»; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо:
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
осуществление речевого самоконтроля в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты изучения курса «Русский язык»:
К концу 5 класса учащиеся должны владеть следующими умениями:
п о ф о н е т и к е и г р а ф и к е: выделять в слове звуки и характеризовать их, различать ударные и безударные гласные; не смешивать звуки и буквы; правильно произносить названия букв, свободно пользоваться алфавитом, в частности в работе со словарями, последовательно употреблять букву ё;
п о о р ф о э п и и: правильно произносить: гласные, согласные и их сочетания в составе слов; заимствованные слова; употребительные слова изученных частей речи, лингвистические термины; пользоваться орфоэпическим словарём;
п о л е к с и к е и ф р а з е о л о г и и: употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; толковать лексическое значение известных учащимся слов и подбирать к словам синонимы и антонимы; пользоваться толковым словарём;
п о м о р ф е м и к е и с л о в о о б р а з о в а н и ю: выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова (в словах несложной структуры); подбирать однокоренные слова с учётом значения слов; понимать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы; опознавать изученные способы словообразования в ясных случаях (приставочный, суффиксальный, сложение);
п о м о р ф о л о г и и: различать части речи; знать и верно указывать морфологические признаки глаголов, имён существительных, прилагательных; знать, как изменяются эти части речи, уметь склонять, спрягать, образовывать формы наклонения и др.;
п о о р ф о г р а ф и и: понимать значение письма и правописания для жизни людей; замечать орфограммы корня и дифференцировать их; владеть правилами обозначения на письме проверяемых и непроверяемых произношением гласных и согласных (по списку); о—ё после шипящих в корне, чередующихся а—о, е—и в корнях типа -раст-//-рос-, -лаг-// -лож-, -мер-//-мир-, -тер-// -тир-; знать неизменяемые приставки (в-, на-, с- и т. д.), приставки на з(с) (раз-//рас-; из-// ис- и др.) и верно их писать; знать смешиваемые при письме безударные окончания существительных, прилагательных и глаголов, уметь обнаруживать их в тексте и владеть способом определения верного написания; безошибочно писать буквенные сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу; чк, чн, нч, рщ; верно употреблять разделительные ъ—ь, букву ь после шипящих в конце существительных и глаголов, не с глаголами;
п о с и н т а к с и с у: вычленять словосочетания из предложения, определяя главное и зависимое слова; характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; составлять простые и сложные предложения изученных видов по заданным схемам; интонационно правильно произносить предложения изученных синтаксических конструкций;
п о п у н к т у а ц и и: правильно ставить знаки препинания в конце предложения; соблюдать пунктуацию в предложениях с однородными членами, союзами и, а, но, а также при бессоюзной связи; ставить двоеточие после обобщающего слова в предложениях с однородными членами; разделять запятой части сложного предложения; выделять прямую речь, стоящую до и после слов автора; ставить тире между подлежащим и сказуемым при выражении главных членов именами существительными в именительном падеже.
Содержание учебного предмета
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
1 | О языке и речи | 4 |
2 | Повторение изученного в начальной школе | 29 |
3 | Фонетика. Орфоэпия | 10 |
4 | Лексика. Словообразование. Правописание | 24 |
5 | Синтаксис и пунктуация | 36 |
8 | Морфология. Глагол. Строение текста | 23 |
11 | Имя существительное | 24 |
13 | Имя прилагательное | 10 |
14 | Повторение изученного в 5 классе | 5 |
Из них уроков развития речи | 40 |
Всего: | 165 |
Программой предусмотрено проведение мониторингов:
| Планируемая дата | Фактическая дата |
1 четверть | 18.10-22.10 | |
2 четверть | 20.12-24.12 | |
3 четверть | 21.02-25.02 | |
4 четверть | 9.05-13.05 | |
Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 5 класса на 2021-2022 уч.год.
№ урока в году | № урока по теме, разделу | Тема урока | Дата |
план | факт |
О языке и речи (4ч) |
1 | 1 | Зачем человеку нужен язык. | 2.03-3.03 | |
2 | 2 | Что мы знаем о русском языке. | |
3 | 3 | Р.Р. Что такое речь (в отличие от языка). | 6.09-10.09 | |
4 | 4 | Р.Р. Речь монологическая и диалогическая. Речь устная и письменная. | |
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ (29ч) |
Фонетика. Графика. (3ч) |
5 | 1 | Звуки и буквы. Алфавит. | 6.09-10.09 | |
6 | 2 | Что обозначают буквы е, ё, ю, я. | |
7 | 3 | Фонетический и орфоэпический разбор слова. | |
Текст (3ч) |
8 | 1 | Р.Р. Что такое текст (повторение). Тема текста. | 13.09-17.09 | |
9 | 2 | Р.Р. Основная мысль текста. | |
10 | 3 | Р.Р. Сочинение № 1 «Памятный день летних каникул». | |
Письмо. Орфография (12ч) |
11 | 1 | Зачем людям письмо | 13.09-17.09 | |
12 | 2 | Орфография. Нужны ли правила? | |
13 | 3 | Орфограммы гласных корня. Правила обозначения буквами гласных звуков | 20.09-24.09 | |
14 | 4 | Орфограммы согласных корня. Правила обозначения буквами согласных звуков | |
15 | 5 | Буквенные сочетания жи-ши,ча-ща, чу-щу; нч, чн, чк, нщ, щн, рщ | |
16 | 6 | Буква ь после шипящих в конце имён существительных и глаголов | |
17 | 7 | Разделительные ъ и ь | |
18 | 8 | Не с глаголами | 27.09-1.10 | |
19 | 9 | Правописание –тся и ться в глаголах | |
20 | 10 | Правописание - ться –тся в глаголах | |
21 | 11 | Р.Р. Сочинение №2 Описание по фотографии В. Гиппенрейтера «Сухие стволы сосен» | |
22 | 12 | Р.Р. Сочинение №2 Описание по фотографии В. Гиппенрейтера «Сухие стволы сосен» | |
Строение слова (3ч) |
23-24 | 1-2 | Почему корень, приставка, суффикс, окончание - значимые части слова | 4.10-8.10 | |
25 | 3 | Как образуются формы слова | | |
Слово как часть речи (4ч) |
26 | 1 | Самостоятельные части речи | 4.10-8.10 | |
27 | 2 | Как изменяются имена существительные, имена прилагательные и глаголы | |
28-29 | 3-4 | Служебные части речи: предлог, союз, частица | 11.10-15.10 | |
Текст (4ч) |
30 | 1 | Р.Р. От чего зависит порядок расположения предложений в тексте | 11.10-15.10 | |
31 | 2 | Р.Р. Абзац как часть текста | |
32 | 3 | Р.Р. План текста | |
33 | 4 | Р.Р. Сжатие и развёртывание текста | 18.10-22.10 | |
СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС РУССКОГО ЯЗЫКА |
Фонетика. Орфоэпия (10ч) |
34 | 1 | Что изучает фонетика | 18.10-22.10 | |
35 | 2 | Звуки гласные и согласные | |
36 | 3 | Слог, ударение | |
37 | 4 | Мониторинг | |
38 | 5 | Что изучает орфоэпия. Произношение ударных и безударных гласных звуков. | 25.10-29.10 | |
39-40 | 6-7 | Произношение согласных звуков. Орфоэпический разбор слова | |
41 | 8 | Р.Р. Сочинение №3 Описание по картине И.И. Шишкина «Корабельная роща» | |
42 | 9 | Р.Р. Сочинение №3 Описание по картине И.И. Шишкина «Корабельная роща» | |
43 | 10 | Повторение изученного по фонетике и орфоэпии | 8.11-12.11 | |
Лексика. Словообразование. Правописание (19ч) |
44 | 1 | Как определить лексическое значение слова | 8.11-12.11 | |
45 | 2 | Сколько лексических значений имеет слово | |
46 | 3 | Когда слово употребляется в переносном значении | |
47-48 | 4-5 | Р.Р. Сочинение №4 Описание по картине К.Ф. Юона «Русская зима» | 8.11-12.11 15.11-19.11 | |
49 | 6 | Как пополняется словарный запас русского языка | 15.11-19.11 | |
50 | 7 | Как образуются слова в русском языке | |
51 | 8 | Какие чередования гласных и согласных происходят в словах | |
52 | 9 | Правописание чередующихся гласных в корнях –лаг- -лож- и –рос- - -раст- (-ращ-) | |
53 | 10 | Буквы о-ё после шипящих в корне слова | 22.11-26.11 | |
54 | 11 | Синонимы, Антонимы | |
55 | 12 | Омонимы | |
56 | 13 | Что такое профессиональные и диалектные слова | |
57 | 14 | О чём рассказывают устаревшие слова | |
58 | 15 | Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова | 29.11-3.12 | |
59 | 16 | Правописание приставок | |
60 | 17 | Буквы и-ы после ц | |
61 | 18 | Обобщение изученного по теме: Лексика | |
62 | 19 | Тест по теме: Лексика | |
Текст(5ч) |
63 | 1 | Р.Р. Что изучает стилистика. Культура речевого поведения. | 6.12-10.12 | |
64 | 2 | Р.Р. Разговорная и книжная речь | |
65 | 3 | Р.Р. Художественная и научно-деловая речь | |
66-67 | 4-5 | Р.Р. Изложение №1. Подробное изложение текста «Барсучонок» | |
Синтаксис и пунктуация (вводный курс) (28ч) |
68 | 1 | Что изучают синтаксис и пунктуация | 13.12-17.12 | |
69 | 2 | Словосочетание | |
70 | 3 | Разбор словосочетания | |
71-72 | 4-5 | Р.Р. Сочинение №5 Описание по картине Машкова «Клубника и белый кувшин» | 13.12-17.12 20.12-24.12 | |
73 | 6 | Предложение. Интонация предложения | |
74 | 7 | Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные предложения | |
75 | 8 | Главные члены предложения | |
76 | 9 | Мониторинг | |
77 | 10 | Тире между подлежащим и сказуемым | 27.12-31.12 | |
78 | 11 | Тире между подлежащим и сказуемым | |
79 | 12 | Предложения распространённые и нераспространённые | |
80 | 13 | Второстепенные члены предложения | |
81 | 14 | Дополнение | |
82 | 15 | Определение | 10.01-14.01 | |
83 | 16 | Обстоятельство | |
84 | 17 | Однородные члены предложения | |
85 | 18 | Обобщающие слова при однородных членах предложения | |
86 | 19 | Обращение | |
87 | 20 | Синтаксический разбор простого предложения | 17.01-21.01 | |
88-89 | 21-22 | Сложное предложение | |
90 | 23 | Виды сложных предложений | |
91 | 24 | Прямая речь | 24.01-28.01 | |
92 | 25 | Диалог | |
93 | 26 | Повторение и обобщение изученного по синтаксису, пунктуации, орфографии | |
94 | 27 | Тест по теме: Синтаксис | |
95 | 28 | Работа над ошибками | |
Типы речи (3ч) |
96 | 1 | Р.Р. Что такое тип речи. Описание, повествование, рассуждение. | 31.01-4.02 | |
97 | 2 | Р.Р. Соединение типов речи в одном тексте. | |
98 | 3 | Р.Р. Оценка действительности | |
Строение текста (3ч) |
100 | 1 | Р.Р. Строение текста типа рассуждения-доказательства | 31.01-4.02 | |
101-102 | 2-3 | Р.Р. Подготовка к сочинению на тему: «Какой должна быть школьная перемена и почему?» | 7.02-11.02 | |
МОРФОЛОГИЯ. ПРАВОПИСАНИЕ |
Глагол (19ч) |
103 | 1 | Самостоятельные и служебные части речи. Что обозначает глагол. Как образуется глагол. | 7.02-11.02 | |
104 | 2 | Слитное и раздельное написание не с глаголами (закрепление) | |
105 | 4 | Вид глагола | 14.02-18.02 | |
106 | 5 | Корни с чередованием букв е-и | |
107 | 6 | Неопределённая форма глагола (инфинитив) | |
108 | 7 | Правописание –тся и –ться в глаголах (закрепление) | |
109 | 8 | Наклонение глагола | |
110 | 9 | Как образуется сослагательное (условное) наклонение глагола | 21.02-25.02 | |
111 | 10 | Как образуется повелительное наклонение глагола | |
112-113 | 11-12 | Времена глагола | |
114 | 13 | МОНИТОРИНГ | |
115 | 14 | Спряжение глагола. Лицо и число | 28.02-4.03 | |
116 | 15 | Спряжение глагола. Лицо и число | |
117 | 16 | Правописание безударных личных окончаний глагола | |
118 | 17 | Морфологический разбор глагола | |
119 | 18 | Безличные глаголы. Переходные и непереходные глаголы | |
120 | 19 | Повторение и обобщение изученного о глаголе как части речи | 14.03-18.03 | |
Строение текста (продолжение) (4ч) |
121 | 1 | Р.Р. Как связываются предложения в тексте. «Данное» и «новое» в предложениях | 21.03-25.03 | |
122 | 2 | Р.Р. Строение текста типа повествования | |
123-124 | 3-4 | Р.Р. Сочинение №6 Повествование на тему «Как я однажды...» | |
Имя существительное (17ч) |
125 | 1 | Что обозначает имя существительное. Как образуется существительное | 28.03-1.04 | |
126 | 2 | Употребление суффиксов –чик-, -щик- | |
127 | 3 | Употребление суффиксов существительных –ек-, -ик-(-чик-) | 28.03-1.04 4.04-8.04 | |
128 | 4 | Слитное и раздельное написание не с существительными | |
129 | 5 | Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые | |
130 | 6 | Имена существительные собственные и нарицательные | |
131 | 7 | Род имён существительных. Существительные общего рода | |
132 | 8 | Род несклоняемых имён существительных | 4.04-8.04 | |
133-134 | 9-10 | Число имён существительных. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа | |
135 | 11 | Падеж и склонение имён существительных | |
136 | 12 | Падеж и склонение имён существительных | 11.04-15.04 | |
137 | 13 | Морфологический разбор имени существительного | |
138-139 | 14-15 | Правописание безударных падежных окончаний имён существительных | |
140 | 16 | Употребление имён существительных в речи | |
141 | 17 | Повторение и обобщение изученного о существительном как части речи | 18.04-22.04 | |
Строение текста (продолжение) (7ч) |
142143 | 1 | Р.Р. Строение и редактирование текста типа описания предмета | 18.04-22.04 | |
144 | 2 | Р.Р. Создание текстов типа описания предмета художественного и делового стиля | |
145 | 3 | Р.Р. Соединение типов речи в тексте | |
146 | 4 | Р.Р. Изложение | |
147 | 5 | Р.Р. Изложение. Анализ и редактирование текста | 25.04-29.04 | |
148 | 6 | Р.Р. Сочинение №7 на тему «Что я люблю делать и почему» | |
149 | 7 | Р.Р. Сочинение №7 на тему «Что я люблю делать и почему» | |
Имя прилагательное (10ч) |
150 | 1 | Что обозначает имя прилагательное | 25.04-29.04 | |
151-152 | 2-3 | Имена прилагательные качественные, относительные и притяжательные | 2.05-6.05 | |
153 | 4 | Правописание безударных окончаний имён прилагательных | |
154 | 5 | Образование имён прилагательных | |
155 | 6 | Прилагательные полные и краткие | 2.05-6.05 9.05-13.05 | |
156 | 7 | Сравнительная и превосходная степень сравнения качественных имён прилагательных | |
157 | 8 | Как образуется сравнительная степень прилагательного | |
158 | 9 | Как образуется превосходная степень прилагательного | |
159 | 10 | МОНИТОРИНГ | |
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ (1ч) |
160-165 | 1-5 | Повторение изученного в 5 классе. Подведение итогов. | 23.05-27.05 | |