СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку. УМК Разумовская

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку. УМК Разумовская»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 134 »


«Рассмотрено»

На заседании ШМО

Гуманитарного цикла

Протокол № 1

От « » 2021 г.

Руководитель

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

____________________________

От « » 2021 г.

«Утверждаю»

Директор

МАОУ «СОШ №134»

___________________

Ростовщикова Ольга Анатольевна

Приказ №

От « » 2021 г










Рабочая программа по русскому языку 5 класса МАОУ «СОШ №134» г.Перми.

2021-2022 учебный год

Наименование учебного предмета Русский язык


Класс 5 А, В


Уровень общего образования базовый


Учитель Шаймухаметова А. А.


Срок реализации программы, 2021 – 2022 учебный год

Количество часов по учебному плану всего 165 часов в год, в неделю 5часов




Пояснительная записка


Рабочая программа по предмету «Русский язык» разработана в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования от 31.05.2021 №285, на основе примерной Программы основного общего образования по русскому языку и Программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебнику для 5 класса общеобразовательной школы авторов М.М. Разумовской, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львова (М.: Дрофа, 2015), основной образовательной программой основного общего образования МОАУ «СОШ №134» г. Перми. Отличительной особенностью учебно-методического комплекса по русскому языку под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта является ярко выраженная речевая направленность, диктующая необходимость заниматься речью на каждом уроке. Теория приближена к потребностям практики и вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как на систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.



Цели обучения:

  • Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения новых знаний в разных сферах человеческой деятельности;

  • Развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения, готовности и способности к речевому взаимодействию, потребности в речевом самосовершенствовании;

  • Освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в разных сферах и ситуациях общения, о стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка речевого этикета, обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

  • Формирование умений анализировать, опознавать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

  • Применение полученных знаний и умений в речевой практике.

Реализация указанных целей достигается в процессе формирования и развития следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической, культуроведческой.



 Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами изучения предмета «Русский язык» являются:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

 аудирование и чтение:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

  • владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;  

  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);  

  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы сети «Интернет»; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

  • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо:

  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

  • владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);  

  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

  • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;  

  • осуществление речевого самоконтроля в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

  • выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты изучения курса «Русский язык»:

К концу 5 класса учащиеся должны владеть следующими умениями:  

  • п о  ф о н е т и к е  и  г р а ф и к е: выделять в слове звуки и характеризовать их, различать ударные и безударные гласные; не смешивать звуки и буквы; правильно произносить названия букв, свободно пользоваться алфавитом, в частности в работе со словарями, последовательно употреблять букву ё;  

  • п о  о р ф о э п и и: правильно произносить: гласные, согласные и их сочетания в составе слов; заимствованные слова; употребительные слова изученных частей речи, лингвистические термины; пользоваться орфоэпическим словарём;  

  • п о  л е к с и к е  и  ф р а з е о л о г и и: употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; толковать лексическое значение известных учащимся слов и подбирать к словам синонимы и антонимы; пользоваться толковым словарём;  

  • п о  м о р ф е м и к е  и  с л о в о о б р а з о в а н и ю: выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова (в словах несложной структуры); подбирать однокоренные слова с учётом значения слов; понимать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы; опознавать изученные способы словообразования в ясных случаях (приставочный, суффиксальный, сложение);  

  • п о  м о р ф о л о г и и: различать части речи; знать и верно указывать морфологические признаки глаголов, имён существительных, прилагательных; знать, как изменяются эти части речи, уметь склонять, спрягать, образовывать формы наклонения и др.;  

  • п о  о р ф о г р а ф и и: понимать значение письма и правописания для жизни людей; замечать орфограммы корня и дифференцировать их; владеть правилами обозначения на письме проверяемых и непроверяемых произношением гласных и согласных (по списку); о—ё после шипящих в корне, чередующихся а—о, е—и в корнях типа -раст-//-рос-, -лаг-// -лож-, -мер-//-мир-, -тер-// -тир-; знать неизменяемые приставки (в-, на-, с- и т. д.), приставки на з(с) (раз-//рас-; из-// ис- и др.) и верно их писать; знать смешиваемые при письме безударные окончания существительных, прилагательных и глаголов, уметь обнаруживать их в тексте и владеть способом определения верного написания; безошибочно писать буквенные сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу; чк, чн, нч, рщ; верно употреблять разделительные ъ—ь, букву ь после шипящих в конце существительных и глаголов, не с глаголами;

  • п о  с и н т а к с и с у: вычленять словосочетания из предложения, определяя главное и зависимое слова; характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; составлять простые и сложные предложения изученных видов по заданным схемам; интонационно правильно произносить предложения изученных синтаксических конструкций;  

  • п о  п у н к т у а ц и и: правильно ставить знаки препинания в конце предложения; соблюдать пунктуацию в предложениях с однородными членами, союзами и, а, но, а также при бессоюзной связи; ставить двоеточие после обобщающего слова в предложениях с однородными членами; разделять запятой части сложного предложения; выделять прямую речь, стоящую до и после слов автора; ставить тире между подлежащим и сказуемым при выражении главных членов именами существительными в именительном падеже.

Содержание учебного предмета


п/п

Название раздела

Количество часов

1

О языке и речи

4

2

Повторение изученного в начальной школе

29

3

Фонетика. Орфоэпия

10

4

Лексика. Словообразование. Правописание

24

5

Синтаксис и пунктуация

36

8

Морфология. Глагол. Строение текста

23

11

Имя существительное

24

13

Имя прилагательное

10

14

Повторение изученного в 5 классе

5

Из них уроков развития речи

40

Всего:

165




Программой предусмотрено проведение мониторингов:


Планируемая дата

Фактическая дата

1 четверть

18.10-22.10


2 четверть

20.12-24.12


3 четверть

21.02-25.02


4 четверть

9.05-13.05








Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 5 класса на 2021-2022 уч.год.

№ урока в году

№ урока по теме, разделу



Тема урока

Дата


план

факт

О языке и речи (4ч)

1

1

Зачем человеку нужен язык.

2.03-3.03


2

2

Что мы знаем о русском языке.


3

3

Р.Р. Что такое речь (в отличие от языка).

6.09-10.09


4

4

Р.Р. Речь монологическая и диалогическая. Речь устная и письменная.


ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ (29ч)

Фонетика. Графика. (3ч)

5

1

Звуки и буквы. Алфавит.

6.09-10.09


6

2

Что обозначают буквы е, ё, ю, я.


7

3

Фонетический и орфоэпический разбор слова.


Текст (3ч)

8

1

Р.Р. Что такое текст (повторение). Тема текста.

13.09-17.09


9

2

Р.Р. Основная мысль текста.


10

3

Р.Р. Сочинение № 1 «Памятный день летних каникул».


Письмо. Орфография (12ч)

11

1

Зачем людям письмо

13.09-17.09



12

2

Орфография. Нужны ли правила?


13

3

Орфограммы гласных корня. Правила обозначения буквами гласных звуков

20.09-24.09


14

4

Орфограммы согласных корня. Правила обозначения буквами согласных звуков


15

5

Буквенные сочетания жи-ши,ча-ща, чу-щу; нч, чн, чк, нщ, щн, рщ


16

6

Буква ь после шипящих в конце имён существительных и глаголов


17

7

Разделительные ъ и ь


18

8

Не с глаголами

27.09-1.10


19

9

Правописание –тся и ться в глаголах


20

10

Правописание - ться –тся в глаголах


21

11

Р.Р. Сочинение №2 Описание по фотографии В. Гиппенрейтера «Сухие стволы сосен»


22

12

Р.Р. Сочинение №2 Описание по фотографии В. Гиппенрейтера «Сухие стволы сосен»


Строение слова (3ч)

23-24

1-2

Почему корень, приставка, суффикс, окончание - значимые части слова

4.10-8.10


25

3

Как образуются формы слова



Слово как часть речи (4ч)

26

1

Самостоятельные части речи

4.10-8.10


27

2

Как изменяются имена существительные, имена прилагательные и глаголы


28-29

3-4

Служебные части речи: предлог, союз, частица

11.10-15.10


Текст (4ч)

30

1

Р.Р. От чего зависит порядок расположения предложений в тексте

11.10-15.10


31

2

Р.Р. Абзац как часть текста


32

3

Р.Р. План текста


33

4

Р.Р. Сжатие и развёртывание текста

18.10-22.10


СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС РУССКОГО ЯЗЫКА

Фонетика. Орфоэпия (10ч)

34

1

Что изучает фонетика

18.10-22.10


35

2

Звуки гласные и согласные


36

3

Слог, ударение


37

4

Мониторинг


38

5

Что изучает орфоэпия. Произношение ударных и безударных гласных звуков.

25.10-29.10


39-40

6-7

Произношение согласных звуков. Орфоэпический разбор слова


41

8

Р.Р. Сочинение №3 Описание по картине И.И. Шишкина «Корабельная роща»


42

9

Р.Р. Сочинение №3 Описание по картине И.И. Шишкина «Корабельная роща»


43

10

Повторение изученного по фонетике и орфоэпии

8.11-12.11


Лексика. Словообразование. Правописание (19ч)

44

1

Как определить лексическое значение слова

8.11-12.11


45

2

Сколько лексических значений имеет слово


46

3

Когда слово употребляется в переносном значении


47-48

4-5

Р.Р. Сочинение №4 Описание по картине К.Ф. Юона «Русская зима»

8.11-12.11

15.11-19.11


49

6

Как пополняется словарный запас русского языка

15.11-19.11


50

7

Как образуются слова в русском языке


51

8

Какие чередования гласных и согласных происходят в словах


52

9

Правописание чередующихся гласных в корнях –лаг- -лож- и –рос- - -раст- (-ращ-)


53

10

Буквы о-ё после шипящих в корне слова

22.11-26.11


54

11

Синонимы, Антонимы


55

12

Омонимы


56

13

Что такое профессиональные и диалектные слова


57

14

О чём рассказывают устаревшие слова


58

15

Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова

29.11-3.12


59

16

Правописание приставок


60

17

Буквы и-ы после ц


61

18

Обобщение изученного по теме: Лексика


62

19

Тест по теме: Лексика


Текст(5ч)

63

1

Р.Р. Что изучает стилистика. Культура речевого поведения.

6.12-10.12


64

2

Р.Р. Разговорная и книжная речь


65

3

Р.Р. Художественная и научно-деловая речь


66-67

4-5

Р.Р. Изложение №1. Подробное изложение текста «Барсучонок»


Синтаксис и пунктуация (вводный курс) (28ч)

68

1

Что изучают синтаксис и пунктуация

13.12-17.12


69

2

Словосочетание


70

3

Разбор словосочетания


71-72

4-5

Р.Р. Сочинение №5 Описание по картине Машкова «Клубника и белый кувшин»

13.12-17.12 20.12-24.12


73

6

Предложение. Интонация предложения


74

7

Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные предложения


75

8

Главные члены предложения


76

9

Мониторинг


77

10

Тире между подлежащим и сказуемым

27.12-31.12


78

11

Тире между подлежащим и сказуемым


79

12

Предложения распространённые и нераспространённые


80

13

Второстепенные члены предложения


81

14

Дополнение


82

15

Определение

10.01-14.01


83

16

Обстоятельство


84

17

Однородные члены предложения


85

18

Обобщающие слова при однородных членах предложения


86

19

Обращение


87

20

Синтаксический разбор простого предложения

17.01-21.01


88-89

21-22

Сложное предложение


90

23

Виды сложных предложений


91

24

Прямая речь

24.01-28.01


92

25

Диалог


93

26

Повторение и обобщение изученного по синтаксису, пунктуации, орфографии


94

27

Тест по теме: Синтаксис


95

28

Работа над ошибками


Типы речи (3ч)

96

1

Р.Р. Что такое тип речи. Описание, повествование, рассуждение.

31.01-4.02


97

2

Р.Р. Соединение типов речи в одном тексте.


98

3

Р.Р. Оценка действительности


Строение текста (3ч)

100

1

Р.Р. Строение текста типа рассуждения-доказательства

31.01-4.02


101-102

2-3

Р.Р. Подготовка к сочинению на тему: «Какой должна быть школьная перемена и почему?»

7.02-11.02


МОРФОЛОГИЯ. ПРАВОПИСАНИЕ

Глагол (19ч)

103

1

Самостоятельные и служебные части речи. Что обозначает глагол. Как образуется глагол.

7.02-11.02


104

2

Слитное и раздельное написание не с глаголами (закрепление)


105

4

Вид глагола

14.02-18.02


106

5

Корни с чередованием букв е-и


107

6

Неопределённая форма глагола (инфинитив)


108

7

Правописание –тся и –ться в глаголах (закрепление)


109

8

Наклонение глагола


110

9

Как образуется сослагательное (условное) наклонение глагола

21.02-25.02


111

10

Как образуется повелительное наклонение глагола


112-113

11-12

Времена глагола


114

13

МОНИТОРИНГ


115

14

Спряжение глагола. Лицо и число

28.02-4.03



116

15

Спряжение глагола. Лицо и число


117

16

Правописание безударных личных окончаний глагола


118

17

Морфологический разбор глагола


119

18

Безличные глаголы. Переходные и непереходные глаголы


120

19

Повторение и обобщение изученного о глаголе как части речи

14.03-18.03


Строение текста (продолжение) (4ч)

121

1

Р.Р. Как связываются предложения в тексте. «Данное» и «новое» в предложениях

21.03-25.03


122

2

Р.Р. Строение текста типа повествования


123-124

3-4

Р.Р. Сочинение №6 Повествование на тему «Как я однажды...»





Имя существительное (17ч)

125

1

Что обозначает имя существительное. Как образуется существительное

28.03-1.04


126

2

Употребление суффиксов –чик-, -щик-


127

3

Употребление суффиксов существительных –ек-, -ик-(-чик-)

28.03-1.04

4.04-8.04


128

4

Слитное и раздельное написание не с существительными


129

5

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые


130

6

Имена существительные собственные и нарицательные


131

7

Род имён существительных. Существительные общего рода


132

8

Род несклоняемых имён существительных

4.04-8.04


133-134

9-10

Число имён существительных. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа


135

11

Падеж и склонение имён существительных


136

12

Падеж и склонение имён существительных

11.04-15.04


137

13

Морфологический разбор имени существительного


138-139

14-15

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных


140

16

Употребление имён существительных в речи


141

17

Повторение и обобщение изученного о существительном как части речи

18.04-22.04


Строение текста (продолжение) (7ч)

142143

1

Р.Р. Строение и редактирование текста типа описания предмета

18.04-22.04


144

2

Р.Р. Создание текстов типа описания предмета художественного и делового стиля


145

3

Р.Р. Соединение типов речи в тексте


146

4

Р.Р. Изложение


147

5

Р.Р. Изложение. Анализ и редактирование текста

25.04-29.04


148

6

Р.Р.  Сочинение №7 на тему «Что я люблю делать и почему»


149

7

Р.Р. Сочинение №7 на тему «Что я люблю делать и почему»


Имя прилагательное (10ч)

150

1

Что обозначает имя прилагательное

25.04-29.04


151-152

2-3

Имена прилагательные качественные, относительные и притяжательные

2.05-6.05


153

4

Правописание безударных окончаний имён прилагательных


154

5

Образование имён прилагательных


155

6

Прилагательные полные и краткие

2.05-6.05

9.05-13.05


156

7

Сравнительная и превосходная степень сравнения качественных имён прилагательных


157

8

Как образуется сравнительная степень прилагательного


158

9

Как образуется превосходная степень прилагательного


159

10

МОНИТОРИНГ


ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ (1ч)

160-165

1-5

Повторение изученного в 5 классе. Подведение итогов.

23.05-27.05





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!