Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, авторской программы по учебному предмету Технология: Программа по технологии 5-8 (9) классы.-М.: Вентана-Граф, 2016 г. / Н.В.Синица, П.С. Самородский, образовательной программы основного общего образования, учебного плана МБОУ Усожской СОШ .
Основной целью изучения учебного предмета «Технология» в системе общего образования является формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях.
Освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности определяет общие цели учебного предмета «Технология».
Предмет обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающих поколений, становление системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности.
В основной школе учащийся должен овладеть необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники, необходимой в обыденной жизни и будущей профессиональной деятельности; научиться применять в практической деятельности знания, полученные при изучении основ наук.
Цели изучения учебного предмета «Технология»
Основными целями изучения учебного предмета «Технология» в системе основного общего образования являются:
формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающего поколения на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми (безопасными) приёмами ручного и механизированного труда с использованием распространённых инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами бытовой техники;
овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства;
развитие у обучающихся познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
формирование у обучающихся опыта самостоятельной проектно-исследовательской деятельности;
воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; воспитание гражданских и патриотических качеств личности
Данная программа по трудовому обучению – вариант адаптации для сельских школ программы “Технология” В. Д. Симоненко
Данная программа реализуется на основе УМК по предмету:
- Учебник «Технология. 7 класс». Н.В.Синица, П.С. Самородский, В.Д.Симоненко, О.В. Яковенко. М: Вентана-Граф, 2017 г.
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
При изучении технологии в основной школе обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;
развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;
формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
Метапредметные результаты:
самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;
комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;
организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда;
Предметные результаты:
практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;
овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, овладение методами чтения технической, технологической и инструктивной информации;
формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов;
в трудовой сфере:
планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
в мотивационной сфере:
оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;
согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
в эстетической сфере:
овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;
рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда;
умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;
в коммуникативной сфере:
практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью; построение монологических контекстных высказываний; публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
в физиолого-психологической сфере:
развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов; достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
соблюдение необходимой величины усилий, прилагаемых к инструментам, с учётом технологических требований;
сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.
Содержание учебного предмета
(70 часов)
Не совпадает с тематическим планированием
Введение -1 ч.
Исследовательская и созидательная деятельность – 18 ч.
Понятие о творческой проектной деятельности. Этапы выполнения творческого проекта. Подготовка презентации, пояснительной записки и защита проекта.
Творческий проект «Декоративная рамка для фотографий»
Творческий проект «Доска кухонная»
Творческий проект «Аксессуар для летнего отдыха»
Творческий проект «Приготовление сладкого стола».
Технологии домашнего хозяйства. Интерьер жилого дома 3 ч.
Освещение жилого помещения.
Предметы искусства и коллекции в интерьере
Гигиена жилища
Электротехника 1 ч.Бытовые электроприборы
Технологии обработки конструкционных материалов 16 ч.
Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов 4
Проектирование изделий из древесины с учётом её свойств.
Заточка и настройка дереворежущих инструментов.
Соединение деталей в изделиях из древесины.
Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов 2
Виды сталей и их термическая обработка для изготовления металлических изделий.
Технологии машинной обработки металлов и искусственных материалов 6
Устройство и принцип работы токарно-винторезного станка для вытачивания металлических деталей.
Вытачивание металлических деталей на токарно-винторезном станке.
Нарезание резьбы на металлических деталях.
Технологии художественно-прикладной обработки материалов 4
Виды и приёмы выполнения декоративной резьбы на изделиях из древесины.
Создание декоративно-прикладных изделий из металла
Создание изделий из текстильных материалов 22 ч.
Свойства текстильных материалов 1
Ткани из волокон животного происхождения и их свойства.
Конструирование швейных изделий 2 Конструирование поясной одежды.
Моделирование одежды 5
Моделирование поясной одежды.
Получение выкройки швейного изделия из пакета готовых выкроек, из журнала мод или из Интернета.
Раскрой поясной одежды и дублирование детали пояса.
Технология ручных работ.
Швейная машина 2
Технология машинных работ.
Технология изготовления швейных изделий 7
Технология обработки среднего шва юбки с застёжкой-молнией и разрезом.
Технология обработки складок.
Подготовка и проведение примерки поясного изделия.
Технология обработки юбки после примерки.
Художественные ремёсла 4
Отделка швейных изделий вышивкой.
Вышивание лентами.
Кулинария 8 ч.
Блюда из молока и молочных продуктов Мучные изделия
Сладкие блюда Сервировка сладкого стола
Урок-обобщение – 1 ч.
оформить , как таблицу
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов, тем урока | Кол-во часов | Дата |
План | Факт |
1. | Введение. Инструктаж по ТБ | 1 | | |
| Технологии творческой и опытнической деятельности | 2 | | |
2. | Понятие о творческой проектной деятельности. Этапы выполнения творческого проекта | 1 | | |
3. | Подготовка презентации,пояснительной записки и защита проекта | 1 | | |
| Технологии домашнего хозяйства. | 4 | | |
4. | Освещение жилого помещения. | 1 | | |
5-6. | Предметы искусства и коллекции в интерьере | 2 | | |
7. | Гигиена жилища | 1 | | |
| Электротехника | 1 | | |
8. | Бытовые электроприборы | 1 | | |
9-12. | Творческий проект «Декоративная рамка для фотографий» | 4 | | |
| Технологии обработки конструкционных материалов | 16 | | |
| Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов | 4 | | |
13. | Проектирование изделий из древесины с учётом её свойств. | 1 | | |
14. | Заточка и настройка дереворежущих инструментов. | 1 | | |
15-16. | Соединение деталей в изделиях из древесины. | 2 | | |
| Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов | 2 | | |
17-18. | Виды сталей и их термическая обработка для изготовления металлических изделий. | 2 | | |
| Технологии машинной обработки металлов и искусственных материалов | 6 | | |
19-20. | Устройство и принцип работы токарно-винторезного станка для вытачивания металлических деталей. | 2 | | |
21-22. | Вытачивание металлических деталей на токарно-винторезном станке. | 2 | | |
23-24. | Нарезание резьбы на металлических деталях. | 2 | | |
| Технологии художественно-прикладной обработки материалов | 4 | | |
25-26. | Виды и приёмы выполнения декоративной резьбы на изделиях из древесины. | 2 | | |
27-28. | Создание декоративно-прикладных изделий из металла | 2 | | |
29-32. | Творческий проект «Доска кухонная» | 4 | | |
| Создание изделий из текстильных материалов | 22 | | |
33. | Ткани из волокон животного происхождения и их свойства. | 1 | | |
| Конструирование и моделирование швейных изделий | 21 | | |
34-35. | Конструирование поясной одежды. | 2 | | |
36. | Моделирование поясной одежды. | 1 | | |
37. | Получение выкройки швейного изделия из пакета готовых выкроек, из журнала мод или из Интернета. | 1 | | |
38. | Раскрой поясной одежды и дублирование детали пояса. | 1 | | |
39-40. | Технология ручных работ. | 2 | | |
41-42. | Технология машинных работ. | 2 | | |
43-44. | Технология обработки среднего шва юбки с застёжкой-молнией и разрезом. | 2 | | |
45-46. | Технология обработки складок. | 2 | | |
47. | Подготовка и проведение примерки поясного изделия. | 1 | | |
48-49. | Технология обработки юбки после примерки. | 2 | | |
| Художественные ремёсла | 4 | | |
50-51. | Отделка швейных изделий вышивкой. | 2 | | |
52-53. | Вышивание лентами. | 2 | | |
| Технологии творческой и опытнической деятельности | 4 | | |
54-57. | Творческий проект «Аксессуар для летнего отдыха» | 4 | | |
| Кулинария | 8 | | |
58-59. | Блюда из молока и молочных продуктов | 2 | | |
60-61. | Мучные изделия | 2 | | |
62-63. | Сладкие блюда | 2 | | |
64-65. | Сервировка сладкого стола | 2 | | |
66-69. | Творческий проект «Приготовление сладкого стола». | 4 | | |
70. | Урок-обобщение Промежуточная аттестация. | 1 | | |
22