СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету «Музыкальный инструмент» (тенор, баритон, туба)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального исполнительства «Музыкальное исполнительство. Духовые и ударные инструменты».

Рабочая программа по учебному предмету «Музыкальный инструмент» (тенор, баритон, туба).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету «Музыкальный инструмент» (тенор, баритон, туба)»

Программа учебного предмета

Музыкальный инструмент

(тенор, баритон, туба)

Срок обучения 5 лет

Структура программы учебного предмета


  1. Пояснительная записка

  • Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

  • Срок реализации учебного предмета

  • Сведения о затратах учебного времени

  • Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета

  • Форма проведения учебных аудиторных занятий

  • Цели и задачи учебного предмета

  • Структура программы учебного предмета

  • Методы обучения

  • Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

  1. Содержание учебного предмета

  • Учебно-тематический план

  • Годовые требования

  1. Ожидаемые результаты

  2. Формы и методы контроля, система оценок

  • Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

  • Критерии оценки

  1. Методическое обеспечение учебного процесса

  • Методические рекомендации преподавателям;

  • Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

  1. Списки рекомендуемой учебной и методической литературы

  • Примерные списки произведений

  • Методическая литература

  • Учебная литература



I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.


Программа учебного предмета «Тенор, Баритон, Туба» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на духовых инструментах в детской музыкальной школе.

Учебный предмет «Тенор, Баритон, Туба» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на теноре, баритоне и тубе, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.


Учебный предмет «Тенор, Баритон, Туба» расширяет представления учащихся об исполнительском искусстве, формирует специальные исполнительские умения и навыки.


Обучение игре на теноре, баритоне и тубе включает в себя музыкальную грамотность, чтение с листа, навыки ансамблевой игры, необходимые навыки самостоятельной работы. Обучаясь в школе, дети приобретают опыт творческой деятельности, знакомятся с культурой родного края и с высшими достижениями мировой музыкальной культуры. Программа создана с учётом учебных планов и федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной общеобразовательной программы «Духовые и ударные инструменты».

Возраст поступающих на обучение игре на теноре, баритоне и тубе - с 9 до 12 лет.


Предлагаемая программа рассчитана на пятилетний срок обучения.


Необходимость создания программы обусловлена отсутствием типовой

образовательной программы «Тенор, Баритон, Туба» по данному сроку обучения.


Программа составлена с учётом возрастных особенностей обучающихся

и направлена на:


- выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем

детском возрасте;

-создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;

- приобретение учащимися знаний, умений и навыков игры на теноре, баритоне и тубе;

- приобретение детьми умений и навыков сольного, ансамблевого и (или) оркестрового исполнительства;

- приобретение детьми опыта творческой деятельности;

-овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;

- приобщение детей к коллективному музицированию, исполнительским традициям духового и (или) эстрадно-джазового оркестра;

- подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.

Программа предполагает индивидуальный подход к учащимся.

Форма проведения аудиторного учебного занятия - индивидуальный урок.

Занятия проводятся в соответствии с учебным планом.


Срок реализации учебного предмета «Тенор, Баритон, Туба» - 5 лет


Cрок реализации программы для детей, освоивших двухлетнюю

программу по инструменту блокфлейта, составляет 5 лет.


Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию учебного предмета


На освоение предмета «Тенор, Баритон, Туба» по учебному плану предлагается 2 часа аудиторных занятий в неделю с 1 по 5 год обучения.

Программа предмета «Тенор, Баритон, Туба» предусматривает самостоятельную работу учащегося, что предполагает наличие дома тенора, баритона и тубы.


Домашняя работа должна строиться в соответствии с рекомендациями педагога, контролироваться на каждом уроке. На самостоятельную работу отводится по 2 часа в неделю в 1-5 год обучения.


Таблица 1.



Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебному предмету определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания.


Самостоятельная работа обучающегося включает в себя следующие виды внеаудиторной деятельности: выполнение домашнего задания, посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев), участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности ДМШ.


Домашняя работа обучающегося состоит из: самостоятельного разбора музыкальных произведений, работы над инструктивным материалом, выучивания репертуара наизусть, чтение нот с листа и других творческих видов работ. Увеличение количества часов, выделенных на самостоятельную работу в старших классах, связано с усложнением репертуара, необходимостью более тщательной работы над техническим, учебным и

концертным материалом.


Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Тенор, Баритон, Туба», на самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:


Таблица 2.



Форма проведения учебных аудиторных занятий - индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока 45 минут.

Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, трудоспособность, эмоционально-психологические особенности.

Аудиторная нагрузка по учебному предмету «Тенор, Баритон, Туба» распределяется по годам обучения с учётом общего объёма аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по учебному предмету «Тенор, Баритон, Туба» определяется с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.

Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.





Цель и задачи учебного предмета.

Цель программы – приобщение обучающихся к искусству, развитие их творческих способностей, приобретение ими начальных исполнительских навыков игры на теноре, баритоне и тубе.

Задачи:

  • развитие общей музыкальной грамотности ученика и расширение его музыкального кругозора, а также воспитание в нем любви к классической музыке и музыкальному творчеству;

  • владение основными видами техники игры на теноре, баритоне и тубе для создания художественного образа, соответствующего замыслу автор музыкального произведения;

  • формирование комплекса исполнительских навыков и умений игры на теноре, баритоне и тубе, с учетом возможностей и способностей учащегося;

  • развитие музыкальных способностей: ритма, слуха, памяти, музыкальности, эмоциональности;

  • овладение основами музыкальной грамоты, необходимыми для владения инструментом тенором, баритоном и тубой;

  • обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом, чтению с листа нетрудного текста, игре в ансамбле;

  • владение средствами музыкальной выразительности: звукоизвлечением, штрихами, фразировкой, динамикой;

  • приобретение навыков публичных выступлений, а также интереса к музицированию.

Структура программы учебного предмета

Программа содержит следующие разделы:

- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

- распределение учебного материала по годам обучения;

- описание дидактических единиц учебного предмета;

- ожидаемые результаты;

- формы и методы контроля, система оценок;

- методическое обеспечение учебного процесса.

Методы обучения

При работе с учащимся педагог использует следующие методы:

• словесные (объяснение, беседа, рассказ);

• наглядно-слуховой метод (показ с демонстрацией приемов игры на теноре, баритоне и тубе, наблюдение);

• эмоциональный (подбор ассоциаций, образных сравнений);

• практические методы обучения (работа на инструменте над упражнениями, чтением с листа, исполнением музыкальных произведений). В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы "Содержание учебного предмета".

Материально-технические условия реализации программы

- учебная аудитория для индивидуальных занятий, имеющая звукоизоляцию;

- духовой инструмент (тенор, баритон, туба) для учителя и ученика;

- фортепиано;

- аудиоаппаратура для воспроизведения записи фонограммы аккомпанемента;

- стол для учителя;

- стулья: для учителя, ученика и концертмейстера;

- пюпитр (пульт) для нот.



II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА



Содержание программы по учебному предмету «Тенор, Баритон, Туба» направлено на:

- выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих восприятию в достаточном объеме учебной информации,

- приобретение навыков творческой деятельности,

- умение планировать свою домашнюю работу,

- осуществление самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью,

- умение давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе,

- уважительное отношение к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, понимание причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности,

- определение наиболее эффективных способов достижения результата.



Годовые требования

1 год обучения

Тенор и Баритон

Правильная постановка амбушюра, включение языка в процесс звукоизвлечения, соответствие по высоте мундштучного и губного зуммера, начальные сведения по дыханию. Постановка рук, изучение аппликатуры инструмента. Организация домашних занятий с обязательным включением упражнений в выдержанных звуках. Гаммы: До мажор (в одну октаву) и ля минор (в две, можно до квинты второй октавы), гаммы Фа мажор и ре минор, упражнения на основные штрихи – деташе, маркато, легато, упражнения в выдержанных звуках.

Учащийся должен ознакомиться с инструментом, его историей, устройством, правилами ухода за ним.

Работа над положением корпуса, головы, рук, постановка губного аппарата, первоначальным звукоизвлечением, постановкой исполнительского дыхания. Ознакомление с понятием атака звука.

Работа над штрихами деташе, легато. Понятие о твердой и мягкой атаке звука.

В течение учебного года проработать с учеником 10-12 этюдов и упражнений, 8-10 разнохарактерных пьес.



Примерные исполнительские программы

1. Тенор

  • В.Мухатов «В школу»

  • Д.Кабалевский Песня

Баритон

  • М. Блантер Колыбельная

  • Ж. Люлли Менуэт

2. Тенор

  • РНП «Во поле береза стояла»

  • В.Калинников «Тень-тень»

Баритон

  • УкрНП «Журавель»

  • И. Гассе Бурре и Менуэт



Примерный репертуарный список

Пьесы

  • И.С.Бах «Минуэт», «Пьеса»

  • А.Гедике «Русская песня»

  • А.Диабелли «Анданте»

  • В.Калинников «Журавель»

  • Р.Кросс «Коломбина»

  • И.Потоловский «Охотник»

  • Л.Сигал «Первые шаги», «Напев»

  • Т.Чудова «Зайка», «Барыня»

  • П.Чайковский «Шарманшик поет», «Зима проходит», «Старинная французская песня»



2 год обучения

Работа над исполнительским дыханием ведется на протяжении всего периода обучения. На втором году обучения рекомендовано увеличить продолжительность звука на инструменте до 10-15 секунд, что достигается ежедневными упражнениями в домашних условиях и под контролем преподавателя в начале урока при разыгрывании.

На данном этапе обучения должно быть достигнуто максимально плавное звуковедение штрихами «легато» и «деташе». Ученик самостоятельно следит за тем, чтобы интонация была управляемой, ровной и оставалась таковой до конца выдоха. (Основная ошибка – интонация слишком высокая вначале и становится ниже к концу фразы). Работу над звуковедением и интонацией удобно проводить одновременно работая над гаммой в различных темпах.

Расширение диапазона извлекаемых звуков.

Продолжение знакомства с различными штрихами.

Использование динамических оттенков.

Работа над гаммами. На данном этапе обучения гаммы исполняются в среднем темпе, четвертями или восьмыми, в максимально широком диапазоне. Тоническое трезвучие исполняется в прямом движении.

На протяжении всего периода обучения постепенно усложняется нотный материал, встречаются новые размеры, новые ритмические рисунки. Каждый новый ритм, используемая в произведении, прорабатывается отдельно. Подбираются упражнения и этюды на исполнение конкретного рисунка.

Работа над этюдами тренирует и повышает исполнительский уровень музыканта. На втором году обучения рекомендуется пройти 10-12 этюдов и упражнений.

Работа над произведениями кантиленного характера. Учащийся должен уметь грамотно применять артикуляцию, штрихи, динамические оттенки в кантилене, при создании музыкального образа.

Работа над произведениями танцевального характера. Артикуляция, штрихи, динамика, характер произведения.

На втором году обучения учащийся должен пройти 10-12 пьес в разной степени готовности (часть пьес изучается в ознакомительном порядке, часть - выучивается по нотам, часть выносится на публичное выступление наизусть).

Развитие навыков игры в ансамбле. Умение исполнять различные партии - как сольные, так и аккомпанирующие. На втором году обучения рекомендовано пройти 3-4 ансамбля.

Выступления на эстраде - неотъемлемая часть обучения начинающего музыканта. На втором году обучения 2 раза (в конце полугодия и в конце года) проводится аттестация учащихся в форме концертного выступления. Рекомендуется принимать участие в концертах различного уровня: домашних, классных, общешкольных.

Примерные исполнительские программы

  1. Тенор

  • Л.Бетховен «Сурок»

  • Чешская народная песня «Богатый жених»

Баритон

  • Ж. Рамо Менуэт

  • Л. Бетховен Анданте



  1. Тенор

  • П.Чайковский «Старинная французская песенка»

  • В.Щелоков «Шутка»

Баритон

  • Л. Бетховен «Походная песня»

  • Г. Гендель Бурре

3 год обучения

Ведется планомерная работа нал исполнительским дыханием. Учащиеся продолжают освоение диапазона инструмента, расширяя его вверх и вниз, работают над сбалансированным звучанием его регистров.

Совершенствуется исполнительский аппарат и техника звукоизвлечения: формирование «двойной» атаки», совершенствование техники пальцев.

Освоение новых ритмических построений, исполнение ритмических построений средней степени трудности в медленных темпах.

Агогика в произведениях, rubato.

В течение полугодия учащиеся должны изучить мажорные и минорные гаммы, арпеджио трезвучий в тональностях до трех знаков включительно в различных ритмических и динамических вариантах, 5-6 этюдов, 3-6 упражнений.

Учащиеся работают над совершенствованием навыка чтения нот с листа ансамблевых и оркестровых партий, изучают на занятиях под руководством преподавателя партии оркестрово-ансамблевого репертуара. В течение полугодия учащиеся должны изучить 5-6 пьес, 1- 2 ансамбля.

Учащиеся приобретают навык управления динамикой в разных регистрах инструмента. Продолжается работа над развитием тембрового звучания инструмента. Исполняются упражнения (В гаммах, или этюдах) па комбинацию штрихов staccato и legato. Штрихи marcato, martele Преподаватель формирует представления учащихся об объеме звучания инструмента и добивается закрепления полученных навыков.

Примерные исполнительские программы

1. Б. Барток «Песня»

Р. Меликян «Лорик»

2. М. Глинка «Ты, соловушка, умолкни»

В. Щёлоков «Сказка»

Примерный репертуарный список

Пьесы

  • Б. Барток «Песня»

  • Р. Меликян «Лорик»

  • М. Глинка «Ты, соловушка, умолкни»

  • Ф. Шуберт «Колыбельная», «Тамбурин», «Форель»

  • А. Варламов «Красный сарафан»

  • В. Щёлоков «Сказка», «Шутка», «Юный кавалерист»

  • Л. Бетховен «Походная песня»

  • Я. Дюссек «Старинный танец»

  • П. Чайковский «Сладкая греза»

  • Дж. Верди «Марш» из оперы «Аида» (фрагмент)

  • М. Глинка «Попутная песня»

  • Ж. Арбан «Романс»

  • В. Бочанов «Хотим побывать на Луне»

  • Крумпфер «Тема с вариациями»

  • Кабалевский Д. Колыбельная из оперы "Семья Тараса"

  • Бетховен Л. Сурок

  • Бах И. С. Сарабанда

  • Тейнер Р. Танец дервишей

  • Антюфеев В. Напев

  • Гедике А. Русская народная песня



4 год обучения



Учащиеся совершенствуют навыки применения вспомогательной аппликатуры. Исполнение упражнений для совершенствования «двойной» атаки.

Продолжение работы над изучением ритмических фигур и исполнение простых ритмических построений в умеренных темпах.

После трех лет обучения на теноре или баритоне наиболее способные учащиеся могут быть переведены на тромбон или тубу.

В течение первого полугодия учащиеся должны изучить:

Тенор:

Знание мажорных и минорных гамм до 5 знаков включительно, 5-10 этюдов в двух ключах.

Баритон:

Мажорные и минорные гаммы (в различных штрихах) в подвижном темпе, хроматическую гамму в медленном движении, арпеджио трезвучий в тональностях до 5-х знаков включительно, 6-7 этюдов, 4-6 упражнений.

Учащиеся в классе, продолжая развивать навык чтения нот с листа, приступают к освоению оркестровых solo из произведений симфонической и духовой музыки, продолжают работу над изучением ансамблевых и оркестровых партий. В течение полугодия учащиеся должны изучить 4-5 пьес, 2-3 ансамбля.

Развитие навыка исполнения музыкальной фразы и чистого интонирования при изменении динамики. На занятиях проходит изучение штрихов поп legato, portamento. Продолжается работа над развитием тембровых качеств звучания инструмента.

Знакомство с возможностью исполнения комбинированной («одинарной» и «двойной»)

атакой.

Исполнение простых ритмических построений в подвижных темпах, знакомятся с ритмом как одним из общехудожественных средств музыкальной выразительности.

В течение второго полугодия учащиеся должны изучить:

Тенор:

Знание мажорных и минорных гамм до 6 знаков включительно, 6-12 этюдов в двух ключах.

Баритон:

Мажорные н минорные гаммы (в различных штрихах) в подвижном темпе, хроматическую гамму в медленном движении, арпеджио трезвучий в тональностях до 5-х знаков включительно, 6-7 этюдов, 4-5 пьес.



Примерные исполнительские программы

1. С.Прокофьев «Марш»

Шостакович Д. Колыбельная

2. Арбан Ж. Романс

Глюк Х. «Веселый хоровод»



Примерный репертуарный список

  • Гендель Г. Ларго

  • Прокофьев С. «Раскаяние», Марш

  • Раков Н. Интермеццо

  • Рамо Ж. Менуэт в форме рондо

  • Шостакович Д. Колыбельная

  • Щелоков В. Маленький марш, Баллада, Детский концерт, «Сказка», «Шутка»

  • Власов Н. Золотая труба: Школа для трубы. ч. II

  • Арбан Ж. Романс

  • Верди Д. Марш из оперы «Аида»

  • Гендель Г. «Песня победы»

  • Глюк Х. «Веселый хоровод»

  • Григ Э. Норвежский танец № 2

  • Дворжак А. Мелодия

  • Мендельсон Ф. Ноктюрн

  • Моцарт В. «Майская песнь»

5 год обучения

Исполнение ритмических построений средней степени трудности в умеренных темпах знакомство с понятием темпа как общехудожественного средства музыкальной выразительности.

В течение первого полугодия учащиеся должны изучить:

Баритон:

Гаммы мажорные и минорные, арпеджио, доминантсептаккорды в тональностях, до 7-и знаков включительно, в различных штрихах и ритмических рисунках, отдельные гаммы в две октавы, 6-7 этюдов.

Тенор:

В течение учебного года необходимо проработать мажорные и минорные гаммы до 7-и знаков включительно, арпеджио в тональностях до 5 -и знаков включительно в медленном темпе; 5-6 этюдов, 4-6 упражнений, 8-10 пьес (из них 2,3 произведения сонатной формы), 2-3 ансамбля.

Учащиеся совершенствуют навык исполнения каденций, изучают партии оркестрового и ансамблевого репертуара. В течение полугодия учащиеся должны изучить 4-5 пьес, l-2 произведения сонатной формы, 4-6 произведений малой формы, 2-3 ансамбля.

Учащиеся на занятиях развивают навык чистого интонирования, исполняют упражнения на комбинацию штрихов с твердой и мягкой атакой. Преподаватель знакомит с особенностями тембрового звучания ансамбля однородных инструментов. Учащиеся формируют понятие о комплексе технических средств музыкальной выразительности.



Учащиеся на занятиях приобретают навык исполнения сложных ритмических построений в подвижных и быстрых темпах.

В течение второго полугодия учащиеся должны изучить:

Баритон:

Гаммы мажорные и минорные, арпеджио, доминантсептаккорды в тональностях, до 7-и

знаков включительно, в различных штрихах и ритмических рисунках, отдельные гаммы в две октавы, 6-7 этюдов.

Тенор:

В течение учебного года необходимо проработать мажорные и минорные гаммы до 7-и

знаков включительно, арпеджио в тональностях до 6 -и знаков включительно в медленном темпе; 5-6 этюдов, 4-6 упражнений.

Преподаватель в классе работает с учащимися над изучением и качественным исполнением ансамблевых и оркестровых партий. В течение полугодия учащиеся должны изучить 1-2 произведения сонатной формы, 4-6 произведений малой формы, 1-2 ансамбля

В работе над средствами музыкальной выразительности учащиеся знакомятся с особенностями штрихов и специфических приемы в современной музыке совершенствуют навык чистого интонирования при изменении динамики и исполнения музыкальной фразы, а также формируют правильное представление о тембровом звучании оркестровой группы инструментов.



Примеры программ выпускного экзамена

1 Гендель Г.- Ария Самсона из оратории «Самсон»

Рейхе Е. - Концерт № 2 ч. 2

Ж. Оффенбах «Галоп»

2 Блажевич В.- Концерт № 4



Примерный репертуарный список

Этюды

  • Седракян А. Этюды и упражнения для тромбона.

  • Блажевич В.Этюды на легато. – М., 2002

  • Этюды. И. Пушечников, Н. Платонов.

Пьесы

  • Бах И.С. «Пьеса»

  • Барток А. «Танец»

  • Бетховен Л. «Торжественная песня»

  • Белорусская народная песня «Перепёлочка»

  • Белорусская народная песня «Савка и Гришка» в обработке В. Мартынова

  • Бетховен Л. «Цветок чудес»

  • Бетховен Л. «Походная песня»

  • Ботяров Е. «Колыбельная»

  • Ботяров Е. «Прогулка»

  • Ботяров Е. «Труба и барабан»

  • Газизов Р. «Весёлый пешеход»

  • Гедике А. «Танец»

  • Дешкин С. «Марш юных пионеров»

  • Калинников В. «Журавель»

  • Кабалевский Д. «Маленькая полька»

  • Кабалевский Д. «Про Петю»

  • Кабалевский Д. Колыбельная из оперы «Семья Тараса»

  • Комаровский А. «Маленький вальс»

  • Красев Л. «Ёлочка»

  • Люлли Ж. «Песенка»

  • Макаров Е. «Вечер»

  • Макаров Е.«Марш»

  • Мильтон М. «Птицы прилетели», «Рассказ»

  • Монющко С. «Сказка»

  • Файзи Дж. «Оренбург шәле»

  • Мордовская народная песня «Яблонька»

  • Моцарт В. «Аллегретто»

  • Моцарт В. «Весёлый май»

  • Русская народная песня «Не летай соловей,

  • Русская народная песня «Во-поле берёза стояла»

  • Русская народная песня «Во саду ли, в огороде»

  • Русская народная песня « Как поехали два брата»

  • Русская народная песня «Рябушечка»

  • Самонов А. «Спокойной ночи»

  • Самонов А. «Доброе утро»

  • Самонов А. «Прогулка»

  • Татарская народная песня «Бибисара»

  • Татарская народная песня «Ак коен»

  • Татарская народная песня «Каз канаты».

  • Телеман Г. «Пьеса»

  • Украинская народная песня « Лисичка»

  • Украинская народная песня «Журавель»

  • Фрид Гр. «Березка»

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ И ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ



Результатом освоения программы учебного предмета «Туба» является:

- наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству,

самостоятельному музыкальному исполнительству;

- сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности духового инструмента для наиболее убедительно интерпретации авторского текста;

- умение самостоятельно разучивать и грамотно исполнять музыкальные

произведения различных жанров и стилей;

- знание репертуара для медных духовых инструментов и репертуара духового оркестра, включающего произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры);

- знание художественно-исполнительских возможностей духового инструмента;

- знание музыкальной терминологии;

- умение читать с листа несложные музыкальные произведения;

- приобретение навыков слухового контроля, умения управлять процессом исполнения музыкального произведения;

- приобретение навыков по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники, использованию художественно оправданных технических приемов;

– наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;

– наличие музыкальной памяти, развитого мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;

– наличие навыков репетиционно - концертной работы в качестве солиста.



IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК



1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Основными видами контроля учащихся являются:

• текущий контроль,

• промежуточная аттестация учащихся,

• итоговая аттестация учащихся.

Основными принципами проведения и организации всех видов контроля являются:

• систематичность,

• учет индивидуальных особенностей учащегося.

Каждый из видов контроля имеет свои цели, задачи и формы.

Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины и выявление отношения учащегося к изучаемому предмету, организацию регулярных домашних занятий и повышение уровня освоения учебного материала; имеет воспитательные цели и учитывает индивидуальные психологические особенности учащихся.

Текущий контроль осуществляется преподавателем, ведущим предмет.

Текущий контроль осуществляется регулярно в рамках расписания занятий учащегося и предполагает использование различных систем оценки результатов занятий. На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные, полугодовые, годовые оценки. Формами текущего и промежуточного контроля являются: контрольный урок, участие в тематических вечерах, классных концертах, мероприятиях культурно-просветительской, творческой деятельности школы, участие в конкурсах.

Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и уровень усвоения им программы на определенном этапе обучения.

Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации учащихся являются:

• зачеты (недифференцированный, дифференцированный);

• переводные зачеты (дифференцированные);

• академические концерты;

• контрольные уроки.

Зачеты проводятся в течение учебного года и предполагают публичное исполнение программы (или части ее) в присутствии комиссии. Зачеты могут проходить в виде академических концертов.

Переводной зачет проводится в конце учебного года с исполнением программы в полном объеме и определяет успешность освоения программы данного года обучения. Переводной зачет проводится с применением дифференцированных систем оценок, предполагает обязательное методическое обсуждение.

Возможно применение индивидуальных графиков проведения данных видов контроля. Например, промежуточная аттестация может проводиться каждое полугодие или один раз в год.

Учащиеся, принимающие активное участие в конкурсах, городских концертах, школьных мероприятиях могут освобождаться от экзаменов (если они проводятся) и зачетов. По состоянию здоровья ученик может быть переведен в следующий класс по текущим оценкам.





График промежуточной и итоговой аттестации



Критерии оценок текущего контроля успеваемости, промежуточной и

итоговой аттестации обучающихся

Оценка «5» («отлично») - Артистичное поведение на сцене, увлечённость исполнением, художественное исполнение музыкального произведения в соответствии с его содержанием, слуховой контроль собственного исполнения, корректировка игры при необходимой ситуации,владение специфическими технологическими видами исполнения, понимание чувства формы, выразительность интонирования, единство темпа, ясность метроритмической пульсации, яркое динамическое разнообразие.



Оценка «4» («хорошо») – Незначительная нестабильность психологического поведения на сцене, понимание формообразования произведения, музыкального языка, средств музыкальной выразительности, недостаточный слуховой контроль собственного исполнения, стабильность воспроизведения нотного текста, выразительность интонирования, недостаточно яркая передача динамического разнообразия, единство темпа.



Оценка «3» («удовлетворительно») - Неустойчивое психологическое состояние на сцене, формальное прочтение авторского нотного текста без образного осмысления музыки, слабый слуховой контроль собственного исполнения, ограниченное понимание динамических, аппликатурных, технологических задач, темпо-ритмическая неустойчивость, слабое реагирование на изменение фактуры, артикуляционных штрихов, однообразие и монотонность звучания

Оценка «2» («неудовлетворительно») - Частые «срывы» и остановки при исполнении, отсутствие слухового контроля собственного исполнения, ошибки в воспроизведении нотного текста, низкое качество звукоизвлечения и звуковедения, отсутствие выразительного интонирования, темпо-ритмическая неорганизованность.

«Зачет» (без оценки) отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Методические рекомендации педагогическим работникам

Одним из современных направлений музыкальной педагогики является развивающее обучение. Работая в этом направлении, преподаватель должен выбрать главной целью своей деятельности - развитие музыкального мышления учащегося. В начальный период обучения необходимо учить ученика чувствовать и понимать краски и смысл отдельного звука, интонации, фразы, мелодического оборота темы, отдельной части музыкального произведения и т.д., а затем, со временем – развивать способность мыслить об окружающем мире при помощи музыкальных звуков. Обучающийся должен понять, как музыкальными средствами можно выявить различные настроения, характеры, мысли, звуковые краски.

В педагогической работе следует руководствоваться принципами постепенности и последовательности. С первых уроков обучающиеся должны изучать доступные им художественные произведения, точно прочитывать и передавать авторский текст, вслушиваться в свое исполнение, постоянно улучшая качество звучания инструмента, повышая требовательность к качеству атаки звука, владению дыханием, языком, интонированию.

Развитию техники (беглость, четкость, ровность) способствует постоянная работа над этюдами, гаммами, упражнениями, которая не должна быть самоцелью, а помогать в раскрытии идейно-художественного содержания произведения. В работе над гаммами, этюдами и упражнениями рекомендуется применение различных видов звукоизвлечения – штриховых, динамических, ритмических, что расширяет диапазон музыкальной выразительности.

Большое внимание педагог должен уделить вопросам постановки, в которые входят: постановка губного аппарата, постановка дыхания, правильное положение корпуса и рук, устранение излишних мышечных напряжений, которые являются для ученика серьезным препятствием в овладении исполнительскими навыками.

Внимания преподавателя также требуют вопросы межпредметных связей. Знания, полученные на уроках сольфеджио, музыкальной литературы, обязательно должны увязываться с материалом, изучаемым по специальности. Педагог должен интересоваться, что изучается на уроках по другим предметам, чтобы содействовать осуществлению комплексного подхода к обучению.

Как показывает практика, у каждого преподавателя в процессе педагогической деятельности формируются свои методы работы, однако важно, чтобы результатом обучения было развитие инструментальных умений и навыков обучающихся, повышение их музыкальной культуры и образованности, накопление музыкальных впечатлений, формирование таких качеств, как творческая активность, фантазия, воображение, впечатлительность. В связи с этим составной частью уроков должны быть беседы о музыке и других видах искусств, просмотр и прослушивание аудиозаписей видеоматериалов с их комментариями, анализом, коллективными обсуждениями.

Каждый урок начинается с проверки домашнего задания, а заканчивается объяснением задания к следующему уроку. Рациональность и дисциплина самостоятельной работы могут быть выработаны только тогда, когда обучающийся понимает цель задания, знает, что он должен сделать, сколько времени на это потребуется, а также как необходимо заниматься, чтобы преодолеть трудности. Результаты своей работы учащийся должен осознавать и уметь оценивать. Для реализации этого требования необходимо, чтобы домашнее задание соответствовало уровню развития ученика на данном этапе.

Особенностью работы в классе медных духовых инструментов является необходимость исполнения музыкальных произведений в сопровождении фортепиано. Преподаватель по специальности должен постоянно заботиться о том, чтобы ученик слышал партию фортепиано, умел анализировать её и соотносить с партией тубы, сопоставлять звучание духового инструмента со звучанием фортепианной фактуры. Это способствует обогащению музыкальных впечатлений ученика, помогает лучше понять и усвоить содержание произведения, воспитывает ансамблевые навыки.

Музыкальное воспитание ученика и совершенствование его игрового аппарата проходит в работе над музыкальным произведением. Репертуар необходимо формировать, принимая во внимание необходимость знакомства учащихся с музыкой различных эпох, стилей, жанров. Ведущее место в репертуаре духовика должно отводиться классической музыке. Именно классическая музыка воспитывает чувство стиля, культуру исполнения, тонкость нюансировки музыканта.

Одна из задач преподавателя – научить ученика самостоятельно и грамотно разбираться в доступных ему музыкальных произведениях. Подбор по слуху и простейшая импровизация, транспонирование формируют внутренние слуховые представления. Для развития навыков разбора нотного текста и чтения нот с листа необходимо фокусировать внимание ученика на важнейшем: тональности, размере, ритме, нюансах, знаках альтерации. Учить просматривать нотный текст на несколько тактов вперёд. Лучший способ усвоения навыка чтения – систематическая практика. Важна также коллективная форма музицирования (ансамбль, оркестр). Но чтение с листа не должно опережать развитие технических навыков, а являться частью исполнительского опыта.

Техническое развитие обучающегося осуществляется в большей степени с помощью изучения гамм, арпеджио, упражнений, специальной работы над освоением приёмов игры. За годы обучения ученик должен освоить все виды техники и приёмы игры на духовом инструменте.

В программе предлагается примерный перечень произведений, рекомендуемых для исполнения на академических концертах, переводном и итоговом экзамене, различных по уровню сложности, исполнительским задачам и позволяющий учитывать индивидуальные возможности учащихся.

Очень важна работа по воспитанию сценического самочувствия ученика. Дело педагога – научить ученика играть осмысленно, с пониманием характера, настроения, стиля произведения, играть свободно, с творческим вдохновением. Ясность исполнительского замысла, отточенность текста и выразительных средств, глубокая сосредоточенность – залог успешного концертного выступления.

Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся

  1. Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими.

  2. Периодичность занятий: каждый день. Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания с учетом параллельного освоения детьми программы основного общего образования, а также с учетом сложившихся педагогических традиций в учебном заведении и методической целесообразности.

  3. Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным.

  4. Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности. Ученик должен уйти с урока с ясным представлением, над чем ему работать дома. Задачи должны быть кратко и ясно сформулированы в дневнике.

Содержанием домашних заданий могут быть:

- упражнения для развития звука (выдержанные ноты);

- работа над развитием техники (гаммы, упражнения, этюды);

- работа над художественным материалом (пьесы или произведение крупной формы);

- чтение с листа.

  1. Периодически следует проводить уроки, контролирующие ход

домашней работы ученика.



Годовые требования

1 год обучения

Туба

За учебный год учащийся во втором полугодии должен сыграть технический зачет и переводной зачёт. Начальное развитие музыкально-слуховых представлений. Постановка игрового аппарата, положение мундштука на губах, общее положение корпуса, рук, головы, инструмента при игре стоя и сидя. Упражнения на натуральных звуках «до, ми, соль. Овладение навыками звукоизвлечения и постановка исполнительского дыхания. Работа над штрихами detache, legato. Понятие о твердой и мягкой атаке звука. Практические овладение навыками исполнения интервалов: секунда, терция, кварта, квинта.

В течение года ученик должен освоить:

• Мажорные однооктавные гаммы, арпеджио. трезвучия: мажорные -До, Фа, Си бемоль; минорные –ля, ре, соль.

• 12-15 легких упражнений.

• 8-10 пьес (детские песенки, пьесы различных авторов)



Примерный репертуарный список

Этюды

Седракян А. Этюды и упражнения для тромбона.

Блажевич В.Этюды на легато. – М., 2002

Этюды. И. Пушечников, Н. Платонов.

Пьесы

Бах И.С. «Пьеса»

Барток А. «Танец»

Бетховен Л. «Торжественная песня»

Белорусская народная песня «Перепёлочка»

Белорусская народная песня «савка и Гришка» в обработке В. Мартынова

Бетховен Л. «Цветок чудес»

Бетховен Л. «Походная песня»

Ботяров Е. «Колыбельная»

Ботяров Е. «Прогулка»

Ботяров Е. «Труба и барабан»

Газизов Р. «Весёлый пешеход»

Гедике А. «Танец»

Дешкин С. «Марш юных пионеров»

Калинников В. «Журавель»

Кабалевский Д. «Маленькая полька»

Кабалевский Д. «Про Петю»

Кабалевский Д. Колыбельная из оперы «Семья Тараса»

Комаровский А. «Маленький вальс»

Красев Л. «Ёлочка»

Люлли Ж. «Песенка»

Макаров Е. «Вечер»

Макаров Е.«Марш»

Мильтон М. «Птицы прилетели», «Рассказ»

Монющко С. «Сказка»

Файзи Дж. «Оренбург шәле»

Мордовская народная песня «Яблонька»

Моцарт В. «Аллегретто»

Моцарт В. «Весёлый май»

Русская народная песня «Не летай соловей,

Русская народная песня «Во- поле берёза стояла»

Русская народная песня «Во саду ли, в огороде»

Русская народная песня « Как поехали два брата»

Русская народная песня «Рябушечка»

Самонов А. «Спокойной ночи»

Самонов А. «Доброе утро»

Самонов А. «Прогулка»

Татарская народная песня «Бибисара»

Татарская народная песня «Ак коен»

Татарская народная песня «Каз канаты».

Телеман Г. «Пьеса»

Украинская народная песня « Лисичка»

Украинская народная песня «Журавель»

Фрид Гр. «Березка»



Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для

исполнения на академических зачетах

Вариант 1

Бах И.С. «Пьеса»

Дешкин С. «Марш юных пионеров»

Татарская народная песня «Ак каен»

Вариант 2

Люлли Ж. «Песенка»

Макаров Е.«Марш»

Русская народная песня «Во саду ли, в огороде»

Вариант 3

Телеман Г. «Пьеса»

Кабалевский Д. «Колыбельная из оперы «Семья Тараса»

Татарская народная песня «Каз канаты».



2 год обучения



За учебный год учащийся должен сыграть технический и академический зачет (концерт) в первом полугодии, технический зачет и переводной зачёт во втором полугодии.

Укрепление игрового аппарата (развитие губного аппарата, дыхания,

подвижности пальцев и языка). Расширение диапазона извлекаемых звуков

на инструменте.

Исполнение штрихов detache, legato, знакомство со штрихом staccato.

Развитие навыков исполнения интервалов: секста, септима, октава. Развитие

музыкально-образного мышления, исполнения динамических оттенков:

форте, пиано, меццо форте, меццо пиано, акцент, крещендо, диминуэндо.

Активизация музыкального слуха. Интонирование.



В течение года ученик должен освоить:

Мажорные и минорные гаммы до 2-х знаков в ключе в одну или две октавы

Тонические трезвучия в прямом движении.

8-10 упражнений.

4 – 5 этюдов на различные виды штрихов

8-10 пьес

Чтение нот с листа. Подбор по слуху.



Примерный репертуарный список



Этюды

  • Избранные этюды для тромбона

  • Конраш К.. Этюды для тромбона 6-10

  • Прохоров Ю.. Этюды для тубы. Тетрадь 1

Пьесы

  • Абт «Вокализ»

  • Барток А. «Песня»

  • Бах И.С. «Пьеса»

  • Бетховен Л. « Торжественная песня»

  • Бетховен Л. «Цветок чудес»

  • Бетховен Л. «Сурок»

  • Бетховен Л. «Волшебный цветок»

  • Бетховен Л. Тема из оперы Гретри «Ричард Львиное сердце»

  • Бекман Л. «Ёлочка»

  • Венгерская мелодия

  • Гайдн Й. «Аллегро»

  • Гендель Г. «Бурре»

  • Глиэр Р. «Песня»

  • Глинка М. «Северная звезда»

  • Глинка М. «Ария Вани» из оперы «Иван Сусанин»

  • Глюк К. «Гавот»

  • Давыдов А. «Адажио»

  • Кабалевский Д. «Пионерское звено»

  • Кабалевский Д. «Наш край»

  • Калинников В. «Тень-тень»

  • Кажлаев М. «Дудочка», «Танец», «Марш»

  • Люлли Ж-Б. «Менуэт»

  • Макаров Е. «Марш»

  • Макаров Е. «Мелодия»

  • Мартини П. «Гавот»

  • Марченко А. «Казачёк»

  • Монюшко С. «Думка» из оперы «Галька»

  • Моцарт В.А. «Вальс»

  • Моцарт В.А. «Allegretto»

  • Мильман М. «Птицы прилетели»

  • Мильман М. «Рассказ»

  • Мухатов Н. «В школу»

  • Мясковский Н. «Полевая песня»

  • Нурымов Ч. «В горах»

  • Перголези Дж. «Пастораль»

  • Пёрселл Г. «Пьеса»

  • Пикуль В. «Хорал»

  • Пирумов А. «Былина»

  • Русская народная песня «Во поле береза стояла»

  • Русская народная песня «Спи, младенец мой прекрасный»

  • Русские народные песни «Не летай соловей»,

  • Русская народная песня «Соловей Будимирович» в обработке Н. Римского-

  • Корсакова

  • Русская народная песня «За рекой, за речкой»

  • Сайдашев С. «Вальс»

  • Самонов А. «Доброе утро», «Прогулка»

  • Свиридов Г. «Колыбельная»

  • Татарская народная песня. Ай, был-былым.

  • Татарская народная песня. Авыл кое.

  • Татарская народная песня. Туган тел.

  • Татарская народная песня. Кук кугэрчен.

  • Терегулов Е. «Лунная дорожка»

  • Украинская народная песня «Ехал казак за Дунай»

  • Чешская народная песня «Кукушечка»

  • Чешская народная песня «Богатый жених»

  • Хачатурян А. «Андантино»

  • Чайковский П. «Шарманщик поёт»

  • Шаинский В. «Песенка крокодила Гены»

  • Шостакович Д. «Родина слышит»

  • Шлемюллер А. «Рондо»

  • Щёлоков В. «Шутка»

Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для

исполнения на академических зачетах

Вариант 1

  • Глюк К. «Гавот»

  • Калинников В. «Тень-тень»

  • Татарская народная песня. Ай, был былым.

Вариант 2

  • Моцарт В.А. «Вальс»

  • Чайковский П. «Шарманщик поёт»

  • Чешская народная песня «Кукушечка»

Вариант 3

  • Бетховен Л. « Торжественная песня»

  • Сайдашев С. «Вальс»

  • Шаинский В. «Песенка крокодила Гены»

3 год обучения

За учебный год учащийся должен сыграть технический и академический зачет (концерт) в первом полугодии, технический зачет и переводной зачёт во втором полугодии.

Дальнейшее совершенствование исполнительского аппарата и навыков координации работы языка, губ, пальцев, развитие дыхания. Расширение диапазона извлекаемых звуков.

Совершенствование навыков исполнения штрихов: detache, legato, staccato. Знакомство со штрихами nonlegato, marсato. Развитие навыков исполнения интервалов в пределах октавы, совершенствование навыков чтения нот с листа, подбора по слуху.

В течение года ученик должен освоить:

Мажорные и минорные гаммы до 3-х знаков в ключе в одну-две октавы (штрихами)

Тоническое трезвучие в прямом движении с обращением в медленном темпе

4 – 5 этюдов на различные виды штрихов

8-10 разнохарактерных пьес

Чтение нот с листа. Подбор по слуху.

Примерный репертуарный список

Этюды

  • Избранные этюды для тромбона/ Сост.В. Венгловский. – М.,1968.

  • Конраш К.. Этюды для тромбона 6-10

  • Прохоров Ю.. Этюды для тубы. Тетрадь 1

Пьесы

  • Антюфеев В. «Напев»

  • Бакиров А. «Белая река»

  • Бакланова Н. «Романс»

  • Балакирев М. «Русская песня»

  • Барток Б. « В деревне»

  • Бах И.С. «Буре»

  • Бах К.Э. «Три вариации на народную тему»

  • Бах И.С. «Сарабанда»

  • Бах И.С. «Менуэт»

  • Бетховен Л. «Контрданс»

  • Бетховен Л. «Походная песня»

  • Боганов В. «Хотим побывать на луне»

  • Варламов А. «Красный сарафан»

  • Виноградов А. «Песня»

  • Власов А. «Мелодия»

  • Гайдн Й «Песенка»

  • Гайдн И. «Менуэт быка»

  • Гедике А. Русская песня

  • Гендель Ф. «Адажио»

  • Гендель Г. «Бурре»

  • Глинка М. «Жаворонок»

  • Глинка М. «Северная звезда»

  • Глинка М. «Краковяк»

  • Глиэр Р. «Монгольская песенка»

  • Григ Э. «Весной»

  • Гурилев А. «Однозвучно звенит колокольчик»

  • Еникеев Р. «Сонатина»

  • Золотнин А. «Маленький наездник»

  • Кабалевский Д. «Барабанщик»

  • Кабалевский Д. «Пионерское звено»

  • Кабалевский Д. «Разговор с первым классом»

  • Кабалевский Д. «Рондо-токката»

  • Каччини ф. «Песня»

  • Корелли С. «Сарабанда»

  • Косенко В. «Скерцино»

  • Кюи Ц. «Осень»

  • Мендельсон Ф. «Весенняя песня» (переложение.Ф. Гумберта)

  • Моцарт В. «Бурре»

  • Мусоргский М. «Песня Марфы» из оперы «Хованщина»

  • Мяги Э. «Мелодия»

  • Мяги Э. «Пьеса, сыгранная на роге»

  • Намин С. «Мы желаем счастья вам»

  • Пахмутова А. «Песня о тревожной молодости»

  • Попатенко Т. «Мечты»

  • Прокофьев С. «Марш»

  • Прокофьев С. «Песня без слов»

  • Рамо Ж. «Менуэт»

  • Раухвергер М. «Воробей»

  • Римский – Корсаков Н. «Колыбельная» из оперы «Садко»

  • Русанов Е. «Мелодия»

  • Русская народная песня «Соловьем залетным»

  • Свиридов Г. «Парень с гармошкой»

  • Свиридов Г. «Колыбельная песенка»

  • Татарский народный вальс «Матурбулсын»

  • Татарская народная песня «Галиябану»

  • Татарская народная песня «Эллуки»

  • Тернер Р. «Танец дервишей»

  • Украинская народная песня «Подоляночка»

  • Хабибуллин З. «Татарский марш»

  • Хабибуллин З. «Хатынь»

  • Чайковский П. «Старинная французская песенка»

  • Чайковский П. «Шарманщик поёт»

  • Чайковский П. «Колыбельная песня» (переложение А. Серостанова)

  • Шостакович Д. «Кукла»

  • Шуберт Ф. «Баркарола»

  • Шуман Р. «Смелый наездник»

  • Шуман Р. «Веселый крестьянин»

  • Шуман Р. «Охотничья песенка» (переложение А. Гедике)

  • Щёлоков В. «Сказка»

  • Яруллин Ф. «Марш Тельмана»

Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения на академических зачетах

Вариант 1

  • Моцарт В. «Бурре»

  • Кюи Ц. «Осень»

  • Татарский народный вальс. Матурбулсын.

Вариант 2

  • Гендель Ф. «Адажио»

  • Боганов В. «Хотим побывать на луне»

  • Украинская народная песня «Подоляночка»

Вариант 3

  • Корелли С. «Сарабанда»

  • Чайковский П. «Старинная французская песенка»

  • Яруллин Ф. «Марш Тельмана»



4 год обучения



За учебный год учащийся должен сыграть технический и

академический зачет (концерт) в первом полугодии, технический зачет и переводной зачёт во втором полугодии. Дальнейшее развитие техники губного аппарата и навыков координации работы губ, языка, пальцев. Развитие дыхания. Расширение диапазона извлекаемых звуков. Дальнейшая работа над улучшением качества звука, навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности.

Развитие навыков исполнения составных интервалов, знакомство со вспомогательной аппликатурой, хроматическая гамма. Совершенствование навыков чтения с листа, подбора по слуху, первичные навыки по импровизации.

В течение года ученик должен освоить:

Мажорные и минорные гаммы до 4-х знаков в ключе в две октавы

(штрихами)

Хроматическую гамму от звука «до»

Тоническое трезвучие в прямом движении с обращением четвертными и

восьмыми в умеренном темпе

4 – 5 этюдов на различные виды штрихов

8-10 разнохарактерных пьес, в том числе произведение крупной формы

Чтение нот с листа. Подбор по слуху.



Примерный репертуарный список

Этюды

  • Конраш К.. Этюды для тромбона 6-10

  • Крюмпфер Г. Этюды №№ 82-96

  • Прохоров Ю.. Этюды для тубы. Тетрадь 1

Пьесы

  • Александров Ан. «Ария» из «Классической сюиты»

  • Анисимов «Поэма»

  • Ахметов Ф. «Утренняя звезда»

  • Бах И. – Гуно Ш. «Прелюдия»

  • Бетховен Л. «Романс»

  • Брага А. «Серенада» (переложение В. Полеха)

  • Брамс И. «Колыбельная песня»

  • Гедике А. «Танец» (переложение Е. Крюковцева)

  • Гендель Г. «Ларгетто»

  • Глинка М. «Северная звезда»

  • Глинка М. «Жаворонок»

  • Гуно Ш. «Серенада»

  • Должиков Ю. «Романс» (переложение Е. Крюковцева)

  • Дмитриев Г. «Хороший денёк»

  • Косенко В. « Скерцино»

  • Крюков В. «Итальянская рапсодия»

  • Макаров Е. «Романс»

  • Ахметов Ф. «Утренняя звезда»

  • Музафаров М. «Пой соловей»

  • Пёрселл Г. «Канцонетта»

  • Рамо Ж. «Менуэт в форме рондо»

  • Раков В. «Вокализ»

  • Рахманинов С. «Романс»

  • Россини Д. «Марш» из оперы «Вельгельм Телль»

  • Русская народная песня «Ноченька»

  • Свиридов Г. «Веселый марш»

  • Сен-Санс К. «Романс»

  • Страделла Д. «Ария» (переложение М. Джонса)

  • Трубин Б. «Скерцо»

  • Хренников Т. «Как соловей о розе»

  • Цыцалюк Г. «Элегия»

  • Чайковский П. «Осенняя песня»

  • Чайковский П. «Ариозо воина» из кантаты «Москва» (переложение А. Усова)

  • Чайковский П. «Осенняя песня» (переложение В. Солодуева)

  • Чайковский П. «Баркарола»

  • Шостакович Д. «Шарманка»

  • Шостакович Д. «Колыбельная»

  • Шуман Р. «Смелый наездник»

  • Шуман Р. «Совёнок»

  • Шуман Р. «Грёзы»

  • Щёлоков В. «Шутка»

  • Щелоков В. «Баллада»

  • Шуберт Ф. «АveMaria»

  • Яруллин М. «Кояшнурлары»



Крупная форма

  • Марчелло Б. Соната ля мажор 1,2 части

  • Моцарт В. Сонатина

  • Шкроуп Й. Концерт си-бемоль мажор

  • Щёлоков В. «Пионерская сюита» 1 часть. «Проводы в лагерь»



Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения на академических зачетах



Вариант 1

Моцарт В. Сонатина

М. Глинка «Жаворонок»

Яруллин М. «Кояш нурлары»

Вариант 2

  • Шуберт Ф. «Ave Maria»

  • Шостакович Д. «Шарманка»

  • Ахметов Ф. «Утренняя звезда»

Вариант 3

  • Шуман Р. «Грёзы»

  • Щёлоков В. «Пионерская сюита» 1 часть. «Проводы в лагерь»

  • Музафаров М. «Пой соловей»



5 год обучения



За учебный год учащийся должен сыграть технический и академический зачет (концерт) в первом полугодии, технический зачёт и итоговый экзамен во втором полугодии.

Дальнейшее совершенствование исполнительского аппарата учащегося. Работа над улучшением качества звучания инструмента. Расширение диапазона извлекаемых звуков.

Дальнейшее совершенствование навыков исполнения штрихов: detasche, legato, stakkato, nonlegato, markato. Мелизмов: форшлага, мордента, группетто, трели (губной и вертикальной). Совершенствование навыков исполнения под сурдину, чтения с листа, подбора по слуху, импровизации. Знакомство с полифонией.



В течение года ученик должен освоить:



Мажорные и минорные гаммы до 7 знаков в ключе.

Тонические трезвучия и доминантсептаккорды в прямом движении с

обращениями четвертными и восьмыми длительностями в умеренном темпе

Хроматическая гамма.

4-6 этюдов на различные виды штрихов.

8-10 произведений различных эпох и стилей.

1-2 произведения крупной формы.

Чтение нот с листа. Подбор по слуху.



Примерный репертуарный список



Этюды

  • Баласанян С. Этюды для трубы. Тетрадь 2,3

  • Буткевич Ю. Избранные этюды для трубы тетрадь 2

  • Дульский Н. Оркестровые этюды

  • Еремин С. Избранные этюды для трубы. Тетрадь 2

  • Избранные этюды для валторны. Тетрадь 2

  • Крюмпфер Г. Этюды 170-190

  • Клинг Г. 40 характерных этюдов

  • Этюды для валторны Вып.3





Пьесы

  • Андерсон Л. «Колыбельная трубача»

  • Асафьев Б. «Скерцо»

  • Ахметов Ф. «Аккошлар»

  • Бах И.С. «Гавот»

  • Бах И.С. «Сицилиана» (переложение А. Гедике)

  • Бах И.С. «Пассакалия»

  • Бах И.С. «Анданте» фа-минор

  • Бородин А. «Серенада»

  • Васильев С. «Мелодия»

  • Верди Д.- «Марш»

  • Власов А. «Фонтану Бахчисарайского дворца» (переложение С. Леонова)

  • Гайдн Й. «Колыбельная песня»

  • Гендель Г. «Ларгетто»

  • Генднль Г. «Ария Оронта» из оперы «Флоридант» (переложение Е.

  • Крюковцева)

  • Глазунов А. «Песня менестреля» (переложение М. Буяновского)

  • Глазунов А. «Мечты»

  • Глинка М. Ноктюрн «Разлука»

  • Глинка М. «Северная звезда»

  • Глинка М. «Краковяк»

  • Глиэр Р. «Вальс» (переложение А. Янкелевича)

  • Глиэр Р. «Интермеццо»

  • Глиэр Р. «Ноктюрн»

  • Гуно Ш. «Серенада»

  • Гурилев А. «Ноктюрн»

  • Еникеев Р. «Юмореска»

  • Еникеев Р. «Ариетта»

  • Жиганов Н. «Мелодия»

  • Зиринг В. «Ариозо»

  • Калинников В. «Грустная песенка»

  • Кюи Ц. «Восточная мелодия»

  • Куперен Ф. «Пастораль»

  • Лядов А. «Прелюдия»

  • Мендельсон Ф. «Анданте» из симфонии № 5 (переложение М. Джонса)

  • Мендельсон Ф. «Весенняя песня» (переложение Ф. Гумберта)

  • Мусоргский М. «Картинки с выставки» - «Быдло»

  • Пахмутова А. «Ноктюрн»

  • Раков Н. «Вокализ» (переложение А. Янкелевича)

  • Рахманинов С. «Романс»

  • Рахманинов С. «Вокализ» (переложение А. Усова)

  • Рахманинов С. «Серенада» (переложение В.Солодуева)

  • Русская народная песня «Ноченька»

  • Рамо Ж. « Менуэт» в форме рондо

  • Рзаев А. «Анданте»

  • Римский-Корсаков Н. «Звонче жаворонка пенье»

  • Римский-Корсаков Н. «Песня индийского гостя» из оперы «Садко»

  • Рубинштейн А. «Романс»

  • Русанов Е. «Мелодия»

  • Сальников Г. «Ноктюрн»

  • Сальников Г. «Вальс»

  • Сен-Санс К. «Каватина»

  • Сен- Санс К. «Концертная пьеса» (отдельные части)

  • Скрябин А. «Романс» (переложение А. Янкелевича)

  • Фаттах А. Лирическая пьеса»

  • Хачатурян А. «Андантино»

  • Хиндемит П. «Все проходит»

  • Чайковский П. «ноктюрн» ( переложение В. Солодуев)

  • Шостакович Д. «Романс» из к/ф «Овод»

  • Шуберт Ф. «Баркарола»

  • Щёлоков В. «Детский марш»

  • Эккерт Ф. «Ноктюрн»

  • Яруллин Ф. «Почему»

  • Яхин Р. «Вальс-экспромт»

  • Крупная форма

  • Арутюнян А. Концерт

  • Блажевич В. Концерт № 4

  • Глиэр Р. Концерт для валторны

  • Дварионас Б. Концерт для валторны (две части)

  • Матис К. Концерты № 1,2,3,4 (отдельные части)

  • Моцарт В. Концерты 1,2.3,4 (отдельные части)

  • Моцарт В. Концертное рондо

  • Штраус Р. Концерт № 1 (1 или 2,3 части)

  • Щёлоков В. Пионерская сюита. 2 часть «Рассказ партизана»

  • Щёлоков В. Концерт № 3

  • Щёлоков В. Концерт (детский)

  • Примерные экзаменационные программы

  • 1 вариант:

  • Моцарт В. Концертное рондо

  • Кюи Ц. «Восточная мелодия»

  • Яруллин Ф. «Почему»

  • 2 вариант:

  • Щёлоков В. Пионерская сюита.

  • Асафьев Б. «Скерцо»

  • Яхин Р. «Вальс-экспромт»

  • 3 вариант:

  • Арутюнян А. «Концерт»

  • Сен-Санс К. «Каватина»

  • Жиганов Н. «Мелодия»





Список нотной литературы

Этюды

  1. В.Блажевич. Школа игры на тубе. (издательство "Музыка" Москва 1989 г.)

  2. В. Блажевич.70 этюдов для тубы. (издательство "Музыка" Москва 1959 г.)

  3. А.Лебедев. Школа игры на тубе в 2 частях. (издательство "Музыка" Москва 1984

г.)

  1. Б. Григорьев. 50 этюдов для тубы. (издательство "Музыка" Москва, 1975)

  2. Б. Григорьев. Школа игры на тубе. (издательство "Музыка" Москва, 1973)

  3. Е.Богатыренко. Маленькая школа игры на тубе. (издательство «Союз художников» Санкт-Петербург 2009 г.)

  4. W.Hilgers. Daily Excercises for Tuba



Основная учебно-методическая литература


1. А.Лебедев. Школа игры на тубе.

2. В.Блажевич. Школа игры на тубе.


Примерный репертуарный список

  • Барток А. «Адажио

  • Барток А. «Адажио»

  • Барток А. «Венгерская народная сказка»

  • Барток А. «Танец»

  • Бах И.С. «Пьеса»

  • Белорусская народная песня «Перепёлочка»

  • Белорусская народная песня «савка и Гришка» в обработке В. Мартынова

  • Бетховен Л. «Походная песня»

  • Бетховен Л. «Торжественная песня»

  • Бетховен Л. «Цветок чудес»

  • Бетховен Л.В. «Контрданс».

  • Ботяров Е. «Колыбельная»

  • Ботяров Е. «Прогулка»

  • Ботяров Е. «Труба и барабан»

  • Газизов Р. «Весёлый пешеход»

  • Гайдн И. «Менуэт Быка».

  • Гедике А. «Танец»

  • Глинка М. «Рыцарский романс»

  • Глиэр Р. «Тюрская песня»

  • Глюк К. «Гавот»

  • Дебюсси К. «Маленький негретенок»

  • Дешкин С. «Марш юных пионеров»

  • Зверев В. «Концертино»

  • Кабалевский Д. «Маленькая полька»

  • Кабалевский Д. «Про Петю»

  • Кабалевский Д. Колыбельная из оперы «Семья Тараса»

  • Калинников В. «Журавель»

  • Комаровский А. «Маленький вальс»

  • Корелли А. «Сарабанда»

  • Красев Л. «Ёлочка»

  • Люлли Ж. «Песенка»

  • Лядов А. «Прелюдия»

  • Макаров Е. «Мелодия».

  • Макаров Е. «Вечер»

  • Макаров Е.«Марш»

  • Марчело Б. «Соната ля- минор».( 3 и 4 ч.)

  • Марчело Б. «Соната фа-мажор».(I и II ч.)

  • Мийо Д. «Танец из сюиты Скарамуш»

  • Мильтон М. «Птицы прилетели», «Рассказ»

  • Монюшка. Думка

  • Монюшко С. «Сказка»

  • Моцарт В.А. «Аллегретто»

  • Раков А. «Сонатина»

  • Русская народная песня « Как поехали два брата»

  • Русская народная песня «Во - поле берёза стояла»

  • Русская народная песня «Во саду ли, в огороде»

  • Русская народная песня «Не летай соловей,

  • Русская народная песня «Рябушечка»

  • Самонов А. «Дедушка танцует»

  • Самонов А. «Спокойной ночи»

  • Самонов. Два дуэта.

  • Сен-Санс К. «Слон» из Карнавала Животных

  • Татарская народная песня «Ак коен»

  • Татарская народная песня «Бибисара»

  • Татарская народная песня «Каз канаты».

  • Телеман Г. «Пьеса»

  • Украинская народная песня « Лисичка»

  • Украинская народная песня «Журавель»

  • Фрескобальди Д.Ж. Токката. П.Чайковский. «Ариозо короля Рене» из оперы «Иоланта»

  • Фрид Гр. «Березка»

  • Шостакович Д. «Кукла»




VI. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ

ЛИТЕРАТУРЫ



Учебная литература



1. Абсиль Ж. Сюита. - М., 1977

2. Александров Ан. Ария из «Классической сюиты». - М.-Л. , 1950

3. Альбом ученика-тромбониста / Ред.-сост. В. Андреев. Вып.1. – Киев, 1971

4. Альбом ученика-тромбониста / Ред.-сост. В. Андреев. Вып.2. – Киев, 1973

5. Альбом ученика-тромбониста / Ред.-сост. В. Андреев. Вып.3. – Киев, 1975

6. Альбом ученика-тромбониста / Ред.-сост. В. Андреев. Вып.4. – Киев, 1976

7. Альбом ученика-тромбониста / Ред.-сост. В. Андреев. Вып.5. – Киев, 1977

8. Альбом ученика-тромбониста / Ред.-сост. В. Андреев. Вып.6. – Киев, 1978

9. Альбом ученика-тромбониста / Ред.-сост. В. Андреев. Вып.7. – Киев, 1979

10. Альбом ученика-тромбониста / Ред.-сост. В. Андреев. Вып.8. – Киев,

1980

11. Альбом ученика-тромбониста / Ред.-сост. В. Андреев. Вып.9. – Киев, 1981

12. Блажевич В. Школа игры на тубе. - М., 1971

13. Блажевич В. Этюды на легато. - М., 1924

14. Григорьев Б. Гаммы, арпеджио, интервалы на тромбоне. - М., 1963

15. Зарубежные классики. Сборник пьес. - М., 1959

16. Избранные 12 пьес Э. Грига. Сборник. - М.-Л., 1950

17. Крейн М. Романс. - М., 1962

18. Лебедев А. Школа игры на тубе. – М., 1971

19. Лёгкие пьесы для трубы. Сборник С. Болотина.- Л., 1964

20. Лёгкие пьесы для трубы. Сборник С. Болотина. - Л., 1968

21. Лубочек. Сборник пьес. Сост.Л. Шлег. - М., 1979

22. Липкин Л. Начальные уроки игры на трубе. - М., 1959

23. Лютак Л. Школа игры на трубе. - Варшава, 1966

24. Музыка для трубы. Сборник пьес. - Будапешт, 1971

25. Переложения и обработки для трубы и ф-но. Сост. С. Болотин. -Л.-М.,

1950

26. Полонский А. Ромакнс.- М., 1962

27. Произведения советских композиторов для трубы. Сост. Л. Чумов. -М.,

1974

28. Прокофьев С. Практическое пособие игры на трубе. -Л. , 1968

29. Пьесы для трубы.Сборник. Ред. С.Ерёмина. - М., 1963

30. Пьесы для трубы советских композиторов. Сборник. - М., 1971

31. Пьесы для трубы советских композиторов. Сборник. Сост. Л. Чумов. - М.,

1978

32. Пьесы для трубы советских композиторов. Сборник. Сост Л. Чумов. - М.,

1980

33. Пьесы композиторов соц. Стран. Сборник. Сост. Л. Чумов. - М., 1975

34. Пьесы русских композиторов. Сборник. Сост. С. Ерёмин. - М., 1974

35. Пьесы Р. Шумана (из «Альбома для юношества») - М., 1965

36. Пять пьес И. Дворжачека. Сборник. - Прага, 1971

37. Раков Н. Мелодия. - М., 1956

38. Раков Н. Сюита. - М., 1958

39. Русские классики. Сборник лёгких пьес. Сост.П. Волоцкой. - М., 1960

40. Седракян А. Начальная школа на тубе. Ч. 1 – М.: военно-дирижерский

факультет МКГ, 1960

41. Сборник педагогического репертуара ДМШ. Сост. С.Ерёмин. - М., 1954

42. Сборник танцев и мелодий для трубы. Сост. И. Калиновский. - М., 1976

43. Три пьесы В. Щёлокова. Сборник. - М.-Л., 1951

44. Усов Ю. Школа игры на трубе.- М., 1985

45. Усов Ю. Хрестоматия пед. репертуара для трубы. 1-2 классы ДМШ. - М.,

1973, 1980

46. Усов Ю. Хрестоматия пед. репертуара для трубы. 3-4 классы ДМШ. - М.,

1979

47. Усов Ю. Хрестоматия пед. репертуара для трубы. 1-3 классы ДМШ. -

М.,1983.

48. Учебный репертуар ДМШ. 1 класс. Сборник пьес. - Киев,1978.

49. Учебный репертуар ДМШ. 2 класс. Сборник пьес. - Киев,1979.

50. Учебный репертуар ДМШ. 3 класс. Сборник пьес. - Киев,1980.

51. Учебный репертуар ДМШ. 4 класс. Сборник пьес. - Киев,1981.

52. Фибих З. Поэма.Переложение для тубы. - М., 1954

53. Хрестоматия педагогического репертуара ДМШ для тромбона/ Сост. В.

54. Яковлев. – М.: военно-дирижерский факультет МГК, 1981

55. Чишко О. Ребячьи забавы. - Л. , 1972

56. Чумов Л. Школа начального обучения игре на трубе. - М., 1979

57. Чумов Л. Этюды для начинающих трубачей. - М., 1969

58. Чумов Л. Лёгкие этюды и упражнения для трубы. - М., 1973

59. Чумов Л. Лёгкие этюды для трубы. - М., 1980

60. Щёлоков В. Концерт (детский). - М., 1968

61. Этюды и упражнения для тромбона/ Сост. А. Седракян. – М., 1962

62. Яковлев В. Пособие по начальному обучению игре на тромбоне. - М.:

военно-дирижерский факультет МКГ, 1986

Методическая литература

– 184 с. Методика обучения игре на духовых инструментах. Вып.1. - М., 1964

Аста: Агата: ВКТ: 2009 – 320 с. Усов Ю.А. Организация учебного процесса по специальности на духовом отделении // Методические записки по вопросам музыкального образования. Вып.3. – М.: «Музыка»,1991. – С.76 –88

«Государственный институт искусствоведения»

«Исполнительство на духовых инструментах и вопросы музыкальной педагогики», Сб.

«Комплексный подход к проблемам музыкального образования», Сб. тр., М., 1986 г.

«Работа над чистотой строя на духовых инструментах (методические рекомендации)»,

«Совершенствование методики обучения игре на духовых инструментах (методические

«Современное исполнительство на духовых и ударных инструментах», Сб. тр. Вып 103, М., 1990, 144 с. 1960, вып. 1 С. 338-355. 1979, с 101-119. 1986, 191 с. 29 с.

А.А.Федотов «Методика обучения игре на духовых инструментах», М., 1975

А.А.Федотов «О выразительных средствах кларнетиста в работе над музыкальным об-

А.Володин «Вопросы исполнительства на духовых инструментах», Сб. тр. Л., 1987,

А.Володин «Роль гармонического спектра в восприятии высоты и тембра звука», Му-

А.Я.Зис «Исполнительство на духовых инструментах (история и методика)», Киев, 1986, 111с.

Абаджян Г. Методика развития исполнительских приѐмов на духовых

Б.В.Ничков «Духовая инструментальная культура Беларуси: XIX-XX столетия», дис-

Б.Диков «Методика обучения игре на кларнете», М., 1983, 192 с.

Б.Диков «О дыхании при игре на духовых инструментах», М.,1956, 101с.

Булучевский Ю.С. Краткий музыкальный словарь для учащихся. /

В.Григорьев «Некоторые проблемы специфики игрового движения музыканта - исполнителя. Вопросы музыкальной педагогики», Вып. 7, М., 1986, с.65-81.

В.Н.Апатский «О совершенствовании методов музыкально-исполнительской подготов-

В.Н.Говор «Сферозвуковая технология освоения духовых инструментов», Методологи-

Вопросы методики обучения игре на духовых инструментах. – М., 2002

Газарян В. В мире музыкальных инструментов/В. Газарян – М. :

Гнесиных, 199 М. ,1983, 19 с.

Диков Б. Методика обучения игре на духовых инструментах. - М., 1956

Должиков. Ю. Техника дыхания духовика // Вопросы музыкальной

духовых инструментах. / Б.Диков. – М.: Музгиз, 1956, -101 с.

Е.Н.Маркова «Интонационность музыкального искусства», Киев, 1990, 182 с. автореф. канд. искусствоведения, М., 1971

И.П.Мозговенко «Гаммы как основа исполнительского мастерства кларнетиста. Испол.

игре на духовых инструментах. Вып. 3 – М., «Музыка», 1971

К.Э.Мюльберг «Исследование некоторых компонентов техники кларнетиста (дыхание,

Исполнительство на духовых инструментах. История и методика», Киев, классов духовых инструментов ДМШ, ДШИ, ССУЗов, ВУЗов, I часть. СПб-Тверь, 2012

Крунтяева Т. С. Словарь иностранных музыкальных терминов [Текст]:

Л.А.Грищенко «Психология восприятия внимания, памяти», Екатеринбург, 1994, с.83.

Л.Г.Арчажникова «Проблема взаимосвязи музыкально-слуховых представлений и му-

Л.Н.Логинова «О слуховой деятельности музыканта-исполнителя. Теоретические про-

Материалы Всесоюзного семинара исполнителей на духовых инструментах», М., 1988,

Методика обучения игре на духовых инструментах. Вып.2. - М., 1966

Методика обучения игре на духовых инструментах. Вып.3. - М., 1971

Методика обучения игре на духовых инструментах. Вып.4.- М., 1976

Методическое пособие для преподавателей музыкальных школ. Ред. Р. Степанова.- М., 1981Минск, 1982, 15 с.

Музыкальная энциклопедия / ред. Ю.В. Келдыша. – М. : Советская энциклопедия, 1973 – в 6 т. Некоторые вопросы воспитания учащихся ДМШ. - М., 1981

музыкально-исполнительским образом. Музыкальное воспитание: опыт, проблемы, перспективы», Тамбов, Тамбовский музыкально-педагогический институт имени С.В.Рахманинова,1994

Н.В.Волков «Основы управления звучанием при игре на кларнете», Дис.канд. искус-

Н.В.Волков «Проблемы и методы эффективного обучения музыканта-духовика. Про-

Н.В.Волков «Проблемы развития творческого мышления музыканта-духовика. Наука,

Н.В.Волков «Теория и практика искусства игры на духовых инструментах», М., 2008

Н.В.Волков «Частотная характеристика трости язычковых духовых инструментов и за-

Н.В.Волков «Экспериментальное исследование некоторых факторов процесса звукооб-

Н.Вендрова «Воспитание музыкой», М., Просвещение, 1991

Н.Гарбузов «Зонная природа тембрового слуха», М., 1956, 71 с.

Н.Платонов «Вопросы методики обучения игре на духовых инструментах», М., Музиз-

на, 1976

Назаров И. Основы музыкально-исполнительской техники и метод её совершенствования. - Л., 1969 напряжение губ, реакция трости, выразительность штриха, легато)», автореф. дис.. Историография: Автореф. дис... доктора искусствоведения. М., 1997 49 с.

П.Н.Евтихиев, Г.А.Карцева «Психолого-педагогические основы работы учащегося над музыкально-исполнительским образом. Музыкальное воспитание: опыт, проблемы, перспективы», Сб. тр. Тамбов, 1994, с.43-54.

П.Н.Евтихиев, Г.А.Карцева «Психолого-педагогические основы работы учащегося над

П.Н.Казимир «Инструктивный материал трубача: учебно – методическое пособие: в 2

педагогики. Вып. 4 – М., «Музыка», 1983

педагоги-ки. Вып. 4.- М.,1983.

педагогики. Сост. И. Пушечников. - М., 1979

Платонов Н. Вопросы методики обучения игре на духовых инструментах. – М., 1958

Платонов Н. Школа игры на духовых инструментах. – М.: «Музыка», 1983

полнительства на духовых инструментах», Сб. тр. Вып 80, 1985, с. 50-75.

Просвещение, 1989 – 192с. – 2-е изд. Диков Б. О дыхании при игре на

Р.А.Маслов «Исполнительство на кларнете (XVIII - начало XX вв.)», Источник (на язычковых духовых инструментах). Актуальные вопросы теории и практики ис-

Словарь музыкальных терминов [Текст]: словарь/Сост. Е. Яных. – М. М., 1987, 185 с.

теории музыки», Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского

Теория и практика игры на духовых инструментах. Киев., 1989 136 с. тр. Вып. 45 М., 1979, 222 с.

ч. П.Н. Казимир; ред.: Н.А. Еловская, Э.М. Прейсман», Красноярск, 2010, Гриф ФГНИУ

ческие основы инструментально-духовой педагогики. Учебное пособие для преподавателей

Ю.А.Усов «История отечественного исполнительства на духовых инструментах», М.,

Ю.Н.Бычков «Проблемы детского музыкального воспитания», Вып. 131 - М.: РАМ им.

Ю.Н.Должиков «Техника дыхания флейтиста. Вопросы музыкальной педагогики», М.,

Ю.Рагс «Интонирование мелодии в связи с некоторыми ее элементами. Труды кафедры

Ю.С.Булучевский, В.С.Фомин. – Л: Музыка, 1988 – 344с. Волков Н.В.

Юрий Яковлевич Лихачев «Авторская школа. Современная методика обучения детей

Ягудин Ю. О развитии выразительности звука // Методика обучения



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!