СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Валеология на уроках изобразительного искусства»

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема сохранения и укрепления здоровья интересовала человечество в разные исторические эпохи. В 1980 г. впервые российский ученый И.Н. Брехман высказал идею о необходимости выделения здоровья индивида в качестве предмета исследования и ввел термин «валеология» (как производное от латинского «valeo» - «здоровье», «быть здоровым»).

               На современном этапе развития общества проблема сохранения и укрепления здоровья человека, выживания человека является одной из наиболее важных задач. Обусловлено это высокотехнологичным уровнем производства, значительной интенсивностью труда, отрицательным влиянием окружающей среды, ростом заболеваемости и смертности от заболеваний неинфекционного характера, появлением большого числа новых заболеваний, низкой продолжительностью жизни, а также ростом поведенческих факторов риска.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности «Валеология на уроках изобразительного искусства»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №16

имени Романа Георгиевича Цецульникова»












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Валеология на уроках изобразительного искусства»







Составитель:

учитель изобразительного искусства первой квалификационной категории

Степанова Елена Юрьевна










Кемерово

2020



СОДЕРЖАНИЕ стр.


1. Пояснительная записка 3

2. Тематический план учебной дисциплины 5

3. Содержание учебной дисциплины 7

4. Перечень литературы и средств обучения 11









































1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Проблема сохранения и укрепления здоровья интересовала человечество в разные исторические эпохи. В 1980 г. впервые российский ученый И.Н. Брехман высказал идею о необходимости выделения здоровья индивида в качестве предмета исследования и ввел термин «валеология» (как производное от латинского «valeo» - «здоровье», «быть здоровым»).

На современном этапе развития общества проблема сохранения и укрепления здоровья человека, выживания человека является одной из наиболее важных задач. Обусловлено это высокотехнологичным уровнем производства, значительной интенсивностью труда, отрицательным влиянием окружающей среды, ростом заболеваемости и смертности от заболеваний неинфекционного характера, появлением большого числа новых заболеваний, низкой продолжительностью жизни, а также ростом поведенческих факторов риска.

В связи с этим, несомненно, важно обладать человеку знаниями, умениями и навыками по сохранению и укреплению индивидуального здоровья, методами оценки индивидуального физического развития и уровня здоровья, что подтверждается задачей, выдвинутой «Глобальной стратегией здоровья» ВОЗ о «необходимости повышения роли личной ответственности человека за свое здоровье». Все это, в свою очередь, подчеркивает необходимость обучения школьников основам валеологии, формированию у них осознанного отношения к своему здоровью и здоровью своих близких.

Изучение программы внеурочной деятельности «Валеология на уроках изобразительного искусства» тесно связано с такими дисциплинами, как русский язык и культура речи, физическая культура, здоровый человек и его окружение, экология человека, психология, безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф, физическое воспитание и другие.

Изучение программы внеурочной деятельности «Валеология на уроках изобразительного искусства» проводится в виде двух блоков, внутри которых темы объединены общей смысловой канвой, завершается изучение каждого блока семинаром. Первый блок объединяет темы, связанные с общими представлениями о здоровье и здоровом образе жизни, факторах риска и путях укрепления здоровья. Во втором блоке происходит знакомство и освоение методов оценки уровня индивидуального физического развития и уровня здоровья.

Особенностью данной программы является комплексный подход в обучении принципам здорового образа жизни, методам сохранения и укрепления здоровья, что предусматривает использование разнообразных методов, форм и средств обучения.

Программой предусмотрены такие формы организации уроков, как лекции-беседы и лекции-дискуссии, проведение семинаров, комбинированных уроков и уроков-конференций. При освоении данной программы рекомендуется широко использовать активные методы обучения: работа малыми группами, «мозговой штурм», проблемная лекция, анализ конкретных ситуаций.


В результате освоения курса школьник должен знать:

- определение понятий «здоровье», «здоровый образ жизни»;

- основные принципы здорового образа жизни;

- основные принципы и правила сохранения и укрепления индивидуального здоровья;

- способы сохранения и укрепления здоровья.

В результате освоения курса школьник должен уметь:

- проводить исследование и оценку уровня физического развития;

- проводить исследование и оценку уровня здоровья;

- проводить исследование и оценку адаптационных возможностей организма человека;

- составлять рекомендации по вопросам сохранения и укрепления индивидуального здоровья.

Изучение программы внеурочной деятельности «Валеология на уроках изобразительного искусства» завершается зачетом.
































2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


п/п

Тема

Макс.

учебн.

нагрузка

час.

Самост.

работа


Количество часов при очной форме обучения


всего


теория

практич.

работа


1.

Исторические и современные аспекты изучения здоровья человека

6


6

6


2.

Здоровье как система

6


6

6


3.

Образ жизни человека



6

6


4.

Третье состояние человека. Нелекарственные методы оздоровления человека. Пути укрепления здоровья. Урок-конференция

2


2

2


5.

Философия здоровья

4


4

4


6.

Физическое развитие человека как показатель уровня здоровья



2

2


7.

Опорнр-двигательный аппарат: методы профилактики

4


4

4


8.

Исследование и оценка функций дыхательной системы. Способы тренировки

2


2

2


9.

Роль сердечно-сосудистой системы в укреплении физического здоровья

2


2

2


10.

Исследование и оценка физической работоспособности человека

2


2

2


11.

Методы оценки психо-физиологического состояния

4


4

4


12.

Исследование и оценка адаптационных возможностей человека

2


2

2


13.

Исследование и оценка стрессоустойчивости человека

4


4

4


14.

Хронобиологические основы жизнедеятельности

2


2

2


15.

Интегральная оценка состояния здоровья и уровня физического развития человека. Биологический возраст

4


4

4


16.

Итоговое занятие

4


4

4



ВСЕГО

56


56

56

































3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Тема 1. Исторические и современные аспекты изучения здоровья человека.

Трактовки понятия здоровье с позиции нормы и патологии. Понятие «валеология». Определение здоровья в устном народном творчестве (поговорки, пословицы, сказки, изобразительном искусстве. Использование способов укрепления и сохранения здоровья в различные исторические эпохи. Рассмотрение проблемы сохранения и укрепления здоровья на современном этапе.


Тема 2. Здоровье как система.

Состояние здоровья населения мира, основные тенденции. Медико-демографическая ситуация в России (динамика показателей заболеваемости, смертности, продолжительности жизни). Уровни формирования здоровья (индивидуальный, общественный, государственный). Виды здоровья (индивидуальное, общественное). Показатели здоровья (уровень и гармоничность физического развития, резервные возможности, уровень иммунной защиты, наличие или отсутствие хронического заболевания или физического дефекта, уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок). Составляющие здоровья (социальная, физическая, психологическая, нравственная), их зависимость от поведения человека. Здоровье, как целостное, многомерное и динамичное состояние.


Тема 3. Образ жизни человека

Представление об образе жизни, как взаимоотношения человека с окружающим миром. Определение понятия «образ жизни человека». Категории образа жизни (уровень жизни, качество жизни, условия жизни, стиль жизни).

Образ жизни молодежи и его современные особенности (гиподинамия, несоблюдение режима дня, нерациональное питание, информационная перегруженность, стрессы, наличие вредных привычек).

Здоровый образ жизни. Представления о здоровом образе жизни в трудах древнегреческих ученых, в картинах известных художников. Основные элементы здорового образа жизни (рациональное питание, оптимальная физическая активность, гигиенические мероприятия, отказ от вредных привычек, профилактика инфекционных заболеваний, оздоровительные мероприятия).

Тема 4. Третье состояние человека. Нелекарственные методы оздоровления человека. Пути укрепления здоровья. Урок-конференция.

Профилактика как основное направление современной медицины. Цели профилактики. Виды профилактики (первичная, вторичная, третичная).

Нелекарственные методы оздоровления организма: арт-терапия, музыкотерапия, танцетерапия, гимнастика йогов, аюрведа, ароматерапия и другие. Их влияние на организм человека: положительное и отрицательное. Общие требования к применению нелекарственных методов оздоровления.


Тема 5. Философия здоровья.

Состояние здоровья населения России. Состояние здоровья молодежи. Определение «здоровье», составляющие здоровья, виды здоровья, показатели здоровья. Категории образа жизни. Определение «здоровый образ жизни». Условия формирования здорового образа жизни. Критерии эффективности здорового образа жизни. Методы исследования факторов риска. Требования к выбору способов укрепления здоровья. Оценка эффективности способов укрепления здоровья.


Тема 6. Физическое развитие человека как показатель уровня здоровья

Роль физического развития в прогнозировании здоровья человека. Значимость физического развития в детском и зрелом возрастах. Условия проведения исследования физического развития (место, время, освещение, температурный режим, инструментарий, поза, психологический комфорт, стандартные методики).

Конституция человека, ее прогностическая значимость. Методика исследования конституции человека. Прогностическая значимость пола и возраста человека.


Тема 7. Опорно-двигательный аппарат: методы профилактики

Роль опорно-двигательного аппарата в жизнедеятельности человека. Периоды, опасные по развитию нарушений осанки и плоскостопия. Функции позвоночника (поддерживающая, защитная, опорная, амортизационная, двигательная). Отделы позвоночника и виды его физиологических изгибов.


Тема 8. Исследование и оценка функций дыхательной системы. Способы тренировки.

Роль дыхания в жизнедеятельности человека. Причины, приводящие к заболеваниям органов дыхания. Подвижность грудной клетки: ее роль в поддержании дыхания, методы изучения. Методы оценки результатов.

Дыхательные гимнастики по Стрельниковой, по Бутейко, звуковая, йогов, лечебная (техника выполнения, влияние на функцию дыхания).


Тема 9. Роль сердечно-сосудистой системы в укреплении физического здоровья

Роль сердечно-сосудистой системы в сохранении и укреплении здоровья человека. Методы оценки сердечно-сосудистой системы человека. Основные физические качества человека (сила, быстрота, гибкость, выносливость, равновесие). Их значение в поддержании здоровья человека. Исследование силы кисти, силы мышц спины.

Представления об аэробных и анаэробных физических упражнениях, их значение в тренировке сердечно-сосудистой системы. Основные рекомендации по увеличению физической активности человека.


Тема 10. Исследование и оценка физической работоспособности человека

Определение понятия «работоспособность». Физическая работоспособность, как объективный показатель уровня здоровья. Виды функциональных проб (специфические, неспецифические). Типы реакций на физическую нагрузку (нормотоническая, гипертоническая, дистоническая, ступенчатая). Понятие о восстановительном периоде.


Тема 11. Методы оценки психофизиологического состояния

Умственная работоспособность и ее роль в укреплении здоровья детей и подростков. Представление об умственной работоспособности и ее характеристиках (точность и скорость мыслительной работы, ход восстановительного процесса). Сферы умственной работоспособности (когнитивная, эмоциональная).

Виды умственного труда. Факторы, влияющие на умственную работоспособность (социальные, педагогические, психологические, медико-биологические, гигиенические). Понятия «утомление», «переутомление». Причины, приводящие к утомлению. Внешние признаки утомления.


Тема 12. Исследование и оценка адаптационных возможностей человека.

Адаптация, как фактор сохранения и укрепления здоровья. Определение понятия «адаптация». Биологический смысл адаптации. Типы адаптационных реакций (физиологическая, напряженная, патологическая).

Виды адаптации человека, при которых включаются адаптивные реакции (к высоким и низким температурам, к уровню атмосферного давления, физическим нагрузкам, психологическим нагрузкам, дефициту информации). Определение понятий «компенсаторные реакции», «защитные реакции».


Тема 13. Исследование и оценка стрессоустойчивости человека

Стресс и его влияние на здоровье человека.

Виды стрессов (физиологические, психологические). Проявления стресса (психические, поведенческие, соматические). Понятие об антистрессорных системах организма. Признаки стресса у человека.

Личностные особенности человека. Способы повышения стрессоустойчивости человека.


Тема 14. Хронобиологические основы жизнедеятельности

Биологические ритмы в природе и жизнедеятельности человека. Значение биологических ритмов для здоровья человека. Определения понятия «биологические ритмы». Виды биоритмов человека (физический, эмоциональный, интеллектуальный) и их характеристика.


Тема 15. Интегральная оценка состояния здоровья и уровня физического развития человека. Биологический возраст.

Биологический возраст как интегральный показатель роста, развития человека. Значение определения биологического возраста при массовых скрининговых исследованиях. Влияние факторов риска (курение, алкоголь, питание, ожирение) на показатели биологического возраста.


Тема 16. Итоговое занятие

Индивидуальный опрос по проблемным вопросам тем № 6-15:

Определение понятия «физическое развитие».

Условия проведения изучения физического развития.

Методы исследования уровня физического развития.

Методы оценки физического развития.

Методы определения типа конституции.

Прогностическая значимость типов конституции.

Роль опорно-двигательного аппарата в здоровье человека.

Функции позвоночника.

Методы оценки функции дыхания.

Виды дыхательных гимнастик.

Роль сердечно-сосудистой системы в сохранении и укреплении здоровья.

Методы оценки функции сердечно-сосудистой системы

Значение двигательной активности в тренировке сердечно-сосудистой системы.

Основные физические качества человека.

Методы оценки физических качеств человека

Виды тренировки сердечно-сосудистой системы.

Определение понятия «работоспособность человека».

Виды функциональных проб.

Типы реакций организма на физическую нагрузку.

Методы изучения физической работоспособности человека.




























4. ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ


Основная:

1. Абаскалова Н.П. Здоровью надо учить Текст / Н.П. Абаскалова. – Новосибирск, 2000, - 292 с.

2. Апанасенко, Г.Л. Медицинская валеология Текст / Г.Л. Апанасенко.- Ростов-н/Д.: «Феникс», 2000. – 248 с.

3. Барбараш, Н.А. Оцените свое здоровье сами Текст / Н.А. Барбараш, В.И. Шапошникова. – СПб.: Питер, 2003. – 256 с.

4. Дочкина, Н.Л. Диагностика, коррекция и профилактика Текст : Учебно-методическое пособие / Н.Л. Дочкина. – Кемерово.: ГОУ СПО «КОМК», 2004. – 26 с.

5. Захаренков, В.В. Умственная работоспособность детей и подростков и пути ее улучшения Текст : монография / В.В. Захаренков, Л.А.. Проскурякова, М.Ф. Савченков. – Новокузнецк.: Новок. Полиграфкомбинат, 2005. – 136 с.

6. Комплексная оценка показателей здоровья и адаптации в образовательных учреждениях (медико-физиологические и психологопедагогические основы мониторинга) Текст : Научно- методическое пособие / под.ред. Э.М.Казина. – Новокузнецк: ИПК. 2004. -169 с.

7. Очерки поведенческой психологии здоровья Текст : Науно- методическое пособие / Н.А.Барбараш, Л.С.Барбараш, М.Л. Лившиц и др. – Кемерово: ОблИУУ, 1995. - 245с.

8. Основы здорового образа жизни Текст : Рабочая тетрадь для практических занятий по валеологии. Часть 1. / под ред. Р.И.Айзмана. Новосибирск.: Сиб.согдашение. 1999. 224 с.

9. Пономарева, В.В. Физическая культура и здоровье Текст : учебник / под ред.. В.В.Пономарева – Москва.: ГОУ ВУНМЦ. 2001 – 352 с.

10. Практикум по валеологии. Текст: практикум по валеологии / под ред. Г.А.Кураева. – Ростов-н/Д.: Валеология, 1999. 193 с.

11. Практикум по психофизиологической диагностике Текст : учебное пособие / под ред. Э.М.Казина. – Москва.: Владос, 2000. 128 с.

12. Рыбаков, В.П. Биоритмы на службе здоровья Текст : учебник / В.П.Рыбаков. – Москва.: Сов.спорт, 2001 – 112 с.

13. Чепель, В.А. Здоровье сберегающие подходы к организации учебной деятельности. Методическое пособие Текст / В.А. Чепель, Н.Л. Дочкина. – Кемерово, 2004. -29 с.

14.Чепель, В.А. Оценка физического развития и физической работоспособности студентов Текст : Учебно - методическое пособие / В.А. Чепель, Н.Л. Дочкина. – Кемерово.: ГОУ СПО «КОМК», 2004. 53 с.


Дополнительная:

1. Гайс, И.А. Оздоровительная ходьба. Текст / И.А. Гайс,. – Москва.: Советский спорт. 1990. -48 с.

2. Горбунов, В.В. Вода дарит здоровье. Текст / В.В.Горбунов. – Москва.: Советский спорт, 1990. – 48 с.

3. Гуреев, Н.В. Активный отдых. Текст / Н.В. Гуреев. – Москва.: Советский спорт, 1991. – 53 с.

4. Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни. Текст / В.И. Дубровский. – Москва.: Флинта. 1999. - 560 с.

5. Здоровье без лекарств. Популярный энциклопедический справочник. Текст / под ред. Б.И. Сачко. – Минск.: Бел. Эн, 1994. – 383 с.

6. Как быть здоровым ( из зарубежного опыта обучения принципам здорового образа жизни) Текст : / перевод с англ. – Москва: Медицина, 1990. – 240 с.

7. Лаптев, А.П. Закаляйтесь на здоровье Текст / А.П.Лаптев. – Москва.: Медицина, 1991. – 160 с.

8. Майкова, О.А. Гимнастика в нашем доме Текст / О.А. Майкова. – Кемерово.: «Притомское», 1992. – 24 с.

9. Марков, В.В. Основы здорового образа жизни и профилактики заболеваний Текст / В.В. Марков. – Москва.: Академия, 2000. – 320 с.

10. Соковня-Семенова, И.И. Основы здорового образа жизни и первой медицинской помощи. Текст : Учебное пособие / И.И. Соковня-Семенова. Москва.: Академия, 2000. – 208 с.

11. Соколов, П.П. Гипотонию можно одолеть Текст / П.П.Соколов. – Москва.: Советский спорт, 1989. – 48 с.

12. Толкачев, Б.С. Физкультурный заслон ОРЗ. Текст / Б.С. Толкачев. – Москва.: Физкультура и спорт, 1992. – 176 с.

13. Шульберг, С. О здоровом образе жизни. Текст : учебное пособие / С.Шульберг, Л.Нипорент. Москва.: Диалектика, 2000.- 256 с.

1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!