СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа риторика ФГОС -3 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа Риторика, п новым ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа риторика ФГОС -3 1 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сапоговская средняя общеобразовательная школа»







рассмотрено

на заседании ШМО

Протокол № _1_____

«_19___» __08____2022__г.



УтверждЕНО

директор школы

______ Т.Ф. Чумакова

«_19_»__08_____2022__г.

Приказом № _114/1_










Рабочая программа ( календарно-тематическое планирование)

по предмету (курсу) «Риторика»

для 1 класса









Составитель:

ФИО: Цыгикало О.А.

Учитель начальных классов







а. Сапогов 2022



Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно - методическими документами:

  • Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утв.приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 (далее – ФГОС НОО);

  • Учебного плана МБОУ «Сапоговская СОШ»;

  • Основной образовательной программы МБОУ «Сапоговская СОШ»;

  • Примерной программы начального общего образования («Просвещение», 2010 г.) и авторской программы начального общего образования Т.А. Ладыженская , Н.В. Ладыженская «Детская риторика в рассказах и рисунках»: 1 класс М.: Баласс, , 2011г.;

  • Авторской программы для общеобразовательной школы «Детская риторика 1-4 классы», созданной под руководством Т.А. Ладыженской, в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, Баласс 2004 г.);

  • Положения о рабочей программе.

Содержание учебного курса

В структуре курса «Риторика» можно выделить два смысловых блока:

Первый блок – «Общение» даёт представление о

– сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;

– компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).

Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.

Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о

– тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;

– типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);

– речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.

Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников.

ОБЩЕНИЕ (17 ч).

Значение речи в жизни человека, общества.

Для чего люди общаются. Слово веселит, огорчает, утешает. С помощью слова люди могут договориться о выполнении совместной работы, организовать игру.

Виды общения. Устное и письменное общение (чем различаются). Словесное и несловесное общение. Жесты, мимика, темп, громкость в устной речи.

Виды речевой деятельности.

Слушание. Правила для слушающего.

Говорение. Голос, его окраска, громкость, темп устной речи. Правила для собеседников. (Не говори долго; говори то, что хорошо знаешь и т.д.)

Письменная речь. Графическая структура письменного текста: шрифтовые выделения. (О чём нам говорят шрифт, иллюстрации.)

Словесная вежливость, речевой этикет. Способы выражения (этикетные формы) приветствия, прощания, благодарности, извинения. Правила разговора по телефону.

ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ. (16 ч.)

Текст как смысловое и тематическое единство. Тема и основная мысль текста. Текст и заголовок текста. Ключевые (опорные) слова. Красная строка и абзацные отступы как смысловые сигналы частей текста.

Вывеска как информационный текст.

Приветствие, прощание, благодарность, извинение как разновидности текста (жанры). Этикетный диалог, его особенности (на примере разговора по телефону).

Разнообразие текстов, которые встречаются в жизни: скороговорки, чистоговорки, считалки, загадки; их произнесение с учётом особенностей этих текстов.

Экскурсии:

Вывески на магазинах нашего села.

Планируемые результаты освоения учебного курса

Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность действий на уроке;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

  • учиться работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предположения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других;

  • выразительно читать и пересказывать текст;

  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Личностными результатами изучения курса «Риторика» в 1-м классе является формирование следующих умений:

осознавать роль речи в жизни людей;

оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;

объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).

Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;

реализовывать простое высказывание на заданную тему;

ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;

самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;

– учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;

делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы .

Предметными результатами изучения курса «Риторика» в 1-м классе является формирование следующих умений:

различать устное и письменное общение;

различать словесное и несловесное общение, осознавать роль несловесного общения при взаимодействии людей, уместность использования различного темпа, громкости, некоторых жестов и мимики в разных ситуациях;

– уместно использовать некоторые несловесные средства в своей речи;

анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров приветствия, прощания, благодарности, извинения в различных ситуациях общения;

продуцировать уместные, эффективные этикетные жанры приветствия, прощания, благодарности, извинения применительно к разным ситуациям общения;

распознавать и вести этикетный диалог;

отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

находить по абзацным отступам смысловые части текста;

выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;

осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;

выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;

сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;

сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в стихотворном тексте;

оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения.

Тематическое планирование


Наименование раздела

Всего

часов

1

Раздел 1. Общение

17 ч


Для чего люди общаются. Понятие о риторике

Учимся вежливости.

Приветствуем в зависимости от адресата, ситуации общения.

Вывески, их информационная роль

Вывески. Экскурсия

Слово веселит. Слово огорчает. Слово утешает.

Удивляемся, радуемся, огорчаемся

Давайте договоримся

Говорим – слушаем, читаем – пишем.

Устная речь. Громко–тихо. Быстро–медленно. Узнай по голосу.

Правила разговора по телефону.

Несловесные средства устного общения: мимика и жесты.

Несловесные средства устного общения: мимика и жесты. Рефлексия.

Прощаемся в разных ситуациях общения

Правила вежливого поведения во время разговора.

Благодарим за подарок, услугу.

Повторение и обобщение



2

Текст. Речевые жанры

16 ч




Текст – что это такое?

О ком? О чём? (Тема текста).

Заголовок.

Извинение.

Очень важные слова

Ключ к тексту (основная мысль текста

Оформление текста на письме.

Знаки в тексте. Абзацы.

Как построен текст.

Как построен текст. Рефлексия.

Обращение.

Обращение.

Повторение и обобщение

Праздник русской речи.





33 ч


Цифровые образовательные ресурсы:

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://schoolcollection.edu.ru

2. Официальный сайт «Школа 2000». – Режим доступа:  http://www.sch2000.ru

3. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193

4. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа: www.km.ru/ed

5. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: www.festival.1september.ru








Приложение 1


Форма реализации курса с учетом программы воспитания


Наименование раздела

Форма реализации воспитательного потенциала

Всего

часов

1

Общение

Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины самоорганизации;
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, использование воспитательных возможностей содержания раздела через подбор соответствующих упражнений;
Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.

Одним из результатов общения является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.

17 ч

2

Текст. Речевые жанры

– объяснять значение эффективного культурного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества;

– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго, уважительного отношения в семье и к посторонним людям;

– отличать истинную вежливость от показной;

– адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия;

– учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;

– осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других общественных местах;

– анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек;

– поддерживать нуждающихся в помощи не только словом, но и делом.

На своих уроках в игровой форме учу детей правилам общечеловеческой культуры, вежливости, учтивости, приветливости, доброжелательности, умению различать доброе и злое, честное и бесчестное, предлагая ребятам решить множество различных жизненных ситуаций и риторических задач.

16 ч

3

Итого:


33 ч





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!