СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа спецкурса «Решение задач по информатике в формате ОГЭ» для 9 кл

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа спецкурса ориентирована на систематизацию знаний и умений по курсу информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для подготовки к государственной итоговой аттестации по информатике учащихся 9 классов, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования. Содержит каландарно-тематическое планирование на 17 часов. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа спецкурса «Решение задач по информатике в формате ОГЭ» для 9 кл»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4 г. Дивногорска



СОГЛАСОВАНО

Руководитель ШМО


______________ 2018 г.

УТВЕРЖДЕНО

директор

МБОУ СОШ № 4

___________________

Приказ № от __________





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

спецкурса «Решение задач по информатике в формате ОГЭ»

для 9А класса




Составитель:

Карпинская Т.В.,
учитель информатики









2018 г.

Пояснительная записка

Программа спецкурса ориентирована на систематизацию знаний и умений по курсу информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для подготовки к государственной итоговой аттестации по информатике учащихся 9 классов, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования.

Спецкурс «Решение задач по информатике в формате ОГЭ» разработан в рамках реализации Концепции основного обучения на средней ступени общего образования и соответствует Государственному стандарту основного образования по информатике и ИКТ.

Спецкурс ориентирован  на углубленную подготовку учащихся по информатике и ИКТ. Он расширяет базовый курс по информатике и информационным технологиям, является практико и предметно-ориентированным. Поэтому данный спецкурс будет способствовать совершенствованию и развитию важнейших знаний и умений в области информатики, предусмотренных школьной программой, поможет оценить свои возможности по информатике и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.

Содержание курса представляет самостоятельный модуль,  изучаемый в режиме интенсива. Планирование рассчитано на аудиторные занятия в интенсивном режиме, при этом тренинговые занятия учащиеся проводят в режиме индивидуальных консультаций с учителем, и после каждого занятия предполагается самостоятельная отработка  учащимися материалов по каждой теме курса в объеме временных рамок изучения темы. При необходимости возможны индивидуальные консультации.

Важное место в содержании данного курса занимает понимание учащимися особенностей содержания контрольно-измерительных материалов по информатике.

Половина учебного времени курса выделяется на конкретный тренинг учащихся по открытым материалам ОГЭ. Предлагаются аналогичные тренировочные задания для отработки содержания всех проверяемых на экзамене тематических блоков.

Цель курса

Систематизация знаний и умений по курсу Информатика и ИКТ и подготовка к государственной итоговой аттестации по информатике учащихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего общего образования.

Задачи курса

  • сформировать:

- положительное отношение к процедуре контроля в формате ОГЭ;

- представление о структуре и содержании контрольных измерительных материалов по предмету; назначении заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);

  • сформировать умения:

- работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом;

- эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;

- правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом и практикой работе на компьютере.

Спецкурс построен по принципу сочетания теоретического материала с практическим решением заданий в формате ОГЭ.

Организация учебного процесса стандартная: содержательное обобщение по теме, разбор типичных заданий разной сложности, тренинг по всему тематическому блоку. Содержательное обобщение по теме представляет собой систематизированное изложение материала, на уровне, немного превышающем базовый. Особенность изложения теории в том, что это не краткий справочный материал, а систематизация теории. В ходе работы  используются фрагменты, а после целиком бланки ответов, используемых на ОГЭ. В конце учащиеся  выполняют  варианты экзаменационных работ по информатике.

Преподавание спецкурса ориентировано на использование УМК, в который входят:
  1. Босова Л. Л. Информатика и ИКТ: учебник для 9-го класса. 1 часть / Л. Л. Босова. – М. : Бином. Лаборатория знаний, 2012.

  2. Босова Л. Л. Информатика и ИКТ: учебник для 9-го класса. 2 часть / Л. Л. Босова. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012.

  3. Босова Л. Л. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 9 кл./ Л. Босова. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2013.

  4. Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений, 2-11 классы: методическое пособие/составитель М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2012.

  5. Контрольно-измерительные материалы. Информатика. 9 класс/Ю. Антонова – ВАКО, Серия КИМ, 2016

  6. ОГЭ. Информатика и ИКТ: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов/ С.С. Крылов, Т.Е. Чуркина – М: Издательство «Национальное образование», 2017.

Учебный процесс можно организовать в двух взаимосвязанных и взаимодополняющих формах:

  • урочная формав которой учитель объясняет новый материал (урок-лекция), консультирует учащихся в процессе решения задач, учащиеся сдают зачеты по теоретическому материалу и выполняют практикумы (урок-практикум) по решению задач;

  • внеурочная форма, в которой учащиеся после занятий (дома или в компьютерном классе) самостоятельно выполняют задания по теме.

Основной формой проведения занятий являются личностно-ориентированные практикумы по решению задач, предусматривающие:

  • каждому ученику подбираются индивидуальные задачи (как правило, для тематического 2-3, для итогового до 10);

  • подбор задач для каждого ученика необходимо выполнять исходя из их умственных способностей и психологического настроя,

  • задачи каждому ученику выдаются адресно, каждый ученик на разных занятиях практикума имеет разный вариант.

Промежуточный контроль знаний осуществляется в форме выполнения контрольных работ, тестов в бумажном варианте и в сети Интернет. В качестве итогового контроля учащимся предлагается выполнить одну из демонстрационных версий ОГЭ прошлых лет. Но окончательная успешность освоения спецкурса будет определена после сдачи ОГЭ по информатике и ИКТ.

Распределение учебного времени представлено в таблице:

Класс

Спецкурс

Количество часов

Решение задач по информатике в формате ОГЭ

17

Планируемые результаты обучения

В результате изучения спецкурса ученик должен знать/понимать/уметь

  • Знать структуру файловой системы и организацию данных

  • Иметь представление о дискретной форме представления числовой, текстовой, графической и звуковой информации

Уметь:

  • оценивать количественные параметры информационных объектов

  • определять значение логического выражения

  • анализировать формальные описания реальных объектов и процессов

  • представлять формульную зависимость в графическом виде

  • исполнять алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд

  • кодировать и декодировать информацию

  • исполнять линейный алгоритм, записанный на алгоритмическом языке

  • исполнять простейший циклический алгоритм, записанный на алгоритмическом языке

  • исполнять циклический алгоритм обработки массива чисел, записанный на алгоритмическом языке

  • анализировать информацию, представленную в виде схем

  • осуществлять поиск в готовой базе данных по сформулированному условию

  • записывать простой линейный алгоритм для формального исполнителя

  • определять скорость передачи информации

  • исполнять алгоритм, записанный на естественном языке, обрабатывающий цепочки символов или списки

  • использовать информационно-коммуникационные технологии

  • осуществлять поиск информации в Интернете

  • проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы или базы данных

  • составить алгоритм в среде формального исполнителя или на языке программирования




Содержание спецкурса


Раздел 1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ –12 ч

Тема 1.1 Представление информации – 6ч

Основные подходы к разработке контрольно-измерительных материалов ОГЭ по информатике. Информация. Язык как способ представления и передачи информации: естественные и формальные языки. Формализация описания реальных объектов и процессов, моделирование объектов и процессов. Дискретная форма представления информации. Единицы измерения количества информации

Тема 1.2 Передача информации – 1ч

Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, скорость передачи информации. Кодирование и декодирование информации

Тема 1.3 Обработка информации – 5ч

Алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов. Блок-схемы. Алгоритмические конструкции. Исполнители алгоритмов. Логические значения, операции, выражения. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья. Представление о программировании.



Раздел 2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ – 5 ч

Тема 2.1 Математические инструменты, динамические (электронные) таблицы – 1ч

Таблица как средство моделирования. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению. Ввод математических формул и вычисления по ним. Представление формульной зависимости в графическом виде.

Тема 2.2 Организация информационной среды – 1ч

Оценка количественных параметров информационных объектов. Объем памяти, необходимый для хранения объектов. Оценка количественных параметров информационных процессов. Скорость передачи и обработки объектов.

Тема 2.3 Создание и обработка информационных объектов –1 ч

Базы данных. Поиск данных в готовой базе. Создание записей в базе данных. Запросы к базе данных. Логические выражения в запросах.

Тема 2.4 Поиск информации – 2 ч

Информация в компьютерных сетях. Локальные и глобальные компьютерные сети. Скорость передачи информации. Пропускная способность канала. Поисковые системы, формулирование запросов


Приложение

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема

Практическая часть
программы

Текущий и промежуточный контроль

Дата

план

факт

Раздел 1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ –12 ч

Тема 1.1 Представление информации – 6ч

1

Структура КИМ. Типы заданий. Распределение заданий экзаменационной работы по уровням усвоения учебного содержания курса.





2

Представление информации. Единицы измерения.

Практикум «Количественные параметры информационных объектов»

Самостоятельная работа



3

Формализация описания реальных объектов и процессов.





4

Моделирование объектов и процессов.

Практикум «Формальные описания реальных объектов и процессов» «Анализирование информации, представленной в виде схем»

Самостоятельная работа



5

Дискретная форма представления информации

Практикум «Дискретная форма представления числовой, текстовой, графической и звуковой информации»




6

Обобщение и систематизация знаний

Решение заданий 1, 3, 11, 13 демо-версии

Проверочная работа



Тема 1.2 Передача информации –1 ч

7

Передача информации. Кодирование и декодирование информации

Практикум  «Кодирование и декодирование информации»

Самостоятельная работа



Тема 1.3 Обработка информации – 5 ч


8

Алгоритм, свойства, способы записи. Алгоритмические конструкции. Исполнители алгоритмов

Практикум «Линейный алгоритм, записанный на алгоритмическом языке Алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд»

Самостоятельная работа



9

Логические значения, операции, выражения

Практикум «Значение логического выражения»

Самостоятельная работа



10

Обрабатываемые объекты: цепочки символов,

Практикум «Алгоритм, записанный на естественном языке, обрабатывающий цепочки символов или списки»

Самостоятельная работа



11

Алгоритмические конструкции

Практикум «Простейший циклический алгоритм, записанный на алгоритмическом языке»

Самостоятельная работа



12

Обобщение и систематизация знаний

Решение заданий 8, 6, 2, 16,9 демо-версии

Проверочная работа



Раздел 2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ – 5ч

13

Электронные таблицы. Представление формульной зависимости в графическом виде.

Практикум «Формульная зависимость в графическом виде» 

Самостоятельная работа



14

Организация информационной среды

Практикум «Скорость передачи информации»

Самостоятельная работа



15

Запросы к базе данных. Логические выражения в запросах.

Практикум «Осуществление поиска в готовой базе данных по сформулированному условию»

Самостоятельная работа



16

Поисковые системы, формулирование запросов


Практикум «Осуществление поиска информации в Интернете»

Самостоятельная работа



17

Итоговый контроль


Тестирование в формате ОГЭ






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!