СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного курса «В мире информатики» 1-3 класс

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного курса «В мире информатики» 1-3 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа села Кузьминские Отвержки

Липецкого муниципального района Липецкой области


Рассмотрена на заседании

ШМО учителей математики,

физики и информатики и ИКТ

Протокол №__

от «___»__________2023 г

Принята на педагогическом совете

Протокол № __

от «__»__________2023 г.

Утверждаю

Директор школы

____________ Шишин И. И.

Приказ № ______

от «__»___________2023 г.





Рабочая программа

учебного курса

«В мире информатики»



Разработала и реализует программу

учитель информатики

Якименко Светлана Анатольевна




Липецкая область

2023-2024 учебный год

Цели изучения курса «В мире информатики»

Целями изучения курса являются:

развитие алгоритмического и критического мышлений;

формирование необходимых для успешной жизни в меняющемся мире универсальных учебных действий (универсальных компетентностей) на основе средств и методов информатики и информационных технологий, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать её результаты;

формирование и развитие компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Основные задачи курса:

формирование понимания принципов устройства и функционирования объектов цифрового окружения;

формирование знаний, умений и навыков грамотной постановки задач, возникающих в практической деятельности, для их решения с помощью информационных технологий;

формирование умений и навыков формализованного описания поставленных задач;

формирование базовых знаний основных алгоритмических структур и умения применять эти знания для построения алгоритмов решения задач по их математическим моделям;

формирование умения грамотно интерпретировать результаты решения практических задач с помощью информационных технологий, применять полученные результаты в практической деятельности.


Курс «В мире информатики» позволяет реализовать межпредметные связи с учебными предметами «Технология» (раздел «Информационно-коммуникативные технологии»), «Математика» (раздел «Математическая информация»), «Окружающий мир» (раздел «Правила безопасной жизни»).

На реализацию программы отводится 1 час в неделю. В 1 классе — 24 часов, во 2 — 3 классах — по 34 часа.

Срок реализации программы — 3 года.

Для каждого класса предусмотрено резервное учебное время, которое может быть использовано участниками образовательного процесса в целях формирования вариативной составляющей содержания конкретной рабочей программы. В резервные часы входят некоторые часы на повторение, проектные занятия и занятия, посвящённые презентации продуктов проектной деятельности. При этом обязательная часть курса, установленная рабочей программой, и время, отводимое на её изучение, должны быть сохранены полностью.


Содержание курса «В мире информатики»

1 класс – 24 часа

1. Описание и сравнение предметов

Цвет и форма предмета. Состав и действия предмета. Признаки и сравнение предмета.

2. Последовательность событий и действий

Последовательность событий. Порядок действий. Истина и ложь. Вначале – потом. Понятия «вверх», «вниз», «вправо», «влево». Понятия «больше», «меньше», «равно», «не равно»

3. Информация

Информация и способы получения информации. Хранение, передача и обработка информации. Восприятие информации. Органы восприятия информации. Виды информации по способу восприятия.


2 класс – 34 часа

1. Объект

Что такое объект. Свойства объекта. Схожие признаки. Группировка. Отличительные признаки. Загадки

2. Информация

Виды информации. Получение, представление и сохранение информации. Передача информации

3. Алгоритм

Алгоритм. Свойства алгоритма. Линейные алгоритмы. Исполнение алгоритма. Истинные и ложные высказывания. Неопределенные высказывания. Самый удобный и самый короткий путь. Последовательность действий и событий. Поиск закономерностей.

4. Логические рассуждения

Понятие «истина» и «ложь». Отрицание. Логические операции «и», «или». Графы. Деревья. Таблицы. Решение задач.



3 класс – 34 часа

1. Человек и информация

Информация в природе. Информационные процессы. Передача информации. Кодирование информации. Ребус. Обработка информации

2. Алгоритм

Группа объектов. Отличительные признаки объекта. Понятия «все», «не один», «некоторые». Закономерность. Алгоритм. Линейный алгоритм. Ветвление. Выбор целесообразного пути. Повторяющиеся действия. Алгоритм с ветвлениями и циклами. Решение задач

3. Компьютер

Компьютер и информация. Рабочий стол. Папка. Программа Paint. Интерфейс программы. Палитра. Атрибуты. Единицы измерения (пиксель, дюйм). Форматы графических файлов. Работа с фрагментом рисунка. Создание и сохранение графического файла. Инструменты графического редактора: заливка, фигуры, цвет, ластик, подпись, кисти, фон, контур фигур, масштаб, палитра. Копирование фрагмента изображения. Добавление цвета в палитру.



Планируемые результаты освоения курса

В результате изучения курса в школе у обучающихся будут сформированы следующие результаты.

Личностные результаты

Личностные результаты изучения курса характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся в части:

Гражданско-патриотического воспитания:

первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.

Духовно-нравственного воспитания:

проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности;

принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности.

Эстетического воспитания:

использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведения в окружающей среде (в том числе информационной);

бережное отношение к физическому и психическому здоровью.



Трудового воспитания:

осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.

Экологического воспитания:

проявление бережного отношения к природе;

неприятие действий, приносящих вред природе.

Ценности научного познания:

формирование первоначальных представлений о научной картине мира;

осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.


Метапредметные результаты

Универсальные познавательные учебные действия:

базовые логические действия:

сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;

объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;

определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;

находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;

выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;

устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;

базовые исследовательские действия:

определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;

с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;

сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие);

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);

прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

работа с информацией:

выбирать источник получения информации;

согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа её проверки;

соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;

анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.


Универсальные коммуникативные учебные действия:

общение:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

признавать возможность существования разных точек зрения;

корректно и аргументированно высказывать своё мнение;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

готовить небольшие публичные выступления;

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;

совместная деятельность:

формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

оценивать свой вклад в общий результат.


Универсальные регулятивные учебные действия:

самоорганизация:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

выстраивать последовательность выбранных действий;

самоконтроль:

устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;

корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Предметные результаты

К концу обучения в 1 классе по курсу обучающийся научится:

1. Цифровая грамотность:

соблюдать правила техники безопасности при работе с компьютером;

иметь представление о компьютере как универсальном устройстве для передачи, хранения и обработки информации;

использовать русскую раскладку клавиш на клавиатуре;

иметь представление о клавиатуре и компьютерной мыши (описание и назначение);

знать основные устройства компьютера;

осуществлять базовые операции при работе с браузером;

иметь представление о программном обеспечении компьютера (понятие «программа»);

иметь базовые представления о файле как форме хранения информации.

2. Теоретические основы информатики:

знать понятие «информация»;

иметь представление о способах получения информации;

знать основные информационные процессы: хранение, передача и обработка;

использовать понятие «объект»;

различать свойства объектов;

сравнивать объекты;

использовать понятие «высказывание»;

распознавать истинные и ложные высказывания;

знать понятие «множество»;

знать название групп объектов и общие свойства объектов.

3. Алгоритмы и программирование:

иметь представление об алгоритме как порядке действий;

знать понятие «исполнитель»;

иметь представление о среде исполнителя и командах исполнителя.

4. Информационные технологии:

иметь представление о стандартном графическом редакторе;

уметь запускать графический редактор;

иметь представление об интерфейсе графического редактора;

осуществлять базовые операции в программе «Калькулятор» (алгоритм вычисления простых примеров в одно действие);

иметь представление о стандартном текстовом редакторе;

знать интерфейс текстового редактора;

уметь набирать текст и исправлять ошибки средствами текстового редактора.


К концу обучения во 2 классе по курсу обучающийся научится:

1. Цифровая грамотность:

различать аппаратное обеспечение компьютера: микрофон, кам-ра, клавиатура, мышь, монитор, принтер, наушники, колонки, жёсткий диск, процессор, системный блок;

иметь представление о программном обеспечении компьютера: программное обеспечение, меню «Пуск», меню программ, кнопки управления окнами;

иметь базовые представления о файловой системе компьютера (понятия «файл» и «папка»).

2. Теоретические основы информатики:

правильно использовать понятия «информатика» и «информация»;

различать органы восприятия информации;

различать виды информации по способу восприятия;

использовать понятие «носитель информации»;

уметь определять основные информационные процессы: хранение, передача и обработка;

уметь работать с различными способами организации информации: таблицы, схемы, столбчатые диаграммы;

знать виды информации по способу представления;

уметь оперировать логическими понятиями;

оперировать понятием «объект»;

определять объект по свойствам;

определять истинность простых высказываний;

строить простые высказывания с отрицанием.

3. Алгоритмы и программирование:

определять алгоритм, используя свойства алгоритма;

использовать понятия «команда», «программа», «исполнитель»;

составлять линейные алгоритмы и действовать по алгоритму;

осуществлять работу в среде формального исполнителя.

4. Информационные технологии:

создавать текстовый документ различными способами;

набирать, редактировать и сохранять текст средствами стандартного текстового редактора;

знать клавиши редактирования текста;

создавать графический файл средствами стандартного графического редактора;

уметь пользоваться основными инструментами стандартного графического редактора: заливка, фигуры, цвет, ластик, подпись, кисти


К концу обучения в 3 классе по курсу обучающийся научится:

1. Цифровая грамотность:

различать и использовать обеспечение компьютера: микрофон, камера, клавиатура, мышь, монитор, принтер, наушники, колонки, жёсткий диск, процессор, оперативная память, системный блок, устройства, передающие информацию от пользователя компьютеру, устройства, передающие информацию от компьютера пользователю;

пользоваться программным обеспечением компьютера: кнопки управления окнами, рабочий стол, меню «Пуск», меню программ;

пользоваться файловой системой компьютера (понятия «файл» и «папка», инструкции по работе с файлами и папками: закрыть, переименовать, создать, открыть, удалить);

осуществлять простой поиск информации.

2. Теоретические основы информатики:

определять виды информации по форме представления;

пользоваться различными способами организации информации и информационными процессами;

различать основные информационные процессы: хранение (носитель информации, виды носителей информации), передача (источник информации, канал связи, приёмник информации), обработка (виды обработки информации);

группировать объекты;

определять общие и отличающие свойства объектов;

находить лишний объект;

определять одинаковые по смыслу высказывания;

использовать логические конструкции «все», «ни один», «некоторые»;

решать задачи с помощью логических преобразований.

3. Алгоритмы и программирование:

иметь представление об алгоритмах и языках программирования;

определять алгоритм по свойствам;

иметь представление о различных способах записи алгоритмов;

знать основные элементы блок-схемы: начало, конец,

команда, стрелка;

строить блок-схему по тексту;

иметь представление о циклических алгоритмах;

строить блок-схему циклического алгоритма;

знать элемент блок-схемы «цикл»;

строить блок-схему циклического алгоритма по блок-схеме линейного алгоритма;

4. Информационные технологии:

знать, что такое текстовый процессор;

отличать текстовый процессор от текстового редактора;

создавать и сохранять текстовый документ средствами текстового процессора;

знать основные элементы интерфейса текстового процессора;

знать правила набора текста в текстовом процессоре;

редактировать текст в текстовом процессоре: удалить, копировать, вставить, разделить на абзацы, исправить ошибки;

знать понятие «форматирование»;

пользоваться базовыми функциями форматирования: шрифт, кегль, начертание, цвет;

добавлять изображения в текст средствами текстового процессора;

изменять положение изображения в тексте средствами текстового процессора;

работать в стандартном графическом редакторе: заливка, фигуры, цвет, ластик, подпись, кисти, фон, контур фигур, масштаб, палитра, фрагменты картинок, копирование фрагмента изображения.



Тематическое планирование курса


Название темы

Количество часов

1 класс

1

Описание и сравнение предметов

10

2

Последовательность событий и действий

6

3

Информация

8


Итого

24



Название темы

Количество часов

2 класс

1

Объект

8

2

Информация

6

3

Алгоритм

10

4

Логика

10


Итого

34



Название темы

Количество часов

3 класс

1

Информация

8

2

Алгоритм

12

3

Компьютер

14


Итого

34



Календарно-тематическое планирование курса

«В мире информатики» 1 класс

(24 часа в год, 1 час в неделю)

п/п

Дата план

Дата факт

Тема урока

ЭОР

Теоретические основы информатики

1



Техника безопасности. Правила поведения в кабинете информатики


2



Цвет предмета

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/ff2747bc-ab12-4b1f-a815-d679c37b2932/92914/?

3



Форма предмета

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/58a0dbdd-8ae9-43b1-937e-ef6397e6c1c3/92711/?

4



Состав предмета

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/58a0dbdd-8ae9-43b1-937e-ef6397e6c1c3/92715/?

5



Действия предметов

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/ff2747bc-ab12-4b1f-a815-d679c37b2932/92922/?

6



Признаки предмета

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/58a0dbdd-8ae9-43b1-937e-ef6397e6c1c3/92714/?

7



Сравнение предметов

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/ff2747bc-ab12-4b1f-a815-d679c37b2932/92925/?

8



Контрольная работа №1


Последовательность событий и действий

9



Вначале - потом

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/ff2747bc-ab12-4b1f-a815-d679c37b2932/92919/?

10



Понятия «вверх», «вниз», «вправо», «влево»

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/ff2747bc-ab12-4b1f-a815-d679c37b2932/92921/?

11



Понятия «больше», «меньше», «равно», «не равно»

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/ff2747bc-ab12-4b1f-a815-d679c37b2932/92920/?

12



Последовательность событий

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/ff2747bc-ab12-4b1f-a815-d679c37b2932/92923/?

13



Порядок действий

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/ff2747bc-ab12-4b1f-a815-d679c37b2932/92924/?

14



Противоположные признаки

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/ff2747bc-ab12-4b1f-a815-d679c37b2932/92924/?

15



Истина и ложь

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/ff2747bc-ab12-4b1f-a815-d679c37b2932/92934/?

16



Контрольная работа №2


Информация

17



Что такое информация

https://infourok.ru/urok-po-informatika-1-klass-4921810.html

18



Как представляют информацию

https://infourok.ru/prezentaciya-kak-my-vosprinimaem-informaciyu-1-klass-5611494.html

19



Откуда получают информацию

https://infourok.ru/prezentaciya-kak-my-vosprinimaem-informaciyu-1-klass-5611494.html

20



Как передают информацию

https://infourok.ru/prezentaciya-kak-my-vosprinimaem-informaciyu-1-klass-5611494.html

21



Использование информации

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/informatika/2018/04/25/urok-hranenie-informatsii

22



Хранение информации

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/informatika/2018/04/25/urok-hranenie-informatsii

23



Контрольная работа №3


24



Резерв




Календарно-тематическое планирование курса

«В мире информатики» 2 класс

(34 часа в год, 1 час в неделю)

п/п

Дата план

Дата факт

Тема урока

ЭОР

Объект

1



Техника безопасности. Правила поведения в кабинете информатики


2



Что такое объект

https://infourok.ru/obekti-i-ih-svoystva-klass-555710.html

3



Свойства объекта

https://infourok.ru/obekti-i-ih-svoystva-klass-555710.html

4



Схожие признаки

https://infourok.ru/tema-sravnenie-priznakov-predmetov-povtorenie-6195408.html

5



Группировка


6



Отличительные признаки

https://videouroki.net/razrabotki/priznaki-predmetov.html

7



Загадки


8



Контрольная работа №1


Информация

9



Виды информации

https://videouroki.net/razrabotki/urok-informatsiya-i-ee-vidy-1-klass.html

10



Получение информации

https://videouroki.net/video/27-sposoby-polucheniya-informacii-243.html

11



Представление информации

https://videouroki.net/video/27-sposoby-polucheniya-informacii-243.html

12



Сохранение информации

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/informatika/2018/04/25/urok-hranenie-informatsii

13



Передача информации

https://topuch.com/informaciya-i-kompeyuter-v2/index.html

14



Контрольная работа №2


Алгоритм

15



Алгоритм

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/17c0dadd-de65-48bc-a43e-0ee2da40534c/92693/?

16



Свойства алгоритма

https://infourok.ru/urok-informatiki-algoritm-i-ego-svoystva-klass-1375564.html

17



Линейные алгоритмы

https://uchitelya.com/informatika/63502-konspekt-uroka-algoritm-vidy-algoritmov-2-klass.html

18



Исполнение алгоритма


19



Истинные и ложные высказывания

https://uchitelya.com/informatika/30800-prezentaciya-istinnye-i-lozhnye-utverzhdeniya-2-klas.html

20



Неопределенные высказывания

https://мы-гимназисты.рф/index.php/informatika-v-nachalnoj-shkole/2-klass/5249

21



Самый удобный и самый короткий путь


22



Последовательность действий и событий

https://videouroki.net/razrabotki/posledovatelnost-sobytiy-2-klass.html

23



Поиск закономерностей

https://videouroki.net/razrabotki/poisk-zakonomernostey.html

24



Контрольная работа №3


Логические рассуждения

25



Понятие «истина» и «ложь»

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/ff2747bc-ab12-4b1f-a815-d679c37b2932/92934/?

26



Отрицание

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/ff2747bc-ab12-4b1f-a815-d679c37b2932/92933/?

27



Логические операции «и», «или»

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/17c0dadd-de65-48bc-a43e-0ee2da40534c/92705/?

28



Графы

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/ff2747bc-ab12-4b1f-a815-d679c37b2932/92936/?

29



Деревья

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/ff2747bc-ab12-4b1f-a815-d679c37b2932/92935/?

30



Таблицы


31



Решение задач


32



Контрольная работа №4


33-34



Резерв




Календарно-тематическое планирование курса

«В мире информатики» 3 класс

(34 часа в год, 1 час в неделю)

п/п

Дата план

Дата факт

Тема урока

ЭОР

Информация

1



Человек и информация


2



Информация в природе


3



Информационные процессы


4



Передача информации


5



Кодирование информации


6



Ребус


7



Обработка информации


8



Контрольная работа №1


Алгоритм

9



Группа объектов

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/4237f6d6-3a09-4661-8d51-6c15f14e1c0b/92792/?

10



Отличительные признаки объекта

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/4237f6d6-3a09-4661-8d51-6c15f14e1c0b/92793/?

11



Понятия «все», «не один», «некоторые»


12



Закономерность


13



Алгоритм

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/17c0dadd-de65-48bc-a43e-0ee2da40534c/92693/?

14



Линейный алгоритм


15



Ветвление

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/17c0dadd-de65-48bc-a43e-0ee2da40534c/92694/?

16



Выбор целесообразного пути


17



Повторяющиеся действия


18



Алгоритм с ветвлениями и циклами

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/17c0dadd-de65-48bc-a43e-0ee2da40534c/92694/?

19



Решение задач


20



Контрольная работа №2


Компьютер

21



Компьютер и информация


22



Рабочий стол


23



Папка


24



Программа Paint


25



Интерфейс программы


26



Палитра


27



Атрибуты. Единицы измерения (пиксель, дюйм)


28



Форматы графических файлов


29



Сохранение рисунков на компьютере


30



Работа с фрагментом рисунка


31



Проект «Дом фантазий»


32



Контрольная работа №3


33-34



Резерв





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!