Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №8
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ №8
Приказ от 31.08.2021 № 251
_______________В. А. Лут
Рабочая программа
по курсу внеурочная деятельность «Юный патриот»
Уровень общего образования (класс) – основное общее образование (7 класс)
форма обучения: очная
Количество часов: 34
Учитель: Криштопова Г.В..
Программа разработана на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина и с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы общего образования»
Город Миллерово Ростовской области
Пояснительная записка.
Программа курса предназначена для 7-х классов на 2021-2022 учебные годы , рассчитана на 34 часа ( 1 час в неделю) и разработана в соответствии с нормативно-правовыми актами:
1) Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2) Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования (приказ Минобразования России от 23.06.2015 № 609);
3) Федеральный базисный учебный план (приказ Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004) ред. от 01.02.2012 г.;
4) Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2021/2022 учебный год;
6) Учебный план МБОУ СОШ №8 на 2021-2022 учебный год (приказ № 251 от 31.08. 2021г. );
7) Рабочие программы по обществознанию (предметная линия учебников под ред.Л.Н. Боголюбова 5-9 кл.: Москва; «Просвещение»,2016);
Проблема прав ребёнка, забота о его жизни, воспитании патриотизма, развитии гражданской ответственности, толерантности стала сегодня общегосударственной.
Демократические преобразования в современной России, а также новые вызовы времени (негативные тенденции в культурной, духовно-нравственной жизни общества) требуют пристального внимания к проблемам гражданского образования в школе. Задачи гражданского образования решаются через историю, обществознание, литературу, другие учебные дисциплины, а также через внеурочную деятельность.
Одним из направлений ФГОС нового поколения является воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Программа предусматривает через различные виды работ воспитание ценностного отношения к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям. Формирует основные представления о России, как государстве, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина.
Главная цель программы: сформировать у учащихся четкую гражданскую позицию посредством политического и правового воспитания и изучения основ политического строя Российской Федерации, а также воспитание у молодых граждан России чувства любви к своему Отечеству и ответственности за ее будущее, дать учащимся полное представление о Конституции Российской Федерации как основном законе нашей страны;
воспитание гражданина демократического общества посредством формирования представления о мире, государстве, о социальных отношениях между людьми.
Задачи, данной программы факультатива состоят в том, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать:
Знакомство с источниками конституционного права; порядком формирования представительных органов государственной власти в РФ.
Развитие политического мышления и культуры, аналитических умений учащихся.
Воспитание гражданского и правового сознания, патриотизма, чувства причастности к жизни своей страны.
Отработка умения работать в группах и отстаивать свою точку зрения.
Повышение уровня познавательной активности и саморазвития личности, формирование интереса к истории своего государства.
Создание условий для формирования активной гражданской позиции, дальнейшей социализации учащихся.
Профессиональное самоопределение учащихся, воспитание личности, адаптированной к сознательному выбору профессии
Воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
Развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации в подростковом возрасте, повышению уровня ее политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении Закона и правопорядка;
Планируемые результаты:
Личностными результатами, формируемыми при изучении содержания по внеурочной деятельности являются: ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур.
Метапредметные результаты изучения данных тем по внеурочной деятельности проявляются в: умении сознательно организовывать свою познавательную
деятельность, способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, умении выполнять познавательные и практические задания на: оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм; определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения содержания программы являются:
- относительно целостное представление о содержании понятий страна, государство, Родина;
- усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;
- овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения;
- знание наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России;
- умения находить нужную социальную информацию в различных источниках;
- приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
- знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
Формы проведения занятий: беседа, ролевая игра, практикум, семинар, лекция, создание и защита проектов, решение правовых задач.
Ожидаемый результат:
Учащиеся должны знать:
- основные положения Конституции;
- полномочия органов власти;
- право, его роль в жизни общества;
- норма права;
- понятие прав, свобод и обязанностей;
- понятие и виды юридической ответственности.
Учащиеся должны уметь:
• выделять основной смысл текста, события, явления, соотносить с правовыми нормами и со своим опытом и ценностями;
• создавать для себя нормы деятельности и поведения, пользоваться ими;
• строить коммуникацию с другими людьми: вести диалог, учитывать сходство и разницу позиций, взаимодействовать с партнерами для получения общего продукта или результата;
• проводить самооценку собственных знаний и умений;
• принимать решения, принимать ответственность на себя;
• реализовывать индивидуальные и общественные права и обязанности;
• устанавливать конструктивные отношения с людьми;
• приобретать навыки организации труда.
Содержание программы курса: 8 класс, 34 часа:
1.Наша Страна- Наше Государство- Наша Родина – Россия
2.Символика РФ
3.Гражданин-отечества достойный сын
4.Основной закон страны
5.Мои права и обязанности
6.Мы многонациональный народ
7.Право выше власти
8.Наш край частица России
9.РФ- государство с республиканской формой правления
10.Политические режимы
11.Управление страной
12.Обеспечение правопорядка
13.Города России
14.Мой город
15.Праздники нашего государства
16.Достопримечательности моей Большой Родины
17.Моя Большая и Малая Родина
Календарно-тематическое планирование: 8 класс, 34 часа:
№ п/п | Тема занятия | Виды деятельности | Кол-во часов | Дата проведения |
| По плану | Факт. |
1 | Наша Страна- Наше Государство- Наша Родина – Россия | Беседа | 2 | 04.09 11.09 | |
2 | Символика РФ | Беседа | 2 | 18.09 25.09 | |
3 | Гражданин - отечества достойный сын | Беседа, лекция | 2 | 02.10 09.10 16.10 | |
4 | Основной закон страны | Беседа, лекция, практикум, работа в группах | 2 | 23.10 | |
5 | Мои права и обязанности | Работа в группах, беседа, ролевая игра | 2 | 30.10 13.11 | |
6 | Мы многонациональный народ | Беседа, семинар | 2 | 20.11 27.11 | |
7 | Право выше власти | Лекция | 2 | 04.12 11.12 | |
8 | Наш край частица России | Лекция, беседа | 2 | 18.12 25.12 | |
9 | РФ- государство с республиканской формой правления | Лекция | 2 | 15.01 22.01 | |
10 | Политические режимы | Лекция, семинар | 2 | 29.01 | |
11 | Управление страной | Лекция, работа в группах, беседа | 2 | 05.02 12.02 | |
12 | Обеспечение правопорядка | Лекция, беседа, практикум | 2 | 19.02 26.02 | |
13 | Города России | Беседа, | 2 | 05.03 12.03 | |
14 | Мой город | Семинар, лекция | 2 | 19.03 02.04 | |
15 | Праздники нашего государства | Семинар | 2 | 09.04 16.04 | |
16 | Достопримечательности моей Большой Родины | Беседа | 2 | 23.04 30.04 | |
17 | Моя Большая и Малая Родина | Создание и защита проекта | 2 | 14.05 21.05 | |
| Итого: 34 часа | | | | |