Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ростовской области «Новочеркасская школа-интернат»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ РО
«Новочеркасская школа-интернат»
____________ Н.П. Новикова
Пр. № ___ от «___» августа 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Я и общество»
9 класс (68 часов)
Рабочая программа разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования
Составил: учитель истории обществознания
первой категории
Ерохин А.А.
Новочеркасск
2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи - вооружить учащегося знаниями - на другую - формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника, должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.
Цель курса – формировать более глубокие представления о базовых обществоведческих понятиях, закономерностях, взаимосвязях, подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации по обществознанию через актуализацию знаний по основным темам курса..
Задачи курса:
повышение предметной компетентности учеников;
развитие у учащихся устойчивого интереса к предмету;
краткое изложение и повторение курса обществознания;
формирование умений и навыков решения типовых тестовых заданий;
формирование умений выполнять задания повышенной и высокой сложности.
воспитание положительного отношения к процедуре контроля в формате единого государственного экзамена;
знакомство со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по предмету; распределением заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);
формирование умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом; эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов; правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом;
психологическая подготовка учащихся к государственной (итоговой) аттестации.
Общая характеристика курса «В мире Обществознания»
«Обществознание» - учебный предмет, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь отдельно человека и общества в общем. Обществознание представляется специфической школьной дисциплиной в российской системе образования. Предмет включает в себя комплекс общественных наук, таких как – социология, экономика, политология, культурология, правоведение, этика.
Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпускникам овладеть ключевыми познавательными и информационно-коммуникативными компетенциями, средствами контрольно-измерительных материалов ОГЭ по обществознанию. Обучающиеся смогут осмыслить стратегию собственных действий при операциях с понятиями, работе с диаграммами и статистической информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями, достигнут определенной свободы в выборе и написании творческих заданий. Экзамен по обществознанию остается наиболее массовым из всех, которые сдаются по выбору и востребован большим количеством выпускников, поскольку предмет «обществознание» утвержден в качестве вступительного испытания в СУЗах и ВУЗах по специальностям различной направленности: гуманитарной, социальной, экономической, педагогической, культурной и др.
Требования результатам обучения
К важнейшим личностным результатам изучения курса обществознание относятся:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и социальной группы, локальной и региональной общности;
уважение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
понимание культурного многообразия, уважение, толерантность;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Метапредметные результаты:
способность сознательно организовать и регулировать свою деятельность – учебную и общественную;
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации;
способность решать задания итоговой аттестации всех типов;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
Предметные результаты:
осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей;
освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;
понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде;
формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.
Место учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) в учебном плане
Рабочая программа внеурочной деятельности «Я и общество» разработана в соответствии с учебным планом ГБОУ РО «Новочеркасская школа-интернат» и на основании ФГОС, рассчитана на 2 час в неделю в 8 и 9 классах, всего - 64 часа в год, что является оптимальным для изучения.
Введение – 1 час;
Раздел 1. Человек и общество – 10 часов;
Раздел 2. Сфера духовной культуры – 6 часов;
Раздел 3. Экономика – 12 часов;
Раздел 4. Социальная сфера – 8 часов;
Раздел 5. Сфера политики и социального управления – 5 часов;
Раздел 6. Право – 20 часов;
Содержание учебного предмета
Введение. ОГЭ как способ объективной оценки качества образования. Особенности ОГЭ по обществознанию: кодификатор элементов содержания, спецификация КИМов ОГЭ по обществознанию. Правила заполнения бланков ОГЭ. Информационные ресурсы ОГЭ.
Раздел 1. Человек и общество.
Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. Общественные отношения и их виды. Социальные изменения и его формы. Эволюция и революция. Развитие общества. Движущие силы общественного развития. Традиционное, индустриальное, информационное общества. Человек и его ближайшее окружение. Человек в малой группе. Общение. Роли человека в малой группе. Лидер. Свобода личности и коллектив. Межличностные отношения. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Пути достижения взаимопонимания. Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Современные мир и его проблемы. Глобализация. Причины и опасность международного терроризма.
Раздел 2. Сфера духовной культуры.
Понятие «культура»; духовная жизнь общества; искусство, его виды, место в жизни человека. Наука в современном обществе; образование и самообразование; религия, ее роль в обществе; Церковь как общественный институт мораль, основные ценности и нормы
Раздел 3. Экономика.
Экономика и ее роль в жизни общества. Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов. Альтернативная стоимость (цена выбора). Экономические основы защиты прав потребителя. Международная торговля. Деньги. Функции и формы денег. Инфляция. Экономические системы и собственность. Главные вопросы экономики. Роль собственности и государства в экономике. Производство и труд. Факторы, влияющие на производительность труда. Заработная плата. Стимулирование труда. Предпринимательство и его основные организационно-правовые формы. Издержки, выручка, прибыль. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Предпринимательская этика. Рынок. Рыночный механизм. Понятия спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение. Формы сбережения граждан (наличная валюта, банковские вклады, ценные бумаги). Экономические цели и функции государства. .Безработица как социальное явление. Экономические и социальные последствия безработицы. Налоги, уплачиваемые гражданами.
Раздел 4. Социальная сфера.
Социальная структура общества. Социальные группы и общности. Социальная роль и социальный статус. Социальная мобильность. Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества. Образ жизни. Социальная значимость здорового образа жизни. Социальные нормы. Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения. Семья как малая группа. Этнические группы и межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Межнациональные конфликты. Взаимодействие людей в многонациональном обществе. Межнациональные отношения в РФ. Социальная структура общества. Социальные группы и общности. Социальная роль и социальный статус. Социальная мобильность. Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества. Социальные нормы. Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения.
Раздел 5. Сфера политики и социального управления.
Политика, ее роль в жизни общества; политическая власть; разделение властей; государство, формы правления; суверенитет; национально-государственное устройство, политические режимы. выборы, референдум; партии и движения; многопартийность. Конституция – основной закон государства; основы конституционного строя РФ; федерация, ее субъекты; законодательная, исполнительная и судебная власть в РФ; институт президентства; местное самоуправление
Раздел 6. Право.
Понятие «право»; отрасли права; права человека; Всеобщая декларация прав человека, права ребенка. гражданское общество и правовое государство; преступление; уголовная ответственность; административный проступок; правоохранительные органы
«Календарно-тематическое планирование» класс (68 часов)
№ | Тема | Содержание темы | Виды и формы контроля | Кол-во часов | Дата |
| |
план факт | план факт |
1 | Введение в понятие ОГЭ по обществознанию | Особенности ОГЭ по обществознанию: – кодификатор элементов содержания – спецификация КИМ ОГЭ по обществознанию. Правила заполнения бланков ОГЭ. | Текущий и комбинированный | 2 | 4.09 6.09 | |
Тема 1. Человек и общество (10 часов) |
2 | Общество и его основные сферы | Общество как форма жизнедеятельности людей, основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь | Текущий и комбинированный | 2 | 11.09 13.09 | |
3 | Природа и общество | Взаимодействие общества и природы. Биологическое и социальное в человеке | Текущий и комбинированный | 2 | 18.09 20.09 | |
4 | Личность. Деятельность человека | Понятие личности, особенности подросткового возраста. Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение) | Текущий и комбинированный | 2 | 25.09 27.09 | |
5 | Межличностные отношение и конфликты | Человек и ближайшее его окружение, межличностные отношения, общение, межличностные конфликты, их конструктивное решение | Текущий и комбинированный | 2 | 2.10 4.10 | |
6 | Обобщение «Человек и общество» | Все пройденное по разделу «Человек и общество» | Тематический и индивидуальный | 2 | 9.10 11.10 | |
Тема 2. Сфера духовной культуры (6 часа) |
7 | Духовная сфера общества. Наука и образование | Сфера духовной культуры и его особенности, наука в жизни современного общества, образование и его значимость в условиях информационного общества, возможности получения общего и профессионального образования в РФ | Текущий и комбинированный | 2 | 16.10 18.10 | |
8 | Религия. Моральные ценности | Религия, Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести, Мораль, гуманизм, патриотизм, гражданственность. | Текущий и комбинированный | 2 | 23.10 25.10 | |
9 | Обобщение «Сфера духовной культуры» | Все пройденное по разделу «Сфера духовной культуры» | Тематический и индивидуальный | 2 | 6.11 8.11 | |
Тема 3. Экономика (12 часов) |
10 | Экономика и экономические системы | Роль экономики в жизни общества, экономические системы и собственность | Текущий и комбинированный | 2 | 13.11 15.11 | |
11 | Товары и услуги. производство | Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация. | Текущий и комбинированный | 2 | 20.11 22.11 | |
12 | Торговля, рынок. предпринимательство | Обмен, рыночный механизм, предпринимательство, малое предпринимательство и фермерское хозяйство. | Текущий и комбинированный | 2 | 27.11 29.11 | |
13 | Деньги и заработная плата | Понятие и функции денег, заработная плата, стимулирование труда, неравенство дохода и экономические меры социальной поддержки | Текущий и комбинированный | 2 | 4.12 6.12 | |
14 | Налог. Экономические функции государства | Налоги, уплачиваемые гражданами, экономические цели и функции государства | Текущий и комбинированный | 2 | 11.12 13.12 | |
15 | Обобщение «Экономика» | Все пройденное по разделу «Экономика» | Тематический и индивидуальный | 2 | 18.12 20.12 | |
Тема 4. Социальная сфера (8 часа) |
16 | Социальная структура и социальные группы общества | Социальная структура общества, большие и малые социальные группы, семья как малая группа, отношения между поколениями | Текущий и комбинированный | 2 | 25.12 27.12 | |
17 | Социальные роли, ценности и нормы | Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте, социальные ценности и нормы | Текущий и комбинированный | 2 | 10.01 15.01 | |
18 | Отклоняющееся поведение, социальный конфликт | Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни. Социальный конфликт и пути его решения | Текущий и комбинированный | 2 | 17.01 22.01 | |
19 | Обобщение «Социальная сфера» | Все пройденное по разделу «Социальная сфера» | Тематический и индивидуальный | 2 | 24.01 29.01 | |
Тема 5. Сфера политики и социального управления (10 часов) |
20 | Власть. Разделение властей | Роль политики в жизни государства, разделение властей | Текущий и комбинированный | 2 | 31.01 5.02 | |
21 | Государство: понятие, признаки, формы | Понятие и признаки государства, формы государства | Текущий и комбинированный | 2 | 7.02 12.02 | |
22 | Политический режим. Участие граждан в политике | Политический режим. Демократия. Авторитаризм, Тоталитаризм. Участие граждан в политической жизни | Текущий и комбинированный | 2 | 14.02 19.02 | |
23 | Выборы, политические партии. Гражданское общество | Понятия: выборы, референдум, политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Гражданское общество и правовое государство | Текущий и комбинированный | 2 | 21.02 26.02 | |
24 | Обобщение «Политика» | Все пройденное по разделу «Политика» | Тематический и индивидуальный | 2 | 28.02 4.03 | |
Тема 6. Право (20 часов) |
25 | Право и нормы права | Право и его роль в жизни общества и государства, Норма права. Нормативно-правовой акт | Текущий и комбинированный | 2 | 6.03 11.03 | |
26 | Правоотношения и правонарушения | Понятие правоотношений, признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности | Текущий и комбинированный | 2 | 13.03 18.03 | |
27 | Конституция и федеративное устройство РФ | Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя РФ, федеративное устройство РФ | Текущий и комбинированный | 2 | 20.03 1.04 | |
28 | Органы государственной власти РФ | Органы государственной власти РФ, правоохранительные органы, судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан | Текущий и комбинированный | 2 | 3.04 8.04 | |
29 | Понятие права. Права ребенка. Защита права | Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии, Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита, особенности правового статуса несовершеннолетних. | Текущий и комбинированный | 2 | 10.04 15.04 | |
30 | Гражданские правоотношения | Права собственности, права потребителей, гражданские правоотношения | Текущий и комбинированный | 2 | 17.04 22.04 | |
31 | Семейное право. Трудовое право | Семейные правоотношения, права и обязанности родителей и детей. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних | Текущий и комбинированный | 2 | 24.04 29.04 | |
32 | Административное и уголовное законодательство о несовершеннолетних. | Административные правоотношения, правонарушения и наказания, основные понятия и институты уголовного права, уголовная ответственность несовершеннолетних | Текущий и комбинированный | 2 | 6.05 8.05 | |
33 | Обобщение «Право» | Все пройденное по разделу «Право» | Тематический и индивидуальный | 2 | 13.05 15.05 | |
67-68 | Повторение курса «Я и общество» | Все пройденное по курсу | Тематический и индивидуальный | 2 | 20.05 22.05 | |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Боголюбов Л.Н. Человек и общество М., 2005;
Введение в обществознание. Актуальные проблемы. Пособие. М., 2005;
Кравченко А.И. Обществознание Учебник для 8-9 клссовМ., 2004г.;
Справочник по обществознанию ОГЭ, ЕГЭ С.М. Гришкевич, М. 2018;
ОГЭ 2023. Обществознание. Типовые задания;
Баранов П.А. Обществознание: полный справочник. – М.: Астрель, 2013.
Ресурсы Интернета:
http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов;
http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов;
http://www.ug.ru/ - Официальный сайт "Учительской газеты". На сайте представлены новости образования, рассматриваются вопросы; воспитания, социальной защиты, методики обучения;
http://pedsovet.org/ - Всероссийский интернет-педсовет;
http://www.fipi.ru - ФИПИ.
Технические средства:
Проектор
Компьютер
Результаты обучения и освоения содержания курса программы внеурочной деятельности
К окончанию года обучения обучающиеся должны:
Знать
социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
сущность общества как формы совместной деятельности людей;
характерные признаки основных сфер жизни общества;
содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
существенные признаки понятий, характерные черты социального объекта или определять понятие на основе его ключевого признака
термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту, и применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;
характерные черты социального объекта, элементы его описания;
уметь:
сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;
приводить уместные в заданном контексте примеры социальных явлений, объектов, деятельности людей, ситуаций, регулируемых различными социальными нормами
осуществлять поиск социальной информации в различных источниках
оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить ее со знаниями, полученными при изучении курса;
применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;
оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить ее со знаниями, полученными при изучении курса;
применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;
применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм.
работать с различными источниками информации, в том числе и системой Интернет;
овладение навыками компьютерных технологий;
решать тесты, писать эссе, рефераты, выступать с сообщениями, проводить исследования, участвовать в дискуссии.
Принято решением педсовета Протокол № __ от «__ » августа 2023 г. | Согласовано на методическом совете Протокол № __ от «__» августа 2023 г Председатель МС__________________ |