СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я и общество»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности «Я и общество»»



Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ростовской области «Новочеркасская школа-интернат»


УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ РО

«Новочеркасская школа-интернат»

____________ Н.П. Новикова

Пр. № ___ от «___» августа 2023 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Я и общество»

9 класс (68 часов)

Рабочая программа разработана на основе Федерального

государственного образовательного стандарта основного общего образования





Составил: учитель истории обществознания

первой категории

Ерохин А.А.



Новочеркасск

2023





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи - вооружить учащегося знаниями - на другую - формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника, должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.

Цель курса – формировать более глубокие представления о базовых обществоведческих понятиях, закономерностях, взаимосвязях, подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации по обществознанию через актуализацию знаний по основным темам курса..

Задачи курса:

  1. повышение предметной компетентности учеников;

  2. развитие у учащихся устойчивого интереса к предмету;

  3. краткое изложение и повторение курса обществознания;

  4. формирование умений и навыков решения типовых тестовых заданий;

  5. формирование умений выполнять задания повышенной и высокой сложности.

  6. воспитание положительного отношения к процедуре контроля в формате единого государственного экзамена;

  7. знакомство со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по предмету; распределением заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);

  8. формирование умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом; эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов; правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом;

  9. психологическая подготовка учащихся к государственной (итоговой) аттестации.

















Общая характеристика курса «В мире Обществознания»

«Обществознание» - учебный предмет, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь отдельно человека и общества в общем. Обществознание представляется специфической школьной дисциплиной в российской системе образования. Предмет включает в себя комплекс общественных наук, таких как – социология, экономика, политология, культурология, правоведение, этика.

Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпускникам овладеть ключевыми познавательными и информационно-коммуникативными компетенциями, средствами контрольно-измерительных материалов ОГЭ по обществознанию. Обучающиеся смогут осмыслить стратегию собственных действий при операциях с понятиями, работе с диаграммами и статистической информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями, достигнут определенной свободы в выборе и написании творческих заданий. Экзамен по обществознанию остается наиболее массовым из всех, которые сдаются по выбору и востребован большим количеством выпускников, поскольку предмет «обществознание» утвержден в качестве вступительного испытания в СУЗах и ВУЗах по специальностям различной направленности: гуманитарной, социальной, экономической, педагогической, культурной и др.

Требования результатам обучения

К важнейшим личностным результатам изучения курса обществознание относятся:

  1. осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и социальной группы, локальной и региональной общности;

  2. уважение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

  3. понимание культурного многообразия, уважение, толерантность;

  4. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  5. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  6. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Метапредметные результаты:

  1. способность сознательно организовать и регулировать свою деятельность – учебную и общественную;

  2. владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации;

  3. способность решать задания итоговой аттестации всех типов;

  4. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  5. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;



Предметные результаты:

  1. осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей;

  2. освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

  3. развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;

  4. понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

  5. осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде;

  6. формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.



Место учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) в учебном плане

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я и общество» разработана в соответствии с учебным планом ГБОУ РО «Новочеркасская школа-интернат» и на основании ФГОС, рассчитана на 2 час в неделю в 8 и 9 классах, всего - 64 часа в год, что является оптимальным для изучения.

Введение – 1 час;

Раздел 1. Человек и общество – 10 часов;

Раздел 2. Сфера духовной культуры – 6 часов;

Раздел 3. Экономика – 12 часов;

Раздел 4. Социальная сфера – 8 часов;

Раздел 5. Сфера политики и социального управления – 5 часов;

Раздел 6. Право – 20 часов;









Содержание учебного предмета

Введение. ОГЭ как способ объективной оценки качества образования. Особенности ОГЭ по обществознанию:  кодификатор  элементов содержания, спецификация КИМов ОГЭ  по обществознанию. Правила заполнения бланков ОГЭ. Информационные ресурсы ОГЭ.

Раздел 1. Человек и общество.

Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. Общественные отношения и их виды. Социальные изменения и его формы. Эволюция и революция. Развитие общества. Движущие силы общественного развития. Традиционное, индустриальное, информационное общества. Человек и его ближайшее окружение. Человек в малой группе. Общение. Роли человека в малой группе. Лидер. Свобода личности и коллектив. Межличностные отношения. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Пути достижения взаимопонимания. Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Современные мир и его проблемы. Глобализация. Причины и опасность международного терроризма.

Раздел 2. Сфера духовной культуры.

Понятие «культура»; духовная жизнь общества; искусство, его виды, место в жизни человека. Наука в современном обществе; образование и самообразование; религия, ее роль в обществе; Церковь как общественный институт мораль, основные ценности и нормы

Раздел 3. Экономика.

Экономика и ее роль в жизни общества. Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов. Альтернативная стоимость (цена выбора). Экономические основы защиты прав потребителя. Международная торговля. Деньги. Функции и формы денег. Инфляция. Экономические системы и собственность. Главные вопросы экономики. Роль собственности и государства в экономике. Производство и труд. Факторы, влияющие на производительность труда. Заработная плата. Стимулирование труда. Предпринимательство и его основные организационно-правовые формы. Издержки, выручка, прибыль. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Предпринимательская этика. Рынок. Рыночный механизм. Понятия спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение. Формы сбережения граждан (наличная валюта, банковские вклады, ценные бумаги). Экономические цели и функции государства. .Безработица как социальное явление. Экономические и социальные последствия безработицы. Налоги, уплачиваемые гражданами.

Раздел 4. Социальная сфера.

Социальная структура общества. Социальные группы и общности. Социальная роль и социальный статус. Социальная мобильность. Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества. Образ жизни. Социальная значимость здорового образа жизни. Социальные нормы. Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения. Семья как малая группа. Этнические группы и межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Межнациональные конфликты. Взаимодействие людей в многонациональном обществе. Межнациональные отношения в РФ. Социальная структура общества. Социальные группы и общности. Социальная роль и социальный статус. Социальная мобильность. Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества. Социальные нормы. Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения.

Раздел 5. Сфера политики и социального управления.

Политика, ее роль в жизни общества; политическая власть; разделение властей; государство, формы правления; суверенитет; национально-государственное устройство, политические режимы. выборы, референдум; партии и движения; многопартийность. Конституция – основной закон государства; основы конституционного строя РФ; федерация, ее субъекты; законодательная, исполнительная и судебная власть в РФ; институт президентства; местное самоуправление

Раздел 6. Право.

Понятие «право»; отрасли права; права человека; Всеобщая декларация прав человека, права ребенка. гражданское общество и правовое государство; преступление; уголовная ответственность; административный проступок; правоохранительные органы





























«Календарно-тематическое планирование» класс (68 часов)

Тема

Содержание темы

Виды и формы контроля

Кол-во

часов

Дата



план

факт

план

факт

1

Введение в понятие ОГЭ по обществознанию

Особенности ОГЭ по обществознанию: 
– кодификатор  элементов содержания
– спецификация КИМ ОГЭ  по обществознанию.
Правила заполнения бланков ОГЭ.

Текущий и комбинированный

2

4.09

6.09


Тема 1. Человек и общество (10 часов)

2

Общество и его основные сферы

Общество как форма жизнедеятельности людей, основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь

Текущий и комбинированный

2

11.09

13.09


3

Природа и общество

Взаимодействие общества и природы. Биологическое и социальное в человеке

Текущий и комбинированный

2

18.09

20.09


4

Личность. Деятельность человека

Понятие личности, особенности подросткового возраста. Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение)

Текущий и комбинированный

2

25.09

27.09


5

Межличностные отношение и конфликты

Человек и ближайшее его окружение, межличностные отношения, общение, межличностные конфликты, их конструктивное решение

Текущий и комбинированный

2

2.10

4.10


6

Обобщение

«Человек и общество»

Все пройденное по разделу «Человек и общество»

Тематический и индивидуальный

2

9.10

11.10


Тема 2. Сфера духовной культуры (6 часа)

7

Духовная сфера общества. Наука и образование

Сфера духовной культуры и его особенности, наука в жизни современного общества, образование и его значимость в условиях информационного общества, возможности получения общего и профессионального образования в РФ

Текущий и комбинированный

2

16.10

18.10


8

Религия. Моральные ценности

Религия, Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести, Мораль, гуманизм, патриотизм, гражданственность.

Текущий и комбинированный

2

23.10

25.10


9

Обобщение

«Сфера духовной культуры»

Все пройденное по разделу «Сфера духовной культуры»

Тематический и индивидуальный

2

6.11

8.11


Тема 3. Экономика (12 часов)

10

Экономика и экономические системы

Роль экономики в жизни общества, экономические системы и собственность

Текущий и комбинированный

2

13.11

15.11


11

Товары и услуги. производство

Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация.

Текущий и комбинированный

2

20.11

22.11


12

Торговля, рынок. предпринимательство

Обмен, рыночный механизм, предпринимательство, малое предпринимательство и фермерское хозяйство.

Текущий и комбинированный

2

27.11

29.11


13

Деньги и заработная плата

Понятие и функции денег, заработная плата, стимулирование труда, неравенство дохода и экономические меры социальной поддержки

Текущий и комбинированный

2

4.12

6.12


14

Налог. Экономические функции государства

Налоги, уплачиваемые гражданами, экономические цели и функции государства

Текущий и комбинированный

2

11.12

13.12


15

Обобщение

«Экономика»

Все пройденное по разделу «Экономика»

Тематический и индивидуальный

2

18.12

20.12


Тема 4. Социальная сфера (8 часа)

16

Социальная структура и социальные группы общества

Социальная структура общества, большие и малые социальные группы, семья как малая группа, отношения между поколениями

Текущий и комбинированный

2

25.12

27.12


17

Социальные роли, ценности и нормы

Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте, социальные ценности и нормы

Текущий и комбинированный

2

10.01

15.01


18

Отклоняющееся поведение, социальный конфликт

Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни. Социальный конфликт и пути его решения

Текущий и комбинированный

2

17.01

22.01


19

Обобщение

«Социальная сфера»

Все пройденное по разделу «Социальная сфера»

Тематический и индивидуальный

2

24.01

29.01


Тема 5. Сфера политики и социального управления (10 часов)

20

Власть. Разделение властей

Роль политики в жизни государства, разделение властей

Текущий и комбинированный

2

31.01

5.02


21

Государство: понятие, признаки, формы

Понятие и признаки государства, формы государства

Текущий и комбинированный

2

7.02

12.02


22

Политический режим. Участие граждан в политике

Политический режим. Демократия. Авторитаризм, Тоталитаризм. Участие граждан в политической жизни

Текущий и комбинированный

2

14.02

19.02


23

Выборы, политические партии. Гражданское общество

Понятия: выборы, референдум, политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Гражданское общество и правовое государство

Текущий и комбинированный

2

21.02

26.02


24

Обобщение

«Политика»

Все пройденное по разделу «Политика»

Тематический и индивидуальный

2

28.02

4.03


Тема 6. Право (20 часов)

25

Право и нормы права

Право и его роль в жизни общества и государства, Норма права. Нормативно-правовой акт

Текущий и комбинированный

2

6.03

11.03


26

Правоотношения и правонарушения

Понятие правоотношений, признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности

Текущий и комбинированный

2

13.03

18.03


27

Конституция и федеративное устройство РФ

Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя РФ, федеративное устройство РФ

Текущий и комбинированный

2

20.03

1.04


28

Органы государственной власти РФ

Органы государственной власти РФ, правоохранительные органы, судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан

Текущий и комбинированный

2

3.04

8.04


29

Понятие права. Права ребенка. Защита права

Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии, Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита, особенности правового статуса несовершеннолетних.

Текущий и комбинированный

2

10.04

15.04


30

Гражданские правоотношения

Права собственности, права потребителей, гражданские правоотношения

Текущий и комбинированный

2

17.04

22.04


31

Семейное право. Трудовое право

Семейные правоотношения, права и обязанности родителей и детей. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних

Текущий и комбинированный

2

24.04

29.04


32

Административное и уголовное законодательство о несовершеннолетних.

Административные правоотношения, правонарушения и наказания, основные понятия и институты уголовного права, уголовная ответственность несовершеннолетних

Текущий и комбинированный

2

6.05

8.05


33

Обобщение

«Право»

Все пройденное по разделу «Право»

Тематический и индивидуальный

2

13.05

15.05


67-68

Повторение курса «Я и общество»

Все пройденное по курсу

Тематический и индивидуальный

2

20.05

22.05




Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Боголюбов Л.Н. Человек и общество М., 2005;

  2. Введение в обществознание. Актуальные проблемы. Пособие. М., 2005;

  3. Кравченко А.И. Обществознание Учебник для 8-9 клссовМ., 2004г.;

  4. Справочник по обществознанию ОГЭ, ЕГЭ С.М. Гришкевич, М. 2018;

  5. ОГЭ 2023. Обществознание. Типовые задания;

  6. Баранов П.А. Обществознание: полный справочник. – М.: Астрель, 2013.



Ресурсы Интернета:

  1. http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов;

  2. http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов;

  3. http://www.ug.ru/ - Официальный сайт "Учительской газеты". На сайте представлены новости образования, рассматриваются вопросы; воспитания, социальной защиты, методики обучения;

  4. http://pedsovet.org/ - Всероссийский интернет-педсовет;

  5. http://www.fipi.ru - ФИПИ.



Технические средства:

  1. Проектор

  2. Компьютер











Результаты обучения и освоения содержания курса программы внеурочной деятельности

К окончанию года обучения обучающиеся должны:

Знать

  1. социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

  2. сущность общества как формы совместной деятельности людей;

  3. характерные признаки основных сфер жизни общества;

  4. содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

  5. существенные признаки понятий, характерные черты социального объекта или определять понятие на основе его ключевого признака

  6. термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту, и применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;

  7. характерные черты социального объекта, элементы его описания;

уметь:

  1. сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;

  2. приводить уместные в заданном контексте примеры социальных явлений, объектов, деятельности людей, ситуаций, регулируемых различными социальными нормами

  3. осуществлять поиск социальной информации в различных источниках

  4. оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;

  5. анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить ее со знаниями, полученными при изучении курса;

  6. применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;

  7. оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;

  8. анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить ее со знаниями, полученными при изучении курса;

  9. применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;

  10. применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;

  11. формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

  12. оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм.

  13. работать с различными источниками информации, в том числе и системой Интернет;

  14. овладение навыками компьютерных технологий;

  15. решать тесты, писать эссе, рефераты, выступать с сообщениями, проводить исследования, участвовать в дискуссии.


































































Принято решением педсовета

Протокол № __

от «__ » августа 2023 г.

Согласовано

на методическом совете Протокол № __ от «__» августа 2023 г Председатель МС__________________




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!