Краснодарский край, Приморско-Ахтарский район, п. Приморский
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа №34 имени В.М. Ткачева
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол № ___
от «___» ______________ 2020 года
Председатель педсовета
_________________/Каганцева А.А./
Рабочая программа внеурочной деятельности
по конкретным видам внеурочной деятельности
(тип программы)
кружок
(кружок, факультатив, научное объединение и пр.)
«История и культура кубанского казачества»
(наименование)
4 года
(срок реализации программы)
7 – 11 лет (1 – 4 классы)
(возраст обучающихся)
Программу составили:
учителя начальных классов
Алейников Юрий Александрович
Антиш Екатерина Петровна
Бецу Юлия Евгеньевна
Шаталова Наталья Валентиновна
2020 год
1. Пояснительная записка
Рабочая программа факультатива «История и культура кубанского казачества» 1 – 4 классы составлена на основе авторской образовательной программы дополнительного образования детей «История и культура кубанского казачества». М.В. Мирук, Е.Н. Ерёменко, О.В. Чуп. – Краснодар: «Традиция», 2009 г.
История народа, его традиции, обряды, искусство, промыслы и ремесла являются одним из факторов, помогающих людям осознать свою принадлежность к определенной культурной, ментальной среде.
Достижение этой задачи в начальной школе осуществляется через знакомство и приобщение к культуре, традициям, истории кубанского казачества через примеры казачьего прошлого и настоящего своей семьи, станицы, города; именно в этот временной период начинается формирование любви к родной земле, гордости за принадлежность к казачьему роду.
Образовательная программа «История и культура кубанского казачества» предназначена для детей, обучающихся в начальных классах казачьей направленности общеобразовательных школ. Образовательная программа по истории и культуре кубанского казачества является первой ступенью комплексной программы, предназначенной для классов казачьей направленности, а также может рассматриваться и как совершенно самостоятельная учебная дисциплина дополнительного образования.
Данная образовательная программа, объединила в свое содержание основы истории, традиционной и православной культуры кубанского казачества. Она разработана на основе анализа современного учебно-методического комплекта для учащихся классов и групп казачьей направленности, созданного ведущими учеными-этнографами Краснодарского края.
Цель данной программы – формирование начального представления о кубанском казачестве, ориентация в многообразии исторических и культурных традиций кубанского казачества, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся.
Задачи, решаемые данной программой:
• знакомство с укладом жизни кубанских казаков, их культурными особенностями, основными ремеслами, видами труда;
• ознакомление с основными историческими вехами кубанского казачества, приобщение учащихся к кубанским казачьим праздникам, обрядам, знаменательным датам;
• воспитание учащихся патриотами, активными гражданами Кубани;
• привитие нравственных устоев кубанских казаков в духе православия;
• развитие творческих способностей детей;
• формирование у учащихся интереса к исследовательской работе.
Особенностью построения данной программы является то, что в течение 4 лет обучения выделяются восемь основных тематических блоков, помогающих реализовать цель и задачи программы: «Традиционная культура кубанских казаков», «История моей казачьей семьи», «Труд и быт казаков на Кубани», «Декоративно-прикладное искусство», «Памятники истории кубанского казачества», «Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества», «Православие и казачество», «Казак – патриот». Данные тематические блоки повторяются в каждом учебном году, однако содержание, основные формы работы каждого блока усложняются в зависимости от возраста учащихся.
Осознание своей включенности в жизни своей страны формируется у учащихся путём привязки содержания курса к жизни каждого из них: через личностно-ориентированные вопросы и задания, связь сведений с жизнью своей семьи, своих родственников, своего района и города.
Средства достижения цели:
1.Аудиовизуальные;
2.Электронные образовательные ресурсы;
3.Наглядные;
4. Демонстрационные.
Методы достижения цели: занятия первого года обучения на¬целены на применение более пассивных методик (рассказ, демонстрация, сообщение сведений), а занятия второго года обучения носят исключительно активный и интерактивный характер (исследовательская деятель¬ность, разработка и защита проектов, самостоятельный поиск знаний).
Сведения о сроках реализации программы.
Полный курс «История и культура кубанского казачества» рассчитан на 4 года обучения, изучается с 1 по 4 класс в объёме 135 часов, 1 час в неделю, 33 часа для 1 класса и 34 часа для 2 – 4 классов. В отличие от авторской образовательной программы дополнительного образования, которая составляет 36 часов за год обучения, данная рабочая программа содержит меньшее количество часов- 34 часа (33 ч - 1 класс) за год обучения.
Таблица распределения часов по годам обучения
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов |
Авторская программа | Рабочая программа | Рабочая программа по классам |
1 кл. | 2 кл. | 3 кл. | 4кл. |
ауд. | внеауд. | ауд. | внеауд. | ауд. | внеауд. | ауд. | внеауд. |
| Вводное занятие | 8 | 4 | - | 1 | - | 1 | - | 1 | - | 1 |
| Традиционная культура кубанских казаков | 16 | 16 | 1 | 3 | 1 | 3 | 1 | 3 | 1 | 3 |
| История моей кубанской семьи | 16 | 16 | 1 | 3 | 1 | 3 | 1 | 3 | 1 | 3 |
| Труд и быт казаков на Кубани. | 16 | 16 | 1 | 3 | 1 | 3 | 1 | 3 | 1 | 3 |
| Декоративно-прикладное искусство. | 16 | 16 | 1 | 3 | 1 | 3 | 1 | 3 | 1 | 3 |
| Памятники истории Кубанского казачества. | 16 | 16 | 1 | 3 | 1 | 3 | 1 | 3 | 1 | 3 |
| Основные памятные даты и знаменательные события из истории Кубанского казачества. | 16 | 16 | 1 | 3 | 1 | 3 | 1 | 3 | 1 | 3 |
| Православие и казачество. | 16 | 16 | 1 | 3 | 1 | 3 | 1 | 3 | 1 | 3 |
| Казак – патриот. | 16 | 16 | 1 | 3 | 1 | 3 | 1 | 3 | 1 | 3 |
| Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий. | 8 | 3 | - | - | - | 1 | - | 1 | - | 1 |
| | | | 8 | 25 | 8 | 25 | 8 | 25 | 8 | 25 |
| Итого: | 144 | 135 | 33 | 34 | 34 | 34 |
2. Учебно-тематический план
Учебно-тематический план 1-го года обучения
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Всего час | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся |
Ауд | Вн |
1. | Вводное занятие. | 1 | | 1 | Познакомиться с задачами факультатива. Задавать вопросы, вступать в диалог с товарищами, отвечать на вопросы одноклассников, формулировать выводы, оценивать результаты своей работы. |
2. | Традиционная культура кубанских казаков. | 4 | 1 | 3 | Познакомиться с фольклором кубанских казаков, научиться различать обряды и традиции Кубани, научиться формулировать собственное мнение и позицию. |
3. | История моей казачьей семьи. | 4 | 1 | 3 | Составлять рассказ о своей семье, называть её членов, описывать их. Знать историю своей казачьей семьи, рассказывать о своём казачьем роде, отбирать из семейного архива фотографии членов семьи, интервьюировать членов семьи, оценивать значение семьи для человека. |
4. | Труд и быт казаков на Кубани. | 4 | 1 | 3 | Познакомиться с трудом и бытом казаков на Кубани; называть предметы быта казаков. Приводить примеры видов труда на Кубани. Объяснять названия орудий труда. Выполнять домашние обязанности в соответствии с возрастом, формулировать выводы из изученного материала, договариваться и приходить к общему мнению. |
5. | Декоративно-прикладное искусство. | 4 | 1 | 3 | Знать основные ремёсла, виды ДПИ кубанского казачества, технологические особенности изготовления отдельных изделий. Выполнять некоторые изделия, поделки в соответствии с технологическими особенностями, присущими традиционным видам ДПИ кубанского казачества. |
6. | Памятники истории Кубанского казачества. | 4 | 1 | 3 | Знать основные памятные сооружения, связанные с историей и культурой кубанского казачества. Различать исторические памятники казачества, участвовать в охране и уходе за памятниками |
7. | Основные памятные даты и знаменательные события из истории Кубанского казачества. | 4 | 1 | 3 | Знать основные памятные даты и знаменательные события из истории Кубанского казачества. Работать со взрослыми: находить в Интернете, дополнительной литературе информацию, готовить сообщение, отвечать на вопросы. |
8. | Православие и казачество. | 4 | 1 | 3 | Различать и называть особо почитаемых святых среди кубанских казаков. Проявлять уважительное отношение: к православным традициям семьи, к родителям, к старшим, к младшим (проявление заботы о них). Знать правила поведения при посещении храма, задавать вопросы, формулировать выводы. |
9. | Казак – патриот. | 4 | 1 | 3 | Знать структуру и направления деятельности Кубанского казачьего войска, делиться впечатлениями от фотографий и от картин на патриотическую тему, работать с терминологическим словарём |
10. | Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий. | - | - | - | Обсуждать полученные сведения по данной теме. Оценивать свои достижения. Отвечать на итоговые вопросы. |
| Итого часов: | 34 | 8 | 25 | |
Учебно-тематический план 2-го года обучения
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Всего час | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся |
Ауд. | Вне |
1. | Вводное занятие. | 1 | | 1 | Повторить пройден. за год. Знакомиться с программой. |
2. | Традиционная культура кубанских казаков. | 4 | 1 | 3 | Знать особенности проведения обрядовых праздников кубанских казаков, уметь исполнять демонстрировать различные фольклорные формы кубанского казачества, работать со взрослыми: находить информацию о традиционной культуре кубанских казаков, выступать с подготовленными сообщениями, отвечать на итоговые вопросы. |
3. | История моей казачьей семьи. | 4 | 1 | 3 | Знать историю своей казачьей семьи и историю семьи своих одноклассников. Характеризовать понятие «традиция». Сопоставлять семейные традиции с временами года. Рассказывать об интересных событиях в жизни семьи, иллюстрировать рассказ рисунком, фотографиями, слушать и понимать речь других людей, |
4. | Труд и быт казаков на Кубани. | 4 | 1 | 3 | Выполнять домашние обязанности в соответствии со своим возрастом. Познакомиться с блюдами кубанской кухни и названиями предметов быта казаков. Составлять рассказ об одном из предметов быта, выполненном кубанскими мастерами. Знать основные ремёсла кубанского казачества. Слушать и понимать речь других людей, оценивать свои достижения. |
5. | Декоративно-прикладное искусство. | 4 | 1 | 3 | Знать основные ремёсла, виды ДПИ кубанского казачества, технологические особенности изготовления отдельных изделий. Выполнять некоторые изделия, поделки в соответствии с технологическими особенностями, присущими традиционным видам ДПИ кубанского казачества . |
6. | Памятники истории Кубанского казачества. | 4 | 1 | 3 | Знать основные памятные сооружения, связанные с историей и культурой кубанского казачества. Различать исторические памятники казачества, участвовать в охране и уходе за памятниками |
7. | Основные памятные даты и знаменательные события из истории Кубанского казачества. | 4 | 1 | 3 | Знать основные памятные даты и знаменательные события из истории Кубанского казачества. Работать со взрослыми: находить в Интернете, дополнительной литературе информацию, готовить сообщение, выступать с сообщением в классе, встречаться с ветеранами войны, интервьюировать их, отвечать на вопросы. |
8. | Православие и казачество. | 4 | 1 | 3 | Объяснять значение красного угла в казачьих хатах. Различать и называть особо почитаемых святых среди кубанских казаков. Понимать: смысловое значение имен, обращений: Пресвятая Богородица, Божия Матерь, Спаситель, Заступница Усердная, смысл молитв, смысл православных праздников. Проявлять уважительное отношение: к православным традициям семьи, к родителям, к старшим, к младшим (проявление заботы о них). Знать правила поведения при посещении храма, задавать вопросы, формулировать выводы. |
9. | Казак – патриот. | 4 | 1 | 3 | Определять основные задачи воспитания будущих защитников родной земли. Извлекать информацию из дополнительной литературы и Интернета, готовить сообщения, встречаться с казаками, интервьюировать их. |
10. | Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий. | 1 | | 1 | Обсуждать полученные сведения по данной теме. Оценивать свои достижения. Отвечать на итоговые вопросы. |
| Итого часов: | 34 | 8 | 26 | |
Учебно-тематический план 3-го года обучения
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Всего час | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся |
Ауд. | Вне. |
1. | Вводное занятие. | 1 | - | 1 | Повторить пройден. за год. Знакомиться с программой. |
2. | Традиционная культура кубанских казаков. | 4 | 1 | 3 | Уметь исполнять демонстрировать различные фольклорные формы кубанского казачества, реконструировать основные праздничные обряды, работать со взрослыми: находить информацию о традиционной культуре кубанских казаков, выступать с сообщениями, оценивать результаты собственного труда и труда товарищей. |
3. | История моей казачьей семьи. | 4 | 1 | 3 | Изучать генеалогическое древо своей семьи. Анализировать пословицы о семье. Находить стихотворения кубанских поэтов о семье. Выполнять индивидуальный проект. Планировать, корректировать, анализировать свои действия и оценивать свои достижения. |
4. | Труд и быт казаков на Кубани. | 4 | 1 | 3 | Перечислять и описывать предметы казачьего быта. Оценивать духовно-нравственный смысл понятия «кубанское гостеприимство». Составлять рецепт блюда кубанской кухни, готовить сообщения в группах, , работать со взрослыми: находить в дополнительной литературе информацию о труде и быте казаков на Кубани. |
5. | Декоративно-прикладное искусство. | 4 | 1 | 3 | Знать основные ремёсла, виды ДПИ кубанского казачества, технологические особенности изготовления отдельных изделий. Выполнять некоторые изделия, поделки в соответствии с технологическими особенностями, присущими традиционным видам ДПИ кубанского казачества. |
6. | Памятники истории Кубанского казачества. | 4 | 1 | 3 | Знать основные памятные сооружения, связанные с историей и культурой кубанского казачества. Различать исторические памятники казачества, участвовать в охране и уходе за памятниками |
7. | Основные памятные даты и знаменательные события из истории Кубанского казачества. | 4 | 1 | 3 | Знать основные памятные даты и знаменательные события из истории Кубанского казачества. Выполнять исследовательский проект «История и культура кубанского казачества» |
8. | Православие и казачество. | 4 | 1 | 3 | Понимать основы духовной жизни кубанских казаков. Выполнять исследовательский проект на тему «История и культура кубанского казачества» Реализовывать знания по православию при посещении храма |
9. | Казак – патриот. | 4 | 1 | 3 | Демонстрировать знания по образованию станиц. Работать с историческими картами, находить на карте станицы, Екатеринодар. Извлекать информацию из дополнительной литературы и Интернета, готовить сообщения, встречаться с казаками, интервьюировать их. |
10. | Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий. | 1 | | 1 | Обсуждать полученные сведения по данной теме. Оценивать свои достижения. Отвечать на итоговые вопросы. |
| Итого часов: | 34 | 8 | 26 | |
Учебно-тематический план 4-го года обучения
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Всего, час | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся |
Ауд. | Вне. |
1. | Вводное занятие. | 1 | | 1 | Повторить пройден. за год. Знакомиться с программой. |
2. | Традиционная культура кубанских казаков. | 4 | 1 | 3 | уметь исполнять демонстрировать различные фольклорные формы кубанского казачества, реконструировать основные праздничные обряды, работать со взрослыми: находить информацию о традиционной культуре кубанских казаков, выступать с сообщениями, оценивать результаты собственного труда и труда товарищей |
3. | История моей казачьей семьи. | 4 | 1 | 3 | Рассказывать по рисунку фотографиям о семейных взаимоотношениях, о семейной атмосфере, общих занятиях. Изучать и сохранять семейные традиции. Оформлять альбом «Моя родословная». Используя различные источники информации (рассказы взрослых, материалы СМИ и пр.) рассказывать об истории казачьей семьи, формулировать выводы из изученного. |
4. | Труд и быт казаков на Кубани. | 4 | 1 | 3 | Демонстрировать знания уклада жизни кубанской семьи. Сопоставлять предметы быта различных эпох, находить отличия и сходства с предметами кубанского быта. Самостоятельно добывать информацию путем опроса знакомых и родственников о быте казаков; обсуждать выступления учащихся. |
5. | Декоративно-прикладное искусство. | 4 | 3 | 1 | Знать основные ремёсла, виды ДПИ кубанского казачества, технологические особенности изготовления отдельных изделий. Выполнять некоторые изделия, поделки в соответствии с технологическими особенностями, присущими традиционным видам ДПИ кубанского казачества . |
6. | Памятники истории Кубанского казачества. | 4 | 1 | 3 | Знать основные памятные сооружения, связанные с историей и культурой кубанского казачества. Различать исторические памятники казачества, Знать памятники казакам – защитникам Родины. Включиться в работу по охране памятников. |
7. | Основные памятные даты и знаменательные события из истории Кубанского казачества. | 4 | 1 | 3 | Знать основные памятные даты и знаменательные события из истории Кубанского казачества. Выполнять исследовательский проект «История и культура кубанского казачества» |
8. | Православие и казачество. | 4 | 1 | 3 | Понимать основы духовной жизни кубанских казаков. Выполнять исследовательский проект на тему «История и культура кубанского казачества» Реализовывать знания по православию при посещении храма |
9. | Казак – патриот. | 4 | 1 | 3 | Определять основные задачи воспитания будущих защитников родной земли. Извлекать информацию из дополнительной литературы и Интернета, готовить сообщения, встречаться с казаками, интервьюировать их. |
10. | Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий. | 1 | - | 1 | Обсуждать полученные сведения по данной теме. Оценивать свои достижения. Отвечать на итоговые вопросы. |
| Итого часов: | 34 | 8 | 26 | |
Возрастная характеристика группы
Программа курса «История и культура кубанского казачества» рассчитана на учащихся начальной школы казачьей направленности.
Возраст 7-11 лет.
Формы организации детского коллектива.
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы. Основной формой работы являются учебные занятия. Это могут быть занятие-встреча, занятие –заочная экскурсия, занятие-гостиная, занятие-экспедиция, занятие-творческий портрет, занятие -праздник. Особенно приветствуются выездные занятия в музеи, на концерты творческих коллективов.
Занятия по данной программе носят практико-ориентированный, творческий, игровой характер. Занятия первого и второго года обучения нацелены на применение более пассивных методик (рассказ, демонстрация, сообщение сведений), занятия третьего и четвёртого года обучения носят активный и интерактивный характер (исследовательская деятельность, разработка и защита проектов, самостоятельный поиск знаний). Отчёт о работе проходит в форме ярмарок, открытых занятий, конкурсов, массовых мероприятий
3. Содержание программы
1 год обучения (33 часа).
Вводное занятие.
Знакомство учащихся с программой, связь учебной дисциплины с предметами «Кубановедение», «Основы православной культуры», «Традиционная физическая культура кубанского казачества».
Раздел 1. Традиционная культура кубанских казаков.
Пословицы и поговорки, колыбельные песни кубанских казаков. Потешки. Считалки. Заклички.
Раздел 2. История моей казачьей семьи.
Понятие «казачья семья». Члены моей семьи. Обязанности и увлечения членов семьи. Предки-казаки. Семейный фотоальбом.
Раздел 3. Труд и быт казаков на Кубани.
Понятие «семейный быт». Быт моей казачьей семьи. Индивидуальный и коллективный труд в жизни казаков.
Раздел 4. Декоративно-прикладное искусство.
Материалы, из которых мастера ДПИ нашей местности изготавливают изделия (дерево, глина, лоза и т.д.) Образцы изделий, предметов ДПИ, изготовленных в Краснодарском крае.
Раздел 5. Памятники истории Кубанского казачества.
Основные достопримечательности, памятники казачьей истории и культуры родного населенного пункта.
Раздел 6. Основные памятные даты и знаменательные события из истории Кубанского казачества.
Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения. Персоналии, историческое или культурное событие, послужившее основанием для памятной даты. Значение данного события для современного Кубанского казачества. Подготовка и ход празднования (по выбору педагога).
Раздел 7. Православие и казачество.
Православная вера – основа казачьей семьи. Почитание родителей и стариков. Празднование Рождества Христова и Пасхи в казачьей семье.
Раздел 8. Казак – патриот.
Казак. Кубанское казачье войско. Атаман. Казачья честь. Регалии.
2 год обучения (34 часа).
Вводное занятие.
Повторение пройденного, краткое знакомство с программой на учебный год.
Раздел 1. Традиционная культура кубанских казаков.
Детские игры. Игровые припевки. Казачьи сказки, легенды, былички. Кубанский говор.
Раздел 2. История моей казачьей семьи.
Численность и состав традиционной казачьей семьи. Нравственные ценности семьи. Семейные традиции. Распределение обязанностей в семье.
Раздел 3. Труд и быт казаков на Кубани.
Традиционный и современный быт казачьей семьи. Обустройство жилища, домашняя утварь. Кубанская кухня. Конь – верный друг казака.
Раздел 4. Декоративно-прикладное искусство.
Изготовление изделий декоративно - прикладного искусства своими руками:
- сбор и подготовка материалов, распространенных в данной местности;
- основные техники работы с материалом;
- последовательность этапов изготовления изделия;
- презентация творческих работ.
Раздел 5. Памятники истории Кубанского казачества.
Памятники казакам – защитникам Родины.
Раздел 6. Основные памятные даты и знаменательные события из истории Кубанского казачества.
Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения. Персоналии, историческое или культурное событие, послужившее основанием для памятной даты. Значение данного события для современного Кубанского казачества. Подготовка и ход празднования (по выбору педагога).
Раздел 7. Православие и казачество.
Святой, покровитель Кубанского казачьего войска – благоверный князь Александр Невский. Святая Екатерина и Святой Георгий Победоносец – особо почитаемые святые среди кубанских казаков. Православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Икона в храмах и жилищах. Красный угол в казачьей хате.
Раздел 8. Казак – патриот.
Нравственные качества – основа патриотизма кубанского казака. Юные казаки – будущие защитники родной земли. Казачья честь.
3 год обучения (34 часа).
Вводное занятие.
Повторение пройденного, краткое знакомство с программой на учебный год.
Раздел 1. Кубанские казаки
Народы Кубани. Добрососедство.
Нравственные качества кубанского казака.
Сила духа и доблесть казаков.
Сила духа и доблесть казаков. Экскурсия в виртуальный музей.
Раздел 2. Традиции и обычаи кубанских казаков
Уважение к женщине: бабушке, матери, сестре, жене, вдове. День матери-казачки.
Казачий род.
Моя родословная.
Календарные праздники и обряды Кубанского казачества.
Календарные праздники и обряды Кубанского казачества. Просмотр фильма.
Раздел 3. Труд и быт
Казак – хозяин и труженик.
Занятия, ремесла и промыслы кубанских казаков.
Одежда казака.
Одежда казачки.
Декоративно-прикладное творчество кубанских казака. Экскурсия в виртуальный музей.
Раздел 4. Православие в жизни кубанского казачества
Казак без веры – не казак.
Молитва. Проект «Икона моей семьи».
Православные храмы Кубани.
Войсковой храм. Войсковой священник.
Православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы.
Раздел 5. Кубанское казачье войско: история и современность
Переселение казаков на Кубань.
Лента времени.
Основные памятные даты.
Героизм кубанских казаков.
Поминовения казаков Кубанского казачьего войска.
Кубанское казачье войско в наши дни.
Отделы Кубанского казачьего войска.
Атаман Кубанского казачьего войска.
Несение службы современными казаками.
Почётный караул войска.
Час Славы Кубани. Экскурсия в виртуальный музей кадетского корпуса.
Раздел 6. Традиционная культура кубанского казачества
Устное народное творчество кубанских казаков. Казачьи сказы, былички.
Говор кубанских казаков.
Танцевальная культура кубанских казаков.
4 год обучения (34 часа).
Вводное занятие.
Повторение пройденного, краткое знакомство с программой на учебный год.
Раздел 1. Традиционная культура кубанских казаков.
Календарные обряды и обрядовый фольклор казаков. Зимние святки, колядки, щедровки, масленица. Пасха. Весенние хороводы. Иван Купала.
Раздел 2. История моей казачьей семьи.
Казачья семья в современном мире. Отношение к семье на Кубани. Ребенок в казачьей семье. Воспитание мальчиков и девочек. Сохранение и преумножение семейных традиций и реликвий.
Раздел 3. Труд и быт казаков на Кубани.
Традиционные ремесла и промыслы кубанских казаков. Традиционная одежда. Казачья станица, двор, дом. Уклад жизни казачьей семьи.
Раздел 4. Декоративно-прикладное искусство.
Изготовление изделий декоративно – прикладного искусства своими руками:
- сбор и подготовка материалов, распространенных в данной местности;
- основные техники работы с материалом;
- последовательность этапов изготовления изделия;
- презентация творческих работ.
* С учётом усложнения задания по сравнению со 3 классом.
Раздел 5. Памятники истории Кубанского казачества.
Увековечение памяти выдающихся деятелей истории и культуры Кубанского казачества. Памятники и музеи.
Раздел 6. Основные памятные даты и знаменательные события из истории Кубанского казачества.
Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения. Персоналии, историческое или культурное событие, послужившее основанием для памятной даты. Значение данного события для современного Кубанского казачества. Подготовка и ход празднования (по выбору педагога).
Раздел 7. Православие и казачество.
Православные традиции кубанских казаков в быту и на службе. Православные праздники.
Раздел 8. Казак – патриот.
Доблесть казаков. Казаки на страже рубежей отечества. Казачий военный костюм. Оружие, награды.
4. Предполагаемые результаты реализации программы.
Предметные результаты
Приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни;
Формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом;
Приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия определять основные жанры фольклорного искусства кубанского казачества;
Знать историю своей казачьей семьи или семьи своего одноклассника;
Понимать особенности традиций и обрядов кубанских казаков;
Знать основные памятные сооружения выполнять элементы народных поделок, присущие традиционным видам ДПИ кубанского казачества;
Объяснять структуру и направления деятельности Кубанского казачьего войска;
Уметь исполнять, демонстрировать различные фольклорные формы кубанского казачества;
Реконструировать основные праздничные обряды;
Выполнять домашние обязанности в соответствии со своим возрастом;
Уметь рассказать о своём казачьем роде;
Инсценировать народные обряды с песнями и фольклором кубанских казаков;
Исполнять основы духовной жизни кубанских казаков;
Выполнять изделия, поделки в традициях ДПИ кубанского казачества;
Выполнить исследовательский проект на тему «История и культура кубанского казачества».
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «История и культура кубанского казачества»:
Чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
Уважительное отношение к культуре других народов нашей страны и мира в целом;
Понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
Формирование эстетических чувств, творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
Умение обсуждать и анализировать театральную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы;
Формирование установки на здоровый образ жизни.
Формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду сверстников;
Умение радоваться успехам одноклассников;
Формирование адекватной дифференцированной самооценки;
Формирование негативного отношения к невыполнению человеком своих обязанностей;
Установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
Формирование широкой мотивационной основы творческой деятельности;
Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
Распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез (техника безопасности, этические нормы);
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
Овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
Использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска;
Умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность;
Умение организовать место занятий;
Осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов;
Умение проводить сравнение, устанавливать аналогии;
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
5. Формы и виды контроля.
№ | Разделы программы | Виды контроля | Формы контроля | Что контролируем | |
1 1. | Традиционная культура кубанских казаков. | Вводный, текущий, итоговый | Фольклорные праздники, викторины, конкурс инсценировок, исследовательский проект «Моя семья» | - Знание различных фольклорных форм кубанского казачества; - знание особенностей проведения обрядовых праздников кубанских казаков; умение исполнять, демонстрировать различные фольклорные формы кубанского казачества; -умение реконструировать основные праздничные обряды. |
2. | История моей казачьей семьи. | Семейные праздники, выставка «Семейные реликвии», выпуск стенгазет «Кубанская семья», творческий проект «Родословная моей семьи» | - Знание истории своей казачьей семьи и/или истории семьи своих одноклассников; - знание и понимание уклада жизни, особенности численного состава и распределения обязанностей традиционной казачьей семьи; умение рассказать о своем казачьем роде. |
3. | Труд и быт казаков на Кубани. | Выставка творческих работ (либо изделий) «Традиционные ремёсла и промыслы», «кубанская старина», проект «Занятия кубанских казаков» | Умение выполнять домашние обязанности в соответствии со своим возрастом; знание основных ремесел, видов ДПИ кубанского казачества, основных технологических особенностей изготовления отдельных изделий |
4. | Декоративно-прикладное искусство. | Викторина, тестирование «Ремёсла и виды декоративно-прикладного искусства», выставка и анализ творческих работ учащихся | Знание основных ремесел, видов ДПИ кубанского казачества, основных технологических особенностей изготовления отдельных изделий; выполнение некоторых изделий, поделок в соответствии с технологическими особенностями, присущими традиционным видам ДПИ кубанского казачества. |
5. | Памятники истории Кубанского казачества. | Видео-, слайд- викторина, акция «Во имя России, во славу Кубани», творческий проект «История памятника» (по выбору учащегося) | - Знание основных памятных сооружений, связанных с историей и культурой кубанского казачества; - выполнение исследовательского проекта на тему «История и культура кубанского казачества». |
6. | Основные памятные даты и знаменательные события из истории Кубанского казачества. | Викторина, тестирование, праздники, связанны с памятными датами, исследовательский проект. | Знание памятных событий и дат, связанных с историческими событиями кубанского казачества; проекта на тему «История и культура кубанского казачества». | |
7. | Православие и казачество. | Исследовательский проект, православные праздники. | кубанских казаков. проекта на тему «История и культура кубанского казачества». |
8. | Казак-патриот. | Исследовательский проект «Казаки-войны моей семьи», тестирование, фронтальная беседа. | - Структура и направления деятельности кубанского казачьего войска; проекта на тему «История и культура кубанского казачества» |
6. Методические рекомендации
Основной формой работы являются учебные занятия. Занятия по данной программе носят практико-ориентированный, творческий, игровой характер. Занятия первого и второго года обучения нацелены на применение более пассивных методик (рассказ, демонстрация, сообщение сведений), а занятия третьего, четвертого года обучения носят исключительно активный и интерактивный характер (исследовательская деятельность, разработка и защита проектов, самостоятельный поиск знаний и т.д.).
Отчет о работе проходит в форме ярмарок, открытых занятий, конкурсов, фестивалей, массовых мероприятий.
Одним из результатов обучения является решение задач воспитания – осмысления практического применения системы ценностей.
В основе образования лежит коммуникация, общение, что способствует развитию качеств личности.
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимания и взаимопомощи своим родным, осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
Налаживание взаимосвязи с учреждениями дополнительного образования.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по ВР
МБОУ ООШ № 34 имени В.М.Ткачева
________ С.В. Салова
« »_________________ 2020 года
Краснодарский край Приморско-Ахтарский район поселок Приморский
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 34 имени В.М.Ткачева
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
По внеурочной деятельности «История и культура кубанского казачества»
Класс 3
Учитель Бецу Юлия Евгеньевна
Количество часов: всего 34 часа; 1 час в неделю.
Планирование составлено на основе рабочей программы Алейникова Ю.А., Антиш Е.П., Бецу Ю.Е., Шаталовой Н.В., учителей начальных классов МБОУ ООШ № 34 имени В.М.Ткачева, утвержденной решением педагогического совета протокол №1 от 28 августа 2020 г.
В соответствии с ФГОС НОО
Календарно-тематическое планирование «История и культура кубанского казачества»
3 класс
№ | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Дата проведения | Материально-техническое оснащение | УУД, проекты, ИКТ-компетенции, межпредметные понятия |
по плану | по факту |
1. | ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ. | 1 | | | ММП, раздаточный материал. | |
| КУБАНСКИЕ КАЗАКИ. | 4 | | | | Осознают важность изучения своих исторических корней. Понятия: большая и малая Родина, патриотизм. Составляют родословную своей семьи. Формируется представление о родном крае, как о казачьем. |
2. | Народы Кубани. Добрососедство. | 1 | | | ММП, раздаточный материал. |
3. | Нравственные качества кубанского казака. | 1 | | | ММП, раздаточный материал. |
4. | Сила духа и доблесть казаков. | 1 | | | ММП, раздаточный материал. |
5. | Сила духа и доблесть казаков. Экскурсия в виртуальный музей. | 1 | | | ММП, раздаточный материал. |
| ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ КУБАНСКИХ КАЗАКОВ. | 5 | | | | Знакомятся с традиционными занятиями казаков. Свадебный обряд. Крестины. Похоронный обряд. Проводы казака на службу. Узнают легенды, совершают заочное путешествие в горы. Ознакомление с творчеством поэтов Слушают, изображают, разучивают песню. |
6. | Уважение к женщине: бабушке, матери, сестре, жене, вдове. День матери-казачки. | 1 | | | ММП, раздаточный материал. |
7. | Казачий род. | 1 | | | ММП, раздаточный материал. |
8. | Моя родословная. | 1 | | | ММП, раздаточный материал. |
9. | Календарные праздники и обряды Кубанского казачества. | 1 | | | ММП, раздаточный материал. |
10. | Календарные праздники и обряды Кубанского казачества. Просмотр фильма. | 1 | | | ММП, раздаточный материал. |
| ТРУД И БЫТ. | 5 | | | | Знакомятся с трудом и бытом казаков, занятиями и ремёслами, одеждой, с декоративно – прикладным творчеством кубанских казаков. |
11. | Казак – хозяин и труженик. | 1 | | | ММП, раздаточный материал. |
12. | Занятия, ремесла и промыслы кубанских казаков. | 1 | | | ММП, раздаточный материал. |
13. | Одежда казака. | 1 | | | ММП, раздаточный материал. |
14. | Одежда казачки. | 1 | | | ММП, раздаточный материал. |
15. | Декоративно-прикладное творчество кубанских казака. Экскурсия в виртуальный музей. | 1 | | | ММП, раздаточный материал. |
| ПРАВОСЛАВИЕ В ЖИЗНИ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА. | 5 | | | | Знакомятся с молитвой, её назначением, совершают экскурсии в храм. Проект «Икона моей семьи» |
16. | Казак без веры – не казак. | 1 | | | ММП, раздаточный материал. |
17. | Молитва. Проект «Икона моей семьи». | 1 | | | ММП, раздаточный материал. |
18. | Православные храмы Кубани. | 1 | | | ММП, раздаточный материал. |
19. | Войсковой храм. Войсковой священник. | 1 | | | ММП, раздаточный материал. |
20. | Православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы. | 1 | | | ММП, раздаточный материал. |
| КУБАНСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ. | 11 | | | | Награды. Георгиевские кавалеры. Символы и знаки. Понятия: атаман, есаул, сотник, пятидесятник, хорунжий, георгиевский кавалер, знамя, папаха, шашка, булава, нагайка, серьга, башлык. Проект «Награды моих предков» |
21. | Переселение казаков на Кубань. | 1 | | | ММП, раздаточный материал. |
22. | Лента времени. | 1 | | | ММП, раздаточный материал. |
23. | Основные памятные даты. | 1 | | | ММП, раздаточный материал. |
24. | Героизм кубанских казаков. | 1 | | | ММП, раздаточный материал. |
25. | Поминовения казаков Кубанского казачьего войска. | 1 | | | ММП, раздаточный материал. |
26. | Кубанское казачье войско в наши дни. | 1 | | | ММП, раздаточный материал. |
27. | Отделы Кубанского казачьего войска. | 1 | | | ММП, раздаточный материал. |
28. | Атаман Кубанского казачьего войска. | 1 | | | ММП, раздаточный материал. |
29. | Несение службы современными казаками. | 1 | | | ММП, раздаточный материал. |
30. | Почётный караул войска. | 1 | | | ММП, раздаточный материал. |
31. | Час Славы Кубани. Экскурсия в виртуальный музей кадетского корпуса. | 1 | | | ММП, раздаточный материал. |
| ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА. | 4 | | | | Знакомство с устным – народным творчеством, говором, танцевальной культурой кубанских казаков. Проект «Мои первые стихи о Кубани». |
32. | Устное народное творчество кубанских казаков. Казачьи сказы, былички. | 1 | | | ММП, раздаточный материал. |
33. | Говор кубанских казаков. | 1 | | | ММП, раздаточный материал. |
34. | Танцевальная культура кубанских казаков. | 1 | | | ММП, раздаточный материал. |
| Итого часов: | 34 | | | | |