СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "История и культура кубанского казачества" + КТП (3 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "История и культура кубанского казачества" + КТП (3 класс)»

Краснодарский край, Приморско-Ахтарский район, п. Приморский

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа №34 имени В.М. Ткачева



УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол № ___

от «___» ______________ 2020 года

Председатель педсовета

_________________/Каганцева А.А./





Рабочая программа внеурочной деятельности

по конкретным видам внеурочной деятельности

(тип программы)

кружок

(кружок, факультатив, научное объединение и пр.)

«История и культура кубанского казачества»

(наименование)

4 года

(срок реализации программы)

7 – 11 лет (1 – 4 классы)

(возраст обучающихся)



Программу составили:

учителя начальных классов

Алейников Юрий Александрович

Антиш Екатерина Петровна

Бецу Юлия Евгеньевна

Шаталова Наталья Валентиновна




2020 год

1. Пояснительная записка

Рабочая программа факультатива «История и культура кубанского казачества» 1 – 4 классы составлена на основе авторской образовательной программы дополнительного образования детей «История и культура кубанского казачества». М.В. Мирук, Е.Н. Ерёменко, О.В. Чуп. – Краснодар: «Традиция», 2009 г.

История народа, его традиции, обряды, искусство, промыслы и ремесла являются одним из факторов, помогающих людям осознать свою принадлежность к определенной культурной, ментальной среде.

Достижение этой задачи в начальной школе осуществляется через знакомство и приобщение к культуре, традициям, истории кубанского казачества через примеры казачьего прошлого и настоящего своей семьи, станицы, города; именно в этот временной период начинается формирование любви к родной земле, гордости за принадлежность к казачьему роду.

Образовательная программа «История и культура кубанского казачества» предназначена для детей, обучающихся в начальных классах казачьей направленности общеобразовательных школ. Образовательная программа по истории и культуре кубанского казачества является первой ступенью комплексной программы, предназначенной для классов казачьей направленности, а также может рассматриваться и как совершенно самостоятельная учебная дисциплина дополнительного образования.

Данная образовательная программа, объединила в свое содержание основы истории, традиционной и православной культуры кубанского казачества. Она разработана на основе анализа современного учебно-методического комплекта для учащихся классов и групп казачьей направленности, созданного ведущими учеными-этнографами Краснодарского края.

Цель данной программы – формирование начального представления о кубанском казачестве, ориентация в многообразии исторических и культурных традиций кубанского казачества, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся.

Задачи, решаемые данной программой:

• знакомство с укладом жизни кубанских казаков, их культурными особенностями, основными ремеслами, видами труда;

• ознакомление с основными историческими вехами кубанского казачества, приобщение учащихся к кубанским казачьим праздникам, обрядам, знаменательным датам;

• воспитание учащихся патриотами, активными гражданами Кубани;

• привитие нравственных устоев кубанских казаков в духе православия;

• развитие творческих способностей детей;

• формирование у учащихся интереса к исследовательской работе.

Особенностью построения данной программы является то, что в течение 4 лет обучения выделяются восемь основных тематических блоков, помогающих реализовать цель и задачи программы: «Традиционная культура кубанских казаков», «История моей казачьей семьи», «Труд и быт казаков на Кубани», «Декоративно-прикладное искусство», «Памятники истории кубанского казачества», «Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества», «Православие и казачество», «Казак – патриот». Данные тематические блоки повторяются в каждом учебном году, однако содержание, основные формы работы каждого блока усложняются в зависимости от возраста учащихся.

Осознание своей включенности в жизни своей страны формируется у учащихся путём привязки содержания курса к жизни каждого из них: через личностно-ориентированные вопросы и задания, связь сведений с жизнью своей семьи, своих родственников, своего района и города.

Средства достижения цели:

1.Аудиовизуальные;

2.Электронные образовательные ресурсы;

3.Наглядные;

4. Демонстрационные.

Методы достижения цели: занятия первого года обучения на¬целены на применение более пассивных методик (рассказ, демонстрация, сообщение сведений), а занятия второго года обучения носят исключительно активный и интерактивный характер (исследовательская деятель¬ность, разработка и защита проектов, самостоятельный поиск знаний).

Сведения о сроках реализации программы.

Полный курс «История и культура кубанского казачества» рассчитан на 4 года обучения, изучается с 1 по 4 класс в объёме 135 часов, 1 час в неделю, 33 часа для 1 класса и 34 часа для 2 – 4 классов. В отличие от авторской образовательной программы дополнительного образования, которая составляет 36 часов за год обучения, данная рабочая программа содержит меньшее количество часов- 34 часа (33 ч - 1 класс) за год обучения.

Таблица распределения часов по годам обучения

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Авторская программа

Рабочая программа

Рабочая программа по классам

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4кл.

ауд.

внеауд.

ауд.

внеауд.

ауд.

внеауд.

ауд.

внеауд.

Вводное занятие

8

4

-

1

-

1

-

1

-

1

Традиционная культура кубанских казаков

16

16

1

3

1

3

1

3

1

3

История моей кубанской семьи

16

16

1

3

1

3

1

3

1

3

Труд и быт казаков на Кубани.


16

16

1

3

1

3

1

3

1

3

Декоративно-прикладное искусство.

16

16

1

3

1

3

1

3

1

3

Памятники истории Кубанского казачества.

16

16

1

3

1

3

1

3

1

3

Основные памятные даты и знаменательные события из истории Кубанского казачества.

16

16

1

3

1

3

1

3

1

3

Православие и казачество.

16

16

1

3

1

3

1

3

1

3

Казак – патриот.


16

16

1

3

1

3

1

3

1

3

Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий.

8

3

-

-

-

1

-

1

-

1




8

25

8

25

8

25

8

25


Итого:

144

135

33

34

34

34





















2. Учебно-тематический план

Учебно-тематический план 1-го года обучения





Наименование разделов, блоков, тем

Всего час

Количество часов


Характеристика

деятельности

обучающихся

Ауд

Вн


1.

Вводное занятие.


1









1




Познакомиться с задачами факультатива. Задавать вопросы, вступать в диалог с товарищами, отвечать на вопросы одноклассников, формулировать выводы, оценивать результаты своей работы.

2.

Традиционная культура

кубанских казаков.

4

1

3

Познакомиться с фольклором кубанских казаков, научиться различать обряды и традиции Кубани, научиться формулировать собственное мнение и позицию.

3.


История моей казачьей семьи.

4

1

3

Составлять рассказ о своей семье, называть её членов, описывать их. Знать историю своей казачьей семьи, рассказывать о своём казачьем роде, отбирать из семейного архива фотографии членов семьи, интервьюировать членов семьи, оценивать значение семьи для человека.

4.

Труд и быт казаков на Кубани.


4


1


3

Познакомиться с трудом и бытом казаков на Кубани; называть предметы быта казаков.

Приводить примеры видов труда на Кубани. Объяснять названия орудий труда. Выполнять домашние обязанности в соответствии с возрастом, формулировать выводы из изученного материала, договариваться и приходить к общему мнению.

5.

Декоративно-прикладное искусство.

4

1

3

Знать основные ремёсла, виды ДПИ кубанского казачества, технологические особенности изготовления отдельных изделий. Выполнять некоторые изделия, поделки в соответствии с технологическими особенностями, присущими традиционным видам ДПИ кубанского казачества.



6.

Памятники истории Кубанского казачества.

4

1

3

Знать основные памятные сооружения, связанные с историей и культурой кубанского казачества.

Различать исторические памятники казачества, участвовать в охране и уходе за памятниками



7.

Основные памятные даты и знаменательные события из истории Кубанского казачества.



4



1



3

Знать основные памятные даты и знаменательные события из истории Кубанского казачества. Работать со взрослыми: находить в Интернете, дополнительной литературе информацию, готовить сообщение, отвечать на вопросы.




8.

Православие и казачество.




4




1




3

Различать и называть

особо почитаемых святых среди кубанских казаков. Проявлять уважительное отношение: к православным традициям семьи, к родителям, к старшим, к младшим (проявление заботы о них). Знать правила поведения при посещении храма, задавать вопросы, формулировать выводы.


9.

Казак – патриот.



4



1



3

Знать структуру и направления деятельности Кубанского казачьего войска, делиться впечатлениями от фотографий и от картин на патриотическую тему, работать с терминологическим словарём

10.

Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий.

-

-

-

Обсуждать полученные сведения по данной теме. Оценивать свои достижения. Отвечать на итоговые вопросы.



Итого часов:

34

8

25












Учебно-тематический план 2-го года обучения





Наименование разделов, блоков, тем

Всего час

Количество часов


Характеристика

деятельности

обучающихся

Ауд.


Вне


1.

Вводное занятие.

1





1


Повторить пройден. за год.

Знакомиться с программой.

2.

Традиционная культура кубанских казаков.


4


1


3

Знать особенности проведения обрядовых праздников кубанских казаков, уметь исполнять демонстрировать различные фольклорные формы кубанского казачества, работать со взрослыми: находить информацию о традиционной культуре кубанских казаков, выступать с подготовленными сообщениями, отвечать на итоговые вопросы.

3.


История моей казачьей семьи.


4


1


3


Знать историю своей казачьей семьи и историю семьи своих одноклассников. Характеризовать понятие «традиция». Сопоставлять семейные традиции с временами года. Рассказывать об интересных событиях в жизни семьи, иллюстрировать рассказ рисунком, фотографиями, слушать и понимать речь других людей,


4.


Труд и быт казаков на Кубани.


4


1


3


Выполнять домашние обязанности в соответствии со своим возрастом. Познакомиться с блюдами кубанской кухни и названиями предметов быта казаков. Со­ставлять рассказ об одном из предметов быта, выполненном кубан­скими мастерами. Знать основные ремёсла кубанского казачества. Слушать и понимать речь других людей, оценивать свои достижения.


5.

Декоративно-прикладное искусство.



4



1


3

Знать основные ремёсла, виды ДПИ кубанского казачества, технологические особенности изготовления отдельных изделий. Выполнять некоторые изделия, поделки в соответствии с технологическими особенностями, присущими традиционным видам ДПИ кубанского казачества .


6.

Памятники истории Кубанского казачества.

4

1

3

Знать основные памятные сооружения, связанные с историей и культурой кубанского казачества.

Различать исторические памятники казачества, участвовать в охране и уходе за памятниками



7.

Основные памятные даты и знаменательные события из истории Кубанского казачества.



4



1



3

Знать основные памятные даты и знаменательные события из истории Кубанского казачества. Работать со взрослыми: находить в Интернете, дополнительной литературе информацию, готовить сообщение, выступать с сообщением в классе, встречаться с ветеранами войны, интервьюировать их, отвечать на вопросы.


8.



Православие и казачество.



4



1



3


Объяснять значение красного угла в казачьих хатах. Различать и называть

особо почитаемых святых среди кубанских казаков. Понимать: смысловое значение имен, обращений: Пресвятая Богородица, Божия Матерь, Спаситель, Заступница Усердная, смысл молитв, смысл православных праздников.

Проявлять уважительное отношение: к православным традициям семьи, к родителям, к старшим, к младшим (проявление заботы о них). Знать правила поведения при посещении храма, задавать вопросы, формулировать выводы.


9.

Казак – патриот.



4


1


3

Определять основные задачи воспитания будущих защитников родной земли. Извлекать информацию из дополнительной литературы и Интернета, готовить сообщения, встречаться с казаками, интервьюировать их.

10.

Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий.

1


1

Обсуждать полученные сведения по данной теме. Оценивать свои достижения. Отвечать на итоговые вопросы.



Итого часов:

34

8

26




Учебно-тематический план 3-го года обучения


Наименование разделов, блоков, тем

Всего час

Количество часов

Характеристика

деятельности

обучающихся

Ауд.

Вне.

1.

Вводное занятие.



1




-



1

Повторить пройден. за год.

Знакомиться с программой.


2.

Традиционная культура

кубанских казаков.



4


1


3

Уметь исполнять демонстрировать различные фольклорные формы кубанского казачества, реконструировать основные праздничные обряды, работать со взрослыми: находить информацию о традиционной культуре кубанских казаков, выступать с сообщениями, оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.

3.


История моей казачьей семьи.


4


1


3


Изучать генеалогическое древо своей семьи. Анализировать пословицы о семье. Находить стихотворения кубанских поэтов о семье. Выполнять индивидуальный проект. Планировать, корректировать, анализировать свои действия и оценивать свои достижения.

4.


Труд и быт казаков на Кубани.


4


1


3


Перечислять и описывать предметы казачьего быта. Оценивать ду­ховно-нравственный смысл понятия «кубанское гостеприимство». Составлять рецепт блюда кубанской кухни, готовить сообщения в группах, , работать со взрослыми: находить в дополнительной литературе информацию о труде и быте казаков на Кубани.


5.

Декоративно-прикладное искусство.


4


1

3

Знать основные ремёсла, виды ДПИ кубанского казачества, технологические особенности изготовления отдельных изделий. Выполнять некоторые изделия, поделки в соответствии с технологическими особенностями, присущими традиционным видам ДПИ кубанского казачества.



6.

Памятники истории Кубанского казачества.

4

1

3

Знать основные памятные сооружения, связанные с историей и культурой кубанского казачества.

Различать исторические памятники казачества, участвовать в охране и уходе за памятниками



7.

Основные памятные даты и знаменательные события из истории Кубанского казачества.



4



1



3

Знать основные памятные даты и знаменательные события из истории Кубанского казачества. Выполнять исследовательский проект «История и культура кубанского казачества»


8.



Православие и казачество.



4



1



3


Понимать основы духовной жизни кубанских казаков. Выполнять исследовательский проект на тему «История и культура кубанского казачества» Реализовывать знания по православию при посещении храма


9.

Казак – патриот.



4


1


3

Демонстрировать знания по образованию станиц. Работать с историческими картами, находить на карте станицы, Екатеринодар. Извлекать информацию из дополнительной литературы и Интернета, готовить сообщения, встречаться с казаками, интервьюировать их.

10.

Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий.

1


1

Обсуждать полученные сведения по данной теме. Оценивать свои достижения. Отвечать на итоговые вопросы.



Итого часов:

34

8

26















Учебно-тематический план 4-го года обучения





Наименование разделов, блоков, тем

Всего, час

Количество часов


Характеристика

деятельности

обучающихся

Ауд.

Вне.

1.

Вводное занятие.


1





1

Повторить пройден. за год.

Знакомиться с программой.

2.

Традиционная культура

кубанских казаков.



4


1


3

уметь исполнять демонстрировать различные фольклорные формы кубанского казачества, реконструировать основные праздничные обряды, работать со взрослыми: находить информацию о традиционной культуре кубанских казаков, выступать с сообщениями, оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

3.


История моей казачьей семьи.


4


1


3


Рассказывать по рисунку фотографиям о семейных взаимоотношениях, о семейной атмосфере, общих занятиях.

Изучать и сохранять семейные традиции. Оформлять альбом «Моя родословная». Используя различные источники информации (рассказы взрослых, материалы СМИ и пр.) рассказывать об истории казачьей семьи, формулировать выводы из изученного.

4.


Труд и быт казаков на Кубани.


4


1


3


Демонстрировать знания уклада жизни кубанской семьи. Сопоставлять предметы быта различных эпох, находить отличия и сходства с предметами кубанского быта. Самостоятельно добывать информацию путем опроса знакомых и родственников о быте казаков; обсуждать выступления учащихся.


5.

Декоративно-прикладное искусство.


4


3

1

Знать основные ремёсла, виды ДПИ кубанского казачества, технологические особенности изготовления отдельных изделий. Выполнять некоторые изделия, поделки в соответствии с технологическими особенностями, присущими традиционным видам ДПИ кубанского казачества .



6.

Памятники истории Кубанского казачества.



4



1



3

Знать основные памятные сооружения, связанные с историей и культурой кубанского казачества.

Различать исторические памятники казачества, Знать памятники казакам – защитникам Родины. Включиться в работу по охране памятников.



7.

Основные памятные даты и знаменательные события из истории Кубанского казачества.



4



1



3

Знать основные памятные даты и знаменательные события из истории Кубанского казачества. Выполнять исследовательский проект «История и культура кубанского казачества»


8.



Православие и казачество.


4



1



3


Понимать основы духовной жизни кубанских казаков. Выполнять исследовательский проект на тему «История и культура кубанского казачества» Реализовывать знания по православию при посещении храма


9.

Казак – патриот.


4


1


3

Определять основные задачи воспитания будущих защитников родной земли. Извлекать информацию из дополнительной литературы и Интернета, готовить сообщения, встречаться с казаками, интервьюировать их.

10.

Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий.

1

-

1

Обсуждать полученные сведения по данной теме. Оценивать свои достижения. Отвечать на итоговые вопросы.



Итого часов:

34

8

26



Возрастная характеристика группы

Программа курса «История и культура кубанского казачества» рас­считана на учащихся начальной школы казачьей направленности.

Возраст 7-11 лет.

Формы организации детского коллектива.

Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы. Основной формой работы являются учебные занятия. Это могут быть занятие-встреча, занятие –заочная экскурсия, занятие-гостиная, занятие-экспедиция, занятие-творческий портрет, занятие -праздник. Особенно приветствуются выездные занятия в музеи, на концерты творческих коллективов.  

   Занятия по данной программе носят практико-ориентированный, творческий, игровой характер. Занятия первого и второго года обучения нацелены на применение более пассивных методик (рассказ, демонстрация, сообщение сведений), занятия третьего и четвёртого года обучения носят активный и интерактивный характер (исследовательская деятельность, разработка и защита проектов, самостоятельный поиск знаний).   Отчёт о работе проходит в форме ярмарок, открытых занятий, конкурсов, массовых мероприятий
















3. Содержание программы

1 год обучения (33 часа).

Вводное занятие.

Знакомство учащихся с программой, связь учебной дисциплины с предметами «Кубановедение», «Основы православной культуры», «Традиционная физическая культура кубанского казачества».

Раздел 1. Традиционная культура кубанских казаков.

Пословицы и поговорки, колыбельные песни кубанских казаков. Потешки. Считалки. Заклички.

Раздел 2. История моей казачьей семьи.

Понятие «казачья семья». Члены моей семьи. Обязанности и увлечения членов семьи. Предки-казаки. Семейный фотоальбом.

Раздел 3. Труд и быт казаков на Кубани.

Понятие «семейный быт». Быт моей казачьей семьи. Индивидуальный и коллективный труд в жизни казаков.

Раздел 4. Декоративно-прикладное искусство.

Материалы, из которых мастера ДПИ нашей местности изготавливают изделия (дерево, глина, лоза и т.д.) Образцы изделий, предметов ДПИ, изготовленных в Краснодарском крае.

Раздел 5. Памятники истории Кубанского казачества.

Основные достопримечательности, памятники казачьей истории и культуры родного населенного пункта.

Раздел 6. Основные памятные даты и знаменательные события из истории Кубанского казачества.

Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения. Персоналии, историческое или культурное событие, послужившее основанием для памятной даты. Значение данного события для современного Кубанского казачества. Подготовка и ход празднования (по выбору педагога).

Раздел 7. Православие и казачество.

Православная вера – основа казачьей семьи. Почитание родителей и стариков. Празднование Рождества Христова и Пасхи в казачьей семье.

Раздел 8. Казак – патриот.

Казак. Кубанское казачье войско. Атаман. Казачья честь. Регалии.

2 год обучения (34 часа).

Вводное занятие.

Повторение пройденного, краткое знакомство с программой на учебный год.

Раздел 1. Традиционная культура кубанских казаков.

Детские игры. Игровые припевки. Казачьи сказки, легенды, былички. Кубанский говор.

Раздел 2. История моей казачьей семьи.

Численность и состав традиционной казачьей семьи. Нравственные ценности семьи. Семейные традиции. Распределение обязанностей в семье.

Раздел 3. Труд и быт казаков на Кубани.

Традиционный и современный быт казачьей семьи. Обустройство жилища, домашняя утварь. Кубанская кухня. Конь – верный друг казака.

Раздел 4. Декоративно-прикладное искусство.

Изготовление изделий декоративно - прикладного искусства своими руками:

- сбор и подготовка материалов, распространенных в данной местности;

- основные техники работы с материалом;

- последовательность этапов изготовления изделия;

- презентация творческих работ.

Раздел 5. Памятники истории Кубанского казачества.

Памятники казакам – защитникам Родины.

Раздел 6. Основные памятные даты и знаменательные события из истории Кубанского казачества.

Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения. Персоналии, историческое или культурное событие, послужившее основанием для памятной даты. Значение данного события для современного Кубанского казачества. Подготовка и ход празднования (по выбору педагога).

Раздел 7. Православие и казачество.

Святой, покровитель Кубанского казачьего войска – благоверный князь Александр Невский. Святая Екатерина и Святой Георгий Победоносец – особо почитаемые святые среди кубанских казаков. Православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Икона в храмах и жилищах. Красный угол в казачьей хате.

Раздел 8. Казак – патриот.

Нравственные качества – основа патриотизма кубанского казака. Юные казаки – будущие защитники родной земли. Казачья честь.

3 год обучения (34 часа).

Вводное занятие.

Повторение пройденного, краткое знакомство с программой на учебный год.

Раздел 1. Кубанские казаки

Народы Кубани. Добрососедство.

Нравственные качества кубанского казака.

Сила духа и доблесть казаков.

Сила духа и доблесть казаков. Экскурсия в виртуальный музей.

Раздел 2. Традиции и обычаи кубанских казаков

Уважение к женщине: бабушке, матери, сестре, жене, вдове. День матери-казачки.

Казачий род.

Моя родословная.

Календарные праздники и обряды Кубанского казачества.

Календарные праздники и обряды Кубанского казачества. Просмотр фильма.

Раздел 3. Труд и быт

Казак – хозяин и труженик.

Занятия, ремесла и промыслы кубанских казаков.

Одежда казака.

Одежда казачки.

Декоративно-прикладное творчество кубанских казака. Экскурсия в виртуальный музей.

Раздел 4. Православие в жизни кубанского казачества

Казак без веры – не казак.

Молитва. Проект «Икона моей семьи».

Православные храмы Кубани.

Войсковой храм. Войсковой священник.

Православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

Раздел 5. Кубанское казачье войско: история и современность

Переселение казаков на Кубань.

Лента времени.

Основные памятные даты.

Героизм кубанских казаков.

Поминовения казаков Кубанского казачьего войска.

Кубанское казачье войско в наши дни.

Отделы Кубанского казачьего войска.

Атаман Кубанского казачьего войска.

Несение службы современными казаками.

Почётный караул войска.

Час Славы Кубани. Экскурсия в виртуальный музей кадетского корпуса.

Раздел 6. Традиционная культура кубанского казачества

Устное народное творчество кубанских казаков. Казачьи сказы, былички.

Говор кубанских казаков.

Танцевальная культура кубанских казаков.

4 год обучения (34 часа).

Вводное занятие.

Повторение пройденного, краткое знакомство с программой на учебный год.

Раздел 1. Традиционная культура кубанских казаков.

Календарные обряды и обрядовый фольклор казаков. Зимние святки, колядки, щедровки, масленица. Пасха. Весенние хороводы. Иван Купала.

Раздел 2. История моей казачьей семьи.

Казачья семья в современном мире. Отношение к семье на Кубани. Ребенок в казачьей семье. Воспитание мальчиков и девочек. Сохранение и преумножение семейных традиций и реликвий.

Раздел 3. Труд и быт казаков на Кубани.

Традиционные ремесла и промыслы кубанских казаков. Традиционная одежда. Казачья станица, двор, дом. Уклад жизни казачьей семьи.

Раздел 4. Декоративно-прикладное искусство.

Изготовление изделий декоративно – прикладного искусства своими руками:

- сбор и подготовка материалов, распространенных в данной местности;

- основные техники работы с материалом;

- последовательность этапов изготовления изделия;

- презентация творческих работ.

* С учётом усложнения задания по сравнению со 3 классом.

Раздел 5. Памятники истории Кубанского казачества.

Увековечение памяти выдающихся деятелей истории и культуры Кубанского казачества. Памятники и музеи.

Раздел 6. Основные памятные даты и знаменательные события из истории Кубанского казачества.

Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения. Персоналии, историческое или культурное событие, послужившее основанием для памятной даты. Значение данного события для современного Кубанского казачества. Подготовка и ход празднования (по выбору педагога).

Раздел 7. Православие и казачество.

Православные традиции кубанских казаков в быту и на службе. Православные праздники.

Раздел 8. Казак – патриот.

Доблесть казаков. Казаки на страже рубежей отечества. Казачий военный костюм. Оружие, награды.


















4. Предполагаемые результаты реализации программы.

Предметные результаты

  1. Приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни;

  2. Формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом;

  3. Приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия определять основные жанры фольклорного искусства кубанского казачества;

  4. Знать историю своей казачьей семьи или семьи своего одноклассника;

  5. Понимать особенности традиций и обрядов кубанских казаков;

  6. Знать основные памятные сооружения выполнять элементы народных поделок, присущие традиционным видам ДПИ кубанского казачества;

  7. Объяснять структуру и направления деятельности Кубанского казачьего войска;

  8. Уметь исполнять, демонстрировать различные фольклорные формы кубанского казачества;

  9. Реконструировать основные праздничные обряды;

  10. Выполнять домашние обязанности в соответствии со своим возрастом;

  11. Уметь рассказать о своём казачьем роде;

  12. Инсценировать народные обряды с песнями и фольклором кубанских казаков;

  13. Исполнять основы духовной жизни кубанских казаков;

  14. Выполнять изделия, поделки в традициях ДПИ кубанского казачества;

  15. Выполнить исследовательский проект на тему «История и культура кубанского казачества».


Личностные результаты отражаются в индивидуальных ка­чественных свойствах учащихся, которые они должны приоб­рести в процессе освоения учебного предмета по программе «История и культура кубанского казачества»:

  1. Чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

  2. Уважительное отношение к культуре других на­родов нашей страны и мира в целом;

  3. Понимание особой роли культуры и искусства в жизни об­щества и каждого отдельного человека;

  4. Формирование эстетических чувств, творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

  5. Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

  6. Умение обсуждать и анализировать театральную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы;

  7. Формирование установки на здоровый образ жизни.

  8. Формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду сверстников;

  9. Умение радоваться успехам одноклассников;

  10. Формирование адекватной дифференцированной самооценки;

  11. Формирование негативного отношения к невыполнению человеком своих обязанностей;

  12. Установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

  13. Формирование широкой мотивационной основы творческой деятельности;

  14. Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.


Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, прояв­ляющихся в познавательной и практической творческой дея­тельности:

  1. Освоение способов решения проблем творческого и поиско­вого характера;

  2. Распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез (техника безопасности, этические нормы);

  3. Освоение начальных форм познавательной и личностной реф­лексии;

  4. Овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

  5. Использование средств информационных технологий для ре­шения различных учебно-творческих задач в процессе поис­ка;

  6. Умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность;

  7. Умение организовать место занятий;

  8. Осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов;

  9. Умение проводить сравнение, устанавливать аналогии;

  10. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  11. Умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.




5. Формы и виды контроля.




Разделы программы

Виды контроля

Формы контроля

Что контролируем











1


1.

Традиционная культура кубанских казаков.

Вводный, текущий, итоговый

Фольклорные праздники, викторины, конкурс инсценировок, исследовательский проект «Моя семья»

- Знание различных фольклорных форм кубанского казачества;

- знание особенностей проведения обрядовых праздников кубанских казаков;

  • умение исполнять, демонстрировать

различные фольклорные формы кубанского казачества;

-умение реконструировать основные

праздничные обряды.

2.

История моей казачьей семьи.

Семейные праздники, выставка «Семейные реликвии», выпуск стенгазет «Кубанская семья», творческий проект «Родословная моей семьи»

- Знание истории своей казачьей

семьи и/или истории семьи своих одноклассников;

- знание и понимание уклада жизни,

особенности численного состава и распределения обязанностей традиционной казачьей семьи;

умение рассказать о своем казачьем роде.

3.

Труд и быт казаков на Кубани.

Выставка творческих работ (либо изделий) «Традиционные ремёсла и промыслы», «кубанская старина», проект «Занятия кубанских казаков»

  • Умение выполнять домашние обязанности в соответствии со своим возрастом;

  • знание основных ремесел, видов ДПИ кубанского казачества, основных технологических особенностей изготовления отдельных изделий

4.

Декоративно-прикладное искусство.

Викторина, тестирование «Ремёсла и виды декоративно-прикладного искусства», выставка и анализ творческих работ учащихся

  • Знание основных ремесел, видов ДПИ кубанского казачества, основных технологических особенностей изготовления отдельных изделий;

  • выполнение некоторых изделий, поделок в соответствии с технологическими особенностями, присущими традиционным видам ДПИ кубанского казачества.

5.





Памятники истории Кубанского казачества.

Видео-, слайд- викторина, акция «Во имя России, во славу Кубани», творческий проект «История памятника» (по выбору учащегося)

- Знание основных памятных сооружений, связанных с историей и культурой кубанского казачества;

- выполнение исследовательского проекта на тему «История и культура кубанского казачества».

6.

Основные памятные даты и знаменательные события из истории Кубанского казачества.

Викторина, тестирование, праздники, связанны с памятными датами, исследовательский проект.

  • Знание памятных событий и дат,

связанных с историческими событиями кубанского казачества;

  • выполнение исследовательского

проекта на тему «История и культура кубанского казачества».


7.

Православие и казачество.

Исследовательский проект, православные праздники.

  • Понимание основ духовной жизни

кубанских казаков.

  • выполнение исследовательского

проекта на тему «История и культура кубанского казачества».

8.

Казак-патриот.

Исследовательский проект «Казаки-войны моей семьи», тестирование, фронтальная беседа.

- Структура и направления деятельности кубанского казачьего войска;

  • выполнение исследовательского

проекта на тему «История и культура кубанского казачества»













6. Методические рекомендации

Основной формой работы являются учебные занятия. Занятия по данной программе носят практико-ориентированный, творческий, игровой характер. Занятия первого и второго года обучения нацелены на применение более пассивных методик (рассказ, демонстрация, сообщение сведений), а занятия третьего, четвертого года обучения носят исключительно активный и интерактивный характер (исследовательская деятельность, разработка и защита проектов, самостоятельный поиск знаний и т.д.).

Отчет о работе проходит в форме ярмарок, открытых занятий, конкурсов, фестивалей, массовых мероприятий.

  • Одним из результатов обучения является решение задач воспитания – осмысления практического применения системы ценностей.

  • В основе образования лежит коммуникация, общение, что способствует развитию качеств личности.

  • Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимания и взаимопомощи своим родным, осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.

  • Налаживание взаимосвязи с учреждениями дополнительного образования.










СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по ВР

МБОУ ООШ № 34 имени В.М.Ткачева

________ С.В. Салова

« »_________________ 2020 года




Краснодарский край Приморско-Ахтарский район поселок Приморский

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 34 имени В.М.Ткачева




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ




По внеурочной деятельности «История и культура кубанского казачества»

Класс 3

Учитель Бецу Юлия Евгеньевна

Количество часов: всего 34 часа; 1 час в неделю.


Планирование составлено на основе рабочей программы Алейникова Ю.А., Антиш Е.П., Бецу Ю.Е., Шаталовой Н.В., учителей начальных классов МБОУ ООШ № 34 имени В.М.Ткачева, утвержденной решением педагогического совета протокол №1 от 28 августа 2020 г.

В соответствии с ФГОС НОО



Календарно-тематическое планирование «История и культура кубанского казачества»

3 класс

Содержание (разделы, темы)

Кол-во часов

Дата проведения

Материально-техническое оснащение

УУД, проекты, ИКТ-компетенции, межпредметные понятия


по плану

по факту

1.

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ.

1



ММП, раздаточный материал.



КУБАНСКИЕ КАЗАКИ.


4




Осознают важность изучения своих исторических корней. Понятия: большая и малая Родина, патриотизм. Составляют родословную своей семьи. Формируется представление о родном крае, как о казачьем.

2.

Народы Кубани. Добрососедство.

1



ММП, раздаточный материал.

3.

Нравственные качества кубанского казака.

1



ММП, раздаточный материал.

4.

Сила духа и доблесть казаков.

1



ММП, раздаточный материал.

5.

Сила духа и доблесть казаков. Экскурсия в виртуальный музей.

1



ММП, раздаточный материал.


ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ КУБАНСКИХ КАЗАКОВ.

5




Знакомятся с традиционными занятиями казаков. Свадебный обряд. Крестины. Похоронный обряд. Проводы казака на службу.

Узнают легенды, совершают заочное путешествие в горы.

Ознакомление с творчеством поэтов

Слушают, изображают, разучивают песню.

6.

Уважение к женщине: бабушке, матери, сестре, жене, вдове. День матери-казачки.

1



ММП, раздаточный материал.

7.

Казачий род.

1



ММП, раздаточный материал.

8.

Моя родословная.

1



ММП, раздаточный материал.

9.

Календарные праздники и обряды Кубанского казачества.

1



ММП, раздаточный материал.

10.

Календарные праздники и обряды Кубанского казачества. Просмотр фильма.


1



ММП, раздаточный материал.


ТРУД И БЫТ.

5




Знакомятся с трудом и бытом казаков, занятиями и ремёслами, одеждой, с декоративно – прикладным творчеством кубанских казаков.

11.

Казак – хозяин и труженик.

1



ММП, раздаточный материал.

12.

Занятия, ремесла и промыслы кубанских казаков.

1



ММП, раздаточный материал.

13.

Одежда казака.

1



ММП, раздаточный материал.

14.

Одежда казачки.

1



ММП, раздаточный материал.

15.

Декоративно-прикладное творчество кубанских казака. Экскурсия в виртуальный музей.

1



ММП, раздаточный материал.


ПРАВОСЛАВИЕ В ЖИЗНИ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА.

5




Знакомятся с молитвой, её назначением, совершают экскурсии в храм. Проект «Икона моей семьи»

16.

Казак без веры – не казак.

1



ММП, раздаточный материал.

17.

Молитва. Проект «Икона моей семьи».

1



ММП, раздаточный материал.

18.

Православные храмы Кубани.

1



ММП, раздаточный материал.

19.

Войсковой храм. Войсковой священник.

1



ММП, раздаточный материал.

20.

Православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы.


1



ММП, раздаточный материал.


КУБАНСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ.

11




Награды. Георгиевские кавалеры. Символы и знаки. Понятия: атаман, есаул, сотник, пятидесятник, хорунжий, георгиевский кавалер, знамя, папаха, шашка, булава, нагайка, серьга, башлык. Проект «Награды моих предков»

21.

Переселение казаков на Кубань.

1



ММП, раздаточный материал.

22.

Лента времени.

1



ММП, раздаточный материал.

23.

Основные памятные даты.

1



ММП, раздаточный материал.

24.

Героизм кубанских казаков.

1



ММП, раздаточный материал.

25.

Поминовения казаков Кубанского казачьего войска.

1



ММП, раздаточный материал.

26.

Кубанское казачье войско в наши дни.

1



ММП, раздаточный материал.

27.

Отделы Кубанского казачьего войска.

1



ММП, раздаточный материал.

28.

Атаман Кубанского казачьего войска.

1



ММП, раздаточный материал.

29.

Несение службы современными казаками.

1



ММП, раздаточный материал.

30.

Почётный караул войска.

1



ММП, раздаточный материал.

31.

Час Славы Кубани. Экскурсия в виртуальный музей кадетского корпуса.


1



ММП, раздаточный материал.


ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА.

4




Знакомство с устным – народным творчеством, говором, танцевальной культурой кубанских казаков. Проект «Мои первые стихи о Кубани».

32.

Устное народное творчество кубанских казаков. Казачьи сказы, былички.

1



ММП, раздаточный материал.

33.

Говор кубанских казаков.

1



ММП, раздаточный материал.

34.

Танцевальная культура кубанских казаков.

1



ММП, раздаточный материал.


Итого часов:

34















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!