СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Игротерапия" для 8 класса вариант 2

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Игра — деятельность ребенка в условных ситуациях, моделирующих реальные ситуации; направлена на воссоздание и усвоение общественного опыта. Игра является самым действенным средством коррекции психофизического развития умственно отсталых детей. Процесс обучения игре, который мы рассматриваем как особую форму взаимодействия взрослых с детьми, обеспечивает не столько формирование определенных игровых умений и навыков, сколько активизацию их психической и двигательной сферы, развитие всех познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, навыков общения с взрослыми и сверстниками. Игра в процессе обучения и воспитания детей с умственной отсталостью, выступает как форма обучения и как деятельность, которой детей специально обучают. Обучение детей игре строится на основе глубокого знания и учета индивидуальных возможностей развития каждого ребенка. При обучении ребенка игре как деятельности, прежде всего, ставится задача формирования предметно-игровой деятельности. Особое значение в развитии ребенка имеет подвижная игра. Она способствует формированию двигательных умений и навыков, предоставляет возможность развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающем пространстве. В процессе игры создаются благоприятные условия для формирования норм человеческих взаимоотношений, развития морали ребенка и совершенствования психических процессов. В ходе игры учащиеся приобретают навыки взаимодействия в коллективной деятельности: умение действовать сообща (навык сотрудничества), считаться с интересами других (само и взаимоконтроль), подчинять свои интересы общим (соподчинение), уступать, принимать правильное решение. Игра помогает развивать любознательность, облегчить процесс усвоения знаний, сделать любой учебный материал доступным для каждого учащегося.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Игротерапия" для 8 класса вариант 2»

Пояснительная записка


  1. Актуальность программы.


Игра — деятельность ребенка в условных ситуациях, моделирующих реальные ситуации; направлена на воссоздание и усвоение общественного опыта. Игра является самым действенным средством коррекции психофизического развития умственно отсталых детей. Процесс обучения игре, который мы рассматриваем как особую форму взаимодействия взрослых с детьми, обеспечивает не столько формирование определенных игровых умений и навыков, сколько активизацию их психической и двигательной сферы, развитие всех познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, навыков общения с взрослыми и сверстниками. Игра в процессе обучения и воспитания детей с умственной отсталостью, выступает как форма обучения и как деятельность, которой детей специально обучают. Обучение детей игре строится на основе глубокого знания и учета индивидуальных возможностей развития каждого ребенка. При обучении ребенка игре как деятельности, прежде всего, ставится задача формирования предметно-игровой деятельности. Особое значение в развитии ребенка имеет подвижная игра. Она способствует формированию двигательных умений и навыков, предоставляет возможность развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающем пространстве. В процессе игры создаются благоприятные условия для формирования норм человеческих взаимоотношений, развития морали ребенка и совершенствования психических процессов. В ходе игры учащиеся приобретают навыки взаимодействия в коллективной деятельности: умение действовать сообща (навык сотрудничества), считаться с интересами других (само и взаимоконтроль), подчинять свои интересы общим (соподчинение), уступать, принимать правильное решение. Игра помогает развивать любознательность, облегчить процесс усвоения знаний, сделать любой учебный материал доступным для каждого учащегося.

Термин «Игротерапия» предполагает наличие игровой деятельности.  Игротерапия является одним из эффективных методов лечебно-педагогического воздействия на детей, проводимой с определенной целью и выполняющей следующие функции:

  • коммуникативную – установление эмоционального контакта, объединение учащихся в коллектив;

  • релаксационную – снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему;

  • воспитательную – психотренинг и психокоррекция отклоняющегося поведения;

  • развивающую – развитие психических процессов, двигательной сферы;

  • дидактическую (обучающую) – обогащение информацией об окружающем мире.

Актуальность использования игры как средства коррекции обусловлена тем, что игра является не только основным и любимым занятием детей, но и становится универсальным психолого-педагогическим средством, которое позволяет всесторонне влиять на их развитие. Игра улучшает процесс передачи социально ценных отношений, делая его эмоциональным, позволяет включиться в общение.






  1. Описание места курса внеурочной деятельности.


В соответствии с учебным планом КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 1» на 2023-2024 учебный год. На изучение курса внеурочной деятельности «Игротерапия» отведено 34 часа (34 учебные недели). Занятия проводятся в соответствии с календарно-тематическим планированием 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия 40 минут.


  1. Особенности возрастной группы детей, которым предназначена программа.

Программа внеурочной деятельности «Игротерапия» предназначена для образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) для среднего школьного возраста.


4. Цели и задачи реализации программы.

Цели программы: коррекция недостатков психического и физического развития, создание условий для развития умений и навыков общения со сверстниками, обеспечение эмоционального комфорта ребенка, формирование у обучающихся с выраженной интеллектуальной недостаточностью игровых действий и умений.

Задачи программы:

Коррекционно-образовательные:

  • развитие познавательной деятельности учащегося;

  • на основе наблюдений и простейших опытных действий расширять представления обучающихся о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды.

Коррекционно-развивающие:

  • развитие пространственной ориентации, мелкой моторики;

  • развитие умения сравнивать, обобщать, классифицировать предметы, выделять существенные признаки предметов и явлений, отражать их в речи;

  • формировать пространственно-временные представления и ориентировки, знания сенсорных эталонов: цвет, форма, величина;

  • обогащать словарный запас;

  • развивать интерес к самопознанию

  • способствовать развитию умения устанавливать контакт с помощью вербальных и невербальных средств, открыто выражать свои чувства как положительные, так и отрицательные;

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать мотивацию к учению;

  • побуждать к осмыслению своих поступков и поступков других;

  • воспитывать чувства доброжелательного отношения к окружающим.

Содержание игр предусматривает формирование у детей знаний и умений, необходимых для доброжелательного общения, воспитания хороших манер, снятие эмоционального напряжения.


5. Ценностные ориентиры содержания программы.


Занятия по игротерапии направлены на коррекцию имеющихся у умственно отсталых обучающихся нарушений в интеллектуальном развитии, коррекцию психических процессов, эмоционально-личностной сферы. В ходе игры решаются следующие задачи: развитие мелкой и общей моторик, всех видов памяти, внимания, мышления; развитие таких важных процессов как анализ, синтез, обобщение и сравнение, развитие самоконтроля и саморегуляции; повышение самооценки; развитие коммуникативных способностей и уверенности в себе. В игре ребенок развивает речь. Особое внимание уделяется коррекции детской агрессивности и тревожности.


      1. В основу программы положены следующие принципы.


Особое внимание при реализации предлагаемой образовательной программы следует обратить на принципы индивидуального и

дифференцированного подхода, соблюдение которого позволяет успешно реализовывать обозначенные выше принципы. Собственно говоря, этот принцип входит как обязательный составляющий компонент коррекционно-развивающей работы с детьми. Реализация этого принципа требует проведения диагностического обследования с целью более точного определения особенностей развития каждого ребенка, позволяющего педагогу использовать соответствующие игровые технологии. Исследование сформированности уровня игровой деятельности учащихся с умственной отсталостью, особенно важно в начале школьного образования. Ведь именно в этот период закладываются основы дальнейшей успешности детей с нарушениями интеллекта.

Решение поставленных задач обеспечивается соблюдением ведущих зон, а именно:

  • учёт зоны ближайшего развития ребёнка при использовании методов, приёмов, создания оптимальных условий для организации

образовательно-воспитательного процесса;

  • принцип компенсаторной направленности (обучение направлено на возмещение недоразвитых или нарушенных функций путём исправления или перестройки частично нарушенных функций;

  • определение оптимального содержания образовательно-воспитательного процесса;

  • один из главных принципов работы с обучающимися данной категории - воспитывающий характер обучения;

  • наглядности и практической направленности;

  • расширения социальных связей;

  • развития коммуникативной функции речи;

  • целостности и комплексности коррекционно-развивающей работы.



7. Виды внеурочной деятельности и формы организации работы.


Основными методами и формами обучения являются: дидактические, ролевые и подвижные игры, занимательные упражнения.

По своему содержанию, структуре развивающие игры весьма различны. Эти различия в первую очередь обусловлены теми проблемами, на решение которых они направлены. Выявление сути проблемы позволяет определить цели, задачи игр, а затем и

ее конкретные действия. В коррекционной работе используется весь набор известных в педагогике игр: познавательные,

дидактические, театрализованные, предметные, конструкторские и т.д. Все они выполняют конкретные и специфические функции, обусловленные характером дефекта развития.

Подвижные игры служат средством коррекции моторных нарушений, так как большинство детей с ОВЗ имеет двигательные нарушения.

Дидактические игры - одно из средств развития познавательной деятельности ребенка с нарушением интеллекта. В ходе их дети знакомятся со свойствами и качествами предметов, способами взаимодействия с ними, уточняют сведения об окружающем мире, развивают наблюдательность, внимание, память, мышление, речь.

В сюжетных и ролевых играх дети при помощи взятых на себя ролей воспроизводят жизнь взрослых людей, их

взаимоотношения, их деятельность. В ходе игры ребенок познает мир и усваивает общественный опыт, у него воспитывается стремление к учению, к различным видам труда, умение и желание трудиться, а также моральные чувства и качества. Ребенок

усваивает правила общественного поведения, овладевает нормами поведения в быту и общественных местах.

Театрализованные игры - это разновидность сюжетно-ролевых игр, однако, они проводятся по заранее подготовленному сценарию, в основе которого - содержание сказки, рассказа. Эти игры требуют от педагога режиссирования, а от ребенка - проговаривания реплик. Тут необходимы и выразительные интонации, типичные для определенного образа, характеризующие его поступки и поведение, и соответствующая мимика, дополняющая игру голоса. Такие театрализованные игры, как «Кот, петух и лиса (последняя часть сказки), «Два жадных медвежонка», «Три поросенка», игра-сочинение совместно с ведущей общей волшебной истории, небылицы и ее инсценировка воспринимаются и разыгрываются детьми с большим удовольствием.

Предметные игры: с музыкальными инструментами (металлофон, гармошка, детское пианино, бубен), с игрушками (овощи и фрукты), с предметами (телефон, набор посуды и т.п.), игры «Что звучит вокруг нас?», «Уточним цвет предметов», «Угадай по описанию», «У кого какой предмет?» позволяют закрепить названия предметов, их основные свойства и назначение.

В ходе конструктивных игр у детей развивается пространственная ориентация, а так же мелкая моторика. В конструктивных играх широко используются: краски, пластилин, карандаши, кубики, головоломки, конструкторы, детские книги с картинками и прочие изобразительные средства, которые были или, «волей судьбы», не были в мире ребенка. Часто востребована коллекция специальных игрушек высотой не более 8 см:

— фигурки людей;

— здания (дома, школы, церкви, замки);

— животные (домашние, дикие, морские, древние);

— машины (сухопутные, водные, космические, боевые);

— растения (деревья, кусты, цветы, овощи);

— постройки (мосты, ограды, ворота, загоны для скота);

— ракушки, веточки, камешки, шишки, косточки;

— символические предметы для загадывания желаний, коробочки с «сокровищами и драгоценностями»;

— фигурки сказочных героев (добрых и злых);

— пластиковые или деревянные буквы, цифры, геометрические фигуры.

Конструктивные игры позволяют активно использовать подручный «бросовый» материал. В работе с детьми, имеющими сложные дефекты развития, как правило, используются все разновидности игр. Но наиболее значимыми и востребованными в практике коррекционно-развивающей работы считаются игры, направленные на социализацию ребенка, игры направленные на когнитивное, познавательное развитие и игры, обеспечивающие общее оздоровление и психофизическое развитие ребенка. Все же основные группы игр имеют свои особенности как в постановке конкретных задач, так и в подборе игровых упражнений.



8. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.


Учащиеся должны знать:

1 уровень

- разнообразные приемы предметных, сюжетно-ролевых, подвижных и театрализованных игр;

- предметы санитарии и гигиены и правила их использования;

- правила общения с детьми и взрослыми;

- социальные нормы поведения;

- правила ролевого поведения;

- способы построения сюжета.

2 уровень

- приемы условных действий с игрушками и различными предметами;

- предметы санитарии и гигиены и правила их использования;

- правила общения с детьми и взрослыми;

- правила поведения в социуме.

Учащиеся должны уметь:

1 уровень

- с помощью педагога до начала игры определять тему, сюжет, распределять роли;

- согласовывать игровые действия с принятой ролью;

- использовать различные предметы-заместители, осуществлять воображаемые действия и принимать воображаемые игровые действия

других играющих;

- под руководством педагога создавать игровую обстановку (устраивать комнату для кукол, обстановку магазина, почты, гаража и т.п.);

2 уровень

- с помощью педагога во время игры определять тему, сюжет;

- с помощью педагога согласовывать игровые действия с принятой ролью;

правильно использовать различные предметы быта;

- под руководством педагога создавать игровую обстановку (устраивать комнату для кукол, обстановку магазина).



Личностные и предметные результаты освоения курса


Личностные результаты освоения рабочей программы включают:

  • получение удовольствия от игры;

  • умение адекватно реагировать на игровые ситуации;

  • интерес к взаимодействию с другими детьми и взрослыми в игровой деятельности,

  • умение сопереживать, проявлять внимание;

  • повышение двигательной активности, развитие ловкости;

развитие памяти, внимания через выполнение повторяющихся игровых действий.



Предметные результаты освоения рабочей программы включают следующие умения:

  • выполнять отдельные предметно-игровые действия, цепочки предметно-игровых действий;

  • понимать смысл выполняемых действий;

  • соотносить роли с игровыми действиями: убегать от водящего, ловить игроков; быть пассажиром в автобусе.

  • бросать мяч партнеру, в цель;

  • ударять по мячу ногой, учитывая направление перемещения мяча;

  • лазать, ползать, перелезать, подлезать;

  • кататься на санках с горки;

  • действовать по подражанию, образцу, инструкции;

  • узнавать предметы по названию, внешнему виду, на ощупь;

  • ориентироваться в пространстве во время игровой деятельности;

  • развивать фиксацию взгляда, активизировать прослеживающую функцию;

  • находить одинаковые картинки;

  • определять месторасположение источника звука;

  • соблюдать правила игры;

  • придерживаться выбранной роли до конца игры;

  • умение самостоятельно играть в свободное время.


Формированию интереса ребенка к игровой деятельности, расширению диапазона используемых игр способствует специально организованная среда. Для создания такой среды необходимо зонирование пространства группы: выделение мест для игры на полу (на ковре), для игры с настольными играми, отгороженного пространства для индивидуальной игровой деятельности, продуманное размещение игр. Кроме того, необходимо продумать место проведения игры на улице. Материал данной программы предполагает проведение занятий на спортивной площадке, игровом комплексе, в лесу.


9. Содержание курса внеурочной деятельности.

На занятиях внеурочной деятельности «Игротерапия» наряду с развитием общих способностей предполагается исправление присущих обучающимся с выраженными интеллектуальными нарушениями недостатков психофизического развития и формирование у них психофизической деятельности.

В основе предложенной системы лежит комплексный подход, предусматривающий решение на одном занятии разных, но однонаправленных задач из нескольких разделов программы, способствующих целостному психическому развитию обучающегося.

Коррекционной работе предшествует обследование игровых процессов обучающихся, которое осуществляется в течение двух учебных недель.

Предметные игры - это действия с предметами, цепочка действий, направленных на достижение определенного результата. Предметные игры способствуют развитию речи и моторики, эмоциональному развитию и социализации ребенка с выраженными интеллектуальными нарушениями, обеспечивают сенсорное и интеллектуальное развитие.

Ролевые игры - путь освоения смыслов и обогащения чувств ребенка. Это игра в кого-то, т.е. воспроизведение действий и отношений взрослых или героев какой-либо истории, реальной или выдуманной. Ролевые игры имеют важное значение в социальной адаптации обучающегося с выраженным интеллектуальным нарушением.

Театрализованные (режиссерские и игры драматизации) - являются наиболее синкретичным видом творчества и создают благоприятные условия для развития обучающихся с выраженными интеллектуальными нарушениями.

Подвижные (сюжетные подвижные игры) – важны не только для двигательного развития обучающихся, но также для развития и эмоционально-волевой сферы, формирования ориентировки в пространстве, умения действовать сообща со сверстниками подчинять своё поведение правилам игры.



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Наименование раздела



Содержание раздела

1.

Предметные игры

Укачивание куклы (игрушек-животных). Укладывание куклы (игрушек-животных) спать. Подготовка кровати к укладыванию куклы (игрушек-животных). Усаживание куклы (игрушек-животных) за стол. Кормление куклы (игрушек-животных). Раздевание куклы (игрушек-животных). Надевание отдельных предметов одежды (игрушек-животных). Наливание воды в тазик. Умывание рук куклы (игрушек-животных). Вытирание куклы (игрушек-животных) развернутым полотенцем.


2.

Сюжетно-ролевые игры

«У нас в гостях кукла», «Уложим куклу спать», «Прогулка малышей», «Кукла заболела», «Оденем куклу на прогулку», «Учимся водить автобус», «Едем в гости».


3.

Театрализованные игры


«Курочка и цыплята» «Кошка и котята», «Зайчики на полянке», «Бабочки на лужайке».

4.

Подвижные игры

«Добрый зонтик», «Дождик кап-кап», «Дети и колокольчик», «Шар».





п/п


Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Дата

Виды деятельности обучающихся


Предметные игры


1

«Угадай, что в мешочке».

1


Практическая работа, игры, работа с раздаточным материалом.

2

«Съедобно - не съедобно».

1


Практическая работа, игры, работа с раздаточным материалом.

3

«Вершки и корешки».

1


Практическая работа, игры, работа с раздаточным материалом.

4

«Найди, что назову».

1


Практическая работа, игры, работа с раздаточным материалом.

5

«Что изменилось».

1


Практическая работа, игры, работа с раздаточным материалом.

6

«Посмотри и запомни».

1


Практическая работа, игры, работа с раздаточным материалом.

7

Игры с песком

1


Практическая работа, игры, работа с раздаточным материалом.

8

«Зимние запасы»

1


Практическая работа, игры, работа с раздаточным материалом.

9

«Чудесный мешочек»

1


Практическая работа, игры, работа с раздаточным материалом.


Подвижные игры


10

«Хитрая лиса».

1


Практическая работа, игры

11

«Мышеловка».

1


Практическая работа, игры

12

«Мы веселые ребята».

1


Практическая работа, игры

13

«Воробушки и автомобиль»

1


Практическая работа, игры

14

«Раздувайся пузырь».

1


Практическая работа, игры

15

«Поезд».

1


Практическая работа, игры

16

«Самолёты».

1


Практическая работа, игры

17

«Мороз Красный нос».

1


Практическая работа, игры

18

«Два мороза».

1


Практическая работа, игры

19

«У медведя во бору».

1


Практическая работа, игры

20

«Гуси – Лебеди».

1


Практическая работа, игры

21

«Горелки».

1


Практическая работа, игры


Сюжетно-ролевые игры


22

«Семья».

1


Практическая работа, игры, работа с раздаточным материалом.

23

«Путешествие».

1


Практическая работа, игры, работа с раздаточным материалом.

24

«Супермаркет».

1


Практическая работа, игры, работа с раздаточным материалом.

25

«Строительство».

1


Практическая работа, игры, работа с раздаточным материалом.

26

«Скорая помощь».

«Поликлиника». «Больница».

1


Практическая работа, игры, работа с раздаточным материалом.

27

«Водители». «Гараж».

1


Практическая работа, игры, работа с раздаточным материалом.

28

«Учимся водить автобус».


1


Практическая работа, игры, работа с раздаточным материалом.

29

«Парикмахерская»



Практическая работа, игры, работа с раздаточным материалом.


Театрализованные игры


30

«Веселый старичок-лесовичок». «Кузнечик»

1


Практическая работа, игры, работа с раздаточным материалом.

31

Разыгрывание по ролям стихотворения «Кузнечик»,

«Медвежата».

1


Практическая работа, игры, работа с раздаточным материалом.

32

«Был у зайца огород».

1


Практическая работа, игры, работа с раздаточным материалом.

33

«Пантомима», «У зеркала»

1


Практическая работа, игры, работа с раздаточным материалом.

34

Обобщающий урок по теме «Театрализованные игры»

1


Практическая работа, игры, работа с раздаточным материалом.














РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ


Наглядные пособия

1. Функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций (конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры, и тела разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото, сенсорные модули, вкладыши-формы и др.).

2. Игрушки и пособия для развития мелкой моторики: шнуровки, мозаики, разнообразные мелкие предметы, различные виды застежек и др.

3. Ящик для рисования песком.


Используемая литература:

1. Баряева Л.Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития. Санкт-Петербург 2001.

2. Бгажнокова И.М. «Программы для подготовительного и 1-4 классов специальных (коррекционных). Провещение, 2011

3. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Ростов-на-Дону 2006.

4. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. М.,1990.

5. Образцова Т.Н. Ролевые игры для детей. М., 2005.

6. Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр. М., 2008.

7. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. М., 1997.


Оборудование класса, ТСО


Наименование

Кол-во

1

Доска школьная

1

3

Стол однотумбовый

1

4

Стул

4

5

Стул ученический

9

6

Шкаф для хранения пособий и материалов

4

7

Монитор

3

8

Системный блок

3

9

Клавиатура

3

10

Мышь оптическая

3

11

Интерактивная доска

1

12

Проектор

1





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!