СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Мир вокруг нас" для 8 класса вариант 2

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Актуальность программы внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» заключается в том, что отвечает потребностям сегодняшнего уровня общественной жизни.  Особое внимание в программе уделено проблеме общения и усвоения нравственных норм и правил поведения, а также усвоению правил поведения, предъявляемых к гражданину РФ в области безопасности жизнедеятельности. Это обусловлено проблемами вхождения школьника в социальную среду, усвоения социального опыта школьника.

У обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) страдают все виды высшей нервной деятельности, и самые видимые среди них – речь, общение и поведение. А ведь именно общение обогащает внутренний мир человека, только в общении рождается духовная близость, исчезает чувство одиночества. Поэтому вопросы культуры общения, характера и стиля поведения человека являются основными в программе курса «Мир вокруг нас». Курс призван также формировать и корректировать импрессивную и экспрессивную речь обучающихся, вырабатывать положительные динамические стереотипы поведения. Занятия окажут помощь в расширении знаний об окружающем мире, в обогащении активного и пассивного словаря обучающихся, в повышении уровня культуры в целом, в умении самостоятельно использовать свои знания в жизни. Занятия способствуют адаптации обучающихся к взрослой жизни, способствуют коррекции мышления, развивают внимание, память, формируют нравственные нормы и положительные качества личности.

Педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности в сфере социально-личностного развития школьников обусловлена необходимостью помочь ребенку раскрывать индивидуальные способности, творческие начала собственной личности, формирование устремлений ребенка в интеграции личностных позиций «я хочу» и «я могу» как основы взаимодействия школьника с другими детьми, учителями, родителями.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Мир вокруг нас" для 8 класса вариант 2»

Пояснительная записка


  1. Актуальность программы.


Актуальность программы внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» заключается в том, что отвечает потребностям сегодняшнего уровня общественной жизни. Особое внимание в программе уделено проблеме общения и усвоения нравственных норм и правил поведения, а также усвоению правил поведения, предъявляемых к гражданину РФ в области безопасности жизнедеятельности. Это обусловлено проблемами вхождения школьника в социальную среду, усвоения социального опыта школьника.

У обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) страдают все виды высшей нервной деятельности, и самые видимые среди них – речь, общение и поведение. А ведь именно общение обогащает внутренний мир человека, только в общении рождается духовная близость, исчезает чувство одиночества. Поэтому вопросы культуры общения, характера и стиля поведения человека являются основными в программе курса «Мир вокруг нас». Курс призван также формировать и корректировать импрессивную и экспрессивную речь обучающихся, вырабатывать положительные динамические стереотипы поведения. Занятия окажут помощь в расширении знаний об окружающем мире, в обогащении активного и пассивного словаря обучающихся, в повышении уровня культуры в целом, в умении самостоятельно использовать свои знания в жизни. Занятия способствуют адаптации обучающихся к взрослой жизни, способствуют коррекции мышления, развивают внимание, память, формируют нравственные нормы и положительные качества личности.

Педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности в сфере социально-личностного развития школьников обусловлена необходимостью помочь ребенку раскрывать индивидуальные способности, творческие начала собственной личности, формирование устремлений ребенка в интеграции личностных позиций «я хочу» и «я могу» как основы взаимодействия школьника с другими детьми, учителями, родителями.

  1. Описание места курса внеурочной деятельности.


В соответствии с учебным планом КГБОУ «Барнаульской общеобразовательной школы - интерната № 1» на 2023-2024 учебный год на изучение курса внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» отведено 34 ч (34 учебные недели). Занятия проводятся в соответствии с календарно-тематическим планированием 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия 40 минут.

Вследствие органического поражения ЦНС у детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование представлений об окружающем их мире происходит со значительной задержкой. У многих из этих детей представления об окружающем их мире формируются искаженно, в недостаточных количествах. Дети с трудом различают формы предметов, плохо запоминают цвета, в некоторых случаях различение разных оттенков одного цвета становится непосильной задачей. Такое искаженное восприятие окружающего пространства становится причиной дезадаптации ребенка с тяжелыми нарушениями развития. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование представлений о разнообразии окружающего их мира.



  1. Особенности возрастной группы детей, которым предназначена программа.


Программа внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» предназначения для образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) для среднего школьного возраста.


4. Цели и задачи реализации программы.


Цели курса:



  • формирование личностных качеств как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом через самопознание, общение, деятельность;

  • формирование «личности безопасного типа», знающей основы защиты человека и общества от современного комплекса опасных факторов и умеющей применять эти знания на практике.

Задачи курса:


  • дать обучающимся знания об искусстве человеческих взаимоотношений;

  • учить ребят самостоятельно ориентироваться в разнообразии жизненных ситуаций, правильно проявлять свои чувства и эмоции, адекватно реагировать на слова и поступки других людей;

  • сформировать эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, представителям противоположного пола, сверстникам и взрослым людям;

  • развивать у обучающихся навыков общения и социальной активности в различных жизненных ситуациях с родителями, педагогами, сверстниками и другими окружающими людьми;

  • корректировать у детей нежелательные черты характера и нарушенные формы поведения;

  • воспитывать сочувствие, желание оказывать поддержку, принимать помощь других;

  • познакомить с опасностями, угрожающими человеку в современной повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • формировать «личность безопасного типа», знающей основы защиты человека и общества от современного комплекса опасных факторов и умеющей применять эти знания на практике;

  • воспитывать ответственное отношение к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности, к безопасности личности, общества и государства.



  1. Ценностные ориентиры содержания программы.


Так как детям с тяжелыми нарушениями развития свойственно наглядно-образное мышление, то данный учебный курс построен на использовании предметно-практической деятельности. Работа с ребенком в рамках данного курса предполагает использование большого количества разнообразной наглядности, работу с различными материалами (ткань, пластилин, бумага и т.д.), а также проведение экскурсий. Программа построена циклично, в соответствии с чередованием времен года. Учитывая особенности детей с тяжелыми нарушениями развития данный курс предполагает многократное повторение изучаемого материала. Особенностью курса является частое использование фланелеграфа, который сочетает в себе функции наглядного материала, игрового поля, сказко-терапии, может использоваться в качестве релаксации. Фланелеграф — универсальное игровое пособие очень простое и в то же время интересное, которое можно использовать в развивающих занятиях с детьми. Для его изготовления используется плотный лист картона или доски, обтянутый ворсистой тканью (фланель, флис, фетр). На этот экран мы прикладываем разные картинки, фигурки, на которые с обратной стороны также приклеиваем липкую ленту или бархатную бумагу.


  1. В основу программы положены следующие принципы.


В качестве основных принципов организации внеурочной деятельности  обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) можно представить следующие:

  • принцип соответствия содержания и организационных форм внеурочной деятельности возрастным особенностям детей и особенностям психофизического развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

  • принцип преемственности технологий организации внеурочной деятельности обучающихся с технологиями деятельностного типа, реализуемыми в урочной деятельности;

  • принцип тематической взаимосвязанности внеурочной и урочной деятельности обучающихся с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

  • принцип учета потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), запросов их родителей (законных представителей);

  • принцип направленности содержания курсов внеурочной деятельности на достижение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения АООП;

  • принцип реализации направлений внеурочной деятельности на основе личных интересов и склонностей обучающихся с с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

  • принцип разнообразия направлений и организационных форм внеурочной деятельности;

  • принцип реализации коррекционно-компенсирующей направленности внеурочной деятельности;

  • принцип социально-адаптирующей направленности внеурочной деятельности для обучающихся с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

    1. Виды внеурочной деятельности и формы организации работы.


Групповые занятия длительностью 40 минут с использованием следующих форм:

  • Коллективные творческие дела.

  • Групповая проблемная работа.

  • Традиционные мероприятия: конкурсы, беседы, викторины, праздники, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, соревнования, наглядные средства обучения, выставки.

Беседа, предполагающая непосредственный контакт педагога с обучающимися. В ней ведётся разбор конкретных ситуаций, предполагающий в процессе обсуждение конкретных жизненных ситуаций.

В рабочей программе большое место отводится экскурсиям. Ценность этого мето­да заключается в том, что обучающиеся в реальных, естественных условиях наблюдают за объектами окружающего мира.

Сюжетно-ролевые игры – синтетическая форма организации совместной деятельности преподавателя и обучающихся. Сюжеты ситуаций берутся из реальной жизни, но обязательно в соответствии с уровнем знаний, опыта детей и их возможностями.


    1. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.


1. Умение соблюдать установленный порядок.

2. Умение проявлять дисциплинированность, последовательность.

3. Формирование ответственного отношения к деятельности, социально полезным делам.

4. Имеет представление о нравственных формах поведения.


Личностные результаты освоения рабочей программы включают:

  • Бережное, заботливое отношение к себе, к другим людям, к окружающему миру.

  • Здоровье человека.

  • Сознательное отношение к своему здоровью, культура правильного питания,

  • Бережное отношение к природе.

  • Уважение к государству, его символам, законам, Конституции.

  • Уважение к людям.

  • Чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ.

  • Дружба, взаимопонимание между народами.

  • Уважение к культуре других народов.

  • Умение соблюдать правила добрососедства.

  • Толерантность как терпимость, доброжелательность, принятие человека таким, какой он есть.

  • Уважение к народной мудрости, заключённой в сказках, пословицах, поговорках.

  • Представление о Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о правах ребёнка.

  • Осознание связи прошлого, настоящего и будущего.

  • Бережное отношение к семье.

  • Уважительное отношение к семейным традициям, обычаям.

  • Любовь к родным и близким, умение её выражать.

  • Осознание необходимости выбора будущей профессии, ценности труда.

  • Умение находить радость в окружающем мире, общении с людьми, доставлять радость другим.

  • Стремление к взрослению.

  • Ценность науки, знания.

  • Бережное отношение к книге.

  • Знание основных моральных норм жизни в обществе.

  • Умение видеть ценность и уникальность понимания чувств других людей, каждого человека.

  • Культура поведения: умение вести себя культурно в школе, в семье, в общественных местах.

  • Умение общаться со знакомыми и незнакомыми людьми.

  • Развитие положительных качеств личности: доброты, отзывчивости, милосердия, бескорыстия, трудолюбия, сдержанности, вежливости, находчивости, целеустремлённости, справедливости, честности и др.

  • Установка на здоровый образ жизни.


Предметные результаты освоения рабочей программы включают следующие умения:

  • способность учащегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать познавательную задачу в практическую;

  • умение контролировать и оценивать свои поступки, вносить коррективы в своё поведение на основе оценки учёта характера ошибок;

  • способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;

  • умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий;

  • наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

  • любознательность, активность и заинтересованность в познании мира.

9. Содержание курса внеурочной деятельности.

Содержание программы курса «Мир вокруг нас» реализуется через систему внеурочных занятий с детьми. Первое занятие по каждому разделу является вводным. В нём раскрываются общие понятия, которые затем будут конкретизированы на других занятиях четверти. Последнее занятие темы является обобщающим. Такое занятие проводится, как правило, в игровой форме, но могут быть использованы другие формы: устный журнал, путешествие и др. Целесообразно проводить обобщающее занятие совместно с родителями учащихся в форме детско-родительских праздников.

Внеурочные занятия включает в себя несколько обязательных компонентов: эмоциональное введение в тему занятия; информационная часть - чтение текстов, рассказ детей, работа над понятиями, рассказ учителя. Обмен информацией в группах, в парах; чтение художественных текстов учителем или детьми, их обсуждение; выполнение коммуникативных заданий.

Дополнительные формы работы по программе: игры, тренинги, экскурсии, праздники. По содержанию они тесно связаны с обязательной частью программы, но при этом связаны с другими направлениями внеурочной деятельности (познавательной, художественно-эстетической, краеведческой и др.)

Особое внимание в программе уделяется элементам исследовательской деятельности. Так в 3 классе обучающимся предлагается выполнить мини-исследования, мини-проекты, связанные с поиском и анализом информации, которую они смогут получить из доступных источников, например, от других людей.

Программа курса «Мир вокруг нас» состоит из 4 разделов:

  1. Мой безопасный дом

Задача: формирование навыков самозащиты, избегания ситуаций риска

Знать:

  • опасность самых обычных вещей

  • правила обращения с опасными предметами

  • правила безопасности.

  • номера служб быстрого реагирования и общие правила.

  • правила поведения в непредвиденных ситуациях.

  • правила по технике безопасности

  • правила безопасного поведения

Уметь:

  • соблюдать осторожность при обращении с ними

  • соблюдать осторожность при применении

  • быстро принять решение

  • вызвать необходимую службу

  • применять элементарные приёмы самозащиты

  • применять их в жизненных ситуациях

  • использовать полученные знания в повседневной жизни

  1. Азбука пешехода

Знать:

  • дорожную азбуку

  • дорогу от школы до дома

  • какую опасность таит в себе дорога

  • правила пассажиров

  • правила безопасного поведения

  • каждую группу знаков

Уметь:

  • пользоваться дорожной азбукой

  • применять закон улиц и дорог

  • критически мыслить

  • принимать правильное решение

  • находить правильный ответ на поставленный вопрос

  • классифицировать знаки

  • следовать нормам поведения

  1. Разговор о правильном питании

Задача: формирование у обучающихся навыков культуры питания, здорового образа жизни

Знать:

  • о структурных компонентах пищи: жирах, белках, углеводах, их функциях в организме

  • основные группы упражнений комплекса утренней зарядки

  • как правильно закаливать свой организм

  • о зависимости рациона питания от физической активности

  • кухонные приборы, их назначение, правила гигиены при готовке и хранении пищи

  • трудовой процесс от колоска до булочки

  • о питательных свойствах молока и молочных продуктов

  • о роли воды для нормальной работы организма, как можно сберечь воду

  • моря России, морепродукты, их полезные свойства

  • особенности традиционной кухни в разных регионах России, правила этикета

Уметь:

  • вести дневник здоровья

  • организовать свой режим дня с учётом правильной физической нагрузки.

  • правильно закаляться

  • оценивать свой рацион питания с учётом физической нагрузки

  • рассказать о производстве хлеба

  • различать ассортимент молочных продуктов

  • рассчитать личную норму потребления воды в зависимости от веса

  • рассказать о морях и их обитателях

  • представить сообщение кулинарных традициях региона (по выбору обучающегося)

  1. Я и мы

Знать:

  • права и обязанности гражданина России

  • свои права

  • права, по которым живут люди

  • понимать и оценивать свои эмоции

  • правила хорошего тона и этикета

  • слова вежливости

  • отличительные характеристики данных видов чувств

  • «Что такое хорошо…»

  • комплименты

Уметь:

  • владеть основными правами и свободами человека

  • грамотно пользоваться правами

  • владеть навыками уверенного поведения

  • управлять собственными эмоциями

  • применять в жизни правила хорошего тона

  • применять слова вежливости в повседневной жизни

  • определять эмоциональное состояние человека

  • оценивать собственное поведение, мысли и эмоции и отвечать за их последствия

  • применять комплименты в различных ситуациях



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п


Наименование разделов и тем

Виды деятельности обучающихся

Ко-во часов

Дата

Мой безопасный дом

Наши помощники и враги


Слушание педагога, просмотр видеоматериалов, раскрашивание опасных предметов. Работа с карточками ПЭКС по теме

1


Огонь – друг и враг человека


Слушание учителя, ответы на вопросы, выполнение инструкции, конкурс рисунков «Служба спасения 01»

1


Упражнения и игры на развитие быстроты принятия решений

Беседа, просмотр видеоматериалов, дидактическая игра, раскрашивание Работа с карточками ПЭКС

1


Экстренные вызовы. Общие правила.

Слушание учителя, просмотр видеоматериалов, дидактическая игра, инсценировка вызова служб. Работа с карточками ПЭКС

1


Как не стать жертвой преступления?

Слушание учителя, ответы на вопросы, выполнение инструкции, составить правила поведения в непредвиденных ситуациях

1


Как принять правильное решение?

Слушание учителя, ответы на вопросы, выполнение инструкции, составить алгоритм действия

1


Азбука безопасного поведения

Беседа, ответы на вопросы, выполнение инструкции, работа с раздаточным материалом.

1


Итоговое занятие «Мой безопасный дом»

Практическая работа, игры, работа с раздаточным материалом.

1


Азбука пешехода

Азбука безопасного поведения на улице

Беседа, просмотр видеоматериалов, дидактическая игра, работа с карточками ПЭКС, изготовить модель светофора

1


Умелый пешеход

Беседа, просмотр видеоматериалов, дидактическая игра, работа с карточками ПЭКС, составить индивидуальный маршрут «Дорога от школы до дома»

1


Как рождаются опасные ситуации на дороге

Беседа, просмотр видеоматериалов, составление памятки, раскрашивание Работа с карточками ПЭКС

1


Мы пассажиры

Беседа, просмотр видеоматериалов, дидактическая игра «Правила выхода пассажиров» раскрашивание, работа с карточками ПЭКС

1


Островок безопасности

Беседа, просмотр видеоматериалов, нарисовать план-схему безопасных мест перехода в нашем районе, совместно с педагогом, раскрашивание, работа с карточками ПЭКС

1


Машины и пешеходы

Беседа, просмотр видеоматериалов, дидактическая игра по ПДД, работа с карточками ПЭКС

1


Как разговаривает улица

Беседа, просмотр видеоматериалов, изготовление дорожных знаков совместно с педагогом, работа с карточками ПЭКС

1


Знай правила движения как таблицу умножения

Беседа, просмотр, дидактическая игра «Отличник-пешеход», работа с карточками ПЭКС

1


Разговор о правильном питании

Разговор о правильном питании. Из чего состоит наша пища.

Слушание учителя о правильном питании, составление примерного меню на день совместно с педагогом, работа с карточками

1


Здоровье в порядке - спасибо зарядке.

Беседа, практическая работа комплекс утренней гимнастики

1


Закаляйся, если хочешь быть здоров

Слушание учителя о видах закаливания: обливание ступней, обтирание влажным полотенцем, раскрашивание, работа с карточками ПЭКС

1


Как правильно питаться, если занимаешься спортом

Слушание учителя о физической нагрузке и режиме питания «Завтрак чемпиона», раскрашивание, работа с карточками ПЭКС

1


Где и как готовят пищу

Беседа о предметах кухонного оборудования, правилах гигиены на кухне, профессиях повара, технолога, раскрашивание, работа по карточкам

1


Блюда из зерна

Слушание учителя о видах злаков, традиционных народных блюдах, сельскохозяйственном оборудовании и машинах, профессиях людей, связанных с производством хлеба, раскрашивание, работа с сюжетными картинками

1


Молоко и молочные продукты


Беседа о видах молочных продуктов, способах хранения, профессии ветеринара, зоотехника, дояра, раскрашивание, работа с сюжетными картинками

1


Вода и другие полезные напитки


Беседа о питьевом режиме, разнообразии напитков, очистке питьевой воды, раскрашивание «Берегите воду», работа с сюжетными картинками

1


Дары моря.

Слушание учителя о морепродуктах, йодированной соли, профессиях людей, связанных с морем раскрашивание, работа с сюжетными картинками

1


Кулинарное путешествие по России

Слушание учителя о этикете, кулинарных традициях раскрашивание «Моё любимое блюдо», работа с сюжетными картинками

1


Я и мы

Я – ребёнок, я – человек. Я – гражданин России

Слушание учителя, что такое Конституция РФ, закон, права, обязанности. Разработка мини проекта совместно с учителем «Символы страны»

1


Я и мои права.

Слушание учителя, что такое конвенция о правах ребёнка, всеобщая декларация прав человека, просмотр видеоролика, составление памятки «Я имею права..»

1


Ответственность в семье и обществе

Беседа о семье, о родителях, свободе слова, правонарушениях, работа по карточкам, раскрашивание сюжетных картинок

1


Азбука эмоций

Слушание учителя о эмоциональной и волевой сфере человека: гнев, печаль, раздражение, грусть, удивление, ярость, обида, стыд, грубость, оценивание своих эмоций, работа по карточкам

1


Будь человеком

Слушание учителя о эмоциональной и волевой сфере человека: добро и зло, презрение и печаль, отвращение и гнев, уважение, честность, взаимопонимание, просмотр презентации, работа с сюжетными картинками, работа с карточками ПЭКС

1


Что такое чувства?

Слушание учителя о видах чувств: обида, страх, злоба, гнев, добро, просмотр презентации, работа с сюжетными картинками, работа с карточками ПЭКС

1


Час нравственного разговора «Что такое хорошо»

Беседа, оценивание своих чувств, поступков, переживаний, поведения, понимание слов: чувство вины, выдержка, спокойствие, работа по карточкам

1


Давайте говорить друг другу комплименты

Беседа, называние комплиментов: добрый, внимательный, красивый, любознательный, отзывчивый, составление портрета человека с положительными чертами характера

1


РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ


Наглядные пособия:

  • Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой,

  • Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок;

  • Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок;

  • Компьютер;

  • Видеофильмы, соответствующие тематике, данной ФГОС общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по программе;

  • Слайды (диапозитивы), соответствующие тематике, данной в ФГОС общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

  • Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения;

  • Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов по темам.

Список литературы:

  • Александрова О.В. Уроки вежливости / О.В. Александрова. – Москва; Изд-во: « Эксмо»,2010.

  • Богуславская, Н.И. Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка) / Н.И. Богуславская, Н.А. Купина. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1998. – 192с.

  • Ветрова, В.В. Уроки психологического здоровья. / В.В. Ветрова. - М.: Педагогическое общество России, 2000. – 192 с.

  • Е.А. Козловская, С.А. Козловский. Детям о безопасности на дороге. Развитие внимания. Для 7 лет. – М; Третий Рим, 2009г.

  • Е.А. Козловская, С.А. Козловский. Дорожная безопасность. Обучение и воспитание младшего школьника. - М., Третий Рим, 2009. – 88с.

  • Жатин С.О. Правила дорожного движения /С.О. Жатин. – Волгоград; «Учитель», 2012г.

  • Звездина, Г.П. Классные часы в начальной школе (Программа факультатива «Я и Мир») /

  • Клюева, Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. – Ярославль: Академия развития,1997. – 240с.

  • Мишин Б.И. Настольная книга учителя основ безопасности жизнедеятельности. – М.: АСТ. 2003.- 120с.

  • Павлова О.В. Пожарная безопасность в начальной школе. 1-4 классы. Конспекты занятий и классных часов. - М.; Учитель, 2007. -143с.

  • Читаем детям. Книга для чтения: Пособие для воспитателя/ Авт.-сост. З.Г. Сахипова, А.Ш. Асадуллин, С.Г. Сулейманова; под.ред. З.Г. Сахиповой. – Ил. Худож. А.М. Гусарова.- Л.: Просвещение. Ленингр. отд-ние, 1987г. – 239с.: ил.

  • Шалаева Г.П. Правила поведения для воспитанных детей / Г.П. Шалаева. – Москва; Филологическое общество: «Слово», 2011г.

Шипицина, Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: Пособие для учителя. / Л.М. Шипицина. - СПб.: Издательство «Союз», 2004. – 336с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!