Пояснительная записка
Актуальность программы.
Актуальность программы внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» заключается в том, что отвечает потребностям сегодняшнего уровня общественной жизни. Особое внимание в программе уделено проблеме общения и усвоения нравственных норм и правил поведения, а также усвоению правил поведения, предъявляемых к гражданину РФ в области безопасности жизнедеятельности. Это обусловлено проблемами вхождения школьника в социальную среду, усвоения социального опыта школьника.
У обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) страдают все виды высшей нервной деятельности, и самые видимые среди них – речь, общение и поведение. А ведь именно общение обогащает внутренний мир человека, только в общении рождается духовная близость, исчезает чувство одиночества. Поэтому вопросы культуры общения, характера и стиля поведения человека являются основными в программе курса «Мир вокруг нас». Курс призван также формировать и корректировать импрессивную и экспрессивную речь обучающихся, вырабатывать положительные динамические стереотипы поведения. Занятия окажут помощь в расширении знаний об окружающем мире, в обогащении активного и пассивного словаря обучающихся, в повышении уровня культуры в целом, в умении самостоятельно использовать свои знания в жизни. Занятия способствуют адаптации обучающихся к взрослой жизни, способствуют коррекции мышления, развивают внимание, память, формируют нравственные нормы и положительные качества личности.
Педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности в сфере социально-личностного развития школьников обусловлена необходимостью помочь ребенку раскрывать индивидуальные способности, творческие начала собственной личности, формирование устремлений ребенка в интеграции личностных позиций «я хочу» и «я могу» как основы взаимодействия школьника с другими детьми, учителями, родителями.
Описание места курса внеурочной деятельности.
В соответствии с учебным планом КГБОУ «Барнаульской общеобразовательной школы - интерната № 1» на 2023-2024 учебный год на изучение курса внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» отведено 34 ч (34 учебные недели). Занятия проводятся в соответствии с календарно-тематическим планированием 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия 40 минут.
Вследствие органического поражения ЦНС у детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование представлений об окружающем их мире происходит со значительной задержкой. У многих из этих детей представления об окружающем их мире формируются искаженно, в недостаточных количествах. Дети с трудом различают формы предметов, плохо запоминают цвета, в некоторых случаях различение разных оттенков одного цвета становится непосильной задачей. Такое искаженное восприятие окружающего пространства становится причиной дезадаптации ребенка с тяжелыми нарушениями развития. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование представлений о разнообразии окружающего их мира.
Особенности возрастной группы детей, которым предназначена программа.
Программа внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» предназначения для образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) для среднего школьного возраста.
4. Цели и задачи реализации программы.
Цели курса:
формирование личностных качеств как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом через самопознание, общение, деятельность;
формирование «личности безопасного типа», знающей основы защиты человека и общества от современного комплекса опасных факторов и умеющей применять эти знания на практике.
Задачи курса:
дать обучающимся знания об искусстве человеческих взаимоотношений;
учить ребят самостоятельно ориентироваться в разнообразии жизненных ситуаций, правильно проявлять свои чувства и эмоции, адекватно реагировать на слова и поступки других людей;
сформировать эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, представителям противоположного пола, сверстникам и взрослым людям;
развивать у обучающихся навыков общения и социальной активности в различных жизненных ситуациях с родителями, педагогами, сверстниками и другими окружающими людьми;
корректировать у детей нежелательные черты характера и нарушенные формы поведения;
воспитывать сочувствие, желание оказывать поддержку, принимать помощь других;
познакомить с опасностями, угрожающими человеку в современной повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях;
формировать «личность безопасного типа», знающей основы защиты человека и общества от современного комплекса опасных факторов и умеющей применять эти знания на практике;
воспитывать ответственное отношение к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности, к безопасности личности, общества и государства.
Ценностные ориентиры содержания программы.
Так как детям с тяжелыми нарушениями развития свойственно наглядно-образное мышление, то данный учебный курс построен на использовании предметно-практической деятельности. Работа с ребенком в рамках данного курса предполагает использование большого количества разнообразной наглядности, работу с различными материалами (ткань, пластилин, бумага и т.д.), а также проведение экскурсий. Программа построена циклично, в соответствии с чередованием времен года. Учитывая особенности детей с тяжелыми нарушениями развития данный курс предполагает многократное повторение изучаемого материала. Особенностью курса является частое использование фланелеграфа, который сочетает в себе функции наглядного материала, игрового поля, сказко-терапии, может использоваться в качестве релаксации. Фланелеграф — универсальное игровое пособие очень простое и в то же время интересное, которое можно использовать в развивающих занятиях с детьми. Для его изготовления используется плотный лист картона или доски, обтянутый ворсистой тканью (фланель, флис, фетр). На этот экран мы прикладываем разные картинки, фигурки, на которые с обратной стороны также приклеиваем липкую ленту или бархатную бумагу.
В основу программы положены следующие принципы.
В качестве основных принципов организации внеурочной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) можно представить следующие:
принцип соответствия содержания и организационных форм внеурочной деятельности возрастным особенностям детей и особенностям психофизического развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
принцип преемственности технологий организации внеурочной деятельности обучающихся с технологиями деятельностного типа, реализуемыми в урочной деятельности;
принцип тематической взаимосвязанности внеурочной и урочной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
принцип учета потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), запросов их родителей (законных представителей);
принцип направленности содержания курсов внеурочной деятельности на достижение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения АООП;
принцип реализации направлений внеурочной деятельности на основе личных интересов и склонностей обучающихся с с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
принцип разнообразия направлений и организационных форм внеурочной деятельности;
принцип реализации коррекционно-компенсирующей направленности внеурочной деятельности;
принцип социально-адаптирующей направленности внеурочной деятельности для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Групповые занятия длительностью 40 минут с использованием следующих форм:
Коллективные творческие дела.
Групповая проблемная работа.
Традиционные мероприятия: конкурсы, беседы, викторины, праздники, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, соревнования, наглядные средства обучения, выставки.
Беседа, предполагающая непосредственный контакт педагога с обучающимися. В ней ведётся разбор конкретных ситуаций, предполагающий в процессе обсуждение конкретных жизненных ситуаций.
В рабочей программе большое место отводится экскурсиям. Ценность этого метода заключается в том, что обучающиеся в реальных, естественных условиях наблюдают за объектами окружающего мира.
Сюжетно-ролевые игры – синтетическая форма организации совместной деятельности преподавателя и обучающихся. Сюжеты ситуаций берутся из реальной жизни, но обязательно в соответствии с уровнем знаний, опыта детей и их возможностями.
1. Умение соблюдать установленный порядок.
2. Умение проявлять дисциплинированность, последовательность.
3. Формирование ответственного отношения к деятельности, социально полезным делам.
4. Имеет представление о нравственных формах поведения.
Личностные результаты освоения рабочей программы включают:
Бережное, заботливое отношение к себе, к другим людям, к окружающему миру.
Здоровье человека.
Сознательное отношение к своему здоровью, культура правильного питания,
Бережное отношение к природе.
Уважение к государству, его символам, законам, Конституции.
Уважение к людям.
Чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ.
Дружба, взаимопонимание между народами.
Уважение к культуре других народов.
Умение соблюдать правила добрососедства.
Толерантность как терпимость, доброжелательность, принятие человека таким, какой он есть.
Уважение к народной мудрости, заключённой в сказках, пословицах, поговорках.
Представление о Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о правах ребёнка.
Осознание связи прошлого, настоящего и будущего.
Бережное отношение к семье.
Уважительное отношение к семейным традициям, обычаям.
Любовь к родным и близким, умение её выражать.
Осознание необходимости выбора будущей профессии, ценности труда.
Умение находить радость в окружающем мире, общении с людьми, доставлять радость другим.
Стремление к взрослению.
Ценность науки, знания.
Бережное отношение к книге.
Знание основных моральных норм жизни в обществе.
Умение видеть ценность и уникальность понимания чувств других людей, каждого человека.
Культура поведения: умение вести себя культурно в школе, в семье, в общественных местах.
Умение общаться со знакомыми и незнакомыми людьми.
Развитие положительных качеств личности: доброты, отзывчивости, милосердия, бескорыстия, трудолюбия, сдержанности, вежливости, находчивости, целеустремлённости, справедливости, честности и др.
Установка на здоровый образ жизни.
Предметные результаты освоения рабочей программы включают следующие умения:
способность учащегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать познавательную задачу в практическую;
умение контролировать и оценивать свои поступки, вносить коррективы в своё поведение на основе оценки учёта характера ошибок;
способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий;
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
любознательность, активность и заинтересованность в познании мира.
9. Содержание курса внеурочной деятельности.
Содержание программы курса «Мир вокруг нас» реализуется через систему внеурочных занятий с детьми. Первое занятие по каждому разделу является вводным. В нём раскрываются общие понятия, которые затем будут конкретизированы на других занятиях четверти. Последнее занятие темы является обобщающим. Такое занятие проводится, как правило, в игровой форме, но могут быть использованы другие формы: устный журнал, путешествие и др. Целесообразно проводить обобщающее занятие совместно с родителями учащихся в форме детско-родительских праздников.
Внеурочные занятия включает в себя несколько обязательных компонентов: эмоциональное введение в тему занятия; информационная часть - чтение текстов, рассказ детей, работа над понятиями, рассказ учителя. Обмен информацией в группах, в парах; чтение художественных текстов учителем или детьми, их обсуждение; выполнение коммуникативных заданий.
Дополнительные формы работы по программе: игры, тренинги, экскурсии, праздники. По содержанию они тесно связаны с обязательной частью программы, но при этом связаны с другими направлениями внеурочной деятельности (познавательной, художественно-эстетической, краеведческой и др.)
Особое внимание в программе уделяется элементам исследовательской деятельности. Так в 3 классе обучающимся предлагается выполнить мини-исследования, мини-проекты, связанные с поиском и анализом информации, которую они смогут получить из доступных источников, например, от других людей.
Программа курса «Мир вокруг нас» состоит из 4 разделов:
Мой безопасный дом
Задача: формирование навыков самозащиты, избегания ситуаций риска
Знать:
опасность самых обычных вещей
правила обращения с опасными предметами
правила безопасности.
номера служб быстрого реагирования и общие правила.
правила поведения в непредвиденных ситуациях.
правила по технике безопасности
правила безопасного поведения
Уметь:
соблюдать осторожность при обращении с ними
соблюдать осторожность при применении
быстро принять решение
вызвать необходимую службу
применять элементарные приёмы самозащиты
применять их в жизненных ситуациях
использовать полученные знания в повседневной жизни
Азбука пешехода
Знать:
дорожную азбуку
дорогу от школы до дома
какую опасность таит в себе дорога
правила пассажиров
правила безопасного поведения
каждую группу знаков
Уметь:
пользоваться дорожной азбукой
применять закон улиц и дорог
критически мыслить
принимать правильное решение
находить правильный ответ на поставленный вопрос
классифицировать знаки
следовать нормам поведения
Разговор о правильном питании
Задача: формирование у обучающихся навыков культуры питания, здорового образа жизни
Знать:
о структурных компонентах пищи: жирах, белках, углеводах, их функциях в организме
основные группы упражнений комплекса утренней зарядки
как правильно закаливать свой организм
о зависимости рациона питания от физической активности
кухонные приборы, их назначение, правила гигиены при готовке и хранении пищи
трудовой процесс от колоска до булочки
о питательных свойствах молока и молочных продуктов
о роли воды для нормальной работы организма, как можно сберечь воду
моря России, морепродукты, их полезные свойства
особенности традиционной кухни в разных регионах России, правила этикета
Уметь:
вести дневник здоровья
организовать свой режим дня с учётом правильной физической нагрузки.
правильно закаляться
оценивать свой рацион питания с учётом физической нагрузки
рассказать о производстве хлеба
различать ассортимент молочных продуктов
рассчитать личную норму потребления воды в зависимости от веса
рассказать о морях и их обитателях
представить сообщение кулинарных традициях региона (по выбору обучающегося)
Я и мы
Знать:
права и обязанности гражданина России
свои права
права, по которым живут люди
понимать и оценивать свои эмоции
правила хорошего тона и этикета
слова вежливости
отличительные характеристики данных видов чувств
«Что такое хорошо…»
комплименты
Уметь:
владеть основными правами и свободами человека
грамотно пользоваться правами
владеть навыками уверенного поведения
управлять собственными эмоциями
применять в жизни правила хорошего тона
применять слова вежливости в повседневной жизни
определять эмоциональное состояние человека
оценивать собственное поведение, мысли и эмоции и отвечать за их последствия
применять комплименты в различных ситуациях
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем | Виды деятельности обучающихся | Ко-во часов | Дата |
Мой безопасный дом |
| Наши помощники и враги | Слушание педагога, просмотр видеоматериалов, раскрашивание опасных предметов. Работа с карточками ПЭКС по теме | 1 | |
| Огонь – друг и враг человека | Слушание учителя, ответы на вопросы, выполнение инструкции, конкурс рисунков «Служба спасения 01» | 1 | |
| Упражнения и игры на развитие быстроты принятия решений | Беседа, просмотр видеоматериалов, дидактическая игра, раскрашивание Работа с карточками ПЭКС | 1 | |
| Экстренные вызовы. Общие правила. | Слушание учителя, просмотр видеоматериалов, дидактическая игра, инсценировка вызова служб. Работа с карточками ПЭКС | 1 | |
| Как не стать жертвой преступления? | Слушание учителя, ответы на вопросы, выполнение инструкции, составить правила поведения в непредвиденных ситуациях | 1 | |
| Как принять правильное решение? | Слушание учителя, ответы на вопросы, выполнение инструкции, составить алгоритм действия | 1 | |
| Азбука безопасного поведения | Беседа, ответы на вопросы, выполнение инструкции, работа с раздаточным материалом. | 1 | |
| Итоговое занятие «Мой безопасный дом» | Практическая работа, игры, работа с раздаточным материалом. | 1 | |
Азбука пешехода |
| Азбука безопасного поведения на улице | Беседа, просмотр видеоматериалов, дидактическая игра, работа с карточками ПЭКС, изготовить модель светофора | 1 | |
| Умелый пешеход | Беседа, просмотр видеоматериалов, дидактическая игра, работа с карточками ПЭКС, составить индивидуальный маршрут «Дорога от школы до дома» | 1 | |
| Как рождаются опасные ситуации на дороге | Беседа, просмотр видеоматериалов, составление памятки, раскрашивание Работа с карточками ПЭКС | 1 | |
| Мы пассажиры | Беседа, просмотр видеоматериалов, дидактическая игра «Правила выхода пассажиров» раскрашивание, работа с карточками ПЭКС | 1 | |
| Островок безопасности | Беседа, просмотр видеоматериалов, нарисовать план-схему безопасных мест перехода в нашем районе, совместно с педагогом, раскрашивание, работа с карточками ПЭКС | 1 | |
| Машины и пешеходы | Беседа, просмотр видеоматериалов, дидактическая игра по ПДД, работа с карточками ПЭКС | 1 | |
| Как разговаривает улица | Беседа, просмотр видеоматериалов, изготовление дорожных знаков совместно с педагогом, работа с карточками ПЭКС | 1 | |
| Знай правила движения как таблицу умножения | Беседа, просмотр, дидактическая игра «Отличник-пешеход», работа с карточками ПЭКС | 1 | |
Разговор о правильном питании |
| Разговор о правильном питании. Из чего состоит наша пища. | Слушание учителя о правильном питании, составление примерного меню на день совместно с педагогом, работа с карточками | 1 | |
| Здоровье в порядке - спасибо зарядке. | Беседа, практическая работа комплекс утренней гимнастики | 1 | |
| Закаляйся, если хочешь быть здоров | Слушание учителя о видах закаливания: обливание ступней, обтирание влажным полотенцем, раскрашивание, работа с карточками ПЭКС | 1 | |
| Как правильно питаться, если занимаешься спортом | Слушание учителя о физической нагрузке и режиме питания «Завтрак чемпиона», раскрашивание, работа с карточками ПЭКС | 1 | |
| Где и как готовят пищу | Беседа о предметах кухонного оборудования, правилах гигиены на кухне, профессиях повара, технолога, раскрашивание, работа по карточкам | 1 | |
| Блюда из зерна | Слушание учителя о видах злаков, традиционных народных блюдах, сельскохозяйственном оборудовании и машинах, профессиях людей, связанных с производством хлеба, раскрашивание, работа с сюжетными картинками | 1 | |
| Молоко и молочные продукты | Беседа о видах молочных продуктов, способах хранения, профессии ветеринара, зоотехника, дояра, раскрашивание, работа с сюжетными картинками | 1 | |
| Вода и другие полезные напитки | Беседа о питьевом режиме, разнообразии напитков, очистке питьевой воды, раскрашивание «Берегите воду», работа с сюжетными картинками | 1 | |
| Дары моря. | Слушание учителя о морепродуктах, йодированной соли, профессиях людей, связанных с морем раскрашивание, работа с сюжетными картинками | 1 | |
| Кулинарное путешествие по России | Слушание учителя о этикете, кулинарных традициях раскрашивание «Моё любимое блюдо», работа с сюжетными картинками | 1 | |
Я и мы |
| Я – ребёнок, я – человек. Я – гражданин России | Слушание учителя, что такое Конституция РФ, закон, права, обязанности. Разработка мини проекта совместно с учителем «Символы страны» | 1 | |
| Я и мои права. | Слушание учителя, что такое конвенция о правах ребёнка, всеобщая декларация прав человека, просмотр видеоролика, составление памятки «Я имею права..» | 1 | |
| Ответственность в семье и обществе | Беседа о семье, о родителях, свободе слова, правонарушениях, работа по карточкам, раскрашивание сюжетных картинок | 1 | |
| Азбука эмоций | Слушание учителя о эмоциональной и волевой сфере человека: гнев, печаль, раздражение, грусть, удивление, ярость, обида, стыд, грубость, оценивание своих эмоций, работа по карточкам | 1 | |
| Будь человеком | Слушание учителя о эмоциональной и волевой сфере человека: добро и зло, презрение и печаль, отвращение и гнев, уважение, честность, взаимопонимание, просмотр презентации, работа с сюжетными картинками, работа с карточками ПЭКС | 1 | |
| Что такое чувства? | Слушание учителя о видах чувств: обида, страх, злоба, гнев, добро, просмотр презентации, работа с сюжетными картинками, работа с карточками ПЭКС | 1 | |
| Час нравственного разговора «Что такое хорошо» | Беседа, оценивание своих чувств, поступков, переживаний, поведения, понимание слов: чувство вины, выдержка, спокойствие, работа по карточкам | 1 | |
| Давайте говорить друг другу комплименты | Беседа, называние комплиментов: добрый, внимательный, красивый, любознательный, отзывчивый, составление портрета человека с положительными чертами характера | 1 | |
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
Наглядные пособия:
Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой,
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок;
Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок;
Компьютер;
Видеофильмы, соответствующие тематике, данной ФГОС общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по программе;
Слайды (диапозитивы), соответствующие тематике, данной в ФГОС общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения;
Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов по темам.
Список литературы:
Александрова О.В. Уроки вежливости / О.В. Александрова. – Москва; Изд-во: « Эксмо»,2010.
Богуславская, Н.И. Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка) / Н.И. Богуславская, Н.А. Купина. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1998. – 192с.
Ветрова, В.В. Уроки психологического здоровья. / В.В. Ветрова. - М.: Педагогическое общество России, 2000. – 192 с.
Е.А. Козловская, С.А. Козловский. Детям о безопасности на дороге. Развитие внимания. Для 7 лет. – М; Третий Рим, 2009г.
Е.А. Козловская, С.А. Козловский. Дорожная безопасность. Обучение и воспитание младшего школьника. - М., Третий Рим, 2009. – 88с.
Жатин С.О. Правила дорожного движения /С.О. Жатин. – Волгоград; «Учитель», 2012г.
Звездина, Г.П. Классные часы в начальной школе (Программа факультатива «Я и Мир») /
Клюева, Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. – Ярославль: Академия развития,1997. – 240с.
Мишин Б.И. Настольная книга учителя основ безопасности жизнедеятельности. – М.: АСТ. 2003.- 120с.
Павлова О.В. Пожарная безопасность в начальной школе. 1-4 классы. Конспекты занятий и классных часов. - М.; Учитель, 2007. -143с.
Читаем детям. Книга для чтения: Пособие для воспитателя/ Авт.-сост. З.Г. Сахипова, А.Ш. Асадуллин, С.Г. Сулейманова; под.ред. З.Г. Сахиповой. – Ил. Худож. А.М. Гусарова.- Л.: Просвещение. Ленингр. отд-ние, 1987г. – 239с.: ил.
Шалаева Г.П. Правила поведения для воспитанных детей / Г.П. Шалаева. – Москва; Филологическое общество: «Слово», 2011г.
Шипицина, Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: Пособие для учителя. / Л.М. Шипицина. - СПб.: Издательство «Союз», 2004. – 336с.