« Обществознание . За страницами учебника… » — курс внеурочной учебной деятельности для обучающихся 8–9 классов.
Планируемые результаты реализации программы
Содержание курса «Учимся работать с текстом» обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами являются:
Личностные результаты:
- мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни, воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству;
- заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны; • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
-осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий профессиональных предпочтений;
-ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности
-формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно -оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Метапредметными результатами обучающихся являются:
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных,
социально
-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся
реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выби
рать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог,
дискуссия) и следовании этическим нормам
и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с
использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев
для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных
источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из
аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и
коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых нор
м, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметные результаты
познавательной
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; • знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия;
• давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций, одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей; ценностно-мотивационной
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций.
• приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний, умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту
обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных
национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;
• развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин. ценностно- мотивационной
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности
человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их
роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение
применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека;
основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм,
регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
коммуникативной
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с
другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение
использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог,
участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Выпускник научится:
- распознавать существенные признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания;
- определять понятие, социальное явление на основе его существенного признака, предложенной характеристики;
-распознавать понятия и их составляющие: соотносить видовые понятия с родовыми и исключать лишнее;
-сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;
- приводить уместные в заданном контексте примеры социальных явлений, объектов, деятельности людей, ситуаций, регулируемых различными социальными нормами;
- осуществлять поиск социальной информации в различных источниках;
- оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
- анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить ее со знаниями, полученными при изучении курса;
- применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;
- применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
- формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм.
Формы контроля
Курс является безотметочным. Но в процессе учебной деятельности для проверки достижений и оценивания успехов учащихся используются различные методы и формы контроля: устный опрос, письменный опрос, различные виды пересказа, различные виды чтения, практические работы по содержанию изучаемого материала, тестовые задания, творческие задания (эссе, проекты ), а также формы контроля, предусматривающие самоанализ и самоконтроль личных достижений. В том числе с освоенным учебным материалом из других областей знания или с учебным материалом, изучаемым в ином содержательном контексте.
Содержание курса первого года обучения
8 КЛАСС
Раздел «Человек и общество»
Вводное занятие знакомство с курсом
Общество, его признаки и строение.
Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь четырех сфер общества. Представление о мировом сообществе и мировой системе. Процесс глобализации.
Взаимосвязь природы и общества.
Природа как предпосылка выделения человека и общества. Широкое и узкое значение природы. Влияние научно-технического прогресса на природу. Понятие антропогенных нагрузок. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды. Экологические программы и защита окружающей среды.
Типология обществ. Дописьменные и письменные, простые и сложные общества. Общество охотников и собирателей: особенности хозяйства и образа жизни. Скотоводство и приручение животных, кочевой образ жизни. Зарождение земледелия, появление письменности, городов и возникновение государства. Доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные общества: их особенности и эволюция. Изменение способа производства, форм собственности, социальной структуры общества, его политического устройства, культуры и образа жизни. Особенности индустриального и постиндустриального общества в России.
Социальный прогресс и развитие общества.
Социальный прогресс и ускорение истории. Цена и последствия ускорения социального прогресса. Закон неравномерного развития обществ. Соотношение прогресса и регресса в развитии человеческого общества. Реформы и революции: постепенный и скачкообразный виды социального развития. Сущность и признаки социальных реформ. Экономические и политические реформы в обществе, их роль и значение. Прогрессивные и регрессивные реформы. Классификация революций по масштабу и продолжительности.
Личность и социальная среда.
Прирожденные и приобретаемые качества человека. Роль семьи и социальной среды в воспитании ребенка. Представление о человеческой личности, особенностях и противоречиях ее становления. Роль моральных норм и духовных ценностей в развитии личности.
Потребности человека
.Сущность и иерархия потребностей. Первичные (врожденные) и вторичные (приобретенные) потребности. Процесс возвышения потребностей. Неудовлетворенные потребности. Роль духовных потребностей. Свобода выбора и приобщение к духовной культуре.
Социализация и воспитание.
Содержание и стадии процесса социализации. Негативное влияние социальной изоляции на развитие человеческой личности. Воспитание и социализация, сходство и различия. Составные элементы воспитания. Социализация и воспитание в подростковом возрасте. Последствия недостаточного воспитания в семье.
Социально-психологический процесс общения.
Общение как социально-психологический процесс. Виды общения: речевое и неречевое. Основные формы общения: служебное (деловое), повседневное, убеждающее, ритуальное, межкультурное. Эмоциональная сторона общения. Проблемы общения дома.
Раздел «Экономическая сфера»
Сущность и структура экономики.
влияние экономики на поведение людей. основные
ресурсы экономики. роль труда и капитала в развитии экономики. Понятие инвестирования капитала. представление об информационных ресурсах.
Человеческие ресурсы и их разновидности.
Основные агенты рыночной экономики. понятие структуры
экономики. производство, потребление, распределение и обмен как основные экономические функции общества. фирмы и рынок основные институты современной экономики. отрасль и промышленные предприятия как главные производители товаров.
Товар и деньги.
понятие о товаре, его роль в экономической жизни общества.
коммерческие институты. отличие товаров, услуг и продуктов. деньги, их функции вэкономике и исторические формы. основные свойства денег. формула «деньги-товар-деньги». основной закон бизнеса. начальная цена и прибыль в бизнесе.
Спрос и предложение.
Спрос и предложение как факторы рыночной экономики. понятие
о величине спроса и величине предложения. зависимость между спросом и предложением. роль маркетинга в рыночной экономике. цены как регулятор спроса и предложения.
Плановая и рыночная экономика.
Рынок, цена и конкуренция. взаимосвязь обмена и рынка. формы и виды рынков. Историческая эволюция рынка. экономическая сущность конкуренции. Основные функции цены. влияние цены на производство. Колебания спроса и предложения.
механизм выравнивания цен. Идеальная модель рынка и совершенная конкуренция. Олигополия и монополия. конкуренция производителей и продавцов.
Предпринимательство.
Экономическое содержание и функции предпринимательства.
механизм получения прибыли в бизнесе. экономический статус предпринимателя. Отличительные черты экономического поведения и функции предпринимателя. Менеджер, предприниматель и наемные работники. понятие о предпринимательском и профессиональном риске. экономическая сущность малого бизнеса, его функции и роль в
экономике. проблемы российских «челноков».
роль государства в экономике. экономическая роль государства. Поддержание государством общественных институтов. представление о социальном государстве.
Способы воздействия государства на экономику.
Налоги как источник доходов федерального правительства. Экономический, социальный, психологический и юридический аспекты налогообложения. Прямые и косвенные налоги. Подоходный и прогрессивный налог. Бюджет государства и семьи. Бюджет как финансовый документ Составление бюджета. Долг и кредит. Основные статьи государственных расходов. Внешний и внутренний государственный долг. Проблема дефицита государственного бюджета и ее решение. Сокращение бюджетных расходов и его социальные последствия.
Труд, занятость, безработица.
Сущность и виды труда. Труд и досуг. Формы и виды вознаграждения. Заработная плата и индивидуальный доход. Понятие о рабочей силе. Занятость и безработица. Причины и социальные последствия безработицы. Уровень и масштабы безработицы. Государственное регулирование занятости и помощь безработным. Подготовка и переподготовка рабочей силы, создание дополнительных рабочих мест, содействие найму, страхование безработицы.
Раздел «Социальная сфера »
Социальная структура.
Социальная структура как анатомический скелет общества. Статус как ячейка в социальной структуре общества. Взаимосвязь статуса и роли. Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека. Определение и значение социальной группы, ее влияние на поведение человека. Статусные символы и знаки отличия
Социальная стратификация.
Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной страте и критерии ее выделения. Социальное расслоение и дифференциация. Поляризация общества и имущественные различия людей. Классы как основа стратификации современного общества. Историческое происхождение и типология классов. Влияние классового положения на образ и уровень жизни человека. Российская интеллигенция и средний класс.
Богатые и бедные.
Неравенство, богатство и бедность. Определение и измерение богатства. Расточительный образ жизни. Источники доходов класса богатых. «Старые» и «новые» богатые. Средний класс и приличествующий уровень жизни. Бедность как экономическое, культурное и социальное явление. Состав бедных. Масштабы, уровень и порог бедности. Колебание масштабов бедности по историческим эпохам. Прожиточный минимум. Абсолютная и относительная бедность. «Новые русские» и «новые бедные» в России.
Этнос: нации и народности.
Признаки и эволюция этноса. Этническое самосознание. Межпоколенная связь и поколение. Перемещение этносов и миграция. Семья, род и клан как разновидности кровнородственных групп. Племена, народности и нации, их историческая эволюция. Формирование нации и ее отличительные черты. Межнациональные отношения. Отношения между разными национальностями внутри одного государства. Отношения между разными нациями-государствами. Отношения между национальным большинством и национальными меньшинствами. Мирные и военные формы взаимодействия народов. Формирование многонационального государства. Этноцентризм и национальная нетерпимость. История этнических конфликтов, причины их возникновения и современные проявления.
Конфликты в обществе.
Предмет, субъекты, повод, причины, цель и масштаб конфликта. Формы конфликта. Классификация конфликтов по способам его протекания. Наиболее типичные конфликты и противоречия в 90-е годы в России. Особенности семейных конфликтов, их влияние на родителей и детей. Способы решения конфликтов.
Семья.
Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Жизненный цикл семьи. Представление о нуклеарной семье. Многопоколенная семья. Эволюция форм семьи. Удовлетворенность браком. Причины, повод и мотивы развода. Последствия развода, его социальная роль.
Содержание программы второго года обучения
9 КЛАСС
Раздел «Политическая сфера » ( 11ч.)
Власть.
Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет. Становление власти в качестве политического института общества. Разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия. Борьба за власть.
Государство.
Определение политической системы общества. Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства. Причины и условия появления государства. Виды монополии государства: общие и частные. Национально-государственное устройство. Объединение и отделение наций. Формирование единой Европы. Распад СССР и проблема сепаратизма. Национально освободительные войны и межнациональные конфликты. Централизованное и национальное государство, их сходство и различие. Одно и многонациональное государство.
Формы правления.
Понятие об источнике власти. Классификация форм правления. Сущность и политическое устройство демократии. Особенности демократии в нашей стране. Природа и сущность республики. Сочетание законодательной и исполнительной ветвей власти. Основные разновидности республики: парламентская, президентская и смешанная (полупрезидентская).
Политические режимы.
Сущность и классификация политических режимов. Характеристика и исторические формы авторитаризма. Природа и сущность диктатуры. Происхождение и особенности парламентского режима. Парламент как защитник демократических свобод и борьба за его учреждение. Структура парламента.
Гражданское общество и правовое государство.
Два значения гражданского общества. Признаки гражданского общества. История развития и сущность гражданства. Избирательное право и его происхождение. Борьба за гражданские права. Понятие о правовом государстве и история его становления. Признаки правового государства. Черты тоталитарного государства.
Голосование.
Выборы. Референдум. Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Составные части процедуры голосования. Активность электората. Политические предпочтения людей. Электорат политических партий России. Конкуренция политических партий за электорат. Роль референдума в политической жизни.
Политические партии.
Определение и признаки политической партии. Понятие о политической программе. Одно и многопартийная система, их особенности, преимущества и недостатки. Функции политической партии. Классификация политических партий. Роль политических партий в обществе.
Раздел «Человек и его права» (12)
Право, его сущность и особенности.
Социальные нормы. Функции и сущность права. Представление о юридической ответственности. Права и обязанности. Понятие о естественных правах и гражданских правах. Уровень и содержание правосознания. Правовая культура. Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия нормативно-правовых актов.
Закон и власть.
Равенство перед законом. Структура Федерального собрания. Функции и роль депутатов. Состав и функции Госдумы и Совета Федерации. Институт президентства в России. Права и полномочия президента. Состав и функции правительства. Республиканские и местные органы власти. Структура и функции судебной власти. Структура и функции правоохранительных органов России.
Конституция.
Конституция как основной закон государства и ее структура. Правовой статус человека. Классификация конституционных прав. Характеристика личных прав. Содержание политических и гражданских прав. Нарушение прав и свобод гражданина, их защита.
Правовые основы брака и семьи.
Нормы семейного права и Семейный кодекс РФ. Юридическая трактовка брака. Понятие фиктивного брака. Юридические документы, подтверждающие заключение и расторжение брака. Условия расторжения брака. Взаимные обязанности родителей и детей. Понятие о правоспособности. Органы опеки и попечительства. Классификация прав и свобод ребенка.
Преступление и наказание.
Формы совершения преступления: действие и бездействие. Три признака преступления. Умысел или неосторожность как формы выражения вины. Соучастники преступления и преступная организация. Причины совершения преступления. Ответственность. Понятие административного проступка. Субъекты применения взысканий. Разнообразие мер воздействия. Представление о гражданском правонарушении. Нарушения трудовой дисциплины. Материальная ответственность. Принцип презумпции невиновности. Дознание и следствие. Основные виды наказания. Лишение свободы и меры воспитательного воздействия.
Право и экономика.
Имущественные отношения. Принцип равенства участников гражданских правоотношений. Понятие физического и юридического лица. Право собственности на имущество. Сделка и договор. Потребитель и его права. Правовое регулирование трудовых отношений. Трудовой кодекс РФ. Трудоустройство и его регулирование. Заключение трудового договора между работником и работодателем. Расторжение трудового контракта с администрацией и увольнение. Защита детского труда.
Раздел «Духовная сфера» –11
Культурные нормы.
Понятие о культурных нормах, их разновидности. Образ жизни. Привычки и манеры. Значение этикета в культуре. Обычай и традиции. Молодежная мода. Обряд и его символическое значение. Церемония и ритуал. Нравы и мораль. Обычное право и юридические законы. Санкции как регулятор человеческого поведения. Культурная относительность норм.
Формы культуры.
Основные формы культуры. Характерные особенности элитарной культуры. Отличительные черты народной культуры. Массовая культура, ее появление и средства распространения. Понятие о доминирующей культуре, субкультуре и контркультуре, их отличительные черты. Неформальные молодежные группы, их поведение и образ жизни. Молодежная субкультура и классовая принадлежность.
Религия.
Различные определения религии, ее значение и роль в обществе. Тотемизм, фетишизм и анимизм. Мировые религии: христианство, ислам, буддизм. Вера и верование. Миф и мифология. Культ и символ как важные элементы религии. Религиозные обряды и типы жертвоприношений. Культ предков и традиция уважения родителей. Вероучение в мировых религиях. Теология и Божественное откровение. Понятие о церковном и библейском каноне.
Искусство.
Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства. Инфраструктура художественной культуры. Критерии произведений искусства. Изящные искусства, их история и развитие. «Свободные искусства».
Образование.
Основная задача и исторические формы образования. Приемы обучения, предметы и формы усвоения знаний школьниками. Государственное и частное образование, школьное и домашнее. Общее образование и специальное образование. Школа как особый тип учебно-воспитательного учреждения. Правовые основы школьного образования.
Наука .
Роль науки в современном обществе. Сочетание научной и педагогической функций в университете. Научно-исследовательские и академические институты. Классификация наук. Школа как способ приобщения к основам науки. Структура, функции, история и формы высшего образования. Зарождение и развитие университетов. История и разновидности академии.
Календарно-тематическое планирование
по курсу « Обществознание. За страницами учебника…»
8 класс
№ п/п | Сроки | Тема | Кол-во часов | Форма проведения |
Раздел 1. Человек и общество 12 часов |
1. | | Вводное занятие знакомство с курсом | 1 | Беседа, лекция, практическая работа. |
2. | | Общество , его признаки и строение | 1 | Беседа, лекция, творческая работа. |
3. | | Взаимосвязь природы и общества | 1 | Лекция, ,практикум. |
4-5 | | Типология обществ | 2 | Групповая работа, практическая работа. |
6-7. | | Социальный прогресс и развития общества | 2 | Индивидуальная поисковая работа, практическая работа. |
8. | | Личность и социальная среда | 1 | Фронтальная беседа, работа с текстом. |
9. | | Потребности человека | 1 | Групповая и индивидуальная работа, направленные на осознание позиции уч-ся. |
10. | | Социализация человека | 1 | индивидуальная работа, обсуждение, |
11. | | Воспитание человека | 1 | Фронтальная беседа, работа с текстом. |
12. | | Социально-психологический процесс общения | 1 | Индивидуальная поисковая работа |
Раздел 2. Экономическая сфера 12 часов |
13. | | Сущность и структура экономики | 1 | Практическое занятие, групповая работа, поиск информации. |
14. | | Человеческие ресурсы и их разновидности | 1 | Групповая работа, поиск информации. |
15-16. | | Товар и деньги | 2 | Практическое занятие, индивидуальная работа. |
17. | | Спрос и предложение | 1 | Практическое занятие, индивидуальная работа. |
18-19. | | . Плановая и рыночная экономика | 2 | Индивидуальная творческая работа. |
20-21. | | Предпринимательство | 2 | Беседа, лекция, практическая работа. |
22. | | Способы воздействия государства на экономику | 1 | Индивидуальная творческая работа |
23-24. | | Труд, занятость, безработица | 2 | Беседа, лекция, практическая работа. |
Раздел 3. Социальная сфера. 12 часов |
25. | | Социальная сфера. | 1 | Сбор материала и анализ, обсуждение в группах, фронтальная беседа. |
26-27. | | Социальная стратификация. | 2 | Беседа |
28-29. | | Богатые бедные. | 2 | дискуссия. |
30-32. | | Этнос: нации и народности | 3 | Работа с текстом, анализ. |
33-34. | | Конфликты в обществе. | 2 | Индивидуальная работа. |
35-36. | | Семья | 2 | Обсуждение. |
Календарно-тематическое планирование
по курсу «« Обществознание. За страницами учебника…»
9 класс
№ п/п | Сроки | Тема | Кол-во часов | Форма проведения |
Раздел 1. Политическая сфера 11часов |
1. | | Власть | 1 | Беседа, лекция, практическая работа. |
2-3. | | Государство | 2 | Беседа, лекция, творческая работа. |
4. | | Формы правления | 1 | Лекция, анализ текстов, практикум. |
5-6. | | Политические режимы | 2 | Групповая работа, практическая работа. |
7. | | Гражданское общество | 1 | Индивидуальная поисковая работа, работа с текстами, практическая работа. |
8. | | Голосование | 1 | Фронтальная беседа. |
9. | | Электорат политических партий | 1 | Групповая и индивидуальная работа, направленные на осознание позиции уч-ся. |
10. | | Политические партии | 1 | Индивидуальная работа, обсуждение. |
11 | | Роль политических партий в обществе | 1 | Групповая и индивидуальная работа, направленные на осознание позиции уч-ся. |
Раздел 2. Человек и его права 12 часов |
12-13. | | Право, его сущность и особенности | 2 | Практическое занятие, групповая работа, поиск информации. |
14-15. | | Закон и власть | 2 | Практическое занятие, групповая работа, поиск информации. |
16. | | Конституция | 1 | Практическое занятие, индивидуальная работа. |
17. | | Классификация конституционных прав | 1 | Практическое занятие, индивидуальная работа. |
18. | | Характеристика личных прав человека | 1 | Индивидуальная творческая работа. |
19. | | Нарушение прав и свобод гражданина ,их защита. | 1 | Беседа, лекция, практическая работа. |
20 | | Правовые основы брака и семьи | 1 | Индивидуальная творческая работа |
21-22. | | Преступление и наказание | 2 | Беседа, лекция, практическая работа. |
23. | | Право и экономика | 1 | Беседа, лекция, практическая работа. |
Раздел 3. Духовная сфера. 11 часов |
24. | | Культурные нормы | 1 | Сбор материала и анализ, обсуждение в группах, фронтальная беседа. |
25. | | Образ жизни | 1 | Беседа |
26. | | Значение этикета в культуре | 1 | Анализ текста, дискуссия. |
27-28. | | Формы культуры | 2 | Работа с текстом, анализ. |
29-30. | | Религия | 2 | Индивидуальная работа. |
31 | | Искусство | 1 | Индивидуальная работа |
32 | | Образование | 2 | Сбор материала и анализ, обсуждение в группах, фронтальная беседа |
33-34 | | Наука | 2 | Сбор материала и анализ, обсуждение в группах, фронтальная беседа |
Материально-техническое обеспечение
Таблицы-опоры по основным темам курса.
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства.
Аудиозаписи , рекламной продукции, информационных сообщений.
Видеофильмы в соответствии с программой, видеозаписи рекламных роликов, информационных телепрограмм.
Учебно-теоретическое обеспечение курса
1.Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ГИА: «Культура»: 9 кл. / П.А. Баранов. –М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009. –60 с. –(Государственная итоговая аттестация –экзамен в новой форме).
2.Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ГИА: «Политика»: 9 кл. / П.А. Баранов. –М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009. –91 с. –(Государственная итоговая аттестация –экзамен в новой форме).
3.Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ГИА: «Право»: 9 кл. / П.А. Баранов. –М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009. –80 с. –(Государственная итоговая аттестация –экзамен в новой форме).
4.ГИА 2009. Обществознание: Тематические тренировочные задания: 9 класс / авт.-сост. О.А. Котова, Т.Е. Лискова. –М.: Эксмо, 2009. –240 с. –(Государственная итоговаяаттестация (по новой форме): 9 класс).
5.ГИА-2009: Экзамен в новой форме: Обществознание: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговойаттестации в новой форме / авт.-сост. О.А. Котова, Т.Е. Лискова. –М.: АСТ: Астрель, 2009. –91, [5] с. -(Федеральный институт педагогических измерений).
6.Кишенкова, О.В. ЕГЭ 2009. Обществознание. Справочник / О.В. Кишенкова. –М.: Эксмо, 2008.–592 с. –(ЕГЭ. Справочники).
7.Клименко, А. В. Обществознание: учеб, пособие для школьников ст. кл. и поступающих в вузы / А. В. Клименко, В. В. Румынина. -5-е изд., дораб. -М.: Дрофа, 2005. -507, [5] с.
8.Мельник, В.А. Современный словарь по политологии. –Мн.: Книжный Дом, 2004. –640 с.9.Никитин, А.Ф. Большой школьный словарь: Обществознание, экономика, право / А.Ф. Никитин. –М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2006. –400 с.10.Никитин, А. Ф. Школьный юридический словарь: около 800 терминов и понятий. –М.: Дрофа, 2008.-224 с.
10.Обществознание 8-11. Мультимедийное учебное пособие для учащихся 8-11 кл.
11.Хромова, И.С. Тесты по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой «Обществознание. 8 класс». –М.: ООО «ТИД «Русское слово -РС»», 2010. –88 с.13.Хромова, И.С. Тесты по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой «Обществознание. 9 класс». –М.: ООО «ТИД «Русское слово -РС»», 2010. –88
Учебно-практическое обеспечение курса
1.Альбом схем по социологии и политологии. –М.: Московский университет МВД России, Издательство«Щит-М», 2002. –126 с.
2.Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Общество». «Духовная жизнь общества» / П.А. Баранов. –М.: АСТ: Астрель, 2008. –157, [3] с. –(Единый государственный экзамен).
3.Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Политика» / П.А. Баранов, А.В. Воронцов. –М.: АСТ: Астрель, 2009. –128, [1] с. –(Единый государственный экзамен).
4.Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Право» / П.А. Баранов, А.В. Воронцов. –М.: АСТ: Астрель, 2009. –191, [1] с. –(Единый государственный экзамен).
5.Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Социальные отношения» /П.А. Баранов, С.В. Шевченко. –М.: АСТ: Астрель, 2009. –155, [5] с. –(Единый государственный экзамен)
6.Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Человек». «Познание» / П.А. Баранов. –М.: АСТ: Астрель, 2009. –158, [2] с. –(Единый государственный экзамен).
7.Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Экономика» / П.А. Баранов, С.В. Шевченко. –М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009. –158, [2] с. –(Единый государственный экзамен).
8.Власов, В.И., Власова, Г.Б. История политических и правовых учений. Конспект лекций. Изд. 2-е, доп. и перераб. –Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. –224 с.
9.Гаджиев, К.С. Политология: Учебник для высших учебных заведений. –М.: Университетская книга, Логос, 2006. –488 с.: ил.
10.Козюк, М. Н. Основы государства и права России: Пособие для преподавателей (методические рекомендации, задания, тесты) / Издат-во «Учитель», Волгоград, 1999. -66 с.
11.Кравченко, А.И. Обществознание: Программа курса для 8-9 и 10-11 классов общеобразовательных учреждений. –6-е изд. -М.: ООО «ТИД «Русское слово -РС», 2009. –64 с.
12.Певцова, Е.А. Поурочные методические разработки к учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой «Обществознание. 9 класс». –4-е изд. –М.: ООО «ТИД «Русское слово -РС»», 2010. –136 с.
13.Политология: Учебник для студентов вузов / Под общ. ред. В.К. Мокшина. –М.: Академический Проект; Культура, 2008. –607 с. –(Gaudeamus).
14.Примерные программы по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы: проект. –М.: Просвещение, 2010. –42 с. –(Стандарты второго поколения).
15.Шкатулла, В.И. и др. Основы правовых знаний: Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / В.И. Шкатулла, В В. Надвикова, М.В. Сытинская; Под ред. В.И. Шкатуллы.-3-е изд., стереотип. –М.: Изд. центр «Академия», 2003. –336 с
Электронные образовательные ресурсы:
http://festival.1september.ru/subjects/15/ http://nsc.1september.ru/urok/
http://school-collection.edu.ru http://www.ореnclass.ru/ http://fcior.edu.ru/
15