СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая тетрадь по русскому языку 9 класс. Тема "Сложные предложения с различными видами связи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая тетрадь по русскому языку 9 класс. Тема "Сложные предложения с различными видами связи"»

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Куртамышское специальное учебно-воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением

закрытого типа»















РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

по русскому языку

9 класс

Тема «Сложные предложения с различными видами связи»

…………………………………………………

(Фамилия, имя)













2016



















Автор-составитель Тарунина Вера Александровна,

учитель высшей категории

Рецензент Королева Наталья Викторовна,

учитель высшей категории

















Рабочая тетрадь по предмету «Русский язык» по теме «Сложные предложения с различными видами связи» - четвертая из четырех рабочих тетрадей, способных помочь обучающимся при изучении курса «Русский язык» в 9 классе. Включает в себя задания на повторение, новый материал, закрепление и контроль.







Дорогой друг!

Если Вы держите в руках это издание, значит перед Вами стоит та же проблема, что волнует многих – экзамены.

Рабочая тетрадь являет собой результат работы учителя по теме «Бессоюзное сложное предложение».

Если Вы ученик, то «Рабочая тетрадь» поможет усвоить материал по одной из самых трудных тем по русскому языку в 9 классе «Сложные предложения с различными видами связи». Вашему вниманию представлены рабочие карты урока с обязательной подготовкой к ОГЭ (на этапе «Разминка»), новым материалом, закреплением и проверкой знаний. Для работы будет необходим учебник «Русский язык» Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М. Александрова, ручка и простой карандаш. Использование цветных карандашей, фломастеров, ручек сделает Ваши рабочие конспекты не только красивыми, но и удобными для подготовки к экзаменам. «Рабочая тетрадь» оснащена необходимым дополнительным материалом. В начале каждого занятия необходимо определить цель и задачи урока, а в конце соотнести их с результатами. В Рабочей тетради можно найти интуитивно понятные обозначения и сокращения, умение использовать которые поможет при написании творческого задания на экзамене.

Если Вы учитель, «Рабочая тетрадь» значительно облегчит Ваш труд, т.к. уже содержит необходимый дополнительный материал для урока по подготовке к ОГЭ и даст возможность проявить творчество в поиске новых решений, более углубленных заданий для «продвинутых» учеников. Рабочие карты удобны для проверки и взаимопроверки, Вы можете организовать работу в парах, группах и индивидуально. Работа с учебником в разных видах позволяет реализовать требования ФГОС. Карты урока содержат тестовые задания. Тема «Сложные предложения с различными видами связи» предполагает уроки развития речи, которые не включены в «Рабочую тетрадь». Удобный формат рабочей тетради позволяет легко копировать листы, на каждый урок отводится 1 лист. В конце изучения темы представлен вариант контрольной работы.

Успехов!







Сложные предложения с разными видами связи

Цель: ………………………………………………………………………………………………………

Задачи урока: знать………………………………………………………………………………………

уметь………………………………………………………………………………………………………..

  1. Разминка

Найдите обособленные члены предложения, определите, чем они выражены и к чему относятся. Расставьте знаки препинания в предложениях. Вставьте пропущенные буквы.

По пыльной дороге ведущей к садам тянулись скр_пучие арбы наполненные черным виноградом. Хаджи-Мурат остановился бросив поводья и пр_вычным движением левой руки отстегнув чехол в_нтовки правой рукой вынул ее. В воздухе стоял прозрачный морозный блеск захватывающий при дыхании горло. Щурясь от ветра я гл_жу в эту темную даль.

  1. Новый материал ξ 37, стр.141-142, прочитать, выписать возможные сочетания синтаксической связи в ССК (сложной синтаксической конструкции)

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

  1. Закрепление

А)Укажите верную характеристику предложения.

Война тяжелой грозовой тучей гремела по необъятным просторам родной земли, которая стонала и рыдала под градом разрывов немецких снарядов; все кругом было мрачно и скорбно.

А) Бессоюзное

Б) ССК (подчинение + сочинение)

В) ССК (подчинение + бессоюзная связь)

Г) ССК (сочинение + подчинение + бессоюзная связь)

Б) Определите, сколько грамматических основ содержится в предложении.

Минуты ожидания наступления тянулись медленно, старый вояка, нервно покуривая трубку, смотрел вдаль, не отрываясь; недавно балагурившие бойцы притихли, никто не произносил ни звука, только где-то вдалеке крикнула какая-то птица и тут же умолкла.

А) 7 Б) 5 В) 6 Г) 8

В) упр. 209 (устно в парах)

Г) Составить из трех простых предложений одно сложное предложение с разными видами связи (виды связи указаны в скобках)

Городами первого салюта считают Белгород и Орел. Освобождение этих городов от фашистов ознаменовалось первыми фейерверками в Москве. Это событие вошло во все учебники истории. (подчинение + сочинение)

Георгий Жуков принимал парад победы на Красной площади в 1945г. Рокоссовский командовал этим парадом. Этими полководцами восхищался каждый солдат. ( сочинение + бессоюзная связь)


Д) Сочинение-рассуждение (5-7 предложений) на тему «В какой речи чаще употребляются ССК и почему?»

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………


4.Тест

 1. В каком случае представлено сложное предложение с разными видами связи?

1) Обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно.

2) Когда видишь перед собой остатки величественной красоты, которая была в таком обилии сосредоточена в Акрополе, воочию убеждаешься, как противостояли друг другу искусство и опустошительные войны.

3) Андерсен собирал зерна поэзии с крестьянских полей, согревал их у своего сердца, сеял в низких хижинах, и из этих семян вырастали и расцветали невиданные и великолепные цветы поэзии, радовавшие сердца бедняков.

4) Жизнь есть постоянный труд, и только тот понимает ее вполне по-человечески, кто смотрит на нее с этой точки зрения.

2. В каком случае дана правильная характеристика предложения?

Уже все было готово к нашему отлету: упаковано снаряжение, продукты, инструменты, личные вещи, но ледяной аэродром на реке, где нас с Василием Николаевичем должны были высадить, затопила наледь, и теперь там невозможно было посадить самолет.

1) СП с сочинением, подчинением и бессоюзной связью

2) СП с сочинением и бессоюзной связью

3) СП с подчинением и бессоюзной связью

4) СП с сочинением и подчинением

3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Наша планета прекрасна (1) и (2) когда космонавты видят её из глубин Вселенной (3) то они не могут отвести глаз от её бирюзового свечения.

1) 1,  2,  3 2)  2,  3 3)  1,  4) 1,  3

4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Ночью море грозно шумело (1) и (2) когда утром рассеялся туман (3) и выглянуло солнце (4) то все увидели берег (5) заваленный водорослями и каким-то мелким мусором.

1) 1,  2,  3,  4,  5 2) 1,  3,  4,  5 3) 1,  4,  5 4) 2,  3,  4,  5

5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Метеорологи предупреждали (1) что приближается мощный грозовой фронт (2) и (3) если не ускорить уборку пшеницы (4) то она поляжет под дождём (5) и сгинет.

1) 1,  2,  3 2)  1,  3,  4  3)  1,  3  4)  1,  2,  4


5. Домашнее задание: написать сочинение - рассуждение на тему «Думать о войне сейчас не модно. Она уж никогда не повторится…»







Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи


Цель:………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Задачи:………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………


  1. Разминка. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания. Взаимопроверка.


И ногда люди хотят чтобы их (н...) узнавали (н...) соседи (н...) чужие. Раньше в Чехии существовал обычай согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н...) свет (н...) заря, отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками.

Кто только (н...) хотел пр...мерить красивый деревя...ый капюшон! Кто (н...) пр...ходил в этот день в домик к мастеру всякий получал чудесное облачение. Но как (н...) старался этот скромный труже(н,нн)ик (н...) одна из его работ (н...) доживала до следующего праздника по(тому) что все сг...рало в огромном костре. (Н...) раз об...жался мастер на эту традицию но (н...) разу никому (н...) жаловался ведь он дарил людям радость.


  1. Новый материал. §38, стр.146, кратко записать правило

Правило о постановке знаков препинания в ПССК












  1. Закрепление

а) Вставить знаки препинания, графически объяснить их постановку.

Например: [Все, (кому посчастливилось побывать в Гималаях), согласятся со мной] : [перехвалить этот край невозможно]. [ , ( ), ] : [ ]. (подчинение+бессоюз.)


Заросли были колючими а темнота уже настолько затопила мир что в радиусе одного метра перед глазами все сливалось в непроглядную пелену.

О гималайском климате можете судить по такому факту в долине в целости и сохранности стоят деревянные сооружения шестнадцатого века а выглядят они будто лишь вчера пригоняли брёвнышко к брёвнышку.


б) Сделать синт. и пункт. разбор ССК

Вдруг навалился густой туман как будто стеной отделил он меня от остального мира и чтобы не заблудиться я решил вернуться на тропинку которая по моим соображениям должна была находиться слева и сзади …………………………………………………..………………………………………….. ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Надвигалась зима и когда ударили первые морозы то жить в лесу стало тяжело. ……… ……………… …………………… ………………… ………………… …………….…… ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

  1. Контроль. Расставить знаки препинания.

  1. Волков бояться в лес не ходить.

  2. Не так страшен черт как его малюют.

  3. Страху в глаза гляди не смигни смигнешь пропадешь.

  4. Трус что заяц и тени своей боится.

  5. С трусом короткий расчет трусу смерть смелому почет.


5.Домашнее задание §38, упр.216.











Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи

Цель…………………………………………………………………………………………

Задачи………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

1.Разминка.

В каких рядах во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением?

  1. Пом…гать, д…кумент, безотл…гательный;

  2. Изл…жение, д…рижировать, д…лекая;

  3. В…новатый, пов…р, вбл…зи;

  4. Акв…рельный, з…ря, ук…ротить;

  5. Нагр…вать, стр…мление, соч…тающий;

  6. Под…рить, хв…стун, просл…вляя;

  7. Переб…решь, к…варный, ст…рона;

  8. Об… яние, прик…снуться, л…скающий;

  9. Соб…рутся, заг…релый, к…ммерсант;

  10. Пер…од, к…пошиться, предв…рительный

  1. С…туация, ср…жаться, б…седующий;

  2. См…гчение, увл…кательный, упр…стить;

  3. Ст…рательно, оз…ренный, кв…танция;

  4. Эп..демия, пласт..линовый, пре..бразовать;

  5. Пре…бладать, п…чать, тор…пясь;

  6. Осл…жненный, м…лькает, м…тодика;

  7. Выцв…сти, л…тучий, ож…рение;

  8. В…ршина, подд…ржать, сож…лея;

  9. Нар..стание, загр…мождать, обн…женный;

  10. Дел…гат, перег…реть, об…зательный.



2. Новый материал. §39, стр.148-149, прочитать.

3. Закрепление.

а)Сделать синтаксический разбор предложений

Предложение

Разбор (х-ка, схема)

Так оставьте (не)нужные споры –

Я себе уже все док..зал;

Лучше гор могут быть только горы,

На которых еще (не)бывал.



Я не люблю, когда стреляют в спину, я также против выстрела в упор.




б) Сделать пунктуационный разбор предложения.

Образец: [Взглянул на кустик] –1 [истину постиг],2

[Он и цветет,3 и плодоносит пышно],4

[Его питает солнышко],5 и [слышно],6

[Как в тишине поит его родник].7

1тире – между частями БСП, первая часть указывает на время того, о чем говорится во второй части(можно вставить союз-помощник «когда»).

2зап. – между частями БСП с интонацией перечисления.

3зап. –между однородными сказуемыми

4зап. - между частями БСП с интонацией перечисления.

5 зап. – между частями ССП

6зап. – между частями СПП с придаточным изъяснительным

7точка – знак завершения.



Предложение

Разбор

В письмах все не скажется

И не все услышится,

В письмах все нам кажется,

Что не так напишется.



Та страна, что могла быть раем,

Стала логовищем огня,

Мы четвертый день наступаем,

Мы не ели четыре дня.





4.Контроль. Вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки, сделать синтаксический и пунктуационный разбор



Вдруг нав..лился густой туман как буд(то) ст..ной о..делил он меня от ост..льного мира и что(бы) (не)заблудит..ся я решил вернуть..ся на тр..пинку которая по м..им сообр..жениям находит..ся слев.. и сзади. (В. Арсеньев).

5. Домашнее задание: выписать из произведения Шолохова «Судьба человека» 2 сложных предложения с различными видами связи, сделать синт. и пункт. разбор







Сложные предложения с различными видами связи. Повторение.

Цель…………………………………………………………………………………………

Задачи………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

1.Разминка. Вставить пропущенные буквы. Взаимопроверка.

Рождё..ые в неволе медвежата,  полирова..ая мебель, золочё..ый купол, глиня..ые дощечки, масл..ный крем, маринова..ый огурец, ране..ый боец, масле..ица, жела…ый, стари..ый, смышле..ый ученик, оловя..ый, отчая..ый, жаре..ый картофель, жаре…ый в духовке, свежезамороже..ый, ране..ый в руку, гости..ица.



2. Закрепление.

А) Прочитать текст, заполнить таблицу после текста.

(3)Мы долго сидели на берегу под вязами. (4)Комары пропали. (5)Лёгкий ветерок, потянувший низом, наклонивший травы, но не двинувший и листка на деревьях, заставил попрятаться Маленьких демонов.

(6)Вечер не спешил, давая отбуйствовать закату. (7)Багровое пламя на западе превратило серебристую Угру в реку крови, и все комары унеслись туда, чтоб погрузить хоботы в красный поток и налиться субстратом жизни. (8)Они вскоре поняли, что ошиблись, и, распалённые злобой, вернулись назад. (9)Мы перестали сопротивляться. (10)Вокруг каждого из нас, а сидели мы на пристроенной к избе терраске, реяло плотное облачко. (11)Казалось, то парят зёрнышки граната: раздувшиеся брюшки просвечивали рубиновым.

(12)Послышался тяжёлый топот: это вернулось с пастбища небольшое деревенское стадо; слышались озвонченные тишиной ласковые, зазывные голоса хозяек. (13)Голос «молодой» не звучал среди них, но в её дворе появились без всякого зова четыре овцы, слипшиеся, как дешёвые конфеты, — три взрослые, одна подросткового возраста. (14)Потом померещилось, что это одна четырёхголовая овца, настолько синхронны были все движения и настолько неразделимы тела. (15)Эту единую овцу разрушил не поспевавший за стремительными манёврами подросток.



Простые предложения

ССП

СПП

БСП

СП с разными видами связи









Б) Выписать СП с разными видами связи и сделать синтаксический и пунктуационный разбор

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

3.Контроль. Выполнить тест.

1. Сколько грамматических основ содержится в предложении.

Минуты ожидания наступления тянулись медленно, старый вояка, нервно покуривая трубку, смотрел вдаль, не отрываясь; недавно балагурившие бойцы притихли, никто не произносил ни звука, только где-то вдалеке крикнула какая-то птица и тут же умолкла.

А) 7 Б) 5 В) 6 Г) 8


2. В каком варианте ответа отмечены все цифры, на месте которых должны стоять запятые

Автор убедительно показывает (1) что не бывает войны без жертв (2) но умение командира руководить боем (3) его совесть (4) и разум (5) должны сделать эти жертвы минимальными.

А) 1,2 Б) 1,2,3 В) 1,3,4 Г) 2,3,4,5


4.Домашнее задание: творческая работа – сжать предложенный текст. 

1. Исключение подробностей. Сначала выделить главное, а затем убрать подробности.

2. Обобщение. Сначала вычленяем существенные факты, объединяем их в одно целое, подбираем соответствующие языковые средства и составляем текст.



Контрольная работа по теме

«Сложные предложения с разными видами связи» 


Текст диктанта записывается на отдельном разлинованном листе. 
В степи. 
1. Между тем пред глазами ехавших расстилалась уже широкая , бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. 
2. Теснясь и выглядывая друг из-за друга, холмы сливаются в возвышенность, которая тянется вправо от дороги до самого горизонта и исчезает в лиловой дали. 
3.Едешь-едешь и никак не разберешь, где она начинается и где кончается… 
4. Солнце уже выглянуло из-за горизонта и тихо, без хлопот принялось за свою работу. 
5.Сначала далеко впереди, где небо сходится с землёю, около курганчиков и ветряной мельницы, которая издали похожа на маленького человечка, поползла по земле ярко-жёлтая полоса. 
6. Через минуту такая же полоса засветилась несколько ближе, поползла вправо и охватила холмы. 
7. Что-то тёплое коснулось Егорушкиной спины; полоса света, подкравшись сзади, шмыгнула через бричку и лошадей, понеслась навстречу другим полосам, и вдруг вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась, засверкала росой. 
8.Сжатая рожь, бурьян, молочай, дикая конопля – всё, побуревшее от зноя, рыжее, полумёртвое, теперь омытое росою и обласканное солнцем, оживало, чтобы вновь зацвести. 


Задания 1-13 выполнить на основе записанного текста. Ответы на задания 1-13 записать словами или цифрами, не разделяя их запятыми. 


1. Расставьте ударения.: 1)баловать 2) искра 3) знамение 4) нефтепровод 5) принудить, б) начать, в) камбала, г) километр 
2. Из предложений 2-3 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне. 
З. Из предложений 1-3 выпишите слова, правописание приставки в которых определяется правилом: «Если после приставки стоит глухой согласный, то на конце приставки пишется буква С». 
4. Из предложений 5-8 выпишите слово, в котором правописание Н,НН определяется правилом: «В суффиксах полных причастий пишутся две буквы Н, если есть приставка кроме НЕ-». 
5. Выпишите номера предложений, в которых есть обособленные обстоятельства. 
6. Среди предложений 2,3,5 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. Напишите его номер. 
7.Из предложения 6 выпишите словосочетания со связью ПРИМЫКАНИЕ. 
8. Выпишите грамматическую основу из предложения 8 . 
9. Среди предложений 1-5 найдите предложения с однородными определениями. Напишите номера этих предложений. 
10. Среди предложений 1-5 найдите предложения с обособленными определениями. Напишите номера этих предложений. 
11 Укажите количество грамматических основ в предложении 7. 
12. Среди предложений 7-8 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите его номер. 
13. Найдите сложноподчиненное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. 




Ответы к тестам

Сложные предложения с разными видами связи 

1. 4)
2. 1)
3. 4)
4. 3)
5. 4)

Сложные предложения с различными видами связи. Повторение.

1.б

2.б















Содержание

1.

Сложные предложения с разными видами связи………………………………………….

4

2.

Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи……………..

6

3.

Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи…………………………………………………………………………………

8

4.

Сложные предложения с различными видами связи. Повторение………………………

10

5.

Контрольная работа по теме «Сложные предложения с разными видами связи» ……..

12

6.

Ответы к тестам……………………………………………………………………………..

13



9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!