ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая учебная программа элективного курса «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» для 8-9 классов общеобразовательной школы разработана в соответствии с федеральным «Законом об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г., составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17.12.2010 г., федерального базисного учебного плана и учебного плана МБОУ СШ №75 на 2017-2018 учебный год, на основе примерных программ по учебным предметам для общеобразовательных учреждений, с учетом гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям в организации обучения в общеобразовательных организациях». Автор: Ильичёва Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СШ №75, Ульяновск, 2016 г.
Государственный образовательный стандарт предполагает получение обучающимися разной возрастной категории устойчивых знаний в области фонетики, лексики, словообразования, морфологии, орфографии и, конечно же, пунктуации. Проблема отсутствия «языкового чутья» сопровождает современного школьника вплоть до выпускных классов. Именно это заставляет учителей вновь и вновь обращаться к методикам, направленным на развитие навыков орфографической и пунктуационной зоркости.
Известно, что усвоение школьниками программного материла по русскому языку в 8 и 9 классах вызывает наибольшие трудности. Школьникам трудна пунктуация вставных конструкций, обособленных членов простого предложения, сложного (особенно сложного бессоюзного) предложения, предложений с прямой речью и т.д. Программа элективного курса «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» призвана решить проблему постоянно возникающей необходимости возвращения на уроках к ранее изученному материалу с целью обработки умений и навыков.
Программа элективного курса «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» актуальна для обучающихся, так как формирование орфографической и пунктуационной зоркости, практическое использование лингвистических знаний и умений важно для повышения уровня грамотности обучающихся, для последующей подготовки к экзаменам и для дальнейшей деятельности, успех которой невозможен без хорошего знания русского языка. Коммуникативная, языковая и лингвистическая компетенции, формируемые на занятиях элективного курса «Трудные случаи орфографии и пунктуации», помогут обучающимся в дальнейшей жизни, в процессе социализации, выбора будущей профессии, независимо от предпочитаемого профиля.
Цели изучения элективного курса «Трудные вопросы орфографии и пунктуации»:
углубить и расширить знания по орфографии и пунктуации;
активизировать работу по формированию орфографической и пунктуационной грамотности обучающихся, восполнить пробелы в знаниях и умениях у некоторых обучающихся;
познакомить обучающихся с трудными случаями, исключениями из правил, которые не рассматриваются на уроках;
систематизировать имеющиеся знания, новые сведения, обобщить их в форме таблиц, опорных схем;
организовать деятельность по повышению интереса к изучению русского языка;
организовать работу по подготовке к итоговой аттестации по русскому языку за курс основной школы;
обеспечить практическое использование полученных знаний и умений на уроках русского языка и литературы;
способствовать развитию речи и мышления обучающихся на межпредметной основе.
Задачи организации учебной деятельности:
создание условий для овладения основными нормами русского литературного языка;
создание прочной базы орфографических и пунктуационных навыков;
формирование коммуникативной, языковой и лингвистической компетенций;
совершенствование общеучебных умений: обобщать, сравнивать, классифицировать, анализировать, оценивать;
развитие коммуникативных навыков;
развитие ассоциативного мышления обучающихся.
Основные учебные цели:
систематизировать УУД, необходимые при подготовке к итоговой аттестации за курс основной школы;
совершенствовать орфографические навыки через расширение знаний об особенностях, трудностях русской орфографии, навыки работы с разными типами словарей;
развивать умения правильно расставлять знаки препинания в случаях, не изученных ранее;
совершенствовать навыки анализа структуры предложения;
Совершенствовать умения излагать учебный текст;
Совершенствовать умение создавать собственное высказывание (сочинение) на заданную тему;
Создать условия для учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, а также их самостоятельной работы по подготовке к ОГЭ.
Общая характеристика учебного предмета:
Владение орфографической и пунктуационной грамотностью имеет большое общекультурное значение, является показателем уровня речевого развития человека, так как умение пишущим грамотно выражать свои мысли, расставлять знаки препинания в созданных текстах свидетельствует об осознанности речевой деятельности. Школа призвана создавать условия для овладения детьми нормами литературного языка, для свободного использования орфографических и пунктуационных правил при создании ими своих письменных высказываний.
Конечная цель обучения детей орфографии и пунктуации в школе – сформировать у них орфографическую и пунктуационную грамотность, под которой понимается умение пишущего правильно записывать слова, употреблять знаки препинания для членения предложений и текста на смысловые отрезки, а читающего – адекватно с пишущим понимать написанное. Особое внимание предполагается уделить развитию речи обучающихся, так как формировать орфографическую и пунктуационную грамотность в отрыве от творческого процесса создания текста либо без глубокого анализа предложенного авторского текста не имеет смысла.
Данный элективный курс предлагает решить проблему формирования орфографической и пунктуационной грамотности через систему таких мыслительных операций, как сравнение, выделение существенных признаков изучаемых явлений, обобщение и систематизацию материала.
На каждом занятии предусматривается двусторонний подход:
теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста).
практическая часть (выполнение различных упражнений, позволяющих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знание орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).
Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь обучающимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.
Использование системы упражнений предусматривает различные формы и приемы работы обучающихся: упражнения по аналогии, исследования, использование разных каналов поиска информации (энциклопедические и специальные словари, библиотечные и электронные каталоги, Интернет), работа по опорным таблицам и алгоритмам; словарно-орфографическая работа; морфологический, словообразовательный и орфографический разборы; этимологический анализ слова; различные виды диктантов; работа с текстом (подготовка к ОГЭ); задания с кратким ответом (формат ОГЭ).
Главные принципы, на которых строится курс, - научность, системность, доступность.
С целью успешной подготовки к итоговой аттестации за курс основной школы предполагается реализовать систему упражнений, нацеленных на предварительную проверку и последующую корректировку УУД обучающихся:
умение понимать на слух содержание звучащих художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;
умение понимать основную мысль прослушанного текста;
умение понимать отношение автора к поставленной в прослушанном тексте проблеме;
умение подробно излагать содержание прослушанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;
умение интерпретировать информацию звучащего текста;
умение точно и полно понимать содержание прочитанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;
умение понимать главную мысль прочитанного текста;
умение понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте проблеме;
умение понимать основную мысль, объединяющую прочитанный и прослушанный тексты;
умение комментировать отношение авторов к поставленной в прослушанном и прочитанном тексте проблеме;
умение интерпретировать информацию прочитанного текста;
умение определять стиль и функционально-смысловой тип речи прочитанного текста;
умение определять лексическое значение слова и фразеологического оборота
умение определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам;
умение находить грамматическую основу предложения и определять языковые средства её выражения;
умение применять знания по лексике, морфологии и синтаксису в практике правописания;
умение создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи;
умение выражать собственное мнение по проблеме, затронутой в прослушанном и прочитанном текстах, аргументировать его с привлечением информации, извлечённой из них, а также знаний, жизненного или читательского опыта;
умение последовательно излагать собственные мысли;
умение осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи;
умение использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка;
умение оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.
В ходе занятий обучающиеся научатся:
обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры в устной и письменной речи;
применять теоретические знания на практике;
работать с тестами по русскому языку;
владеть орфографическими и пунктуационными нормами;
владеть способами действий при применении изученных правил;
исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
осознавать значимость правильной письменной речи;
работать с заданиями с кратким ответом (внимательно читать формулировку задания и понимать её смысл);
четко следовать инструкциям, сопровождающим задание;
выполнять различные типы заданий с кратким ответом;
самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
узнают и повторят:
определения основных изученных языковых явлений, речеведческих понятий;
орфографические и пунктуационные правила;
пунктуационные нормы постановки знаков препинания, которые регулируются пунктуационными правилами
Общий объём часов на изучение данного курса,
предусмотренный учебным планом:
Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю) в 8 классе и 34 часа (1 час в неделю) в 9 классе. Данная рабочая программа предназначена для реализации в классах, где качество знаний обучающих низок и требует серьезной коррекционной работы или систематическая работа по формированию орфографической и пунктуационной зоркости будет способствовать сохранению качества знаний на достигнутом уровне и обеспечит эффективную подготовку к ОГЭ по русскому языку.
Элективный курс «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» является дополнением к основному курсу русского языка в 8 и 9 классах.
Место элективного курса «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» в базисном учебном плане:
Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает возможность реализации элективного курса по русскому языку в объеме 35 часов в 8 классе и 34 часов в 9 классе (всего 69 часов).
Межпредметные связи в ходе изучения элективного курса
«Трудные вопросы орфографии и пунктуации»:
Русский язык и литература. 2. Русский язык и история. 3. Русский язык и искусство.
Требования к уровню подготовки обучающихся 8-9 класса:
(Планируемые результаты)
Личностные результаты:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
владение всеми видами речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, чтение;
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости;
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; умение совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Предметные результаты:
представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Содержание программы
8 класс
Тема 1. Орфография как система правил русского правописания.
Некоторые сведения из истории русской орфографии. Орфографическое правило как разновидность учебно-научного текста. Разделы русской орфографии: правописание морфем; слитные, дефисные и раздельные написания.
Тема 2. Трудные случаи правописания гласных в корне слова
Система правил, связанных с правописанием морфем. Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые. Правописание словарных слов заимствованного происхождения.
Тема 3. Правописание корней с чередованием гласных
Правописание корней с чередующимися гласными: 1) -кос-//-кас-, -лаг-//-лож-, -бер-//-бир-, -пер-//-пир-, -дер-//-дир-, - мер-//-мир- и др.(зависимость от глагольного суффикса -а-); 2) –раст (ращ)-//-рос-, -скак-//скоч- (зависимость от последующего согласного); 3) -гор-//-гар-, -твор-//-твар-, -клон-//-клан-, -зор-// -зар- (зависимость от ударения). 4)-мак-// -мок-, -равн-//- ровн-(зависимость от значения слова).
Тема 4. Трудные случаи правописания согласных в корне слова: 1) правописание звонких/глухих согласных; 2) правописание непроизносимых согласных; 3) двойные согласные. Проверяемые и непроверяемые согласные.
Тема 5. Правописание о-ё после шипящих. Правописание и-ы после ц.
Буква ё после шипящих в корнях слов под ударением ( решетка – решето, дешевый – дешевле, черный – чернеть). Исключения.Буквы О-Ё В суффиксах прилагательных и существительных (каблучок, зайчонок, , доченька, дороженька ). Буквы О-Ё в окончаниях существительных и прилагательных ( парчовый – грушевый, плечом – кучей). Буква Ё во всех словах, образованных от глагола (выкорчевка, обнаженный).Правописание и-ы после ц .Буква и в корне после ц и в словах на –ция. Буква ы после ц в суффиксе и в окончании слов. Исключения.
Тема 6. Правописание приставок. Одновариантные (не изменяются на письме): об-(обо-,)от-(ото-),над-(н)адо-),под-(подо-),пред-(предо),в-(во-),за-,на-,вы-,у-,о-,су-,по-,пра-про.
Двухвариантные (меняют «з» на «с» перед глухими согласными): без- бес--вз-- вс-,воз- вос-,из- ис-,низ- нис-, раз- - рас-,роз – рос-,чрез-(через-) – чрес-(черес-).
Смысловые (различаются по значению): пре—при-
Фонетический и морфологический принципы написания. Роль смыслового анализа слова при различении приставок. Значение иноязычных приставок анти-, диа-, ди-, дис-, контр-, супер-, суб-. Особенности употребления в научном стиле речи с иноязычными приставками.
Тема 7.Употребление ь, ъ.
Ь пишется: на конце слова, середине слова после мягкого согласного перед твёрдым согласным, в середине слова между двумя мягкими согласными в том случае, если при изменении слова или в родственных словах второй согласный становится твёрдым, а первый сохраняет свою мягкость; после мягкого согласного л [л’] перед любыми согласными: в формах творительного падежа множественного числа; в середине числительных, оканчивающихся на -десят, -сот; в конце числительных, оканчивающихся на –дцать;в прилагательных, образованных от названий месяцев с помощью суффикса -ск.
Сочетания букв:
-чк-, -чн-, -нч-, -нщ-, -рщ-, -рч-, -ст-, -нт-, -щн-
Употребление Ь для обозначения грамматических форм: после шипящих в именах существительных женского рода III склонения в форме единственного числа именительного и винительного падежа; после шипящих в наречиях (исключения: уж, замуж, невтерпёж), после шипящих во втором лице единственного числа глаголов настоящего и простого будущего времени ( что делаешь? что сделаешь?); после шипящих и других согласных в повелительном наклонении ( что делай(те)? что сделай(те)?); в неопределённой форме глагола (после т и ч) ( что делать? что сделать?); в родительном падеже множественного числа существительных на -ня (I склонение), если перед -ня стоит гласная, а также в четырёх существительных-исключениях (барышня, боярышня, деревня, кухня).
Ь не пишется:
- после шипящих в именах существительных мужского рода II склонения в форме единственного числа именительного падежа;
- после шипящих в краткой форме имён прилагательных (мужской род);
- после шипящих в трёх наречиях-исключениях;
- после шипящих в родительном падеже множественного числа существительных женского рода на -а (I склонение);
- в родительном падеже множественного числа существительных на -ня (I склонение), если перед -ня стоит согласная (исключения: барышня, боярышня, деревня, кухня);
- в глаголах в форме третьего лица единственного и множественного числа настоящего и простого будущего времени ( что делает? что сделает? что делают? что сделают?);
Употребление разделительного Ъ: после согласного перед буквами е, ё, ю, я после приставки, оканчивающейся на согласную; в сложных словах, первую часть которых составляют числительные двух-, трёх-, четырёх-; в иноязычных по происхождению словах после приставки на согласную: ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, суб-, супер-, транс- или составной частицы пан-.
Обратить внимание!
Буква ъ не пишется перед буквами а, о, у, э, и, ы; в середине слова (не после приставки!) (Исключение – фельдъегерь.); на стыке частей сложного слова; в существительном подьячий (в этом слове нет приставки под-!).
В середине слова пишется разделительный ь; в середине слова (в корне) арьергард пишется разделительный ь, а не ъ, поскольку приставки ар- в русском языке нет; в слове изъян (тюрк.) пишется ъ по аналогии с глаголом изъять.
Разделительный Ь пишется в следующих случаях: в середине слова (не после приставки!) после согласного перед буквами е, ё, ю, я, если после согласного перед гласным звучит [ j ]; в некоторых заимствованных словах (как сигнал звука [ j ]) после согласного перед буквой о.
Тема 8. Правописание сложных слов
Написание существительных (музей-усадьба, юго-восток); прилагательных (ярко-зеленый), имен числительных и слов, имеющих в составе числительные (пол-лимона, пол-арбуза, пол-Москвы). Написание (вместо, вроде (= подобно), вследствие (= по причине), наподобие, насчет (= о), сверх, навстречу), союзов (чтобы, тоже, также, причём, притом, зато) и наречий ( вничью, внакладе, впоследствии, всухомятку, наполовину) .
Дефисное написание имен существительных, имен прилагательных, имен числительных и слов, имеющих в составе числительные; наречий (точь-в-точь, по-зимнему, мало-помалу), местоимений (кто-то, что-нибудь), частиц (–то, -либо, -нибудь, кое-(кой-), -ка, -де, -с, тка, -тко, -таки ).
Дефисные написания в научной и художественной речи (правописание терминов, эпитетов).
Раздельное написание имен существительных (юбка мини), прилагательных (вечнозеленый), имен числительных и слов, имеющих в составе числительные (пол большого дома). Слитное написание предлогов (в течение), частиц (бы, ли, же) и наречий (бок о бок). Исключения из правил.
Тема 9. Правописание н, нн в разных частях речи .
Имена прилагательные:1) Имена прилагательные с суффиксами -ан-, -ян-,-ин- (глиняный, серебряный, куриный. ).2) Имена прилагательные с суффиксами -онн-, -енн- (авиационный, родственный).3) Прилагательные, образованные от существительных с основой на -н с помощью суффикса -н- (картинный (картин-а + н-ый).
Причастия и имена прилагательные, образованные от глаголов:1) две буквы -н- в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов:1) с приставкой (вспаханный, отваренный ,но: смышлёный мальчик, названый брат);2) причастия с зависимыми словами ( варенная на молоке).3) причастия и прилагательные с суффиксами -ова-, -ева-, -ирова-:( маринованный, асфальтированный);4)причастие, образованное от бесприставочного глагола совершенного вида ( лишённый).
Одна -н- в кратких причастиях, две -н- а в кратких прилагательных (кроме формы единственного числа мужского рода). Написание одной или двух букв -н- в сложных прилагательных (гладкокрашеный (красить, несовершенный вид); гладкоокрашенный (окрасить, совершенный вид). Наречия, образованные от прилагательных с двумя -н-,( шли организованно). Исключения из правил. Именах существительные, образованные от прилагательных, причастий и отглагольных прилагательных ( столько -н-, сколько их было в производящей основе: воспитанник (от ‘воспитанный’), мученик (от ‘мученый’).Две -н- во всех словах, образованных от основ на -н, с суффиксом, начинающимся на -н: пенный (пен-а+н-ый), шестигранник (шесть+грань+ник).
Тема 10. Правописание суффиксов существительных, прилагательных, причастий, глаголов, наречий
Написание суффиксов в разных частях речи. Суффиксы имён существительных и их написание: -арь-, -тель-, -ник-, -ени- и др. Различение суффиксов -чик- и -щик-, -ек- и -ик. Типичные суффиксы имён прилагательных и их написание: -оват- (-еват-), -чив-, -лив-, -ист-, -оньк- (-еньк-) и др. Различение на письме суффиксов -к- и -ск-. Степени сравнения имён прилагательных и написание суффиксов в этих формах. Типичные суффиксы глаголов. Различение на письме суффиксов -ова-(-ева-) и -ива-(-ыва-). Правописание суффиксов у глаголов прошедшего времени. Суффиксы причастий. Выбор суффикса причастий настоящего времени в зависимости от спряжения глагола.
Тема 11. Правописание окончаний . Правописание безударных окончаний имен существительных . Правописание безударных окончаний имен прилагательных и причастий. Правописание безударных личных окончаний глагола. Буквы О, Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных и прилагательных. Буква Ы в окончаниях существительных и прилагательных после Ц. Буква И в окончаниях количественных числительных от 11 до 19.Исключения из правил.
Система правил, регулирующих правописание окончаний слов разных частей речи.
Тема 12. Правописание числительных. Мягкий знак в середине и на конце имен числительных Правописание сложных и составных порядковых числительных (шестнадцатый, девятисотый; две тысячи двенадцатый ).Правописание порядковых числительных, оканчивающихся на тысячный, миллионный, миллиардный (стотридцатитысячный (сто тридцать тысяч), пятидесятичетырехмиллионный (пятьдесят четыре миллиона), двухсоттридцатимиллиардный (двести тридцать миллиардов).. Правописание слов двухсполовинный, трехсполовинный, четырехсполовинный.Правописание дробных числительных ( три восьмых (3/8), четыре целых и одна шестая (4 1/6), три целых и одна четвертая, три с четвертью (3 1/4).) Числительные полтора (м. и ср. р.) - полторы (ж. р.) и полтораста. Собирательные числительные, образованные от количественных числительных четыре - десять, -ер-( четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро.
Тема 13. Правописание наречий. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий. Трудные случаи написания наречий.
Тема 14. Правописание предлогов, союзов, частиц.
Дефисное написание непроизводных парных предлогов-сращений из-за, из-под и просторечные по-за, по-над, по-под, для-ради, за-ради ( из-за леса, из-под земли).Производные предлоги и предложные сочетания ( сквозь, близ) Производные предлоги благодаря, согласно, вопреки, управляющие формой дательного падежа существительного или местоимения( благодаря вовремя принятому решению; благодаря ему (ей, им); согласно вашему заявлению). Раздельное написание предлогов в виде, в деле, в меру, в области, в отличие от, в отношении, в продолжение, в связи с, в силу, в смысле, в течение, в целях, за исключением, за счет, по мере, по поводу, по причине. Предлоги в продолжение, в течение, их отличие от сочетаний существительных в предложном падеже, оканчивающихся на и, с предлогом в (в продолжении повести, в течении реки). Употребление производных предлогов. Правописание союзов Слитное написание союзов зато также тоже , чтобы (чтоб — разг.) притом и причем. Сочетание ни при чем (Правду говоря, здесь щука ни при чем..). Раздельное написание союзов то есть ,составных союзов (состоящие из двух и более слов) для того чтобы, потому что, так как, так что, тогда как, в то время как и др.
Частицы не и ни, их различение на письме. Не с разными частями речи. Глаголы с приставкой недо-, имеющие значение неполноты действия ( недосмотреть за ребенком — не досмотреть кинофильм).
Тема 15. Итоговое тестирование
9 класс
Тема 1. Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания.
Некоторые сведения из истории русской пунктуации. Основное назначение пунктуации. Принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный.Структура предложения и пунктуация. Смысл предложения, интонация и пунктуация.
Основные функции пунктуационных знаков. Разделительные, выделительные знаки препинания, знаки завершения.
Тема 2. Знаки препинания в конце предложения. Предложение и его основные признаки; интонация конца предложений. Границы предложения, отражение её на письме. Употребление точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложения. Выбор знака препинания с учётом особенностей предложения по цели высказывания и эмоциональной окрашенности.
Употребление многоточия при прерывании речи. Смысловая роль этого знака. Знаки препинания в начале предложения: многоточие, кавычки, тире в диалоге.
Тема 3. Знаки препинания внутри простого предложения.
Система правил данного раздела пунктуации. Знаки препинания между членами предложения.
Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении; интонационные особенности этих предложений.
Знаки препинания между однородными членами предложения. Грамматические и интонационные особенности предложений с однородными членами; интонация перечисления. Однородные и неоднородные определения, их различие на основе семантико-грамматической и интонационной характеристики предложения и его окружения ( контекста).
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Интонационные особенности предложений с обособленными членами. Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с вводными словами. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. Речевые формулы обращений, используемые в письменной речи.
Тема 4. Знаки препинания между частями сложного предложения.
Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений.
Виды сложных предложений.
Знаки препинания между частями сложных предложений.
Тема 5. Знаки препинания при передаче чужой речи.
Прямая и косвенная речь. Оформление на письме прямой речи и диалога. Разные способы оформления на письме цитат.
Тема 6. Знаки препинания в связном тексте.
Связный текст как совокупность предложений, объединённых одной мыслью, общей стилистической направленностью и единым эмоциональным настроем. Поиски оптимального пунктуационного варианта с учётом контекста.
Тема 7. Повторение изученного.
Повторение и систематизация изученного в 8-9 классе. Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания.
Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания внутри простого предложения. Знаки препинания между частями сложного предложения. Знаки препинания при передаче чужой речи. Знаки препинания в связном тексте. Подготовка к ОГЭ
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Дата План | Дата Факт | Содержание занятия | Тип и форма урока | Планируемые результаты Предметные УУД Личностные | Виды и формы работы |
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. |
1. | Орфография как система правил русского правописания. | | | Некоторые сведения из истории русской орфографии. Орфографическое правило как разновидность учебно-научного текста. Разделы русской орфографии: правописание морфем; слитные, дефисные и раздельные написания. | УИНМ | Иметь представление об орфографии как системе правил русского правописания. Научиться определять виды орфограмм в слове и верно обозначать орфограммы. | Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения. | Формирование знания о взаимосвязи всех разделов языкознания, русского языка в целом с культурой и историей России. Формирование сознания того, что владение РЯ – важнейший показатель культуры человека | Работа с текстом, словарно-орфографическая, составление плана, выполнение упражнений. Работа в парах. |
2-4. | Трудные случаи правописания гласных в корне слова: а) проверяемых ударением б) не проверяемых ударением в) чередующихся гласных | | | Система правил, связанных с правописанием морфем. Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые. Правописание словарных слов заимствованного происхождения. Правописание корней с чередующимися гласными: 1) -кос-//-кас-, -лаг-//-лож-, -бер-//-бир-, -пер-//-пир-, -дер-//-дир-, - мер-//-мир- и др.(зависимость от глагольного суффикса -а-); 2) –раст (ращ)-//-рос-, -скак-//скоч- (зависимость от последующего согласного); 3) -гор-//-гар-, -твор-//-твар-, -клон-//-клан-, -зор-// -зар- (зависимость от ударения). 4)-мак-// -мок-, -равн-//- ровн-(зависимость от значения слова). | Уроки повторения и систематизации Комбинированный урок | Знать основные орфографические и пунктуационные нормы русского языка. Научиться соблюдать обязательные правила орфографии и пунктуации в письменной речи для облегчения понимания информации. Научиться опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, расставлять знаки препинания. | Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов. Регулятивные: применять методы информационного поиска. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи, выявляемые в ходе проектирования структуры и содержания текста-рассуждения. | Формирование мотивации для повторения и систематизации изученного ранее материала и коррекции имеющихся пробелов в знаниях и умениях | Словарно – орфографическая работа, работа по опорным таблицам, анализ текста, составление диктанта. |
5-6. | Трудные случаи правописания согласной в корне слова: а) непроизносимые согласные и непроверяемые согласные; б) двойные согласные. | | | Правописание согласных в корне слова: 1) правописание звонких/глухих согласных; 2) правописание непроизносимых согласных; 3) двойные согласные. Проверяемые и непроверяемые согласные. | Уроки-практикумы | Знать основные орфографические нормы. Научиться опознавать языковые единицы, соблюдать в практике письма основные правила орфографии. | К: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Р: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе решения лингвистической задачи | Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности | Словарно-орфографическая работа, распределительные диктанты, тесты. |
7-8. | Правописание гласных после шипящих и Ц: а) гласные после шипящих в корне, суффиксе и окончании; б) гласные И-Ы после Ц. | | | Правописание о-ё после шипящих. Правописание и-ы после ц. Буква ё после шипящих в корнях слов под ударением ( решетка – решето, дешевый – дешевле, черный – чернеть). Исключения. Буквы О-Ё В суффиксах прилагательных и существительных (каблучок, зайчонок,, доченька, дороженька ). Буквы О-Ё в окончаниях существительных и прилагательных ( парчовый – грушевый, плечом – кучей). Буква Ё во всех словах, образованных от глагола (выкорчевка, обнаженный).Правописание и-ы после ц .Буква и в корне после ц и в словах на –ция. Буква ы после ц в суффиксе и в окончании слов. Исключения. | Урок-исследование. Урок-практикум. | Научиться применять алгоритм написания О-Ё после шипящих в различных морфемах. Уметь применять правило написания И – Ы после Ц. | К: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Р: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе решения лингвистической задачи | Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности (анализу) | Морфемный разбор, составление таблицы «О и Е после шипящих», словарно-орфографическая работа, творческий диктант, выборочно- распределительные упражнения. Работа в группах. |
9-10. | Правописание приставок: а) на –З и –С и Ы-И после русских приставок, оканчивающихся на согласную б) при- и пре- в) написание некоторых слов иноязычного происхо | | | Правописание приставок. Одновариантные (не изменяются на письме): об-(обо-,)от-(ото-),над-(н)адо-),под-(подо-),пред-(предо),в-(во-),за-,на-,вы-,у-,о-,су-,по-,пра-про. Двухвариантные (меняют «з» на «с» перед глухими согласными): без- бес--вз-- вс-,воз- вос-,из- ис-,низ- нис-, раз- - рас-,роз – рос-,чрез-(через-) – чрес-(черес-). Смысловые (различаются по значению): пре—при- Фонетический и морфологический | Урок-поиск путей решения проблемной ситуации. Урок-практикум. | Знать основные орфографические правила по темам; уметь различать смысловые значения приставок при- и пре- в словах, близких по звучанию, но разных по значению; обратить внимание на написание иноязычных слов типа: престиж, привилегия, президент. | К: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы) Р: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операционального опыта(учебных знаний и умений) П: объяснять языковые явления и процессы, выявляемые в ходе проектирования индивидуального маршрута восполнения проблемных зон | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической и творческой деятельности | Работа по опорным таблицам; выборочно-распределительные упражнения, этимологический разбор; сочинения на лингвистическую тему. |
ждения. | | | принципы написания. Роль смыслового анализа слова при различении приставок. Значение иноязычных приставок анти-, диа-, ди-, дис-, контр-, супер-, суб-. Особенности употребления в научном стиле речи с иноязычными приставками. | | | | | |
11. | Контрольная работа (тестирование) | | | Контроль уровня знаний и умений по изученным темам | Урок контроля | Уметь соблюдать орфографические и пунктуационные нормы, опознавать части речи, определять в них морфемы, постоянные и непостоянные признаки, выявлять смысловые отношения между словами в предложениях. | К: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы). Р: формировать ситуацию саморегуляции. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения контрольных заданий. | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической, проектной деятельности | Контрольная работа |
12. | Употребление ь, ъ. | | | Правописание Ь для обозначения мягкости, разделительный Ь, отсутствие Ь в сочетаниях согласных НЧ, НЩ, РЧ,НЧ, ЧК и др. Правописание Ъ после приставок и в заимствованных словах. Сложные случаи употребления Ъ и Ь. | УИНМ | Знать основные правила написания Ь и Ъ. Научиться использовать имеющиеся знания на практике, видеть орфограмму в слове и верно ее обозначать, применять алгоритм для верного написания. | К: формировать навыки речевых действий: использования адекватных языковых средств для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний. Р: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению препятствий. П: объяснять языковые явления и процессы, выявляемые в ходе анализа текста, предложения, слова, словосочетания | Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию | Словарно -орфографические работы, словообразовательный и морфологический разбор, выборочно-распределительные, предупредительные диктанты; анализ текста. |
13-14. | Правописание сложных слов: а) существительных; б) прилагательных; в) правописание слов с пол- и полу-. | | | Правописание сложных существительных (музей-усадьба, юго-восток); прилагательных (ярко-зеленый), имен числительных и слов, имеющих в составе пол (пол-лимона, пол-арбуза, пол-Москвы). Дефисное написание имен существительных, имен прилагательных, имен числительных и слов, имеющих в составе числительные; наречий (точь-в-точь, по-зимнему, мало-помалу), местоимений (кто-то, что-нибудь), частиц (–то, -либо, -нибудь, кое-(кой-), -ка, -де, -с, тка, -тко, -таки ). Дефисные написания в научной и художественной речи (правописание терминов, эпитетов). Раздельное написание имен существительных (юбка мини). Исключения из правил. | Урок-исследование | Знать: основные правила слитного, раздельного, дефисного написания сложных слов. Научиться: использовать имеющиеся знания на практике, видеть орфограмму в слове и верно применять необходимое правило. | К:формировать навыки речевых действий: использования адекватных языковых средств для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний. Р: осознаватьсамого себя как движущую силу своего научения,свою способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению препятствий. П: объяснять языковые явления и процессы, выявляемые в ходе проектирования индивидуального маршрута восполнения проблемных зон. | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной исследовательской деятельности | Работа с алгоритмом, выборочно- распределительные, объяснительные, проверочные диктанты, работа с текстом. |
15. | Контрольная работа ( в формате ОГЭ) | | | Контрольная работа содержит задания, проверяющие владение изученными ранее орфографическими правилами. | Урок контроля | Знать: основные орфографические правила. Научиться: использовать имеющиеся знания на практике, видеть орфограмму в слове и верно применять необходимое правило. | К: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Р: проектировать траектории развития через включение в новые виды самодиагностики. П: объяснять языковые явления, связи, процессы | Формирование устойчивой мотивации к самодиагностике | Комплексная контрольная работа |
16. 17-18. | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Н и НН в различных частях речи: а) в отыменных частях речи: в прилагательных, наречиях, существительных, на стыке морфем. б) в отглагольных частях речи. | | | Коррекция выявленных пробелов в знаниях и умениях обучающихся. Выполнение коррекционных заданий. Анализ трудных случаев написания слов. Суффиксы имен прилагательных -ан-, -ян-,-ин-; -онн-, -енн. Прилагательные, образованные от существительных с основой на -н с помощью суффикса -н- . Причастия и имена прилагательные, образованные от глаголов:1) две буквы -н- в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов:1) с приставкой; 2) причастия с зависимыми словами; 3) причастия и прилагательные с суффиксами -ова-, -ева-, -ирова ;4)причастие, образованное от бесприставочного глагола совершенного вида ( лишённый). Одна -н- в кратких причастиях , две -н- в кратких прилагательных (кроме формы единственного числа мужского рода). Написание одной или двух букв -н- в сложных прилагательных. Наречия, образованные от прилагательных с двумя -н-. Исключения из правил. Именах существительные, образованные от прилагательных, причастий и отглагольных прилагательных. Две -н- во всех словах, образованных от основ на -н, с суффиксом, начинающимся на –н. | Урок коррекции. Урок повторения и систематизации | Знать: алгоритм работы над ошибками Уметь: пользоваться алгоритмом в процессе коррекционной работы Углубить знания по теме, уточнить все исключения по теме; выработать навык правильного написания орфограмм. | К: добывать недостающую информацию с помощью вопросов. Р: формировать ситуацию саморегуляции П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования при работе с алгоритмом К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы со словом, с текстом. | Формирование интереса к аналитической деятельности Формирование навыков применения алгоритма выполнения задачи | Работа над ошибками, выполнение упражнений, анализ трудных случаев написания и типичных ошибок. Индивидуальная и групповая работа. Работа по опорным таблицам; выборочно-распределительные упражнения, этимологический разбор |
19. | Правописание суффиксов существительных, прилагательных, причастий, глаголов, наречий | | | Написание суффиксов в разных частях речи. Суффиксы имён существительных и их написание: -арь-, -тель-, -ник-, -ени- и др. Различение суффиксов -чик- и -щик-, -ек- и -ик. Типичные суффиксы имён прилагательных и их написание: -оват- (-еват-), -чив-, -лив-, -ист-, -оньк- (-еньк-) и др. Различение на письме суффиксов -к- и -ск-. Степени сравнения имён прилагательных и написание суффиксов в этих формах. Типичные суффиксы глаголов. Различение на письме суффиксов -ова-(-ева-) и -ива-(-ыва-). Правописание суффиксов у глаголов прошедшего времени. Суффиксы причастий. Выбор суффикса причастий настоящего временив зависимости от спряжения глагола. | Уроки-практикумы | Расширить представление о суффиксах существительных, углубить знания о суффиксах прилагательных, глаголов, причастий, выработать прочный навык их написания. | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками Р: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения заданий | Формирование навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности | Работа с опорными схемами, с алгоритмом, творческие диктанты, работа с текстом, сочинение по опорным словам. |
20-22. | Трудные случаи правописания окончаний разных частей речи: а) падежных окончаний существительных, прилагательных; б) безударных окончаний глаголов настоящего и будущего времени. | | | Правописание безударных окончаний имен существительных . Правописание безударных окончаний имен прилагательных и причастий. Правописание безударных личных окончаний глагола. Буквы О, Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных и прилагательных. Буква Ы в окончаниях существительных и прилагательных после Ц. Буква И в окончаниях количественных числительных от 11 до 19.Исключения из правил. Система правил, регулирующих правописание окончаний слов разных частей речи. | Урока-погружения. | Знать правила написания окончаний в словах разных частей речи. Уметь применять правила на практике. | К: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с орфоэпическими нормами родного языка. Р: определять уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе решения лингвистической задачи | Формирование навыков работы по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя | Работа с опорными схемами, орфографический разбор, выборочно-распределительные упражнения. |
23-24. | Трудные случаи правописания числительных | | | Мягкий знак в середине и на конце имен числительных Правописание сложных и составных порядковых числительных. Правописание порядковых числительных, оканчивающихся на тысячный, миллионный, миллиардный. Правописание слов двухсполовинный, трехсполовинный, четырехсполовинный.Правописание дробных числительных. Числительные полтора (м. и ср. р.) - полторы (ж. р.) и полтораста. Собирательные числительные, образованные от количественных числительных четыре до десять. Контрольная работа. | Уроки-практикумы. | Знать правила написания имен числительных, уметь применять правила на практике, уметь работать по алгоритму. | К: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы). Р: формировать ситуацию саморегуляции. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения контрольных заданий | Формирование устойчивой мотивации к обучению в группе | Работа с таблицами, диктанты с творческими заданиями, работа с сигнальными карточками. |
25-26. | Правописание наречий: а) слитное написание; б) раздельное написание; в) дефисное написание. | | | Слитное, раздельное и дефисное написание наречий. Трудные случаи написания наречий. | Урокиповторения | Углубить знания по теме, повторить исключения; выработать навык правильного написания наречий. | К:формировать навыки речевых действий: использования адекватных языковых средств для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний. Р: осознаватьсамого себя как движущую силу своего научения,свою способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению препятствий. П: объяснять языковые явления и процессы, выявляемые в ходе проектирования индивидуального маршрута восполнения проблемных зон. | Формирование познавательного интереса к предмету изучения | Составление таблиц, проверочные, предупредительные диктанты, тесты. |
27-28. | Правописание союзов. | | | Правописание союзов Слитное написание союзов зато также тоже , чтобы (чтоб — разг.) притом и причем. Сочетание ни при чем. Раздельное написание союзов то есть , составных союзов для того чтобы, потому что, так как, так что, тогда как, в то время как и др. | Уроки обобщения и систематизации изученного | Углубить знания по теме; научиться различению союзов и сочетаний местоимения или наречия с предлогом или частицей. | К: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и другие формы работы). Р: формировать ситуацию саморегуляции. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения лингвистических заданий | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной деятельности | Составление опорной таблицы, работа с алгоритмами, задания с кратким ответом. |
29-30. 30. | Правописание частиц: а) слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи; б) написание частиц БЫ, ЖЕ, ЛИ, ТО, КАКОЕ и т.д.; в) различение частиц НЕ и НИ. Правописание НИ. Лингвистическое сочинение. | | | Не с разными частями речи. Глаголы с приставкой недо-, имеющие значение неполноты действия ( недосмотреть за ребенком — не досмотреть кинофильм). Правописание частиц БЫ, ЛИ, ЖЕ, ТО и др. Различение частиц НЕ и НИ. Правописание НИ. | Комбинированные уроки, практикум | Углубить знания по теме, обобщить имеющиеся знания, выработать навык различения НЕ – частицы, НЕ – приставки. | К:формировать навыки речевых действий: использования адекватных языковых средств для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний. Р: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению препятствий. П: объяснять языковые явления и процессы, выявляемые в ходе проектирования индивидуального маршрута восполнения проблемных зон. | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической и творческой деятельности | Осложненное списывание, тестирование, творческие диктанты. Лингвистическое сочинение. |
31-32. | Правописание предлогов. | | | Дефисное написание непроизводных парных предлогов-сращений из-за, из-под и просторечные по-за, по-над, по-под, для-ради, за-ради ( из-за леса, из-под земли).Производные предлоги и предложные сочетания. Производные предлоги благодаря, согласно, вопреки, управляющие формой дательного падежа существительного или местоимения. Раздельное написание предлогов в виде, в деле, в меру, в области, в отличие от, в отношении, в продолжение, в связи с, в силу, в смысле, в течение, в целях, за исключением, за счет, по мере, по поводу, по причине. Предлоги в продолжение, в течение, их отличие от сочетаний существительных в предложном падеже, оканчивающихся на и. Употребление производных предлогов. | Уроки повторения, обобщения и систематизации изученного | Углубить знания по теме, уточнить все случаи правописания производимых предлогов. | К: представлять конкретное содержание и сообщать его в устной и письменной форме. Р: определять уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности П: : объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры и конструирования предложения, текста. | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному исследованию и конструированию предложений и текстов | Осложненное списывание, тестирование, творческие диктанты. |
33-34. | Итоговая контрольная работа в формате ОГЭ. | | | Проведение итоговой контрольной работы в формате ОГЭ. | Урок контроля | Знать: основные орфографические правила. Научиться: использовать имеющиеся знания на практике, видеть орфограмму в слове и верно применять необходимое правило. | К: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Р: проектировать траектории развития через включение в новые виды самодиагностики. П: объяснять языковые явления, связи, процессы | Формирование устойчивой мотивации к самодиагностике | Задания в формате ОГЭ |
35. | Лингвистический вечер «Секреты русской орфографии» | | | Повторение правил русской орфографии | Урок-игра | Подвести итоги занятиям, к дальнейшему изучения русского языка. | К: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения лингвистических заданий | Формирование устойчивой мотивации к рефлексии, самоанализу результатов обучения | Занимательные упражнения, творческие задания |
9 класс
№ п/п | Тема | Дата План | Дата Факт | Содержание занятия, основные понятия | Тип урока | Планируемые результаты Предметные УУД Личностные | Виды и формы работы |
1 | Вводное занятие. Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания | | | Некоторые сведения из истории русской пунктуации. Основное назначение пунктуации. Принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный. Структура предложения и пунктуация. Смысл предложения, интонация и пунктуация. Основные функции пунктуационных знаков. Разделительные, выделительные знаки препинания, знаки завершения. | УИНМ | Знать основное назначение пунктуации, основные функции пунктуационных знаков Уметь правильно определять разделительные, выделительные знаки препинания, знаки завершения. | Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов. Регулятивные: применять методы информационного поиска. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи, выявляемые в ходе проектирования структуры и содержания текста-рассуждения. | Формирование «стартовой» мотивации к изучению нового материала | Самостоятельная работа с учебником, комплексный анализ текста, упражнения по аналогии, исследования речевые и пунктуационные практикумы в течение урока, развитие коммуникативных навыков. |
2-4. | Знаки препинания в конце предложения | | | Предложение и его основные признаки; интонация конца предложений. Границы предложения, отражение её на письме. Употребление точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложения. Выбор знака препинания с учётом особенностей предложения по цели высказывания и эмоциональной окрашенности. Употребление многоточия при прерывании речи. Смысловая роль этого знака. Знаки препинания в начале предложения: многоточие, кавычки, тире в диалоге. | Урок повторения и систематизации | Знать основные признаки предложения. Уметь правильно выбирать знаки препинания на границе предложения с учётом его особенностей по цели высказывания и эмоциональной окрашенности; исправлять пунктуационные ошибки. | Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов. Регулятивные: применять методы информационного поиска. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи. | Формирование навыков работы по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя | Самостоятельная работа с учебником, комплексный анализ текста, упражнения по аналогии, исследования речевые и пунктуационные практикумы в течение урока, развитие коммуникативных навыков. |
5. | Контрольная работа ( в формате ОГЭ) | | | Контрольная работа содержит задания, проверяющие владение изученными ранее орфографическими правилами. | Урок контроля. | Знать: основные орфографические правила. Научиться: использовать имеющиеся знания на практике, видеть орфограмму в слове и верно применять необходимое правило. | К: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Р: проектировать траектории развития через включение в новые виды самодиагностики. П: объяснять языковые явления, связи, процессы | Формирование интереса к аналитической деятельности | Выполнение заданий в формате ОГЭ. |
6-16. | Знаки препинания внутри простого предложения | | | 6. Система правил данного раздела пунктуации. Знаки препинания между членами предложения. 7. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении; интонационные особенности этих предложений. 8-9. Знаки препинания между однородными членами предложения. Грамматические и интонационные особенности предложений с однородными членами; интонация перечисления. 10. Однородные и неоднородные определения, их различие на основе семантико-грамматической и интонационной характеристики предложения и его окружения ( контекста). 11-12. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Интонационные особенности предложений с обособленными членами. 13-14. Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с вводными словами. 15. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. Речевые формулы обращений, используемые в письменной речи. 16. Пунктуационное выделение междометий. Контрольное тестирование. | Уроки-практикумы | Знать систему правил постановки знаков препинания внутри простого предложения. Уметь правильно расставлять знаки препинания внутри простого предложения; исправлять пунктуационные ошибки. | К:формировать навыки речевых действий: использования адекватных языковых средств для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний. Р: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению препятствий. П: объяснять языковые явления и процессы, выявляемые в ходе анализа текста, предложения, слова, словосочетания. | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической и творческой деятельности | Самостоятельная работа со справочной литературой, комплексный анализ текста, упражнения по аналогии, задания исследовательского характера. |
17-22. | Знаки препинания между частями сложного предложения | | | 17. Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. 18-22. Виды сложных предложений. Знаки препинания между частями сложных предложений. | Уроки-практикумы. | Знать грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений, виды сложных предложений. Уметь правильно расставлять знаки препинания между частями сложного предложения; исправлять пунктуационные ошибки. | К: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения анализа текста | Формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы | Самостоятельная работа со справочной литературой, комплексный анализ текста, упражнения по аналогии, исследования речевые и пунктуационные практикумы в течение урока, развитие коммуникативных навыков. |
23-25. | Знаки препинания при передаче чужой речи. | | | 23. Прямая и косвенная речь. Оформление на письме прямой речи и диалога. 24. Разные способы оформления на письме цитат. 25. РР.Сочинение в формате ОГЭ (15.2) | Уроки повторения и систематизации изученного | Знать, что такое прямая и косвенная речь. Уметь правильно оформлять на письме прямую речь и диалог, владеть разными способами оформления на письме цитат; исправлять пунктуационные ошибки. | К: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования предложений с прямой речью | Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию | Самостоятельная работа с источниками информации, с художественным текстом, комплексный анализ текста, упражнения по аналогии, исследования, речевые и пунктуационные практикумы в течение урока, развитие коммуникативных навыков. |
26-29. | Знаки препинания в связном тексте | | | 26-27. Связный текст как совокупность предложений, объединённых одной мыслью, общей стилистической направленностью и единым эмоциональным настроем. Поиски оптимального пунктуационного варианта с учётом контекста. 28. РР. Сжатое изложение в формте ОГЭ 29. РР. Сочинение в формате ОГЭ (15.3) | Уроки-практикумы. | Знать, что такое связный текст как совокупность предложений. Уметь правильно оформлять на письме связный текст как совокупность предложений; исправлять пунктуационные ошибки. | К: определять цели и функции участников , способы взаимодействия, планировать общие способы работы Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе проектирования индивидуального маршрута | Формирование познавательного интереса к индивидуальной и коллективной деятельности в ходе выполнения заданий по тексту | Самостоятельная работа со справочной литературой, комплексный анализ текста, упражнения по аналогии, исследования, речевые и пунктуационные практикумы в течение урока, развитие коммуникативных навыков. |
30-34. | Заключение | | | 30. Повторение и систематизация изученного в 8-9 классе. Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания. 31. Контрольная работа в формате ОГЭ. 32. Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания внутри простого предложения. 33. Знаки препинания между частями сложного предложения. Знаки препинания при передаче чужой речи. Знаки препинания в связном тексте. Подготовка к ОГЭ. | Уроки повторения и систематизации изученного. | Знать основные орфографические и пунктуационные нормы русского языка. Научиться соблюдать обязательные правила орфографии и пунктуации в письменной речи для облегчения понимания информации. Научиться опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, расставлять знаки препинания. | Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов. Регулятивные: применять методы информационного поиска. П: объяснять языковые явления и процессы, выявляемые в ходе выполнения учебного задания | Формирование познавательного интереса к индивидуальной и коллективной деятельности в ходе выполнения тестовых заданий | Самостоятельная работа с учебником, комплексный анализ текста, упражнения по аналогии, исследования речевые и пунктуационные практикумы в течение урока, развитие коммуникативных навыков. |
Материально-техническое обеспечение учебного предмета:
Школьный курс по русскому языку в таблицах и схемах (набор таблиц).
CD-ROM Готовимся к ЕГЭ. – М.: Просвещение-МЕДИА, 2005 г.
CD-ROM Справочные материалы по русскому языку. – М.: Новый диск, 2007 г.
Презентации учителя.
Список литературы:
Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 2001 г.
Богданова Г.А. Лингвистический тренажёр. Тестовые задания по русскому языку в 8 классе. – М.: Просвещение, 2009 г.
Валгина В.С. Трудности современной пунктуации. – М : Просвещение, 2011 г.
Влодавская Е.А. Поурочные разработки по русскому языку. 8 класс. – Волгоград: Учитель, 2007 г.
Макарова Б.А. Абсолютная пунктуационная грамотность. – М.: Астрель, 2012 г.
Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений «Русский язык» – М.: Просвещение, 2012 г.
Ткаченко Н. Русский язык. Диктанты 7 класс. – М.: Айрис-пресс, 2012 г.
Францман Е.К. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы. М.: Просвещение. 2012 г.
Штоль А.А. Русский язык в таблицах для школьников и абитуриентов. – М.: Тригон, 2012 г.
Энциклопедия для детей, том 10: Языкознание. Русский язык. – М.: Аванта+, 1998 г.
Русский язык. Подготовка к ОГЭ. 9 класс. Под редакцией Н.А. Сениной. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2016 год.
Г. Т. Егораева. Русский язык. ГИА – 2016. 9 класс. Москва, «Экзамен», 2016 год.
Н.А. Сенина, С.В. Гармаш. Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2016 год
Цыбулько И.П. Государственная итоговая аттестация – 2017. Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации. Федеральный институт педагогических измерений. Издательство АСТ, Астрель 2017г.
Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/
Литература для обучающихся:
1. Скворцов Л. И. Культура русской речи: Словарь-справочник. — М., 2010.
2. Скворцов Л. И. Правильно ли мы говорим по-русски?— М., 2009.
3. Горбачевич К.С. Нормы современного русского языка.— М„ 2012.
4. Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка. — М.
5. Шапиро А.Б. Современный русский язык: Пунктуация.— М., 2011г.
6. Шапиро А.Б. Русское правописание. — М., 2000.
7. Шварцкопф Б.С. Современная русская пунктуация. —М„ 2008.
8. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е.Орфографический словарь для учащихся
общеобразовательных школ, гимназий.— 43-е изд.— М., 2001.
9. Одинцов В.В., Иванов В.В., Смолицкая Г.П. и др. Школьный словарь
иностранных слов / Под ред. IIИ. Иванова.—4-е изд. — М., 2010