СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочий лист для ученика по теме "Изменение звуков в потоке речи. Позиционные чередования гласных и согласных".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: ознакомление с позиционными чередованиями гласных и согласных звуков и осмысление их учащимися.

Просмотр содержимого документа
«Рабочий лист для ученика по теме "Изменение звуков в потоке речи. Позиционные чередования гласных и согласных".»

Рабочий лист для учени(ка/цы)__________________________________________________Ф.И.

Изменение звуков в потоке речи. Позиционные чередования гласных и согласных.

  1. Самостоятельная работа:

1 . Вставьте пропущенные буквы


2. тестовые задания

1. В каком ряду расположены только звонкие согласные звуки?

А. (з), (р), (м), (й).

Б (ж) ,(т), (о), (ф).

В (т), (с), (ч) , (щ)

2.Вставьте пропущенные буквы в словах.

Сер..це, чудес..ный , голс.ка, ре..кий , фу..бол, учитель стро..,

шокола..ка, ужас..ный ,ненас..ный , со..нце,во..зал, рю..за..

Подчеркните слова с непроизносимой согласной.

Составьте из данных предложений связный текст (расставить буквы в нужном порядке)

А. В ненастный осенний день упало с нее яблоко .

Б. Росла в местном саду гигантская яблоня.

В. Птицы склевали это яблоко, и только одно чудесное зернышко спряталось

Г. А через пять лет выросли на новой яблоньке вкусные яблоко.

Д. Весной из зернышка выросло маленькое дерево.

  1. Объявление новой темы Прочитайте.

Удивительно, но в повседневной жизни мы регулярно сталкиваемся с разными языковыми процессами. Рассмотрим такое явление, как позиционное чередование звуков (гласных и согласных). Отметим сразу, что речь пойдет о фонетическом процессе, а не о правописании. В потоке речи звуки, которые мы произносим, претерпевают различные изменения. Например: дуб и дело – звуки [д] и [д']. Почему это происходит? Как вы думаете?

Дело в том, что звуки одной и той же морфемы (части слова) попадают в разные позиции: сильную или слабую

Запишите тему урока: Позиционные чередования гласных и согласных. Изменение звуков в потоке речи.

И сегодня мы с вами ознакомимся с позиционными изменениями гласных и согласных звуков (оглушением, озвончением, слиянием, выпадением, смягчением);

Позиционное чередование – замена одного звука другим при изменении его позиции в слове. Запись в тетради.

Сильная позиция – это такая позиция, при которой звук отчетливо произносится в слове, а на письме передается соответствующим знаком (буквой).

Слабой позицией – называется такая позиция, в которой звук слышен нечетко, не произносится совсем или произносится с изменениями. В этом случае написание слова отличается от его произношения. (Запись в тетрадях)

Давайте посмотрим на транскрипцию таких слов:

[маро́с] и [зной]

Теперь запишем эти слова с соблюдением правил орфографии:

мороз, зной

Обратите внимание, написание первого слова значительно отличается от его звучания, а второе слово пишется так же, как слышится. Это значит, что в слове «мороз» первый гласный и последний согласный звуки оказались в слабой позиции.

  1. Работа с таблицей Позиционные чередования:

сильная позиция

Слабая позиция

Согласные

всегда в сильной позиции согласный [й].


– на конце слова: ты[л] и тю[л'];

– перед мягкими согласными: например, в слове пи[с'м']енный;

– перед гласными: [д]уб и [д']ело;

– перед [ш'], [ч']: например, в слове бараба[н'ш']ик.

– перед твёрдыми согласными: ба[н]ка и ба[н']ка.


Звуки [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], [й] не имеют глухой пары, поэтому для них нет слабых позиций.


– перед гласными: воло[с]ы или [з]убы;

– в конце слова: парово[с];

– перед согласными [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], [й], [в] и [в'] : например, в словах [з]лой и [с]лой, [з]венеть.

– перед глухими и звонкими согласными (кроме [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], [й], [в] и [в']): пово[с]ка.

Гласные

Под ударением

Безударная

Теперь рассмотрим позиционные чередования гласных звуков.

Сильной позицией для гласного всегда является ударное положение, а слабой, соответственно, безударное: в[а]р[о́]та

Зачастую подобное чередование характерно только для гласных о и е.

Сравним: м[о́]крый – м[а]кро́та и м[у́]дрый – м[у]дре́ц

Существуют особенности и в произнесений звуков, которые на письме обозначаются буквами Е, Ё, Ю, Я.

Для чего нужно знать случаи позиционного (фонетического) чередования звуков? Необходимо это знать для развития орфографической зоркости. Если не знать этих процессов и не узнавать их в словах, то можно допустить ошибку в применении той или иной орфограммы или при морфологическом разборе слова.Одним из самых наглядных доказательств этого утверждения является правило: Чтобы не ошибиться в написании согласной в корне слова, нужно подобрать родственное или изменить данное слово так, чтобы после проверяемой согласной стояла гласная. Например, ду[п] – ду[б]ы.

Самостоятельная работа:

Позиционное чередование гласных и согласных.

Алгоритм выполнения задания:

-подберите проверочное слово;

- вставьте пропущенную букву;

-обозначьте орфограмму

сне…-_______________________

эпигра…-___________________

ду…-_______________________

шка..чик-___________________

ни..кий-_____________________

ло..кий-_____________________

ре..ьба-_____________________

тр…ва-______________________

в…лна-_____________________

б..лезнь-_____________________

Запишите слова правильно.

(до)свидания-____________________

здра…ствуйте-____________________

п..жалу..ста-______________________

изв..ните-________________________

п.в.ствовательное-_________________

в..скл..цательное-__________________

брош..ра-_________________________

параш..т-_________________________

ж..ри-____________________________

спор..смен-_______________________

фу..бол-__________________________

хо..ей -___________________________

сп..сибо-__________________________

Работа в парах: Работа с текстом Миниатюра В. А. Сухомлинского «Старый Пёс», прочитайте текст.

(1)Был у человека верный друг – Пёс. (2)Много лет сторожил он хозяйство человека. (3)Шли годы, и Пёс постарел, стал плохо видеть. (4)Однажды в ясный летний день он не узнал своего хозяина. (5)Когда хозяин возвратился с поля, он выбежал из своей будки, залаял, как на чужого. (6)Хозяин удивился и спросил: «Значит, ты уже не узнаёшь меня?»

(7)Пёс виновато вилял хвостом. (8)Он ткнулся в ногу хозяина, нежно заскулил. (9)Ему хотелось сказать: «Прости меня, я сам не знаю, как это получилось, что не узнал тебя!»

(11)Через несколько дней Человек принёс откуда-то маленького Щенка. (12)Он построил рядом с будкой старого Пса ещё одну маленькую и сказал Щенку:(13)Живи здесь.

Старый Пёс спросил у Человека:

(14)Зачем тебе ещё один пёс?

Задания по тексту.

1. Из предложения 1 найдите слово с позиционным чередованием согласных звуков. Запишите это слово. _______________________________

2. Из предложения 9 найдите 1 слово с позиционным чередованием гласных звуков. Запишите это слово. Подберите и запишите проверочное слово.

_________________________________________________________________

3. Среди предложений 1-3 найдите сложное предложение.

Напишите номер этого предложения ______________,

укажите количество грамматических основ ________

4. Из предложения 8 выпишите грамматическую основу.

_________________________________________________________________

5. Составьте схему предложения 9 (прямая речь) _______________________

6. Определи тип текста: а) повествование б) описание

  1. Итоги урока Закончи предложение:

Чередование – это…замена одного звука другим.

Позиционное чередование – это…чередование, зависящее от позиции звука в слове.

Позиционное чередование звуков на письме…. не отражается

Для звуков характерны позиции…сильные и слабые

В сильной позиции звук произносится … отчетливо и передается на письме соответствующей (своей) буквой.

Для гласных сильным является положение … под ударением.

Для мягких и твердых согласных сильная позиция – положение на конце слова, перед гласным или перед твердым согласным.

Для глухих звонких согласных сильными выступают позиции … также перед гласной и перед согласными [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’] [л], [л’], [в], [в'] и [й].

В слабых позициях в потоке речи звуки … изменяются, чередуются




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!