СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочий лист к уроку литературы по рассказу Л.С. Петрушевской "Новые робинзоны"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал предлагается для глубокого анализа творчества современного автора Л.С.Петрушевской.

Просмотр содержимого документа
«Рабочий лист к уроку литературы по рассказу Л.С. Петрушевской "Новые робинзоны"»

РАБОЧИЙ ЛИСТ

Фамилия, имя_________________________________________________Класс__11_____



ЛЮДМИЛА СТЕФАНОВНА ПЕТРУШЕВСКАЯ

РАССКАЗ «НОВЫЕ РОБИНЗОНЫ»


I. Какие ассоциации вызывает у вас имя Робинзон?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Кого мы называем

робинзоном____________________________

робинзонами____________________________

новыми робинзонами_______________________


II. Анализ рассказа

  1. Прием «Чтение с остановками»

Сюжет-бегство от цивилизации

Фрагменты текста

Комментарий


Куда бежать?

Мои папа с мамой решили быть самыми хитрыми и в начале всех дел удалились со мной и с грузом набранных продуктов в деревню, глухую и заброшенную. Дом был куплен как бы на развал, мы жили и пользовались им, ничего не поправляя, отправились в деревню с грузом продуктов, как Робинзоны, со всяким садовым инвентарем, а также с ружьем и собакой…


Зачем бежать?

И отец начал лихорадочные действия. Вскопали огород, посадили картофеля три мешка, вскопали под яблонями, отец сходил и нарубил в лесу торфа. …отец активно шуровал по соседним заколоченным домам, заготавливал что под руку попадется…


К кому бежать?

Во всей деревне было три старухи, Анисья, совсем одичавшая Марфутка и рыжая Таня, к которой на своем транспорте наезжали дети, что–то привозили, что–то увозили…


От чего бежать?

Он был счастлив своей новой судьбой и не вспоминал о городе, в котором оставил много врагов, в том числе и своих родителей, моих бабушку и дедушку, которых, я видала только в глубоком детстве, а дальше все утонуло в скандалах из–за моей мамы и дедовской их квартиры, провались она пропадом, с генеральскими потолками, сортиром и кухней. Нам в ней не привелось жить, а теперь, наверное, мои бабушка и дедушка были уже трупами. Мы никому ничего не сказали, когда убирались из города, хотя отец готовился к отъезду долго…


С кем бежать?

…чужой трехлетний ребенок, совершенно уже без памяти, был привезен мамой к нам в дом в старой детской коляске. Однажды ночью мы услышали под дверью писк как бы котенка и обнаружили младенца, завернутого в старую, замасленную телогрейку…


Куда бежать?

Самое основное теперь у нас было, но мой неугомонный хромой отец начал уходить каждый день все в лес и в лес. Похоже было, что отец готовит еще одно логово, только в лесу...


От чего бежать?

Всем было ясно, что надо бросать дом, огород, налаженное хозяйство, иначе скоро нас накроют. Бросать огород значило умирать голодной смертью. Ночью мы тронулись с первой партией вещей. К рассвету мы пришли в свой новый дом. На пятый день нашего переселения к нам пришла бабка Анисья. Она пришла пустая, без ничего, только с кошкой на плече. Теперь наш дом занят какой–то хозкомандой, у огорода стоит часовой…


Финал бегства

Отец однажды включил приемник и долго шарил в эфире. Эфир молчал. То ли сели батареи, то ли мы действительно остались одни на свете. У отца блестели глаза: ему опять удалось бежать! В случае, если мы не одни, к нам придут. Это ясно всем.  Мы живем, ждем, и там, мы знаем, кто–то живет и ждет, пока мы взрастим наши зерна и вырастет хлеб, и картофель, и новые козлята, – вот тогда они и придут. Но нам до этого еще жить да жить. И потом, мы ведь тоже не дремлем. Мы с отцом осваиваем новое убежище. 




2. Почему у героев-робинзонов нет имен?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3 Почему в рассказе нет пейзажа и портрета? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. К какому выводу приводит своего читателя Л.С.Петрушевская?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Прочитайте цитаты известных людей. Чья точка зрения вам ближе?

«...Нет конца жизни, конца разуму и совершенствованию человечества. Прогресс его вечен».

Константин Циолковский

«Наша цивилизация несется к гибели. Отойдите в сторону, чтобы вас не задело колесом».


Рэй Брэдбери

«Мы узнаем плоды цивилизации: дома, машины, общий пейзаж, но нам самим среди всего этого нет места».


Айзек Марион

6.А каким видите будущее цивилизации ВЫ? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Кива Светлана Николаевна, ОГАОУ ОК «Алгоритм Успеха»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!