Просмотр содержимого документа
«Рабочий лист к уроку литературы по рассказу Л.С. Петрушевской "Новые робинзоны"»
РАБОЧИЙ ЛИСТ
Фамилия, имя_________________________________________________Класс__11_____
ЛЮДМИЛА СТЕФАНОВНА ПЕТРУШЕВСКАЯ
РАССКАЗ «НОВЫЕ РОБИНЗОНЫ»
I. Какие ассоциации вызывает у вас имя Робинзон?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Кого мы называем
робинзоном____________________________
робинзонами____________________________
новыми робинзонами_______________________
II. Анализ рассказа
Прием «Чтение с остановками»
Сюжет-бегство от цивилизации | Фрагменты текста | Комментарий |
Куда бежать? | Мои папа с мамой решили быть самыми хитрыми и в начале всех дел удалились со мной и с грузом набранных продуктов в деревню, глухую и заброшенную. Дом был куплен как бы на развал, мы жили и пользовались им, ничего не поправляя, отправились в деревню с грузом продуктов, как Робинзоны, со всяким садовым инвентарем, а также с ружьем и собакой… | |
Зачем бежать? | И отец начал лихорадочные действия. Вскопали огород, посадили картофеля три мешка, вскопали под яблонями, отец сходил и нарубил в лесу торфа. …отец активно шуровал по соседним заколоченным домам, заготавливал что под руку попадется… | |
К кому бежать? | Во всей деревне было три старухи, Анисья, совсем одичавшая Марфутка и рыжая Таня, к которой на своем транспорте наезжали дети, что–то привозили, что–то увозили… | |
От чего бежать? | Он был счастлив своей новой судьбой и не вспоминал о городе, в котором оставил много врагов, в том числе и своих родителей, моих бабушку и дедушку, которых, я видала только в глубоком детстве, а дальше все утонуло в скандалах из–за моей мамы и дедовской их квартиры, провались она пропадом, с генеральскими потолками, сортиром и кухней. Нам в ней не привелось жить, а теперь, наверное, мои бабушка и дедушка были уже трупами. Мы никому ничего не сказали, когда убирались из города, хотя отец готовился к отъезду долго… | |
С кем бежать? | …чужой трехлетний ребенок, совершенно уже без памяти, был привезен мамой к нам в дом в старой детской коляске. Однажды ночью мы услышали под дверью писк как бы котенка и обнаружили младенца, завернутого в старую, замасленную телогрейку… | |
Куда бежать? | Самое основное теперь у нас было, но мой неугомонный хромой отец начал уходить каждый день все в лес и в лес. Похоже было, что отец готовит еще одно логово, только в лесу... | |
От чего бежать? | Всем было ясно, что надо бросать дом, огород, налаженное хозяйство, иначе скоро нас накроют. Бросать огород значило умирать голодной смертью. Ночью мы тронулись с первой партией вещей. К рассвету мы пришли в свой новый дом. На пятый день нашего переселения к нам пришла бабка Анисья. Она пришла пустая, без ничего, только с кошкой на плече. Теперь наш дом занят какой–то хозкомандой, у огорода стоит часовой… | |
Финал бегства | Отец однажды включил приемник и долго шарил в эфире. Эфир молчал. То ли сели батареи, то ли мы действительно остались одни на свете. У отца блестели глаза: ему опять удалось бежать! В случае, если мы не одни, к нам придут. Это ясно всем. Мы живем, ждем, и там, мы знаем, кто–то живет и ждет, пока мы взрастим наши зерна и вырастет хлеб, и картофель, и новые козлята, – вот тогда они и придут. Но нам до этого еще жить да жить. И потом, мы ведь тоже не дремлем. Мы с отцом осваиваем новое убежище. | |
2. Почему у героев-робинзонов нет имен?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3 Почему в рассказе нет пейзажа и портрета? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. К какому выводу приводит своего читателя Л.С.Петрушевская?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Прочитайте цитаты известных людей. Чья точка зрения вам ближе?
«...Нет конца жизни, конца разуму и совершенствованию человечества. Прогресс его вечен». | Константин Циолковский |
«Наша цивилизация несется к гибели. Отойдите в сторону, чтобы вас не задело колесом». | Рэй Брэдбери |
«Мы узнаем плоды цивилизации: дома, машины, общий пейзаж, но нам самим среди всего этого нет места». | Айзек Марион |
6.А каким видите будущее цивилизации ВЫ? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Кива Светлана Николаевна, ОГАОУ ОК «Алгоритм Успеха»