СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа-исследование по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка предназначена для анализа отдельных глав романа и для обобщения изученного.

Просмотр содержимого документа
«Работа-исследование по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».»

Составитель: Новикова Марина Геннадьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя школа №3» г. Гагарина Смоленской области.

Материалы могут быть использованы как на уроках анализа отдельных глав романа, так и на уроке-обобщении изученного произведения. Разработка предназначена для индивидуальной и групповой работы учащихся, для самостоятельного исследования и фронтального опроса класса.

Работа-исследование по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». 9 класс.

В оценке Печорина исходите из его признания, сделанного в ночь перед дуэлью с Грушницким: «Пробегаю в памяти всё моё прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… Но я не угадал своего назначения…»

Докажите, что композиция и сюжет романа подчинены задаче постепенного раскрытия и углубления образа главного героя. С этой целью проведите наблюдения и сделайте выводы, в чём необычность композиции романа

- Перечислите события, людей, с которыми встречается главный герой.

- Случайно ли выбрано место действия романа? В какой обстановке происходят события?

- Кто рассказывает о жизни Печорина в каждой главе романа?

- В какой последовательности описываются события? Расположите их в хронологической последовательности.

Глава «Бэла»

1.Приведите примеры реалистического изображения природы и быта горцев.

2.Заполните таблицу «Образы горцев»

Герой

Ключевые слова (портрет, поступки)

Характер

Казбич



Азамат



Бэла





3. Почему рассказ об истории любви Печорина к Бэле автор вложил в уста Максима Максимыча? Каков Печорин в представлении Максима Максимыча (цитатный план)? Вывод сформулируйте в виде синквейна.

Глава «Максим Максимыч»

1.Кто описывает портрет Печорина? Почему Лермонтов не мог доверить портретную характеристику главного героя Максиму Максимычу?

2.Заполните таблицы и сделайте вывод о роли портрета Печорина в раскрытии его характера?

Портретные детали

Психологические комментарии автора






Вывод: портрет Печорина построен по принципу…

Вывод: пояснения автора вводят читателя…



Изобразительно-выразительные средства

Цитаты

Роль выразительных средств

Дают зрительное представление о герое

Выражают отношение к герою

Метафоры




Эпитеты




Сравнения






3.Почему сцена встречи Максима Максимыча с Печориным заставляет нас сочувствовать обоим героям?

Составьте синквейн по образу Печорина в данной главе.

Глава «Тамань»

1.Понаблюдайте, как в главе «Тамань» романтическая приподнятость повествования гармонически сочетается с реалистической обрисовкой характеров и быта вольных контрабандистов?


Романтическая приподнятость повествования

Реалистическая обрисовка характеров и быта

Особенности быта



Картины природы



Слепой мальчик



Янко



Девушка





2.На какую особенность характера Печорина указывают его слова: «Что сталось с старухой и с бедным слепым – не знаю. Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих…»? В качестве вывода составьте синквейн.

Глава «Княжна Мери»

1.Составьте небольшую литературную композицию на тему «Я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы» (Печорин) Отрывки из текста расположите или по принципу последовательности в тексте или по принципу чередования частей, раскрывающих отношения Печорина с Мери и Грушницким.

2. Допишите начатые рассуждения

- «Водяное общество» - та социальная среда, к которой принадлежал герой. Чем же заняты люди, собравшиеся у минеральных источников? ...

- Внешне эти люди выглядят прилично. Но под маской порядочности кипит зависть, бушуют мелкие страсти, зреют низкие интриги…

Печорин скучает в обществе людей, лишённых … Естественно, что у Печорина больше врагов, чем приятелей.

- Из пёстрой толпы «водяного общества» Печорин выделяет доктора Вернера. Что же сближает этих людей? …

Доктор Вернер, поставленный рядом с Печориным, нужен автору для того, чтобы показать…

- Чтобы ярче показать благородные чувства Чацкого, Грибоедов поставил рядом с ним подхалима Молчалина. Лермонтов страдающему Печорину противопоставил Грушницкого, который носит маску разочарованности. Занятый только собой, он заботится о том, …

В обществе Мери он разыгрывает роль … А вот как выглядит этот «романтический» герой во время прогулки с княжной …

Пустота внутреннего мира Грушницкого не только наложила отпечаток на его внешность, но и отразилась в речи и поступках…

Во внешнем облике Грушницкого, его речи, поступках раскрывается ничтожность его натуры, самовлюблённость и эгоизм.

- Почему Печорин жестоко поступил с Мери? На первый взгляд это кажется странным.

Мери обаятельна …

Но в её чувствах и поступках проявляются родовые признаки воспитавшей её аристократической среды…

В истории с Мери, как и в других драматических эпизодах, Печорин выступает одновременно и жестоким мучителем, и глубоко страдающим человеком…

3. Напишите миниатюру на одну из тем:

- «Если бы Печорин остался с Мери или Верой…»

- «Печорин мог избежать дуэли с Грушницким, если бы...»

4.Проанализируйте рассуждения Печорина о своём понимании жизни.


Цитаты

Выводы

Найдите слова Печорина, определяющие его теорию счастья.



Можно ли согласиться с Печориным, что в нём таились силы необъятные?



Чем дорожит Печорин больше всего на свете?



Каким жизненным принципом определяется его взгляд на дружбу и любовь?



Какова цель жизни Печорина?



Как Печорин своей жизнью опровергает собственный тезис: счастье – это «насыщенная гордость»?




5. В качестве вывода составьте синквейн по образу Печорина в данной главе.

Глава «Фаталист»

Дайте развёрнутый ответ на вопрос, в чём идейный смысл главы «Фаталист»?

В качестве вывода составьте синквейн по образу Печорина в данной главе.



Сравните синквейны к каждой главе. Сделайте вывод о том, как постепенно раскрывается характер главного героя.

Почему роман называется «Герой нашего времени»? На какой главный вопрос отвечает Лермонтов своим произведением (идейная направленность произведения)?



Пользуясь собранными материалами, напишите сочинение «Образ Печорина в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!