Составитель: Новикова Марина Геннадьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя школа №3» г. Гагарина Смоленской области.
Материалы могут быть использованы как на уроках анализа отдельных глав романа, так и на уроке-обобщении изученного произведения. Разработка предназначена для индивидуальной и групповой работы учащихся, для самостоятельного исследования и фронтального опроса класса.
Работа-исследование по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». 9 класс.
В оценке Печорина исходите из его признания, сделанного в ночь перед дуэлью с Грушницким: «Пробегаю в памяти всё моё прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… Но я не угадал своего назначения…»
Докажите, что композиция и сюжет романа подчинены задаче постепенного раскрытия и углубления образа главного героя. С этой целью проведите наблюдения и сделайте выводы, в чём необычность композиции романа
- Перечислите события, людей, с которыми встречается главный герой.
- Случайно ли выбрано место действия романа? В какой обстановке происходят события?
- Кто рассказывает о жизни Печорина в каждой главе романа?
- В какой последовательности описываются события? Расположите их в хронологической последовательности.
Глава «Бэла»
1.Приведите примеры реалистического изображения природы и быта горцев.
2.Заполните таблицу «Образы горцев»
Герой | Ключевые слова (портрет, поступки) | Характер |
Казбич | | |
Азамат | | |
Бэла | | |
3. Почему рассказ об истории любви Печорина к Бэле автор вложил в уста Максима Максимыча? Каков Печорин в представлении Максима Максимыча (цитатный план)? Вывод сформулируйте в виде синквейна.
Глава «Максим Максимыч»
1.Кто описывает портрет Печорина? Почему Лермонтов не мог доверить портретную характеристику главного героя Максиму Максимычу?
2.Заполните таблицы и сделайте вывод о роли портрета Печорина в раскрытии его характера?
Портретные детали | Психологические комментарии автора |
| |
Вывод: портрет Печорина построен по принципу… | Вывод: пояснения автора вводят читателя… |
Изобразительно-выразительные средства | Цитаты | Роль выразительных средств |
Дают зрительное представление о герое | Выражают отношение к герою |
Метафоры | | | |
Эпитеты | | | |
Сравнения | | | |
3.Почему сцена встречи Максима Максимыча с Печориным заставляет нас сочувствовать обоим героям?
Составьте синквейн по образу Печорина в данной главе.
Глава «Тамань»
1.Понаблюдайте, как в главе «Тамань» романтическая приподнятость повествования гармонически сочетается с реалистической обрисовкой характеров и быта вольных контрабандистов?
| Романтическая приподнятость повествования | Реалистическая обрисовка характеров и быта |
Особенности быта | | |
Картины природы | | |
Слепой мальчик | | |
Янко | | |
Девушка | | |
2.На какую особенность характера Печорина указывают его слова: «Что сталось с старухой и с бедным слепым – не знаю. Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих…»? В качестве вывода составьте синквейн.
Глава «Княжна Мери»
1.Составьте небольшую литературную композицию на тему «Я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы» (Печорин) Отрывки из текста расположите или по принципу последовательности в тексте или по принципу чередования частей, раскрывающих отношения Печорина с Мери и Грушницким.
2. Допишите начатые рассуждения
- «Водяное общество» - та социальная среда, к которой принадлежал герой. Чем же заняты люди, собравшиеся у минеральных источников? ...
- Внешне эти люди выглядят прилично. Но под маской порядочности кипит зависть, бушуют мелкие страсти, зреют низкие интриги…
Печорин скучает в обществе людей, лишённых … Естественно, что у Печорина больше врагов, чем приятелей.
- Из пёстрой толпы «водяного общества» Печорин выделяет доктора Вернера. Что же сближает этих людей? …
Доктор Вернер, поставленный рядом с Печориным, нужен автору для того, чтобы показать…
- Чтобы ярче показать благородные чувства Чацкого, Грибоедов поставил рядом с ним подхалима Молчалина. Лермонтов страдающему Печорину противопоставил Грушницкого, который носит маску разочарованности. Занятый только собой, он заботится о том, …
В обществе Мери он разыгрывает роль … А вот как выглядит этот «романтический» герой во время прогулки с княжной …
Пустота внутреннего мира Грушницкого не только наложила отпечаток на его внешность, но и отразилась в речи и поступках…
Во внешнем облике Грушницкого, его речи, поступках раскрывается ничтожность его натуры, самовлюблённость и эгоизм.
- Почему Печорин жестоко поступил с Мери? На первый взгляд это кажется странным.
Мери обаятельна …
Но в её чувствах и поступках проявляются родовые признаки воспитавшей её аристократической среды…
В истории с Мери, как и в других драматических эпизодах, Печорин выступает одновременно и жестоким мучителем, и глубоко страдающим человеком…
3. Напишите миниатюру на одну из тем:
- «Если бы Печорин остался с Мери или Верой…»
- «Печорин мог избежать дуэли с Грушницким, если бы...»
4.Проанализируйте рассуждения Печорина о своём понимании жизни.
| Цитаты | Выводы |
Найдите слова Печорина, определяющие его теорию счастья. | | |
Можно ли согласиться с Печориным, что в нём таились силы необъятные? | | |
Чем дорожит Печорин больше всего на свете? | | |
Каким жизненным принципом определяется его взгляд на дружбу и любовь? | | |
Какова цель жизни Печорина? | | |
Как Печорин своей жизнью опровергает собственный тезис: счастье – это «насыщенная гордость»? | | |
5. В качестве вывода составьте синквейн по образу Печорина в данной главе.
Глава «Фаталист»
Дайте развёрнутый ответ на вопрос, в чём идейный смысл главы «Фаталист»?
В качестве вывода составьте синквейн по образу Печорина в данной главе.
Сравните синквейны к каждой главе. Сделайте вывод о том, как постепенно раскрывается характер главного героя.
Почему роман называется «Герой нашего времени»? На какой главный вопрос отвечает Лермонтов своим произведением (идейная направленность произведения)?
Пользуясь собранными материалами, напишите сочинение «Образ Печорина в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».