Урок литературы в 10-м классе по рассказу И.А.Бунина «КРАСАВИЦА»
(28 сентября 1940 г.)
Цели урока:
1.Развивать собственное, личностное восприятие художественного текста.
2. Совершенствовать умение выдвигать и обосновывать собственную точку зрения.
3. Развивать умение резюмировать на основе конкретного литературного материала.
Ход урока.
1.Стадия вызова. Прогнозирование по названию: о чем будет рассказ? Почему вы так думаете?
2.Стадия содержания. Чтение с остановками с одновременным составлением сводной таблицы «Чиновник и красавица».
Чтение рассказа:
Чиновник казенной палаты, вдовец, пожилой, женился на молоденькой, на красавице, дочери воинского начальника. Он был молчалив и скромен, а она знала себе цену.
- Как ведет себя женщина, знающая себе цену?
Он был худой, высокий, чахоточного сложения носил очки цвета йода, говорил несколько сипло и, если хотел сказать что-нибудь погромче, срывался в фистулу. А она была невелика, отлично и крепко сложена, всегда хорошо одета, очень внимательна и хозяйственна по дому, взгляд имела зоркий.
- Каким вы представляете себе «зоркий взгляд» красавицы? О чем говорят «очки цвета йода»? Каким был взгляд у чиновника?
Он казался столь же неинтересен во всех отношениях, как множество губернских чиновников, но и первым браком был женат на красавице -- все только руками разводили: за что и почему шли за него такие?
- Как, по-вашему, дальше сложатся отношения в семье?
И вот вторая красавица спокойно возненавидела его семилетнего мальчика от первой, сделала вид, что совершенно не замечает его.
- За что возненавидела мачеха пасынка? Как будет действовать отец в сложившейся ситуации?
Тогда и отец, от страха перед ней, тоже притворился, будто у него нет и никогда не было сына. И мальчик, от природы живой, ласковый, стал в их присутствии бояться слово сказать, а там и совсем затаился, сделался как бы несуществующим в доме.
- Как может проявить себя ненависть мачехи?
Тотчас после свадьбы его перевели спать из отцовской спальни на диванчик в гостиную, небольшую комнату возле столовой, убранную синей бархатной мебелью. Но сон у него был беспокойный, он каждую ночь сбивал простыню и одеяло на пол. И вскоре красавица сказала горничной:
-- Это безобразие, он весь бархат на диване изотрет. Стелите ему, Настя, на полу, на том тюфячке, который я велела вам спрятать в большой сундук покойной барыни в коридоре.
- Что будет с мальчиком дальше?
И мальчик, в своем круглом одиночестве на всем свете, зажил совершенно самостоятельной, совершенно обособленной от всего дома жизнью, -- неслышной, незаметной, одинаковой изо дня в день: смиренно сидит себе в уголке гостиной, рисует на грифельной доске домики или шепотом читает по складам все одну и ту же книжечку с картинками, купленную еще при покойной маме, смотрит в окна... Спит он на полу между диваном и кадкой с пальмой. Он сам стелет себе постельку вечером и сам прилежно убирает, свертывает ее утром и уносит в коридор в мамин сундук. Там спрятано и все остальное добришко его.
Хочется повторить вопрос:
- Что будет с мальчиком дальше?
3.Стадия рефлексии. Какие вопросы у вас остались после прочтения рассказа?
Дети могут предложить следующие вопросы:
- Почему рассказ назван «Красавица»?
- Почему отец предал сына, чтобы угодить жене – красавице?
- Как сложится судьба мальчика?
- Какие нравственные проблемы поднимает рассказ?
Развернутый вопрос на один из этих вопросов и будет домашним заданием.
Приложение 1.Сводная таблица «Чиновник и красавица».
Чиновник | Линии сравнения | Красавица |
1)Пожилой вдовец | 1)Возраст | 1)Молоденькая красавица |
2)Молчалив и скромен | 2)Характер | 2)Она знала себе цену |
3)Худой, высокий, чахоточного сложения | 3)Внешность | 3)Невелика, отлично сложена, хорошо одета |
4)Носил очки цвета йода | 4)Взгляд | 4)Взгляд имела зоркий |
5)- | 5)Отношение к дому | 5)Очень внимательна и хозяйственна по дому |
6)Неинтересен во всех отношениях, но второй раз женат на красавице | 6)Вывод | 6)Счастлива ли красавица? |
7)Из страха перед женой притворился, что у него нет сына | 7)Отношение к сыну (пасынку) 7-ми лет | 7)Спокойно возненавидела: сделала вид, что не замечает его; перевела спать на диванчик; чтобы не истерся бархат на диване, приказала стелить на полу на тюфячке |