СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рассказ И.А.Бунина "Красавица" в ТРКМЧП

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ короткого, но интересного рассказа с высокой степенью воздействия на датей

Просмотр содержимого документа
«Рассказ И.А.Бунина "Красавица" в ТРКМЧП»

Урок литературы в 10-м классе по рассказу И.А.Бунина «КРАСАВИЦА»

(28 сентября 1940 г.)

Цели урока:

1.Развивать собственное, личностное восприятие художественного текста.

2. Совершенствовать умение выдвигать и обосновывать собственную точку зрения.

3. Развивать умение резюмировать на основе конкретного литературного материала.

Ход урока.

1.Стадия вызова. Прогнозирование по названию: о чем будет рассказ? Почему вы так думаете?

2.Стадия содержания. Чтение с остановками с одновременным составлением сводной таблицы «Чиновник и красавица».

Чтение рассказа:

   Чиновник казенной палаты, вдовец, пожилой, женился на молоденькой, на красавице, дочери воинского начальника. Он был молчалив и скромен, а она знала себе цену.

- Как ведет себя женщина, знающая себе цену?

Он был худой, высокий, чахоточного сложения носил очки цвета йода, говорил несколько сипло и, если хотел сказать что-нибудь погромче, срывался в фистулу. А она была невелика, отлично и крепко сложена, всегда хорошо одета, очень внимательна и хозяйственна по дому, взгляд имела зоркий.

- Каким вы представляете себе «зоркий взгляд» красавицы? О чем говорят «очки цвета йода»? Каким был взгляд у чиновника?

Он казался столь же неинтересен во всех отношениях, как множество губернских чиновников, но и первым браком был женат на красавице -- все только руками разводили: за что и почему шли за него такие?

- Как, по-вашему, дальше сложатся отношения в семье?

   И вот вторая красавица спокойно возненавидела его семилетнего мальчика от первой, сделала вид, что совершенно не замечает его.

- За что возненавидела мачеха пасынка? Как будет действовать отец в сложившейся ситуации?

Тогда и отец, от страха перед ней, тоже притворился, будто у него нет и никогда не было сына. И мальчик, от природы живой, ласковый, стал в их присутствии бояться слово сказать, а там и совсем затаился, сделался как бы несуществующим в доме.

- Как может проявить себя ненависть мачехи?

   Тотчас после свадьбы его перевели спать из отцовской спальни на диванчик в гостиную, небольшую комнату возле столовой, убранную синей бархатной мебелью. Но сон у него был беспокойный, он каждую ночь сбивал простыню и одеяло на пол. И вскоре красавица сказала горничной:

   -- Это безобразие, он весь бархат на диване изотрет. Стелите ему, Настя, на полу, на том тюфячке, который я велела вам спрятать в большой сундук покойной барыни в коридоре.

- Что будет с мальчиком дальше?

   И мальчик, в своем круглом одиночестве на всем свете, зажил совершенно самостоятельной, совершенно обособленной от всего дома жизнью, -- неслышной, незаметной, одинаковой изо дня в день: смиренно сидит себе в уголке гостиной, рисует на грифельной доске домики или шепотом читает по складам все одну и ту же книжечку с картинками, купленную еще при покойной маме, смотрит в окна... Спит он на полу между диваном и кадкой с пальмой. Он сам стелет себе постельку вечером и сам прилежно убирает, свертывает ее утром и уносит в коридор в мамин сундук. Там спрятано и все остальное добришко его.

Хочется повторить вопрос:

- Что будет с мальчиком дальше?

3.Стадия рефлексии. Какие вопросы у вас остались после прочтения рассказа?

Дети могут предложить следующие вопросы:

- Почему рассказ назван «Красавица»?

- Почему отец предал сына, чтобы угодить жене – красавице?

- Как сложится судьба мальчика?

- Какие нравственные проблемы поднимает рассказ?

Развернутый вопрос на один из этих вопросов и будет домашним заданием.



   Приложение 1.Сводная таблица «Чиновник и красавица».

Чиновник

Линии сравнения

Красавица

1)Пожилой вдовец

1)Возраст

1)Молоденькая красавица

2)Молчалив и скромен

2)Характер

2)Она знала себе цену

3)Худой, высокий, чахоточного сложения

3)Внешность

3)Невелика, отлично сложена, хорошо одета

4)Носил очки цвета йода

4)Взгляд

4)Взгляд имела зоркий

5)-

5)Отношение к дому

5)Очень внимательна и хозяйственна по дому

6)Неинтересен во всех отношениях, но второй раз женат на красавице

6)Вывод

6)Счастлива ли красавица?

7)Из страха перед женой притворился, что у него нет сына

7)Отношение к сыну (пасынку) 7-ми лет

7)Спокойно возненавидела:

сделала вид, что не замечает его; перевела спать на диванчик; чтобы не истерся бархат на диване, приказала стелить на полу на тюфячке




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!